Научная статья на тему 'Проблемы инновационности политического образования в современной России'

Проблемы инновационности политического образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохина Т. Н.

Статья посвящена актуальным вопросам политической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INNOVATIVE POLITICAL EDUCATION OF MODERN RUSSIA

The article is devoted to current issues of political science.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационности политического образования в современной России»

ной в декабре 2005 г. Национальной коллегии политологов-преподавателей (совместный орган УМС, НМС, АПН и РАПН), координирующей научную и учебную работу университетского сообщества в условиях модернизации системы образования в стране и включения России в Болонский процесс.

Серьезный импульс к развитию политической науки и политологического образования университетское профессиональное сообщество получило в августе 2008 г., когда решением Ученого совета МГУ в нем на базе политологических кафедр философского факультета был конституирован самостоятельный факультет политологии. Это положило начало цепной реакции образования таких структур в других учебных заведениях. Самым заметным из них стало создание факультета политологии в Санкт-Петербургском государственном университете.

Политологи страны многое сделали за последние годы. Сегодня перед нами задачи еще более объемные и сложные. Университетское сообщество свою особую ответственность сегодня осознает в полной мере и новые проблемы готово решать адекватно, выдержанно и точно.

Т. Н. Митрохина

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В самом общем виде инновационность образовательного процесса состоит в подготовке специалиста, обладающего компетенциями, которые позволили бы ему достойно конкурировать на рынке труда, в формировании профессиональных качеств, позволяющих решать инновационные задачи, в инновационном содержании учебных курсов, инновационных технологиях, средствах, формах и методах обучения и контроля знаний.

Для политического образования это означает, что необходимо готовить интеллектуальные, квалифицированные, творче-

ские, культурные и высокообразованные кадры, способные осуществлять аналитическую, консалтинговую, исследовательскую, организационную, управленческую деятельность в организациях всех уровней власти, способные формулировать и решать инновационные задачи. Политическое образование включает в себя и компонент развития способностей критически оценивать сложившуюся политическую систему. Именно управленческие кадры задают модель развития страны вообще и различных сфер в частности. Образовательные, интеллектуальные, инновационные характеристики власти, уровень нравственного и физического здоровья должны быть фундаментальными для «политического класса».

Особенно это актуально в условиях провозглашенной президентом модернизации, требующей новой политической логики, которой непременно должен овладеть главный субъект модернизации - правящий класс. В процессе формирования профессиональных качеств «правящего класса» ведущая роль принадлежит преподавателям высшей школы в целом и политическому образованию в частности. Политическое образование определяет характер и формы общественной организации и государственного устройства, является фундаментальным фактором, влияющим на качество управления.

Политическое образование, на наш взгляд, требуется в первую очередь профессионалам, но не только. Важными задачами современного политического образования являются и политическая социализация, и политическое просвещение студентов тех специальностей, для которых такие учебные дисциплины, как политология, не являются профилирующими. В процессе освоения политических знаний происходит сознательная и систематическая, методическая и целенаправленная политическая социализация студентов, приобщение их к ценностям политической системы, ликвидация политической безграмотности и инфантильности, формирование активной жизненной позиции, формирование политической культуры. Политические знания формируют мировоззренческую основу гражданина.

Однако в связи с переходом на уровневую образовательную систему политической составляющей образования на таких специальностях почти не остается места. Объяснение очень простое -в большинстве образовательных стандартов нет компетенций такой направленности. Подобная ситуация не может не вызывать тревоги у тех, кто понимает, что без политически образованного населения не имеет смысла вести речь о качестве демократического управления, о формировании гражданского общества, придании гражданину статуса активного субъекта политики, о модернизации российской политической системы, в конце концов - о цивилизованном обществе. Недооценка политической составляющей приводит к неблагоприятным последствиям -политически необразованные управленцы руководят политически неграмотным населением.

Модернизация образования, реформа высшей школы - это важнейший и неотъемлемый элемент модернизации государства в целом. Конечно, в определенной мере модернизация образования осуществляется посредством перехода на двухуровневую систему высшего образования. Однако модернизационный эффект от реформы высшего образования, согласно Болонским соглашениям, не так уж и очевиден и представляется всего лишь технологией унификации образовательных систем и не более того. Далеко не ясно, что же мы приобретем в результате реформирования. Но еще более неочевидно, что мы теряем или уже потеряли от разрушения отечественной школы фундаментального высшего образования.

В условиях перехода на двухуровневую образовательную систему модель специалиста заложена комплексом компетенций, то есть в основу образовательного процесса заложен ком-петентностный подход. Сам по себе компетентностный подход -инновация тоже относительная. Особенно если учесть качество формулировок компетенций в образовательных стандартах (например, общекультурная компетенция ОК-11 образовательного стандарта по направлению политология: «выпускник стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и не-

достатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения»). Кто и в рамках какой дисциплины или модуля дисциплин будет формировать эту компетенцию? Как осуществить контроль формирования данной компетенции - «стремится к постоянному саморазвитию»? Вполне правомерен вопрос -кто будет осуществлять контроль? Правомерен и вопрос относительно инновационности этого положения. Всему этому студент обучался и при традиционном российском подходе к подготовке специалиста с высшим образованием.

Не меньше вопросов вызывает и другой принцип новой системы. В рамках компетентностного подхода особая роль отводится самостоятельной работе студента и способам ее организации. Не вполне понятно, за счет чего самостоятельная работа студента «должна приобрести особую значимость и перестать, наконец, быть пустым звуком». Почему этого не произошло до сих пор, но непременно должно произойти сейчас? Что кардинально поменялось? Такие процессы «вдруг» не протекают, они должны быть хорошо обеспечены организационно и материально.

