Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения целевого муниципального управления'

Проблемы информационного обеспечения целевого муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
704
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЕВОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / LOCAL GOVERNMENT / SPECIAL-PURPOSE MUNICIPAL MANAGEMENT / COMMUNICATION FIELD / INFORMATION SUPPORT / FEEDBACK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Губина Наталья Викторовна, Тухватуллина Марина Александровна

В статье показывается, что эффективное целевое муниципальное управление невозможно без полноценного информационного обеспечения, важной составляющей которого является обратная связь органов власти с населением.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article it is proved that effective target municipal management is impossible without the high-grade information support which important component is communication between local governments and people.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения целевого муниципального управления»

Социологии

Наталья ГУБИНА, Марина ТУХВАТУЛЛИНА

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье показывается, что эффективное целевое муниципальное управление невозможно без полноценного информационного обеспечения, важной составляющей которого является обратная связь органов власти с населением.

In article it is proved that effective speeial-purpose municipal management is impossible without the high-grade information support, the important component of which is communication between local governments and people.

Ключевые слова:

местное самоуправление, целевое муниципальное управление, коммуникационное попе, информационное обеспечение, обратная связь; local government, special-purpose municipal management, communication field, information support, feedback.

В отечественной науке и практике управления происходит осознание того, что развитие местного самоуправления на уровне городских территорий в настоящий период выступает как основополагающий процесс демократического преобразования России. При этом муниципальное управление в России формируется как новая сфера управленческой деятельности, так как задачи, с которыми сегодня имеют дело органы местного самоуправления, существенно отличаются от задач прежней структуры территориального управления и того, что приходится решать в рамках государственного, производственного и организационного управления. Реформирование местного самоуправления, обозначенное в качестве одной из приоритетных задач государства1, призвано обеспечить комплексное решение вопросов обслуживания населения, способствовать достижению политической и социальной стабильности в обществе.

Успешность осуществления своих функций органами местного самоуправления зависит в настоящее время от многих условий и, в первую очередь, от перехода к новым методам управления, направленным на согласование целей, которые ставят муниципальные власти, с целями, преследуемыми населением муниципального образования. Отсюда усиление внимания к целевому управлению на муниципальном уровне, которое начинает рассматриваться как один из реальных шансов создания эффективного муниципального управления2.

Важным условием эффективности целевого муниципального управления выступает полная и достоверная информация, которая заполняет коммуникационное поле муниципального образования. Коммуникации служат основой властных отношений3, через них осуществляются разработка и принятие управленческих решений, они позволяют удовлетворить информационные потребности всех участников процесса развития местного сообщества4. При этом информационным источником муниципального коммуникационного

1 Из выступления Д.А. Медведева на II Общероссийском гражданском форуме 22.01.2008 // http://www.medvedev2008.ru/performance_2008_01_22.htm

2 Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Финансы и статистика, 2004, с. 127.

3 Попов В.Д. Социальная информациология — наука XXI века (проблемы становления и развития). — М. : РАГС, 2004, 92 с.

4 Пенюгалова А.В. Методологические основы и опыт применения информационной базы местного сообщества : монография. — Краснодар: КубГУ, 2005, с. 4.

ГУБИНА Наталья Викторовна — к.соц.н., доцент; заведующий кафедрой государственного управления и социологии, декан факультета экономики и управления Нижнекамского химикотехнологического института [email protected]

ТУХВАТУЛЛИНА

Марина

Александровна — старший преподаватель кафедры

государственного управления и социологии Нижнекамского химикотехнологического института [email protected]

поля должны выступать не только субъекты, но и объекты управления.

