Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунова Т.А.

В статье определена роль инноваций в малом бизнесе. Проведен анализ проблем инноваций малого бизнеса в России, в частности, финансирование для нововведений и продвижения. Рассмотрены государственные программы поддержки и внедрения инноваций в малый бизнес в РФ. Для сравнения представлена система инноваций для малого бизнеса в зарубежных странах. Поставлены задачи для дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SMALL BUSINESS INNOVATION IN RUSSIA

The article defines the role of innovation in small business. The analysis of the problems of small business innovation in Russia, in particular, financing for innovation and promotion. The state programs of support and introduction of innovations in small business in the Russian Federation are considered. For comparison, a system of innovations for small businesses in foreign countries is presented. Tasks are set for further research of the problem under consideration.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Т.А. Сапунова, канд. экон. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-3-80-82

Аннотация. В статье определена роль инноваций в малом бизнесе. Проведен анализ проблем инноваций малого бизнеса в России, в частности, финансирование для нововведений и продвижения. Рассмотрены государственные программы поддержки и внедрения инноваций в малый бизнес в РФ. Для сравнения представлена система инноваций для малого бизнеса в зарубежных странах. Поставлены задачи для дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: инновации, предпринимательство, малый бизнес, конкуренция, рынок.

Во все времена такие понятия как «инновация» и «предпринимательство» всегда были взаимосвязаны. Умный предприниматель знает, что для привлечения к своей деятельности новых клиентов, необходимо не стоять на месте, а постоянно развиваться. Само по себе слово инновация означает нововведение, для повышения каких-либо процессов в свою пользу. [1]

Понятия помогают получить конкурентное преимущество не только малым предпринимателям, фирмам, но и отдельным регионам и даже странам. Одна из важных составляющих инноваций - это креативность. Что-то необычное всегда привлекает внимание. Воплоти свои идеи не так, как все, прояви креативность к своей идее - результатом будет большой бонус к привлечению внимания клиентов.

Сегодня в мировую экономику инновации вносят в основном небольшие предприятия, которые используют высокие технологии и креативный подход к реализации идей. И действительно, именно малый бизнес - это идеальная площадка для реализации своих мыслей и креативности. Именно благодаря им инновации развиваются и внедряются в современную экономику. Но в России, к сожалению, рыночные инновационные механизмы работают не в полную силу. Современное налоговое и бюджетное законодательства очень сильно ограничивают доступ предпринимателей к нужным ресурсам, а также препятствуют поддержке от государства. [2]

Успешное применение чего-либо нового в различные сферы общества - и есть успешная инновация. В отличие от таких стран, как Япония и США, где инновации являются сильнейшим фактором конкурентной борьбы предприятий, Европа уступает им. Как правило, обусловлено это тем, что на Европейских рынках исследования и какие-либо разработки очень медленно внедряются на рынок и производство, не получая должного внимания.

В семидесятых годах прошлого века в некоторых странах с ведущей экономикой были подписаны законы, которые стимулировали как предпринимателей, так и государство, на развитие сферы инноваций. США известность приняла «система сбалансированных показателей», в Японии «постоянных маленьких улучшений», названная «КАИЗЕН».[3]

В России, к сожалению, ничего подобного пока что нет. В основном у нас лишь имитационная система освоения. С переходом Российской экономики на рыночные отношения, начали активно формироваться различные формы малого бизнеса: -создание рыночной инфраструктуры -реструктуризация государственного сектора

-возникновение разнообразных форм собственности.

С появлением огромного количества независимых предприятий образовалась конкурентная среда, благодаря которой происходит постоянная борьба за клиентуру.

Именно такие организации преимущественно и занимаются инновационной деятельностью, благодаря своей гибкости и умению оперативно реагировать на требования рынка. [4] Однако инновационный потенциал малого бизнеса задействован недостаточно. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Москвы дал оценку предприятиям, которые предлагают инновации. Она гласит, что за последние 10 лет количество предприятий, которые предлагают новшества в научно-технической сфере, уменьшилось в 60 раз, а те разработки, которые проходят далее на рассмотрения, до своей реализации доходят всего лишь 1-3%. Тем временем в западных странах с развитой экономикой эта цифра часто превышает 60-70%.

