Научная статья на тему 'Демографическая политика в Российской Федерации: целевые установки и их достижение'

Демографическая политика в Российской Федерации: целевые установки и их достижение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5422
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПРИ РОЖДЕНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буланова Марина Алексеевна

Демографическая политика любой страны формируется в зависимости от той демографической ситуации, которая складывается на ее территории. В зависимости от инструментов государственного влияния есть два вида демографической политики: сдерживающая и стимулирующая. Характер демографической политики определяется целевыми установками. Основные цели демографической политики России отражены в ряде концептуальных документов, таких как концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г. и т. д. Статья посвящена анализу достижения целевых установок, которые отражены в концептуальных документах РФ, и определению возможности их достижения. На примере Российской федерации определены возможности достижения целевых установок, проведен сравнительный анализ демографических показателей России и различных стран мира. Определены причины невыполнения целевых установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буланова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическая политика в Российской Федерации: целевые установки и их достижение»

DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-82-96 УДК 314.15

М. А. Буланова

Демографическая политика в Российской Федерации: целевые установки и их достижение

Демографическая политика любой страны формируется в зависимости от той демографической ситуации, которая складывается на ее территории. В зависимости от инструментов государственного влияния есть два вида демографической политики: сдерживающая и стимулирующая. Характер демографической политики определяется целевыми установками. Основные цели демографической политики России отражены в ряде концептуальных документов, таких как концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г. и т. д. Статья посвящена анализу достижения целевых установок, которые отражены в концептуальных документах РФ, и определению возможности их достижения. На примере Российской федерации определены возможности достижения, целевъх установок, проведен сравнительный анализ демографических показателей России и различных стран мира. Определены причины невыполнения целевых установок..

Ключевые слова: демографическая политика, рождаемость, смертность, численность населения, продолжительность жизни при рождении.

Необходимость установления определенных целевых показателей демографического развития связана со сложившейся системой воспроизводства населения. На протяжении двух десятилетий в Российской Федерации идет уменьшение численности населения как в результате снижения рождаемости, так и за счет высокого уровня смертности.

Для изменения данных негативных тенденций возникла необходимость проведения стимулирующей демографической политики.

Основные направления стимулирующей демографической политики на современном этапе отражены в следующих документах:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.;

Концепция демографической политики на период до 2025 г.;

Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до

2020 г.;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Данные документы были приняты в различное время, но целевые установки, которые в них отражены, дополняют друг друга.

Цели в данных концептуальных документах соотносятся. Так, в Концепции по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукции и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г. значительное потребление алкогольной продукции ведет к снижению продолжительности жизни и росту преждевременной смерти. В концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. и в Концепции демографической политики выделены одни и те же цели демографической политики. В указе Президента РФ № 606 цели более конкретизированы.

Таким образом, можно выделить следующие общие концептуальные целевые

Буланова Марина Алексеевна - доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Е-тай: bu1anova_marina^@^amb1er.ru

установки:

1) стабилизация численности

населения на уровне 143 млн. чел. с последующим ростом до 145 млн. чел.;

2) увеличение продолжительности жизни до 74 лет;

3) повышение качества жизни населения (табл. 1) .

Таблица 1

Соотношение целевых установок в нормативных правовых актах [1, 2, 3, 4]

Нормативные правовые акты Цели

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [1] 1. Стабилизация численности населения на уровне не ниже 142 - 143 млн. чел. к 2015 г. и создание условий для повышения к 2025 г. численности населения до 145 млн. чел. 2. Увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет. 3. Сокращение к 2020 г. количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 г. на 20 - 22%, пострадавших - на 18 - 20%

2. Концепция демографической политики на период до 2025 г. [2] 1. Стабилизация численности населения на уровне 143 млн. чел. с последующим ростом до 145 млн. чел. 2. Увеличение продолжительности жизни до 74 лет. 3. Повышения качество жизни населения. Подцели - 2016 г. 1.1 Сокращение смертности на 1/3 к 2016 г. 1.2 Увеличить в 1,3 раза суммарный коэффициент рождаемости. 1.3 Миграционный прирост не менее 200 тыс. чел. ежегодно. 1.4 Продолжительность жизни до 2016 г. увеличить до 70 лет. Подцели - 2025 г.: 1.1 Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет. 1.2 Увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости. 1.3 Снизить уровень смертности в 1,6 раз. 1.4 Миграционный прирост обеспечить на уровне более чем 300 тыс. чел. ежегодно.

3. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. [3] 1. Снижение уровня потребления алкогольной продукции на 55% (2010 г. - 18 литров в год). 2. Повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией - снижение первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма. 3. Повышение эффективности регулирования алкогольного рынка

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [4] 1. Повышение к 2018 г. суммарного коэффициента рождаемости до 1,753. 2. Увеличение к 2018 г. ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет

Первая целевая установка -стабилизация численности населения может быть достигнута за счет увеличения рождаемости и продолжительности жизни, сокращения смертности. Особых усилий для достижения первой цели органам государственной власти не понадобилось, после присоединения Крыма численность населения РФ на 1.01.2017 г. составила 146,8 млн. чел.

Цель была достигнута ранее на-меченного срока, достичь ее планировалось к 2025 г. - 145 млн. чел.

Однако необходимо понимать, что при сохранении существующих тенденций сокращения населения накопленный ресурс когда-нибудь закончится.

По прогнозам Организации Объеди-

ненных Наций (далее - ООН), численность населения России к середине 2030 г. снизится до 140 млн. чел., к 2050 г. до 132,7 млн. чел. и к 2100 г. до 124,1 млн. чел., если сохранятся существующие тенденции сокращения населения [8].

Анализ численности населения за 25 лет показал, что наименьшая численность населения наблюдалась в 2009 г. и составляла 142, 7 млн. чел. С 1990 г. численность населения уменьшилась на 5,6 млн. чел., что составило 3,8%.

Уменьшение численности населения происходило за счет естественной убыли населения. Наибольшая естественная убыль населения зафиксирована в 2002 г. - 935305 чел. (родилось 1396967 чел., а умерло 2332272 чел.).

Таблица 2

Год Общий прирост Естественный прирост Миграционный прирост

1990 608,6 333,6 275

1991 241 104,9 136,1

1992 47 -219,2 266,2

1993 -205,8 -732,1 526,3

1994 104 -874 978

1995 -168,3 -822 653,7

1996 -263 -776,5 513,5

1997 -226,5 -740,6 514,1

1998 -262,7 -691,5 428,8

1999 -649,3 -918,8 269,5

2000 -586,5 -949,1 362,6

2001 -654,3 -932,8 278,5

2002 -685,7 -916,5 230,8

2003 -630 -888,5 258,5

2004 -532,6 -793 260,4

2005 -564,4 -846,5 282,1

2006 -373,9 -687,1 313,2

2007 -115,2 -470,3 355,1

2008 -10,3 -362 351,7

2009 96,3 -248,9 345,2

2010 31,9 -239,6 271,5

2011 191 -129,1 320,1

2012 290,7 -4,3 295

2013 319,8 24 295,8

2015 277,4 32 245,4

2016 259,7 -2,3 262

Компоненты изменения численности населения (естественный, миграционный и общий прирост населения РФ 1990 - 2016 гг.), тыс. чел. [5]

Частично естественная убыль населения компенсировалась миграционным приростом, который в исследуемый период составлял в среднем 350 - 360 тыс. чел. Положительный естественный прирост за исследуемый период наблюдался только в 1990 - 1991 гг. и 2013 - 2015 гг. Естественный прирост в 1990 и 1991 гг. составил 333 и 104,9 тыс. чел. соответственно, в 2013 г. - 24 тыс. чел., 2014 г. - 30,3 тыс. чел., 2015 г. - 32 тыс. чел. С 2016 г. естественный прирост сменился естественной убылью населения (табл.2).

