Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения прогнозирования трудовой миграции в России'

Проблемы информационного обеспечения прогнозирования трудовой миграции в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
585
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьёва Ольга Дмитриевна, Гребенюк Александр Александрович, Топилин Анатолий Васильевич

В статье рассматриваются основные источники информационного обеспечения изучения трудовой миграции, зарубежный опыт проведения обследований и применения других источников данных о миграции. Предложены методические подходы к организации проведения обследования домохозяйств для получения информации о трудовой миграции, включая определение круга респондентов и основных блоков вопросов анкеты обследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воробьёва Ольга Дмитриевна, Гребенюк Александр Александрович, Топилин Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения прогнозирования трудовой миграции в России»

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

О.Д. Воробьёва, А.А. Гребенюк, А.В. Топилин

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

В статье рассматриваются основные источники информационного обеспечения изучения трудовой миграции, зарубежный опыт проведения обследований и применения других источников данных о миграции. Предложены методические подходы к организации проведения обследования домохозяйств для получения информации о трудовой миграции, включая определение круга респондентов и основных блоков вопросов анкеты обследования.

Регулирование процессов трудовой миграции как внешней, так и внутренней, безусловно, является одной из основных компетенций государственных институтов, поскольку эти процессы воздействуют на уровень занятости, доходов, уровень жизни населения и социальное благополучие общества в целом. Но строить стратегию и тактику воздействия на процессы трудовой миграции, прогнозировать их развитие в перспективе, разрабатывать и реализовывать меры превентивного характера для снижения негативных последствий стихийного развития этой формы занятости собственного населения и иммигрантов невозможно, не имея достоверной и актуальной статистической информации.

В связи с этим в ноябре 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-экономическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» предусмотрено проведение выборочного статистического наблюдения для обследования труда мигрантов. Но прежде чем приступить к обследованию домохозяйств, необходимо решить ряд достаточно сложных методологических и организационных проблем.

Для такого обследования здесь предлагается следующее понимание явления и термина «трудовая миграция», опирающееся на уже известные определения. Трудовая миграция - это временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа пересечения границы и трудоустройства, времени и периодичности работы [1]. Окончательного переселения при этом не происходит.

Безусловно, такое обследование, запланированное в России впервые, не должно быть оторвано от богатой практики и опыта тех стран, которые уже проводят различного рода выборочные обследования. Их цель - получение достаточно достоверной, полной и актуальной информации о существующем состоянии трудовой миграции, на которую можно опираться в политике, проводимой на рынке труда и в области миграции.

В условиях глобализации трудовая миграция охватывает практически все страны, в том числе и Россию. По опубликованным данным за 2010 г., в мире насчитывалось более 215 млн. международных мигрантов, что в два раза больше, чем в 1980 г.[2]. Большинство из них относится к трудовым мигрантам. Масштабы трудовой миграции имеют тенденцию к росту.

Значение потоков международной и внутренней трудовой миграции в России возросло в последнее десятилетие и будет возрастать. Международная трудовая миграция в той или иной степени затронула все страны мира. Несмотря на усиление ее роли и обеспоко-

енности населения и правительств, статистические данные, необходимые для характеристики миграционных процессов, происходящих изменений как надежной основы для выработки и осуществления соответствующей политики, часто отсутствуют.

В прошедшие два десятилетия, на протяжении которых в России формируются рыночные отношения, наблюдалась разбалансированность внутреннего рынка труда на региональном уровне. Те регионы, экономическое развитие которых происходит наиболее успешно, практически исчерпав собственные ресурсы занятости (на что указывает низкий уровень безработицы среди постоянного населения), испытывают нехватку трудовых ресурсов. Регионы, переживающие экономический спад различной степени глубины, не в состоянии обеспечить собственные трудовые ресурсы рабочими местами. Эти процессы привели к оживлению внутренней трудовой миграции, приводящей к смене места жительства, а зачастую имеющей временный характер, т.е. не сопровождающейся сменой постоянного места жительства.

Рост частного сектора экономики, стремящегося к получению прибыли, нацеливает работодателей на экономию вкладываемых средств, в том числе затрат на рабочую силу. Это привело к массовому привлечению и использованию труда иностранных граждан в российской экономике в качестве наиболее дешевого источника ресурсов труда.

В процесс регулирования миграции во всех странах вовлечено несколько ведомств, соответственно существуют различные источники статистических данных. Изучение опыта зарубежных стран показывает, что в большей степени статистическому наблюдению подвергается внешняя трудовая миграция.

Существует несколько видов источников данных о внешней трудовой миграции. В предлагаемом МОМ, ОБСЕ и МОТ руководстве по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения [3] указаны следующие из них:

- обследования семейных единиц (перепись населения или исследования рабочей силы);

- административный учет (система учета населения или регистрация иностранцев);

- другие административные источники (разрешения на проживание, разрешения на работу или прошения о предоставлении убежища);

- данные, полученные от контрольно-пропускных пунктов;

- данные, собранные на границе (типы виз на въезде и выезде из страны).

Все источники учета внешней трудовой миграции можно подразделить на две большие группы: данные о внешней трудовой миграции собственных граждан страны и данные о прибывшей в страну иностранной рабочей силе.

И внутренняя трудовая миграция, и внешняя временная иммиграция иностранной рабочей силы - явления для российской экономики относительно новые и пока плохо поддающиеся статистическому измерению. В связи с этим стоит задача разработать концепцию, а затем и инструментарий выборочного статистического наблюдения труда мигрантов.

