ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
РОССИИ
В.В. Макаров, д-р экон. наук, профессор М.Г. Слуцкий, доцент Н.К. Устриков, магистрант
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10329
Аннотация. Показана необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику страны и социальную сферу. Для достижения этой цели следует выполнить ряд условий, которые подготовят бизнес и общество к цифровой трансформации. Выполнение программы цифровизации к тому же сдерживается диспропорциями развития информационных технологий в регионах, что вызвано неравномерностью финансирования. Ожидается, что переход к цифровой экономике в России повысит эффективность финансовых вложений, откроет новые возможности на внутреннем рынке, изменит к лучшему операционные модели компаний и станет одним из главных факторов роста ВВП.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровизация, ИКТ, бизнес.
Одним из признаков информационного общества является факт того, что «информация становится главным продуктом производства... одной из главных социальных ценностей» [1, с. 17]. Это обусловливает необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу, являясь целью, которая успешно реализуется в ряде ведущих странах мира.
Для достижения этой цели необходимо подготовить бизнес и общество к цифровой трансформации. В первую очередь, создать масштабные, но выполнимые стратегии развития, которые радикально изменят способ организации и ведения хозяйственной деятельности, обусловленный
планируемым внедрением цифровых технологий. Кроме того, должен наблюдаться постоянный спрос населения на использование цифровых технологий, поскольку это позволит привлечь не только бюджетные средства, но и заинтересовать частный капитал в реализации стратегии цифрового развития.
Решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой в 2017 г. [2]. В таблице 1 представлена ключевая информация о программе.
Таблица 1. Основные показатели национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»_
Ключевые показатели Характеристика
Сроки реализации 01.10.2018 - 31.12.2024
Цели и задачи Увеличение расходов на развитие цифровой экономики из всех источников финансирования (в доле ВВП), как минимум, в 3 раза по сравнению с 2017 годом. Создание для высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, стабильной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех организаций и домохозяйств. Использование государственными органами, органами местного самоуправления и организациями преимущественно отечественного программного обеспечения.
Общий бюджет проекта 2 676, 2 млрд. руб.
Федеральные проекты Нормативное регулирование цифровой среды. Информационная инфраструктура. Человеческие ресурсы для цифровой экономики. Информационная безопасность. Цифровые технологии и проекты. Цифровое государственное управление.
Источники финансирования 1 151,8 млрд. руб. - федеральный бюджет 1478,9 млрд. руб. - внебюджетные источники. 45,5 млрд. руб. - предоставление универсальных услуг связи. 158,5 млрд. руб. - расходы при наличии дополнительного финансирования
Программа цифровизации экономики является комплексной и ориентированной на формирование цифровых основ трансформации экономики, она затрагивает правовые, технологические, организационные и финансовые аспекты.
Стоит отметить, что национальная программа представляет собой целостную систему экономических, социальных и культурных связей, опирающихся на использование цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Ежегодно правительство подводит итоги выполнения отдельных этапов программы, и в зависимости от результатов корректирует источники и объём финансирования. Программа ориентирована не только на формирование условий, которые позволят создавать новые перспективные цифровые технологии, но и на применение существующих инновационных бизнес-моделей и технологий производства, торговли, логистики, и государственного управления. «Достижения в области цифровых технологий и цифровизация бизнес-процессов привели к появлению новых бизнес-моделей, которые потенциально могут изменить статус-кво многих отраслей и обеспечить им долгосрочные конкурентные преимущества» [3, с. 99].
Цифровизация в России должна повысить эффективность финансовых вложений, выявить новые возможности для компаний на внутреннем рынке, усовершенствовав их операционные модели. За счет применения цифровых технологий улучшится деловой и инвестиционный климат, так как возрастает доступность государственных услуг и прозрачность ведения бизнеса.
Телекоммуникации, наряду с отечественным программным продуктом, обработкой данных и использованием информационных ресурсов являются основными составляющими одной из наиболее значимой и динамично развивающейся отрасли ИКТ. Благодаря высокому уровню их развития, можно быстро реагировать на внутренние и внешние изменения в технологиях и хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, обуславливает динамичный рост и развитие науки и техники. Происходит трансформация рынков, что непосредственно связано с изменением основной базы технических средств [4].
Несмотря на достаточно высокий уровень развития отрасли в целом, по уровню развития цифровой экономики, который рассчитывается на основе индекса 1-ОЕ81, представленного в отчетах Европейской
Комиссии, Россия отстает от лидеров экономического развития, таких как США, Сингапур, Австралия, Корея и др. Среди основных причин отставания российской цифровой экономики от мировых лидеров следует назвать: недостаточный уровень развития бизнес-среды, сложность перевода инновационных открытий в прямое производство, устаревшая нормативная база и низкий уровень цифровой конкуренции в бизнесе.
