Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 7-Х КЛАССОВ'

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 7-Х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТИПЫ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пискова Дина Михайловна, Богатикова Мария Вячеславовна

В подростковом возрасте активно формируются интересы школьников, в том числе спортивно-оздоровительные. При этом резко снижается двигательная активность, обусловленная уходящим игровым мотивом. Авторами выявлены и проанализированы изменения интенсивности мотивов и структуры потребностно-мотивационной сферы к занятиям физической культурой. В статье показано, что к седьмому классу перестройка потребностно-мотивационной сферы носит индивидуализированный характер и затрагивает не только ведущие, но и актуальные мотивы, особенно у девочек. У мальчиков преобладает социально-эмоциональная направленность; угрозой развития мотивации является ослабление интереса к духовно-творческому и теоретическому компоненту физической культуры. У девочек преобладает эмоционально-деятельностная направленность личности, которая снижается гораздо интенсивнее от пятого к седьмому классу; главной угрозой является утрата полимотивности и регресс мотивации к занятиям. Авторами предложены направления психолого-педагогической деятельности для формирования мотивации к урокам физической культуры. Для мальчиков это создание условий, которые обеспечивают возможность занимать и отстаивать иерархическое место в социально-значимой группе (реализации социально-психологической безопасности), формирование групп общения на основе спортивных интересов. Для девочек - воспитание понимания телесной и психологической уникальности в сочетании с выработкой привычки к здоровому образу жизни, определение вида двигательной активности на основе индивидуальных морфофункциональных и психологических свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пискова Дина Михайловна, Богатикова Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND TASKS OF MOTIVATION FORMATION FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES AMONG 7-GRADE SCHOOLCHILDREN

In adolescence, the interests of schoolchildren are actively formed, including sports and health. At the same time, motor activity, due to the outgoing game motive, sharply decreases. The authors revealed and analyzed changes in the motives intensity and the structure of the need-motivational sphere for physical culture. The article shows that by the seventh grade, the need-motivational sphere restructuring is individualized and affects not only the leading but also the actual motives, especially among girls. Boys are dominated by a socio-emotional orientation; the threat to motivation development is the weakening of interest in the spiritual, creative, and theoretical physical education components. In girls, predominates the personality emotional-activity orientation, which decreases much more intensively from the fifth to the seventh grade; the main threat is the loss of poly motivity and the motivation to study regression. The authors suggested psychological and pedagogical activity directions for the formation of motivation for physical education classes. For boys, this is the creation of conditions that provide the opportunity to occupy and defend a hierarchical place in a socially significant group (realization of socio-psychological safety), and the communication groups formation based on sports interests. For girls - education of bodily and psychological uniqueness understanding, combined with the development of a healthy lifestyle habit, determining the type of physical activity based on individual morphofunctional and psychological properties.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ 7-Х КЛАССОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 14PSMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Пискова, Д. М. Проблемы и задачи формирования мотивации к урокам физической культуры у школьников 7-х классов / Д. М. Пискова, М. В. Богатикова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN622.pdf

For citation:

Piskova D.M., Bogatikova M.V. Problems and tasks of motivation formation for physical education classes among 7-grade schoolchildren. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 14PSMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Пискова Дина Михайловна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», Пенза, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: pidimi@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6307-8479 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=409083

Богатикова Мария Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

Магистрант E-mail: bogatik96@yandex.ru

Проблемы и задачи формирования мотивации к урокам физической культуры у школьников 7-х классов

Аннотация. В подростковом возрасте активно формируются интересы школьников, в том числе спортивно-оздоровительные. При этом резко снижается двигательная активность, обусловленная уходящим игровым мотивом. Авторами выявлены и проанализированы изменения интенсивности мотивов и структуры потребностно-мотивационной сферы к занятиям физической культурой.

В статье показано, что к седьмому классу перестройка потребностно-мотивационной сферы носит индивидуализированный характер и затрагивает не только ведущие, но и актуальные мотивы, особенно у девочек.