Цель обследования - в оценке распространенности явления трудовой миграции в различных ее формах (независимо от легальности статуса мигрантов), социально-демографического состава, видов экономической деятельности, продолжительности работы трудовых мигрантов, а также в получении информации о потенциальных миграционных намерениях россиян и о факторах, которые могут повлиять на реализацию потенциальной миграции.

Для этого последовательно изучались:

1. Использование опыта проведения подобных обследований за рубежом.

1 МОМ — Международная организация по миграции, ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, МОТ—Международная организация труда.

2. Источники информации о трудовых мигрантах.

3. Предложения по организации обследования трудовых мигрантов, в том числе:

- определение круга респондентов;

- определение основных блоков вопросов, включаемых в анкету обследования.

Обобщение зарубежного опыта по обследованию трудовых мигрантов2. Для измерения численности мигрантов в зарубежных странах используются различные источники данных, в том числе переписи населения и регистры населения, данные визового и пограничного контроля, а также некоторые обследования домохозяйств и пассажиров. Развитие методов выборочного наблюдения трудовой миграции в ряде развитых стран было во многом обусловлено отсутствием института регистрации граждан по месту постоянного жительства. Ярким тому примером служит опыт статистического учета трудовых мигрантов в США и Великобритании. Альтернативным является метод использования Центрального регистра населения (например, в Норвегии, Австрии, Бельгии и т.д.), в который, как правило, заносятся, помимо данных резидентов страны, данные об иностранцах, пребывающих определенный период времени.

Следует подчеркнуть, что выборочные обследования широко применяются как странами - «донорами» рабочих рук, так и странами-«реципиентами». К основным формам подобных наблюдений можно отнести:

- обследование рабочей силы - LFS3 (страны ЕС, Филиппины, Канада и др.);

- обследование пассажиропотока - IPS (Великобритания, Мексика и др.);

- текущие обследования населения (в том числе демографические) - CPS (США, Мексика и др.);

- интегрированное обследование домохозяйств - IHS (Болгария, Великобритания);

- обследование профессиональной подготовки и квалификации - FQP (Франция, Мексика и др.);

- лонгитюдные обследования - LSI (Канада, Великобритания);

- обследование доходов и расходов семей (бюджетов домохозяйств) - FIES (Филиппины, Польша и др.);

- обследование уровня жизни - LSMS (Таджикистан, Азербайджан и др.).

В первую очередь интересен опыт принимающих стран, использующих выборочные обследования для статистической оценки численности иностранных граждан на территории государства, в частности, Великобритании и США.

Не останавливаясь подробно на перечисленных видах обследования, особо отметим, что в них содержатся вопросы о взаимодействии респондента с частными агентствами занятости, что очень важно при определении механизмов трудоустройства иностранных работников. Также обследования содержат блоки, посвященные маятниковой миграции (Travel to work) и образованию, полученному за рубежом (Foreign Qualifications) [5]. В отличие от России в Великобритании проводятся выборочные обследования международного пассажиропотока (IPS), проводимые национальным статистическим управлением. Они проводятся в аэро- и морских портах, пограничных пунктах ламаншского туннеля, связывающих Великобританию с другими странами. Аналитические материалы по результатам обследований регулярно публикуются и в электронной форме доступны населению [6].

Богатый опыт использования выборочных обследований для сбора информации о трудящихся мигрантах накоплен в США. Основной причиной широкого применения данного вида обследований является отсутствие системы регистрации по месту проживания. В итоге специальные административные источники данных о

2 Подробно см. [4].

3 LFS — Labour Force Survey, IPS — International Passenger Survey, CPS — Current Population Survey, IHS — Integrated Household Survey, FQP — The Formation Qualification Professionnelle Survey, LSI — Longitudinal Survey of Immigrants, FIES — Family Income and Expenditures Survey, LSMS — Living Standards Measurement Study.

текущих миграционных потоках целенаправленно разрабатываются только для внешней миграции.

Среди исследуемых вопросов интерес представляют позиции, связанные с механизмами трудоустройства. Также, что крайне важно и актуально в условиях роста социальной напряженности в связи с ростом доли притока населения, обследования позволяют выявлять мигрантов второго поколения посредством вопросов о месте рождения родителей [2].

Отдельного рассмотрения заслуживает опыт оценки численности трудовых мигрантов во Франции. Обследование рабочей силы (LFS) проводится во Франции с 1950 г., а с 1954 г. - на ежегодной основе. Обследование уделяет большое внимание миграционной проблематике. В первую очередь оно позволяет собрать большой материал об интеграции мигрантов во французское общество, причем как первого поколения мигрантов, так и последующих. В условиях все усложняющейся миграционной ситуации в России, отягощенной именно проблемами интеграции уже второго поколения мигрантов, важность получения данной информации не вызывает сомнений [7].

В Германии основным выборочным обследованием, позволяющим дать оценку численности и состава трудовых мигрантов как внутренних, так и внешних, также является обследование рабочей силы (LFS).

