Научная статья на тему 'МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ КОРРЕЛЯЦИИ'

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ КОРРЕЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ВЫПЛАТЫ / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лада Алексей Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы юридического закрепления в законодательстве минимального размера оплаты труда и его соотношение в субъектах Российской Федерации с различными климатическими условиями, приводится зарубежный опыт, анализируются мнения ученых и практиков, и предлагаются пути совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMUM WAGE IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: CORRELATION ISSUES

The article examines the problems of legal consolidation of the minimum wage in legislation and its correlation in the subjects of the Russian Federation with different climatic conditions, provides foreign experience, analyzes the opinions of scientists and practitioners, and suggests ways to improve legislation.

Текст научной работы на тему «МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ КОРРЕЛЯЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_117

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ КОРРЕЛЯЦИИ Mínimum wage in the subjects of the Russian Federation: correlation issues

ЛАДА Алексей Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного и частного права Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33. E-mail: alexlada@inbox.ru;

LADA Alexey Sergeevich,

Ph.D., Assistant Professor of Public and Private Law at the Far-East Institute of Management, branch of RANEPA. 680000, Russia, Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Muravyov-Amursky str., 33. E-mail: alexlada@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы юридического закрепления в законодательстве минимального размера оплаты труда и его соотношение в субъектах Российской Федерации с различными климатическими условиями, приводится зарубежный опыт, анализируются мнения ученых и практиков, и предлагаются пути совершенствования законодательства.

Abstract: The article examines the problems of legal consolidation of the minimum wage in legislation and its correlation in the subjects of the Russian Federation with different climatic conditions, provides foreign experience, analyzes the opinions of scientists and practitioners, and suggests ways to improve legislation.

Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, компенсационный выплаты, стимулирующие выплаты, прожиточный минимум.

Keywords: minimum wage, compensation payments, incentive payments, subsistence minimum.

Для цитирования: Лада А.С. Минимальный размер оплаты труда в субъектах Российской Федерации: вопросы корреляции //Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 117-119. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_117.

For citation: Lada A.S. Minimum wage in the subjects of the Russian Federation: correlation issues // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 117-119. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_117.

Статья поступила в редакцию: 30.11.2022

Согласно ч. 5 ст. 75 Конституции РФ в РФ минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) должен составлять не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. Аналогичная норма закреплена в ст. 133 Трудовом кодексе РФ (далее ТК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ[1], и Постановления Правительства РФ от 28.05.2022 N 973[2] с 1 июня 2022 года МРОТ в РФ составляет 15279 руб.

В юридической литературе обращается внимание на необоснованный отказ законодателя от юридического закрепления понятия минимальный размер оплаты труда. В старой редакции ст. 129 ТК РФ в определении МРОТ, качестве характеристик МРОТ указывалось на труд неквалифицированного работника, и выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

Ученые обращают внимание, что одним из негативных последствий отказа от такого понятия явилось то, что «... различие между заработной платой квалифицированного и неквалифицированного работника стало минимальным» [15, с.99-104].

Другим, более тяжелым для работников последствием стал отказ законодателя от прежней редакции ст. 133 ТК РФ, согласно которой в размер МРОТ не включались выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также размер ставки первого разряда не мог быть ниже МРОТ. Это привело к тому, что МРОТ в местностях с особыми климатическими условиями, с иными особыми условиями труда и без таковых был одинаковый. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях попытался частично исправить такую несправедливость, но, к сожалению, полностью исправить ее до такого положения, которое было до внесения изменений в ст. 133 ТК РФ, ему не удалось. В настоящее время, с учетом постановлений Конституционного Суда РФ, в состав МРОТ не включаются:

- районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями;

- за совмещение, временное исполнение обязанностей, увеличение объема работ или зоны обслуживания;

- за работу в выходные и праздничные дни, ночную и сверхурочную работу;

Однако, в отличие от прежней редакции ст. 133 ТК РФ, в настоящее время в МРОТ включаются стимулирующие выплаты. В результате действующее законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) в размере меньше МРОТ, но при условии, что заработная плата, включая стимулирующие выплаты, будет не ниже МРОТ[7].

Если обратиться к зарубежному опыту, то данный вопрос решается по-разному. В большинстве стран бывшего СССР в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Такие правила установлены в трудовых кодексах Азербайджанской Республики (ст. 155), Республики Армения (ст. 179), Республики Казахстан (ст. 104), Кыргызской Республики (ст. 154), Республике Таджикистан (ст. 143), Республики Узбекистан (ст. 155). В некоторых трудовых кодексах республик установлено, что в состав МРОТ не включаются только компенсационные выплаты, например, в Республики Беларусь (ст. 59), Республики Туркменистан (ст. 110).

Однако, в большинстве трудовых кодексов вышеуказанных республик дается определение МРОТ как оплата простого неквалифицированного труда (ст. 1 ТК Республики Казахстан, ст. 151 ТК Кыргызской Республики, ст. 141 ТК Литовской Республики, ст. 110 ТК Республики

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 12(216)

Туркменистан).