Естественный прирост формируют два демографических процесса: рождаемость и смертность. С 1990 г. по 1999 г. наблюдалось уменьшение рождаемости на 39%, пик снижения пришелся на 1999 г. с численностью рожденных 1214689 детей. В последующие годы рождаемость росла и

достигла пика в 2014 г. с численностью рожденных 1942683 детей.

На увеличение рождаемости влияют структурные показатели и изменения интенсивности самого процесса. Анализ интенсивности рождаемости за период с 2000 г. по 2016 г. показал, что нет устойчивой динамики повышения рождаемости, значительный рост показали лишь в 2007 г. и 2008 г. Начиная с 2000 г. рождаемость росла, и в среднем темпы роста составили 2,5 - 3,0%, однако в этот период были периоды падения в 2005 г. и 2013 г., и последние два года наблюдается падение рождаемости 0,1% и 2,7% соответственно (табл. 3).

Однако в анализируемый период вышли в детородный возраст многочисленные поколения, рожденные в 80-х годах, поэтому нельзя игнорировать и влияние структурного фактора на

Таблица 3

Динамика и темпы роста рождаемости 1990 - 2016 гг., чел. [5]

Год Число рождений, чел. Темпы роста рождаемости,%

1991 1794626 90,2

1992 1587644 88,5

1993 1378983 86,9

1994 1408159 102,1

1995 1363806 96,9

1996 1304638 95,7

1997 1259943 96,6

1998 1283292 101,9

1999 1214689 94,7

2000 1266800 104,3

2001 1311604 103,5

2002 1396967 106,5

2003 1477301 105,8

2004 1502477 101,7

2005 1457376 97,0

2006 1479637 101,5

2007 1610122 108,8

2008 1713947 106,4

2009 1761687 102,8

2010 1788948 101,5

2011 1796629 100,4

2012 1902084 105,9

2013 1895822 99,7

2014 1942683 102,5

2015 1940579 99,9

2016 1888729 97,3

Рис. 2. Динамика суммарных коэффициентов рождаемости в РФ за 1980-201бгг.,%о [5]

Рис. 1. Динамика общего коэффициента рождаемости, % [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рождаемость.

Пик спадарождаемости, как говорилось выше, приходится на 1999 г., и значение общего коэффициента рождаемости составляет 8,3%о. Наибольшее значение достигается в 2014 г. со значением 13,3%о, что на 5%о выше (рис.1).

Вторая целевая установка -увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753 к 2018 г. может быть достигнута. Суммарный коэффициент рождаемости показывает

среднее число детей, которых рожает женщина в течение всей жизни. Это информативный показатель, так как позволяет оценивать демографическую ситуацию с позиции воспроизводства населения.

За исследуемый период ни разу в РФ не наблюдался режим простого воспроизводства, наибольшее значение приходится на 1991 г. со значением данного показателя на уровне 1,892. Наименьшее значение - в 1999 г. со

значением 1,2 ребенка. Рост данного показателя в течение наблюдаемого периода составил 0,513 или 42%. Целевой показатель - значение суммарного коэффициента - 1,753 к 2018 г. может быть выполнен (рис. 2).

Демографическая ситуация в последующие годы будет только ухудшаться, так как интенсивность рождаемости зависит от численности женщин репродуктивного возраста. Численность женщин репродуктивного возраста уменьшится в 2017 г. по сравнению с 2002 г. на 3,9 млн. чел., что на 10% меньше. В дальнейшем численность женщин репродуктивного возраста будет сокращаться, т. к. в детородный возраст вышли поколения 90-х гг., которых в два раза меньше чем поколения 80-х гг. [5] (табл. 4).

В настоящее время сложился определенный тип репродуктивного поведения - малодетное репродуктивное

поведение. И нет оснований говорить, что в ближайшее время это поведение будет меняться, оно может меняться только в сторону уменьшения количества рождений. Динамику уменьшения рождаемости можно наблюдать, начиная с 2015 г., и данная динамика будет усугубляться.