Доля цифровой экономики в общем ВВП России составляет 3,9%, что почти в два-три раза ниже, чем в США, Китае и ЕС. Очень высокий объем цифровой экономики в США был достигнут, благодаря активным инвестициям частного сектора и государства в цифровые технологии страны. Среди европейских стран выделяется Германия, где около 10% населения занято в высокотехнологичных отраслях, а государство играет ведущую роль в финансировании перспективных высокотехнологичных проектов.
В России объем инвестиций частных компаний в цифровизацию составляет всего 2,2% ВВП, в то время как в США он достигает 5%, в Западной Европе - 3,9%, в Бразилии - 3,6% [5]. В результате снижается способность поддерживать конкурентоспособность российских компаний, которая ниже не только на международном уровне (о чем свидетельствует небольшой объем высокотехнологичного экспорта), но и внутри страны, так как иностранные компании вытесняют российские предприятия в сегментах электронной коммерции, социальных и поисковых сетей [6, с. 229].
Если Россия увеличит объем инвестиций в ИКТ, включая расходы домохо-зяйств и инвестиции компаний и государства, до среднего уровня по рассматриваемым странам, то доля цифровой экономики в России увеличится до 5,9% ВВП. По оценкам Глобального института McKinsey, до 22% роста ВВП Китая к 2025 году может быть связано с Интернет-технологиями. В Соединенных Штатах ожидаемый рост стоимости цифровых технологий к 2025 году может составить
1,6-2,2 трлн. долларов. США. В России к 2025 году цифровая экономика может достичь 8-10% ВВП страны. К этому выводу можно придти, исходя из следующих цифр. За период 2011-2015 гг. ВВП России вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период - на 59%, или 1,2 трлн. рублей в ценах 2015 года. Таким образом, за пять лет рост цифровой экономики составил 24% от общего прироста ВВП России. В то же время, в России доля ВВП на одного занятого в два-три раза ниже, чем в США и Европейском Союзе.
По прогнозам аналитиков, потенциальный экономический эффект от цифровиза-ции российской экономики позволит увеличить ВВП страны к 2025 году на 4,1-8,9 трлн. рублей (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34% от общего ожидаемого роста ВВП.
Согласно выводам Глобального института МсК^еу, переход к цифровой экономике в России станет одним из главных факторов роста ВВП. Такие оптимистичные прогнозы обусловлены не только эффектом, получаемым от автоматизации существующих процессов, но и от внедрения сквозных технологий цифровой экономики, в том числе, искусственного интеллекта, нейротехнологий, цифровых платформ, цифровых экосистем, углубленной аналитики больших массивов данных, технологий Индустрии 4.0 (3D-печать, робототехника, Интернет вещей) [7].
К сожалению, следует отметить, что цифровизация в России характеризуется диспропорциями в развитии информационных технологий (!Т) между регионами. По уровню цифровизации Москву и Санкт-Петербург можно сравнить с мировыми лидерами. И это вполне объяснимо: на долю Москвы приходится 40%, а на десять, из 86 регионов, - 80% всех государственных расходов на информационные технологии. Отсюда следует вывод о явной неравномерности финансирования цифровой трансформации регионов нашей страны.
Библиографический список
1. Макаров В.В., Цатурова Р.Г., Мазурова М.М., Горбачев В.Л. Менеджмент в телекоммуникациях. Санкт-Петербург, 2011. (2-е изд., перераб. и доп.). - 372 с.
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/28653 (дата обращения: 03.04.2020).
3. Алексеев А.Л., Блатова Т.А., Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Инновационные бизнес-модели в цифровой экономике и их конкурентные преимущества // Вопросы радиоэлектроники. - 2018. - № 9. - С. 99-104.
4. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/4084/ (дата обращения 03.04.2020).
5. Проблемы развития логистического потенциала региона в условиях цифровой экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://narodirossii.ru/?p=69603 (дата обращения 03.04.2020).
6. Макаров В.В., Старкова Т.Н., Устриков Н.К. Цифровая экономика: эволюция, состояние и резервы развития // Журнал правовых и экономических исследований. - 2019. -№ 4. - С. 222-229.
7. Сквозные технологии цифровой экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/сквозные технологии цифровой экономики (дата обращения 03.04.2020).
PROBLEMS AND CHALLENGES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE
RUSSIAN ECONOMY
V.V. Makarov, Doctor of Economic Sciences, Professor M.G. Slutsky, Associate Professor N.K. Ustrikov, Graduate Student
Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The necessity of accelerated implementation of digital technologies in the country's economy and social sphere is shown. To achieve this goal, a number of conditions must be met that will prepare business and society for digital transformation. The implementation of the digi-talization program is also hindered by the disproportions in the development of information technologies in the regions, which is caused by uneven funding. It is expected that the transition to a digital economy in Russia will increase the efficiency of financial investments, open up new opportunities in the domestic market, change the operating models of companies for the better, and become one of the main factors of gross domestic product growth.
Keywords: digital transformation, digital economy, digitalization, ICT, business.