Научная статья на тему 'Правовые проблемы индексации заработной платы'

Правовые проблемы индексации заработной платы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
889
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА / ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ / ПОРЯДОК ИНДЕКСАЦИИ / ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванян И. Г.

This Article is about problems associated with the indexation of a salary which is actual nowadays. Measures ensuring increases in real-term level of salaries are incorporated into a system of basic state guarantees for an employee's salary payment. Indexation of salary may be considered as such measure. The author of this Article analyzes practical problems arising due to indexation of salaries by employers; reviews points of view of scientists regarding this issue. Besides, the author offers to incorporate amendments into the Russian Employment Code with respect to indexation of a salary. Particularly, the author offers to include into Article 129 of the Russian Employment Code legal definition of «indexation of a salary». Besides, the author offers to include into Article 134 of the Russian Employment Code the main principles of indexation of a salary associated with its periodicity and criteria for calculation. The author is of the opinion that it is reasonable to indicate in Article 22 of the Russian Employment Code the obligation of an employer to index a salary due to the growth of the consumer prices for goods and services, and to indicate in Article 21 of the Russian Employment Code the right of an employee to such indexation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы индексации заработной платы»

И.Г. Иванян *

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАПИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Ключевые слова: основные государственные гарантии по оплате труда, индексация заработной платы, порядок индексации, отраслевое тарифное соглашение, коллективный договор, локальный нормативный акт.

This Article is about problems associated with the indexation of a salary which is actual nowadays. Measures ensuring increases in real-term level of salaries are incorporated into a system of basic state guarantees for an employee s salary payment. Indexation of salary may be considered as such measure. The author of this Article analyzes practical problems arising due to indexation of salaries by employers; reviews points of view of scientists regarding this issue. Besides, the author offers to incorporate amendments into the Russian Employment Code with respect to indexation of a salary. Particularly, the author offers to include into Article 129 of the Russian Employment Code legal definition of «indexation of a salary». Besides, the author offers to include into Article 134 of the Russian Employment Code the main principles of indexation of a salary associated with its periodicity and criteria for calculation. The author is of the opinion that it is reasonable to indicate in Article 22 of the Russian Employment Code the obligation of an employer to index a salary due to the growth of the consumer prices for goods and services, and to indicate in Article 21 of the Russian Employment Code the right of an employee to such indexation.

Одним из принципов правового регулирования труда является право каждого работника на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для него самого и его семьи. Государственная гарантия в виде обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы развивает и конкретизирует данный принцип.

В качестве меры по обеспечению повышения уровня заработной платы выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация представляет собой корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы пли минимизировать степень снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы 1.

* Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

1 См.: Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения / под ред. Ю.П. Орловского. М., 2007.

Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 марта 2002 г. № 23.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ).

Что касается порядка индексации в бюджетных организациях, то поскольку Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»1 отменен, то до принятия соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих такой порядок, будет иметь место пробел в решении данной проблемы.

Как видим, в положениях ст. 134 ТК РФ законодатель отказался от общего централизованного регулирования повышения (индексации) заработной платы в отношении всех работающих. В связи с этим во многих отраслевых тарифных соглашениях, заключенных после вступления в силу Трудового кодекса РФ, содержатся отсылочные нормы об индексации в соответствии с коллективными договорами.

По мнению О.В. Смирнова, проблему индексации оплаты труда следует решать, применяя централизованное государственное, социально-партнерское (посредством соглашений — генеральных, отраслевых, региональных) и колдоговорное регулирование 2. При решении данного вопроса наиболее эффективным будет использование разных методов регулирования в сочетании.

В отраслевых тарифных соглашениях существуют различные варианты индексации заработной платы. Некоторые отраслевые тарифные соглашения предусматривают индексацию на основе официально устанавливаемого в регионе индекса роста потребительских цен.

Так, Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2008—2010 гг. предусматривает, что работодатели регулярно индексируют заработную плату одновременно всем ка-

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 45. Ст. 1488.

2 См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. М.О. Буянова, И.А. Костян. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 350—351.

тегориям работников с рекомендуемым коэффициентом 1,2 индекса роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 5.5). Периодичность и процент индексации определяются коллективным договором.

Аналогичное положение содержится и в Отраслевом тарифном соглашении по организациям недропользования Российской Федерации на 2007—2009 гг.1. В частности, указанное Соглашение предусматривает, что организации самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в зависимости от наличия у них средств и роста индекса потребительских цен в регионе на основании данных Федеральной службы государственной статистики путем изменения тарифных ставок (окладов) (п. 3.5).

