Научная статья на тему 'Инновационная инфраструктура и ее влияние на развитие малого бизнеса'

Инновационная инфраструктура и ее влияние на развитие малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МИП / INNOVATIONS / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / MIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Марина Владимировна

Статья посвящена вопросам, связанным с национальной инновационной инфраструктурой, показано её влияние на развитие малого бизнеса на мировом уровне. Даны определения малым инновационным предприятиям, определены этапы их становления. Инновации рассмотрены как важнейший элемент для развития экономики страны. По практике зарубежных стран показано, что их разработка продуктивно реализуется на предприятиях малого бизнеса. Описаны проблемы малого бизнеса в Российской Федерации, его влияние на экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative infrastructure and its impact on small business development

The article is devoted to issues related to the national innovation infrastructure, shows its impact on the development of small business at the global level. The definitions of small innovative enterprises are given, the stages of their formation are defined. Innovations are considered as the most important element for the development of the country's economy; according to the practice of foreign countries, it has been shown that their development is productively implemented in small businesses. The problems of small business in the Russian Federation, its influence on the economy of the country are described.

Текст научной работы на тему «Инновационная инфраструктура и ее влияние на развитие малого бизнеса»

Таким образом, консалтинг является интеллектуальной деятельностью, в рамках которой консультанты-эксперты проводят анализ, находят проблему и причину ее возникновения, разрабатывают план преодоления этой проблемы и внедряют эффективные инструменты

менеджмента. ■

1. Куклина Е. А, Коршунова А. А. Консалтинг как элемент инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Управленческое консультирование. 2019. №2 (122).

2. Маркетинговый консалтинг - консультирование по продвижению всех областей бизнеса [Электронный ресурс] // БизБи : сайт. - URL: https://bizbe.biz/base/term/106-chto-takoe-marketingovyy-konsalting.html (дата обращения 25.09.19)

3. Окишев Е. И, Соколова Н. А. Идентификация стадий жизненного цикла компаний // Интерактивная наука. 2018. №5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identifikatsiya-stadiy-zhiznennogo-tsikla-kompaniy (Дата обращения: 30.09.2019)

4. Операционный консалтинг [Электронный ресурс] // Sherpa Business Consulting: сайт. - URL: http://www.sherpaconsulting.ru/vidi_consulting/operatsionii_ consulting.htm (Дата обращения: 23.09.19)

5. Юридический консалтинг [Электронный ресурс] // Sherpa Business Consulting: сайт. - URL: http://www.sherpaconsulting.ru/vidi_consulting/uridicheskii_ consulting.htm (Дата обращения: 23.09.19)

6. Introduction to Management Consulting [Electronic resource] // Management study guide: website. - URL: https://www. managementstudyguide .com/management-consulting-introduction.htm (Дата обращения: 29.09.2019)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Introduction to Management Consulting [Electronic resource] // Management study guide: website. - URL: https ://www. managementstudyguide.com/management -consulting-introduction.htm (Дата обращения: 29.09.2019)

Куклина Е. А, Коршунова А. А. Консалтинг как элемент инфраструктуры поддержки малого и

среднего предпринимательства в России // Управленческое консультирование. 2019. №2 (122).

Маркетинговый консалтинг - консультирование по продвижению всех областей бизнеса [Электронный ресурс] // БизБи : сайт. - URL: https ://bizbe.biz/base/term/106-chto -takoe-marketingovyy-konsalting.html (дата обращения 25.09.19)

Окишев Е. И, Соколова Н. А. Идентификация стадий жизненного цикла компаний // Интерактивная наука. 2018. №5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identifikatsiya-stadiy-zhiznennogo-tsikla-kompaniy (Дата обращения: 30.09.2019)

Операционный консалтинг [Электронный ресурс] // Sherpa Business Consulting: сайт. - URL: http://www.sherpaconsulting.ru/vidi_consulting/operat sionii_consulting.htm (Дата обращения: 23.09.19)

