Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / ИНФЛЯЦИЯ / РОСТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лада Алексей Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования индексации заработной платы, приводится судебная практика, анализируются мнения ученых, и предлагаются пути совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF WAGE INDEXATION AND PROSPECTS FOR THEIR SOLUTION

The article discusses the problems of legal regulation of wage indexation, provides judicial practice, analyzes the opinions of scientists, and suggests ways to improve legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ»

Трудовое право; право социального обеспечения

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_80

ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ PROBLEMS OF WAGE INDEXATION AND PROSPECTS FOR THEIR SOLUTION

ЛАДА Алексей Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного и частного права Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС. 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33. E-mail: alexlada@inbox.ru;

LADA Alexey Sergeevich,

Ph.D., Assistant Professor of Public and Private Law at the Far-East Institute of Management,

Branch of RANEPA, Khabarovsk, Russian Federation.

680000, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, Muravyov-Amursky str., 33.

E-mail: alexlada@inbox.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования индексации заработной платы, приводится судебная практика, анализируются мнения ученых, и предлагаются пути совершенствования законодательства.

Abstract: the article discusses the problems of legal regulation of wage indexation, provides judicial practice, analyzes the opinions of scientists, and suggests ways to improve legislation.

Ключевые слова: индексация заработной платы, инфляция, рост потребительских цен. Keywords: wage indexation, inflation, consumer price growth.

Статья поступила в редакцию: 14.04.2022

Согласно ст. 130, 134 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, которое включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

В РФ до 2005 года действовал Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г., в котором давалось понятие индексации и устанавливались условия и механизм ее проведения. Однако, фактически данный закон на практике не применялся.

В ТК РФ отсутствует определение понятию «индексация», в результате работодатели ее понимают по-разному: в качестве умножения окладов на коэффициент инфляции, в качестве введения новых более высоких окладов и даже в качестве введения премии и других стимулирующих надбавок.

В юридической литературе ученые предлагают следующее определение индексации: «Индексация заработной платы - это частичное восстановление её покупательной способности в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги» [7, с.200,201]. Следует согласиться с указанным определением, поскольку оно отражает такие признаки индексации, как частичное восстановление покупательской способности заработной платы, поскольку индексироваться будут не все части заработной платы, и указание на рост потребительских цен, как на основание индексации.

Пробелом ст. 134 ТК РФ является то, что в ней напрямую не указывается на императивную обязанность работодателя повышать уровень реального содержания заработной платы работников путем индексации.

В связи с этим в отношении работников бюджетной сферы трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты об индексации либо вообще не принимаются, либо принимаются, но не регулярно, из-за чего индексация либо вообще не проводится, либо проводится, но через значительный промежуток времени.

В отношении работодателей внебюджетной сферы относительно их обязанности в коллективных договорах, локальных нормативных актах устанавливать порядок индексации, отсутствует единообразная судебная практика[5, с.76]. Одни суды толкуют нормы ст. 134 ТК РФ как императивную обязанность работодателя, другие - об отсутствии таковой. В качестве обоснования отсутствия у работодателя обязанности индексации суды указывают на то, что работодатель имеет локально-нормотворческую самостоятельность, и его невозможно понудить к определенному локальному нормотворчеству[2].

Конституционный Суд РФ в своем определении от 17 июня 2010 г. №913-О-О указал, что при установлении индексации работодатели внебюджетной сферы могут учитывать обстоятельства, значимые для работников и для работодателя[1]. Судебная практика в качестве таких обстоятельств называет: увеличение объемов производства, повышение эффективности труда, рост эффективности и объемов производства, внедрение новых технологий и модернизации оборудования при условии наличия денежных средств у предприятия, получение прибыли предприятием за отчетный год, наличие финансовой возможности предприятия, получение предприятием положительных финансовых результатов[5, с.78]. Получается, что проведение индексации связано с наличием свободных денежных средств у работодателя, в то же время убыточность предприятия, отсутствие средств на индексацию заработной платы освобождает работодателя от проведения индексации.

В связи с этим необходимо в ст. 134 ТК РФ установить императивную обязанность проведения индексации для всех работодателей, независимо от принадлежности к бюджетной сфере и наличия (отсутствия) финансовых средств.

В законодательстве также не определены условия для проведения индексации.

В юридической литературе ученые предлагают в качестве «порога индексации» использовать рост потребительских цен на товары и услуги на 3% и выше[7, с.210]. С таким мнением трудно согласиться, поскольку при любом уровне инфляции снижается реальная заработная плата. Поэтому представляется, что основанием для индексации должна являться инфляция независимо от процента.

Следующей проблемой является отсутствие в законе норм о периодичности индексации, что дает возможность работодателю злоупотреблять правом, например, проводить индексацию раз в три года или еще реже. Некоторые ученые предлагают проводить ежемесячную индексацию[8, с.67-73]. Следует согласиться с учеными, предлагающими проводить индексацию не реже чем раз в год[4, с.341].

В законодательстве и судебной практике нет однозначного ответа о способах индексации.

