Научная статья на тему 'Инновационный ваучер как инструмент обеспечения спроса на инновации и катализатор формирования региональных инновационных систем'

Инновационный ваучер как инструмент обеспечения спроса на инновации и катализатор формирования региональных инновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ВАУЧЕРЫ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОСТАВЩИКИ УСЛУГ / ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ Д / INNOVATION VOUCHERS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / SCIENTIFIC RESEARCH ORGANIZATIONS / SERVICE PROVIDERS / KNOWLEDGE TRANSFER / STRATEGIC PLANNING / ALL-RUSSIAN SOCIETY OF INVENTORS AND INNOVATORS / TECHNICAL AND INNOVATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Ирина Евгеньевна, Сергеева Ольга Леонидовна

Анализ форм и видов поддержки доведения до коммерциализации результатов, полученных в ходе реализации инновационных проектов в развитых странах и в России, показал, что в настоящее время в мире существует целый спектр инструментов прямого и косвенного стимулирования использования предприятиями бизнес-сектора результатов интеллектуальной деятельности и проведения собственных исследований и разработок. Одной из ключевых проблем низкой эффективности существующих мер поддержки малого и среднего предпринимательства и стимулирования коммерциализации ранее полученных результатов интеллектуальной деятельности является отсутствие культуры управления и внедрения данных результатов. В инновационно развитых странах для нивелирования, в том числе, и данной проблемы как инструмент используется инновационный ваучер. Предлагаемый инструмент может стимулировать своеобразную «ревизию» накопленных знаний и создание новых, способных преобразовываться в технологии и интегрироваться в экономику посредством малого бизнеса как субъекта экономики. Российскому малому предпринимательству в нестабильных экономических условиях достаточно трудно изыскать возможности вложения собственных средств в инновации. Инновационный ваучер может служить «мостом» между изобретателями и рационализаторами и субъектами малого и среднего бизнеса регионов России и оказывать положительное влияние на развитие сектора промышленного производства, в том числе высокотехнологичного, за счет внедрения инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства. Использование данного инструмента позволит снизить коррупционную составляющую, даст возможность инноваторам и изобретателям лучше почувствовать конъюнктуру потребностей рынка, обеспечит новый виток развития бизнеса на основе внедрения инноваций в конкретном регионе. В настоящее время социальная значимость изобретательства и рационализаторства подорвана, в том числе и в связи с тем, что изобретатели и рационализаторы не вознаграждаются должным образом за созданные ими результаты, что заставляет их «придерживать» полученные ранее результаты, которые в итоге «пылятся на полке» и не приносят положительного социально-экономического эффекта ни самому изобретателю, ни обществу в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильина Ирина Евгеньевна, Сергеева Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative voucher as a tool for ensuring demand for innovation and a catalyst for forming regional innovation systems

Analysis of the forms and types of support for commercialization of the results obtained in the implementation of innovative projects in developed countries and in Russia showed that at present there is a whole range of instruments in the world for direct and indirect stimulation of the use by business enterprises of the results of intellectual activity and the conduct of their own research and developments. One of the key problems of the low effectiveness of existing measures to support SMEs and the stimulation of commercialization of previously obtained results of intellectual activity is the lack of a culture of management and the introduction of these results. In innovative countries an innovative voucher is used to solve this problem. The proposed tool, an innovative voucher, can stimulate a kind of «revision» of accumulated knowledge and the creation of new ones that can be transformed into technologies and integrated into the economy through small business as a subject of the economy. In unstable economic conditions, it is rather difficult for Russian small business to find opportunities to invest its own funds in innovation. The innovation voucher can serve as a «bridge» between inventors and rationalizers and small and medium-sized businesses in the Russian regions and have a positive impact on the development of the industrial production sector, including high-tech, through the introduction of innovations by SMEs. Using an innovative voucher can give innovators and inventors an opportunity to better understand the market situation and provide a new round of business development based on innovation in a particular region.Currently, the social importance of inventiveness and innovation is undermined, including because inventors and rationalizers are not adequately rewarded for the results they have created, which forces them to «hold» the results obtained earlier, which eventually «dust up» and not Bring a positive socio-economic effect, neither to the inventor, nor to society as a whole.

Текст научной работы на тему «Инновационный ваучер как инструмент обеспечения спроса на инновации и катализатор формирования региональных инновационных систем»

-►

Управление инновациями

Б01: 10.18721/Ж10507 УДК 338.1

ИННОВАЦИОННЫЙ ВАУЧЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПРОСА НА ИННОВАЦИИ И КАТАЛИЗАТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

И.Е. Ильина, О.Л. Сергеева

Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, г. Москва, Российская Федерация

Анализ форм и видов поддержки доведения до коммерциализации результатов, полученных в ходе реализации инновационных проектов в развитых странах и в России, показал, что в настоящее время в мире существует целый спектр инструментов прямого и косвенного стимулирования использования предприятиями бизнес-сектора результатов интеллектуальной деятельности и проведения собственных исследований и разработок. Одной из ключевых проблем низкой эффективности существующих мер поддержки малого и среднего предпринимательства и стимулирования коммерциализации ранее полученных результатов интеллектуальной деятельности является отсутствие культуры управления и внедрения данных результатов. В инновационно развитых странах для нивелирования, в том числе, и данной проблемы как инструмент используется инновационный ваучер. Предлагаемый инструмент может стимулировать своеобразную «ревизию» накопленных знаний и создание новых, способных преобразовываться в технологии и интегрироваться в экономику посредством малого бизнеса как субъекта экономики. Российскому малому предпринимательству в нестабильных экономических условиях достаточно трудно изыскать возможности вложения собственных средств в инновации. Инновационный ваучер может служить «мостом» между изобретателями и рационализаторами и субъектами малого и среднего бизнеса регионов России и оказывать положительное влияние на развитие сектора промышленного производства, в том числе высокотехнологичного, за счет внедрения инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства. Использование данного инструмента позволит снизить коррупционную составляющую, даст возможность инноваторам и изобретателям лучше почувствовать конъюнктуру потребностей рынка, обеспечит новый виток развития бизнеса на основе внедрения инноваций в конкретном регионе. В настоящее время социальная значимость изобретательства и рационализаторства подорвана, в том числе и в связи с тем, что изобретатели и рационализаторы не вознаграждаются должным образом за созданные ими результаты, что заставляет их «придерживать» полученные ранее результаты, которые в итоге «пылятся на полке» и не приносят положительного социально-экономического эффекта ни самому изобретателю, ни обществу в целом.