Интересен опыт Канады в использовании обследований мигрантов. Эта страна также использует Обследование рабочей силы (LFS), которое имеет методологию, несколько отличную от принятой в Евросоюзе. Особый интерес вызывает лонгитюдное обследование иммигрантов в Канаде (Longitudinal Survey of Immigrants to Canada - LSIC). Обследование было разработано для получения информации о том, насколько успешно иммигранты интегрируются в местный социум и какие факторы этому способствуют или препятствуют. Интервью содержит вопросы о месте рождения, причинах переезда в Канаду, источниках дохода, уровне владения английским и французским языками, видах оказываемой помощи и т. д. Имеется блок вопросов о социальных связях, которые поддерживает респондент со своими близкими на родине.

Таким образом, обобщая опыт других стран, активно привлекающих иностранных трудовых мигрантов или имеющих высокую мобильность местного населения, необходимо отметить, что методология проведения подобных обследований примерно одинакова. Незначительно разнятся, как правило, периоды и сроки проведения обследований, а также объем блоков вопросов. Это объясняется, прежде всего, тем, что проведение выборочных обследований занятости населения (в которые включены миграционные вопросы) в определенной степени координируется международными организациями, такими, как структуры Европейского Союза, Международная организация труда.

С позиции использования зарубежного опыта при проведении выборочного статистического наблюдения труда иммигрантов в Российской Федерации особый интерес вызывают те блоки вопросов, которые затрагивают наименее изученные российские проблемы:

- о маятниковой миграции (с указанием времени, затрачиваемого на поездку на работу и вида транспорта);

- о миграционной истории и этническом происхождении респондента;

- о миграционной истории и этническом происхождении родителей респондента (учет второго поколения мигрантов);

- об образовании, полученном за рубежом.

Также весьма интересен опыт проведения лонгитюдных обследований мигрантов, нацеленных на изучение адаптации и интеграции мигрантов.

Следует иметь в виду, что Россия является страной не только принимающей трудовых мигрантов, но и достаточно активно отдающей трудовые ресурсы. В свя-

зи с этим можно обратиться к опыту обследований трудовой миграции, проводимых в так называемых странах-донорах.

Данные об эмигрантах собираются гораздо реже, так как это касается так называемых развивающихся стран, где статистическое наблюдение налажено хуже.

Особого внимания, изучения и даже заимствования заслуживает опыт проведения обследования рабочей силы на Филиппинах, которые активно экспортируют рабочую силу во многие страны. Национальное статистическое агентство Филиппин собирает информацию о гражданах, мигрирующих за рубеж посредством трех различных обследований домохозяйств и доходов.

Есть лишь несколько примеров обследований домохозяйств в странах, являющихся миграционными донорами для России. Эти обследования охватывают немногим более нескольких сотен мигрантов или домохозяйств, в составе которых есть мигрант.

На территории Украины проводится статистическое наблюдение и предоставляется информация о гражданах Украины, официально трудоустроенных за границей. Важной методической особенностью проведенного обследования является опрос одного из членов домохозяйства, который может сообщить информацию о всех членах домохозяйства (в том числе отсутствующих на момент опроса).

Сравнительная важность источников данных зависит от основного интереса страны. Для России - это измерение импорта рабочей силы, хотя без учета временной трудовой эмиграции нельзя определить точно ее масштабы.

Оценку трудовой эмиграции большинство стран проводит на основе выборочных обследований, тогда как для измерения привлеченных трудовых ресурсов преимущественно используются административные системы, которые связаны с выдачей разрешений на работу.

Действующие на территории РФ методы статистического наблюдения имеют серьезные изъяны, в результате которых происходит существенный недоучет трудовых мигрантов. Объективный анализ статистического учета внешних мигрантов в других странах показывает, что очевидные недочеты существуют везде и присущи всем источникам данных о трудовой миграции. Но масштабы недоучета, которые характерны для России, не позволяют получить даже общих характеристик процесса внешней трудовой миграции. Это касается не только данных о масштабах процесса, но и детализированных данных о качественных характеристиках мигрантов, существует также повторный счет одних и тех же лиц.

Национальные статистические ведомства участвуют в процессе формирования статистики миграции, самостоятельно проводя переписи и большинство обследований, а также разрабатывая административные данные, которые они получают из различных административных источников.

Каждый источник отражает отдельные стороны процесса трудовой миграции и дает количественную и некоторую качественную характеристику внешних и внутренних трудовых мигрантов.

Источники информации о трудовых мигрантах. Переписи населения принято считать самым важным источником данных о контингентах мигрантов. С их помощью можно определить численность (контингент) международных и внутренних мигрантов в стране. Существует несколько признаков, характеризующих миграцию прямо или косвенно. Некоторые из них считаются более важными, и международные рекомендации относят их к категории так называемых «ключевых» (core topics). Существуют и другие признаки миграции, которые относят к категории дополнительных (non-core topics) [8; 9]. С их помощью получают более детализированные сведения о мигрантах. Информация о ключевых и дополнительных признаках собирается посредством нескольких вопросов программы переписи.

При составлении программы Всероссийской переписи населения 2010 г. использовались рекомендации Конференции европейских статистиков относительно вопросов миграции в программах переписей населения раунда 2010 г.

Всероссийская перепись населения 2010 г. содержит блок вопросов на листе 11 -«Занятость и безработица». Ответы на вопросы этого блока позволяют определить численность имевших работу, т.е. занятого и незанятого населения. Ответ на вопрос 11.3 (Ваша работа находилась на территории того же населенного пункта, где Вы проживаете?) позволяет установить территориальную принадлежность рабочего места, т.е находилось ли рабочее место на территории населенного пункта, где работник проживает постоянно или в другом регионе. Таким образом, может быть определена численность трудовых мигрантов, перемещающихся к месту работы в другой регион, и в какой конкретно, в том числе и за рубеж. Комбинируя эти данные с ответами на вопрос 11.2 (Кем Вы являетесь на основной работе?) можно определить численность предпринимателей и наемных работников среди трудовых мигрантов.