Во-первых, нет ответа на вопрос: «Вся ли заработная плата должна индексироваться или только оклад?» Одни ученые считают, что индексироваться должна вся заработная плата, а не ее структурные элементы[3, с.22,23], при этом некоторые ученые предлагают индексировать заработную плату в пределах трёх МРОТ полностью, в пределах от трёх до пяти МРОТ - в размере 50%[7, с.210], другие ученые предлагают индексировать только оклад[6, с.23]. Представляется, что индексироваться должен только оклад, поскольку большинство компенсационных и стимулирующих выплат устанавливается в процентном отношении к окладу.

Во-вторых, нет ответа на вопрос: «На какой индекс в порядке индексации надо умножать заработную плату?» В литературе и на практике предлагаются следующие варианты индексации: Минтруд России предлагает проводить индексацию в зависимости от уровня инфляции, одни ученые предлагают проводить ин-

Трудовое право; право социального обеспечения

дексацию исходя из величины прожиточного минимума, определяемой в целом по России или в конкретном субъекте РФ[4, с.339], другие - исходя из роста индекса потребительских цен в соответствии с официальной информацией Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов[8, с.67-73], третьи -указывают на целесообразность при индексации заработной платы «привязываться» к индексу того региона, в котором проживает работник и где осуществляется его трудовая деятельность[4, с.338]. Представляется, что индексацию нужно проводить исходя из роста индекса потребительских цен в соответствии с официальной информацией Федеральной службы государственной статистики.

Выводы и предложения:

В ст. 129 ТК РФ необходимо закрепить следующее понятие: «Индексация заработной платы - это частичное восстановление её покупательной способности в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги».

В ст. 21 ТК РФ необходимо установить право работника на индексацию, а в ст. 22 ТК РФ установить обязанность работодателя индексировать заработную

плату,

Статью 134 необходимо назвать «Индексация заработной платы». В ней указать: «Работодатели обязаны проводить индексацию не реже одного раза в год на условиях и в порядке, установленном федеральным законом. Работодатели, не относящихся к бюджетной сфере, могут в коллективных договорах и локальных нормативных актах устанавливать более благоприятные для работников условия индексации, по сравнению с федеральным законом».

Необходимо принять ФЗ РФ «Об индексации заработной платы», который будет распространяться на всех работодателей, независимо от бюджетного финансирования. В законе порог индексации не устанавливать, указать, что индексацию надо проводить при любом уровне инфляции. Периодичность индексации установить не реже одного раза в год, индексировать нужно только оклад и проводить индексацию исходя из роста индекса потребительских цен в соответствии с официальной информацией Федеральной службы государственной статистики.

Библиогра фия:

1. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. №913-О-О // СПС КонсультантПлюс

2. Определение Хабаровского краевого суда от 23.01.2015 по делу N 33-421/2015 // СПС КонсультантПлюс

3. Аббасова Е.В. Индексация заработной платы: проблемы и пути их решения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2018. - Т. 18. - № 4. - С.21-24.

4. Воробьёва О.А., Полякова Ю.А., Лапшина О.С. Проблемы реализации индексации заработной платы // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. - Т. 9. - №

2(31). - С.337-342.

5. Дивеева Н.И., Лаврикова М.Ю. Индексация заработной платы: некоторые правовые проблемы реализации ст. 134 ТК РФ //Актуальные проблемы российского

права. - 2019. - № 11 (108) ноябрь. - С.74-80.

6. Козина Е. В. К вопросу об индексации заработной платы // Российская юстиция. - 2018. - № 8. - С. 22-24.

7. Мелешенко Н.Т. О законодательном регулировании индексации заработной платы // Вестник ТвГУ. Серия "Право". - 2019. - № 1 (57). - С.198-211.

8. Минкина Н.И. Индексация заработной платы: проблемы толкования законодательства и практика применения // Современное право. - 2019. - №1. - С.67-73.

References:

1. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 913-O-O dated June 17, 2010 // SPS ConsultantPlus

2. The ruling of the Khabarovsk Regional Court of 23.01.2015 in the case N 33-421/2015 // SPS ConsultantPlus

3. Abbasova E.V. Wage indexation: problems and ways to solve them // Bulletin of SUSU. The series "Law". - 2018. - Vol. 18. - No. 4. - pp.21-24.

4. Vorobyeva O.A., Polyakova Yu.A., Lapshina O.S. Problems of implementing wage indexation // Baltic Humanitarian Journal. 2020. - T. 9. - № 2(31). - Pp.337-342.

5. Diveeva N.I., Lavrikova M.Yu. Wage indexation: some legal problems of implementation of Article 134 of the Labor Code of the Russian Federation //Actual problems of Russian law. - 2019. - No. 11 (108) November. - pp.74-80.

6. Kozina E. V. On the issue of wage indexation // Russian Justice. - 2018. - No. 8. - pp. 22-24.

7. Meleshenko N.T. On legislative regulation of wage indexation // TvSU Bulletin. The series "Law". - 2019. - № 1 (57). - Pp.198-211.

8. Minkina N.I. Wage indexation: problems of interpretation of legislation and practice of application // Modern Law. - 2019. - No. 1. - pp.67-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.