Ключевые слова: инновационные ваучеры; малое и среднее предпринимательство; научно-исследовательские организации; поставщики услуг; трансфер знаний; стратегическое планирование; всероссийское общество изобретателей и рационализаторов; научно-техническая и инновационная деятельность

Ссылка при цитировании: Ильина И.Е., Сергеева О.Л. // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 5. С. 79-91. Б01: 10.18721/Ж10507

INNOVATIVE VOUCHER AS A TOOL FOR ENSURING DEMAND FOR INNOVATION AND A CATALYST FOR FORMING REGIONAL

INNOVATION SYSTEMS

I.E. Ilina, S.O. Sergeeva

The Russian Institute for Economy, Policy and Law in Science and Technology,

Moscow, Russian Federation

Analysis of the forms and types of support for commercialization of the results obtained in the implementation of innovative projects in developed countries and in Russia showed that at present there is a whole range of instruments in the world for direct and indirect stimulation of the use by business enterprises of the results of intellectual activity and the conduct of their own research and developments. One of the key problems of the low effectiveness of existing measures to support SMEs and the stimulation of commercialization of previously obtained results of intellectual activity is the lack of a culture of management and the introduction of these results. In innovative countries an innovative voucher is used to solve this problem. The proposed tool, an innovative voucher, can stimulate a kind of «revision» of accumulated knowledge and the creation of new ones that can be transformed into technologies and integrated into the economy through small business as a subject of the economy. In unstable economic conditions, it is rather difficult for Russian small business to find opportunities to invest its own funds in innovation. The innovation voucher can serve as a «bridge» between inventors and rationalizers and small and medium-sized businesses in the Russian regions and have a positive impact on the development of the industrial production sector, including hightech, through the introduction of innovations by SMEs. Using an innovative voucher can give innovators and inventors an opportunity to better understand the market situation and provide a new round of business development based on innovation in a particular region. Currently, the social importance of inventiveness and innovation is undermined, including because inventors and rationalizers are not adequately rewarded for the results they have created, which forces them to «hold» the results obtained earlier, which eventually «dust up» and not Bring a positive socio-economic effect, neither to the inventor, nor to society as a whole.

Keywords: innovation vouchers; small and medium business; scientific research organizations; service providers; knowledge transfer; strategic planning; all-russian society of inventors and innovators; technical and innovation activities

Citation: I.E. Ilina, S.O. Sergeeva, Innovative voucher as a tool for ensuring demand for innovation and a catalyst for FORMING regional innovation systems, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (5) (2017) 79-91. DOI: 10.18721/JE.10507

Введение. Россия за последние 25 лет не осуществляла системной реализации научно-технической политики с учетом актуальных технологических трендов, что привело к накоплению невостребованного научно-технологического задела, который не трансформируется в объекты интеллектуальной собственности с целью коммерциализации. Вместе с тем накопленный в научно-технологической сфере страны опыт, в том числе Всероссийского общества инноваторов и рационализаторов (далее — ВОИР), после корректировки может быть использован для встраивания России в новые технологические ниши.

Наиболее восприимчивыми к внедрению инноваций являются субъекты малого и среднего бизнеса. Вклад малых предприятий про-мышленно развитых стран в ВВП достигает 50 %, в то время как российским малым и средним предприятиям (МСП) в нестабильных экономических условиях достаточно трудно изыскать возможности вложения собственных средств в инновации. В России на долю МСП приходится около 20 % ВВП. Анализ критериев ресурсной доступности МСП для реализации инновационного проекта в России по данным опроса МСП Центрального федерального и Сибирского округов (30 % МСП РФ) позволил выявить основные проблемы (рис. 1) [1, 7, 18].

РЕСУРСНАЯ ДОСТУПНОСТЬ МСП

Опрос МСП Центрального федерального и Сибирского округов (30 % МСП РФ)

Обеспечение финансирования проекта

84,7 % «Крайне сложно»

Получение доступа к технологии

74,3 % «Умеренно сложно»

Привлечение необходимой (квалифицированной) рабочей помощи

95,8 % «Умеренно сложно»

Рис. 1. Критерии ресурсной доступности МСП для реализации инновационного проекта Fig. 1 Criteria of resource availability of SMEs for the implementation of an innovative project

Кроме доступа к финансированию, технологиям и подбору квалифицированного персонала существенным препятствием для МСП является слабая маркетинговая составляющая по продвижению продукта на рынок.

Интеллектуальная собственность играет ключевую роль в развитии экономик нового формата (переход к экономике индивидуального спроса), базирующихся на принципах аккумулирования интеллектуальных ресурсов и технологического лидерства и выступает драйвером прорывного роста экономического развития страны. Одним из ключевых факторов успеха являются эффективные формы поддержки коммерциализации полученных ранее результатов интеллектуальной деятельности со стороны государства.

