Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТИПИЧНЫХ МОТИВАЦИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТИПИЧНЫХ МОТИВАЦИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ЮНОШИ-СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИОННЫЙ ТИП / СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискова Дина Михайловна, Фильченков Дмитрий Александрович, Ларина Светлана Геннадьевна

В статье рассматривается мотивация студентов старших курсов к самостоятельным занятиям различными видами двигательной активности. Целью исследования является разработка учебно-методических материалов по дисциплине «физическая культура и спорт» в техническом вузе. Авторы предполагают, что ориентируясь на типичные варианты мотивации, обусловленные драйверами развития и характеризуемые типологической структурой мотивационной сферы, можно управлять ее развитием. На основе данных опроса, обработанного средствами многомерного анализа данных, выявляются типичные варианты мотиваций самостоятельных занятий физической культурой. Авторы выделили 7 типов, которые различаются не только факторами (драйверами) развития и сдерживания мотивации, структурой мотивационной сферы, но и мотивационной активностью, а также степенью сформированности полимотивации. Высокой мотивационной активностью и сформированной полимотивацией обладают типажи «результативный» с драйвером развития «спортизация», профессионально-социальный с драйвером «социальная значимость»; средней мотивационной активностью и несформированной полимотивацией обладают типажи «результативно-эстетический» с драйвером «личностное развитие»; и «индивидуальный» с драйвером «психоэмоциональное здоровье». Для низкой мотивационной активности свойственны «результативно-эмоциональный» тип с драйвером развития «гедонизм», «эстетический» тип с драйвером «активный отдых» и «индивидуальный» с драйвером «спортивные намерения». Для каждой типичной вариации обозначены проблемы развития и психолого-педагогические направления их решения как на этапе нормативного освоения деятельности, так и в дальнейших самостоятельных занятиях. Наиболее распространенными проблемами являются несформированость представлений о влиянии физической культуры на профессионализацию и профессиональное здоровье; о взаимовлияниях компонентов здоровья в процессе оздоровительной тренировки; о дифференциации и последовательности достижения целей в процессе самостоятельных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискова Дина Михайловна, Фильченков Дмитрий Александрович, Ларина Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF TYPICAL TYPES OF MOTIVATION OF STUDENTS (YOUTHS) ENGAGED IN PHYSICAL EDUCATION AT THE INITIAL STAGE OF EXERCISES

The article considers the motivation of senior students to take independent exercises in various types of physical activity. The purpose of the study is to develop educational and methodological materials in the discipline Physical Education and Sport in a technical university. It is assumed that it is possible to manage motivation development by focusing on typical motivation options conditioned by drivers of development and characterized by the typological structure of the motivational sphere. According to the survey data, processed by means of multivariate data analysis, typical motivation options for independent exercises in Physical Education are identified. They identified 7 types that differ not only in factors (drivers) of development and containment of motivation, the structure of the motivational sphere, but also in motivational activity, as well as the degree of formation of polymotivation. The “effective” type with the development driver “sportsmanship” and the “professional-social” type with the driver “social significance” have high motivational activity and formed polymotivation; the “effective-aesthetic” type with the driver “personal development” and the “individual” type with the driver “psycho-emotional health” have medium motivational activity and unformed polymotivation. The “effective-emotional” type with the development driver “hedonism”, the “aesthetic” type with the driver “active rest” and the “individual” type with the driver “sports intentions” have low motivational activity. Problems of development and psychological and pedagogical directions of their solution are indicated for each typical variation both at the stage of normative mastering of activities and in further independent exercises. The most common problems are the lack of formation of ideas about the impact of Physical Education on professionalization and professional health, mutual influence of health components in the process of health training, differentiation and consistency of achievement of goals in the process of independent occupations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТИПИЧНЫХ МОТИВАЦИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com

2021, №3, Том 9 / 2021, No 3, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-3 -2021.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN321.pdf

DOI: 10.15862/24P SMN321 (https://doi.org/10.15862/24PSMN321)

Ссылка для цитирования этой статьи:

Пискова Д.М., Фильченков Д. А., Ларина С.Г. Психолого-педагогические проблемы типичных мотиваций самостоятельно занимающихся физической культурой юношей-студентов на начальном этапе занятий // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №3, https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN321.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/24PSMN321

For citation:

Piskova D.M., Filchenkov D.A., Larina S.G. (2021). Psychological and pedagogical problems of typical types of motivation of students (youths) engaged in physical education at the initial stage of exercises. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN321.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/24P SMN321

Пискова Дина Михайловна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», Пенза, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: pidimi@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6307-8479 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=409083

Фильченков Дмитрий Александрович

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», Пенза, Россия

Заведующий кафедрой «Физического воспитания и спорта» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: da-filchenkov2009@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=461931

Ларина Светлана Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», Пенза, Россия

Старший преподаватель E-mail: sg-larina@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=780501

Психолого-педагогические проблемы типичных мотиваций самостоятельно занимающихся физической культурой юношей-студентов на начальном этапе занятий

Аннотация. В статье рассматривается мотивация студентов старших курсов к самостоятельным занятиям различными видами двигательной активности. Целью исследования является разработка учебно-методических материалов по дисциплине «физическая культура и спорт» в техническом вузе. Авторы предполагают, что ориентируясь на типичные варианты мотивации, обусловленные драйверами развития и характеризуемые типологической структурой мотивационной сферы, можно управлять ее развитием. На основе данных опроса, обработанного средствами многомерного анализа данных, выявляются типичные варианты мотиваций самостоятельных занятий физической культурой. Авторы выделили 7 типов, которые различаются не только факторами (драйверами) развития и сдерживания мотивации, структурой мотивационной сферы, но и мотивационной активностью, а также степенью сформированности полимотивации. Высокой мотивационной активностью и

https:// mir-nauki. com

сформированной полимотивацией обладают типажи «результативный» с драйвером развития «спортизация», профессионально-социальный с драйвером «социальная значимость»; средней мотивационной активностью и несформированной полимотивацией обладают типажи «результативно-эстетический» с драйвером «личностное развитие»; и «индивидуальный» с драйвером «психоэмоциональное здоровье». Для низкой мотивационной активности свойственны «результативно-эмоциональный» тип с драйвером развития «гедонизм», «эстетический» тип с драйвером «активный отдых» и «индивидуальный» с драйвером «спортивные намерения». Для каждой типичной вариации обозначены проблемы развития и психолого-педагогические направления их решения как на этапе нормативного освоения деятельности, так и в дальнейших самостоятельных занятиях.

Наиболее распространенными проблемами являются несформированость представлений о влиянии физической культуры на профессионализацию и профессиональное здоровье; о взаимовлияниях компонентов здоровья в процессе оздоровительной тренировки; о дифференциации и последовательности достижения целей в процессе самостоятельных занятий.

Ключевые слова: самостоятельные занятия физической культурой; юноши-студенты; мотивационные факторы; мотивационный тип; структура мотивации

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой — длительный и многоступенчатый процесс, который начинается у одних — с появления ситуативных мотивов, у других — с приобретения еще в детском возрасте элементарных знаний о здоровом образе жизни, которые в дальнейшем формируют стойкий здоровьетворческий или спортивный интерес1 [1-4].

Мотивация является главным компонентом успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной [5-7]. В настоящее время физкультурно-оздоровительная мотивация широко исследуется. М.Я. Виленский, А.В. Родионов 2 , А.А. Пашин, И.С. Сырвачева, Е.Д. Чернова и др. [1; 3-6] выделяют несколько типичных мотиваций к самостоятельным занятиям физической культурой: укрепление здоровья и профилактика заболеваний; рекреация после трудового (учебного) дня как повышение работоспособности; спортивная мотивация как достижение результатов; эстетическая мотивация как следование моде на здоровье, красивое тело, вид двигательной активности; стремление к общению; познание своих физических возможностей как улучшение физического состояния и физической подготовленности; мотивация творчества как самовыражение; воспитание и укрепление семьи как передача жизненного опыта; случайные мотивации (например, желание сбросить лишний вес, избавиться от вредных привычек и т. п.).

Н.Ю. Киреева, О.С. Кропотухина, И.С. Сырвачева, [2; 5] отмечают, что при самостоятельных занятиях обычно преобладает внутренняя мотивация, которая определяется не только знаниями и спортивными умениями, но и во многом генетическими особенностями личности.

1 Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. — Казань: 1999. — 349 с.

2 Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для ВУЗов / А.В. Родионов — М.: Академический Проект, 2004. C. 16-36.

