Научная статья на тему 'Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход'

Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4053
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК / РАБОТОДАТЕЛЬ / ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ К СОИСКАТЕЛЯМ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / GRADUATE / EMPLOYER / INSTITUTE / HIGHER EDUCATION / COMPETENCES / REQUIREMENTS FOR APPLICANTS / HR-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Евгения Евгеньевна

Автор рассматривает вопросы современного состояния рынка труда, требования работодателей, предъявляемые к выпускникам вузов, ожидания молодых специалистов в отношении трудоустройства, предлагаемые программы содействия по эффективному трудоустройству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Employers’ current requirements to graduates: competence approach

The article studies issues on current labor market conditions, employers’ requirements to graduates, young professionals’ expectations regarding employment, supporting programs for effective employment

Текст научной работы на тему «Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход»

Е. Е. Глотова

(Екатеринбург)

Требования работодателей к выпускникам вузов:

компетентностный подход

Автор рассматривает вопросы современного состояния рынка труда, требования работодателей, предъявляемые к выпускникам вузов, ожидания молодых специалистов в отношении трудоустройства, предлагаемые программы содействия по эффективному трудоустройству.

В период возрастания социально-экономической потребности в повышении темпов развития страны в противоречивых условиях глобальной инновационной динамики при экономической нестабильности все сферы жизнедеятельности российского общества подвержены в той или иной мере изменениям. В частности, это относится к высшему образованию, к которому предъявляются новые требования со стороны государства, предприятий различного сегмента, бизнес-сообществ: к повышению качества профессиональной подготовки будущих специалистов, совершенствованию образовательных технологий, академической мобильности преподавателей и студентов, профессиональной гибкости преподавателей, организационным условиям деятельности вузов и многим другим аспектам.

С целью изучения проблем трудоустройства молодежи был проведен анализ современных научных исследований по вопросам состояния рынка труда, предъявляемых требований работодателей к выпускникам вузов, ожиданий самих молодых специалистов в отношении трудоустройства, а также предлагаемых программ содействия эффективному трудоустройству.

Работодатели отмечают, что диплом о высшем образовании не гарантирует выпускнику соответствующей специальности успешного трудоустройства. Согласно исследованиям рекрутинговых агентств около 30% работодателей отмечают несоответствие между полученной специализацией выпускника и его ожиданиями и трудовыми обязанностями и заработной платой. Также эксперты рынка по поиску и трудоустройству персонала констатируют факт, что молодые специалисты после окончания вуза устраиваются работать

не по специальности. По некоторым источникам их 80%, то есть большая часть выпускников не востребована на российском рынке труда. Малая часть выпускников выражает стремление и готовность работать именно по той специальности, по которой они учились.

Несмотря на введение вузами учебных дисциплин, направленных на успешное позиционирование выпускников на рынке труда, молодые специалисты сталкиваются с невысокой заинтересованностью со стороны работодателей, обусловленной рядом причин:

- молодые специалисты не готовы к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей по причине отсутствия опыта работы;

- неумение самопрезентировать и демонстрировать свои профессиональные качества на собеседовании;

- недостаточный уровень теоретической, практической и психологической подготовленности;

- завышенная оценка личных и профессиональных компетенций;

- нежелание начинать свою профессиональную деятельность с самых первых карьерных ступеней;

- завышение ожидания по уровню оплаты труда.

Данные причины указывают на уже существующие недостатки в подготовке выпускников вузами. Но, несмотря на противоречия между ожиданиями и реальными компетенциями выпускников, некоторые работодатели принимают молодых специалистов в свой трудовой коллектив при условии их соответствия требованиям к конкретным должностям. Ориентация образования на компетент-ностный подход позволяет наиболее полно и четко отразить требования работодателей и выделить наиболее значимые компетенции, способности, знания и умения выпускника.

Педагогические и психологические исследования

Большинство экспертов сходятся во мнении, что из-за экономичного роста и постоянных изменений российский работодатель не сформулировал единые требования к компетенциям персонала. Тем не менее существует одно жесткое требование, основанное на необходимости подстройки сотрудника под изменения внешних факторов, - готовность специалиста за счет своего мышления и способов организации деятельности работать в различных профессиональных средах.

