Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / TOURIST ACTIVITY / SOCIAL TOURISM / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / TOURIST RESOURCES / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Л.С., Мальцева М.В., Кормишова А.В., Чудновский А.Д., Троицкий Д.А.

Актуальность. Развитие туристского сектора экономики - важнейший фактор распределения и перераспределения финансовых ресурсов между социально - экономическими системами. В период пандемии 2020 года, когда мобильность социальных групп резко снизилась, трансформация экономической реальности привела к необходимости переосмысления экономических механизмов реализации туристских услуг. Сложившаяся современная система хозяйствования определяет научно - исследовательскую актуальность работы. Объект исследования. Туристская деятельность хозяйствующих субъектов, как ингерентный признак открытой экономической системы. Предмет исследования. Инновационное развитие субъектов туристской деятельности современной экономической системы. Цель исследования. Заключается в дескриптивном выражении проблем инновационного развития, как фактора антагониста, влияющего на эффективность деятельности хозяйствующего субъекта. Задачи исследования. Заключаются в детекции факторов - антагонистов инновационного развития туристских предприятий. Методология исследования. Использованы экстраспективные методы дескриптивного характера, базирующиеся на общепризнанных методах научного познания: анализ, синтез, аналогии, абстрагирование, дедукцию и др., обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования. Результаты исследования. Выражаются в детекции проблем инновационного развития хозяйствующего субъекта, как фактора влияющего на инновационную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоров Л.С., Мальцева М.В., Кормишова А.В., Чудновский А.Д., Троицкий Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TOURISM ENTERPRISES ANNOTATION

Relevance. The development of the tourism sector of the economy is the most important factor in the distribution and redistribution of financial resources between socio - economic systems. During the 2020 pandemic, when the mobility of social groups dropped sharply, the transformation of economic reality led to the need to rethink the economic mechanisms for the implementation of tourist services. The existing modern economic system determines the research relevance of the work. Object of study. Tourism activity of business entities as an inherent feature of an open economic system. Subject of study. Innovative development of subjects of tourist activity of the modern economic system. Purpose of the study. It consists in a descriptive expression of the problems of innovative development, as an antagonist factor that affects the efficiency of an economic entity. Research objectives. They consist in the detection of factors - antagonists of the innovative development of tourism enterprises. Research methodology. We used extra-promising methods of a descriptive nature, based on generally recognized methods of scientific knowledge: analysis, synthesis, analogies, abstraction, deduction, etc., conditioned by the phenomenological and systemic principles of research. Research results. They are expressed in the detection of problems of innovative development of an economic entity as a factor influencing innovative activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Проблемы инновационного развития туристских предприятий

Федоров Лев Сергеевич, профессор

д-р экон. наук, проф. кафедры логистики и управления транспортными системами, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» (МИИТ), lsfedorov2012@yandex.ru

Мальцева Мария Валерьевна, доцент

канд. экон. наук, доц. кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», m_maltseva@list.ru

Кормишова Аида Васильевна,

канд. экон. наук, доц., доц. кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», aidakorm@mail.ru

Чудновский Алексей Данилович

д-р экон. наук, проф., ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Троицкий Дмитрий Александрович,

магистр, МГТУ им. НЭ Баумана

Актуальность.

Развитие туристского сектора экономики - важнейший фактор распределения и перераспределения финансовых ресурсов между социально - экономическими системами. В период пандемии 2020 года, когда мобильность социальных групп резко снизилась, трансформация экономической реальности привела к необходимости переосмысления экономических механизмов реализации туристских услуг. Сложившаяся современная система хозяйствования определяет научно - исследовательскую актуальность работы.

Объект исследования. Туристская деятельность хозяйствующих субъектов, как ингерентный признак открытой экономической системы.

Предмет исследования. Инновационное развитие субъектов туристской деятельности современной экономической системы.

Цель исследования. Заключается в дескриптивном выражении проблем инновационного развития, как фактора антагониста, влияющего на эффективность деятельности хозяйствующего субъекта.

Задачи исследования. Заключаются в детекции факторов - антагонистов инновационного развития туристских предприятий. Методология исследования. Использованы экстраспективные методы дескриптивного характера, базирующиеся на общепризнанных методах научного познания: анализ, синтез, аналогии, абстрагирование, дедукцию и др., обусловленные феноменологическими и системными принципами исследования. Результаты исследования. Выражаются в детекции проблем инновационного развития хозяйствующего субъекта, как фактора влияющего на инновационную активность. Ключевые слова: туристская деятельность, туризм социальный, социально-экономическая система, туристские ресурсы, инвестиции.