Страница 2 из 10

Введение

24PSMN321

Между тем, мотивы деятельности, являясь компонентом «субъективного отношения» наряду со стремлениями, интересами, установками, через опосредование средовых воздействий формируют новые психические качества и направленность личности [7-11].

А.А. Пашин [3; 4], исследуя субъективное отношение к занятиям физической культурой выявил, что на низком уровне активности отношение носит перцептивно-эмоциональный характер, переход на средний уровень происходит за счет преобладания в структуре отношения практического компонента деятельности, а переход на высокий уровень мотивации (отношения) характеризуется перестройкой структуры за счет поведенческого и когнитивного компонентов, формируя познавательно-практический характер физкультурно-оздоровительной деятельности.

В связи с вышеизложенным, в данной статье ставится задача выявить и охарактеризовать типичные варианты развития мотивации самостоятельных занятий физической культурой через определение драйверов развития и факторов сдерживания мотивации, мотивационного профиля и его структуры; разработать психолого-педагогические направления работы с выявленными типажами.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 106 юношей, студентов последних курсов (4-5 курс), для которых не предусмотрено обязательных занятий по физическому воспитанию в вузе. Сбор материала проводился в рамках Договора с ФГБУ ФНЦ ВНИИФК № 22/24-12 от 20.03.2012 г. по теме «Выявление мотивации самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом к ведению здорового образа жизни, использованию возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, самосовершенствовании, самовоспитании и социальной адаптации». Исследования были организованы на спортивных базах города Пензы и местах массовых занятий оздоровительной физической культурой и спортом.

Методы исследования: анкетирование, многомерный анализ данных. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, которые предусматривали выделение целей самостоятельных занятий физической культурой и спортом в начале систематических тренировок и на настоящий момент времени. Cредний показатель продолжительности систематических занятий респондентов составил 34 месяца. В статье рассматриваются результаты ответов, касающиеся начального этапа занятий.

Статистические методы исследования включали многомерные методы анализа данных (факторный и кластерный анализ), дескриптивную статистику как вспомогательное средство. Факторный анализ проводили методом главных компонент с вращением varimax normalized. Кластерный анализ проводили методом k-средних; расстояние между кластерами определялось методом одиночной связи.

Результаты исследования

На предыдущем этапе исследования [12] нами выделены главные факторы (скрытые тенденции развития) мотивации; проведена классификация мотивационных типов средствами кластерного анализа. Выявлены две группы эндогенных факторов развития мотивации. Первая группа свойственна студентам, стаж занятий которых более 3-х лет (в среднем 60 месяцев), что составляет 57,9 % студентов. На начальном этапе занятий для них были характерны 4 фактора

— принадлежность к социально-значимой группе (30,2 % — развитие профессиональных качеств, избавление от вредных привычек, общение), физическое совершенствование (10,0 %

— совершенствование телосложения и двигательной подготовленности), гедонизм (9,4 % —

проведение досуга и получение новых впечатлений) и спортизация (8,3 % — овладение специальными навыками и повышение спортивного мастерства) (рис. 1).

Вторая группа факторов характеризует студентов, стаж занятий которых составил менее 3-х лет — 42,1 % респондентов. На начальном этапе самостоятельных оздоровительных тренировок выявлены тенденции физического здоровья (26,2 % — укрепление здоровья, изменение телосложения), социально-личностного развития (13,0 % — расширение круга общения и совершенствование характера), активного отдыха (10,2 % — получение удовольствия, досуг), первичного стремления к спортивной деятельности (9,9 % — занятия спортом, избавление от вредных привычек, получение новых впечатлений) и психоэмоционального здоровья (8,9 % — профилактика стресса, овладение специальными умениями) [12] (рис. 1).

Рисунок 1. Факторы развития мотивации самостоятельных занятий физической культурой студентов 4-5 курсов (составлено авторами)

В результате кластерного анализа выделили 7 группировок, которые можно ассоциировать с мотивационными типами, различающиеся доминирующими мотивами, структурой мотивационной сферы и драйверами ее развития (факторами) (табл. 1, 2).

Характеристика вариантов мотивационной сферы на начальном этапе самостоятельных занятий физической культурой.

При анализе мотивационной сферы в кластерах рассматривалась ее структура — ведущий, актуальные, значимые и потенциальные мотивы, а также максимальное и минимальное проявление эндогенных факторов мотивации. Ведущим считали мотив, представленность которого в кластере составляла более 80 %; актуальными — 80-70 %; значимыми — 69-50 %; потенциальными — менее 50 %. Максимальное проявление фактора (характерный фактор) рассматривался как фактор развития, минимальное проявление (нехарактерный фактор) в отдельных случаях может считаться фактором сдерживания.