Методика исследования

Формы и виды поддержки доведения до коммерциализации результатов, полученных в ходе реализации инновационных проектов.

Среди наиболее распространенных инструментов прямой поддержки компаний, осуществляющих исследования и разработки, можно выделить целевое бюджетное финансирование в виде субсидий и грантов, льготное кредитование, преференции на заключение государственных контрактов, привлечение частного капитала к финансированию.

К наиболее распространенным в мире косвенным инструментам государственной политики в отношении предприятий бизнес-сектора можно отнести: снижение ставок по налогам (налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и др.); предоставление налоговых льгот и освобождений от уплаты некоторых видов налогов компаний, осуществляющих исследования и разработки в рамках специальных программ или зон [2]; списание расходов на проведение исследований и разработок с повышающим коэффициентом; инвестиционную налоговую скидку (инвестиционный налоговый вычет); предоставление налоговых каникул по выплате налога на прибыль от реализуемых инвестиционных проектов; особые режимы амортизационных отчислений; льготы по подоходному налогу на заработную плату научных сотрудников и по отчислениям в социальные фонды.

Основным объектом прямых методов поддержки являются малые и средние предприятия, реализующие инновационные проекты.

Как показывает опыт кредитования в Великобритании, Германии, Польше и других странах ЕС, а также в США и Японии везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию МСП, помогающие им выйти на рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п.

В США малый бизнес производит в 13 раз больше патентов и осваивает вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.1 Именно малый бизнес дал около 50 % всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса [3]. По оценке ОЭСР, на долю предприятий МСП приходится 10—20 % всех нововведений, притом что их удельный вес в расходах на исследования и разработки составляет 4—5 %. Крупные предприятия используют примерно половину сделанных ими изобретений, тогда как предприятия малого бизнеса — более 70 %.2 По данным Национального научного фонда эффективность затрат на НИОКТР в малых инновационных фирмах США в 4 раза выше, чем в крупных корпорациях. Кроме того, малый инновационный бизнес создает инноваций на одного занятого в 2,5 раза больше и внедряет их на год быстрее, чем крупный бизнес, затрачивая при этом средств на 75 % меньше [3].

Основным содержанием государственной политики в отношении малого инновационного бизнеса в мире является обеспечение его потребностей в финансовых ресурсах. В этой области выделяются следующие основные направления: целевое бюджетное финансирование в виде субсидий и грантов, льготное кредитование, преференции на заключение государственных контрактов, привлечение частно -го капитала к финансированию.

Целевое и бюджетное финансирование в виде субсидий и грантов. В большинстве стран-членов ЕС, Японии, Республике Корея доля государства в финансировании исследований и разработок в интересах малых предприятий составляет порядка 25 % [4], а в таких странах, как Франция, Германия и США, субсидируется около половины расходов малых предприятий [5]. Гранты предоставляет и государство и специальные фонды (Рокфеллера, Форда, Сороса и др.).3

1 U.S. Small Business Administration. Small Business Statistics and Research. URL: http://web.sba.gov/faqs /faqIndexAll.cfm?areaid=24 (дата обращения: 01.10.2016).

2 Франовская Г.Н. Малый бизнес: учеб. пособие. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. 204 с.

3 Экономика предприятия: учебник для сту-

дентов вузов, обучающихся по экономическим

специальностям / под ред. проф. В.Я. Горфинке-

ля. 6-е изд. М.: Юнити-Дана, 2013. 663 с.

В США в рамках Межведомственной программы инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research — SBIR) малым предприятиям на конкурсной основе предоставляются гранты для их участия в программах исследований и разработок федеральных ведомств. Средства на проведение научных исследований малыми предприятиями выделяются в рамках Программы помощи научным исследованиям малых фирм в промышленности (Канада),2 бразильским бюро малого и среднего предпринимательства (SEBRAE) в рамках Программы поддержки исследований на предприятиях (Program for Supporting Research in Enterprises).4 В Германии малые инновационные предприятия могут получить поддержку от фонда HTGF (High-Tech Grunderfonds), который ориентирован на предприятия, работающие в сфере высоких технологий. Фонд инвестирует финансовые средства в новые перспективные компании, предоставляя паевой капитал до 1 млн евро [6]. ЕС в целом также стремится поощрять мелкий бизнес к внедрению новейших технологий. 1 июня 2006 г. Европейский Парламент одобрил «Рамочную программу по инновациям и конкурентоспособности», в соответствии с которой в период с 2007 по 2013 г. около 350 тыс. малых и средних европейских предприятий получили 3,6 млрд евро на поддержку всех форм инноваций [3]. Правительство Японии на всех уровнях власти выделяет субсидии по всем этапам развития субъектов малого предпринимательства, принимающих активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности.5

Одной из форм грантового финансирования является инновационный ваучер. Наше исследование зарубежного опыта применения ваучерных схем [8] продемонстрировало успешность применения инновационного ваучера как инструмента поддержки субъектов МСП в практике Великобритании, Дании, Эстонии, Ирландии, Австралии, Беларуси, Молдовы и др.

4 The Brazil business. Introduction to Sebrae by Karolina Puin. URL: http://thebrazilbusiness.com/ar ticle/introduction-to-sebrae (дата обращения: 01.10.2016).

5 Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учеб. пособие. Казань: Казанский гос. ун-т, 2008. С. 86.

Однако несмотря на положительный зарубежный опыт, относительную простоту реализации программ инновационных ваучеров и относительно невысокий уровень затрат, инновационный ваучер как форма грантовой поддержки малого инновационного бизнеса в российской практике не применяется.