У мальчиков преобладает социально-эмоциональная направленность; угрозой развития мотивации является ослабление интереса к духовно-творческому и теоретическому компоненту физической культуры. У девочек преобладает эмоционально-деятельностная направленность личности, которая снижается гораздо интенсивнее от пятого к седьмому классу; главной угрозой является утрата полимотивности и регресс мотивации к занятиям.

Авторами предложены направления психолого-педагогической деятельности для формирования мотивации к урокам физической культуры. Для мальчиков это создание условий, которые обеспечивают возможность занимать и отстаивать иерархическое место в социально-значимой группе (реализации социально-психологической безопасности), формирование групп общения на основе спортивных интересов. Для девочек — воспитание понимания телесной и психологической уникальности в сочетании с выработкой привычки к здоровому образу жизни, определение вида двигательной активности на основе индивидуальных морфофункциональных и психологических свойств.

Ключевые слова: мотивы к урокам физической культуры; типы; направленность; развитие и формирование

Мотивационная сфера подростков является сложной структурой, включающей в себя сочетания разнородных мотивов и мотиваций, характерных для данного возраста [1]. Поиск и открытие собственного «Я», изменение приоритетов деятельности, противопоставление себя миру взрослых, поиск собственных норм и ценностей предопределяют трудности личностных изменений, снижающих обучаемость, успеваемость и мотивацию как к учебным дисциплинам интеллектуального характера [2-4], так и к двигательной активности, представленной в школе занятиями физической культурой [5].

Процессы, вытекающие из бурного полового созревания и физиологического развития, делают подростков эмоционально неустойчивыми, противоречивыми, реактивными, создавая предпосылки к хаотичному формированию компонентов мотивационной сферы1.

Физическая культура обладает богатым потенциалом положительного воздействия, способного стать мощным инструментом в арсенале подростка, содействующим улучшению показателей здоровья, психологического состояния, физических и интеллектуальных способностей [6; 7].

Занятия физической культурой должны рассматриваться как целенаправленно организованная система поведения, являющаяся частью здорового образа жизни, в котором школьники средних и старших классов задействуют некоторую степень осознанности и способность выбирать вид физической активности на основе личных предпочтений. Это определяет разные типы мотиваций исходя из преобладающих мотивов к деятельности [6; 8].

Мотивация к занятиям физической культурой по типам делится на оздоровительную, двигательно-деятельностную, соревновательно-конкуретную,

эстетическую, коммуникативную, познавательно-развивающую, профессионально-ориентированную (или учебно-ориентированную) [9- 11].

В подростковом возрасте начинает активно формироваться полимотивность деятельности, в т. ч. и спортивно-оздоровительной. Это означает, что с одной стороны, несколько мотивов могут сосуществовать и взаимодействовать, стимулируя сложные виды деятельностей, к каковым должна относиться спортивно-оздоровительная. С другой стороны, сама деятельность может удовлетворять целый комплекс мотивов. Поэтому развитие полимотивности в спортивно-оздоровительной деятельности является важной задачей учителя.

Е.А. Челнокова и др. [5; 6; 8; 12] справедливо отмечают тенденцию снижения силы мотивации к урокам физической культуры у школьников средних классов, связанную, по всей видимости, с развитием и формированием других интересов, а также уходом мотива игры из актуальной зоны. Между тем, если учитель физической культуры не учитывает личностный фактор, игнорирует личностно-деятельностный подход на своих уроках, что является в настоящее время одной из проблем методики преподавания физической культуры, то потеря интереса неизбежна. Исходя из ценностей физической культуры, формирование положительной мотивации к ней на этапе подросткового периода может способствовать

1 Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 1990. 48 с.

Страница 2 из 10

Введение

14PSMN622

всестороннему гармоничному развитию личности подростка, а также обретению ресурса для реализации собственного личностного потенциала.