Принимая во внимание ведущие и актуальные мотивы каждого кластера, можно сказать, что первичный мотивационный профиль 1-го кластера — результативный (широко-кондиционный) главный фактор развития — «спортизация»; 2-го кластера — результативно-эмоциональный (кондиционно-эмоциональный), фактор развития — гедонизм; 3-го кластера — профессионально-социальный, тенденция развития — принадлежность к социально-значимой группе.

Таблица 1

Характеристика мотивационной сферы студентов, самостоятельно занимающихся физической культурой более 3-х лет на начальном этапе занятий

Характеристика мотивационной сферы Кластеры

1 (П = 24) 2 (П = 25) 3 (П = 21)

Средний стаж 62 мес. (5 лет) 60 мес. (5 лет) 59 мес. (5 лет)

Эндогенные факторы мотивации Фактор развития Спортизация Гедонизм Принадлежность к социально-значимой группе

Фактор сдерживания Гедонизм Принадлежность к социально-значимой группе нет

Структура мотивов Ведущий Здоровье 100 % Двигат. качества 94 % Двиг. качества 100 % Удовольствие 100 % Новизна 94 % Досуг 100 % Общение 92 % Экстр. сит. 92 % Проф. качества 85 %

Актуальные Телосложение 75 % Спец. умения 74 % Спорт. маство 72 % Досуг 78 % Здоровье 74 % Спец. умения 74 % Здоровье 75 % Удовольствие 73 % Двиг. качества 75 % Новизна 73 %

Значимые Удовольствие 51 % Характер 65 % Экстрем. сит 61 % Общение 54 % Новизна 56 % Досуг 51 % Экстр. сит. 69 % Телосложение 62 % Характер 62 % Общение 55 % Стресс 51 % Спец. умения 67 % Характер 58 % Спорт. мастер. 50 %

Потенциальные Стресс 37 % Проф. качества 37 % Вредн. привычки 12 % Проф. качества 44 % Спорт. маст. 31 % Вредн. привыч. 31 % Телосложение 48 % Вред. привыч. 47 % Стресс 47 %

Составлено авторами

Таблица 2

Характеристика мотивационной сферы студентов, самостоятельно занимающихся физической культурой менее 3-х лет на начальном этапе занятий

Характеристика Кластеры

мотивационной сферы 4 (П = 7) 5 (П = 14) 6 (П = 6) 7 (П = 9)

Стаж 32 мес. (2-3 г.) 29 мес. (2-3 г.) 4 мес. 18 мес. (1,5 лет)

И К Фактор развития Личностное развитие Спортивные намерения Активный отдых Психоэмоциональное здоровье

° 11 JH Фактор сдерживания Активный отдых Психоэмоциональное здоровье Личностное развитие Личностное развитие Спортивные намерения Физическое здоровье

Ведущий Двиг. кач. 86 % Телосл. 83 % Характер 81 % Индивидуально Телосложение 85 % Индивидуально

Актуальные Новизна 70 % Здоровье 86 % Телосложен. 77 % Двиг. кач-ва 75 % Индивиду ально

Структура мотивов Значимые Здоровье 69 % Удовольст. 69 % Досуг 67 % Общение 66 % Спец. умен. 55 % Удоволь. 69 % Новизна 69 % Досуг 66 % Двиг. кач.64 % Экстр. сит. 64 % Стресс 61 % Удовольст.69 % Стресс 67 % Здоровье 67 % Характер 53 % Экстр. сит. 50 % Досуг 68 % Спец. умения 67 % Телосл. 67 % Двиг. кач. 67 % Здоровье 67 % Удовольст. 67 %

Потенциальные Вред. прив. 47 % Стресс 47 % Спорт. маст. 43 % Экстр. сит. 43 % Проф. кач. 28 % Спец. умен. 57 % Характер 51 % Общение 36 % Вр. прив. 36 % Проф. кач-ва 28 % Спорт. маст. 7 % Новизна 49 % Досуг 49 % Проф. кач. 17 % Спец. умен. 17 % Вр. прив. 17 % Общение 0 % Спорт. маст. 0 % Стресс 44 % Новизна 44 % Экстрем. сит. 33 % Характер 22 % Проф. кач-ва 22 % Общение 11 % Вр. привыч. 11 % Спорт. маст. 11 %

Страница 5 из 10

24PSMN321

https:// mir-nauki. com

Составлено авторами

Мотивационный профиль 4-го кластера — результативно-эстетический, главная тенденция — личностное развитие; 5-го кластера — индивидуальный, тенденция — спортивные намерения; 6-го — эстетический, фактор развития — активный отдых; 7-го кластера — индивидуальный, фактор развития — психоэмоциональное здоровье.

