Научная статья на тему 'Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе'

Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
3989
433
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И СЛУХА / ИНКЛЮЗИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Визитова Светлана Юрьевна

Детей с различными нарушениями здоровья становится больше с каждым годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеграцию в образовательную среду и социализацию. Создание условий для получения образования детьми данной категории с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. В Указе Президента Российской Федерации подчеркивается, что во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество» [5]. В статье 79 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" определено, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах [6]. В связи с этим организация инклюзивного образования становится особенно актуальной. Инклюзивное или включающее образование предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями могут посещать обычные сады и школы, общаться, расти и развиваться вместе с другими детьми. Основная идея инклюзивного образования состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать со здоровыми сверстниками. При этом у детей, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье, формируются социально значимые и положительные личностные качества. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения и позволяет рассматривать интеграцию и инклюзию не как фазы, а как две стороны одного процесса: встречное движение общества к ребенку и ребенка к обществу, что исключает формирование у детей с особыми образовательными потребностями таких негативных качеств личности, как потребительское отношение к окружающим, иждивенчество и эгоцентризм [4]. Конечно, необходимо учитывать, что не всем детям с ограниченными возможностями здоровья может быть показана успешная компенсация их ограничений в процессе обучения в результате коррекции и дальнейшее обучение вместе со здоровыми сверстниками. Большая часть слепых, слабовидящих, глухих и слабослышащих детей обучаются в специальных учреждениях, но не все родители могут использовать эту возможность, особенно если учреждение располагается в другом городе. Кроме того, существуют сложности социализации данной категории детей после окончания обучения, поэтому родители заинтересованы в том, чтобы их дети как можно раньше были включены в общую систему образования и получили в процессе обучения необходимые навыки и компетенции. Нарушения зрения и слуха относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья у детей. По данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, дальнозоркостью, амблиопией. С каждым годом число таких детей растет. Зрительный анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений, поэтому проблема обучения детей со зрительными расстройствами продолжает оставаться актуальной. Педагогам и родителям необходимо понимать, что чем раньше приобретен дефект, тем сильнее выражены вторичные нарушения, несмотря на то, что психическое развитие слепых детей имеет такие же закономерности, как у зрячих. С раннего возраста родителям и педагогам необходимо направлять усилия на целенаправленное формирование у детей желания вступать в тесный эмоциональный и речевой контакт с детьми и взрослыми и интереса к происходящему вокруг них. С этой целью посредством игры надо направлять их совместные действия, специально создавать и организовывать ситуации общения, активно участвуя во всех видах детской деятельности. Обязательным условием результативной работы с детьми данной категории является рациональное построение занятий, определение оптимальных зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств, а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии. С поступлением ребенка в школу повышается роль семьи, просвещения родителей и педагогов в вопросах сохранения зрения и создания специальных условий для обучения с учетом истинных факторов риска нарушений: возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, наследственности, пола, факторов образа жизни. В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим расстройства зрения, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию, исследовать и познавать окружающий ребенка мир с помощью сохранных анализаторов. Но при этом необходимо знать, что у слабовидящих детей в познавательной и учебной деятельности зрение остается ведущим анализатором, поэтому для письма и чтения используется плоский шрифт [2]. Большое значение для развития детей с нарушением зрения имеет социализация, в процессе которой они должны овладеть умением взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, необходимыми элементарными бытовыми и социальными навыками. Кроме того у детей с данными нарушениями важно формировать эмоциональную отзывчивость на происходящее. Одной из необходимых задач при реализации инклюзивного образования является вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении и в семье. Поэтому такое большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие слепого или слабовидящего ребенка требуют от родителей знаний особенностей его развития ребенка, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя при помощи сохранных чувств. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др. При этом важно создавать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка: не следует применять излишне щадящий режим или гиперопеку, обе стратегии отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения. Большим подспорьем педагогам и родителям являются труды Венеры Закировны Денискиной, которая представила в своих работах усовершенствованную педагогическую классификацию детей с нарушением зрения и раскрыла множество аспектов взаимодействия и развития данной категории детей [1, с. 20-28]. Проблемы обучения слабовидящих детей в массовой школе в условиях интеграции раскрыты в работах Марии Ивановны Земцовой: вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы, методы и принципы организации учебного процесса, приёмы обучения слабовидящих предметам, требующим зрительного контроля (труд, ИЗО, география и др.) и гигиенические требования к учебной работе [3]. Не менее важной проблемой, с которой сталкиваются родители и педагоги, является нарушение у детей слуха. Серьезность данной проблемы обусловлена тем, что глухота не сразу может быть распознана как имеющееся расстройство. Данное нарушение влияет не только на физиологическое, но и на психологическое развитие ребенка, поэтому важно диагностировать его в первый год жизни. Именно в этот период можно откорректировать слух при помощи слухового аппарата и обеспечить ребенку полноценное языковое и речевое развитие посредством организации ранней абилитации (подготовка к какому-либо роду деятельности) и компенсации (восстановление равновесия). В семье коррекция обеспечивается естественным речевым общением с близкими взрослыми и детьми. Оптимальное количество времени общения с ребенком 30-40 часов в неделю, так как наиболее полная компенсация нарушения возможна именно при таких ресурсных затратах. Для успешной интеграции в образовательную среду ребенок с нарушением слуха должен быть максимально возможно подготовлен. Комплексная психолого-педагогическая поддержка детей с нарушенным слухом также должна начинаться с раннего возраста. Наиболее эффективной формой коррекции нарушений слуха является работа по воспитанию и обучению детей, начиная с 2-х лет. Она должна быть направлена на развитие остаточного слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и обучение грамоте (чтению и письму печатными буквами). При необходимости и имеющимся медицинским показаниям должна быть осуществлена кохлеарная имплантация или другие методы адекватной акустической коррекции слухового восприятия. В настоящее время необходимо отработать модели непрерывного сопровождения и мониторинга детей ребенка с нарушенным зрением или слухом с момента раннего выявления нарушения до устойчивой адаптации в нормальной образовательной среде. Сопровождение должны осуществлять разные специалисты: сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, специальный психолог. Роль специалистов: взаимодействие со всеми участниками инклюзивного процесса (обучающимися, педагогами, родителями класса, в который включены дети) и осуществление с ними коррекционной, профилактической, консультационную работы. При реализации такой модели сопровождения в классе могут обучаться 1-2 ребенка, у которых достаточно скомпенсированы нарушения. Кроме того, следует решать проблему недостаточной профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проблему наличия психологических барьеров со стороны родителей детей без инвалидности и общественности. В одиночку родителям, педагогам или медицинским работникам с решением таких серьезных проблем полноценно не справиться, поэтому так важно выстраивать взаимодействие учреждений образования, культуры, здравоохранения для сохранения и укрепления здоровья детей, а также в ближайшее время повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах особенностей детей с нарушениями зрения и слуха, в том, какими приемами и методами обучать, как научить их общаться с окружающими, в каком возрасте начинать ориентировать ребенка в пространстве и в быту. Таким образом, проблема состояния здоровья детей в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности, а инклюзивное образование как одно из важных и перспективных направлений совершенствования системы образования от детского сада до вуза.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Визитова Светлана Юрьевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе»

Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе

Визитова Светлана Юрьевна

ГБОУ ДПО ИРОСО г.Южно-

Сахалинск

Ключевые слова:

дети с нарушениями зрения и слуха, инклюзия, специальные условия обучения

Детей с различными нарушениями здоровья становится больше с каждым годом. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеграцию в образовательную среду и социализацию. Создание условий для получения образования детьми данной категории с учетом их психофизических особенностей рассматриваются в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. В Указе Президента Российской Федерации подчеркивается, что во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество» [5]. В статье 79 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" определено, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах [6]. В связи с этим организация инклюзивного образования становится особенно актуальной. Инклюзивное или включающее образование предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями могут посещать обычные сады и школы, общаться, расти и развиваться вместе с другими детьми. Основная идея инклюзивного образования состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать со здоровыми сверстниками. При этом у детей, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье, формируются социально значимые и положительные личностные качества. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения и позволяет рассматривать интеграцию и инклюзию не как фазы, а как две стороны одного процесса: встречное движение общества к ребенку и ребенка - к обществу, что исключает формирование у детей с особыми образовательными потребностями таких негативных качеств личности, как потребительское отношение к окружающим, иждивенчество и эгоцентризм [4]. Конечно, необходимо учитывать, что не всем детям с ограниченными возможностями здоровья может быть показана успешная компенсация их ограничений в процессе обучения в результате коррекции и дальнейшее обучение вместе со здоровыми сверстниками. Большая часть слепых, слабовидящих, глухих и слабослышащих детей обучаются в специальных учреждениях, но не все родители могут использовать эту возможность, особенно если учреждение располагается в другом городе. Кроме того, существуют сложности социализации данной категории детей после окончания обучения, поэтому родители заинтересованы в том, чтобы их дети как можно раньше были включены в общую систему образования и получили в процессе обучения необходимые навыки и компетенции. Нарушения зрения и слуха относятся к наиболее распространенным нарушениям здоровья у детей. По данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью, дальнозоркостью, амблиопией. С каждым годом число таких детей растет. Зрительный анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений, поэтому проблема обучения детей со зрительными расстройствами продолжает оставаться актуальной. Педагогам и родителям необходимо понимать, что чем раньше приобретен дефект, тем сильнее выражены вторичные нарушения, несмотря на то, что психическое развитие слепых детей имеет такие же закономерно-сти, как у зрячих. С раннего возраста родителям и педагогам необходимо направлять усилия на целенаправленное формирование у детей желания вступать в тесный