Задача исследования — определить структуру мотивационной сферы и выявить сильные и слабые стороны развития мотивов к урокам физической культуры школьников 7 классов.

Исследовали 39 школьников 13-14 лет (7 класс) — 12 мальчиков и 27 девочек, по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе.

При исследовании мотивации использовалась методика А.Ю. Шугани «Мотивация учащихся к занятиям физической культурой». Анкета состояла из 30 ответов, предусматривающих оценку отношения к школьным урокам физической культуры по пятибалльной шкале от «не согласен вовсе» (1 балл) до «полностью согласен» (5 баллов). В результате получили 15 мотивов — самосохранение (здоровье), самосовершенствование, двигательная активность, долженствование, внешняя стимуляция, приобретение практических навыков, общение, доминирование, физкультурно-спортивные интересы, соперничество, удовольствие от движений, игра и развлечение, подражание, привычка, получение положительных эмоций.

Выявленные мотивы структурировали по гендерному принципу. В гендерно-возрастной группе выделяли ведущие (не менее 70 % представленности мотивов), актуальные (65-69 %), значимые (50-64 %) и потенциальные (менее 50 %); рассматривали силу мотивации по вышеописанной пятибалльной шкале и направленность мотивации в соответствии с типологиями мотивов, предложенными А.Ц. Пуни [13], Е.П. Ильиным [14] и развитыми И.С. Сырвачевой [15], В.В. Пятковым 2 и др. [6; 7; 10]. Источники развития мотивации выявляли путем анализа структуры мотивов, проблемы — путем сравнения интенсивности мотива со значением моды.

Интенсивность мотивации мальчиков и девочек представлена на рисунке 1: высокая — от 5 до 3,7 баллов; средняя — от 3,6 до 2,6 баллов; низкая — менее 2,5 баллов.

Большинство (50 %) мальчиков-семиклассников обладают средней интенсивностью мотивации — «согласен частично», «скорее да, чем нет»; поровну (по 25 %) высокой — на уровне от «полного согласия» до «скорее да» и низкой — от «безразлично» до «не согласен» (рис. 1).

Подобное исследование параллельно проводилось среди пятиклассников этой же школы [16]. Сравнительный анализ ответов 5 и 7 классов позволяет утверждать, что интенсивность мотивации семиклассников снижается в сравнении с пятиклассниками и находится на слабо положительном уровне. Если у пятиклассников преобладает высокая интенсивность мотивации — в 60 % случаев, то у семиклассников уже средняя у 50 % опрошенных.

В выборке девочек-семиклассниц выявлен средний уровень мотивации — 2,9 балла, что соответствует частичному согласию. Между тем, 44,4 % высказали равнодушное или отрицательное отношение к физической культуре (менее 2,5 баллов), 33 % девочек высказались

2 Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. Сургут, 1999. 184 с.

Страница 3 из 10

Материалы и методы

Результаты и обсуждения

14PSMN622

по вопросам, побуждающих их к занятиям как «скорее согласны» (средний уровень, 3-3,5 балла) и лишь 22 % девочек показали высокую мотивированность на уровне 4-5 баллов.

А Б

Рисунок 1. Интенсивность мотивации к урокам физической культуры у мальчиков (А) и девочек (Б) 5 и 7 классов в сравнении (составлено авторами на основе данных анкетирования)

Сравнительный анализ ответов школьниц средних классов [16] показывает, что от 5 к 7 классу низкая мотивированность возрастает в 2 раза и становится преобладающей.

Мальчики

В мотивационной сфере семиклассников не выявлено группового ведущего мотива, что свидетельствует об их разнообразии и индивидуализации становления.