Отобрав из общей совокупности категорию трудовых мигрантов, т.е. тех, кто работает за пределами населенного пункта, в котором постоянно проживает, можно получить их демографический портрет, оценить уровень образования, а также установить, являлась ли источником средств к существованию трудовая деятельность. Комбинация различных признаков респондентов-мигрантов с другими переменными может дать дополнительную богатую информацию о мигрантах и возможность сравнить численность местного и прибывшего населения.

Однако данные о профессиональном составе, сферах деятельности и приложения труда в материалах переписи населения не содержатся. Программой публикаций материалов Всероссийской переписи населения комбинация данных о внутренних трудовых мигрантах и их статусе занятости не предусмотрена.

С помощью ответов на вопросы блока 12 - «Миграция» определяется общая численность лиц, переехавших на постоянное место жительства менее года назад, а также численность неместных уроженцев, т. е. имевших миграционную историю на протяжении своей жизни. Отобрав из общей совокупности категорию долгосрочных мигрантов, т. е. тех, кто имеет в своей истории смену места постоянного проживания, а также категорию краткосрочных мигрантов, можно охарактеризовать особенности демографической структуры, уровня образования, а по данным об источнике средств к существованию - определить численность категории трудовых мигрантов.

По отдельному бланку проводилась перепись лиц, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. Для этой категории лиц предусмотрены вопросы о демографических характеристиках, а для тех, у кого целью пребывания является работа, вопросы, позволяющие устанавливать продолжительность работы, страну рождения и гражданство.

Программа публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. предусматривает обобщение следующих данных в сводных таблицах:

- занятые в экономике населении частных домохозяйств в возрасте 15-72 лет по территории нахождения работы и положению в занятости по субъектам Российской Федерации;

- население, временно находившееся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающее за рубежом, по стране постоянного проживания и цели приезда в Российскую Федерацию;

- население, временно находившееся на территории Российской Федерации с целью работы или учебы, по стране постоянного проживания и возрастным группам.

Итоги переписи 2010 г. зафиксировали, что к данной категории относятся 489 тыс. чел. Из них 66% указали в качестве причины проживания работу, т.е. являлись трудовыми

мигрантами. По данным же текущего административного учета ФМС в этот период было зарегистрировано 1,6 млн. иностранных граждан, получивших разрешение на работу в России. По различным экспертным оценкам, численность нелегальных трудовых мигрантов-иностранцев составляла от 4 до 12 млн. чел. По данным ФМС нелегальных трудовых мигрантов в России в 2011 г. насчитывалось 4,3 млн. чел. [10, с.18]. Следовательно, ни один из существующих в России видов статистического наблюдения не предоставляет хотя бы относительно полной и достоверной статистической информации о трудовой миграции.

Полученные в ходе переписи данные должны охватывать широкий круг трудовых мигрантов, так как сбор данных не находится в зависимости от легальности положения трудовых мигрантов. И это должно быть, безусловно, преимуществом переписи населения перед административными источниками данных, сбор которых опирается на ту или иную административную процедуру.

Несмотря на очевидные достоинства переписи (охват всего населения и разнообразие собираемых сведений), она имеет существенный объективный недостаток: межпереписные интервалы, как правило, составляют десятилетие. Такой длительный временной период для измерения миграции, самого «чуткого» из демографических процессов, неприемлем.

Изменения миграционного законодательства, важные экономические или политические перемены, на которые достаточно быстро и чутко реагируют миграционные потоки, происходят гораздо более часто. Поэтому собранные в ходе переписи данные могут быстро устаревать. При всей полноте и точности данных, которые предоставляют переписи населения, они не позволяют наблюдать постоянных изменений миграционной обстановки. Кроме того, в ходе переписи практически никогда не собираются сведения, характеризующие мотивацию миграции, ее причинно-следственные связи. Дополнять недостающую информацию, исправлять недостатки переписи отчасти помогают специализированные выборочные обследования.

Выборочные обследования представляют собой более гибкий, чем переписи населения, инструмент для сбора таких данных, которые не могут быть получены иным путем. В ходе обследований можно собрать информацию, необходимую для глубокого анализа международной и внутренней трудовой миграции, изучения ее детерминант и даже последствий как для самих мигрантов, так и их домохозяйств, оставшихся в стране происхождения [11]. Можно добавить - или в регионе постоянного проживания.

Принято выделять два основных типа выборочных обследований, направленных на изучение миграции. Во-первых, специализированные обследования, посвященные более глубокому изучению собственно миграции, и во-вторых, обследования общего профиля (по самым разнообразным темам), в которые включено несколько «миграционных» вопросов. Общие обследования часто проводятся, в том числе и в России, национальными статистическими ведомствами (например, обследование по вопросам занятости, бюджетов домашних хозяйств и проведенное в 2011 г. комплексное обследование условий жизни населения).

На основе информации, собираемой в РФ с 1992 г. в ходе выборочного обследования населения по проблемам занятости, определяется численность и состав экономически активного населения, занятых и безработных, уровень экономической активности и безработицы и их динамика в целом по стране и субъектам РФ.