Юридический консалтинг [Электронный ресурс] // Sherpa Business Consulting: сайт. - URL: http ://www. sherpaconsulting. ru/vidi_consulting/uridich eskii_consulting.htm (Дата обращения: 23.09.19)

Consulting services as a business development tool

© Tsareva V., 2019

This article discusses consulting as an activity to provide expert advice to the client. For the organization to be successful and competitive, it needs to constantly evolve and integrate into the realities of the modern world. If the company does not have the resources for this, it often turns to professionals in the field of consulting. The article highlights the main types of consulting and considers the main stages of providing consulting services. In addition, it is necessary to understand the problems faced by small and medium-sized business owners at each stage of the life cycle of the organization.

Keywords: consulting, consulting services, consulting, small business, medium business

УДК 334.746.4.001.895

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

© Шакирова М. В., 2019

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Статья посвящена вопросам, связанным с национальной инновационной инфраструктурой, показано её влияние на развитие малого бизнеса на мировом уровне. Даны определения малым инновационным предприятиям, определены этапы их становления. Инновации рассмотрены как важнейший элемент для развития экономики страны. По практике зарубежных стран показано, что их разработка продуктивно реализуется на предприятиях малого бизнеса. Описаны проблемы малого бизнеса в Российской Федерации, его влияние на экономику страны.

Ключевые слова: инновации, национальная инновационная система, малые инновационные предприятия, МИП

На сегодняшний день одним из главных элементов преобразования,

усовершенствования и реорганизации структуры экономики является национальная инновационная система. Именно она создаёт необходимые условия для продвижения уровня экономики к новому технологическому уровню. Использование нововведений влияет на повышение производительности, улучшения качества товаров, развития и увеличения конкурентоспособности [1].

Малые инновационные предприятия — это предприятия, которые осуществляют разработку и внедрение в производство наукоемкие технологии и изделия.

Малые инновационные предприятия (МИП) связывают науку с производством. Малые предприниматели берут на себя ответственность и риски, разрабатывая новые продукты, конвертируя знания в товар. В связи с этим, МИП часто сменяют друг друга. Однако, существует равновесие, которое обеспечивает массу этих предприятий в НИС [4].

Продуктивность национальной инновационной политики тесно связано с развитием малого бизнеса, так как он — это основа нововведений, а также способ перемещения научных знаний и технологий. Главное место малого бизнеса занимают те предприятия, которые занимаются непосредственно разработкой и усовершенствованием

инновационных товаров вплоть до их выхода на коммерческий рынок. В хорошо развитых странах малый бизнес уже давно занимается разработкой инноваций, а крупные компании реализуют товары на рынок. Такой способ распределения труда способствует росту экономки внутри стран в целом. То есть все нововведения, которые меняют направления развития отрасли — это всё следствие работы мелких предприятий.

Малый инновационный бизнес проявляет свою инициативу практически в любой деятельности, но наиболее активен в высокотехнологичных сферах, здравоохранении, биотехнологиях,

нанотехнологиях, производстве лекарств, в космической сфере, а также электронной, химической и машиностроительной сферах.

Возможности малого инновационного бизнеса продуктивно реализуются в западных странах, таких как Франция — 38 %, Германия — 62 %, Норвегия — 49 %, Нидерланды — 40 %, Италия — 20 %, США — 15 %. Также инновации на высоком уровне в развивающихся странах, таких как Китай и Индия. Страна, которая имеет самый большой процент инновационных предприятий промышленности в настоящее время (75 %) — это Ирландия.

Малые инновационные предприятия образуют новую культуру бизнеса, они в короткие сроки способно овладеть изобретением мелкосерийных, исключительных товаров, начать производство

нанотенологичных продуктов, затрачивая на это наименьшие финансы, изменить и усовершенствовать технологию создания товара.

Малое предпринимательство играет большую роль в занятости населения, оно создают рабочие места для людей с высокой специальной квалификацией. По статистике в европейских странах около 6 миллионов человек были заняты на предприятиях малого бизнеса в 2012 году [11].