Льготное кредитование. Программах предоставления льготных займов осуществляются в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков [10]. Кредитование осуществляется государственными, коммерческими фондами и банками. Так, в США правительственные организации федерального уровня или сами предоставляют недорогие кредиты малым инновационным предприятиям в рамках специальных программ, или предоставляют гарантии их кредиторам. Финансовые меры реализуются следующим путем: увеличение объемов кредитования малого бизнеса за счет гарантий кредитов Администрацией по делам малого бизнеса; упрощение доступа к микрокредитам; привлечение необходимых финансовых средств с помощью применения системы гарантирования облигационных займов и т. д.

Японское правительство также предоставляет малым инновационным предприятиям льготные займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Основу механизмов финансовой поддержки малых инновационных предприятий в Японии составляют «мягкие займы» — 2—4 %.6

Система льготного кредитования, в том числе предоставление безвозмездных ссуд на осуществление инновационной деятельности, предусмотрена в Швеции, Италии [11], Гер-мании.7 Так, в Италии льготные кредиты на проведение ИиР и осуществление инновационной деятельности предоставляет Фонд технологических нововведений [12].

6 Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учеб. пособие. Казань: Казанский гос. ун-т, 2008. С. 86.

7 Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. 6-е изд. М.: Юнити-Дана, 2013. 663 с.

Преференции на заключение государственных контрактов. В большинстве стран ОЭСР основные государственные агентства, финансирующие исследования и разработки, выделяют небольшой процент своего бюджета на финансирование контрактов с МСП.8 В качестве примера можно привести американскую программу «Исследования малых инновационных предприятий», в рамках которой основные государственные агентства, финансирующие исследования и разработки, выделяют небольшой процент своего бюджета на финансирование контрактов с МСП в своих направлениях деятельности. Поддержка в виде государственных контрактов осуществляется путем выделения 23 % основных государственных контрактов малому бизнесу.8

На поддержку исследований и разработок МСП направлены и существующие в странах ОЭСР программы субконтрактации, предусматривающие в качестве одного из условий контракта на выполнение исследований и разработок для государственных нужд привлечение к выполнению работ малых предприятий. Так, в США одним из условий конкурса на заключение государственных контрактов, цена которых превышает 500 тыс. долл. (в строительстве — 1 млн долл.), является предоставление плана субконтрактации.

Необходимо отметить, что в России в сфере государственных закупок также предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, и правительство продолжает работать в этом направлении. За последнее время для стимулирования спроса на продукцию малых и средних компаний увеличена квота по прямым закупкам товаров, работ, услуг государственными компаниями у малых и средних предприятий с 10 до 15 % (решение вступит в силу с 1 января 2018 г.). Правительством утверждены9

8 Translating research into economic benefits for Australia: Rethinking linkages Position Paper October 2013. URL: http://www.atse.org.au/Documents/Publi cations/position-paper/translating-research-into-produ ctivity.pdf. (дата обращения: 09.08.2014).

9 Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций: Пост. Правительства РФ № 1466 от 23.12.2016 г. // СПС Гарант (дата обращения: 01.03.2017).

типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к их исполнению в рамках закупок товаров, работ, услуг — субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Сформирована двухуровневая система контроля в части обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков. Номенклатура планируемых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 100 866 позиций. За 2016 г. общий объем договоров, заключенных с малыми или средними предприятиями по результатам закупок (всеми способами), составил 1,5 трлн р.

Привлечение частного капитала к финансированию. Венчурное финансирование со стороны государства, как правило, осуществляется через специальные программы или фонды, в том числе так называемые фонды фондов, инвестирующие средства в венчурные фонды со смешанным (частно-государственным) капиталом. В частности, в США с 1958 г. действует государственная Программа инвестиций в компании малого бизнеса (Small Business Investment Companies Program — SBIC). Наиболее известной программой, призванной обеспечить начальным капиталом малый бизнес, является программа SBIR (Small Business Innovation Research Program), запущенная после принятия в 1982 г. Закона о развитии малого инновационного бизнеса (Small Business Innovation Research Act). В Канаде венчурное финансирование малых инновационных предприятий осуществляется в рамках правительственной Программы содействия промышленным исследованиям (Industrial Research Assistance Program — IRAP). В Сингапуре государство разделяет риски венчурных инвестиций через Программу поддержки технологических инвестиций (Technopreneur Investment Incentive Scheme — TII), предоставляющую инвесторам гарантии возмещения убытков при инвестировании в начинающие технологические компании. В Исландии поддержка малых инновационных предприятий осуществляется Новым венчурным фондом бизнеса и Исследовательским советом по кооперации в поощрении предприятий «spin-off». В Великобритании участие государства в венчурном финанси-

ровании осуществляется через Инновационный фонд высшего образования — Higher Education Innovation Fund (HEIF). В Швеции поддержка малых технологичных фирм осуществляется через Шведский фонд промышленного развития (Swedish Industrial Development Fund — IDF), осуществляющий кредитование и прямые инвестиции в малые фирмы, продукция которых относится к приоритетным областям технологического развития (информационные и коммуникационные технологии, науки о жизни, промышленные технологии). В Словакии для этих целей служит инновационный фонд, созданный Министерством экономики. В Финляндии кредиты с повышенным риском невозврата предоставляют Кредитное агентство «Финнвера» (Finnvera, plc.) и Государственная инвестиционная компания «Инвестиции финской промышленности», созданные Министерством торговли и промышленности Финляндии, а также финский Национальный фонд исследований и развития — SITRA, являющийся главным финансовым учреждением, финансирующим «start-up» компании в высокотехнологичной сфере. Примером является и учреждение в 1993 г. в Израиле государственного «фонда фондов» — Yozma («Инициатива»), направлявшего венчурные инвестиции напрямую как в начинающие высокотехнологичные компании, так и во вновь создаваемые венчурные фонды.