На основе результатов проведенного анализа по исследованиям требований работодателей (А. В. Новоклинова, 2013; Е. А. Опфер, 2013; Д. В. Братищенко, 2010; В. В. Королева, 2009; Д. А. Коноплянский, 2007; Е. М. Авраа-мова, И. Б. Гурков, Г. Ю. Карапухин, А. Г. Ле-винсон, М. В. Михайлюк, Е. А. Полушкин, О. И. Стручевская, 2006 и др.] были выявлены компетенции, предъявляемые к молодым специалистам. К ним относятся: клиентоори-ентированность; приверженность к работе; умение работать в команде; склонность к обучению; умение и желание учиться; способность брать на себя ответственность; самостоятельность; умение решать нестандартные задачи; работоспособность; умение планировать свою деятельность; ориентация на достижение результата; аналитическое мышление; инициативность; предприимчивость; самоуправление; дисциплинированность; коммуникативность; самопрезентация; умение работать в условиях многозадачности и с большим объемом информации; адекватность личностной и профессиональной самооценки.

Приведенные приоритетные компетенции молодых специалистов рационально учитывать в ходе их подготовки в вузе. В этом аспекте важно тесное, активное взаимодействие вуза и предприятий различных отраслей: от ведения кураторства в период прохождения практики на предприятии до предоставления рабочих мест.

На сегодняшний день существуют следующие формы взаимодействий между вузами и работодателями:

- предоставление условий для прохождения производственной практики, преддипломной практики;

- участие в ярмарках вакансий, днях карьеры;

- сотрудничество с такими структурными подразделениями вузов, как центры содействия трудоустройству выпускников.

Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствуют четкие представления работодателей о компетенциях соискателей на вакантные позиции; не представлена структурированная модель компетенций выпускников вузов, соответствующая сегодняшним требованиям работодателей и, соответственно, нет понимания уровней сформированности этих компетенций; наблюдается отсутствие заинтересованности и участия самих выпускников в этом процессе. В связи с этим, укажем условия, которые позволят выпускникам вузов успешно пройти этап трудоустройства в условиях динамично развивающегося рынка труда и быть эффективными в соответствии с требованиями работодателей:

- провести региональный мониторинг работодателей по вопросу предъявляемых к молодым специалистам требований;

- определить приоритетные компетенции, детализировать их содержание, покомпонентный состав;

- с помощью подобранного и разработанного диагностического инструментария определить степень выраженности компетенций у студентов последних курсов обучения;

- разработать и реализовать образовательную программу развития компетенций с использованием современных технологий: case-study, тренинги, игры и т.д. с привлечением экспертов различных бизнес-сообществ;

- на основе подобранных и разработанных оценочных средств определить сформи-рованность каждой компетенции по результатам проведенной образовательной программы.

Литература

1. Авраамова Е. М., Гурков И. Б., Карапухин Г. Ю., Левинсон А. Г., Михайлюк М. В., Полушкин Е. А., Стручевская О. И. Требования работодателей к системе профессионального образования. - М.: МАКС Пресс, 2006. - 125 с.

186

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

Глотова Е. Е. Требования работодателей к выпускникам вузов: компетентностный подход

2. Амарова О. Ф. Модель профессиональной подготовки выпускника вуза, адаптивного к рынку труда : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Калуга, 2002. - 20 с.

3. Братищенко Д. В. Молодые специалисты и рынок труда: требования при приеме на работу // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 6. - С. 169171.

4. Дудина М. М., Митрошкина Е. С., Семенова С. Л. Исследование удовлетворенности студентов освоением дисциплины «Технологии трудоустройства» // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 2. - С. 4-4а.

5. Журанова Н. А. Формирование конкурентоспособности специалистов в системе среднего профессионального образования : на примере подготовки менеджеров гостинично-туристического сервиса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Самара, 2006.

- 22 с.

6. Коноплянский Д. А. Формирование конкурентоспособности студента вуза // Успехи современного естествознания. - 2007. -№ 11. - С. 20-21.

7. Королева В. В. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как необходимое условие конкурентоспособности будущих выпускников // Псковский регионологический журнал. - 2009. - № 8. - С. 124-125.

8. Новоклинова А. В. Формирование кластера компетенций трудоустраиваемости студентов вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Красноярск, 2013.

9. Опфер Е. А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Волгоград, 2013.

- 22 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.