Проводя анализ мотивации в кластерах, мы опирались на положение о том, что ценностное отношение к физической культуре и своему здоровью является одним из интегральных показателей профессиональной культуры личности [13-15]. Только тогда можно говорить о сознательном самоопределении личности в социально-профессиональной сфере.

Анализ драйверов развития мотивации (ведущих факторов) в кластерах показал, что поведенческо-когнитивный компонент и, соответственно, высокая мотивированность присущи первому (результативному, драйвер развития — спортизация) и третьему (профессионально-социальному, драйвер развития — социальная значимость) кластерам. Причем, в первом кластере развитие мотивации идет в узко-спортивном направлении, что может сдерживать самоопределение личности в профессиональной сфере.

Практический компонент развития мотивации и, следовательно, средняя мотивационная активность свойственны для двух кластеров — четвертого (результативно-эстетический, драйвер — личностное развитие) и седьмого (индивидуальный, драйвер — психоэмоциональное здоровье).

Развитие мотивации за счет перцептивно-эмоционального компонента идет в трех кластерах — втором (результативно-эмоциональный, драйвер — гедонизм), пятом (индивидуальный, драйвер — спортивные намерения) и шестом (эстетический, драйвер — активный отдых), что предполагает низкую и нестабильную мотивационную активность. Между тем, большинство респондентов продолжили свои самостоятельные занятия, так как эта часть опроса касалась их прошлого опыта. В связи с этим анализ динамики мотивационных факторов в процессе занятий представляет особый интерес и будет исследован в дальнейшем.

Педагогической проблемой на начальном этапе самостоятельных занятий для 1-го (результативный) и 2-го (результативно-эмоциональный) кластеров является несформированное представление о роли спортивно-оздоровительной деятельности в развитии профессиональных качеств и успешном продвижении в профессиональной сфере. Причем в обоих случаях не приходиться говорить о «мотивационной проблеме», т. к. целевая установка на профессионализацию не только находится в зоне потенциальных мотивов, но и имеет близкие к нулевым значениям коэффициенты корреляции с ведущими эндогенными факторами мотивации в обеих группировках (0,14 и 0,22 соответственно). Данное положение вещей мы относим к педагогической проблеме, которая должна разрешаться на предыдущих этапах образовательного процесса — в период освоения нормативной профессиональной деятельности и нормативного физического воспитания (1-2 курс обучения в вузе).

Между тем, подобная проблема отсутствует у представителей третьего кластера (профессионально-социальный) — профессионализация входит в круг их ведущих мотивов. На первый взгляд, мотивационной проблемой для них может быть избыточность ведущих мотивов, что может привести к состоянию «борьбы мотивов», выражающееся в увлечении общением и досугом. Возможно, именно такая социально-эмоциональная составляющая и делает занятия для них приятными и приносящими удовольствие. Профилактику данной ситуации предлагается решать через формирование дифференцированных целей-результатов и

Обсуждение

https:// mir-nauki. com

их иерархии в системе представлений о цели-образе (модели потребного будущего), а также представление о средствах (формах и методах) достижения промежуточных целей в области развития профессионально важных качеств средствами физической культуры. Педагогическая работа по разрешению данной проблемы должна проводиться как в период нормативного освоения профессиональной деятельности, так и продолжаться в последующие периоды самообразования.

Анализ «сдерживающих факторов» развития мотивации показывает, что в первом кластере это низкий факторный вес гедонизма при растущем стремлении к спортизации, что может привести к последующему эмоциональному выгоранию от занятий; во втором кластере

— низкие факторные веса социально-групповой значимости в противовес третьему кластеру, где данный фактор формирования мотивации является ведущим. Это вопрос разработанности и внедрения системы популяризации здорового образа жизни и физической культуры в вузах и на предприятиях.

