_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 314
Тарент Игорь Геннадьевич
канд. филос. наук, доцент Ногинский филиал РАНХиГС, г. Ногинск, Московская область, РФ E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и основные итоги реализации 3-го этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В статье изложены результаты анализа проекта плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также предложения по повышению эффективности современной российской демографической политики.
Ключевые слова
Демография, демографическая политика, укрепление здоровья граждан, численность населения, ожидаемая продолжительность жизни, суммарный коэффициент рождаемости, уровень смертности, миграционный
прирост населения.
Одной из важных задач развития российского общества, решаемых на современном этапе, является осуществления целей демографической политики, в рамках реализуемой Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В настоящее время Правительство Российской Федерации переходит к исполнению задач ее 3-го этапа.
Говоря об исполнении целей и задач второго этапа Концепции к 2016 году, можно отметить, что численность населения России превысила показатели, определенные Концепцией, на 3 миллиона человек. На 10 миллионов превышен неблагоприятный прогноз ООН. Отчасти это стало возможным вследствие вхождения Крыма в состав Российской Федерации, численность населения которого на 1 января 2015 года, составляла 2 млн. 294 тысячи человек.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни вырос до 71 года, при нормативном показателе в 70 лет. [3] Достигнутый показатель можно считать удовлетворительным, если не брать в расчет значительный разрыв в средней продолжительности жизни мужчин и женщин (65,1 года и 76,3 года соответственно). Разрыв показателей ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин в России один из самых высоких (11,2 года).
По сравнению с 2006 годом в 1,3 раза увеличен суммарный коэффициент рождаемости, что также соответствует поставленной цели. По данному показателю Россия достигла средних показателей европейских стран (1,75), при этом уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения (2,15). По прогнозам демографов, суммарный коэффициент рождаемости далее будет расти более медленными темпами, поскольку достигнутый нами уровень достаточно близко приблизился к репродуктивным установкам населения (1,91). Кроме того, нужно учитывать, что дальнейшее сохранение тенденции увеличения возраста матери при рождении первенца, при высоком уровне абортов (28 абортов на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет), потенциально может привести к ухудшению репродуктивного и общего здоровья женщин [2.]
При этом уровень смертности населения снизился всего лишь на 12%, а не на треть, как планировалось. То есть, данный показатель оказался почти в три раза ниже запланированного. По уровню смертности Россия сегодня отстает от развитых европейских стран на 20% (в среднем на 7-10 лет). Разрыв показателей смертности мужчин и женщин в трудоспособном возрасте составляет 3,6 раз: 8,6 на 1000 мужчин и 2,4 на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
1000 женщин [2.]. Именно данный показатель должен стать объектом повышенного внимания субъектов российской демографической политики.
Не в полной мере выполнена поставленная задача - уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно. В реальности миграционный прирост в 2014 году составил 164 255 человек, что не дотягивает до нормативного показателя ежегодного миграционного прироста. Очевидно, что весомый вклад в поддержание такой тенденции внесло ухудшение политических и социально-экономических условий в России, сложившихся за последние 2 года.
Темпы роста числа граждан, уезжающих из России, превышают темпы роста числа въезжающих в страну [8.]. Наибольшей популярностью выезжающих соотечественников пользовались США, Германия, Канада и Финляндия. Эти страны чаще выбирают бизнесмены и предприниматели, то есть достаточно образованные и квалифицированные специалисты [8.].
Не выполнены контрольные показатели программы «Оказания содействия по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Так в 2015 году в Российскую Федерацию переехали 43 050 участников программы и членов их семей из 50000 запланированных [ 1.].
Поэтому демографическая политика России на предстоящий период должна формироваться исходя из оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию. Она должна учитывать также воздействие неблагоприятных факторов и формирование нежелательных тенденций в демографической сфере. К ним можно отнести значительное уменьшение численности женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), которая в 2014-2023 гг. составит 4 млн. чел. Также беспокоит предполагаемое или возможное сокращение уровня рождаемости.