В некоторых странах государство предоставляет венчурное финансирование через специальные программы или фонды, которые не являются «фондами фондов». Примерами подобных фондов могут служить немецкий EXIST SEED (создан в рамках программы активизации инновационного потенциала вузов «EXIST-University-based start-ups»), английские Фонд инноваций в высшем образовании (Higher Education Innovation Fund) и Фонд внедрения исследований (Public Sector Research Exploitation Fund) [4]. В США в настоящее время действуют компании венчурного финансирования трех типов — корпоративные (дочерние компании крупных корпораций), независимые и частные ИКМБ (инновационные компании мелкого бизнеса), действующие под эгидой АМБ [13].

Одной из наиболее значимых структур финансовой поддержки малого предпринимательства на общеевропейском уровне является Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank (EIB)). EIB предоставляет глобальные займы через финансовых посредников, действующих на государственном, региональном и даже на местном уровне. Еще одной структурой венчурной поддержки исследований и разработок МСП является финансовый институт Средства европейских технологий — European Technology Facility (ETF). Он как непосредственно участвует в капитале МСП, ориентированных на разработку современных технологий, так и приобретает доли в венчурных компаниях, специализирующихся на предоставлении средств для малых инновационных предприятий. Инициативой Европейской комиссии, направленной на повышение доступности капитала новых предприятий является схема Начальный капитал» (Seed Capital), предусматривающая помощь в создании фондов стартового капитала.10

В России государственную поддержку инновационной деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с перечнем, утвержденным правительством,11 осуществляют Акционерное общество «РОСНАНО» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ.

Меры по стимулированию развития МСП в России. Важно отметить ряд мер, принятых Правительством России и направленных на стимулирование деятельности малого и среднего предпринимательства.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.12 закреплено увеличение

10 Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: учеб. пособие. Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. С. 86.

11 Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности : Распоряж. Правительства РФ № 1459-р от 25.07.2015 г. (в ред. от 15.10.2016 г.) // СПС Гарант (дата обращения: 01.03.2017).

12 Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряж. Правительства РФ № 1083-р от 02.06.2016 г. (в ред. от 08.12.2016 г.) // СПС Гарант (дата обращения: 01.03.2017).

доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 %).

Правительством России в 2016 г. также принят ряд мер в сфере поддержки государством малого и среднего предпринимательства:

— снижение административной нагрузки на субъекты МСП. Введена норма о применении предупреждения как безальтернативной санкции при выявлении административного правонарушения у предпринимателя, если он относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и соответствующее нарушение допущено им впервые.13 Осуществлен запуск единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем предпринимателям, включенным в реестр, не требуется доказывать свою принадлежность к малому или среднему бизнесу;

— оценка влияния принятия нормативных правовых актов. В процедуры оценки включен механизм анализа влияния последствий принятия нормативных правовых актов на деятельность субъектов МСП.14

— расширение возможностей малых предприятий по применению специальных налоговых режимов. Увеличен пороговый размер дохода со 120 до 150 млн р.14 и предельный размер стоимости основных средств со 100 до 150 млн р.15 для применения упрощенной системы налогообложения;

13 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон № 316-ФЗ от 03.07.2016 г. // СПС Гарант (дата обращения: 01.10.2016).

14 Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта: Приказ Минэкономразвития России № 830 от 11.11.2015 г. (в ред. от 12.12.2016 г.) // СПС Гарант (дата обращения: 01.10.2016).

15 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование: Федер. закон № 243-ФЗ от 03.07.2016 г. (в ред. от 30.11.2016 г.) // СПС Гарант (дата обращения: 01.10.2016).

— создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, центров поддержки экспорта, центров компетенций в области инноваций и промышленного производства, объектов капитального строительства). Регионам выделены средства федерального бюджета в размере 11,1 млрд р. на предоставление субсидий, гарантий, микрозаймов;

— расширение сети региональных организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: создано более 300 центров компетенции, оказывающих информационно--консультационные, социально ориентированные и финансово-кредитные услуги, услуги по поддержке экспорта и услуги для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в области инноваций и промышленного производства.

Таким образом, в последнее время государство оказывает существенную поддержку малому и среднему предпринимательству. Только в 2017 г. из федерального бюджета выделено 7,5 млрд р. субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства 82 субъектов Российской Федерации.16

Ключевым документом, определяющим политику в области научно-технологического развития России, является Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 г., где отражены основные приоритеты, задачи и инструменты. В части финансирования исследований и разработок предложена модель «Квалифицированный заказчик», решающая задачу поддержки исследований и разработок, востребованных бизнесом. В целях повышения эффективности реализации данной модели, закрепленной в Стратегии научно-технологического развития до 2035 г. и формирования активной иннова-торской среды в регионах, необходимо рассмотреть вопрос о реализации в России программы «Инновационный ваучер».

На основании исследования схем инновационных ваучеров, применяемых в зарубежных странах (Великобритания, Дания, Эстония, Ирландия, Австралия, Беларусь, Молдова и др.) разработан проект програм-

16 Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Рас-поряж. Правительства РФ № 129-р от 28.01.2017 г. // СПС Гарант (дата обращения: 01.03.2017).

мы «Инновационный ваучер», которая может быть применена на региональном уровне. Одним из ключевых направлений реализации данной Программы является передача технологий и интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, т. е. коммерциализация результатов, полученных в ходе НИОКР, на региональном уровне [8, 9]. Проект программы «Инновационный ваучер» разработан нами в предыдущем исследовании. В целях практической адаптации предлагается им-плементировать в предлагаемую модель уже существующие элементы региональной инновационной системы (рис. 2).