Трудовая миграция населения внутри России на протяжении длительного времени практически выпадала из поля зрения как исследователей, так и управленцев. Между тем внутренние миграции в России с ее огромной территорией, значительными различиями в демографической ситуации, состоянием региональных рынков труда - всегда имели широкий размах и оказывали большое влияние на экономи-

ческое развитие регионов. И только в последние годы в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста и необходимостью более полного использования собственных резервов труда на проблемы внутренней трудовой миграции стали обращать более пристальное внимание.

Процессы внутренней трудовой миграции как сопровождающиеся переселением на новое место жительства, так и в связи с поиском временной работы и заработка пока недостаточно отражаются официальным статистическим наблюдением. Этот недостаток частично восполняется обследованием общего профиля - выборочными обследованиями населения по проблемам занятости. Данные обследования позволяют проводить количественную и качественную оценку процессов внутреннего территориального перемещения трудовых ресурсов, которые одновременно не сопровождаются сменой постоянного места жительства. Материалы обследования позволяют проанализировать данные об объемах, направлениях внутренней трудовой миграции России, которая осуществляется на временной основе. Они дают возможность установить межрегиональные миграционные связи, демографические характеристики трудовых мигрантов, а также отраслевую структуру сферы приложения их труда. Баланс на рынке труда можно оценить, опираясь на данные об имеющихся вакансиях на региональных рынках труда и об объемах привлечения и использования иностранной рабочей силы. При проведении соответствующего анализа данных, предоставляемых этими обследованиями, можно дать некоторую оценку целесообразности привлечения и занятости внешних трудовых мигрантов по территориям РФ. С сентября 2009 г. обследование стало проводиться ежемесячно, что позволяет более точно отслеживать сезонные колебания внутренней трудовой миграции.

В настоящее время из содержащихся в анкете основных учетных признаков, по которым собирается информация, для целей изучения трудовой миграции могут быть использованы следующие:

а) сведения о респондентах: пол; возраст; гражданство; уровень образования; профессия;

б) признаки, характеризующие основную работу: вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу; количество привлекаемых наемных работников.

Комбинируя данные о занятых, имеющих занятия не в регионе постоянного проживания, с данными по вышеперечисленным учетным признакам мигрантов, можно получить информацию не только о внутренних трудовых мигрантах - гражданах РФ, но и об имеющих гражданство других стран (вопросы блока 11).

Вопросы заключительного блока опросника позволяют определить:

- количество лиц, не являющихся членами обследуемого домашнего хозяйства, привлекавшихся для выполнения различных работ;

- в том числе количество иностранных граждан, включая граждан СНГ и Республики Беларусь;

- основные виды работ, выполняемые привлеченными лицами (по ОКВЭД).

Однако эта информация относится только к лицам, входящих в состав постоянного населения.

Согласно этим обследованиям, численность занятых, которые работают за пределами субъекта РФ, в котором они проживают (численность внутренних трудовых мигрантов), в среднем за 2010 г. составила 1,8 млн. чел., а за 2011 г. - 2,5 млн. чел., или 3-4% общей численности занятых. Увеличение численности внутренних трудовых мигрантов почти на 40% следует расценивать, с одной стороны, как фактор повышения территориальной мобильности рабочей силы, а с другой - как резуль-

тат усиления диспропорций в спросе и предложении труда, что вынуждает работников менять место временного проживания и работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характер занятости у большинства внутренних трудовых мигрантов относительно временный - 58% из них работают менее пяти лет, из них 16% - менее года. Из тех, кто на относительно короткий срок находит себе работу, большинство заняты в частных домохозяйствах, и почти в два раза меньше - на предприятиях и в организациях. Именно эти категории трудовых мигрантов представляют наибольший интерес для изучения, поскольку многие вопросы по условиям труда, оплаты, характеру договорных отношений являются непрозрачными.

В выборочном обследовании населения по проблемам занятости целесообразно и в дальнейшем сохранить включенные формулировки вопросов для возможности измерения динамики исследуемых процессов.

Важным контингентом трудовых мигрантов, требующим дополнительного углубленного изучения с использованием инструмента опросов, являются мигранты, работающие на индивидуальной основе или занимающиеся индивидуальным предпринимательством.

Обследования бюджетов домохозяйств осуществляются во многих странах мира, в том числе в России.

Процедура обследования обеспечивает порядок, в соответствии с которым каждая из групп домашних хозяйств в течение месяца попадает под разные типы сбора данных: ведение дневниковых записей, месячных журнальных записей. По окончании квартала осуществляется опрос всех членов домашних хозяйств по программе ежеквартального опроса, которая охватывает демографические характеристики, сферу приложения труда и доступ к системе социальной защиты каждого из членов домашнего хозяйства. По завершении годичного цикла проведения обследования проводится годовой опрос домашних хозяйств. Программа годового опроса включает сбор данных об уровне образования членов домохозяйств, жилищных условиях домохозяйств.

Для возможности выделить из всей совокупности опрашиваемых различные категории мигрантов целесообразно включить в анкету такие характеристики респондентов, как страна рождения, проживание членов домохозяйства в другой стране, когда-либо имевшее место, время прибытия в данную страну.

Включение в перечень доходов домохозяйств вопроса о денежных переводах от работающих за границей членах домохозяйства может позволить установить степень влияния трудовой эмиграции на уровень благосостояния населения.

