зультаты.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что применение коррекционно-двига-тельных действий положительно влияет на улучшение вестибулярного аппарата и на развитие локомоторных функций у детей с нарушением интеллекта.
4. На исследование развития пространственной ориентировки был проведен тест - метание теннисного мяча в цель. Испытание проводилось в спортивном зале. На полу, на расстоянии десяти метров от места метания ставился набивной мяч. Каждый испытуемый выполнял три попытки метания теннисного мяча в цель. Ошибки измерялись и заносились в протокол. Окончательным результатом быласредняяошибка каждого учащегося. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Динамика показателейприростараз вития пространственной ориентировки
Группа Сентябрь, см Май, см Прирост, см Прирост, %
ЭГ 240 190 50 20,83
КГ 250 230 20 8,0
Полученные резусотатыподтвередают,что использование методики КОДД в начальных классах у детей с легкой и умерен-
Библиографический список
Рис. 4. Показатели прироста развития пространственной ориентировки
ной умственной отсталостью положительно влияет на коррекцию пространственной ориентации.
Таким образом, несмотря на то, что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддаётся коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятии физическими упражнениями, использование новых методик создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, а также для развития физических качеств и способностей, которые необходимы в жизнедеятельности ребёнка. Опытным путем нами была доказана эффективность применения методики «Коррекционно-оздоровительных двигательных действий» в начальных классах у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью на коррекцию пространственной ориентации и развитию координационных способностей.
1. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Под редакцией С.П. Евсеева. Москва: Сов. спорт, 200l.
2. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. ФГУП Издательство «Советский спорт».
3. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. Под общей редакцией Л.В. Шапковой. Москва: Советский спорт, 2002.
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва: Просвещение, 1995.
References
Shapkova L.V. Sredstva adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: Metodicheskie rekomendacii po fizkurturno-ozdorovitel'nym i razvivayuschim zanyatiyam detej s otkloneniyami v intellektual'nom razvitii. Pod redakciej S.P. Evseeva. Moskva: Sov. sport, 2001.
Venevcev S.I., Dmitriev A.A. Ozdorovlenie i korrekciya psihofizicheskogo razvitiya detej s narusheniem intellekta sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. FGUP Izdatel'stvo «Sovetskij sport».
Korrekcionnye podvizhnye igryiuprazhneniya dlya detejs narusheniyami vrazvitii. Pod obschej redakciej L.V. Shapkovoj. Moskva: Sovetskij sport, 2002.
Zabramnaya S.D. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika umstvennogo razvitiya detej. Moskva: Prosveschenie, 1995.
Статья поступила в редакцию 03.06.18
УДК 378
Khompodoeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Еastern Federal university n.a. M.K. Ammosov
(Yakutsk, Russia),E-mail: [email protected]
DEMAND FOR INFORMATION RESOURCES ON FRENCH LANGUAGE AMONG THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC PROFILES. The article studies the specifics of demands of students, postgraduates of non-linguistic specialties' concerning the information in French that they need to find. The research is dedicated to the question of the use of educational resources in training the French language at non-linguistic higher education school. Search parameters are specified, the state of relevant information is described. The interrogations of students forthe relevant of information resources are studied, the sources show their positive attitude to the training of French. The analysis of results shows that such categories as science, formation, scientific achievements in French are of most interest. The paper has a conclusion that the necessity of the account of questions of students is made at training the French language. In conditions of implementation of information technologies to the educational process, the search for any information opens big opportunities for the development of information culture in students. The review of media resources, educational sites in French is carried out, with the use of which students, masters, postgraduates receive additional knowledge on profile by means of the foreign language.
Key words: educational resources, French language, Internet, higher education, information, non-linguistic specialization.