Согласно международному опыту, в Конвенции МОТ №131 допускается включение в МРОТ стимулирующих выплат, однако российские ученые обращают внимание на проблему, когда на практике тарифная ставка составляет лишь малую часть МРОТ или когда составные части МРОТ вообще не определены [11, с. 3-7]. В этом случае работодатель обязан будет выплачивать работнику стимулирующие выплаты, независимо от того, достиг ли работник соответствующих показателей, иначе его заработная плата будет ниже МРОТ. Такой подход нивелирует всю систему материального стимулирования работников.

В юридической литературе отмечается, что отказ законодателя от легального закрепления понятия минимальный размер оплаты труда и исключении нормы о не включении в МРОТ выплат компенсационного и стимулирующего характера не соответствует международным нормам и Конституции РФ. Изменения, внесенные в ст.129 и ст. 133 ТК РФ противоречат ч.2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина[15, с.99-104].

В связи с этим следует согласиться с учеными, предлагающими вернуться к старой редакции ч.2 ст. 129 и ч.4 ст. 133 ТК РФ[12, с.34-37], [15, с.99-104].

Однако, данное правило касается только начисленной заработной платы. При этом фактически выплачиваемая на руки работнику сумма также может быть меньше МРОТ из-за удержания работодателем НДФЛ из начисленного заработка [13, 38-45].

Положения ст. 133.1 ТК РФ предписывают региональным властям при установлении минимальной заработной платы в субъекте РФ учитывать величину прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, а также социально-экономические условия.

Согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 27.08.2021 N 389-пр (ред. от 10.06.2022) «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хабаровском крае на 2022 год»[3] величина прожиточного минимума в Хабаровском крае на душу населения составляет 18558 рублей, для трудоспособного населения составляет 20 228 рублей.

Согласно положениям Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П в состав МРОТ в субъекте РФ не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Поэтому федеральный МРОТ 15279 рублей должен умножаться на северную надбавку, которая в г.Хабаровске составляет 1,2 и районный коэффициент 1,3. В результате получаем 22918,5 рублей. Данная сумма получилась выше прожиточного минимума в Хабаровском крае как для среднедушевого дохода (18558 рублей), так и для трудоспособного населения (20 228 рублей). В северных районах Хабаровского края, где процентные надбавки выше минимальная заработная плата будет соответственно выше. Аналогичная практика определения минимальной заработной платы, при которой федеральный минимальный размер оплаты труда умножается на размер северной надбавки, существует и в ряде других субъектов РФ, например, в Республике Бурятия[4]. В Республике Саха (Якутия) установлен более приемлемый для работников порядок определения МРОТ, он также определяется путем умножения федерального МРОТ на размер северной надбавки, однако при этом, минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год[5]. В Москве МРОТ установлен в размере прожиточного минимума трудоспособного населения города на соответствующий год[6]. Представляется оптимальным использовать опыт Республики Саха (Якутия) для других дальневосточных субъектов РФ и заключить соглашение, в котором установить, что МРОТ определяется путем умножения федерального минимального размера оплаты труда на размер северной надбавки и дальневосточного коэффициента, однако, при этом, минимальная заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом соответствующему субъекту РФ на текущий год.

Но даже при этом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, минимальный размер оплаты труда в Хабаровском крае будет ниже, чем в Москве. Так, федеральный минимальный размер оплаты труда 15279 рублей умножаем на 20% северную надбавку и 3 0% районный коэффициент, в результате получаем 22918,5 рублей. В Москве МРОТ составляет 23508 рублей.

Ежегодно следует проводить индексацию прожиточного минимума. В связи с этим представляет интерес зарубежный опыт. Во Франции МРОТ пересматривается ежегодно 1 января, однако если индекс потребительских цен повышается более чем на 2%, то МРОТ пересматривается со следующего месяца [14, с.32]. Представляется, что аналогичную норму следует ввести и для индексации МРОТ в РФ.

Применительно к индексации присужденных судом денежных сумм Конституционный Суд РФ указал, что надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ст.208 ГПК РФ индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет.

Для индексации МРОТ в субъектах РФ следует использовать индекс потребительских цен в соответствующем субъекте РФ.

Выводы:

1. Законодатель необоснованно отказался в ТК РФ от легального определения МРОТ и его структуры. Представляется необходимым внести изменения в ТК РФ и вернуть в ст. 129 ТК РФ «старое» определение МРОТ, а также указать, в ст. 133 ТК РФ, что в размер МРОТ не включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также размер ставки первого разряда не может быть ниже МРОТ.

2. Сумму МРОТ следует ежегодно индексировать согласно индексу потребительских цен в соответствующем субъекте РФ. При этом установить норму, согласно которой, в случае, если индекс потребительских цен повышается более чем на 2%, то МРОТ пересматривается со следующего месяца.

