P.P. Хайдаров*
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ХОДЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В МОНОПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ
Чем больше люди информированы о деятельности местных органов власти, тем больше они удовлетворены их работой. В связи с этим особый интерес представляет освещение в СМИ достигнутых результатов муниципальной реформы в монопромышленном городе.
С 2006 г. к реализации положений Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полностью перешли 47 субъектов Федерации, в том числе Республика Татарстан. Переходной период до 1 января 2009 г. позволяет остальным субъектам выбрать оптимальные сроки и модели перехода к системе местного самоуправления. Реализация муниципальной реформы в стране предполагает изменение роли местного самоуправления в структуре публичной власти. Это повышает уровень требований со стороны населения к деятельности органов местного самоуправления.
Между тем большинство россиян (61%) не знают, что в настоящее время в ряде регионов России идет подготовка к реформе местного самоуправления, а в других регионах она уже началась. Таковы данные ВЦИОМа на основании результатов опроса, проведенного в середине декабря 2005 года в 46 регионах, знают о реформе 36% опрошенных [1].
На процесс становления и развития местного самоуправления оказывает влияние и специфика монопромышленного города. Ведь характерной чертой монопрофильных городов является сужение экономических возможностей для жителей, вызванное наличием очень малого числа предприятий на его территории, вызывающим серьезные экономические и социально-психологические проблемы. Например, Нижнекамск развивается как монопрофильный город, ориентированный на один сектор экономики — нефтехимию.
Данные табл. 1. показывают, как жители Нижнекамска относятся к реформам в системе местного самоуправления.
Таблица 1
Уровень поддержки горожанами реформ, проводимых в системе местного самоуправления в Республике Татарстан (в процентах от числа опрошенных)
Уровень поддержки Июнь 2005 г. Октябрь 2006 г.
Поддерживаю реформы 47 53
Не поддерживаю 12 11
Затруднились с ответом 41 36
* © Хайдаров P.P., 2007
Хайдаров Рамис Рамилович — соискатель Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан
Уровень поддержки горожанами реформ, проводимых в системе местного самоуправления в Республике Татарстан, до муниципальной реформы составлял 47%, в ходе реализации реформы увеличился ненамного, всего на 6%. Количество неопределившихся по-прежнему остается очень высоким, даже в ходе реализации муниципальной реформы — 36%, что показывает выжидательную позицию горожан в ожидании итогов муниципальной реформы, а также демонстрирует только декларированную поддержку реформ в системе местного самоуправления при отсутствии соответствующих ценностей.
В связи с этим особый интерес представляет освещение местными СМИ процесса подготовки и реализации, а также некоторых итогов муниципальной реформы в Нижнекамске. Так, контент-анализ печатных СМИ показывает, несмотря на то что администрация города является соучредителем трех городских газет (общий тираж которых на второе полугодие 2005 года составил 18 330 экз., во втором полугодии 2006 года — 24 330 экз.), информирование горожан о ходе подготовки муниципальной реформы оставалось на низком уровне. Например, в газете «Ленинская правда» за весь 2005 год о ходе подготовки муниципальной реформы было всего 10 публикаций. В остальных газетах еще меньше. При этом публикаций проблемного характера не было вообще. Также были опубликованы 22 материала о муниципальных выборах. В той же газете до 1 октября 2006 года было 8 материалов информационного характера о ходе реализации муниципальной реформы, еще 3 проблемного характера, что является явно недостаточным. Как отмечает Р.С. Рафикова, «более 80% нижнекамцев не понимают цели и смысла муниципальной реформы» [2]. Поэтому плохая информированность горожан о ходе реализации реформ в системе местного самоуправления приводит к снижению активности населения в осуществлении местного самоуправления.
Если и происходит информирование граждан о работе администрации, то задача таких публикаций в городе, в республике, да и в России в целом — создать позитивный имидж действующего руководства до следующих выборов. В западной традиции, как пишет Е. Жилякова [3], распространено широкое оповещение жителей о приоритетах муниципальной политики, повседневной работе мэрии или совета. В Великобритании совет одного из больших округов дважды в неделю рассылает жителям газеты, также в каждый почтовый ящик кладется проект муниципального бюджета, чтобы любой житель мог внести свои предложения. В Италии в залах заседаний городских советов стоят отдельные скамьи для горожан, и каждый может прийти и принять участие в дебатах. Пресс-службы городских советов европейских стран выпускают тонны листовок, новостных пресс-релизов, где разъясняется (с простейшими, чуть ли в манере комиксов, иллюстрациями и схемами) каждое решение муниципальной власти. Смысл этой масштабной информационной работы — создание устойчивой системы обратной связи, выстраивание каналов, по которым в центр принятия решений — совет — постоянно поступает информация из внешней для органа власти среды.