М.В. Хомподоева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,
Е-mail: [email protected]
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ
В статье рассматриваются особенности информационных запросов у студентов, магистрантов, аспирантов неязыковых специальностей к видам информации на французском языке. Исследование посвящено вопросу использования образовательных ресурсов в обучении французскому языку в неязыковом вузе. Уточняются информационные запросы, представлена востребованность информации у студентов неязыковых специальностей. Проведенные опросы студентов о востребованности информационных ресурсов и об используемых информационных источниках показывают их положительное отношение к обучению французскому языку. Анализ результатов у студентов, магистрантов, аспирантов неязыковых специальностей показывает количество заинтересованных в информационных запросах о науке, образовании, научных достижениях на французском языке. Сделан вывод о необходимости учёта информационных запросов студентов, магистрантов неязыковых специальностей при обучении французскому. В условиях внедрения информационных технологий в учебный процесс профильный запрос в информациях открывает большие возможности для развития информационной культуры у студентов. Осуществлен обзор медиа ресурсов, образовательных сайтов на французском языке, при использовании которых студенты, магистранты, аспиранты получают дополнительные знания по профилю посредством иностранного языка.
Ключевые слова: образовательные ресурсы, французский язык, Интернет, высшее образование, информация, неязыковые специальности.
В связи с развитием информационных технологий современное общество предъявляет повышенные требования к специалистам не только с точки зрения их языковой компетентности и способности к межкультурной коммуникации, но и с точки зрения их умения быстро и эффективно использовать достижения компьютерной техники и сети Интернет для работы с иностранными языками [1, с. 98].
Актуальность выбранной темы определяется тем, что формирование основных компетенций при обучении иностранному языку вызывает необходимость в использовании образовательных интернет-ресурсов. В учебном пособии под редакцией Е.С. Полат понятие «цифровые образовательные ресурсы» трактуется как «представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса» [2, с. 123]. В данном исследовании проблемная ситуация заключается в формировании мотивации к изучению французского языка у студентов неязыковых профилей. В современных условиях существует необходимость исследования востребованности информации по французскому языку у студентов неязыковых специальностей.
Активный фонд университетской библиотеки насчитывает недостаточное количество и разнообразие наименований учебников по французскому языку у неязыковых факультетов, поэтому привлечение интернет-ресурсов существенно облегчает решение задачи - наличие компетентного учебного материала, отвечающей современным требованиям. В связи с этим многократно возрастает важность грамотного формирования востребованности видов информации по французскому языку, что актуальным направлением работы преподавателя является постоянный мониторинг информационных потребностей основных групп студентов.
Цель исследования определяется необходимостью решения одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой - повышение качества иноязычной подготовки бакалавров разных профилей неязыковых вузов. Для достижения поставленной цели необходимо:
1. Определить индивидуальную востребованность видов информации по французскому языку.
2. Отобрать учебный материал с использованием образовательных интернет-ресурсов, рационально организовать его и включить в содержание занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Использование интернет-ресурсов на занятиях способствует мотивации и обеспечению студентов оригинальными материалами. Все это может содействовать скорости освоения языка, повышению уровня сложности изучения, а также улучшить навыки критического мышления в соответствии с определенными культурными и национальными особенностями.
«Иностранный язык - это один из факторов успешной профессиональной реализации личности: общеизвестно, что знание иностранного языка является зачастую обязательным требованием многих вакансий, представленных на трудовом рынке» [3; с. 22]. По утверждению С.Г. Тер-Минасовой, язык может явиться «средством достижения некой профессиональной цели» и стать
«главным средством общения, но не единственным» для современного выпускника неязыкового факультета [4; с. 34].
Методы и организация исследования
Методологической основой исследования является системный подход, который позволяет рассматривать систему информационного обеспечения как развивающуюся, открытую социально-педагогическую систему.
При изучении, систематизации и анализе научно-методической литературы были выявлены и обобщены сведения по изучаемой проблеме исследования отечественных и зарубежных специалистов. При анализе полученных экспериментальных данных анкетирования применялись количественные методы обработки.
