Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения физической культуры и спорта (на примере Республики Саха (Якутия))'

Проблемы информационного обеспечения физической культуры и спорта (на примере Республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
451
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хомподоева М. В.

В данной статье представлены результаты исследования информационного обеспечения физкультурных организаций Республики Саха (Якутия), проанализирована информационная потребность отдельных групп специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хомподоева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения физической культуры и спорта (на примере Республики Саха (Якутия))»

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

М.В. ХОМПОДОЕВА, ВНИИФК

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования информационного обеспечения физкультурных организаций Республики Саха (Якутия), проанализирована информационная потребность отдельных групп специалистов.

Abstract

In this article, results of research of informational supply of the sports organizations Republic Sakha (Yakutia) has been presented, users’ needs of separate groups of specialists is analyzed.

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, спорт.

Введение

Качественное и своевременное обеспечение документами и информацией руководителей, ученых, специалистов, спортсменов, тренеров, всех граждан является одним из важнейших факторов реализации республиканской целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха на 2005- 2010 годы от 21 декабря 2004 г.

В последнее время одним из актуальных направлений исследований, особенно за рубежом, стало изучение информационных потребностей (users’ needs) и особенностей поведения потребителей при самостоятельном поиске информации (information seeking behavior) в связи с появлением новых возможностей удовлетворения информационных потребностей посредством доступа к электронным информационным ресурсам через глобальные телекоммуникационные сети, которые существенно меняют сложившиеся представления о понятии документа и методике информационного поиска 1; 2].

Проблема современного информационного обеспечения регионов Российской Федерации остается мало изученной. Кроме того, уровень информационного обеспечения физической культуры и спорта на региональных уровнях, особенно на периферии, остается невыясненным.

Сегодня очевиден нарастающий разрыв в информационной обеспеченности между тренерами, спортсменами, управленцами регионов и центра. Республика Саха, географически отдаленная от центральной части страны, испытывает острую потребность в информации. Если бы велось систематичное, организованное информационное обеспечение физической культуры и спорта, т.е. оперативное, адресное распространение необходимой информации, то это способствовало бы существенному развитию физической культуры и спорта в республике [4].

Задача информационной деятельности состоит в том, чтобы создать информационную среду, необходимую для предотвращения потерь от неинформированности. Развитие вычислительной техники и средств связи приводит к появлению все более совершенных технических средств обработки информации, использование которых может

ж

внести значительный вклад в создание информационной среды.

В современных публикациях термины имеют различные значения. В исследовании используются следующие определения терминов, закрепленные в законе «Об информации, информатизации и защите информации» [7].

Информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информационная система представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других источниках).

Материал и методика исследования

В данной статье представлены результаты исследования информационных потребностей в физкультурных организациях Республики Саха (Якутия), которые легли в основу разработки системы информационного обеспечения региона. Исследовательской базой послужили физкультурно-спортивные организации г. Якутска. Были выделены следующие категории пользователей информационной системы - преподаватели, тренеры, студенты института физической культуры, руководители, специалисты организаций.

Опрошенные респонденты работают в сфере физической культуры и спорта. В анкетном опросе приняли участие 147 респондентов: 30 руководителей спортивных организаций, 29 специалистов, 31 тренер по различным видам спорта, 28 преподавателей и 29 студентов института физической культуры различных специализаций.

В процессе разработки анкеты характер и содержание вопросов определялись стремлением получить исходные данные по состоянию информационного обеспечения работников физической культуры, выявить их уровень знаний и умений.

Задачи исследования:

1) определить пользовательские возможности и потребности участников опроса;

2) выявить состояние и уровень владения информацией респондентов.

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования были получены результаты:, которые свидетельствуют, что существующая в сфере физической культуры и спорта система информационного обеспечения обладает большими возможностями для дальнейшего развития и совершенствования.

Респонденты в своей профессиональной деятельности используют разные виды информации. В табл. 1 представлены результаты опроса относительно важности различных видов информации для различных пользователей.

Результаты исследования позволяют проследить специфику расстановки приоритетов в интересах респондентов различными категориями информации. Наибольший интерес, в особенности у тренеров, вызывает такой источник информации, как «достижения в видах спорта». Достаточно высокий интерес респонденты проявляют к таким видам информации, как «управленческая» (в наибольшей степени у руководителей и в наименьшей степени у тренеров), а также «педагогическая», «экономика», «физкультурно-массовая и оздоровительная работа». Необходимо отметить, что тренеры большой интерес проявляют к таким видам информации, как «конкуренты», «медико-биологическая», «спортивная тренировка», «тренажеры и технические средства обучения». Характерно, что руководители к последним трем видам информации интереса не проявили. Таким образом, использование необходимой информации в значительной степени зависит от должностного положения респондентов.

