ЭКОНОМИКА ТРУДА
УДК 331.53-057.4
Е.А. Маклакова
Трудоустройство молодых специалистов
В статье на основе результатов исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными специалистами, рассматриваются причины и факторы проблемности трудоустройства молодых специалистов, а также участие государства в трудоустройстве выпускников. Предлагается авторский взгляд на решение данной проблемы.
The article presents results of studies conducted by both domestic and foreign experts, and connected with studying causes and factors of problems of fledgeling specialists’ employment and the state’s role in employing graduates. The original solution of this problem is suggested.
Ключевые слова: рынок труда, трудоустройство молодых специалистов, выбор профессии, качество образования, профессиональные качества, опыт работы, требования работодателей.
Key words: labor market, employment of fledgeling specialists, choice of profession, quality of education, skills, experience, employers’ requirements.
В настоящее время во всем мире все большее число выпускников профессиональных учебных заведений сталкивается с проблемой трудоустройства. Причин существования данного явления достаточно много. Так, результаты исследования, проведенные консалтинговой компанией McKinsey [5], свидетельствуют о значительном несоответствии между системой образования и профессиональными навыками необходимыми для трудоустройства. Так, в США 45 % работодателей говорят, что отсутствие навыков является «основной причиной» отказа в трудоустройстве начинающих специалистов. Во всем мире только 42 °% работодателей считают, что выпускники учебных заведений надлежаще подготовлены к работе. Кроме того, результаты исследования показывают, что работодатели готовы платить новым работникам при наличии необходимых навыков зарплату на 22% выше.
Современные студенты весьма часто начинают работать на первых курсах и, как правило, не по специальности. Интересные результаты были получены в ходе исследования [2], проведенного в июне-июле 2011 г. (на момент выпуска), в котором приняли участие
© Маклакова Е.А., 2015
19
2661 выпускник из трех московских вузов (МАДИ, МИРЭА, МГПУ). Результаты опроса показали, что опыт работы у 85 % выпускников вузов - участников исследования - начал накапливаться со второго курса. При этом чем больше опыт работы у студента к моменту выпуска, тем выше желание продолжать работать в дальнейшем в данной сфере, а не по полученной специальности. Кроме того, результаты данного исследования показали, что по мере роста среднего балла в дипломе выпускника: возрастает численность
выпускников, работающих по специальности (с 20 % среди «троечников» до 41 % среди «отличников»); уменьшается численность выпускников, работающих не по специальности (с 25 % среди «троечников» до 15 % среди «отличников»); уменьшается численность не трудоустроенных выпускников (с 45 % среди «троечников» до 28% среди «отличников»).
В 2004-2005 гг. в рамках исследования «Приоритеты современного работодателя» [3; 8], проведенного Государственным университетом Высшей школой экономики было опрошено 516 руководителей предприятий разных сфер и форм собственности. Результаты данного исследования показали, что российские работодатели к выпускникам системы ВПО предъявляют (в ранжированном виде) следующие требования:
•наличие опыта работы (86,6 %);
•наличие диплома о высшем образовании (80,4 %);
•социальные связи (70,5 %);
•знания и трудовые навыки (60,4 %);
•мотивация к дальнейшему обучению (57,4 %).
Таким образом, по мнению большинства российских работодателей, идеальный наемный работник - это специалист с опытом работы, имеющий диплом и связи в профессиональной сфере.
Работодатели, оценивая уровень подготовки молодого специалиста, весьма часто ориентируются на «бренд» вуза. Согласно результатам другого исследования («Адаптация молодых
специалистов на современном рынке труда» [3]), проведенного в мае 2005 г., в ходе которого проводился опрос 250 студентов старших курсов 17 московских государственных вузов, «бренд» вуза вовсе не гарантирует высокого качества обучения. При этом половина студентов все же считала, что получают образование выше среднего уровня, а 40 % - среднего качества. Вместе с тем большинство считало, что получают скорее знания общего характера (86 % респондентов), чем специальные знания по определенной профессии (13,3 %). Вместе с тем далеко не все выпускники стремились трудоустроиться. Начать работать сразу после получения диплома планировало менее половины опрошенных, треть опрошенных была нацелена продолжить обучение, немного больше 10 % респонден-
20
тов планировали пока не работать и не учиться, а 3 % респондентов были твердо не намерены работать, предпочитая посвятить себя семье. Будущее место работы определено было у 38 % респонден-тов-выпускников, а у большей части (62 %) было не известно, при этом только 16 % планировало устроиться самостоятельно, а остальные рассчитывали на помощь родственников или друзей.