Опираясь также на данные департамента поддержки, количество малых предприятий, занимающейся инновационной деятельностью, которая принесла действительно огромные плоды, благодаря проделанной работе, всего 1840. Однако, стоит отметить, что тех, кто прошел весь путь (от разработки до производства товара), насчитывается всего лишь несколько сотен от этого числа. Большинство из организаций занимаются разработкой программного обеспечения (35%), а такие как биопрепараты (1%) или же электроника (2%) занимают самые низкие позиции. Впервые программа поддержки малого бизнеса была разработана в 2004 году. На то время, на развитие были затрачены колоссальные деньги-80 млн. рублей, через год сумма возросла до 211 млн. рублей, в 2006 достигла 255 млн.

На сегодняшний день Счетная палата назвала меры поддержки малого бизнеса неэффективными. По данным анализа палаты в период с 2014 по 2018 год, сумма, вложенная в развитие малого бизнеса, превысила отметку в 80 миллиардов рублей, хотя ситуация почти не изменилась. Количество субъектов МСП в России за прошедшие 4 года, почти не изменилось и держалось все время в 5.5-6 млн. человек, а численность работников, занятых в этой сфере 18.9-19.3 млн. человек. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, государство пла-

нирует потратить 244 млрд. рублей по плану развития на 2019-2024 г. Основная поддержка происходит через льготное финансирование, которым занимаются специальные организации.

Недостаточность информации об эффективных нововведениях, из-за высокой загруженности невозможность заниматься ими - это, по мнению предпринимателей малого бизнеса, и есть причины, препятствующие внедрению управленческих инноваций.

По мнению предпринимателей, снизить данный фактор поможет создание единого доступного информационного сервиса, по нововведениям в сфере менеджмента. Работами по созданию могут заняться Российские информационные центры, ресурсный центр малого предпринимательства, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, региональные Фонды поддержки. Также, поддержку могли бы оказать местные административные центры, отвечающие за поддержку предпринимательства, используя государственную статистику, торгово-промышленные палаты и другие. Кроме того, для консультаций квалифицированной помощи, нужно развивать консалтинговые услуги в сфере инновационного менеджмента. Необходимо включить все выше перечисленное к государственной поддержке малого бизнеса РФ. Помимо этого, также нужно использовать возможности научных изданий и СМИ не только для информирования о достигнутых результатах, но и для целенаправленного изменения ценностей, формируя, таким образом, более высокой оценки значимости инноваций в бизнесе.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что инновации в экономике России на мировом уровне занимают далеко не лидирующее место. Необходимо более глубокое изучение и развитие данной структуры. Министерство экономического развития РФ за последние годы потратило более 80 млрд. рублей на развитие малого бизнеса, но он, по большому счету, никак не изменился. Необходимо кардинально проработать данную структуру, и тогда финансы, выделенные на развитие следующих 4-х лет, принесут огромные плоды.

Библиографический список

1. Горфинкель, В.Я. Малый инновационный бизнес: Уч. / В.Я. Горфинкель, Т.Г. По-падюк. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 384 c.

2. Демцура, С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225.

3. Козлов Д.С., Сапунов А.В. Роль и место стратегии в деятельности организации. Modern Science. 2020. № 4-3. C. 94-98.

4. Дармилова Ж.Д., Мугаева Е.В. Стратегии управления инновационной деятельностью промышленных предприятий. Экономика устойчивого развития. 2014. №2 (18). С. 45-50.

PROBLEMS OF SMALL BUSINESS INNOVATION IN RUSSIA

T.A. Sapunova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social and Information Technologies (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article defines the role of innovation in small business. The analysis of the problems of small business innovation in Russia, in particular, financing for innovation and promotion. The state programs of support and introduction of innovations in small business in the Russian Federation are considered. For comparison, a system of innovations for small businesses in foreign countries is presented. Tasks are set for further research of the problem under consideration.

Keywords: innovation, entrepreneurship, small business, competition, market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.