Новый вид федерального статистического наблюдения «Комплексное обследование условий жизни населения» [12; 13] позволяет выделить категорию трудовых мигрантов (вопрос 9, вариант ответа 01 - отъезд на заработки). Анкета состоит из двух видов опросников: 1 - опросник домохозяйства, 2 - индивидуальный опросник.

В опроснике домохозяйства в разделе 5 - «Сведения о лицах, временно проживающих отдельно» - указываются сведения о жилом помещении, в котором временно проживает отсутствующий член домохозяйства. Более подробные вопросы, позволяющие косвенно охарактеризовать внутреннюю трудовую миграцию, содержатся в индивидуальном опроснике. В частности, в разделе 5 содержатся вопросы, относящиеся к трудовой деятельности и условиям труда.

Выделив из общей совокупности лиц, временно отсутствующих по причине отъезда на заработки, можно получить их социально-демографические характеристики, а также характеристики трудовой деятельности.

К сожалению, в опроснике домохозяйства в разделе 4 - «Финансовое положение домохозяйства» - отсутствуют позиции относительно денежных переводов от членов домохозяйства, работающих за рубежом.

Таким образом, проводимые обследования содержат отдельные сведения о занятости, видах экономической деятельности респондентов, однако они не дают комплексной информации о внутренних трудовых мигрантах.

Предложения по организации обследования трудовых мигрантов. Готовя проведение обследования домохозяйств для получения информации о трудовой миграции, необходимо определить круг лиц, опрос которых позволит установить численность и качественные характеристики основных категорий трудовых мигрантов, а также оценить характер, формы, продолжительность и целесообразность использования труда мигрантов.

Определение круга респондентов. Полагаем, что можно выделить шесть групп лиц, подлежащих опросу:

1. Члены домохозяйств-предприниматели (являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), использующие на своих предприятиях и в организациях труд мигрантов граждан и не граждан РФ.

Глава или член домохозяйства (физическое лицо), использующее в своем домохозяйстве труд мигрантов граждан и не граждан РФ.

Члены домохозяйства мигранты, не граждане РФ, временно проживающие на территории РФ.

Глава или член домохозяйства, в состав которого входят трудовые мигранты -граждане РФ, работающие за пределами региона, в котором проживают.

Глава или член домохозяйства, в состав которого входят трудовые мигранты -граждане РФ, работающие за границей.

Члены домохозяйства - граждане РФ, имеющие миграционные намерения сменить регион проживания или трудоустройства.

Рассмотрим каждую группу опрашиваемых с точки зрения возможности получения сведений о трудовой миграции (таблица).

Из таблицы видно, что достаточно полная информация методом выборочного наблюдения может быть получена по всему кругу опрашиваемых, кроме первого. Это связано с тем, что члены домохозяйств-предприниматели не владеют персональной информацией о каждом трудовом мигранте. От данного круга опрашиваемых может быть получена только информация об общей численности трудовых мигрантов, занятых в частном секторе экономики, их гражданстве, условиях найма и оплаты труда.

О качественных характеристиках иностранных граждан, работающих по формальному и неформальному найму у юридических лиц или у индивидуальных предпринимателей, в государственном и даже в частном секторе экономики получить информацию не представляется возможным. В связи с этим должны быть рассмотрены иные варианты статистического наблюдения с использованием административных источников.

Для систематизации данных о занятости трудовых мигрантов целесообразно использовать общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кроме того, необходимо выделить в самостоятельные разделы те виды хозяйственной деятельности, в которых, по официальным данным и по экспертным оценкам, наиболее широко используется труд мигрантов.

В сфере услуг населению:

- ведение домашнего хозяйства;

- уход и воспитание детей;

- уход за больными, инвалидами, престарелыми;

- охрана жилища;

- строительство частных домов;

- ремонт жилых помещений;

- благоустройство приусадебных участков и т.д.

Таблица

Перечень информации, которую можно получить при опросах различных групп респондентов по вопросам трудовой миграции

Информация, которую возможно получигь о трудовых мигрантах в ход е опроса Группы ощюшиваемых

1 Члены домохозяйств, использующие на своих предприятиях и в организац иях (являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) труд мигрантов 2* Глава или член домохозяйства (физическое лицо), использующее в сво-ем домохозяйстве труд мигрантов 3 Члены домохозяйства миграшы, не гражд ане РФ, временно проживающие на территории РФ 4* Глава или член домохозяйства, в состав которого вход ят трудовые мигранты - граждане РФ, работающие за пределами региона, в котором проживают 5* Глава или член домохозяйства, в состав которого вход ят трудовые ми-граты - граждане РФ, работающие за границей 6 Члены домохозяйства-граждане РФ, имеющие намерения сменть регион проживания или труд оустройства

Место рождения + + + +

Место рождения родителей + + + +

Гражданство + + + + + Регион проживания

Вид экономической деятельности, вид услуг. + + + + + +

Пол, возраст

Образование + + + + +

Место получения образования (страна, регион) + + + + +

Профессия - + + + + +

Каналы трудоустройства + + + + +

Условия найма + + + + +

Условия оплаты труда + + + + +

Денежные перевода + +

Продолжительность работы (проживания) + + + + +

Причины миграции + + + + +

Миграционные намерения + Намерение остаться/вернуться + Намерение остаться/вернуться +

Иное Причины найма Условия проживания Регион нахождения рабочего места Условия занятости в регионе постоянного проживания Способы поддержки связей с семьей Условия, необходимые для возвращения Условия проживания Условия занятости

* Опрашиваются члены домохозяйства, владеющие информацией о всех членах домохозяйства, указывая отношение к каждому из них.