Библиогра фия:

1. О минимальном размере оплаты труда : Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // СПС Консультант Плюс

2. Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 973 // СПС Консультант Плюс

3. О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хабаровском крае на 2022 год: Постановление Правительства Хабаровского края от 27.08.2021 N 389-пр (ред. от 10.06.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.08.2022.

4. О минимальной месячной заработной плате на территории Республики Бурятия: Региональное соглашение от 14.03.2018 N 01.08-010-45/18. // СПС Консультант Плюс

5. О взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы : Республиканское (региональное) соглашение от 30.04.2020 // СПС Консультант Плюс

6. Московское трехстороннее соглашение на 2022 - 2024 годы от 30.12.2021 N 77-1352 // СПС Консультант Плюс

7. Письмо Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353 Об оплате сверхурочной работы // СПС КонсультантПлюс; Письмо Минтруда России от 05.06.2018 N 14-0/10/В-4085 «О направлении информации по вопросам, связанным с повышением минимального размера оплаты труда» // СПС КонсультантПлюс

8. О минимальной месячной заработной плате на территории Республики Бурятия: Региональное соглашение от 14.03.2018 N 01.08-010-45/18. // СПС Консультант Плюс

9. О взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы : Республиканское (региональное) соглашение от 30.04.2020 // СПС Консультант Плюс

10. Московское трехстороннее соглашение на 2022 - 2024 годы от 30.12.2021 N 77-1352 // СПС Консультант Плюс

11. Мачульская Е.Е. Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. №2. С. 3-7.

12. Рогов И.В. К вопросу о соотношении МРОТ и величины прожиточного минимума // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. N 2. С. 34-37.

13. Сурков А. МРОТ и выплаты сотрудникам // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2022. N 7. С. 38-45.

14. Сыченко Е.В. Трудовое право зарубежных стран: Франция, Германия, США, Китай и Япония: учебное пособие. - М.: Проспект, 2021. - 104с.

15. Филющенко Л.И. Минимальный размер оплаты труда: практика и перспективы законодательного регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 1. С.99-104.

References:

1. On the minimum wage : Federal Law No. 82-FZ of 19.06.2000 (as amended on 29.12.2020) // SPS Consultant Plus

2. On the specifics of calculating and establishing in 2022 the minimum wage, the subsistence minimum, the social supplement to the pension, as well as on the approval of the indexation coefficient (additional increase) of the fixed payment to the insurance pension, the coefficient of additional increase in the cost of one pension coefficient and the coefficient of additional indexation of pensions provided for in paragraphs four - the sixth paragraph 1 of Article 25 of the Federal Law "On State Pension provision in the Russian Federation : Decree of the Government of the Russian Federation of 28.05.2022 No. 973 // SPS Consultant Plus

3. On the amount of the subsistence minimum per capita and by the main socio-demographic groups of the population in the Khabarovsk Territory for 2022: Resolution of the Government of the Khabarovsk Territory of 27.08.2021 N 389-pr (ed. of 10.06.2022) // Official Internet portal of legal information http://pravo.gov.ru , 31.08.2022.

4. On the minimum monthly wage in the territory of the Republic of Buryatia: Regional Agreement of 14.03.2018 N 01.08-010-45/18 . // SPS Consultant Plus

5. On cooperation in the field of social and labor relations in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020 - 2022 : Republican (regional) Agreement of 30.04.2020 // SPS Consultant Plus

6. Moscow trilateral Agreement for 2022-2024 dated 30.12.2021 N 77-1352 // SPS Consultant Plus

7. Letter of the Ministry of Labor of Russia dated 04.09.2018 N 14-1/OOG-7353 On overtime pay // SPS ConsultantPlus; Letter of the Ministry of Labor of Russia dated 05.06.2018 N 14-0/10/V-4085 "On sending information on issues related to raising the minimum wage" // SPS ConsultantPlus

8. On the minimum monthly wage in the territory of the Republic of Buryatia: Regional Agreement of 14.03.2018 N 01.08-010-45/18 . // SPS Consultant Plus

9. On cooperation in the field of social and labor relations in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020 - 2022 : Republican (regional) Agreement of 30.04.2020 // SPS Consultant Plus

10. Moscow trilateral Agreement for 2022-2024 dated 30.12.2021 N 77-1352 // SPS Consultant Plus

11. Machulskaya E.E. Modification of the principles of labor law in the light of amendments to the Constitution of the Russian Federation // Labor law in Russia and abroad. 2021. No. 2. pp. 3-7.

12. Rogov I.V. On the question of the ratio of the minimum wage and the value of the subsistence minimum // Labor law in Russia and abroad. 2020. N 2. pp. 34-37.

13. Surkov A. Minimum wage and payments to employees // Institutions of culture and art: accounting and taxation. 2022. N 7. pp. 38-45.

14. Sychenko E.V. Labor law of foreign countries: France, Germany, USA, China and Japan: textbook. - M.: Prospect, 2021. - 104c.

15. Filushenko L.I. Minimum wage: practice and prospects of legislative regulation // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2019. N 1. pp.99-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.