Малые инновационные предприятия играют важнейшую роль в экономике. Экономика концентрируется на введении новых технологий, а малые предприятия — это своеобразные инструменты, благодаря которым научные разработки внедряются быстро и способны адаптироваться в любых сферах, следовательно, страна развивается быстрее.

На мировом рынке малые инновационные предприятия производят около 50 % инноваций, а потребляют всего 2-5 % от всего финансирования научно-технической сферы.

Малые предприятия — это искомый фактор в развитии экономики. Они преобразуют структуры всевозможных отраслей государственного хозяйства и служат базой для становления новых рынков. Элементы, которые подчёркивают главную роль инновационных малых предприятий это:

• большая чувствительность к значительным инновациям, универсальность перехода к ним;

• огромная мотивация, т.к. только удачно выполненное нововведение может послужить причиной успеха предпринимателя;

• небольшой набор кадров;

• приобретение специальных знаний малого круга высокотехнологичных разработок;

• решимость терпеть колоссальные риски, в случае неудач (что для крупных предприятий является недопустимым);

• Нововведения в малом предпринимательстве можно разделить на две основные группы:

• венчурное финансирование, т.е. научно-исследовательская работа;

• оказание услуг в деятельности обслуживания [9,13].

Предприятия малого инновационного бизнеса делятся на несколько этапов их становления.

К первым относятся предприятия на базовом уровне развития. На этом уровне товары/услуги находятся в стадии разработки, существуют как идея или как образец. В таких организациях работники вовлечены в исполнения конкретных заказов, а штатных сотрудников, как правило, только пара человек. Расходы таких организаций — это, в основном, заработная плата. Большая часть выручки реализуется за счёт объёма товаров/услуг проекта. Этого не хватает для того, чтобы компания могла сама себя содержать, поэтому организации «прирабатывают» на коммерции. Организации не

используют своих помещений и оборудования для реализации проектов, они их арендуют.

Вторые предприятия — это инжиниринговые предприятия. Они являются связующим между разработками и производством товаров/услуг. Инжиниринговая работа, в первую очередь, — деятельность, связанная с проектированием, изготовлением, использованием оборудования, формированием промышленной деятельности, включая в себя учёт предназначения, а также безубыточности и безопасности продукта/услуги. Такие предприятия оценивают и прогнозируют важность изобретений, дорабатывают его до такой степени, чтобы товар/услугу можно было реализовать. Также инжиниринговые компании проводят испытательные работы по заказу промышленных предприятий.

К третьей группе малых инновационных предприятий относятся внедренческие предприятия. Их главная задача — распространение технологий, которые не были использованы, представление на рынок многообещающих проектов различных авторов, доработка этих изобретений до производственного уровня небольших партий с дальнейшей продажей лицензии.

Далее, четвёртые, это технопарковые структуры. Основная деятельность — это конвертирование входных ресурсов, например, интеллектуальных в выходные нововведения. Эти структуры глобально отличаются друг от друга. Одни предоставляют до 3-х видов услуг, а другие могут представлять собой целые регионы, региональные экономические комплексы с нацеленностью на нововведения.

Пятый вид организаций — это предприятия, которые работают, основываясь на рискованном финансировании, то есть венчурном. Это скромные, но очень мобильные организации, целью которых является одобрение, усовершенствование и вывод «смелых» товаров/услуг на производство. Это интерпретируется тем, что работники венчурного предприятия и их партнёры лично заинтересованы в успехе реализации какой-либо инновации. Такой рискованный бизнес изменяет структуру производства внутри страны, стимулирует большие предприятия на улучшение основополагающих правил в управлении.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что инновации — это важнейший элемент для развития экономики страны, а их разработка продуктивно реализуется на предприятиях малого бизнеса, что можно видеть по практике зарубежных стран.