Особенность данного репродуктивного поведения заключается в том, что Россия находится во втором демографическом переходе, который характерен тем, что осуществляется широкое

распространение неоформленных брачных союзов (в 2002 г. по итогам переписи составляло 9,7%, в 2010 г. - 13% или 4,4 млн. супружеских пар), переход от модели семьи с детьми к паре партнёров с одним ребенком [5].

Третья целевая установка - сокращение смертности. В настоящее время лимит роста рождаемости исчерпан, и необходимо для сохранения населения оказывать активное влияние на другой демографический процесс - смертность.

На уровень смертности влияет несколько факторов: старая возрастная структура населения, уровень развития здравоохранения, качество жизни населения и отношение населения к своему здоровью.

Для анализа возрастной структуры населения можно использовать такой показатель, как уровень старения. Одно из самых старых является население Японии, доля населения старше 60 лет составляет 33%, в России доля старого населения составляет 21%. В африканских странах (Мали, Сенегал, Сьерра Леоне, Нигер) составляет 4%, 5%, 4%, 4% соответственно. В представленных на рис. 3 странах уровень демографического старения составляет: в Канаде - 23%, США - 22%, Сингапуре - 20%, Франции - 26%, Германии - 28%, Италии - 29%. Таким образом, в странах США, Канаде, Сингапуре и России примерно сопоставимый уровень демографического старения, однако уровень смертности ниже. Смертность в

Таблица 4

Динамика численности женщин репродуктивного возраста в РФ

(1989 - 2025 гг.), чел. [5]

Год Число женщин репродуктивного возраста, чел.

1989 г. 36158586

2002 г. 39118428

2010 г. 37227890

2014 г. 35595339

2015 г. 35730236

2017 г. 35141126

2018 г. 34963173

2019 г. 34805751

2020 г. 34652847

2025 г. 33753112

Рис. 3. Общий коэффициент смертности в странах мира за 2016 год, %о [7]

России выше, чем в США и Канаде на 38%, Франции, Нигере - 30%, Германии, Италии - 15%, Сингапуре - 77% [7].

Можно сделать вывод, что не только возрастные структуры оказывают влияние на формирование высокого показателя смертности, но и другие факторы, такие как уровень развития здравоохранения, качество жизни населения, отношение населения к своему здоровью.

Анализ смертности, начиная с 1950 г., показал, что смертность выросла с 886090 случаев в 1960 г. до 2365826 случаев в 2003 г., рост составил более чем 2,7 раз, после 2003 г. смертность стала падать, и снижение к 2016 г. составило 474811 чел. (табл. 5).

Цель не достигнута - плановое значение общего коэффициента смертности должно составлять 11,8% к 2016 г. По итогам 2016 г. общий коэффициент смертности составляет 12,9%, что выше на 1,1 Самый низкий показатель

общего коэффициента смертности наблюдался в 1960 г. - 7,4%о, в 2003 г. данный показатель составил 16,4%о (самый высокий общий коэффициент смертности за наблюдаемый период) и в дальнейшем наблюдается его снижение до 12,9%о в 2016 г. Рост показателя составил 9%о или в 2,2 раза (рис. 4) [5].

Основные причины смертности

в России не отличаются от причин смертности в развитых странах, отличается только продолжительность жизни населения в зависимости от причин смерти. К основным четырем причинам смерти относят: болезни системы кровообращения, новообразования, внешние причины и болезни органов дыхания.

Серьезных изменений в причинах смертности в России на протяжении 16 лет не произошло, основной и главной причиной смертности остаются болезни системы кровообращения, на втором месте - новообразования, на третьем -внешние причины. В настоящее время можно заметить снижение смертности от болезней системы органов дыхания, но увеличение показателя смертности от болезней системы пищеварения (табл. 6).