Однако затраты огромных сил и средств на разработку и внедрение механизмов реализации муниципальной системы управления до сих пор не обеспечили решения проблем его полноценного и всестороннего информационного обеспечения. Тому существует ряд объективных причин: во-первых, повышение эффективности управления понимается представителями власти традиционно — как усиление вертикальной управляемости; во-вторых, реформа муниципального управления сконцентрирована на структурных элементах, на усилении мер контроля, на реализации экономико-финансовой схемы совершенствования бюджетных отношений, что не закладывает механизмы и способы выявления потребностей и интересов населения и процедуры включения его в процесс управления, не развивает социальное участие горожан1. Вместе с тем тысячелетняя история развития городов доказала, что если они в результате напря-

1 Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / под ред. А.В. Тихонова и др. — М. : Канон+; Реабилитация, 2010, с. 402.

женных усилий могут мобилизовать свою внутреннюю социальную энергию, социальный тонус, носителями которого выступают различные формы человеческих сообществ, то это позволяет им не только выживать, но и развиваться в соответствии с требованиями времени. Таким образом, чтобы муниципальное управление было эффективным, необходимо наполнить реальным содержанием муниципальное коммуникационное поле на основе системы обратных связей с населением.

Результаты массовых анкетных опросов показали, что горожане плохо информированы о деятельности органов местного самоуправления или, по крайней мере, достаточно низко оценивают свой уровень информированности. Лишь 7,7% респондентов ответили, что достаточно хорошо информированы о работе главы города, 60% респондентов знают о его работе в общих чертах, 14,1% ничего не знают о работе главы; о деятельности Совета депутатов и исполкома их информированность еще ниже: хорошо информированными о деятельности данных органов оказались 2,5% и 2,0%, знают в общих чертах — 45% и 48%, ничего не знают об их работе — 41,6%

Рисунок 1 Динамика информированности нижнекамцев о деятельности органов местного самоуправления

и 39,5% соответственно. Наметившаяся в

2008 г. положительная тенденция роста информированности о деятельности органов местного самоуправления в 2009 г. переросла в отрицательную, исключение составляет лишь информированность о работе главы города (рис. 1).

Отметим, что горожанам не хватает информации не только о работе органов местного самоуправления, но и о деятельности других учреждений и организаций города. Лишь пятая часть опрошенных удовлетворена качеством получаемой информации о деятельности органов ЖКХ, УВД, общественных организаций, детских и молодежных организаций и учреждений. Такое же количество удовлетворено объемом и качеством информации об изменениях в законодательстве.

Причин низкой информированности населения о муниципальном управлении несколько: во-первых, это невыполнение представителями местных органов своих информационных функций при обращении к ним граждан; во-вторых, нежелание и неумение населения муниципального образования реализовывать свое право на информацию; в-третьих, неэффективная информационная деятельность главных каналов муниципального коммуникационного поля — средств массовой информации.

Обращение населения в органы местного самоуправления — это одна из форм обратной связи в муниципальном управлении, которая часто игнорируется данными органами. Опрос 2009 г. показал, что треть опрошенных нижнекамцев хотя бы раз обращалась в органы власти, делая устный или письменный запрос. При этом лишь 7,9% опрошенных не сталкивались при обращении ни с какими проблемами; 66,1% затратили на данное мероприятие «слишком много времени»; 65,4% считают, что при обращении ими «потрачено слишком много нервов»; 60,6% «перенаправлялись» из одного ведомства в другое; 55,1% не смогли найти ответственного за предоставление информации; у 45,7% из числа обратившихся содержание ответов не соответствовало запросу; 43,3% испытали трудности при оформлении запроса; 34,6% отметили, что им была непонятна сама процедура обращения. Однако самое неприятное — это то, что 36,2% обратившихся не получили ответа на свой запрос (по российским городам это показатель

значительно ниже и составляет 25%'). При этом не получили объяснений причин отказа 39,1%, 2/3 объяснили, что требуемая информация секретна, конфиденциальна или просто отсутствует. Среди получивших ответ на свой запрос оказались удовлетворены: полнотой ответа — 73,5%, сроками ответа — 54,5%, достоверностью информации — 17,7%. Таким образом, можно отметить, что горожане в основном имеют негативный опыт обращений в органы местного самоуправления, поэтому при возникновении проблем они склонны надеяться только на поддержку членов семьи (30%) и на себя (17%), но не на властные структуры города (2%) и руководство градообразующих предприятий (6%).