Чем больше людей информированы о деятельности местных органов власти, тем больше они удовлетворены их деятельностью (табл. 2).
Проблемы информирования населения о ходе муниципальной рефориы..
83
Таблица 2
Уровень информированности горожан деятельностью муниципальных органов власти (в процентах от числа опрошенных)
Уровень информированности Июнь 2005 Октябрь 2006
Очень хорошо 3 3
Хорошо 7 5
Удовлетворительно 41 30
Плохо 37 47
Очень плохо 12 15
В итоге информированы о деятельности местных органов власти до проведения муниципальной реформы 51%, а удовлетворены деятельностью местных органов власти 67% горожан, уже в ходе проведения муниципальной реформы информированы о деятельности муниципальных органов власти 38% и, соответственно, удовлетворены их деятельностью всего 39% горожан.
Низкий уровень информированности населения о деятельности местного самоуправления отмечают и другие исследователи. Так, результаты опроса показывают, что только 20,6% жителей города Лениногорска Республики Татарстан убеждены в том, что хорошо информированы о деятельности органов местного самоуправления, а 79,4% хотели бы получать больше информации об их деятельности [4].
Таким образом, информирование горожан о работе муниципальных органов власти остается на низком уровне. Это снижает возможности самоорганизации жителей муниципального образования, организации и стимулирования регулярной обратной связи горожан и муниципальных органов власти.
По каким каналам горожане получают и предпочитают получать информацию о деятельности муниципальных органов власти? Основным каналом получения информации о работе местных органов власти до и в ходе проведения муниципальной реформы по-прежнему остаются СМИ (более 80%). Большинство горожан предпочитают получать информацию через местные каналы телевидения и несколько меньше через местные газеты. При этом их количество увеличилось в ходе проведения муниципальной реформы. Через новостные листовки, буклеты, рассылаемые в каждый дом, хотели бы получить информацию до проведения муниципальной реформы 6% и в ходе проведения уже 17% горожан. Наименьшее значение имеет получение информации через межличностные контакты, то есть из слухов (общение с коллегами по работе, с соседями) — около 20%, однако небольшое количество горожан хотят получать информацию из такого источника. Около 20% горожан желают, чтобы муниципальные органы власти взаимодействовали с ними напрямую, то есть на публичных встречах с ними. Они не хотят получать информацию через вспомогательные средства, через посредника в виде территориальных советов общественного самоуправления, а также слухов. Желание получить информацию непосредственно от представителей местных ор-
ганов власти — достаточно положительный момент для них. Весьма низким остается предпочтение горожан в получении информации по такому каналу, как территориальные советы общественного самоуправления. В ходе проведения муниципальной реформы через Интернет получают информацию 3%, а хотели бы получить 9% горожан. Ведь идеальным вариантом является то, когда горожане получают информацию из желаемых источников.
Таким образом, несовпадение каналов реального получения информации о деятельности муниципальных органов власти с каналами предпочтения негативно сказывается на ходе проведения муниципальной реформы.
Библиографический список
1. Ничего не вижу, не слышу и не знаю // Управа. — 2006. — № 2. — С. 70.
2. Рафикова, Р.С. Манипулятивные технологии управления на муниципальном уровне: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Р.С. Рафикова. — Казань, 2006. — С. 20.
3. Жилякова, Е. Хочешь узнать, что делать? Спроси у соседей. / Е. Жилякова // Муниципальная власть. — 2005. — № 2. — С. 64.
4. Максимова, Н. В. Информированность населения как необходимый фактор развития местного самоуправления (на примере г. Лениногорска (Татарстан)) / Н. В. Максимова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — №11. - С. 26.
Статья принята в печать в окончательном варианте 13.12.2006 г.
R.R.Chaydarov
THE PROBLEMS OF INFORMATION OF POPULATION ABOUT THE MUNICIPAL REFOM IN MONOPRODUCTION TOWN
From more people have information about activity of local government, then they more with their work. With this facts very high interest has talking the interest of lighting it public mass media, in their local working pleases realization of attained results of municipal reforms in monoproduction town.