Тенденции роста смертности от болезней системы кровообращения и новообразований в России копирует данные тенденции и в развитых странах. Однако существенные различия наблюдаются между развитыми странами и Россией по смертности от внешнихпричин.Смертностьот внешних причин в России в 2 - 3 раза выше, по сравнению с развитыми странами. В данную группу входит смертность от травм, убийств, самоубийств и т. д.

Таблица 5

Число умерших в РФ, 1950 - 2016 гг., чел.

Годы умерших, чел.

1950 1031010

1960 886090

1970 1131183

1980 1525755

1990 1655993

1995 2203811

2000 2225332

2001 2254856

2002 2332272

2003 2365826

2004 2295402

2005 2303935

2006 2166703

2007 2080445

2008 2075954

2009 2010543

2010 2028516

2011 1925720

2012 1906335

2013 1871809

2014 1912347

2015 1908541

2016 1891015

Источник: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_34/Main.htm

Рис. 4. Общий коэффициент смертности в РФ (1950-2016 гг.), % [5]

Источник.: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_34/Main.htm

Таблица 6

Коэффициенты смертности по различным причинам в России, 2000 - 2015 гг., на 100000 чел.

Годы Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Новообразования Болезни системы кровообращения Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Внешние причины

муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.

2000 43,9 8,2 241,3 172,6 801,6 885,0 106,2 38,6 55,7 34,5 367,6 88,6

2001 42,7 8,2 238,7 171,6 830,0 894,8 101,4 34,1 60,1 37,2 383,1 93,8

2002 44,6 9,0 239,5 171,4 882,6 928,3 108,0 36,9 65,6 40,8 393,0 97,7

2003 44,9 9,4 237,5 172,1 912,6 940,5 109,4 36,6 71,2 44,3 390,2 97,5

2004 44,1 9,7 235,3 171,8 889,7 897,4 101,3 32,6 73,8 46,5 379,9 94,6

2005 46,3 10,7 234,4 171,5 904,4 906,3 104,0 33,2 81,7 51,2 370,3 90,4

2006 42,4 10,0 232,6 172,1 843,5 876,7 89,4 30,7 77,7 49,5 331,3 82,7

2007 40,3 10,2 234,8 173,9 809,2 847,7 84,2 29,1 75,8 49,0 305,0 75,6

2008 40,5 10,1 234,7 175,1 812,2 846,9 86,2 29,5 78,4 50,4 287,3 71,5

2009 39,5 10,5 237,7 178,0 778,2 811,4 84,0 31,3 76,8 49,8 262,3 67,0

2010 38,2 10,9 236,7 178,2 784,9 824,9 80,2 28,5 79,5 51,4 253,0 64,8

2011 37,9 11,2 236,2 177,4 735,1 768,3 78,9 28,7 76,2 50,1 232,2 59,6

2012 35,6 11,0 233,3 177,1 714,7 756,5 74,2 28,1 75,2 50,7 225,0 58,1

2013 34,6 11,4 233,3 177,5 677,2 716,1 75,8 30,8 73,8 51,1 215,9 54,4

2014 34,3 12,0 231,6 176,3 646,7 660,2 79,2 33,1 80,7 55,6 216,8 54,9

2015 36,0 12,7 235,3 178,9 629,1 640,6 75,2 31,6 82,9 58,2 200,8 52,7

С 2004 г. по 2013 г. смертность от внешних причин уменьшилась в 2,3 раза, однако продолжает оставаться очень высокой по сравнению с другими странами (рис. 5 ).

Интенсивность смертности в России резко различается в зависимости от пола и возраста.

Повозрастные коэффициенты показывают, разницу в интенсивности смертности мужчин и женщин.

Смертность мужчин во всех возрастах, начиная с 20 лет, превышает смертность женщин в 3 - 3,5 раза. Это в итоге формирует различия в продолжительности жизни (рис. 6).