Примечание: Знаком (+) в таблице обозначена возможность получения информации по тем или иным признакам, указанным в столбце таблицы от различных групп респондентов, перечисленных в таблице.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства:

- уборка территории;

- ремонт жилого фонда;

- благоустройство городской территории;

- техническое обслуживание жилого фонда и др.

В охранных предприятиях или по выполнению охранных функций на предприятиях и в организациях различных видов экономической деятельности.

Определение основных блоков вопросов, включаемых в анкету обследования. Обследование должно проводиться, как и аналогичные выборочные обследования населения, путем опроса по стандартизированному бланку анкеты с готовым текстом вопросов и вариантов ответов, которые расположены в логической последовательности. Блоки вопросов должны предоставить качественные данные о трудовой иммиграции, трудовой эмиграции, внутренней трудовой миграции, а также дать возможность получить дополнительные данные о последствиях миграции и/или детерминантах миграции.

Анкета должна содержать вопросы по следующим основным учетным признакам, которые целесообразно объединять в тематические блоки:

а) сведения о респондентах: пол; возраст; место рождения, место рождения родителей, гражданство; уровень образования; место получения образования; профессия; знание языка страны пребывания;

б) признаки, характеризующие работу: вид экономической деятельности; вид услуг; занятие (профессия, должность); классификация по статусу; продолжительность работы, место работы, форма найма и оплаты труда; характер, тяжесть и сложность работы, причины найма мигрантов;

в) поиск работы: каналы найма (трудоустройства), посредники; время поиска работы или организации собственного бизнеса;

г) денежные переводы: объемы, валюта средств заработанных трудовыми мигрантами, используемых в странах их постоянного проживания; периодичность; каналы передачи заработанных средств;

д) причины миграции: причины трудоустройства в РФ; за пределами субъекта, в котором обычно проживают трудовые мигранты; причины трудоустройства за рубежом;

е) миграционные намерения: установки на переезд в большой, средний, малый город, в сельскую местность, за рубеж; предпочтения будущей занятости лиц, намеревающихся переселиться; установки на повышение уровня образования, карьерный рост (схематично блоки вопросов показаны на рисунке).

Как отмечает крупнейший специалист в области статистики международной миграции профессор Ричард Билсборроу, переписи населения, текущий учет населения, административная статистика не могут дать детальной информации о трудовых мигрантах, денежных переводах и их использовании на уровне домохо-зяйств, так как такая информация может быть получена только через опросы самих домохозяйств [14; 15].

Есть и такие вопросы, которые необходимо изучать при анализе миграций населения, которые касаются причин миграции: почему люди мигрируют в другие страны или регионы? Ответы на них позволяют изучать детерминанты миграции. Получить эти данные можно только через обследование домохозяйств, так как важны причины, субъективно определяемые самими мигрантами (или кем-либо из членов семьи мигранта). Анализ детерминант миграции требует данных о: а) характеристиках как мигрантов, так и не мигрантов; б) периоде/продолжительности миграции. Ответ на этот вопрос также может быть получен только из обследования домохозяйств.

Рисунок. Схема опроса респондентов по вопросам трудовой миграции

Один из важнейших экономических вопросов, связанных с трудовой миграцией - вопрос о денежных переводах или, точнее, об объемах заработанных трудовыми мигрантами средств, используемых в странах обычного проживания. К сожалению, национальные платежные балансы не отражают данные по всем денежным переводам мигрантов в страны их происхождения, так как они не все совершаются через коммерческие банки. Неофициальные трансферты составляют, возможно, большую часть денег, отправляемых мигрантами своим семьям самостоятельно. Именно поэтому важно продолжать собирать данные о денежных переводах через разные источники, в частности, посредством опросов как самих мигрантов в стране пребывания, так и членов семей мигрантов в стране происхождения.

На стадии подготовки специализированных обследований необходимо на государственном уровне решать основные вопросы, которые имеют принципиальный характер для пользователей обследования. К основным пользователям следует отнести институциональные структуры, ответственные за разработку и реализацию государственной миграционной политики (органы законодательной и исполнительной власти) и исследовательские сообщества.

Чтобы расширить круг статистической информации о трудовой миграции в России, необходимо развивать существующие формы и методы статистического наблюдения, а также дополнить их организацией новых, позволяющих получить статистические данные о трудовой миграции более полные, достоверные и актуальные для разработки и реализации миграционной политики.

В связи с тем, что Россия относится к числу государств со значительной эмиграцией, а существующие системы сбора данных не дают адекватного представления о выбытиях, предлагается включить в программу переписей и обследований населения специальный блок вопросов - так называемый эмиграционный модуль (с вопросами для оценки эмиграции). Такой подход применяют государства со значительной эмиграцией - долго- и краткосрочной. В анкету выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, а также в опросники комплексного обследования условий жизни (впервые проведенного в 2011 г.), в раздел «Финансовое положение домохозяйства» целесообразно включить в перечень доходов домохозяйства вопрос о денежных переводах от работающих за границей членов домохозяйства.