Вопросы трудоустройства молодых специалистов, в том числе требования к выпускникам, изучаются не только отдельными исследователями, но и различными организациями. Так, Центр тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» в МГУ [9] за 20072010 гг. провел три исследования, в которых в общей сложности приняло участие более 400 компаний-работодателей из различных регионов России. В ходе исследования изучались вопросы специфики работы и трудоустройства выпускников вузов и молодых специалистов, в том числе требования к выпускникам. Согласно данным опроса, проведенного в 2010 г., требования работодателей сводились к тому, что хороший молодой специалист должен иметь хорошие знания в своей области, хороший личностный потенциал, опыт работы, быть готовым переквалифицироваться и работать вне зависимости от зарплаты. Данные, полученные исследователями за 2007-2010 гг., позволили сделать вывод, что, по мнению работодателей, основные желательные качества выпускника: ответственность, инициативность, активность, целеустремленность, работоспособность, трудолюбие, желание развиваться, клиенториентированность, обучаемость, лояльность и т. п., основные нежелательные качества: лень, повышенная агрессивность и конфликтность, пассивность, вредные привычки, чрезмерная амбициозность, безынициативность и т. п .
15-17 июля 2013 г. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru [10] проводил опрос 1000 респондентов, состоявших из менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб организаций, ответственных за подбор персонала. Ключевыми критериями отбора молодых специалистов оказались: •уровень и качество образования (отметили 34 % респондентов); •наличие профессионального опыта, хотя бы минимального (45 %);
•личностные компетенции и деловые качества (74 %);
•знание специфики компании (13 %);
•другое (5 %).
Затруднились с ответом 3 % респондентов.
Согласно данным другого исследования [6], работодатели принимают выпускников вузов без опыта работы значительно охотнее, чем раньше. Результаты опроса 19-22 июня 2013 г. показали, что из 1000 опрошенных менеджеров по персоналу и других представите-
21
лей кадровых служб российских организаций 72 % подтвердили прием на работу выпускников вузов без трудового стажа (в 2011 г. такой ответ дали 66 % респондентов, а в 2009 г. - 54 %). При этом выпускников без опыта работы охотнее принимают крупные организации. По данным опроса, примерно 80 % организаций с числом сотрудников более одной тысячи человек принимают выпускников без опыта, и только 63 % организаций с численностью персонала меньше 50 чел. принимают таких сотрудников.
Следует отметить, что государство не остается в стороне от решения проблемы трудоустройства молодых специалистов. Так, в 2009 г. в целях решения проблемы трудоустройства выпускников учебных профессиональных заведений региональные программы 32 субъектов Российской Федерации предусматривали организацию стажировок на предприятиях для 47 тыс. выпускников учреждений всех уровней профессионального образования. Тогда же Минобрнауки России предложило органам исполнительной власти 51 субъекта Российской Федерации в свои региональные программы включить дополнительные мероприятия по организации стажировки выпускников учреждений профобразования, которые позволили бы не только приобрести практический опыт, но и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда [12].
Начиная с 2009 г. Минобрнауки России осуществляет мониторинг состояния рынка труда, прежде всего ожидаемого трудоустройства выпускников, запрашивая соответствующую информацию от региональных органов исполнительной власти. На основе анализа полученной информации [12] из числа выпускников, завершающих обучение в 2009 г.:
•планировали продолжить обучение 10 % выпускников вузов, 20 % выпускников учреждений СПО, а также 12 % выпускников учреждений НПО;
•должны были быть призваны в ряды Вооруженных сил Российской Федерации 10 % выпускников вузов, 15 % выпускников учреждений СПО и 18 % выпускников учреждений НПО;
•должны были начать трудовую деятельность 69 % выпускников вузов, 56 % выпускников техникумов и колледжей, а также 59 % выпускников профессиональных училищ и лицеев.