Исследовательская работа проводилась на базе кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям Северо-Восточного федерального университета. Экспериментальная группа - студенты 1-2 курсов (24 чел.) в аудиторное и внеаудиторное время использовали образовательные интернет-ресурсы по французскому языку, в данном случае, медиаресурсы. Они рассчитаны на широкую аудиторию и не предназначены специально для обучения, но могут применяться в процессе обучения в качестве аутентичных материалов, способствующих формированию и развитию всех видов коммуникативной компетенции как на занятиях, так и во внеаудиторное время:
Apprendre TV5 Monde http://www.tv5monde.com, на сайте предлагаются актуальные видеосюжеты и интерактивные упражнения, игры, словари. Благодаря живой, захватывающей тематике, пользователи получают возможность не только изучить язык, но и открыть для себя культуру франкоязычных стран. На сайте предлагают разнообразный дидактический и учебный материал, разработанный для всех видов речевой деятельности, в соответствии с уровнем владения языком [5, с. 24].
Francomania http://francomania.ru/ - официальный сайт французского языка в России. Сайт, содержащий актуальную информацию о французском языке в России по таким темам, как «искусство», «музыка», «стипендиальные программы Посольства», «семинары» с обучающими онлайн-упражнениями», по которым пользователи могут общаться и обмениваться знаниями и опытом.
Français Authentique https://www.francaisauthentique.com- популярный сайт с видео и музыкой для тех, кто изучает французский язык.
Bonjour de France http://www.bonjourdefrance.com - электронный журнал, упражнения, тесты, игры и много уроков.
На контрольном этапе эксперимента студенты контрольной и экспериментальной групп должны были выполнить один и тот же тест на уровень владения французским языком. Результаты, свидетельствуют о том, что студенты обеих групп (контрольной t=15,88) при p< 0,05 и экспериментальной (t= 20,06) при (p< 0,05) за период участия в эксперименте улучшили уровень владения иностранным языком. С целью выявления различий между контрольной и экспериментальной группами был проведен парный t-тест. Его результаты свидетельствуют о том, что различия между контрольной и экспериментальной группами являются статистически значительными (t= 15,36) при p< 0,05.
Полученные данные формирующего среза свидетельствуют об эффективности использования образовательных интер-
Тематическое содержание занятий студентов экспериментальной группы
Тематическое содержание Интернет ресурсы
Vie professionnelle Le voyage professionnel Apprendre TV5 Monde http://www.tv5monde.com, Francomania - http://franco-mania.ru/, Français Authentique https://www.francaisauthentique.com, Bonjour de France http://www.bonjourdefrance.com.
Sciences C'est quoi une protéine? Apprendre TV5 Monde http://www.tv5monde.com, Francomania - http://franco-mania.ru/, Français Authentique https://www.francaisauthentique.com, Bonjour de France http://www.bonjourdefrance.com.
Nouvelles technologies Les réseaux sociaux Apprendre TV5 Monde http://www.tv5monde.com, Francomania - http://franco-mania.ru/, Français Authentique https://www.francaisauthentique.com, Bonjour de France http://www.bonjourdefrance.com.
Santé Parler de sa santé Apprendre TV5 Monde http://www.tv5monde.com, Francomania - http://franco-mania.ru/, Français Authentique https://www.francaisauthentique.com, Bonjour de France http://www.bonjourdefrance.com.
Politique La procédure de nomination du secrétaire général de l'ONU Apprendre TV5 Monde http://www.tv5monde.com, Francomania - http://franco-mania.ru/, Français Authentique https://www.francaisauthentique.com, Bonjour de France http://www.bonjourdefrance.com.
нет-ресурсов обучения французскому языку студентов неязыковых направлений.
Далее проводился опрос среди студентов, магистрантов и аспирантов неязыковых специальностей, изучающих французский язык в рамках дисциплин «Иностранный язык», «Иностранный язык в научной сфере», также «Деловой иностранный язык». Были выделены следующие категории пользователей информационной системы - студенты 1-2 курсов, магистранты 1-2 года обучения, аспиранты неязыковых специальностей Северо-Восточного федерального университета.
В результате анкетирования выявлено информационное поле респондентов. В таблице 1 представлены результаты опроса относительно важности различных видов информации для различных пользователей.