Цель по увеличению продолжительности жизни до значения 74 года к 2018 г. - не достигнута. По данному показателю Россия отстает

от развитых стран на 7 - 10 лет. Особенность России заключается в том, что существует значительная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин.

Отставание России по показателю средней ожидаемой продолжительности жизни от развитых стран значительное. Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин в России ниже на 5 - 10 лет.

Различия в продолжительности жизни мужчин с США - 12,2; с Канадой - 15,5, с Японией - 16,2; Италией- 15,8; с Францией - 14,7, с Германией - 12,2 (рис. 8).

В последнее время идет постепенный рост продолжительности жизни, но он скорее носит восстановительный характер, после резкого его уменьшения

в 1990 - 2000 гг. Значение показателя продолжительности жизни для мужчин, который был в 1960 г. (64 года) удалось достичь только к 2011 г. Падение остановилось в 2005 г., и начался незначительный рост данного показателя, однако темпы роста оказались выше у мужчин, чем у женщин. За десять лет продолжительность жизни мужчин увеличилась на 7 лет, женщин только на 4 года.

Показатель средней ожидаемой продолжительностижизнипри рождении зависит от качества жизни населения и уровня развития здравоохранения.

Уровень развития здравоохранения может характеризоваться основными демографическими показателями,

такими как уровень смертности, продолжительностью жизни при рождении, анализом причин смертности. Две основные причины смертности -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Динамика коэффициентов смертности от внешних причин в странах мира,

на 100000 чел. [8]

Рис. 6. Повозрастные коэффициенты смертности 2015 г, % [5]

Рис. 7. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет [7]

30

25

20

15

10

■46,2 14,7 15,8

12,2 12,2 -■-- -Я 15,5

10,5

К —гд 9,1 8,4

5,1 _ * -♦ 7,8

Япония Германия США Франция Италия Канада

♦ жен. И муж.

Рис. 8. Отставание России от стран мира по показателю ожидаемой продолжительности жизни при рождении, лет [7]

болезни системы кровообращения и новообразования - требуют значительного финансирования для использования современных технологий при лечении данных групп болезней (рис. 9).

Расходы на финансирование системы здравоохранения в России ниже в 3 раза, чем в США, в 2 раза ниже, чем в Канаде и Франции.

Более наглядно мизерность затрат на здравоохранение вРоссии можно увидеть по такому показателю, как расходы от валового внутреннего продукта (далее -ВВП) на душу населения.

Расходы на одного человека в Росси меньше, чем в США в 12,3 раза, Японии - 5,9 раз, Канады - в 7,8 раз (рис.10).

Цель не достигнута. В концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. определена цель -сокращение к 2020 г. употребления алкогольной продукции на 55% по сравнению с 2009 г. В 2009 г. употребление алкоголя на душу население составляло 18 л. По исследованиям Всемирной организации здравоохранения в 2016 г. употребление алкоголя в России составило 14,5 л, больше только в Белоруссии - 17 л и Молдове 17,5 л. Для сравнения: Нигер - 0,3 л, Япония - 7 л.

Вклад данного фактора в смертность высок, поэтому можно говорить о том, что сокращение употребления алкоголя - важная цель демографической политики.

Таким образом, цели демографической политики, отраженные в концептуальных документах, взаимосвязаныидополняютдругдруга.В статье подтверждено достижение таких

целей, как увеличение численности населения, увеличение суммарного коэффициента рождаемости. Не достигнуты такие цели, как уменьшение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Анализ достижения такого показателя, как повышение качества жизни населения будет представлен в следующей статье.

Рис.9. Доля здравоохранения в структуре ВВП в странах мира, % [6]

9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

♦ 8233

/ \ А 5257

/ V 4618 / \

О 3958 1

■К 1 пл Г

а 670 \ 1 —1-17

Россия Япония Нигер США Франция Сингапур Канада Мали

Рис. 10. Доля здравоохранения в структуре ВВП на душу населения по данным 2013 г.,

долларов США [6]

Список литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1бб2-р [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс.

