Научная статья на тему 'Информационная основа статистического исследования миграции населения: возможности использования и направления развития'

Информационная основа статистического исследования миграции населения: возможности использования и направления развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
789
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О МИГРАЦИИ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / БЕЖЕНЦЫ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бычкова Светлана Георгиевна, Вологирова Ляна Ароновна

В статье проанализирована система источников информации о миграции населения, используемая в Российской Федерации. Изучен порядок текущего учета миграционных процессов, вопросы переписи населения о миграции населения, формы федерального статистического наблюдения, применяемые в работе министерствами и ведомствами. Рассмотрены международные рекомендации по использованию источников данных о миграции населения в статистической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL BASIS OF STATISTICAL ANALYSIS OF MIGRATION OF POPULATION: THE POSSIBILITY OF USING AND DEVELOPMENT DIRECTIONS

The article analyses the system of sources of information about migration of the population, used in the Russian Federation. The order of the current account of migration processes, questions of the population census on population migration, forms of Federal statistical observation that are used in work of ministries and agencies are studied. International recommendations on the use of data sources on migration of the population in statistical practice are reviewed.

Текст научной работы на тему «Информационная основа статистического исследования миграции населения: возможности использования и направления развития»

УДК 314.7

с.г. Бычкова ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА СТАТИСТИЧЕСКОГО

л.А. Вологирова ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье проанализирована система источников информации о миграции населения, используемая в Российской Федерации. Изучен порядок текущего учета миграционных процессов, вопросы переписи населения о миграции населения, формы федерального статистического наблюдения, применяемые в работе министерствами и ведомствами. Рассмотрены международные рекомендации по использованию источников данных о миграции населения в статистической практике.

Ключевые слова: источники информации о миграции, трудовая миграция, беженцы, вынужденные переселенцы, соотечественники.

Sve«ana Bychkova INFORMATIONAL BASIS OF STATISTICAL ANALYSIS

Lyana Vologirova OF MIGRATION OF POPULATION: THE POSSIBILITY

OF USING AND DEVELOPMENT DIRECTIONS

Annotation. The article analyses the system of sources of information about migration of the population, used in the Russian Federation. The order of the current account of migration processes, questions of the population census on population migration, forms of Federal statistical observation that are used in work of ministries and agencies are studied. International recommendations on the use of data sources on migration of the population in statistical practice are reviewed.

Keywords: sources of information about migration of population, labour migration, refugees, displaced people, compatriots.

В современных условиях развития экономики и социальной сферы при развивающихся тенденциях подвижности населения стран и регионов разработке миграционной политики как в отдельных странах, так и на международном уровне, уделяется все большее внимание. Очевидно, что в эпоху глобализации и роста масштабов миграционной мобильности населения потребность в адекватной системе статистической информации о миграции населения будет только возрастать. Отсутствие или недостаточность достоверной и своевременной статистической информации о миграции населения ограничивает возможности принятия обоснованных управленческих решений по регулированию миграции, проведению мероприятий социальной политики, связанных с миграцией населения и т.д.

Для Российской Федерации формирование и развитие единой системы информации о миграции является чрезвычайно актуальным по нескольким причинам. Во-первых, Российская Федерация является страной как принимающей, так и «экспортирующей» международных мигрантов, существенной частью которых являются трудовые мигранты. Во-вторых, значительно возрастает внутренняя миграция населения регионов страны, что приводит к перераспределению населения по ее территории и формированию новых тенденций на рынке труда. В-третьих, демографические тенденции современной России таковы, что без миграционного притока численность населения в трудоспособном возрасте будет только сокращаться.

Комплексность проблем и задач регулирования миграции привели к формированию и принятию Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., определяющей основные цели, задачи и мероприятия, призванные повысить миграционную привлекательность как страны в целом, так и ее регионов. Информационное обеспечение реализации государственной миграционной политики предполагает [1] создание информационно-аналитической

© Бычкова С.Г., Вологирова Л.А., 2014

системы, включающей развитие статистики на основе административных систем учета населения; формирование системы государственных и иных выборочных обследований по вопросам внутренней и международной миграции, совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации о миграционной ситуации в России; информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности; проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ; научное сопровождение изменений в инструментах и механизмах государственной миграционной политики Российской Федерации.