По результатам выполненного исследования осуществлено ранжирование приоритетов видов информации в соответствии с интересами респондентов. Наибольший интерес, в особенности у аспирантов, вызывает такой вид информации как «Образование и наука» - 90,3%. Достаточно высокий интерес респонденты проявляют к таким видам информации, как «Биология, химия, физика, пищевая наука и промышленность» - в наибольшей степени он выявлен у магистрантов 2 курса - 100%, аспирантов - 79,3%, и в наименьшей степени - у студентов 2 курса - 6,5%, у студентов 1 курса подобный интерес отсутствует. Высокий показатель запроса информации «Географическое положение Франции, ее природные комплексы, особенности флоры и фауны» выявлен у магистрантов 2 года обучения - 78,6%. Это вызвано тем, что ма-
гистры получают дополнительную информацию на занятиях по французскому языку и, соответственно, их интерес увеличивается. «История и культура Франции» вызывает интерес у 73,3% аспирантов, 51,7% магистрантов 2 года обучения, 32,1% магистрантов 1 года обучения и в наименьший степени у студентов 1, 2 курсов - 6, 9% и 6,5% соответственно. Вид информации «Медицина» у магистров 2 года обучения - 44,8% и 56,7% - 1 года, далее аспиранты - 35,5%; у студентов 2 курса - 21,4% и 10,3% у 1 курса соответственно. Необходимо отметить, что студенты 1 курса большой интерес проявляют к таким видам информации, как «Образование и наука» - 26,7%, «Географическое положение Франции, ее природные комплексы, особенности флоры и фауны» - 17,2% и «Технические достижения» - 16,1%. Но, у студентов 1 курса отсутствуют запросы по некоторым видам информации, таким как «Биология, химия, физика, промышленность и пищевая наука», «Спорт, спортивные достижения», «Политика, общество», что может быть обусловлено как адаптацией к системе вуза, не вовлеченностью или вызвано наименьшим интересом в соответствующих типах информаций.
Таким образом, анализ востребованности информации и учебных материалов по французскому языку позволяет качественно формировать учебный процесс. Учебная, научная деятельность студентов неязыковых специальностей требует систематического профильного информационного обеспечения. В качестве основных принципов студенты указывают удовлетворение профильно-информационного запроса пользователей. Щедрина М.А., Жданова З.А. пишут: «...их целью является обе-
Таблица 1
Виды информаций Пользователи информации (n=70)
Аспирант Магистрант 2 года обуч. Магистрант 1 года обуч. Студент 2курса Студент 1 курса ± ст
Образование и наука 90,3 37,9 44,8 42,9 26,7 48,5 ± 21,8
Биология, химия, физика, промышленность и пищевая наука 79,3 100 32,1 6,5 - 43,6 ± 39,6
Географическое положение Франции, ее природные комплексы, особенности флоры и фауны 30,3 78,6 20,7 22,6 17,2 34,5 ± 22,7
История и культура Франции, франкоязычных стран 73,3 51,7 32,1 6,9 6,5 34,1 ± 25,9
Медицина 35,5 56,7 44,8 21,4 10,3 33,7 ± 16,4
Спорт, спортивные достижения 54,8 62,1 23,3 10,3 - 30,1 ± 24,4
Технические достижения 42,9 26,7 24,1 27,6 16,1 27,5 ± 8,7
Политика, общество 54,8 10,3 17,2 17,9 - 20,0 ± 18,5
Образование и наука 90,3 37,9 44,8 42,9 26,7 48,5 ± 21,8
Востребованность различных видов информаций, %
спечение непрерывности и доступности при поиске информации, которая, в свою очередь, должна обеспечить каждого студента всеми необходимыми знаниями в любой момент времени, в любом месте, дать необходимый объем знаний в требуемой форме для информационного самообеспечения их учебной и научной деятельности» [6]. Анализ об использовании интернет-ресурсов позволяет преподавателям осуществлять контроль за востребованностью информацией и подготовкой студентов к занятиям,
Библиографический список
принимать решения по стимулированию к активному использованию интернет-ресурсов.
Расширение границ науки требует взаимодействия студентов, магистрантов, ученых разных стран мира, что вызывает необходимость повышения уровня владения иностранным языком. Соответственно требуется учет потребностей в видах информации и информационных источниках различных категорий обучающихся.
1. Шибаева И.В. К вопросу о применении информационно-коммуникативных технологий в обучении французскому языку. Культура народов Причерноморья. 2012; 226: 96 - 100.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, A.E. Петров; Под редакцией Е.С. Полат. Москва: Aкадемия, 2009.