Реализация программы может осуществляться на базе региональных центров поддержки малого и среднего предпринимательства, операторами программы могут выступать российские фонды поддержки инновационной деятельности, например Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонд развития промышленности. В качестве основных поставщиков услуг программы могут выступать региональные подразделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и региональные центры экспериментального производства (рис. 3).

Предполагается, что в процессе реализации программа «Инновационный ваучер» будет стимулировать развитие изобретательства и рационализаторства, малого и среднего предпринимательства в регионах России. Инновационный ваучер может оказать положительное влияние на развитие высокотехнологичного производства за счет внедрения инноваций субъектами МСП. Программа «Ваучер иннова-тора» сможет стать связующим звеном между изобретателями, рационализаторами, малым и средним бизнесом и обществом в лице потребителей инновационной продукции.

Результаты исследования. Предлагаются два варианта финансирования реализации программы Инновационный ваучер на базе двух российских фондов поддержки инновационной деятельности: Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСРМП), Фонда развития промышленности (ФРП) при участии Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и региональных центров экспериментального производства, как поставщиков услуг по программе.

Требования к поставщику работ/услуг:

— наличие компетенции на оказание услуг, выполнение работ по проекту;

— оказание услуг по рыночной стоимости;

— хорошая деловая репутация —к-

Ваучер(5)

Заявка (1)

Поставщик услуг

■ ваучер (3) <............

Услуги (4) : Деньги (в)

Субъект МСП

Финансирующая организация

[Фонд, Центр поддержки МСП)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ваучер (2)

Перечень услуг:

-исследования и разработки;

- разработка продукта;

- передача технологии и интеллектуальной собственности;

- консалтинг в области управления; -обучение и др.

Критерии для предоставления инновационного ваучера:

- соответствие ФЗ «О развитии МСП в РФ»

№ 209-ФЗ от 24.07.2007 Г.

- предприятие без иностранного участия; -предприятие осуществляет свою деятельность на рынке не менее одного года

Номинал инновационного ваучера:

- малый : номинал от 50 до 200 тыс. р., (без условия о

-средний: номинал от 300 и до 500 тыс. р. (сск^щганкиуловщие от 20 до 50 %);

- крупный: номинал от 600 тыс. р. до 1 мдн,р. (со^жшжозуаование не менее 50 %)

Рис. 2. Схема реализации инструмента «инновационный ваучер» Fig. 2. Scheme of implementation of the» innovation voucher»

Региональная программа инновационного ваучера (ваучер инноватора)

Ваучер(5)

Заявка (1)

Поставщики услуг

Деньги (6)

Ваучер (2)

i----....:.-...' Фонд развития

Субъект МСП ФСРМП

промышленности

Услуги (4) (ФРП)

ВОИР и его

региональные

подразделения

Центр

экспериментального производства

Перечень услуг (ФРП): «Пакет инновационного проекта», включающий в себя:

- бизнес-план;

- презентацию и другие документы, необходимые инноваторам для выхода на рынок

Перечень услуг (ФСРМП):

- охрана интеллектуальной собственности;

- управление интеллектуальной собственностью;

- обучение в Академии ВОИР;

- инжиниринг бизнес-процесса;

- ИТ-консалтинг;

- создание цифрового бизнеса;

- технические разработки и тестирование и др.

Рис. 3. Место ВОИР и Центров экспериментального производства в реализации инструмента «инновационный ваучер»

Fig. 3. The place of VOIR and experimental production centers in the implementation

of the tool «innovation voucher

Вариант 1. Финансирование программы «Инновационный ваучер» путем выделения бюджетных средств ФСРМП из средств подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» (ответственный исполнитель — Минэкономразвития России) государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», одной из задач которой является обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вариант 2. Финансирование программы инновационных ваучеров путем выделения бюджетных средств через ФРП Минпромтор-гом России.

И в первом и во втором варианте программы «Инновационный ваучер» необходимо предусмотреть следующее:

— ВОИР в лице своих региональных, местных и первичных организаций будет выступать поставщиком услуги «пакет инновационного проекта», включающей в себя инновационную идею, бизнес-план, презентацию и др., необходимое инноваторам для выхода на рынок;

— региональные центры экспериментально -го производства будут выступать поставщиками услуги «доступ к научно-технической инфраструктуре» и иных услуг, необходимых на этапе прикладных исследований и производства опытных образцов.

Таким образом, результаты интеллектуальной деятельности рационализаторов и изобретателей с помощью ВОИР будут трансформироваться в потенциально востребованные пакеты инновационных проектов и реализовываться субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах. При необходимости доведения до уровня промышленного применения результата интеллектуальной деятельности должны использоваться мощности региональных центров экспериментального производства.

Инновационные ваучеры выдаются по принципу «первый пришел, первый получил». То есть получателем ваучера будет субъект МСП, заявка которого соответствует, по мнению Экспертного совета ФСРМП или ФРП, всем критериям, предъявляемым к проектам, требованиям, предъявляемым к

заявке, а также заявка которого подана раньше других претендентов.

Поставщиком услуг, с которыми получатель ваучера заключает договор на выполнение работ/оказание услуг, является ВОИР и/или региональный центр экспериментального производства.

Получатель инновационного ваучера заключает с поставщиком услуг/работ (ВОИР, региональным центром экспериментального производства) гражданско-правовой договор в соответствии с российским законодательством. Оплата услуг/работ по договору осуществляется посредством инновационного ваучера. Сумма, соответствующая номиналу инновационного ваучера, выплачивается поставщику услуг/работ фондами поддержки инновационной деятельности (ФСРМП, ФРП) после прекращения договора надлежащим исполнением обязательств сторон в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства и представлением получателем ваучера отчета. Порядок выплаты суммы, соответствующей номиналу инновационного ваучера, за предоставленные услуги/работы установленным поставщикам определяется фондами.