Таким образом, у представителей третьего кластера, по-видимому, мотивация сформирована наиболее эффективно — цели развития профессиональных качеств средствами физической культуры присутствуют среди ведущих мотивов и уравновешиваются социально-эмоциональными компонентами деятельности (общение, получение удовольствия и т. п.). Актуальные мотивы представлены максимально широко, что говорит о полимотивности деятельности и не проявляется «фактор сдерживания». Общей положительной особенностью для первых трех кластеров является сформированная полимотивация к самостоятельным занятиям физической культурой.

Общей особенностью второй группы (4-7 кластеры) является недооценка развития и поддержания профессиональных качеств через спортивно-оздоровительную деятельность; отсутствие системного подхода в представлениях о формировании здоровья; несформированная полимотивность деятельности.

В четвертом кластере (результативно-эстетический) наблюдается противоречие на уровне факторов развития и сдерживания мотивации — между стремлением к личностному росту и невниманием к психоэмоциональному здоровью, что в дальнейшем может привести к кризису мотивации. Кроме того, в этом кластере необходимо выстроить понимание последовательности достижения целей на основе реализации ведущих мотивов, иначе их достижение будет малоэффективным.

В пятом кластере (индивидуальная направленность), на наш взгляд, можно увидеть несформированную мотивационную сферу. Ведущие мотивы разнообразны и поэтому не вычленяются, фактор развития мотивации — спортивные намерения, которые, скорее всего, и останутся таковыми, т. к. мотивы, лежащие в основе спортизации (развитие двигательных качеств и специальных умений, спортивное мастерство, преодоление экстремальных ситуаций) находятся у них в потенциальной и значимой зонах мотивации. Недооценка личностного развития (фактор сдерживания мотивации) будет вступать в противоречие с требованиями результативности и направленности на достижения, свойственные спорту. Между тем, актуальные мотивы (здоровье и телосложение) могут быть источником формирования оздоровительной направленности мотивационной сферы. Очевидно, что представителям данного кластера особенно необходима любая информационная помощь и консультация специалистов.

У представителей шестого кластера (эстетический) самый минимальный стаж занятий

— около 4-х месяцев, при этом ведущий мотив — совершенствование телосложения и фактор развития мотивации — стремление организовать активный отдых, адекватны начальному этапу занятий. Однако недооценка фактора личностного развития может в будущем отрицательно

https:// mir-nauki. com

сказаться на развитии мотивационной сферы. Необходима консультация специалистов — тренера-инструктора, возможно, психолога.

В седьмом кластере ведущие мотивы индивидуальны, фактор развития мотивации — психоэмоциональное здоровье, фактор сдерживания — недооценка роли физического здоровья в психоэмоциональном состоянии человека. При работе с данной группой опора на актуальные мотивы является невозможной и требует индивидуального подхода к каждому. Представителям данного кластера особенно необходима консультационная помощь психолога и информационно-методическая поддержка тренера.

Таким, образом, выявили 7 типичных вариаций мотивации самостоятельных занятий физической культурой студентов-старшекурсников на начальном этапе занятий, различающиеся не только структурой мотивационной сферы, но и драйверами ее развития и факторами сдерживания.

Различия между двумя разнофакторными группами (1-3 кластеры и 4-7 кластеры) обусловлены не только стажем занятий, но и структурой мотивационной сферы. В первой группе (1 -3 кластеры) больший выбор из числа актуальных мотивов способствует развитию и поддержанию полимотивности деятельности. Во второй же группе наблюдается дефицит актуальных мотивов, избыточность потенциальных, что ведет к сужению возможностей развития полимотивации и кризису мотивационной сферы к оздоровительным занятиям в будущем.

Анализ мотивационных профилей (типичных вариаций) позволяет говорить о несформированности у подавляющего большинства самостоятельно занимающихся студентов (80 %) на начальном этапе фундаментальных представлений о роли физической культуры в жизни человека, что свидетельствует о недостатке теоретических и инструментальных знаний в этой области. Наиболее распространенными проблемами являются несформированость представлений (1) о влиянии физической культуры на профессионализацию и профессиональное здоровье; (2) о компонентах здоровья и их взаимовлиянии в процессе оздоровительной тренировки; (3) о дифференциации и последовательности достижения целей в процессе самостоятельных занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для всех занимающихся (100 %) объективно необходимы психолого-педагогические консультации. Из них 58,5 % (представителей 1, 2, 4, 6 кластеров) объективно нуждаются в педагогических консультациях тренера-инструктора, 41,5 % (представители 3, 5 и 7 кластеров) в консультациях психолога по различным, но типичным в рамках своего кластера проблемам развития и поддержания мотивации к занятиям.