Указанные проблемы и поставленные задачи отчасти учтены в обсуждаемом сегодня проекте Плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Анализ структуры и содержания предлагаемого Плана, его основных элементов показывает, что они в основном соответствуют задачам реализации целей Концепции, при учете отдельных замечаний и предложений.
1. Необходимо включить в проект Плана отдельный раздел «Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений», где должен быть сформулирован комплекс мероприятий по решению задач в данной сфере, отраженных в содержании Концепции.
2. В мерах, направленных на решение жилищных проблем семей, необходимо предусмотреть их дифференциацию, в зависимости от имущественного положения семей, воспитывающих детей, а также расширить объем целевых денежных выплат для приобретения жилья или мер, направленных на облегчение кредитного бремени жилищной ипотеки.
Усилить мотивирующий потенциал предлагаемых мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, возможно обусловив их добросовестным выполнением родительских обязанностей. Для чего предусмотреть более широко внедрение договорно-контрактных обязательств между малообеспеченными гражданами и государством.
3. В разделах, посвященных решению задач по сохранению и укреплению здоровья населения, увеличению продолжительности активной жизни, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, необходимо акцентировать внимание на работе с детьми и подростками, приобщении их к физкультуре и спорту, формировании здорового образа жизни, создании условий для массового занятия физкультурой и спортом. Повышенное внимание необходимо уделить обеспечению доступности спортивных секций, кружков и школ для детей и подростков по материальному и территориальному признаку. Особое внимание обратить на выравнивание возможностей в этой сфере для детей из малообеспеченных семей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Необходимо предусмотреть меры по смещению создаваемой инфраструктуры физкультуры и массового спорта на уровень муниципального образования, района, придомовой территории.
4. Другой острой проблемой, которую необходимо решать немедленно, является распространение алкоголизма, табакокурения и, особенно, наркомании. Несмотря на то, что данным проблемам уделяется немало внимания в содержании предлагаемых мероприятий, острота их проявления, особенно наркомании, серьезно угрожает интересам российского общества. Следует предусмотреть кардинальное усиление и качественную трансформацию мер по профилактике и борьбе с распространением наркомании, как в отношении распространителей, так и в отношении потребителей наркотиков.
5. Пора изменить сам принцип решения проблемы низкого качества пищевой продукции, угрожающего жизни и здоровью российских граждан. Помимо разработки и внедрения национальных стандартов с повышенными требованиями к качественным показателям пищевой продукции, необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение их производителями и распространителями.
Возможна реализация нескольких вариантов действий или их сочетания: введение государственной монополии на производство части ассортимента пищевой продукции и, в первую очередь, алкоголя; кардинальное усиление карательных функций государства в сфере контроля качества продуктов; применение экономических методов, делающих невыгодным производство некачественной продукции.
6. В предлагаемом Плане в структуре мероприятий по снижению смертности российского населения в числе медицинских мер, направленных на решение этих задач, необходимо более тщательно проработать и конкретизировать систему мер по обеспечению доступности, своевременному проведению сложных медицинских операций, значительному повышению качества медицинской помощи.
7. Также необходимо обеспечить неукоснительное предоставление гарантированной медицинской помощи в полном объеме и с достойным качеством, в комплексе с реализацией мер по активной борьбе с негласным навязыванием платных медицинских услуг.
Кроме того, в предлагаемых мероприятиях следует сделать акцент на совершенствование системы всеобщей диспансеризации населения, а также на деятельность по формированию у населения культуры регулярного обследования своего здоровья путем использования различных механизмов (правовых, экономических, административных и дисциплинарных). Список использованной литературы:
1. Информационно-аналитический материал по результатам мониторинга реализации ФМС России государственных программ Российской Федерации за 1 квартал 2015 года;
2. Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ М.Топилина на селекторном совещании по проблемам демографической политики под руководством Председателя Правительства РФ, 10 июня 2015 г.;
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года;
4. Указ Президента Российской Федерации 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Электронные ресурсы
5. www.правительство.рф
6. www.rosmintrud.ru
7. fms.gov.ru
8. http://zagrandok.ru/migraciya-v-rf/migracionnyi-uchet/migraciya-naseleniya-v-rossii-v-2014-godu.html
© Тарент И.Г., 2016