3. Пореченкова E.A., Казанцева С.Ю. Формирование грамматических навыков речи на основе коммуникативной методики обучения иностранному языку в условиях неязыковго вуза. Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015; 1: 20 - 28.
А. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России. Что впереди? Вестник Московского ун-та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 201А; 2: 31 - А1.
5. Louveau E., Mangenot F. Internet et la classe de langue. Paris: CLE international, 2006.
6. Щедрина МЛ., Жданова 3.A. Информационная культура студента вуза. Современные подходы к формированию. Available at: http: II moluch.ru
References
1. Shibaeva I.V. K voprosu o primenenii informacionno-kommunikativnyh tehnologij v obuchenii francuzskomu yazyku. Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2012; 226: 96 - 100.
2. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. E.S. Polat, M.Yu. Buharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; Pod redakciej E.S. Polat. Moskva: Akademiya, 2009.
3. Porechenkova E.A., Kazanceva S.Yu. Formirovanie grammaticheskih navykov rechi na osnove kommunikativnoj metodiki obucheniya inostrannomu yazyku v usloviyah neyazykovgo vuza. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2015; 1: 20 - 28.
А. Ter-Minasova S.G. Prepodavanie inostrannyh yazykov v sovremennoj Rossii. Chto vperedi? Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 201А; 2: 31 - А1.
5. Louveau E., Mangenot F. Internet et la classe de langue. Paris: CLE international, 2006.
6. Schedrina M.A., Zhdanova Z.A. Informacionnaya kul'tura studenta vuza. Sovremennye podhody k formirovaniyu. Available at: http: II moluch.ru
Статья поступила в редакцию 09.06.18
УДК 371
Shvalyuk Ya.A., Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University
(Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
REWARDS AND PUNISHMENTS IN THE SYSTEM OF METHODS OF PEDAGOGICAL CORRECTION. The article presents a study of methods of encouragement and punishment as a means of pedagogical correction. The paper substantiates the need for the use of means of pedagogical correction, reveals their contents. The study observes the nature and contents of the promotion of punishment as methods of educational influence, justified the need and disclosed methodological aspects of their application. The author concludes that at the present stage of its development pedagogical science justifies the situational application of encouragement and punishment on the basis of the principle of humanism. In the system of realization of educational influence by means of methods of encouragement and punishment the necessary element is tact. When using these methods of pedagogical correction, the teacher should take care of the personal growth of a pupil.
Key words: encouragement, punishment, education, methods of education, educational impact, pedagogical correction, correctional pedagogy, behavior, pupils.
Я.А. Швалюк, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: [email protected]
ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
Статья посвящена изучению методов поощрения и наказания как средств педагогической коррекции. В работе обосновывается необходимость применения средств педагогической коррекции, раскрывается их сущность. В исследовании изучены сущность и содержание поощрения наказания как методов воспитательного воздействия, обоснована необходимость и раскрыты методические аспекты их применения. Автор делает вывод о том, что на современном этапе своего развития педагогическая наука обосновывает ситуативное применение поощрения и наказания на основе принципа гуманизма. В системе реализации воспитательного воздействия посредством методов поощрения и наказания необходимым элементом является такт. При использовании данных методов педагогической коррекции должна проявляться забота педагога о личностном росте воспитанника.
Ключевые слова: поощрение, наказание, воспитание, методы воспитания, воспитательное воздействие, педагогическая коррекция, коррекционная педагогика, поведение, воспитанники.
Проблемы воспитания подрастающего поколения являлись актуальными во все времена. Не снизилась актуальность решения данных проблем и на современном этапе развития педагогической науки. Актуальность проблем воспитания вызвано не только их остротой и важностью, но и тем, что разработанные ранее учеными-педагогами методы и средства воспитательного
воздействия оказываются неэффективными в новых социокультурных условиях. Так, можно утверждать, что проблема выбора методов воспитательного воздействия достаточно сложная, так как в педагогике не существует универсальных методов воспитания, одинаково эффективных в каждой педагогической ситуации. Одними из методов педагогической коррекции, представляющих