Результаты исследования будут использованы при разработке системы популяризации физической культуры, рабочих программ по физическому воспитанию в вузе, методических рекомендаций преподавателям, а также в воспитательной работе вуза в целом.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский М.Я. Личностное развитие студента как ценность образовательного процесса по физической культуре / М.Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 4-7.

2. Киреева Н.Ю., Кропотухина О.С. Мотивация в сфере физической культуры и спорта / Российский государственный профессионально-педагогический

университет, г. Екатеринбург, Россия. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/37 68/1/zz_2015_24.pdf (дата обращения 10.05.2021).

3. Пашин А.А. Структурно-динамические и типологические характеристики субъективного отношения к физической культуре и спорту / Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 4(16). С.161-169.

4. Пашин А.А., Васильева А.М. Структурно-динамические характеристики ценностного отношения студенческой молодежи к внедрению всероссийского комплекса ГТО / Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 30-32.

5. Сырвачева И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. Владивосток, 2003. C. 108-111.

6. Чернова Е.Д. Мотивация студентов к занятиям физической культурой / Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2017. № 5(6). С. 62-64.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 400 с.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений / МПСИ. Сер. Психология России. 2011. 400 с.

9. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 544 с.

10. Черкалина Е.В. Субъективное отношение: понятие, сущность, структура Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2383 (дата обращения 10.05.2021)

11. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Мотивационно-ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой / Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-1(23). С. 114117.

12. Пискова Д.М., Фильченков Д.А., Ларина С.Г. Исследование мотивационных тенденций в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом студентов / Мир науки. Психология и педагогика. 2018. Т. 6. № 6, с. 56-75.

13. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья / В книге: Физическая культура студента. Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И., Кислицын Ю.Л., Коваленко В.А., Щербаков В.Г. Москва, 2001. С. 131-174.

14. Коломийченко Е.В. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности / СевероКавказский психологический вестник. 2010. Т. 8. № 4. С. 11-15.

15. Наговицин Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом / Фундаментальные исследования. 2011. No 8(II). C. 293-298.

https:// mir-nauki. com

Piskova Dina Mikhailovna

Penza State Technological University, Penza, Russia E-mail: pidimi@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6307-8479 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=409083

Filchenkov Dmitry Alexandrovich

Penza State Technological University, Penza, Russia E-mail: da-filchenkov2009@yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=461931

Larina Svetlana Gennadievna

Penza State Technological University, Penza, Russia E-mail: sg-larina@yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=780501

Psychological and pedagogical problems of typical types of motivation of students (youths) engaged in physical education at the initial stage of exercises

Abstract. The article considers the motivation of senior students to take independent exercises in various types of physical activity. The purpose of the study is to develop educational and methodological materials in the discipline Physical Education and Sport in a technical university. It is assumed that it is possible to manage motivation development by focusing on typical motivation options conditioned by drivers of development and characterized by the typological structure of the motivational sphere. According to the survey data, processed by means of multivariate data analysis, typical motivation options for independent exercises in Physical Education are identified. They identified 7 types that differ not only in factors (drivers) of development and containment of motivation, the structure of the motivational sphere, but also in motivational activity, as well as the degree of formation of polymotivation. The "effective" type with the development driver "sportsmanship" and the "professional-social" type with the driver "social significance" have high motivational activity and formed polymotivation; the "effective-aesthetic" type with the driver "personal development" and the "individual" type with the driver "psycho-emotional health" have medium motivational activity and unformed polymotivation. The "effective-emotional" type with the development driver "hedonism", the "aesthetic" type with the driver "active rest" and the "individual" type with the driver "sports intentions" have low motivational activity. Problems of development and psychological and pedagogical directions of their solution are indicated for each typical variation both at the stage of normative mastering of activities and in further independent exercises.

The most common problems are the lack of formation of ideas about the impact of Physical Education on professionalization and professional health, mutual influence of health components in the process of health training, differentiation and consistency of achievement of goals in the process of independent occupations.

Keywords: independent exercises in Physical Education; students (youths); motivational factors; motivational type; motivation structure

24PSMN321

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.