Анализ международного опыта статистического изучения миграции свидетельствует о том, что формированием методологии и реализацией проектов по изучению миграции населения занимается не только Международная организация по миграции (MOM), но и Международная организация труда (МОТ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Всемирный банк, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). В 2010-2011 гг. эти организации практически одновременно начали проекты, направленные на формирование единых статистических систем в области миграции и их использование при принятии экономических и политических решений.

В международной статистической практике [4; 5] рекомендуется использование следующих источников информации:

- обследования семейных единиц (перепись населения или исследования рабочей силы);

- административный учет (система учета населения или регистрация иностранцев);

- другие административные источники (разрешения на проживание, разрешения на работу или прошения о предоставлении убежища);

- данные, полученные от контрольно-пропускных пунктов;

- данные, собранные на границе (типы виз на въезде и выезде из страны).

Вполне закономерно, что международные рекомендации по использованию информационных источников в основном касаются учета международной миграции. Для Российской Федерации наряду с источниками информации о международной миграции актуальным является вопрос учета внутренней миграции населения. Система источников информации, используемая в Российской Федерации, включает:

- данные текущего учета;

- перепись населения;

- формы федерального статистического наблюдения;

- формы отчетности ведомственной статистики;

- выборочные обследования.

Основной источник первичных данных о миграции населения в России - регистрационные документы, заполняемые при перемене места жительства внутри страны, эмиграции или иммиграции. C 2011 г. источником сведений о миграции населения в России стали регистрационные документы, заполненные при перемене места пребывания на срок девять месяцев и более. В Российской Федерации действует единая и повсеместная система учета миграции населения, организация которого возложена на ФМС России. Первичными документами, на основе которых осуществляется статистический учет миграции, являются листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним. Работники территориального органа ФМС России проверяют представленный пакет документов, правильность и полноту их составления, в том числе и первичных документов учета мигрантов по форме № 12 и соответствие записей в них. Листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним передаются в установленном порядке территориальными органами ФМС России в соответствующие органы государственной статистики не реже одного раза в месяц. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами

статистического учета устанавливались Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с ФСГС «Росстат».

Следует отметить, что полнота составления и качество заполнения первичных документов учета мигрантов влияют на достоверность статистических разработок об объемах и направлениях миграционных потоков в стране, о распределении населения по ее территориям и в конечном итоге - на миграционную политику, проводимую в Российской Федерации. В современной России текущий учет позволяет получить сведения о таких видах миграции, как вынужденная миграция, внешняя трудовая миграция, а также о фактах пересечения государственной границы с разными целями.

Переписи населения в соответствии с международными стандартами включают блок вопросов, касающихся миграции. В программе Всероссийской переписи населения 2010 г., вопросы, касающиеся миграции, были включены в формы Л и В. В форме Л в разделе 12 переписного листа Л2 содержатся следующие вопросы.

- 12.1. С какого года Вы непрерывно проживали в населенном пункте?

- 12.2. Вы проживали в октябре 2009 г. (с указанием субъекта РФ, населенного пункта)?

Обобщение полученной на основе ответов на данные вопросы информации позволяет изучить

территориальное размещение и движение мигрантов, оценить длительность проживания мигрантов на одном месте и степень миграционной мобильности населения.

Переписные листы формы В (листы В1 и В2) содержат четыре вопроса, касающихся пола мигранта, года его рождения, страны постоянного проживания, цели приезда в Россию. Вопрос относительно цели приезда в Россию предполагает следующие варианты ответов: работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель (необходимо указать какая). Для приехавших с целью работы или учебы дополнительно регистрируются ответы еще на три вопроса относительно продолжительности проживания на территории России, страны рождения и гражданства [3]. Обобщение ответов, полученных на основе переписных листов формы В, позволяет получить информацию о распределении мигрантов по таким важнейшим индивидуальным признакам, как пол (аскриптивный признак), возраст (витальный признак), целом комплексе миграционных признаков, дополняющих информацию листа Л2 - место рождения и проживания, цель миграции, ее продолжительность и т.д., а также важнейшую информацию о гражданстве.

Однако необходимо отметить, что, являясь глобальным статистическим наблюдением, проводимым с периодичностью один раз в десять лет, перепись населения не предназначена для охвата всех вопросов, связанных с миграцией населения страны. В частности, на основе переписей не представляется возможным получить информацию о достаточно большом количестве аскриптивных, витальных, социальных и экономических признаков мигрантов, а также о коллективных признаках, характеризующих семьи и домохозяйства мигрантов [2].