Проблема низкой информированности населения в немалой степени связана также с низкой активностью населения по получению необходимой информации. Так, например, чуть более трети нижнекамских респондентов (36%) знают, что в законодательстве России закреплено их право на доступ к информации. Причем такая ситуация характерна не только для г. Нижнекамска, но и для других городов России (по данным ФОМ, 30% населения городов утверждают, что за ними закреплено право на информацию2, и 49% опрошенных считают, что в России совершенно не развито информирование общества со стороны власти о предполагаемых и принятых решениях3). Порядка 75—80% нижнекамских респондентов никогда не обращались за помощью в решении актуальных проблем ни к главе города, ни в исполнительный комитет города, ни к депутатам Совета, ни в средства массовой информации, они не пользовались также телефоном прямого эфира и прямой связи с главой города. Регулярно смотрят прямой эфир главы города, руководителей городских служб и программы с участием депутатов городского Совета в среднем 15% респондентов. При этом подавляющее большинство респондентов выража-

1 Разворотнева С.В. и др. Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем : аналитический отчет. — М., 2008, с. 48.

2 Восприятие гражданами своих социальных и политических прав, условий и реализации, роли гражданского общества в их обеспечении, а также мер по поддержке гражданского общества. Фонд «Общественное мнение» // Социологический атлас. - М., 2007, с. 14.

3 Там же, с. 21.

Таблица 1

Публикации по проблемам городского развития в местных, республиканских и федеральных СМИ (2004—2009 гг.)

Наименование проблемы Количество публикаций

Всего Нижнекамск Республика Татарстан РФ, кроме РТ

Организация физкультуры и спорта 567 368 169 30

Общественная и личная безопасность 387 261 97 29

Работа правоохранительных органов 271 270 1 0

Загрязнение окружающей среды 170 125 32 13

Работа жилищно-коммунальной сферы 167 152 11 4

Социальная помощь пенсионерам, инвалидам 119 107 12 0

Медицинское обслуживание 118 92 22 4

ют желание знать о жизнедеятельности города как можно больше, используют при этом преимущественно печатные СМИ (регулярно читают городские газеты 52%) и телевизионные новостные выпуски (регулярно смотрят городские новости 56,4%). Низкая информационная активность нижнекамцев в целом соответствует общероссийским тенденциям1.

Результаты проведенного контент-ана-лиза2 показали, что вероятной причиной изменения динамики информированности горожан, показанной на рис. 1, стало изменение объема информации на страницах местных газет. Так, низкая оценка горожанами своей информированности о деятельности городских властей в 2006 и 2009 гг. связана с тем, что в 2005 и 2008 гг. в СМИ публиковалось примерно в 2,5 раза меньше статей о различных аспектах муниципального управления, чем в 2007 г. Увеличение числа публикаций в этом году привело к увеличению оценки нижнекам-цами своей информированности в 2008 г. Эти факты показывают, что публикации в СМИ способны повысить информированность населения о действиях властей и это в конечном итоге способствует росту одобрения населением проводимой на

1 Там же, с. 22.

2 Для предварительной оценки ситуации проводился количественный контент-анализ публикаций за период 2004—2009 гг. с помощью системы Public.ru (всего 42 наименования изданий — журналы, газеты, сообщения информационных агентств, интернет-сайтов; газеты Нижнекамска обрабатывались вручную, так как отсутствуют в каталоге источников системы Public.ru). Объектом более подробного количественного и качественного контент-анализа стали газеты «Нижнекамская правда» и «Нижнекамское время» за 2009 г. (240 и 48 выпусков соответственно).

территории политики и повышению эффективности муниципального управления.

Представленная в табл. 1 информация о проблемах г. Нижнекамска, которая публиковалась в 2004—2009 гг. в местных, региональных и российских газетах, говорит о том, что СМИ и население города по-разному оценивают важность проблем.

