Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО РЫНКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ'

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО РЫНКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО РЫНКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

-во-первых, развивать доступные формы правильного времяпровождения молодого поколения (эстетические клубы, различные вечера, спортивные и культурные центры, агротуризм и т.д.);

-во-вторых, разрабатывать и эффективно реализовывать национальную политику в сфере борьбы с табакокурением, алкоголизмом и наркоманией. Мало проводить профилактические беседы и выпускать социальные рекламы, когда на каждом шагу идет рекламирование этого же табака, алкоголя, да и сама покупка этих веществ не является проблемой для подростков.

-в-третьих, необходимо приложить все усилия для того, чтобы сохранить бесплатным хотя бы среднее образование, которое является основой для будущего развития молодого поколения.

Таким образом, в настоящий момент у молодежи существуют конкретные проблемы на пути социализации и только комплексные меры со стороны государства и общества смогут их разрешить.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] : (ред. от 30.12.2008) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Официальный сайт МВД РФ [электронный ресурс]. - URL: http://www.mvd.ru/

3. Сайт Адвентус форум [электронный ресурс ]. - URL: http: //adventusvideo. com/

Никольченко Н.К. аспирант

Тихоокеанский Государственный Университет Институт Экономики и Управления

Россия, ¿.Хабаровск

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО РЫНКА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Инновационное развитие предполагает введение на рынок принципиально новых товаров, техники, форм производства и обмена, а также повышение уровня образования и квалификации трудовых ресурсов, создание новых общественных институтов.

Инвестиции - это расходы на восстановление изношенного основного капитала и увеличение основного капитала, который включает в себя здания, оборудование, используемые в процессе производства, жилье, товарно-материальные запасы. [1]

Медико-технический рынок является одним из рынков, развитие которого во многом определяется развитием инноваций. Специфическая особенность данного рынка заключается в том, что инвестирование его развития обеспечивается государством. Рынок медицинской техники и рынок медицинских услуг находятся в тесной зависимости друг от друга. В

этом заключается одна из основополагающих особенностей функционирования рынка. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. При этом, для производителей медицинской промышленности определяющим фактором не является изучение потребительского спроса, с целью создания новых продуктов. В целях производства новых продуктов они ориентируются на информацию специализированных научных исследовательских институтов занимающихся разработкой нового медицинского оборудования.

Говоря о внедрении инновационных разработок медико-технического рынка в деятельность учреждений здравоохранения Хабаровского края, следует понимать, что существует некоторый перечень ограничений. Прежде всего, это финансирование проектов модернизации, которое носит ограниченный характер. То есть, закупка и внедрение нового оборудования в процесс оказания медицинской помощи населению будет напрямую зависеть от объема финансирования лечебных учреждений.

Второй проблемой, по мнению автора, является возможность реализации поставок высокотехнологичного оборудования. Эта проблема связана с процессом реализации государственных контрактов. Поскольку контроль этой сферы государственных закупок остается на достаточно низком уровне, существует большое количество нарушений и злоупотреблений, как со стороны поставщиков продукции, являющихся посредниками на данном рынке, так и со стороны органов управления лечебных учреждений, осуществляющих распределение бюджета.

Третьей проблемой, которая является также общей проблемой оснащения большинства медицинских учреждений высокотехнологичным оборудованием, является необоснованность закупки. Зачастую, особенно это касается отдаленных районов, при принятии решения о закупке оборудования не учитывается ее экономическая целесообразность. Дорогостоящее и уникальное оборудование поставляется в лечебные учреждения, где поток пациентов, лечение которых требует использования этого оборудования, очень низкий. При этом стоимость расходных материалов, часто имеющих срок годности, а также стоимость технического обслуживания этого оборудования очень высоки. Примером могут служить поставки высокотехнологичного оборудования, стоимость которого достигает десятки миллионов рублей, в лечебные учреждения отдаленных районов края. При этом, по опросам специалистов, его использование происходит крайне редко, а иногда и вообще не используется на протяжении нескольких месяцев, объясняя это тем, что на нем либо некому работать, либо к «прежнему» оборудованию медицинские работники «привыкли» и не желают переучиваться. Возникает логичный вопрос: для чего менять «привычное» оборудование на более новое, если его технические

характеристики обеспечивают минимальный необходимый объем исследований для пациента, позволяющий выявить заболевания и направить в соответствующие центры для прохождения полного обследования и получения специализированной медицинской помощи. Выделенные средства могут быть направлены на улучшение общебольничных условий обслуживания населения, включая ремонт помещений, оснащение необходимой мебелью, а также закупки необходимых инструментов и расходных материалов.

Четвертая проблема заключается в необходимости модернизации сопутствующих объектов лечебных учреждений, без чего невозможна установка и ввод в эксплуатацию закупаемого оборудования. Речь идет о зданиях, требующих ремонта, особенно это относиться к отдаленным от регионального центра учреждениям. Электросети, водоснабжение также часто требуют модернизации для обеспечения возможности нормальной эксплуатации оборудования. Все это требует дополнительных инвестиций и часто становиться серьезным препятствием для исполнения обязательств по государственным контрактам в установленные сроки. Поскольку даже при поставке оборудования в срок, очень часто лечебные учреждения не готовы его принять из-за срыва сроков ремонта или строительства, даже на хранение, объясняя это отсутствием условий и свободных помещений для временного размещения оборудования. Вследствие чего, компании поставщики вынуждены принимать на себя обязательства по ответственному хранению поставляемой медицинской техники, что влечет за собой дополнительные затраты, не предусмотренные государственным контрактом.