Важность учета и изучения миграции с точки зрения ее влияния на социально-экономическое развитие и обеспечения безопасности страны обусловила формирование развитой системы ведомственной и государственной статистики миграции, развитие их взаимосвязи и взаимодополняемости. Федеральное статистическое наблюдение позволяет систематизировать различные аспекты сбора данных о миграции, и представлено достаточно большим перечнем форм, краткая характеристика которых представлена в таблице.

Форма № 1-Т (миграция) «Сведения о численности и составе российских граждан, выехавших на работу за границей» является формой, в наиболее развернутом виде предоставляющей информацию о международной миграции. Разработка данных, включаемых в форму, осуществляется по следующим основным признакам: пол, возраст, образование, продолжительность работы, страна, вид экономической деятельности (до и после выезда), профессия, должность (до и после выезда).

Таблица

Формы федерального статистического наблюдения, отражающие информацию о миграции

Форма Статистическая единица Периодичность

Форма № 1-Т (миграция) «Сведения о численности и составе российских граждан, выехавших на работу за границей» Территориальные органы ФМС Нарастающим итогом с января

Форма № 1-3 «Анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости» Территориальный орган Росстата По состоянию на обследуемую неделю

Форма № 2-Т (трудоустройство) «Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения» Государственные учреждения службы занятости, Квартальная

Форма № 1-кадры «Сведения об обучении работников организаций». Раздел 2 Юридические лица всех форм собственности и видов экономической деятельности 1 раз в 3-4 года

Форма № 1-НК (труд) «Сведения о результатах осуществления надзорно-контрольных мероприятий за соблюдением трудового законодательства при использовании иностранных работников» Территориальный орган Роструда Квартальная

Форма № 1-НК (миграция) «Сведения о результатах осуществления надзорно-контрольных мероприятий по регулированию внешней трудовой миграции» Территориальный орган Роструда Квартальная

Форма № Б «Сведения о беженцах и лицах, ходатайствующих о признании беженцем» Территориальные органы ФМС Квартальная

Приложение к форме № Б «Сведения о социально-демографическом составе беженцев и лиц, ходатайствующих о признании беженцем» Территориальные органы ФМС Квартальная

Форма № ВП «Сведения о вынужденных переселенцах» Территориальные органы ФМС Квартальная

Форма № ВР «Сведения о лицах, подавших заявления и получивших временное убежище» Территориальные органы ФМС Квартальная

Приложение к форме № ВП «Сведения о социально-демографическом составе вынужденных переселенцев» Территориальные органы ФМС Квартальная

Форма № 1-СООТЕЧ «Сведения о лицах, получивших в уполномоченных органах за рубежом свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членах их семей» Представительства (представители) ФМС за рубежом, временные группы Квартальная

Форма № 2-СООТЕЧ «Сведения об участниках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членах их семей» Территориальные органы ФМС Квартальная

Форма Статистическая единица Периодичность

Форма № 3-СООТЕЧ «Сведения о лицах из числа постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской федерации, получивших свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членах их семей» Территориальный орган ФМС Текущий учет

Форма № СПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы среднего профессионального образования» Юридические лица, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена 1 раз в год

Форма № ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования» Юридические лица, осуществляющие подготовку кадров по образовательным программам высшего образования 1 раз в год

Формы № ВП, Б и ВР, а также приложения к ним, предоставляют информацию о характеристиках беженцев и вынужденных переселенцев. Учет вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев) ведется на основе данных об обращении и предоставлении статуса этой категории мигрантов Федеральной миграционной службой при МВД РФ. Регистрация и учет вынужденных переселенцев были начаты с 1 июля 1992 г., беженцев - с 20 марта 1993 г. [6]. Согласно российским законам статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, беженца - на три года. По истечении указанного срока вынужденные мигранты лишаются статуса и автоматически снимаются с учета. Данные о вынужденных мигрантах Федеральной миграционной службой передаются в Федеральную службу государственной статистики, которая публикует их в официальных сборниках в виде таблиц. Разработка показателей ведется по странам, субъектам РФ, городской/сельской местности расселения, полу, возрасту, уровню образования, национальности, категориям семей и т.д. Формы № 1-СООТЕЧ, № 2-СООТЕЧ, № 3-СООТЕЧ позволяют получить информацию о соотечественниках за рубежом и программах их поддержки.