Выводы. В настоящее время вся необходимая инфраструктура для реализации программы «Инновационный ваучер» в России, в том числе и в субъектах Российской Федерации, существует. Таким образом, финансовых затрат для создания дополнительных условий при реализации программы не потребуется, что в условиях дефицита ресурсов является весомым плюсом.

Социальная значимость проекта обусловлена его влиянием на развитие изобретательства и рационализаторства в регионах России, а также на сектор малого и среднего предпринимательства.

Успешная реализация разработанной программы «Инновационный ваучер» будет способствовать снижению уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест в предприятиях малого и среднего бизнеса, увеличению объема налоговых поступлений, что благоприятным образом может повлиять на развитие экономики регионов России. Кроме того, положительными моментами реализации программы могут стать возрождение изобретательства и рационализаторст-

ва, формирование спроса на результаты интеллектуальной деятельности у субъектов малого и среднего предпринимательства и, как следствие, их развитие в регионах России.

Инновационный ваучер — инструмент, который может обеспечить решение сразу нескольких проблем. Во-первых, может стимулировать спрос на инновации у субъектов МСП, так как является инструментом целевого финансирования, по которому предоставляются не денежные средства, а документ, на сумму номинала которого может быть оплачена услуга/работа, обеспечивающая внедрение инноваций на предприятии — получателе ваучера. Во-вторых, инновационный ваучер может стать катализатором для развития, в том числе и МСП, сектора обрабатывающих производств, что особенно актуально в период, когда курс экономического развития государства направлен на мобилизацию собственных ресурсов и импортозамещение. В-третьих, посредством инновационных ваучеров будет осуществляться дополнительное финансирование деятельности ВОИР по созданию практикоориен-тированных результатов интеллектуальной деятельности, что может положительным образом сказаться на возрождении в России движения изобретателей и рационализаторов.

В настоящее время такой формы финансового обеспечения государственной поддержки инноваций, как инновационный ваучер, законодательством не предусмотрено.

Успешной реализации предлагаемой программы «Инновационный ваучер» будет способствовать совершенствование действующего нормативно-правового регулирования государственной поддержки инновационной деятельности, которое видится в расширении перечня форм финансового обеспечения государственной поддержки инновационной деятельности за счет введения инновационного ваучера. Введение в российское законодательство указанной формы способно создать дополнительные возможности для вузов, научных организаций, малого и среднего предпринимательства, изобретателей в части коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Реализация предложенного инструмента «инновационный ваучер» применительно к поддержке деятельности инноваторов и рационализаторов требует уточнения и законодательного закрепления данной категории. Внедрению инноваторских и рационализаторских предложений будет способствовать введение меры по обязательному производству (около 5 % от общего объема производства продукции) продукции, созданной с применение указанных предложений.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка ваучерных схем поддержки инновационных проектов малого бизнеса» (проект № 15-02-00645)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Лебедев М.А. Формирование и развитие экосистемы малых инновационных предприятий на базе образовательных организаций высшего образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2017.

[2] Басова А.В. Стимулирование инновационной деятельности компаний с использованием различных инструментов налогового планирования // Инновации. Инвестиции. 2013. № 2 (50).

[3] Оганян А.Р. Зарубежный опыт и российская практика интеграции экономики в мировое хозяйство путем развития предприятий малого бизнеса: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 26 с.

[4] Судариков А.Л., Грибовский А.В. Государственно-частные партнерства в сфере науки, технологий и инноваций: зарубежный опыт // Инновации. 2012. № 7. С. 47—59.

[5] Бокарева В.Б. Поддержка малого бизнеса: отечественный и зарубежный опыт социального

управления // Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 164-172.

[6] Попова И.И. Малые инновационные предприятия и их взаимодействие с субъектами инновационного процесса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 9. URL: http://ekonomi ka.snauka.ru/2013/09/2966 (дата обращения: 01.10.2016).

[7] Ильина И.Е. Направления повышения эффективности информационного обмена результатами интеллектуальной деятельности // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 16. С. 222-239.

[8] Ильина И.Е., Сергеева О.Л., Трачук О.В. Инновационный ваучер как инструмент стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 4(223). 2015. С. 38-49. DOI: 10.5862/JE.223.3

[9] Ильина И.Е., Сергеева О. Л. Стратегическое планирование развития малого и среднего бизнеса: адаптация инновационных ваучерных схем к российским условиям // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2016. № 4. С. 56-67. DOI: 10.5862/JE.246.5

[10] Поддержка малого бизнеса за рубежом. URL: http://www.economic-s.ru/index.php/theory/or ganization-interprenering/podderzhka-malogo-biznesa-za-rubezhom/ (дата обращения: 05.10.2016).

[11] Иванов Я.Е. Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 306-308.

[12] Счастливая Н.В. Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитых стран // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 2.

[13] Курс предпринимательства / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: Юнити, 1997. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/36.htm (дата обращения: 01.10.2016).

[14] Ильина И.Е., Сергеева О.Л., Салицкая Е.А. Инструменты государственных инвестиций в сектор исследований и разработок и инновационную деятельность: зарубежный опыт : колл. моногр. // Адова И.Б., Алетдинова А.А., Бабкин А.В., Байков Е.А., Борисов А.А., Верзилин Д.Н., Вертакова Ю.В., Гле-

[1] M.A. Lebedev, Formirovanie i razvitie ekosistemy malykh innovatsionnykh predpriiatii na baze obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniia : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk, Orel, 2017.

[2] A.V. Basova, Stimulirovanie innovatsionnoi deiatel'nosti kompanii s ispol'zovaniem razlichnykh instrumentov nalogovogo planirovaniia, Innovatsii. Investitsii, 2 (50) (2013).