Введение

Сегмент экономики, отвечающий за оказание и исполнение туристских услуг, занимает важную нишу в системе формирования валового национального продукта. Инвестиции в эту отрасль важный фактор, способствующий инвестиционной активности и увеличению транспарентности хозяйственного комплекса страны. Инвестиции в инновации в свою очередь увеличивают технологичность отрасли в целом и способствуют укреплению курса национальной валюты на международной арене. Поэтому вопросы детекции «проблемных зон» отрасли как никогда актуальны.

Основная часть

Говоря об инновационном развитии отрасли необходимо отметить, что добавленная стоимость, формируемая на конечный продукт (услугу) в большей степени определяет капиталоёмкость инвестиций в инновационное развитие. Для того чтобы исключить категориально - понятийную неоднозначность области исследования, представим определение, что мы понимаем под инновационным развитием туристской индустрии, использую терминологию принятую в [2].

Инновационное развитие туристской индустрии (авторское определение) - процесс разумной человеческой деятельности, обусловленный сознательным це-леполаганием по созданию, внедрению, активному использованию качественно и (или) количественно новых форм туристской деятельности.

Очевидно, что подобный процесс определяется показателями отрасли, которые необходимо проанализировать, представим анализ в табличной форме показателей развития туристской отрасли в период с 2014 по 2019 (включительно) годб, таблица 1.

Как мы можем видеть из таблицы 1 (строка 1) численность лиц размещенных в коллективных средствах размещения неуклонно растёт с 38,41 млн. чел. в 2014 году до 76,04 млн. чел. в 2019 году. Почти двукратный рост за анализируемый период свидетельствует о росте ёмкости рынка в целом. Но при этом крайне негативной тенденцией выступает значительное падение показателя инвестиций в основной капитал средств размещения (таблица 1, строка 3) с 80468 млн. руб. до 36683 млн. руб., что, несомненно, отражает главную проблему инновационного развития туристской отрасли и хозяйствующих субъектов - недостаточность инвестиций для формирования инновационной активности в отрасли. То есть мы имеем обратно пропорциональную тенденцию - при росте ёмкости рынка почти в два раза, инвестиции в этот же рынок упали почти в два раза, с учётом значительной капиталоёмкости инноваций, обеспечить процесс инновационного развития отрасли в таких условиях достаточно проблематично.

Следующая проблема, которая становится очевидной при анализе показателей развития туристкой отрасли в Российской Федерации, это вклад туризма во внутренний валовой продукт (ВВП) страны (таблица 1, строка 18). Незначительная доля 3,4-3,9 процента вклада в ВВП страны обуславливает незначительную добавленную стоимость, что мы наглядно видим в динамике показателя валовой добавленной стоимости туристской индустрии (таблица 1, строка 21). Подобная диспропорция негативно сказывается на достаточности государственного финансирования отрасли, что также сказывается на инновационном развитии отрасли.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Таблица 1

Показатели развития туристкой отрасли в Российской Федерации с 2014 по 2019 годы

№ п/п Наименование показателя ед. измерения 2014 2015 Динамика 2015г. к ана-лог.2014г. (+/-) % 2016 Динамика 2016г. к ана-лог.2015г. (+/-) % 2017 Динамика 2017г. к ана-лог.2016г. (+/-) % 2018 Динамика 2018г. к ана-лог.2017 г. (+/-) % 2019 Динамика 2019 г. к ана-лог.2018 г. (+/-) %

1 Численность лиц размещенных в коллективных средствах размещения млн чел 38,41 49,28 28,32 54,45 10,48 61,62 13,18 73,69 19,58 76,04 3,19

в том числе:

1.1. Численность граждан Российской Федерации размещенных в коллективных средствах размещения млн чел 33,80 43,66 29,17 48,36 10,76 53,60 10,84 62,21 16,07 65,19 4,79

1.2. Численность иностранных граждан размещенных в коллективных средствах размещения млн чел 4,61 5,63 22,12 6,09 8,28 8,03 31,77 11,48 42,98 10,86 -5,40

2 Площадь номерного фонда коллективных средств размещения тыс м2 13 130,6 13 343,8 1,62 17 844,4 33,73 19 450,5 9,00 21 632,7 11,22 22 215,0 2,69

3 Инвестиции в основной капитал средств размещения (гости-ницы,места для временного проживания) млн руб 80 468,5 32 653,5 -59,42 30 366,1 -7,01 32 483,4 6,97 42 861,1 31,95 36 683,0 -14,41

4 Количество койко-мест в коллективных средствах размещения тыс ед. 1 573 1 763 12,03 1 848 4,84 2 168 17,32 2 415 11,37 2 502 3,62