Итак, малый бизнес как основной источник разработки и доработки нововведений представляет огромное значение для экономики стран. Он предоставляет рабочие места для населения, уменьшает отрицательные воздействия на сферу занятости. Использование нововведений влияет на повышение производительности, улучшения качества товаров, развития и увеличения конкурентоспособности [8]. Это теории,

основанные на практике зарубежных стран. Как же обстоят дела в России?

Количество малых предпринимателей в России растёт. Но стоит отметить, несмотря на высокие достижения в инновационном развитии, в России этот фактор экономики не оказывает особого влияния на экономическое развитие страны, как это происходит в странах Западной Европы, США, Юго-Восточной Азии.

В Российской Федерации правительство предоставляет малому бизнесу поддержку, причём финансирование составляет довольно

внушительные цифры. Например, за 2013-2014 года на усовершенствование малых предприятий из государственного бюджета было выделено около 135 миллиардов рублей. Также государство предлагает предпринимателям специальные программы льготного финансирования, также урезаны количества лицензируемых видов деятельности, а также с января 2016 года в силу вступил закон о «надзорных каникулах» [3]. До сегодняшнего времени регламентированные проверки составляли примерно 40 % от их полного числа.

Однако все эти введения не доставляют положительных итогов. Малое

предпринимательство микроскопически влияет на экономику страны и не является тягачом развития.

На 1 января 2015 года в Российской Федерации было зарегистрировано около 2,2 миллиона предприятий малого бизнеса. Если учитывать ещё и предприятия среднего бизнеса, то это 98 % от коммерческих организаций страны. Нужно отметь, что по данным Росстата на малый бизнес приходится только одна четвёртая от общего количества рабочих мест [2].

Ещё одной преградой в развитие малого бизнеса является то, что в регионах России усовершенствование малых инновационных предприятий происходят неоднородно. Каждый регион направлен на развитие своей экономики, своего народа, а не всей страны в целом. На самом низком уровне малый бизнес преобладает в Южном Федеральном округе, а за последние несколько лет он сократился ещё больше. Также идёт на спад численность малых предприятий в Северо-Западном Федеральном округе, однако, этот регион считается самым развитым в сфере малого предпринимательства. Опять же существуют регионы, в которых малый бизнес находится практически на нулевой отметке, например, в Алтайском крае. На первом месте в количестве предприятий малого бизнеса стоит Центральный федеральный округ. Эти предприятия составляют 31,5 % от общего количества малых предпринимателей. Также стоит отметить, что одна десятая от этих предприятий локализуются в Москве [5,7]. Несмотря на все нововведения государства по отношению к малому бизнесу, регионы за границей Центрального федерального

округа менее привлекают предпринимателей. Неоднородный рост малых предпринимателей в Российской Федерации, прежде всего, обусловлен отношением территориальных органов власти. Следует отметить, что уровень ВВП России в сфере малого предпринимательства равен около 21 % [1].

Что касается конкурентоспособности товаров/услуг малого бизнеса Российской Федерации, то цифры окажутся очень печальными — это около 0,4 %. В России малый бизнес уделяет наибольшее внимание торговле и сфере обслуживания, а не инновационным проектам, строительству или другой промышленности. То есть Российский малый бизнес не направлен на экспорт товаров практически никак.

Что не позволяет малому бизнесу развиваться и приносить пользу экономике России? По этому вопросу Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл опрос малых предпринимателей. Ключевыми загвоздками стали:

• курс валют;

• высокие налоги;

• экономическая ситуация;

• государственные законы экономики;

• сложность бюрократических операций.

Также акцент уделялся экономической

обстановке в целом, по вине которой большие потери понесли отрасли строительства, торговли, общепита. Именно те сферы деятельности, которыми, как правило, и занимается отечественный малый бизнес. Также предприниматели сообщали о том, что им стало практически невозможно взять кредит, так как проценты на них повысились [6].