Таблица 1

Структура мотивов к занятиям физической культурой мальчиков 7 классов (п = 12)

Структура мотивов Мотивы Интенсивность (1-5)* % положит. ответов Мода*

Мальчики (средняя суммарная мотивированность 3,3 «скорее важно-важно»)

Ведущие Нет - - -

Актуальные Доминирование 3,8±1,27 66,7 5

Удовольствие от движений 3,8±1,37 66,7 4,5

Положительные эмоции 3,5±1,14 66,7 4,5

Значимые Самосохранение здоровья 3,3±1,25 58,3 4

Двигательная активность 3,6±1,23 58,3 4

Долженствование (внутренний аспект) 3,4±1,28 58,3 5

Общение 3,3±1,48 50,0 5

Привычка 3,2±1,14 50,0 3

Потенциальные Соперничество 3,0±1,17 41,7 2

Игра и развлечение 3,3±1,44 41,7 5

Самосовершенствование 2,8±1,32 33,3 5

Физкультурно-спортивные интересы 2,9±1,28 33,3 2

Подражание 2,2±1,01 16,7 1

Оценка окружающих (внешняя стимуляция) 2,3±0,94 0,0 1

* Примечание: 1 — нет; 2 — скорее нет; 3 — частично да; 4 — скорее да; 5 — да. Составлено авторами на основе анкетирования

В ходе анализа индивидуальных мотивационных показателей выявили, что 83,3 % семиклассников называют ведущие мотивы, оценивая их полным согласием, причем большинство — 60 % называют 3 и более мотивов, остальные 40 % выделяют 1-2 мотива. Лишь 2 мальчика из 12 — (16,7 %), выразили отрицательное отношение ко всем причинам занятий физической культурой. Очевидно, что «базис» для формирования актуальных и ведущих мотивов у мальчиков имеется (табл. 1).

Актуальными мотивами являются социальный — стремление к доминированию и эмоциональный (гедонистический) — удовольствие от движений и положительные эмоции.

Значимые мотивы представлены пятью мотивами: самосохранения и безопасности — здоровьем; деятельностным — двигательной активностью; личностным — внутреннее долженствование и привычка; социальным — общение.

В зоне потенциальных находятся личностно-социальные мотивы — соперничество, самосовершенствование, спортивные интересы, подражание и оценка окружающих; а также эмоционально-деятельностный мотив — игра и развлечение.

Сопоставление структуры и интенсивности проявления мотивов и наиболее распространенных оценок мотивов (значения моды) позволил выявить источники их развития (рис. 2). В группе актуальных мотивов это доминирование; в группе значимых мотивов — общение и внутреннее долженствование; среди потенциальных мотивов — физкультурно-спортивные интересы, игры и развлечения.

6,0

5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

✓'////'// ///

'///// ^ V * с/ /

/ / У

*

/ „с/

s S / S *

/ л

* Ж S

J

J? С*

ж

ж

>ср.

■мода

Рисунок 2. Средняя интенсивность мотивации (столбцы) и наиболее часто встречаемые ответы (линия, мода) в мотивах к занятиям физической культурой мальчиков-семиклассников (составлено авторами на основе данных анкетирования)

В качестве угроз развития мотивации нужно рассматривать возможное ослабление интереса к здоровью и самосовершенствованию.

Девочки

Ведущий групповой мотив у семиклассниц также не выделяется. Анализ индивидуальных мотивов выявил, что чуть более половины семиклассниц (51,9 %) все-таки выделяют как очень важные (4,5-5 баллов) причины занятий физической культурой. Из них 3 и более причины выделяют 78,6 % респонденток и 21,4 % выделили лишь одну причину. Групповые актуальные мотивы также не выделяются. Все это свидетельствует об индивидуализации развития мотивационной сферы как минимум у половины девочек (табл. 2).