Следует отметить, что представленные в таблице формы федерального статистического наблюдения в основном позволяют получить информацию о внешней (международной) миграции. В то же время информация о внутренней миграции в стране является чрезвычайно важной. Некоторую информацию о внутренних мигрантах в разрезе субъектов позволяют получить обследования населения по проблемам занятости. В Разделе 11 анкеты выборочного обследования по проблемам занятости обследуемым задаются вопросы о гражданстве, времени непрерывного проживания в субъекте, а также о месте проживания «год назад». В анкету 2010 г. были включены вопросы о том, привлекалась ли в домохозяйстве дополнительная рабочая сила, и каким было гражданство этих лиц. Но полученная информация оказалась нерепрезентативной и в дальнейшем не использовалась.

В большей степени отражена внутренняя миграция в ведомственной форме ФМС России № 1-РД «Результаты деятельности территориального органа ФМС России», в которой содержатся сведения о регистрации граждан по месту жительства, в том числе в разрезе субъектов РФ. В то же время ведомственная статистика не позволяет получить информацию о сроках пребывания мигрантов, а также о повторности оформления регистрации. Кроме того, существующий порядок регистрации внутренних мигрантов не позволяет выделять группы «краткосрочных» мигрантов, в том числе сезонных. Поскольку не сформирован механизм регистрации фактической даты прибытия, невозможно получить

информацию о численности мигрантов, остающихся на территории пребывания на срок, не превышающий максимальный срок регистрации, возвратных краткосрочных миграций, а также некоторых видов перемещений, не связанных с трудовой деятельностью.

Выборочные обследования населения по миграции в международной практике считаются достаточно перспективным методом сбора данных, однако в Российской Федерации они до сих пор не нашли широкого применения. Представляется целесообразным более широко использовать возможности уже осуществляемых обследований бюджетов домашних хозяйств и обследования населения по проблемам занятости, а также разрабатывать систему более специализированных выборочных обследований. В этой связи необходимо отметить, что начиная с 2014 г. Росстат планирует проводить выборочное обследование об использовании труда мигрантов. Обследование планируется проводить один раз в пять лет, объем выборки - 100 тыс. домашних хозяйств. Предполагается, что анкета обследования будет служить дополнением к анкете выборочного обследования населения по проблемам занятости и включать два раздела: «Наем трудовых мигрантов для работы в домохозяйстве» и «Наем трудовых мигрантов предпринимателями». В анкете отражаются ответы на вопросы, связанные с привлечением других граждан на оплачиваемую работу в домохозяйстве, в том числе по формам найма, видам работ, полу, предоставлению работникам жилья, продолжительности найма, гражданства работников, качества выполненных работ, региона проживания (для граждан РФ), перерывов в работе для поездок домой [7].

В международной практике достаточно широко используются одновременные выборочные обследования мигрантов в стране выбытия и прибытия, что для России было бы чрезвычайно полезно в рамках СНГ. Еще одним важным направлением совершенствования информационной базы изучения миграции является более широкое использование возможностей различных административных источников, а также опыта использования регистровой статистики.

Разработка единой государственной системы управления миграционными процессами, обеспечение миграционной безопасности государства требует последовательного решения проблем формирования информационной системы по миграции населения. Представляется, что подобная деятельность должна основываться как на национальных потребностях, так и на накопленном международном опыте подобных работ, а также возможностях, которые открывает интеграция стати -стической деятельности в рамках СНГ и международных организаций.

Библиографический список

1. Концепция государственной миграционной политики до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf.

2. Бычкова С.Г. Социальная статистика: учебник для академического бакалавриата / С.Г.Бычкова. - М.: Юрайт, 2014.

3. Миграционные процессы в странах Содружества и возможность их изучения в ходе проведения переписей населения раунда 2010 года (методологические рекомендации) // Статистика СНГ. - 2009. - № 2(449).

4. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://migrationcentralasia.itcilo.org/ru/ dokumenty/osnovopolagayuschie-dokumenty/osce_iom_ilo_handbook_ru.pdf

5. Рекомендации по статистике международной миграции, ООН, 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/metod/migr.pdf.

6. Энциклопедия статистических терминов. Том 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/stbook11/tom5.pdf.

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.