3. Влияние инновационной инфраструктуры на развитие малого бизнеса в России

Как мы заметили, малый бизнес в России уделяет внимание в основном торговле импортных товаров и оказанию услуг общего питания. Так что же происходит с инновационной системой?

Для развития экономики страны необходимо пополнять сферы деятельности малого бизнеса. Это можно сделать с помощью сотрудничества с:

• научными/учебными заведениями, которые изучают, дорабатывают какие-то новые продукты;

• индустриальными организациями, которые эксплуатируют полученные товары/услуги для постоянного производства;

• государственными организациями, региональными и местными органами власти, которые занимаются поддержкой нововведений;

Такие группы взаимосвязанных организаций — это результативные способы повышения конкурентоспособности отечественных продуктов. Пускай сначала это будет проводиться в каком-то конкретном регионе (т.к. в нашей стране это так и есть), но потом это может стать фактором улучшения экономики страны в целом. Эти сотрудничества — опорные точки в вырабатывании

ГЧП (государственно частного партнёрства) в научно-технической сфере, способы улучшения инновационной активности малых предприятий, а также инструменты повышения экспортно-импортного баланса [10].

Предприниматели малого бизнеса, вступая в инновационные организации, могут обеспечить своему бизнесу устойчивость и прочность. Они укрепляют позиции конкурентоспособности, а также получают новые. Все эти факторы основательно влияют на конкурентоспособность всего МИП.

К сожалению, в России, применение такого метода пока что не распространено, поэтому приносит глобальных результатов. Есть ряд проблем, по которым кластерные технологии не могут продуктивно развиваться.

Во-первых, уже существующие технологические центры продают знания, технологии и свои умения, а наука в России сосредоточена в первую очередь на базовых исследованиях.

Во-вторых, нет цельной политики государства, которая развивает инновационную сеть организаций, что влечёт за собой отсутствие взаимосвязи между органами исполнительной власти, поэтому нет гарантии поддержки этих организаций.

В-третьих, в Российской Федерации малоубедительно выработаны соответствующие институты, как общественные, так и государственные. Это означает то, что нет крепких связей между малыми инновационными предприятиями и крупным бизнесом, структурами финансирования, инвесторами, а также образовательными институтами.

В-четвёртых, недостаток компетентных специалистов и методической основы ведёт к тому, что законодательная власть и исполнительная власти не осведомлены о том, что такое кластерный подход и какова его роль в МИП. Когда речь заходит о наборе специалистов, то выбор разделяется на две части:

• Наука требует кадры по инновациям, интеллектуальным способностям;

• Промышленности нужны менеджеры именно по извлечению прибыли из инноваций;

В-пятых, самой большой проблемой является то, что в России у технического процесса, науки и государства нет цели получить какую-то общую выгоду от инновации, нет стремления к сотрудничеству, взаимосвязи.

Пассивным образом развивается общение между индустриальными предприятиями и научными организациями. Большие компании сотрудничают с научно-исследовательскими институтами, и никак не контактируют с МИП. Это негативно отражается на результате всей деятельности.

Повлиять на улучшение малого инновационного предпринимательства смогут:

• финансирование малого инновационного предпринимательства по правилам ГЧП, вовлечение к проектам различных венчурных компаний и крупных компаний;

• обучение представителей организаций различных сфер хотя бы базовым знаниям об инновационной деятельности на основе кластерных технологий;

• получение консультационной поддержки.

Национальная политика в оказании помощи

малого инновационного бизнеса должна включать в себя:

• уменьшение налогов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возможность получения грантов;

• страхование;

• предоставление кредитов на льготной основе;

• и т.п.

Тесная взаимосвязь малых и крупных предпринимателей, институтами науки и образования, государственными структурами, в рамках объединения организаций может достигнуть высоких результатов, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Это сплотит науку, государство и малый инвестиционный бизнес с индустриализацией в стране. Позволит увеличить производительность и масштабы деятельности МИП [12, 14, 15].

Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение, что продуктивность национальной инновационной политики тесно связана с развитием малого бизнеса, так как она — это основа нововведений, а также способ перемещения научных знаний и технологий. Главное место малого бизнеса занимают те предприятия, которые занимаются непосредственно разработкой и усовершенствованием инновационных товаров вплоть до их выхода на коммерческий рынок. В хорошо развитых странах малый бизнес уже давно занимается разработкой инноваций, а крупные компании реализуют товары на рынок. Такой способ распределения труда способствует росту экономки внутри стран в целом. То есть все нововведения, которые меняют направления развития отрасли — это всё следствие работы мелких предприятий.

Российскому малому инновационному бизнесу только предстоит путь применения такого метода. Однако это позволит сплотить науку, государство и малый инвестиционный бизнес с

индустриализацией в стране и как следствие — повысить национальную экономику. ■

1. Орлова Е. П. Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России [Электронный ресурс] / Е. П. Орлова // Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://sibac.info/conf/econom/xxxviii/38479 (Дата

обращения: 26.03.2016)

2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2010: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_47/IssWWW.exe/Stg/metod. htm (Дата обращения: 26.03.2016)

3. Вступил в силу закон о трехлетних «надзорных каникулах» для малого бизнеса [Электронный ресурс] -Электрон. дан. - [Б.м.], 2016 http://www.interfax.ru/business/488243 (Дата обращения: 26.03.2016)

4. Бизнес и инновации [Электронный ресурс] -Электрон. дан. - [Б.м.], 2010 http://www.idbiz.ru/stati-ob-otkrytii-biznesa/149-biznes-i-inovacii.html (Дата обращения: 26.03.2016)

5. Егоршина А.П. Управление инновационным развитием региона: монография / А.П. Егоршина: Изд-во НИМБ, 2008.-288с.

6. Jefrrey J. Fox Как делать большие деньги в малом бизнесе/ Jefrrey J.Fox: Изд-во Альпина Паблишер, 2014. -157с.

7. Михайлов А. Г. Инновационное развитие малого предринимательства на региональном уровне / А. Г. Михайлов: Изд-во Москва, 2007. - 170с.

8. Вишняков Я., Кирсанов К., Киселева С. Инновационный менеджмент: Учебное пособие./ Я. Вишняков: Изд-во КноРус, 2013. - 326с.

9. О'Райли 3 Ч., Ташмен М. Победить с помощью инноваций. Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями / Ч. О'Райли 3: Изд-во Альпина Паблишер, 2014. - 244с.

10. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии / Г. Ицковиц: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.- 238с.

11. Юленкова И. Б. Инновационный малый бизнес: необходимость и механизм развития [Электронный ресурс] / И. Б. Юленкова // Электрон. дан. - М., 2016. -URL: http://bgscience.ru/lib/3001/ (Дата обращения: 26.03.2016)

12. Новые технологии для малого бизнеса в 2016 году [Электронный ресурс], - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://znaydelo.ru/biznes/novye-texnologii.html (Дата обращения: 26.03.2016)

13. 5 секретов инноваций в малом бизнесе [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://business-opening.ru/business-ideas/business-sovety/секреты-инноваций-в-малом-бизнесе/ (Дата обращения: 26.03.2016)

14. Матерова А. А., Крюкова А. А. Роль «втягиваемых» инноваций в малом предпринимательстве [Электронный ресурс] / А. А. Матерова // Электрон. дан. -М., 2016. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58623 (дата обращения: 26.03.2016)

15. Иванов Я. Е. Роль инноваций в функционировании малого бизнеса [Электронный ресурс] / Я. Е.. Иванов // Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.moluch.ru/archive/59/8017/ (дата обращения: 26.03.2016)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Орлова Е. П. Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России [Электронный ресурс] / Е. П. Орлова // Электрон. дан. - М., 2016. -URL: http://sibac.info/conf/econom/xxxviii/38479 (Дата обращения: 26.03.2016)

Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -[Б.м.], 2010:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_47/IssWWW.exe/Stg/ metod.htm (Дата обращения: 26.03.2016)

Вступил в силу закон о трехлетних «надзорных каникулах» для малого бизнеса [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - [Б.м.], 2016 http://www.interfax.ru/business/488243 (Дата

обращения: 26.03.2016)

Бизнес и инновации [Электронный ресурс] -Электрон. дан. - [Б.м.], 2010 http://www.idbiz.ru/stati-ob-otkrytii-biznesa/149-biznes-i-inovacii.html (Дата обращения: 26.03.2016)

Егоршина А.П. Управление инновационным развитием региона: монография / А.П. Егоршина: Изд-во НИМБ, 2008.-288с.

Jefrrey J. Fox Как делать большие деньги в малом бизнесе/ Jefrrey J.Fox: Изд-во Альпина Паблишер, 2014. - 157с.

Михайлов А. Г. Инновационное развитие малого предринимательства на региональном уровне / А. Г. Михайлов: Изд-во Москва, 2007. - 170с.

Вишняков Я., Кирсанов К., Киселева С. Инновационный менеджмент: Учебное пособие./ Я. Вишняков: Изд-во КноРус, 2013. - 326с.

О'Райли 3 Ч., Ташмен М. Победить с помощью инноваций. Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями / Ч. О'Райли 3: Изд-во Альпина Паблишер, 2014. - 244с.

Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии / Г. Ицковиц: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010.- 238с.

Юленкова И. Б. Инновационный малый бизнес: необходимость и механизм развития [Электронный ресурс] / И. Б. Юленкова // Электрон. дан. - М., 2016.

- URL: http://bgscience.ru/lib/3001/ (Дата обращения: 26.03.2016)

Новые технологии для малого бизнеса в 2016 году [Электронный ресурс], - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://znaydelo.ru/biznes/novye-texnologii.html (Дата обращения: 26.03.2016)

5 секретов инноваций в малом бизнесе [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М., 2016. -URL: http://business-opening.ru/business-

ideas/business-sovety/секреты-инноваций-в-малом-бизнесе/ (Дата обращения: 26.03.2016)

Матерова А. А., Крюкова А. А. Роль «втягиваемых» инноваций в малом предпринимательстве [Электронный ресурс] / А. А. Матерова // Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58623 (дата обращения: 26.03.2016)

Иванов Я. Е. Роль инноваций в функционировании малого бизнеса [Электронный ресурс] / Я. Е.. Иванов // Электрон. дан. - М., 2016. -URL: http://www.moluch.ru/archive/59/8017/ (дата обращения: 26.03.2016)

Innovative infrastructure and its impact on small business development

© Shakirova M., 2019

The article is devoted to issues related to the national innovation infrastructure, shows its impact on the development of small business at the global level. The definitions of small innovative enterprises are given, the stages of their formation are defined. Innovations are considered as the most important element for the development of the country's economy; according to the practice of foreign countries, it has been shown that their development is productively implemented in small businesses. The problems of small business in the Russian Federation, its influence on the economy of the country are described.

Keywords: innovations, national innovation system, small innovative enterprises, MIP

УДК 338.3

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН

© Шевелёв В. В., 2019

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В отечественной науке существует ряд методических концепций относительно экономической оценки нефтегазовых объектов, определения потенциальной ценности месторождений, разработка которых велась вначале советскими исследователями, а в настоящее время — российскими работниками научно-исследовательских геологических институтов. Однако, разработанные методики часто затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы, а общепринятая методология для экономической оценки строительства и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, которая охватывала бы широкий круг вопросов и обладала системным подходом к их решению, на данный момент еще не внедрена. Тем не менее, изучение эволюции развития подходов к экономической оценке проектов строительства и эксплуатации месторождений, современного опыта экономической оценки проектов нефтяных и газовых скважин является полезным для практического использования. В статье проанализированы отраслевые особенности и методики экономической оценки проектов некоторых отечественных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.