эмоциональный и речевой контакт с детьми и взрослыми и интереса к происходящему вокруг них. С этой целью посредством игры надо направлять их совместные действия, специально создавать и организовывать ситуации общения, активно участвуя во всех видах детской деятельности. Обязательным условием результативной работы с детьми данной категории является рациональное построение занятий, определение оптимальных зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств, а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии. С поступлением ребенка в школу повышается роль семьи, просвещения родителей и педагогов в вопросах сохранения зрения и создания специальных условий для обучения с учетом истинных факторов риска нарушений: возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, наследственности, пола, факторов образа жизни. В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим расстройства зрения, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию, исследовать и познавать окружающий ребенка мир с помощью сохранных анализаторов. Но при этом необходимо знать, что у слабовидящих детей в познавательной и учебной деятельности зрение остается ведущим анализатором, поэтому для письма и чтения используется плоский шрифт [2]. Большое значение для развития детей с нарушением зрения имеет социализация, в процессе которой они должны овладеть умением взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, необходимыми элементарными бытовыми и социальными навыками. Кроме того у детей с данными нарушениями важно формировать эмоциональную отзывчивость на происходящее. Одной из необходимых задач при реализации инклюзивного образования является вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении и в семье. Поэтому такое большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие слепого или слабовидящего ребенка требуют от родителей знаний особенностей его развития ребенка, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя при помощи сохранных чувств. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др. При этом важно создавать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка: не следует применять излишне щадящий режим или гиперопеку, обе стратегии отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения. Большим подспорьем педагогам и родителям являются труды Венеры Закировны Денискиной, которая представила в своих работах усовершенствованную педагогическую классификацию детей с нарушением зрения и раскрыла множество аспектов взаимодействия и развития данной категории детей [1, с. 20-28]. Проблемы обучения слабовидящих детей в массовой школе в условиях интеграции раскрыты в работах Марии Ивановны Земцовой: вопросы научно обоснованного обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы, методы и принципы организации учебного процесса, приёмы обучения слабовидящих предметам, требующим зрительного контроля (труд, ИЗО, география и др.) и гигиенические требования к учебной работе [3]. Не менее важной проблемой, с которой сталкиваются родители и педагоги, является нарушение у детей слуха. Серьезность данной проблемы обусловлена тем, что глухота не сразу может быть распознана как имеющееся расстройство. Данное нарушение влияет не только на физиологическое, но и на психологическое развитие ребенка, поэтому важно диагностировать его в первый год жизни. Именно в этот период можно откорректировать слух при помощи слухового аппарата и обеспечить ребенку полноценное языковое и речевое развитие посредством организации ранней абилитации (подготовка к какому-либо роду деятельности) и компенсации (восстановление равновесия). В семье коррекция обеспечивается естественным речевым общением с близкими взрослыми и детьми. Оптимальное количество времени общения с ребенком - 30-40 часов в неделю, так как наиболее полная компенсация нарушения возможна именно при таких ресурсных затратах. Для успешной интеграции в образовательную среду ребенок с нарушением слуха должен быть максимально возможно подготовлен. Комплексная психолого-педагогическая поддержка детей с нарушенным слухом также должна начинаться с раннего возраста. Наиболее эффективной формой коррекции нарушений слуха является работа по воспитанию и обучению детей, начиная с 2-х лет. Она должна быть направлена на развитие остаточного слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и обучение грамоте (чтению и письму печатными буквами). При необходимости и имеющимся медицинским показаниям должна быть осуществлена кохлеарная имплантация или другие методы адекватной акустической коррекции слухового восприятия. В настоящее время необходимо отработать модели непрерывного сопровождения и мониторинга детей ребенка с нарушенным зрением или

слухом с момента раннего выявления нарушения до устойчивой адаптации в нормальной образовательной среде. Сопровождение должны осуществлять разные специалисты: сурдопедагог, тифлопедагог, логопед, специальный психолог. Роль специалистов: взаимодействие со всеми участниками инклюзивного процесса (обучающимися, педагогами, родителями класса, в который включены дети) и осуществление с ними коррекционной, профилактической, консультационную работы. При реализации такой модели сопровождения в классе могут обучаться 1-2 ребенка, у которых достаточно скомпенсированы нарушения. Кроме того, следует решать проблему недостаточной профессиональной и психологической готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и проблему наличия психологических барьеров со стороны родителей детей без инвалидности и общественности. В одиночку родителям, педагогам или медицинским работникам с решением таких серьезных проблем полноценно не справиться, поэтому так важно выстраивать взаимодействие учреждений образования, культуры, здравоохранения для сохранения и укрепления здоровья детей, а также в ближайшее время повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах особенностей детей с нарушениями зрения и слуха, в том, какими приемами и методами обучать, как научить их общаться с окружающими, в каком возрасте начинать ориентировать ребенка в пространстве и в быту. Таким образом, проблема состояния здоровья детей в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности, а инклюзивное образование как одно из важных и перспективных направлений совершенствования системы образования от детского сада до вуза.

Список литературы:

1. Денискина В. З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 5. - С. 20-28.

2. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. - 2011. - № 5.

3. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973.

4. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.

5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

6. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.