Таким образом, предполагалось, что трудоустроены будут 89 % выпускников вузов, 90 % выпускников техникумов и колледжей, 90 % выпускников профессиональных училищ и лицеев. Соответственно 11 % выпускников ВПО, 10 % выпускников СПО и 10 % выпускников НПО должны были остаться без работы.
Поскольку осуществление мониторинга не дало ожидаемых результатов, Президент Российской Федерации дал поручение от 8 апреля 2011 г. № Пр-911 и от 11 мая 2011 г. № Пр-1315, в соот-
22
ветствии с которым от органов управления образованием регионов требуется введение показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет, среднего и начального профессионального образования не менее двух лет после окончания обучения.
За время осуществления мониторинга Минобрнауки России неоднократно изменяло формы предоставления данных. Во исполнение поручения президента для мониторинга, анализа и
прогнозирования трудоустройства выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования была разработана методика и инструментарий мониторинга трудоустройства выпускников, которая в 2012 г. прошла апробацию на семинарах в 10 пилотных субъектах Российской Федерации. Далее в соответствии с рекомендациями экспертов была проведена доработка методики, и теперь на ее основе в регионах проводятся опросы среди образовательных учреждений профессионального образования, выпускников и работодателей [1].
Для объективной и всесторонней оценки трудоустройства выпускников с 2014 г. Министерством образования и науки планируется осуществление мониторинга кадрового развития как государственных, так и частных вузов. Информацию об успеваемости, трудоустройстве, карьере и доходах выпускников будут предоставлять учебные заведения и исполнительные органы.
Полученные данные будут обобщаться, обрабатываться и публиковаться в виде рейтинга [11]. Правила осуществления мониторинга системы образования были утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
В настоящее время, по мнению Министерства образования и науки, низкий уровень трудоустройства выпускников различных вузов в основном обусловлен двумя причинами: дисбалансом предложения и спроса на рынке труда и несоответствиями компетенций выпускников требованиям работодателей.
Вместе с тем российский исследователь С.Ю. Алашеев [4] в ходе изучения представлений работодателей о необходимых качествах работников выявил, что работодатели зачастую не имеют полного и четкого представления как о требуемых качествах претендента на вакантное место (профессиональных, личностных), так и о самом рабочем месте; требования работодателей к соискателям различаются в зависимости от позиции вакансии. Так, к специалистам рабочих профессий в основном предъявляются только специальные технические требования. При найме линейного персонала и высшего менеджмента требования работодателей включают: жела-
23
емый уровень образования (как правило, высшее), наличие опыта работы по специальности, иные профессиональные навыки и компетенции, а также ряд личностных качеств (например, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость и пр.).
По мнению некоторых исследователей, требования работодателей к выпускникам вузов можно разделить на две группы: профессиональные и личностные.
Основные профессиональные требования: наличие диплома о высшем образовании, умение работать на компьютере, а в некоторых организациях (имеющих филиалы за рубежом или работающих с зарубежными партнерами) - знание иностранного языка.
К числу основных личностных требований относятся: нервнопсихическая устойчивость (стрессоустойчивость), ответственность, готовность выполнять простые и скучные работы (устойчивость к монотонии), коммуникабельность, логическое мышление, способность к обучаемости, способность к сотрудничеству, креативность, способность к самостоятельному принятию решений, целеустремленность, уверенность в себе, умение вести деловые переговоры и др.
Для некоторых работодателей важны такие качества, как приятная внешность, грамотная речь, отсутствие слов-паразитов, опрятность. Как отмечает Н.Ф. Гусарова, для эффективного выполнения определенной профессиональной деятельности требуется 57 профессионально важных качеств личности (к настоящему времени выделено примерно 50) [7]. При этом главными претензиями к личным качествам выпускников при трудоустройстве называются: нежелание трудиться (не хотят на работе ничего делать), недостаток навыков общения, высокие претензии молодых специалистов (в частности, к размеру заработной платы).
По мнению самих молодых специалистов, основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются [13]:
•отсутствие взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг;
•отсутствие заинтересованности профессиональных образовательных учреждений в трудоустройстве выпускников;
•ориентация кадровой политики большинства российских организаций в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;
•отсутствие у большинства выпускников навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;
•завышенная самооценка у значительной части выпускников своего профессионально-квалификационного уровня.