Таблица 2

Структура мотивов к занятиям физической культурой девочек 7 классов (п = 27)

Структура мотивов Мотивы Интенсивность (1-5)* % положит. ответов Мода*

Девочки (суммарная мотивированность 2,9 «скорее важно»)

Ведущие Нет - - -

Актуальные Нет - - -

Значимые Удовольствие от движений 3,3±1,23 59,3 3,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Двигательная активность 3,1±1,26 55,6 3,5

Игра и развлечение 3,1±1,15 51,9 3,1

Потенциальные Привычка 3,1±1,39 44,4 5

Положительные эмоции 2,8±1,42 40,7 1

Общение 3,0±1,35 40,7 2

Самосовершенствование 3,0±1,17 40,7 2

Самосохранение здоровья 2,9±1,13 37,0 2

Долженствование (внутренний аспект) 2,8±1,31 37,0 2

Соперничество 2,8±1,46 33,3 2

Доминирование 2,8±1,24 29,6 3

Физкультурно-спортивные интересы 2,7±1,22 25,9 2

Подражание 2,7±1,28 25,9 3

Оценка окружающих (внешняя стимуляция) 2,6±0,93 7,4 3

* Примечание: 1 — нет; 2 — скорее нет; 3 — частично да; 4 — скорее да; 5 — да. Составлено авторами на основе данных анкетирования

Таким образом, одна половина девочек-семиклассниц отрицательно относится к занятиям физической культурой и не рассматривает ее в качестве ценности; развитие другой половины происходит индивидуализировано.

В качестве значимых мотивов выделяются эмоционально-деятельностные (удовольствие от движений) и деятельностные (двигательная активность, игра и развлечение) мотивы.

В потенциальной зоне можно выделить мотивы, приближающиеся к значимой зоне и разделяемые 40-44 % респонденток — привычка к занятиям, общение, самосовершенствование и получение положительных эмоций.

Анализ случаев расхождений среднего значения интенсивности проявления мотива и частоты встречаемости высокой или низкой его оценки (мода) (рис. 3) позволил выделить угрозы и возможности формирования мотивации. Угрозами являются потеря положительных эмоций через двигательную активность и как следствие падение физкультурно-спортивных интересов. В качестве возможностей выступают понимание полезности привычки к занятиям и отношение к физической культуре как к средству, обеспечивающему психологическую безопасность в социально-значимой группе.

6

Интенсивность Мода

Рисунок 3. Средняя интенсивность мотивации (столбцы) и наиболее часто

встречаемые ответы (линия, мода) в мотивах к занятиям физической культурой

девочек-семиклассниц (составлено авторами на основе данных анкетирования)

Заключение

Таким образом, у мальчиков-семиклассников выявлена тенденция социально-эмоциональной направленности мотивации, которая сопровождается индивидуальным формированием ведущего мотива на фоне снижения мотивационной активности в сравнении с предыдущим периодом жизни.

Возможностью воспитания мотивации мальчиков является создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают им социально-психологическую безопасность (возможность занимать и отстаивать иерархическое место в социально-значимой группе) за счет вовлечения в спортивные игры, спортивные развлечения и другие формы двигательной активности, формирование групп общения на основе спортивных интересов.

Угрозой развития мотивации является ослабление интереса к духовно-творческому и теоретическому компоненту физической культуры.

Мотивированность к занятиям физической культурой девочек-семиклассниц снижена, лишь половина из них продолжают развиваться в этом направлении, причем их развитие характеризуется высокой степенью индивидуальности.

В качестве угроз можно выделить снижение эмоционально-деятельностной направленности мотивации и падение интереса к урокам физической культуры. В качестве опорных моментов — понимание полезности выработки привычки к занятиям и взгляд на оздоровительную двигательную активность как способу выделиться в социально значимой группе.

Профилактикой потери интереса является, по всей видимости, возможность найти особенный для каждой девочки вид двигательной активности, который приносил бы ей удовольствие. Для этого необходимо исследование двигательных способностей и склонностей, выявление морфотипа и психотипа, составление индивидуальных практических рекомендаций, направленных на коррекцию здоровья, систематические консультации по практическим рекомендациям. Вся эта работа должна проходить в условиях максимальной доброжелательности к подросткам. Рекомендуется регулярно проводить физиолого-педагогические обследования физического развития и оценку физического здоровья, объяснение и разучивание комплексов специальных упражнений, направленных на коррекцию выявленных отклонений. А также усилить эмоциональный аспект практических уроков и внедрить элементы теоретической подготовки по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006. 512 с.

2. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2. С. 12-18. URL: https://psyiournals.ru/files/34549/vestnik_psyobr_2010_n2_Feldshtein.pdf.

3. Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. 2011/3. С. 53-55. URL: https:// cyberl eni nka.ru/arti cl e/n/ razviti e -i-formirovanie-motivatsii-ucheniya.

4. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Изд-во «Педагогика», 1983. 65 с.

5. Боченкова Е.В. Взаимосвязь оценки физического воспитания, общения и самооценки у мальчиков и девочек 12-13 лет // Тезисы 25 научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России (12 марта, Краснодар, 1998) 1998, С. 17-18.

6. Виленский М.Я., Литвинов Е.М. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физическая культура в школе. 1990. № 12. С. 2-7. EDN HPRRKY. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40374475.

7. Мартене Р. Социальная психология и спорт. М., 1979. 176 с.

8. Зобков В.А. Психология ученика с негативным типом отношения к физической культуре // Тезисы докладов XIII научно-практической конференции по психологии физического воспитания и спорта. М., 1992. С. 91-92.

9. Веселов Е.А. Исследование мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом студентов (курсантов) образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 36. С. 8-12. URL: http://e-koncept.ru/2017/771202.htm.

10. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (часть 2). С. 293-298. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16456052.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

БеляничеваВ.В., Грачева Н.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: межвузовский сборник научных трудов / Федеральное агентство по образованию, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Саратов: ИЦ "Наука", 2009. С. 14-20. EDN SBCRIZ. URL: https://refdb.ru/look/2968450.html.

Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмаева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. Т. 6, № 1(22). 2018. 6 С.

Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. М., 1980. 28 с.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. Санкт-П.: 2002. 486 с.

Сырвачева И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. Владивосток, 2003. C. 108-111.

Пискова Д.М., Богатикова М.В. Проблемы сохранения мотивации школьников к урокам физической культуры на этапе перехода из начальной школы в основную // Мир науки. Педагогика и психология. 2021, Т. 9. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN521.pdf DOI: 10.15862/25PSMN521.

Piskova Dina Mikhailovna

Penza State Technological University, Penza, Russia E-mail: pidimi@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6307-8479 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=409083

Bogatikova Maria Vyacheslavovna

Penza State University, Penza, Russia E-mail: bogatik96@yandex.ru

Problems and tasks of motivation formation for physical education classes among 7-grade schoolchildren

Abstract. In adolescence, the interests of schoolchildren are actively formed, including sports and health. At the same time, motor activity, due to the outgoing game motive, sharply decreases. The authors revealed and analyzed changes in the motives intensity and the structure of the need-motivational sphere for physical culture.

The article shows that by the seventh grade, the need-motivational sphere restructuring is individualized and affects not only the leading but also the actual motives, especially among girls.

Boys are dominated by a socio-emotional orientation; the threat to motivation development is the weakening of interest in the spiritual, creative, and theoretical physical education components. In girls, predominates the personality emotional-activity orientation, which decreases much more intensively from the fifth to the seventh grade; the main threat is the loss of poly motivity and the motivation to study regression.

The authors suggested psychological and pedagogical activity directions for the formation of motivation for physical education classes. For boys, this is the creation of conditions that provide the opportunity to occupy and defend a hierarchical place in a socially significant group (realization of socio-psychological safety), and the communication groups formation based on sports interests. For girls — education of bodily and psychological uniqueness understanding, combined with the development of a healthy lifestyle habit, determining the type of physical activity based on individual morphofunctional and psychological properties.

Keywords: motives for physical culture classes; types; orientation; development and formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.