В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг инновации - это элемент выживания. Но инновационное знание не лежит на поверхности, оно требует материальных вложений и интеллектуальных усилий. Оно элитно, корпоративно, не всем доступно как материально, так и интеллектуально. В условиях рыночной экономики и конкуренции на рынке образовательных услуг авторитет преподавателя определяется тем, насколько он сам вписан в стремительно усложняющийся мир и ему соответствует, успешен и востребован в практической деятельности в качестве эксперта, аналитика, консультанта, исследователя.

Высшая школа, как и все другие сферы общественной жизни, действительно нуждается в инновациях, в модернизации, которую нередко трактуют как приведение чего-либо в современное состояние. Сегодня образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей государства, порой даже приходит в противоречие с новой реальностью. Однако возможности отечественной высшей школы объективно ограничены процессами, идущими в российской политике, и стилем «де-

лающих российскую политику» практиков. Власть посредством политических решений осуществляет управление процессами реформирования высшей школы и считает экономию средств на высшую школу вполне допустимой в кризисных условиях.

Одной из важнейших проблем на сегодня является поиск ответов на вопрос - кто в сложившихся условиях может быть источником инноваций в высшей школе? Развитию инноваций в образовательной сфере не способствуют и следующие объективные обстоятельства. Во-первых, положение преподавателя высшей школы - не слишком высокий социальный статус, прежде всего обусловленный материальным уровнем, затрудняет приход в эту сферу наиболее талантливых выпускников. Преподаватели для большинства их же талантливых учеников не являются референтной группой, к которой бы хотел принадлежать выпускник, даже если профессор является интеллектуальным и нравственным образцом для учеников. А ведь инновационный потенциал молодого поколения рассматривается в качестве фундамента обновления любой сферы общества.

Во-вторых, существующая система отбора студентов в высшую школу приводит в вузы довольно большой процент студентов, которых можно квалифицировать как необучаемые, в силу недостаточного интеллектуального уровня. По признанию самих преподавателей, лишь 25-30 % студентов по-настоящему соответствуют требованиям высшей школы (конечно, ориентация по-прежнему осуществляется на советскую высшую школу).

Система ЕГЭ также не внушает большого оптимизма (особенно если принять во внимание многочисленные сообщения в СМИ о нарушениях при проведении тестирования). В результате высшая школа осуществляет прием абитуриентов, по сути, вслепую. В основу положен лишь формальный балл, полученный во время выпускных экзаменов в средней школе на основе тестирования. Абитуриент, прошедший в вуз с высоким баллом по ЕГЭ, не всегда соответствует этому баллу и не всегда может его подтвердить. Умение нестандартно, творчески мыслить, хорошо говорить, оригинально формулировать мысли, разнообразие лексики и другие характеристики творческой, талантливой,

неординарной личности, которые выявлялись в процессе устного экзамена, теперь при приеме в высшее учебное заведение во внимание не принимаются. Высшая школа отстранена от осуществления приема в высшую школу. Профессора высшей школы должны учить тех, кого им отобрала средняя школа. И это тоже инновация и результат реформирования системы высшего образования.

В-третьих, достаточно консервативная система разработки и изменения образовательных стандартов, программ, большое количество формальных процедур и документов, консерватизм самих преподавателей не способствуют инновационному процессу в этой сфере.

В этой связи в современной России сложилось, и не без основания, мнение, что инновационное образование не распространяется через систему высших учебных заведений. Высшая школа транслирует лишь коренные знания - минимальные знания, которыми обладают все участники рассматриваемой области деятельности, представляя собой лишь барьер для входа в сферу деятельности.

Таким образом, основу инновационных процессов в системе высшего образования современной России составляет интеграция России в европейское образовательное пространство в соответствии с Болонскими соглашениями. Направленность реформирования политического образования на ближайшие несколько лет будет детерминирована переходом на двухуровневую систему.

Модель специалиста в рамках двухуровневой системы заложена комплексом общекультурных и профессиональных компетенций образовательного стандарта. Набором этих компетенций определяются модули учебных дисциплин, формирующих эти компетенции. Однако качество формулировок компетенций оставляет желать лучшего. Во всяком случае, базовый набор компетенций, которыми должен обладать бакалавр и магистр политологии, далек от совершенства.

Считаем, что для политического образования стратегия реформирования должна строиться в соответствии с концепцией и

направленностью реформирования политической системы. Вектор инновационности и сущности политического образования задается в значительной степени властью. Важно обеспечить соответствие направленности образовательного процесса актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важной задачей является сохранение фундаментальности российского образования в сочетании с полезностью и прагматичностью знания, конкретикой и нацеленностью на результат, приносящий экономическую выгоду.

Е. В. Сергеева

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ВУЗАХ

Современный период развития общества характеризуется высокой динамичностью и противоречивостью социальных, политических, экономических и культурных процессов. Когда внешняя среда столь непостоянна и хаотична, то единственным настоящим фундаментом для человека становится его внутренний мир, его жизненные принципы и ценности, его мировоззрение и понимание своей роли в этом мире, знания, умения и навыки. Естественно, что в такой ситуации колоссально возрастает роль и значение системы образования, которая должна предоставлять человеку не только право и свободу получения высококачественного профессионального образования, но и подготавливать его к жизни в обществе, к выполнению целого ряда социальных и политических ролей и функций.

Многие мыслители рассматривали институт образования как модель современного общества, воспроизводящую все его структуры и роли, с которыми индивид столкнется в реальности. Учебное заведение является не только местом передачи знаний и навыков, но и представляет собой сложно организованное пространство, в котором человек познает основы человеческого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.