5 Количество лиц работающих в коллективных средствах размещения тыс чел 399,1 402,6 0,87 466,6 15,91 493,3 5,71 325,0 -34,12 354,3 9,02

6 Количество лиц, работающих в туристских фирмах тыс чел 45,5 48,4 6,53 40,0 -17,48 47,2 18,16 66,7 41,23 61,3 -8,10

Объем платных

7 туристких услуг оказанных населению млрд руб 147,5 158,3 7,32 161,3 1,90 166,5 3,24 172,1 3,35 179,8 4,47

8 Объем планых услуг гостиниц и аналогичных средств размещения млрд руб 175,7 189,0 7,57 213,3 12,86 219,9 3,10 255,7 16,27 247,3 -3,29

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТУРИСТКУЮ ОТРАСЛЬ

9 Число въездных поездок иностранных граждан (тыс.чел.) тыс. чел. 25 438 26 852 5,56 24 571 -8,49 24 390 -0,74 24 551 0,66 24 419 -0,54

Число выезд-

10 ных поездок граждан России (тыс.чел) тыс. чел. 42 921 34 390 -19,88 31 659 -7,94 39 629 25,17 41 964 5,89 45 330 8,02

11 Число коллективных средств размещения ед. 15 590 20 135 29,15 20 534 1,98 25 291 23,17 28 072 11,00 28 302 0,82

в том числе:

11. 1. гостиницы и

аналогичные средства размещения ед. 10 714 13 957 30,27 15 368 10,11 18 753 22,03 21 300 13,58 21 312 0,06

11. 2. специализированные средства размещения ед. 4 876 6 178 26,70 5166 -16,38 6538 26,56 6772 3,58 6990 3,22

12 Число ночевок в коллективных средствах размещения тыс. 184 018,0 212 195,0 15,31 216 838,0 2,19 253 023,0 16,69 274 584,7 8,52 283 191,0 3,13

13 Число санаторно-курортных организаций (са-натории,профи-пактории.пансио-наты с лечением) тыс.мест (коек) 1 905 1 878 -1,42 1832 -2,45 1802 -1,64 1755 -2,61 1777 1,25

14 Численность лечившихся и отдыхавших в са-наторно-курорт-ных оорганиза-циях тыс.чел. 6 641 6 476 -2,48 7 119 9,93 6 431 -9,66 6 880 6,98 7 231 5,10

15 Количество объектов общественного питания (в сфере туризма) ед. 109 033 111 631 2,38 113 791 1,93 115 895 1,85 119 217 2,87 122 191 2,49

в том числе:

16 общедоступные столовые и закусочные ед. 32 666,00 32 970,00 0,93 33 190,00 0,67 33 466,00 0,83 33 809,00 1,02 34 141,00 0,98

17 рестораны,кафе ,бары ед. 76 367,00 78 661,00 3,00 80 601,00 2,47 82 429,00 2,27 85 408,00 3,61 88 050,00 3,09

18 Вклад туризма в ВВП страны % 3,40 3,30 -2,94 3,40 3,03 3,90 14,71 3,90 0,00 н\д

19 Экспорт услуг по статье "Поездки" (млрд долл. США) (млрд. дол.США) 11,80 8,40 -28,81 7,80 -7,14 8,90 14,10 11,60 30,34 11,00 -5,17

20 Количество туроператоров в Едином федеральном реестре ед. 4 173,00 4 110,00 -1,51 4 467,00 8,69 4 553,00 1,93 4 426,00 -2,79 4 613,00 4,23

21 Валовая добавленная стоимость туристской индустрии млрд. рублей 2 300,90 2 444,30 6,23 2 610,50 6,80 3 270,70 25,29 3 690,80 12,84 н\д

Другой проблемой инновационного развития туристской отрасли и предприятий выступает диспропорция в показателях: число въездных поездок иностранных граждан (таблица 1, строка 9) - число выездных поездок граждан России (таблица 1, строка 10). Как мы видим, разница почти двукратная, так в 2019 году число въездных поездок иностранных граждан - 24,4 млн. чел., число выездных поездок граждан России - 45,33 млн. чел.. Подобная диспропорция снижает инвестиционную привлекательность туристской отрасли России на международной арене, что в свою очередь сказывается на показателях инновационного развития отрасли. Инновационное развитие сектора экономики практически невозможно без привлечения крупных международных инвестиций в отрасль, но этот процесс не может быть обеспечен, если инвестиционная привлекательность отрасли для международных инвесторов низкая.

Таким образом, проанализировав показатели развития туристской отрасли в Российской Федерации, мы выделили круг проблем, который очевидным образом влияет на инновационное развитие туристской отрасли и хозяйствующих субъектов, также негативно сказывается на инвестиционном климате в целом.

