УДК 33
Экономические науки
Багратуни Каринэ Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва E-mail:[email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация: В статье рассмотрены аспекты развития цифровой экономики. Проанализирована проблемы отставания цифровых технологий в РФ и предложены направления совершенствования реализации цифровизации российской экономики на современном этапе.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая инфраструктура, информационные услуги.
Annotation: The article deals with aspects of the digital economy. The problems of digital technologies lagging behind in the Russian Federation are analyzed and the directions of improving the implementation of digitalization of the Russian economy at the present stage are proposed.
Keywords: digital economy, digital infrastructure, information services.
Возможности, которые несет цифровая экономика и которые должны улучшить качество жизни людей, вместе с тем действительно несут и вызовы.
На сегодняшний день приняты базовые документы: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Сформирована система управления реализацией программы, утверждены правила разработки, мониторинга, контроля и выполнения планов мероприятий по реализации
программы. По каждому направлению программы определены центры компетенции и созданы рабочие группы, разработаны «дорожные карты» по реализации направлений программы, и они сейчас проходят согласование в Правительстве Российской Федерации. То есть какие-то базовые документы есть, но это только начало большого пути, который несет не только возможности, но и вызовы.
На сегодняшний день в развитии цифровой экономики Россия далеко не на лидирующих позициях, и это отставание предстоит наверстать.
Цифровизация экономики тренд мирового развития XXI века. Россия занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отставанием от десятки лидирующих стран, к которым относят: Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, США, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург, Япония [1].
С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий Россия занимает 38-е место. Лидируют такие страны как: Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, США, Норвегия, Люксембург, Германия.
Такое отставание объясняется как пробелами законодательства, так и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса. Проблемы цифровизации различных сфер общественных отношений в России являются приоритетным направлением работы органов государственной власти, бизнес-сообщества, ученых и экспертов. Проблемы цифровизации экономики Российской Федерации» многообразны, от конкуренции человеческого интеллекта с искусственным до цифрового неравенства территорий.
Масштаб страны, высокая дифференциация социально-экономического развития территорий обуславливает разрыв между возможностями в ИКТ в регионах от 3% до 65%. Реалии настоящего времени таковы, что субъективное принятие решений человеком сводится к минимуму и тренд только будет нарастать. Соответственно, проблема занятости, которая сейчас существует с развитием искусственного интеллекта будет усугубляться. В июле 2017 года
была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая основана, прежде всего, на экономике данных. Реализация программы позволит сформировать в нашей стране информационное пространство с учетом всех потребностей и граждан, и общества, и деловых кругов бизнеса.
Данная программа направлена, первое, на формирование в России благоприятной правовой среды для применения технологий, наращивание компетенций в этой области, развитие инфраструктуры, обеспечение киберустойчивости и развитие человеческого капитала. Данные направления являются базовой конструкцией, которая несомненно будет дополняться направлениями отраслевой специфики и т.д.
Отличительной чертой реализуемой Программы является то, что система управления этой программой ориентирована прежде всего, на потребности рынка, то есть бизнес формирует стратегию, формирует контент, также оценивает реализацию программы, а роль государственных органов власти сводится к тому, чтобы утверждать принятые решения на основе коллегиального экспертного мнения. Что касается основных пяти направлений, то главной целью государственного регулирования является снятие правовых ограничений для использования информационных технологий.
Если мы говорим об инфраструктуре, то это - обеспечение возможности оказания новых цифровых услуг на внутреннем рынке и на экспорт и обеспечение широкополосным доступом в Интернет, развертывание сетей пятого поколения, развитие цифровых платформ (о чем говорил предыдущий докладчик) и все возможности развития инфраструктуры, которые позволят в полной мере использовать технологии будущего.
Очень серьезная тема - это кадры и образование. Уровень компетенций в рамках не только цифровой экономики, но и вообще в области ИКТ, составляет очень малую долю и от населения, и, к сожалению, от госслужащих. У нас каждый год только 5% госслужащих проходят обучение, переобучение для того, чтобы иметь возможность работать с новыми технологиями, а если брать уровень страны, то 50% процентов населения нашей страны используют
возможности Интернета и информационных ресурсов для взаимодействия с государством. При этом из оставшейся половины 10%, по данным Росстата, при опросах заявили, что вообще не могут пользоваться современными технологиями, компьютерами, и еще 10% сказали, что им обязательно нужна помощь.
Государственные информационные услуги будут развиваться по принципу «любой гражданин - любое ведомство, любое время, любое место». Этот принцип заключается в исключении бюрократических барьеров при получении услуг любой категории в любом месте, и на всех этапах предоставления услуг можно будет их отследить в электронном виде. что должно свести к минимуму роль субъективного принятия решений.