Некоторые отраслевые тарифные соглашения предусматривают индексацию на основе индекса прожиточного минимума в регионе. Например, Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации на 2007— 2009 гг.2 предусматривает обязанность работодателей обеспечить повышение заработной платы по мере роста производительности труда, доходов и экономии затрат, а также ее индексацию в зависимости от роста цен (инфляции) в субъекте Российской Федерации с учетом уровня прожиточного минимума (п. 5.4). Порядок и размеры определяются коллективными договорами.

Отраслевое тарифное соглашение по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2007—2009 гг. закрепляет, что по окончании каждого квартала проводится индексация минимальных размеров тарифных ставок (окладов), исходя из фактического изменения величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе на основании данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) нарастающим итогом с момента предыдущей индексации (п. 5.8).

В ряде случаев отраслевые тарифные соглашения включают только условия о периодичности индексации, предоставляя право организациям самостоятельно определять механизм индексации на локальном уровне при наличии необходимых финансовых средств, в порядке и сроки, установленные коллективными договорами.

Например, Отраслевое тарифное соглашение по организациям геодезии и картографии Российской Федерации на 2007—2009 гг. предусматривает проведение индексации минимальных размеров месячных тарифных ставок (окладов) с учетом финансовых возможностей предприятия не реже одного раза в год (п. 3.4).

1 Труд и страхование. 2007. № 12.

2 Труд и страхование. 2008. № 1.

На практике является спорным вопрос относительно того, обязан ли работодатель принять локальный нормативный акт, определяющий порядок индексации заработной платы, до подписания коллективного договора, соглашения, которые будут предусматривать порядок индексации и осуществлять индексацию заработной платы в порядке, установленном данным локальным актом.

По общему правилу, работодатель обязан принять такой локальный нормативный акт, поскольку отсутствие акта, закрепляющего порядок индексации, является основанием для привлечения работодателя к ответственности. Исключение могут составлять случаи, когда работодатель участвует в коллективных переговорах по заключению коллективного договора, соглашения, в которых будет определен порядок индексации заработной платы, до возникновения у него обязанности выплатить первую заработную плату.

Статья 134 ТК РФ не перечисляет среди актов, в которых может закрепляться порядок индексации, трудовой договор. В то же время в соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда обязательны для включения в трудовой договор. Законодатель не определяет, относятся ли условия об индексации к условиям оплаты труда, как, например, размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. В литературе обоснованно высказывается мнение о том, что условие об индексации может быть включено и в трудовой договор 1.

Таким образом, не является нарушением законодательства закрепление индексации и в трудовом договоре, и в локальном нормативном акте или коллективном договоре, соглашении. В случае расхождения условий индексации, закрепленных в трудовом договоре и локальном нормативном акте или коллективном договоре, соглашении, согласно ст. 8 ТК РФ будут применяться условия, улучшающие положение работника.

Следует отметить, что ранее действовавшая редакция ст. 41 ТК РФ, предусматривающая в ч. 4 норму об обязательном закреплении отдельных нормативных положений в коллективном договоре, если в законе и иных нормативных правовых актах содержалось прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре, противоречила ст. 134 ТК РФ. Последняя предоставляет работодателям право выбора формы закрепления способа индексации заработной платы, а ч. 4 ст. 41 обязывала стороны социального партнерства закреплять в коллективном договоре определенные положения. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ ч. 4 ст. 41 признана утратившей силу.

1 См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. 4-е изд., испр., перераб. и доп. М., 2007.

В литературе обращается внимание на неоднозначность формулировки ст. 134 ТК РФ, которая позволяет работодателям толковать ее в двух смыслах 1. С одной стороны, работодатели обязаны производить индексацию, а с другой — установить в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте ее порядок.

Согласно первой позиции, непринятие (незаключение) соответствующего коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта не освобождает работодателя от обязанности по осуществлению индексации. За несоблюдение нормы работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ по двум основаниям: за непроизведение индексации и за неустановление ее порядка.

В соответствии со второй позицией работодатель обязан производить индексацию только в том случае, если порядок ее осуществления закреплен в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Однако инициирование подписания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, устанавливающего порядок индексации, является правом, а не обязанностью работодателя.