Как видим, наибольший интерес у прессы вызывают проблемы организации физкультуры и спорта, общественной и личной безопасности, а также работа правоохранительных органов. Однако ежегодные мониторинговые исследования уровня проблематизации жизни населения г. Нижнекамска показывают, что с 2004 по

2009 гг. на первом месте для горожан стоит бессменно проблема загрязнения окружающей среды (средний ранг —1), на втором месте — проблема медицинского обслуживания (с.р. — 2,4), на третьем месте — проблема социальной помощи пенсионерам и инвалидам (с.р. — 4), на четвертом месте — проблема работы ЖКХ (с.р. — 4,2) и на пятом месте — проблема работы правоохранительных органов (с.р. — 5). Организация физкультуры и спорта занимает 11—12 место по важности среди 13 оцениваемых респондентами проблем.

Таким образом, наиболее актуальные для населения проблемы не получают в печатных СМИ должного освещения, в результате население, не получив необходимой информации, стремится восполнить пробел из непроверенных источников, отсюда рождаются негативные слухи. В итоге горожане уверены, что в указанных сферах все плохо и власти ничего не делают, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Низкая информированность о деятельности местных властей, уверенность в их бездействии при решении актуальных проблем снижает уровень доверия к местным органам власти со стороны населения. Усредненные индексы доверия нижнекамцев к властным структурам (Совет, исполком) и к правовым институтам (милиция, прокуратура, суд), построенные по методике П.М. Козыревой1, на протяжении ряда лет остаются достаточно низкими и выглядят следующим образом: 2004 г. - 76; 2005 - 76,2; 2006 - 83,6, 2009 -77,2 (при максимальном значении индекса - 200 пунктов). Население не только не доверяет властным структурам города, но сомневается в их компетентности и моральности, обвиняя их в склонности к коррупции (23%), в связях с преступным миром (12-40%), в черствости и безразличии к нуждам населения (48%) и т.п.

Для оценки роли информационного обеспечения целевого управления на муниципальном уровне были подсчитаны и проанализированы три группы сводных индексов (максимальное значение - 200 пунктов) по результатам массового анкетного опроса 2009 г.

1. Индекс информированности (ИИ) - показывает, насколько население информировано о деятельности местных органов власти, а также о тех программах и планах, которые разрабатываются и реализуются в муниципальном образовании. Значение этого индекса составило 80,13 пунктов, что свидетельствует о низкой информированности населения.

2. Индекс информационной насыщенности (ИН) - показывает, насколько полно удовлетворяются информационные потребности населения муниципального образования. Значение данного индекса составило 86,57 пунктов, что говорит нам

1 Козырева П.М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала // Социологические исследования, 2009, № 1, стр. 43-54.

о недостаточной удовлетворенности информационных потребностей населения.

3. Индекс информационной заинтересованности (ИЗ) - показывает, насколько население заинтересовано в информации о деятельности местных органов власти и насколько оно активно в поиске подобной информации. Значение этого индекса составило 111,15 пунктов, что свидетельствует о наличии интереса у населения к информации о деятельности местных органов власти.

Подводя итог, можно сказать, что население г. Нижнекамска в целом испытывает «информационный голод», оно нуждается и заинтересовано в информации о деятельности органов местного самоуправления. Однако информационные потребности горожан остаются неудовлетворенными, что приводит к низкой оценке горожанами своей информированности о политике городских властей и формирует у них недовольство их деятельностью. Это, в свою очередь, стимулирует рост проблем при осуществлении органами власти целевого муниципального управления.

В качестве наиболее важной проблемы назовем выработку и формулировку целей муниципального управления без опоры на мнение населения и без его активного участия. Следующая по важности проблема связана с отсутствием постоянного коммуникационного обмена между органами местного самоуправления и их ближайшим окружением (население, организации и т.п.). И в первом, и во втором случае причина неэффективности муниципального управления связана с отсутствием обратной связи, которая, как указывалось ранее, «позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее потерь и помех, искажающих смысл»2, при принятии управленческих решений.

2 Илюшин А.В. Информатизация процесса принятия управленческого решения : автореф. дис. ... к.соц.н. - М., 2003, 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.