Глобальная конкуренция обостряет проблему ускоренной цифровизации национальной экономики. Однако, эффекты достигаются совсем не цифровыми технологиями (сами технологии дают 3-4% роста). Эффекты достигаются резким изменением институциональной структуры, влекущей снижение транзакционных издержек. если сравнивать государство как сервисную платформу продуктов, которой являются регулирование, контрольно-надзорная деятельность, меры государственной поддержки, с коммерческими организациями, то коммерческие организации работают на порядок быстрее
Цифровые технологии могут обеспечить высокую скорость адаптации к изменениям, благодаря автоматизации процессов принятия решений, процессов контрольно-надзорной деятельности. Возможность автоматизировать большую часть процессов и сосредоточить человеческий ресурс, который есть в системе государственного управления на управлении изменениями позволит обеспечить существенный прорыв в повышении качества государственного управления. Также следует отметить, что очень много решений принимается на основе экспертных оценок, а не на основе анализа данных. И для того чтобы эти данные можно было использовать, наша задача сделать так, чтобы данные были интероперабельны1, доступны для информационных систем и цифровых технологий, которые позволяют их обрабатывать.
Если посмотреть на государственное управление, то мы увидим в области данных «феодальную раздробленность». У большинства ведомств и органов, участвующих в государственном управлении, формируются свои собственные информационные ресурсы, они формируются в рамках ведомственных информационных систем, и приходится прилагать дополнительные усилия для того, чтобы обеспечить стыковку этих данных и возможности ими обмениваться и использовать в сквозных процессах. Эти ограничения необходимо преодолеть, потому что до тех пор, пока данные разрознены, мы не сможем быстро и качественно принимать решения, основанные на анализе данных, вынуждены будем использовать экспертные суждения.
С целью увеличения прозрачности управления государственными и муниципальными финансами было создано открытое правительство. Стоит отметить, что это не орган управления, а именно система принципов, которая базируется на вовлечении граждан и бизнеса в принятии государственных решений.
В 2014 году концепция открытости была утверждена правительством, которая стала основой стандарта открытости федеральных органов исполнительной власти. Если рассматривать данный стандарт с точки зрения документа, то он включает в себя три важнейших функциональных блока:
1. Основные механизмы и принципы открытости;
2. Методические рекомендации;
3. Методика мониторинга и оценки.
Выделяются 4 основных принципа открытости:
1. Подотчетность органов власти. То есть все федеральные органы исполнительной власти ведут строгие отчеты о своей деятельности и должны максимально открыто заниматься их публикацией;
2. Понятность. В первую очередь необходимо понятие целей, задач, планов, а также результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти;
3. Вовлеченность граждан. Население должно интересоваться принятием государственных решений и люди должны понимать, что от их мнения действительно зависит то, какое решение примет государство;
4. Информационная открытость федеральных органов государственной власти.
Важнейшей задачей для развития цифровой экономики в России является определение и устранение законодательных барьеров, а также выстраивание современного законодательства с учетом опыта зарубежных стран. Для обеспечения высокого качества этой работы в Совете Федерации при Комитете по экономической политике создан Экспертный совет по созданию правовых основ цифровизации экономики. В Государственной Думе созданы Экспертный совет по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при Председателе Государственной Думы и Экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Комитете по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Для дальнейшей реализации цифровизации необходимо:
- предусматривать в государственных программах обеспеченный финансированием раздел по развитию цифровой экономики. Данные разделы могут включать мероприятия по разработке и внедрению новых технологий, необходимых для производства элементной базы, разработку нового программного обеспечения, внедрение разработок (в основном отечественных) в области цифровой экономики. Финансирование таких разделов может осуществляться в рамках затрат, предусмотренных для реализации государственных программ;
- создать Единый реестр полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в котором будет обеспечен открытый доступ к информации о полномочиях, расходных
обязательствах и уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- обеспечить единство государственных федеральных и региональных информационных систем, например, сделать это на платформе системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти [2].
Необходимо активно задействовать потенциал научного сообщества в реализации программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», через предоставления возможности высшим учебным заведениям заключать соглашения с ведущими компаниями в сфере цифровых технологий об участии студентов в процессе обязательного прохождения практики в решении реальных задач по внедрению цифровых технологий.
Библиографический список:
1. Аналитический вестник № 31 (687) «Перспективы и проблемы развития цифровой экономики в России». Материалы семинара «Реалистическое моделирование». Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, Экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2017.
2. Аналитический вестник № 32 (688) «Вызовы цифровой экономики для органов власти современной России». Материалы семинара-совещания руководителей аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017.