Выводы

Подводя итоги нашего исследования, дескриптивно по пунктам представим вываленные нами проблемы инновационного развития отрасли и туристских предприятий:

1. Диспропорция в объёме рынка и объёме инвестиций - необходимо стимулирование инвестиционной активности, в том числе за счёт средств государственной

поддержки, особенно в период значительного экономического спада, вызванного всемирной пандемией 2020 года;

2. Непропорционально малая доля туризма во внутреннем валовом продукте страны - необходимость принятия федеральной программы по развитию отрасли, тактико -стратегического характера, создания условий смежности оказания услуг с промышленным комплексом страны;

3. Низкая инвестиционная привлекательность туристской отрасли, вызванная диспропорцией показателей число въездных поездок иностранных граждан -число выездных поездок граждан России - необходимость принятия регулирующих мер и создания бренд ориентированной маркетинговой стратегии на международном уровне для устранения диспропорции и повышения инвестиционной привлекательности туристской системы хозяйствования.

Следует отметить, что не смотря на очевидные фундаментальные проблемы в рассматриваемой системе хозяйствования, наличествует значительный потенциал роста, который обусловлен двукратным увеличением объёма рынка в натуральных показателях.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://tourism.gov.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2018-2020-gody/, свободный - (дата обращения 25.12.2020);

2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об основах туристской деятельности в

CS

о

CS

Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/, свободный - (дата обращения 25.12.2020)

3. Попова Е.В. Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития // Инновации. 2006. № 7 (94). С. 13-18.

4. Попова Е.В. Эффект одного закона. Правовые нормы и формирование инновационной инфраструктуры // Инновации. 2006. № 2 (89). С. 3-15.

5. Жукова М.А., Чудновский А.Д., Курбакова О.А. Методика выбора модели развития сельского туризма в российских регионах // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2 (24). С. 152-161.

6. Akhmetov L.G., Khramova N.A., Sychenkova A.V., Chudnovskiy A.D., Pugacheva N.B., Pavlushin A.A., Varlamova M.V., Khilsher V.A. Selective support for the development of regional vocational education services: the russian experience // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 127-134.

Problems of innovative development of tourism enterprises annotation

Fedorov L.S., Maltseva M.V., Kormishova A.V., Chudnovsky A.D., Troitsky D.A.

Russian University of Transport, State University of Management Relevance.

The development of the tourism sector of the economy is the most important factor in the distribution and redistribution of financial resources between socio - economic systems. During the 2020 pandemic, when the mobility of social groups dropped sharply, the transformation of economic reality led to the need to rethink the economic mechanisms for the implementation of tourist services. The existing modern economic system determines the research relevance of the work. Object of study. Tourism activity of business entities as an inherent

feature of an open economic system. Subject of study. Innovative development of subjects of tourist

activity of the modern economic system. Purpose of the study. It consists in a descriptive expression of the problems of innovative development, as an antagonist factor that affects the efficiency of an economic entity. Research objectives. They consist in the detection of factors -antagonists of the innovative development of tourism enterprises.

Research methodology. We used extra-promising methods of a descriptive nature, based on generally recognized methods of scientific knowledge: analysis, synthesis, analogies, abstraction, deduction, etc., conditioned by the phenomenological and systemic principles of research. Research results. They are expressed in the detection of problems of innovative development of an economic entity as a factor influencing innovative activity. Keywords: tourist activity, social tourism, socio-economic system, tourist resources, investments.

References

1. Federal State Statistics Service [Electronic resource] .- Access

mode: https://tourism.gov.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period -2018-2020-gody /, free - (date of treatment 12/25/2020);

2. Federal Law of 24.11.1996 N 132-FZ (as amended on 08.06.2020) "On the Basics of Tourist Activity in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/bb 9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/, free - (date of treatment 12/25/2020)

3. Popova E.V. The main directions of state tax policy in order to

stimulate innovative development // Innovations. 2006. No. 7 (94). S. 13-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Popova E.V. One Law Effect. Legal norms and the formation of

innovative infrastructure // Innovations. 2006. No. 2 (89). S. 315.

5. Zhukova M.A., Chudnovsky A.D., Kurbakova O.A. Methodology

for choosing a model for the development of rural tourism in Russian regions // Izvestiya Sochi State University. 2013. No. 1-2 (24). S. 152-161.

6. Akhmetov L.G., Khramova N.A., Sychenkova A.V., Chudnovskiy

A.D., Pugacheva N.B., Pavlushin A.A., Varlamova M.V., Khilsher V.A. Selective support for the development of regional vocational education services: the Russian experience // International Review of Management and Marketing. 2016.Vol. 6.No. 2.P. 127-134.

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.