Соответственно, за несоблюдение нормы работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ по одному основанию: за непроизведение индексации, если обязанность и порядок ее проведения закреплены в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Если же в указанных актах порядок индексации не закреплен, то наказать его за непринятие на себя такой обязанности нельзя, поскольку определение порядка индексации и акта, в котором он закрепляется, являются правом работодателя.

По мнению Т.С. Ивановой, наиболее правильным является первый вариант толкования нормы, поскольку законодатель достаточно четко указывает на обязанность работодателя индексировать заработную плату, предоставляя ему при этом определенные права, а именно: самостоятельно определить порядок индексации (периодичность, величину и др.), а также закрепить ее порядок в одном из актов, перечисленных в ст. 134 ТК РФ (коллективный договор, соглашение, локальный нормативный акт)2.

Мы также поддерживаем первую позицию и полагаем, что в силу ст. 134 ТК РФ на работодателе лежит обязанность как по закреплению порядка индексации в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, так и по произведению соответствующей индексации заработной платы.

1 См.: Иванова Т.С. Индексация заработной платы // Трудовые споры. 2007. № 6.

2 См.: Иванова Т.С. Указ. соч.

Ошибочно мнение, будто законодательством не предусмотрена ответственность работодателя за неустановление механизма индексации зарплат 1. Как указывалось выше, за несоблюдение требований ст. 134 ТК РФ работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Законодатель не устанавливает временных границ (периодов) для индексации. Такая обязанность возникает у работодателя с момента выплаты первой заработной платы первому работнику (в том числе исполняющему обязанности единоличного исполнительного органа организации).

Некоторые авторы предлагают указать в ст. 134 ТК РФ, что индексация заработной платы может осуществляться двумя способами: индексацией начисленной заработной платы или индексацией условий оплаты труда, предоставив тем самым работникам и работодателям возможность выбирать наиболее эффективный для них способ 2.

По нашему мнению, целесообразно закрепить в ст. 134 ТК РФ основные принципы индексации заработной платы, связанные с ее периодичностью и критериями исчисления. Эти правила обеспечат единство трудовых прав работников в сочетании с необходимой дифференциацией в рамках коллективно-договорного регулирования.

Одним из принципов индексации следует назвать положение о том, что ее уровень во внебюджетных организациях не может быть ниже уровня, установленного трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Кроме того, в целях обеспечения прав работников на индексацию заработной платы в случаях, когда работодатель не установил порядок индексации на локальном уровне, можно закрепить в ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату работников в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На наш взгляд, необходимо закрепить в ст. 129 ТК РФ определение понятия «индексация заработной платы» как увеличение работодателем заработной платы работника в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги для полной или частичной компенсации потерь работника в заработной плате в результате инфляции в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

1 См.: Рахманова С.Ю. Зарплата от А до Я. Юридические аспекты // СПС «Консультант-Плюс».

2 См.: Яковлев Р.А. Оплата и нормирование труда (комментарий к новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации) // Трудовое право. 2007. № 1.

Отсутствие легальной дефиниции понятия «индексация» приводит к различному толкованию судами способов и размеров индексации, что свидетельствует о существовании на практике различных способов индексации

Кроме того, целесообразно закрепить в ст. 22 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату работника в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а в ст. 21 ТК РФ — право работника на такую индексацию.

А.Л. Благодир *

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ключевые слова: задачи правового регулирования, отрасль, право социального обеспечения, реализация правовых норм, правовые гарантии, способы защиты.

Aims and tasks of legal regulation in Social Security Law are of great significance. Aims of each branch of law are reflected in the branch tasks. Thus, the author believes that if the aim of legal regulation is realization of legal norms then the tasks of their realization will be accordingly determination of legal guarantees, creating special conditions and methods protecting realization of legal norms. All mentioned above can be applied to Social Security Law.

The aim of legal regulation of Social Security Law is realization of legal norms regulating public relations the latter being the subjects of this branch of law. The tasks for effective realization of legal norms are: establishment of legal guarantees in the sphere of social rights of citizens by the state; creating special conditions; determination of methods for legal protection of social rights of citizen.

To achieve these aims is possible only in case of effective legal regulation of social relations in the system of social security. It suggests interrelation of several branches of law such as Social Security Law, Constitutional Law, Administrative Law, Financial Law, Labor Law, Civil Law, etc.

См.: СаликоваН.М. Международные стандарты в области оплаты труда и российское законодательство о заработной плате // Теоретические проблемы правового регулирования труда: международно-правовой и национальный аспекты: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2009. С. 96.

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. [[email protected]]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.