2. Об утверждении концепции демографической политики на период до 2025 г.: Указ Президента РФ от 09.10. 2010 г №1351 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс.

3. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009г. №2128-р [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс.

4. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № б0б [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант Плюс.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL.: http://www. gks.ru/.

6. Мировая статистика здравоохранения 2013 г. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.who.int/gho/publications/ world_health_statistics/2013/ru/

7. World health statistics 201б: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals [Электронный ресурс]. URL.: http://www.who.int/gho/publications/ world_health_statistics/2016/en/

8. World Population Prospects: The 2017 Revision, Key Findings and Advance Tables[Электронный ресурс]. URL.: https:// www.un.org/development/desa/publica-tions/world-population-prospects-the-2017-revision.html

9. Аганбегян А. Г. Демографическая драма на пути перспективного развития России // Народонаселение. 2017. №3 (77). С. 4-23.

10. Андреев Е. М, Кваша Е. А., Харькова

Т. Л. Смертность и продолжительность жизни в России - что нового? [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2016. № 683684. URL.: http://www.demoscope.ru/ weekly/2016/0683/tema01.php.

11. Архангельский В. Н., Данилова И. А., Дмитриев Р. В., Хасанова Р. Р. Перспективы демографического развития России до середины века // Народонаселение. 2017. № 3 (77). С. 24-38.

12. Вишневский А. Г. Глобальные детерминанты низкой рождаемости [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2008. № 353-354. URL.: http://www.demo-scope.ru/weekly/2008/0353/analit01.php.

13. Демографические вызовы России : экспертно-аналитический доклад [Электронный ресурс]. URL.: https://www. csr.ru/wp-content/uploads/2017/11/Report-Demography-web.pdf.

14. Захаров С. В. Потенциал структурных факторов роста рождаемости исчерпан? [Электронный ресурс]/ С.В. Захаров // Демоскоп Weekly. 2017. № 731-732 URL.: http://www.demo-scope.ru/weekly /2017/0731/tema03.php.

15. Лежнина Ю. П. Институт семьи в России: на пути трансформации // Социологическая наука и социальная практика, 2016. Т. 4. № 2. С. 70-90.

16. Русанова Н. Е. Новые тенденции рождаемости в России [Электронный ресур] // Демоскоп Weekly. 2008. № 353354. URL.: http://www.demoscope.ru/ weekly/2008/0353/analit02.php.

17. Шабунова А. А., Калачикова О.Н. Демографический потенциал и стимулирование рождаемости // Народонаселение. 2017. № 4 (74). С. 47-56.

18. Щербакова Е. Р. Россия: предварительные демографические итоги 2016 года (часть I) [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2017. № 715-716. URL.: http://www.demoscope.ru/ weekly/2017/0715/barom01.php.

19. Щербакова Е. М. Заболеваемость населения России в 2012 - 2013 годах [Электронный ресур] // Демоскоп Weekly. 2014. № 593-594. URL.: http://www.demo-scope.ru/weekly/2014/0593/barom01.php.

20. Рыбаковский Л. Л., Хасаев Г. Р. Стратегия демографического развития России, понятие и содержание // Народонаселение. 2015. № 2 (68). С. 52-63.

Библиографическое описание статьи —

Буланова М. А. Демографическая политика в Российской Федерации: целевые установки и их достижение // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81).С. 82-96. РО! 10.22394/1818-4049-2017-81-4-82-96_

M. A. Bulanova

Population policy in the Russian Federation: purposes and their

achievement

The population policy of any country is formed depending on that demographic situation which develops in its territory. There are two types of population policy, depending on the instruments of state influence, constraining and stimulating. The character of population policy is determined by the purposes. The main objectives of the population policy of Russia are reflected in the conceptual documents, such as a concept of long-term social and economic development of the Russian Federation till 2020, the Concept of population policy of the Russian Federation till 2025, etc. This article is devoted to the analysis of achievement of purposes which are reflected in the conceptual documents of the Russian Federation, and to definition of a possibility of their achievement. The author has made an attempt of analysis of achievement of goals of the population policy. On the example of the Russian Federation possibilities of achievement of purposes are determined, the comparative analysis of demographic indicators of Russia and different countries of the world is carried out. The reasons of non-performance of target indicators are determined.