Целесообразно организовать отдельное специализированное выборочное обследование домохозяйств для исследования и оценки такого широко распространенного явления на российском рынке труда, как маятниковая трудовая миграция, особенно в регионах - спутниках больших городов. По оценкам, сегодня маятниковая миграция является важным компонентом обеспечения трудовыми ресурсами во многих сферах экономической деятельности. Информация о маятниковой миграции необходима для оценки и организации транспортных потоков, социальной сферы.

Источником информации об интеграции мигрантов, об эффективности образовательной системы, о влиянии социального происхождения на образовательные и профессиональные достижения, о влиянии профессионального образования на карьеру может стать специализированное обследование профессиональной подготовки и квалификации.

Разрабатывая концептуальные вопросы, методологические и организационные подходы к процедуре обследования домохозяйств для получения статистической информации о труде мигрантов, нельзя забывать, что чрезвычайно велико и значение административной статистики. Как источник информации административная статистика по миграции может быть более разнообразна. Парадоксально, но факт, что именно административная статистика, в связи с феноменом миграции, является в настоящее время самым недостоверным и неполным источником информации.

С точки зрения статистики феномен трудовой миграции состоит в том, что в стране прибытия (или в регионе внутри страны, что характерно для России) мигрант должен проходить не одну, а как правило, несколько административных процедур. И практически в каждом случае записи о мигранте в разных системах могут взаимно перекрываться и частично совпадать. Для получения более понятной и разносторонней картины трудовой миграции различные данные необходимо комбинировать [11]. При оценке административной статистики, при прохождении каждой административной процедуры и создании записи, в ней могут отсутствовать характеристики по наиболее существенным признакам, анализ которых позволяет оценивать ситуацию.

Административные источники данных о трудовой миграции целесообразно дополнить следующими процедурами статистического наблюдения:

- ввести в качестве показателей в отчетность, представляемую сотрудниками органов внутренних дел, выполняющими функции участковых полицейских, численность и общие социально-демографические характеристики проживающих на вверенных им участках трудовых мигрантов;

- внедрить и использовать, в том числе с целью статистического наблюдения, автоматизированные информационные системы учета въезда, пребывания, трудоустройства и выезда иностранных граждан с возможностью выдачи последним электронных документов (пластиковых карт), содержащих данные иностранного гражданина (фамилия, имя, гражданство, страна обычного проживания, пол, возраст, образование, цель въезда, место работы/учебы, координаты принимающей стороны);

- для иностранных граждан, прибывших с целью трудоустройства, ввести порядок обязательной регистрации в налоговых органах по месту трудоустройства с присвоением индивидуального налогового номера иностранного гражданина.

Таким образом, необходимо совершенствовать весь арсенал средств получения информации о трудовой миграции, включая переписи населения, специализированные обследования домохозяйств, членами которых являются как внешние, так и внутренние мигранты, административную статистику с учетом опыта зарубежных стран в этой сфере. Особое место в получении новой информации играют обследования трудовых мигрантов по специальным программам, которые являются более гибкой формой учета, способной восполнить пробелы, имеющиеся в традиционных видах статистического наблюдения.

Данные, полученные в результате проведения этой новой формы статистического обследования, позволят уточнить представления о процессах трудовой миграции, более точно выявить основные тренды, а значит более точно прогнозировать их развитие. Это даст возможность разрабатывать и реализовывать более эффективную политику в области трудовой миграции.

Литература

1. Билсборроу Р.Е., Хьюто Гр., Оберам А.С., Злотник Х. Статистика международных миграций. Рекомендации по совершенствованию систем сбора данных. Международное бюро труда. Женева. М.: ACADEMIA. 1999.

2. State of World Population 2011. N.Y. UNFPA. 2012.

3. Labour Force Survey. User Guide. VOLUME 2 — LFS Questionnaire.Version 2. August 2012.

4. Гребенюк А.А., Лебедева Т.В. Зарубежный опыт использования выборочных статистических обследований в целях учета трудовой миграции // Вопросы статистики. 2013. № 10.

5. UK Data Archive Study Number 6846. International Passenger Survey. 2011.

6. Foreign-born workers: labor force characteristics — 2011. Bureau of Labor Statistics. USA. 2012.

7. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М.: Формула права. 2007.

8. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. МОМ, ОБСЕ, МОТ. 2006.

9. Чудиновских О.С. Статистика международной миграции. Европейская Экономическая Комиссия Объединенных Наций Фонд ООН в области народонаселения. Практическое руководство для стран Восточной Европы и Центральной Азии. ООН. Женева, 2011.

10. Итоги деятельности ФМС России в 2011 г.: Сб. материалов расширенного заседания коллегии Федеральной миграционной службы /Под ред. директора ФМС России К.О. Ромодановского. М.: ФМС России, 2012.

11. Bilsborrow R. Surveys of International Migration: Issues and Tips. Carolina Population Center. Report of the Expert Group Meeting on the Use of Censuses and Surveys to Measure International Migration Sixth Coordination Meeting on International Migration. 26-27 November 2007. New York.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946.

13. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 25.08.2011 № 373-а.

14. Bilsborrow R., Zlotnik H. The Systems Approach and the Measurement of the Determinants of International Migration. Causes of International Migration. Proceedings of a Workshop, 14-16 December 1994. Luxembourg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Bilsborrow R., Richard E., Graeme H., Amarjit S. Oberai and Hania Zlotnik. 1997. International Migration Statistics: Guidelines for Improving Data Collection Systems. Geneva: International Labour Office.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.