24
По нашему мнению, проблему трудоустройства молодых специалистов надо решать в двух направлениях. Первое заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на правильный выбор профессии. В этом случае на этапе выбора профессии должны согласовываться следующие условия:
1) наличие адекватного образа специальности и профессиональной деятельности и желания человека заниматься интересующей его профессией;
2) наличие у человека качеств, необходимых для успешного выполнения выбранного вида деятельности, в частности, наличие соответствующих личностных характеристик, состояния здоровья и необходимого уровня общеобразовательной подготовки;
3) потребность в данной профессии (критерием может служить, например, спрос на данную профессию на рынке труда);
4) наличие экономических возможностей для приобретения профессиональных теоретических знаний и практических навыков.
Второе направление заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы профессионального образования. В частности, на то, чтобы все профессионально-образовательные учреждения осуществляли подготовку молодых специалистов по единым образовательным стандартам, содержание которых должно соответствовать современным требованиям рынка труда.
В этом случае риск неправильного выбора профессиональной деятельности будет минимален. Соответственно, такой подход будет способствовать успешному трудоустройству молодых специалистов после получения профессионального образования.
Список литературы
1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 18-225 от 28.04.2012 «О мониторинге трудоустройства выпускников».
2. Абрамова Е.Г., Борщ В. В. Анализ деятельности вузов с точки зрения влияния условий организации образовательного процесса на востребованность выпускников на рынке труда // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Восьмой Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (27-28 окт. 2011 г.). Кн. I. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. - С. 12-24.
3. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социолог. исслед. - 2006. - № 4. -С. 37-46.
4. Алашеев С.Ю. Требования работодателей при найме работников, как фактор формирования образа профессии // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докл. по материалам Восьмой Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (27-28 окт. 2011 г.). Кн. I. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. - С. 24-42.
25
5. Берзин Д. Увеличивающийся разрыв между тем, что нужно бизнесу, и тем, что дает образование / пер. Я. Аржановой. - URL: http://hrm.ru/uvelichivajushhijjsja-razryv-mezhdu-tem-chto-nuzhno-biznesu-i-tem-chto-daet-obrazovanie (дата обращения: 04.08.2013).
6. Выпускникам вузов, не имеющим трудового опыта стало легче найти работу. Официальный сайт Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. - URL: http://www.superjob.ru/research/articles/11l261/vypusknikam-vuzov-ne-imeyuschim-trudovogo-opyta-stalo-legche-najti-rabotu/ (дата обращения:
6.12.2013) .
7. Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования [Электронный ресурс]. - URL: http://de.ifmo.ru/--books/0062/ (дата обращения: 18.08.2013).
8. Дмитриева Ю. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке
труда [Электронный ресурс] // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 8. -URL: http://www.hr-portal.ru/article/usloviya-trudoustroistva-vypusknikov-vuzov-na-
rynke-truda (дата обращения: 04.08.2013).
9. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда. Динамика вузов: 2007-2010 годы. Официальный сайт ЦТР «Гуманитарные Технологии». - URL: http://job.petrsu.ru/site/ article/56; http://job.petrsu.ru/site/article/57 (дата обращения: 07.08.2013).
10. На уровень и качество образования молодого специалиста обращает внимание только треть кадровиков. Официальный сайт Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. - URL: http://www.superjob.ru/ research/articles/111280/na-uroven-i-kachestvo-obrazovaniya-molodogo-specialista-obraschaet-vnimanie-tolko-tret-kadrovikov/ (дата обращения: 6.12.2013).
11. Новый мониторинг вузов будет проведен при участии Минобороны // Изв. - 2013. - 30 апр. - URL: http://izvestia.ru/news/549723 (дата обращения:
18.08.2013) .
12. О ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней. Портал «Карьерист». -URL: http://www.career-st.ru/career_cruising/lib/92
13. Проблемы трудоустройства молодых специалистов // Официальный
сайт Ассоциации молодых специалистов. - URL: http://asmol.ru/?id=
8&page=mms (дата обращения: 18.01.2014).
26