Следующая проблема заключается в квалификации специалистов. Эта проблема, по мнению авторов, складывается из нескольких пунктов: прежде всего, это квалификация медицинского персонала, который работает на поставляемом оборудовании. Если в региональных центрах имеются специалисты, способные обучаться и работать с высокотехнологичным оборудованием, то в отдаленных районах, таких специалистов просто нет. Кадровое обеспечение лечебных учреждений показывает нехватку специалистов по направлениям оказания медицинской помощи, которая закрывается замещением должностей. Так, укомплектованность врачебными должностями учреждений здравоохранения, подчиненных министерству здравоохранения Хабаровского края за период с 2008г по 2010г без учета совместительства составляет в среднем 56,8 %. При чем, если в г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре эта величина составляет 61% и 58,5% соответственно, то в Бикинском районе эта цифра составляет 35,8%, а в Тугуро-Чумиканском - 21,6%. [2]

Следующий момент, это наличие специалистов, способных осуществлять техническое обслуживание. В Хабаровском крае, на сегодняшний день, количество предприятий, оказывающих сервисное

обслуживание медицинского оборудования, очень ограничено и, как правило, это предприятия, которые осуществляют поставку этого оборудования. Штат инженеров таких предприятий насчитывает от одного -двух до десяти человек, специализация которых также ограничена. При этом, постгарантийное обслуживание часто не закладывается в стоимость государственного контракта, а лечебные учреждения не имеют на это достаточных средств. Обучение таких специалистов должно производиться на заводах изготовителей и требует серьезных затрат. Так, например, обслуживание и ремонт оборудования чешской компании ООО «БМТ-МММ», могут осуществлять в Хабаровском крае только двое инженеров, а стерилизационное оборудование этого производителя поставляется во многие крупные учреждения здравоохранения края. Есть и техника, ремонт которой может осуществлять только специалист завода изготовителя, что влечет за собой еще большие затраты и трудности его осуществления.

Это основные проблемы, которые существуют при реализации проектов по модернизации и обновлению парка медицинского оборудования лечебно-профилактических учреждений. Решение проблем, по мнению автора, заключается в комплексном походе к вопросам оснащения медицинских учреждений необходимым медицинским оборудованием. Прежде всего, необходима детальная разработка норм оснащения с учетом количества населения, уровня заболеваемости и возможностью миграции пациентов в центральные лечебные учреждения для прохождения медицинского обследования и оказания специализированной медицинской помощи. Далее, необходима полная и детальная проработка каждого проекта по оснащению медицинского учреждения с учетом экономической целесообразности поставки того или иного оборудовании, включая возможность последующих поставок расходных материалов, технического обслуживания, а также возможности обучения медицинского персонала грамотной работе с оборудованием, в том числе с привлечением специалистов заводов изготовителей. При заключении государственных контрактов на поставку высокотехнологичного оборудования, необходимо обеспечить контроль их исполнения на всех этапах с возможностью регулирования сроков поставки, а также оказания поддержки тем поставщикам, которые вынуждены идти на сокращение прибыли в целях качественного исполнения обязательств по заключенным контрактам.

Кроме этого, необходимо обеспечить контроль исполнения обязательств тех компаний-поставщиков, которые оказывают услуги по строительству, ремонту и подготовке помещений для установки и ввода в эксплуатацию специализированного оборудования, требующего специальных условий работы. Это касается ренгендиагностического оборудования, компьютерных и магниторезонансных томографов, аппаратов ультразвуковой диагностики, операционного и стерилизационного оборудования.

И одним из самых важных вопросов, которому необходимо уделить внимание, это постоянное обучение специалистов медицинских учреждений. Для этого необходимо создание специальных государственных программ, реализуемых в рамках программы модернизации сферы здравоохранения, позволяющих одновременно проводить обучающие семинары и тренинги с привлечением специалистов производителей, а также медицинских специалистов, имеющих опыт работы с тем или иным оборудованием. Кроме этого, по мнению автора, необходимо создание службы поддержки эксплуатации оборудования, в функции которой будет входить консультация медицинских работников по правильной эксплуатации оборудования с возможным пошаговым исправлением ошибок, допускаемых в ежедневной работе. Такие службы могут создаваться на базе компаний поставщиков или производителей. Однако их финансирование и развитие должно осуществляться при поддержке государства.

Дополнительно, в каждом регионе должна быть создана база имеющегося оборудования с отслеживанием интенсивности его использования, а также сроков проводимого технического обслуживания, что позволит выявить слабые зоны эксплуатации оборудования, а также районы, которые не попали в программу модернизации, но нуждаются в определенном техническом оснащении или переоснащении парка медицинской техники. Кроме того, это позволит создать ясную картину оснащения всего региона с последующим возможным перераспределением бюджетных средств в сторону тех учреждений здравоохранения, которые наиболее остро в этом нуждаются.

Без комплексного подхода, решение проблем оснащения лечебных учреждений инновационным медицинским оборудованием будет носить ограниченный характер и создаст дополнительные трудности для дальнейшего развития оказания специализированной медицинской помощи населению.

Использованные источники:

1. Кривов В.Д., Инновационно-инвестиционный подход к развитию экономики // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 10.

2. Основные показатели здоровья населения Хабаровского края и деятельности медицинских учреждений в 2010 году» - 2011: Статистический сборник / ГУЗ «Краевая психиатрическая больница» МЗ Хабаровского края - Хабаровск, 2011. - 121с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.