Keywords: population policy, birth rate, mortality, population, lije expectancy at the birth.

References:

1. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya RF do 2020 g.: rasporyazhenie PraiiteVstva RF ot17.11.2008 g. №1662-r [EHlektronnyj resurs] // Informacionno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.

2. Ob utverzhdenii koncepcii demograficheskoj politiki na period do 2025 g.: Ukaz Prezidenta RF ot 09.10. 2010 g №1351 [EHlektronnyj resurs] // Informacionno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.

3. Koncepciya realizacii gosudarstvennoj politikipo snizheniyu masshtabovzloupotrebleniya alkogol'noj produkciej i profilaktike alkogolizma sredi naseleniya Rossijskoj Federacii na period do 2020 g.: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2009 g. №2128-r [EHlektronnyj resurs] // Informacionno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.

4. O merah po realizacii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 g. № 606 [EHlektronnyj resurs] // Informacionno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.

5. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [EHlektronnyj resurs]. URL.: http://www. gks.ru/.

6. Mirovaya statistika zdravoohraneniya 2013 g. [EHlektronnyj resurs]. URL.: http:// www.who.int/gho/publications/world_health_ statistics/2013/ru/

7. World health statistics 2016: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals [EHlektronnyj resurs]. URL.: http:// www.who.int/gho/publications/world_health_ statistics/2016/en/

8. World Population Prospects: The 2017 Revision, Key Findings and Advance Tables[EHlektronnyj resurs]. URL.: https://www. un.org/development/desa/publications/world-population-prospects-the-2017-revision.html

9. Aganbegyan A. G. Demograficheskaya drama na puti perspektivnogo razvitiya Rossii // Narodonaselenie. 2017. №3 (77). S. 4-23.

10. Andreev E. M, Kvasha E. A, Har'kova T. L. Smertnost' i prodolzhitel'nost' zhizni v Rossii -chto novogo? [EHlektronnyj resurs] // Demoskop Weekly. 2016. № 683-684. URL..: http://www.

Marina Alekseevna Bulanova - associate professor of the public and municipal administration and the office right chair, the Far-Eastern institute of management -branch of RANEPA (Khabarovsk). E-mail: [email protected]

96

B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №4 (81)

demoscope.ru/weekly/2016/0683/tema01.php. 11.

V, Hasanova R. R. Perspektivy ,

iiiyt

a // Narodonaselenie.

2017. № 3 (77). S. 24-38.

nizkoj rozhdLavmösti [EHlektronnyj resurs] // Demoskop Weekly. 2008. № 353-354. URL.: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0353/ analit01.php.

13. Demoqraficheskie vyzovy Rossii :

//www.demoscope.ru/weekly/2008/0353/ anaM02.php.

17. SHabunova A. A, Kalachikova O.N.

Hi //

(74). S.

resurs]. URL.: https://www.csr.ru/wp-content/ uploads/2017/n/Report-Demography-web.pdf. 14. Zaharov S. V.

Weekly. 2017. № k15n716. URL..:

17/071

< resurs]/ S.V. Zaharov // Demoskop Weekly. 2017. № 731-732 URL.: http://www. demoscope.ru/weekly /2017/0731/tema03.php.

YU. P. Institut sem'i v Rossii: na // Sociologicheskaya nauka i social'naya ka, 2016. T. 4. № 2. S. 70-90. 16.

Reference to the article

№ 593-594. URL.: http://www.demoscope.ru/ weekly/2014/0593/barom01.ph^.

S. 52-63.

Bulanova M. A. Population policy in the Russian Federation: purposes and their achievement // Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 4 (81). PP. DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-82-96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.