[3] A.R. Oganian, Zarubezhnyi opyt i rossiiskaia praktika integratsii ekonomiki v mirovoe khoziaistvo putem razvitiia predpriiatii malogo biznesa: avtoref. dis. ... kand. ekon. Nauk, Moscow, 2011.

[4] A.L. Sudarikov, A.V. Gribovskii, Gosudarstvenno-chastnye partnerstva v sfere nauki, tekhnologii i innovatsii: zarubezhnyi opyt, Innovatsii, 7 (2012) 47—59.

[5] V.B. Bokareva, Podderzhka malogo biznesa: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt sotsial'nogo upravleniia, Izvestiia tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 3 (2011) 164—172.

[6] I.I. Popova, Malye innovatsionnye predpriiatiia i ikh vzaimodeistvie s sub"ektami innovatsionnogo protsessa, Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii, 9 (2012). URL: http://ekonomika.snauka. ru/2013/09/2966 (accessed November 01, 2016).

ков П.М., Гузикова Л.А., Гусев И. С., Денисова И.П., Денисов П.В., Дубровская Ю.В., Елохова И.В., Ершова И.Г., Ильина И.Е., Ильинская Е.М., Кравченко В.В., Кравченко М.С., Кремлёва Н.А. и др. Формирование новой экономики и кластерные инициативы: теория и практика. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016.

[15] Сергеева О.Л. Правовые проблемы стимулирования рационализаторской деятельности // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 2. С. 122—132.

[16] Ильина И.Е., Скворцов А.Е. Конкурентоспособность услуги как элемент инновационного развития // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 299—301.

[17] Сергеева О.Л. Инновационный ваучер как инструмент стимулирования развития малого и среднего предпринимательства: перспективы применения в российской практике // Альманах «Наука. Инновации. Образование». Языки славянской культуры. 2015. № 18.

[18] Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Скворцов А.Е. Конкурентоустойчивость хозяйствующих субъектов сферы исследований и разработок: сущность и основные элементы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2016. № 4 (27). С. 37—42.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

[7] I.E. Il'ina, Napravleniia povysheniia effektivnosti informatsionnogo obmena rezul'tatami intellektual'noi deiatel'nosti, Nauka. Innovatsii. Obrazovanie, 16 (2014) 222-239.

[8] I.E. Ilina, O.L. Sergeeva, O.V. Trachuk, The

innovative voucher as an instrument for the strategic planning of small and medium business: foreign experience, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 4 (223) (2015) 38-48. DOI: 10.5862/JE.223.3

[9] I.E. Ilina, O.L. Sergeeva, Strategic planning of small and mediumsized business development: adaptation of innovation voucher schemes to russian conditions, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 4 (246) (2016) 56-67. DOI: 10.5862/JE.246.5

[10] Podderzhka malogo biznesa za rubezhom. URL: http://www.economic-s.ru/index.php/theory/orga nization-interprenering/podderzhka-malogo-biznesa-za-rubezhom/ (accessed November 05, 2016).

[11] Ia.E. Ivanov, Zarubezhnyi opyt innovatsionnogo razvitiia malogo biznesa, Molodoi uchenyi, 12 (2013) 306-308.

[12] N.V. Schastlivaia, Malyi innovatsionnyi biznes v ekonomike vysokorazvitykh stran, Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2 (2009).

ИЛЬИНА Ирина Евгеньевна. E-mail: [email protected] СЕРГЕЕВА Ольга Леонидовна. E-mail: [email protected]

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Kurs predprinimatel'stva. Pod red. prof. V.Ia. Gorfinkelia, prof. V.A. Shvandara, Moscow, Iuniti, 1997. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/36.htm (accessed November 01, 2016).

[14] I.E. Il'ina, O.L. Sergeeva, E.A. Salitskaia, Instrumenty gosudarstvennykh investitsii v sektor issledovanii i razrabotok i innovatsionnuiu deiatel'nost': zarubezhnyi opyt: koll. monogr., Adova I.B., Aletdinova A.A., Babkin A.V., Baikov E.A., Borisov A.A., Verzilin D.N., Vertakova Iu.V., Glekov P.M., Guzikova L.A., Gusev I.S., Denisova I.P., Denisov P.V., Dubrovskaia Iu.V., Elokhova I.V., Ershova I.G., Il'ina I.E., Il'inskaia E.M., Kravchenko V.V., Kravchenko M.S., Kremleva N.A. i dr. Formirovanie novoi ekonomiki i klasternye initsiativy: teoriia i praktika, St. Petersburg, Izd-vo Politekhn. un-ta, 2016.

ILINA Irina E. E-mail: [email protected]

SERGEEVA Olga L. E-mail: [email protected]

[15] O.L. Sergeeva, Pravovye problemy stimulirovaniia ratsionalizatorskoi deiatel'nosti, Nauka. Innovatsii. Obrazovanie, 2 (2016) 122-132.

[16] I.E. Il'ina, A.E. Skvortsov, Konkurentosposobnost' uslugi kak element innovatsionnogo razvitiia, Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 4 (2011) 299—301.

[17] O.L. Sergeeva, Innovatsionnyi vaucher kak instrument stimulirovaniia razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva: perspektivy primeneniia v rossiiskoi praktike, Al'manakh «Nauka. Innovatsii. Obrazovanie». Iazyki slavianskoi kul'tury, 18 (2015).

[18] I.E. Il'ina, E.N. Zharova, A.E. Skvortsov, Konkurentoustoichivost' khoziaistvuiushchikh sub"ektov sfery issledovanii i razrabotok: sushchnost' i osnovnye element, Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia «Ekonomika i upravlenie», 4 (27) (2016) 37—42.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.