Таблица 1

Востребованность различных видов информации, %

Виды информации Пользователи информации Средний показатель

руководитель специалист тренер препода- ватель студент

Достижения в видах спорта 26,7 44,8 90,3 42,9 37,9 48,5

Управленческая (постановления, приказы, информационные письма) 100 79,3 6,5 32,1 43,6

Педагогическая 33,3 20,7 22,6 78,6 17,2 34,5

Экономическая 73,3 51,7 6,5 32,1 6,9 34,1

Физкультурно-массовая и оздоровительная работа 56,7 44,8 35,5 21,4 10,3 33,7

Конкуренты 23,3 10,3 54,8 - 62,1 30,1

Психологическая 26,7 24,1 16,1 42,9 27,6 27,5

Медико-биологическая - 17,2 54,8 17,9 10,3 20,0

Спортивная тренировка - 20,7 38,7 14,3 17,2 18,2

Физическое воспитание в вузе 30,0 3,4 6,5 39,3 - 15,8

Тренажеры и технические средства обучения - 13,8 45,2 - 6,9 13,2

Статистическая 26,7 17,2 - 17,9 - 12,4

X ± § 33,06 ± 30,40 29,00 ± 21,79 31,46 ± 26,94 28,28 ± 21,68 16,37 ± 18,44 27,63 ± 11,87

В табл. 2 представлены источники информации, которые используют в своей деятельности респонденты.

Как видно из таблицы, основной объем информации респонденты получают из Интернета. В учебном процессе и при проведении научныгх исследований - это самое современное и мощное инструментальное средство и всеобъемлющая информационная среда [5]. Поэтому эффективное использование средств и возможностей Интернет-технологий - важнейшая профессиональная необходимость для всех работников физической культуры и спорта.

Затем по частоте использования следуют такие категории источников информации, как «научно-методические журналы», «сборники научных трудов», «отечественные журналы» и «книги», в меньшей степени -методические пособия. Почти все опрошенные не используют зарубежные источники, что можно объяснить слабым владением иностранными языками и сложностями с подпиской. Интернет раскрывает свои возможности при условии хорошего владения иностранным языком - это важнейшая сторона информационной культуры специалиста [3]. В нижних строках табл. 1 и 2 даны среднее зна-

Таблица 2

Источники информации, используемые в деятельности работников физической культуры и спорта, %

Источники информации Пользователи Средний показатель

руководитель специалист тренер преподава- тель студент

Интернет 66,7 96,6 2,6 42,9 79,3 57,6

Научно-методические журналы 23,3 58,6 4,5 57,1 41,4 36,9

Сборники научных трудов 16,7 24,1 9,7 89,3 28,0 33,6

Отечественные журналы 36,7 31,0 1,2 60,7 27,6 31,5

Книги 6,7 10,3 1,4 42,9 69,0 26,1

Методические пособия - 9,0 - 75,0 20,8 21,0

Зарубежные источники - 3,4 - - - 0,7

X ± § 21,44 ± 9,06 33,29 ± 12,68 2,77 ± 1,30 52,56 ± 10,79 38,01 ± 10,50 29,63 ± 6,51

чение и стандартное отклонение для перечисленных в таблице пользователей.

Проведенное исследование показало что, информационная поддержка, выстроенная в соответствии с заранее выявленными потребностями и знаниями специалистов, более эффективна.

Именно на учете данных потребностей может быть основано создание эффективной информационной системы обеспечения физической культуры и спорта в регионе.

Эффективному совершенствованию информационного обеспечения физической культуры и спорта в республике препятствуют:

- отсутствие научно обоснованных концепций и программ информатизации профессионального образования применительно к сфере «Физическая культура и спорт»;

- недостаточно развитая материально-техническая база, отсутствие информационной среды в вузах;

- относительно низкий уровень «информационной культуры» педагогов и тренеров;

- отсутствие специального программно-методического обеспечения, позволяющего решать прикладные задачи пользователя [6].

Заключение

Результаты проведенного исследования показывают, что специалисты активно работают с самой разнообразной информацией, сознавая ее важность для успешной работы. Вместе с тем система информационного обеспечения в настоящее время далека от идеальной и обладает целым рядом серьезных недостатков. Это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования системы информационного обеспечения физической культуры и спорта в республике, в частности создания специализированного информационного центра.

Литература

1. Baca A., Eder Ch., Strubreither O. A Sports Oriented Concept for Developing Multimedia Learning and Teaching Materials. http://www.iacss.org/ijcss/ijcss volume 4 edition 2.html. International Journal of Computer Science in Sport -Content Volume 4/Edition 2 - 2005. - P. 38-48.

2. Trevor Wallis. How electronic resources are affecting collection development policies. http://www.ausport.gov.au/ fulltext/2002/siw/ercdp.asp.

3. Бальсевич B.K., Лубышева Л.И. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12.-С. 18-19.

4. Баишев Ю.П. Региональная организация спорта в Республике Саха (Якутия): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2002. - 23 с.

5. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Ахмедзянов Э.Р. Современные информационные технологии в системе повышения квалификации и непрерывном образовании специалистов по физической культуре и спорту (проблемы и пути решения) // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 54-58.

6. Федоров А.И. Современные информационные технологии в системе высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2000. -№ 12. - С. 56-59.

7. Федеральный Закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ 1995, № 8. Ст. 609.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.