Литература
1. Воробьев А. Н. Теория статистики: учебник / А. Н. Воробьев, Г. Л. Громыко, Ю. Н. Иванов, С. Е. Казаринова, Л. А. Карасева. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 474 с.
2. Гольцова Е. В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости / Е. В. Гольцова, Я. А. Лещенко // Социс. - 2010. - № 2. - С. 125-130.
3. Райс.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2010. -816 с.
4. Ржаницына Л. С. Алименты на детей как элемент гражданской ответственности / Л. С. Ржаницына // Социс. - 2010. - № 7. - С. 56-63.
5. Харченко Л. Б. Статистика / Л. Б. Харченко, В. Г. Должникова, В. Г. Иошин. - М.: Курс лекций, ИНФРА - М, 2010. - 310 с.
6. Помощь в решении семейных проблем. [Электронный ресурс]: Причины разводов: статистика URL: http://www.orazvode.ru/statistika.html (дата обращения 5.11.2015).
7. Развод. [Электронный ресурс]: Статистика разводов URL: http://big-
love.narod.ru/ab0612.htm (дата обращения 4.11.2015).
Проблемы имиджмейкинга молодых специалистов: оценки работодателей Шибаева М. Н.1, Бенько Е. В.2
1 Шибаева Мария Николаевна / Shibaeva Maria Nikolaevna - студент;
2Бенько Елена Викторовна /Benko Elena Viktorovna - старший преподаватель, кафедра финансов и кредита, экономико-математический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы трудоустройства молодого специалиста, теоретическое и практическое осмысление новых подходов к имиджмейкингу молодых специалистов, рейтинг востребованных качеств молодых специалистов, статистика трудоустройства молодых специалистов.
Ключевые слова: трудоустройство, имиджмейкинг, рейтинг, статистика.
Трудоустройство молодого специалиста - актуальная проблема современности. Поскольку недавно ликвидирована система государственного распределения выпускников высших учебных заведений, на рынке труда произошли изменения, среди которых наиболее значимыми являются следующие: понижение спроса на молодых специалистов - выпускников вузов; повышение требований со стороны работодателей; усиление конкурентного окружения. В этих условиях молодые специалисты должны выстраивать свой имидж при помощи технологий самопрезентации и с учетом мнений работодателей.
В ходе изучения данной темы мы осуществили теоретическое и практическое осмысление новых подходов к имиджмейкингу молодых специалистов. Целью нашей статьи является выделение профессиональных и личностных качеств молодых специалистов, востребованных на рынке труда и гарантирующих успешное трудоустройство.
В современных условиях при вступлении молодого поколения в трудовую жизнь большое значение отводится полученному образованию. Система образования оказывает прямое воздействие на жизненные планы молодежи, так как выступает проводником между потребностями общества в определенных видах труда и жизненных стратегиях молодого поколения. В связи с повышением значимости
120
высшего образования, молодые люди готовы потратить не только годы, но и средства на оплату своего обучения. Часто траты не оправдывают себя: получая высшее образование, выпускник не может найти работу по специальности. По оценкам экспертов, 36 % выпускников российских вузов работают не по специальности, а 30 % и не планировали по ней работать, 60 % - не довольны своим трудоустройством [19, с. 142].
Одна из главных задач высшего образования - способствовать развитию конкурентоспособности выпускников, обеспечить их прочными профессиональными компетенциями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы выдержать конкуренцию, соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями, и устроиться на работу по специальности.
Учреждения высшего профессионального образования заинтересованы в успешном трудоустройстве выпускников, поскольку оно является залогом формирования благоприятного имиджа вуза, а, следовательно, может привлечь новых потенциальных работодателей.
По результатам опроса работодателей выстроен рейтинг востребованных качеств молодых специалистов. Рейтинг важных качеств молодого специалиста, по мнению работодателей, выглядит так:
Iранг - Базовые профессиональные знания (71 %).
IIранг - Способность к обучению (50 %); трудолюбие (49 %).
IIIранг - Аналитические способности (47 %).
Умение работать в команде (45 %).
Навыки работы с компьютером (44 %).
IVранг - Способность к инновациям и творчеству (33 %).
Общая эрудиция (31 %).
По сравнению с 2010 годом работодатели придают большее значение наличию опыта научно-исследовательской работы по специальности и диплому с отличием (рост с 15 % до 28-29 %). Можно сделать вывод о том, что студентам сегодня необходимо получать профессиональные знания и активно участвовать в научноисследовательской работе. Современный успешный и эффективный молодой специалист должен быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность выпускников связана с наличием таких психологических качеств, как общительность, навыки управления персоналом, стрессоустойчивость, умение выполнять поставленные задачи с учетом жестко установленных временных рамок, представление продукта своего труда клиентам и широкой публике.
Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности - «умения», «способность», «готовность». Речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым условием освоения специальных профессиональных и ключевых (базовых) технологий.
Работодатели рассматривают в целом молодого выпускника вуза как источник активности, динамичности и современных знаний для предприятия, с одной стороны, а с другой стороны, как тревожное сочетание пониженной ответственности с повышенными амбициями. Решая вопрос, принять или не принять молодого выпускника на работу, кадровые службы организаций исходят из наличия у выпускника одного из двух рыночных преимуществ:
1) широкие специальные знания (в базовой сфере и смежных компетенциях), рыночный спрос на которые высок. Специальные знания делают выпускников априори конкурентоспособными.
2) особые личностные качества, которые требуются в рыночной экономике и которые выделяют выпускника на фоне ряда конкурентов (способность к инновациям и умение работать в команде). Эти качества могут сделать конкурентоспособными
121
своих носителей, даже если они получили специальность, предложение по которой превышает спрос.
А. А. Смирнов ввел базовые качества, которые определяют успешность трудоустройства. Они образуют ядро структуры самопрезентации личности молодых специалистов: решительность, самостоятельность, мотивация достижения успеха, психологический пол личности, ориентация на деньги и ориентация на труд и процесс, знание иностранного языка, а также морально-нравственная нормативность и конкурентоспособность у успешных в трудоустройстве специалистов и качества, выпадающие из этой структуры - коммуникабельность и целеустремленность [11, с. 114]. Очевидно, что эти качества не совсем совпадают с ожиданиями работодателей, а значит, нуждаются в определенной коррекции.
Таким образом, в современной России определение содержания труда и профессии становятся более трудным, а потому обретение профессиональной идентичности должно более тесно соотноситься с ожиданиями работодателей. Трудовая деятельность и профессиональная ориентация молодого специалиста должны учитывать наличие высокого уровня теоретических знаний и их применение на практике; качественное выполнение служебных обязанностей; способность принимать самостоятельные решения; готовность к повышению квалификации и инновациям; наличие необходимых личностных качеств; адекватная самооценка себя и своих действий.
Литература
1. Кошарная Г. Б. Ценность образования в студенческой среде / Интеллигенция и гражданское общество. - Ульяновск, 2013 - с. 142-146.
2. Смирнов А. А. Качества личности молодых специалистов, успешных в трудоустройстве / А. А. Смирнов // Вестник Ярославского государственного университета. - 2008. - № 7.
3. Гогина Н. А. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - с. 151-154.
122