Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ АКТУАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ АКТУАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелина О.В.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с накопившимися противоречиями в нормативно-правовом регулировании дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES AND CHALLENGES UPDATING REGULATORY SUPPORT ACTIVITY IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The problems associated with the accumulated contradictions in the legal regulation of additional professional education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ АКТУАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ков. Управленческий цикл (В) обеспечивает управляющее воздействие на инвестиционную деятельность и на направления инновационной политики. Инвестиционный цикл (А) снабжает научный сектор компании необходимыми инвестиционными ресурсами. Аппарат управления также нуждается в определенном наборе ресурсов: информационных, финансовых и пр. Инновационный цикл (R). благодаря управляющим воздействиям (В) и ресурсам (А), насыщает рынок текущим научно-техническим уровнем продукции, и тем самым, оказывает влияние на рост технического уровня потребностей рынка, что н переводит систему (ARB) на новый качественный научно-технический уровень.

Научное подразделение предприятия при взаимодействии с внешней средой с рынком, представляет собой центр ответственности за непрерывный рост научно-технического потенциала предприятия и уровня инновационного продукта.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Сафронова А.А., Сельской А.В. Рынок инновационных проектов: методология формирования. Развития и управления. - М: Изд-во «Палеотнп». 2007 г.

2. Сельсков АН. Система сбалансированного развития инновационного, инвестиционного и производственного процессов промышленной корпорации. Изд-во «Риалтекс», 2009 г.

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ АКТУАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Забелина О.В.. д.з.н.. профессор, руководитель Отделения дополнительного профессионального образования ФГБОУ НПО

ч Тверской государственный университет»

В статье рассматриваются проблемы, связанные с накопившимися противоречиями в нормативно-правовом регулировании дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова, дополнительное профессиональное образование, государственные требования, дополнительная профессиональная программа, государственная аккредитация, профессиональная переподготовка, повышение квалификации специалистов.

ISSUES AND CHALLENGES UPDATING REGULATORY SUPPORT ACTIVITY IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Zabelina O.. Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Continuing Professional Education h'GHOU VPO «Tver State University»

The problems associated with the accumulated contradictions in the legal regulation of additional professional education.

Keywords: continuing professional education, stale requirements, additional professional program, state accreditation, vocational training, skills development.

За последнее время законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность вузов, претерпела существенные изменения. Вместе с тем, эти изменения практически не отразились на документах, регламентирующих деятельность в сфере дополнительного профессионального образования (в дальнейшем - ДПО). В действующей сегодня нормативно-правовой базе ДПО возникло большое количество противоречий.

Основная масса противоречий содержится в ведомственных документах в части регламентации порядка и условии государственной аккредитации образовательных организаций и программ ДПО и выдачи слушателям документов об образовании государственного образца.

Федеральным законом от 01 декабря 2007г. №309-Ф3 [1] было установлено, что к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. могут устанавливаться федеральные государственные требования (в дальнейшем - ФГТ) в случаях, предусмотренных федеральными законами. Федеральным законом от 03 нюня 2011г. X? 121-ФЗ [2] в дополнение к зтому было внесено уточнение, что основанием для разработки ФГТ могут также являться нормативно-правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ.

Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, подлежащих сегодня государственной аккредитации, ограничен. По состоянию на конец августа 2012г. ФГТ в порядке, установленном соответствующими законами РФ (требование пункта 9 статьи 9 Закона об образовании в редакции, действовавшей до 01 января 2011г.), утверждены только к:

- минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации специалистов по таможенным операциям (приказ Минобрнаукн России от 19 апреля 2011 Г. № 1500, зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2011 г., регистрационный № 20925):

- минимуму содержания дополнительной профессиональной об-

разовательной программы профессиональной переподготовки федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, назначенных на должности следователей следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации по городам, районам и приравненных к ним специализированных, в том числе военных следственных отделов (приказ Минобрнаукн России от 29 ноября 2011 г. № 2763, зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2012 г., регистрационный № 23333);

- минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих (приказ Минобрнаукн России от 29 марта 2012 г. № 239, зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2012 г., регистрационный № 23921) [7|

Вместе с тем, до 2011 года Рособрнадзор (в нарушение пункта 9 статьи 9 Закона об образовании) осуществлял аккредитацию программ ДПО. к которым федеральные государственные требования не установлены. Вузам в нарушение действующего законодательства в продолжение ранее сложившейся практики выдавалась государственная аккредитация на все программы ДПО по профилю основных образовательных программ вуза. При тгом в приложении к свидетельству об аккредитации вуза перечня аккредитованных программ ДПО не указывалось. Вузы, получив в 2008-2010гг. аккредитацию на непоименованный список программ ДПО, незаконно получили право выдачи документов гособразца по программам ДПО, в то время как у образовательных организаций ДПО такое право в настоящее время отсутствует. Это обстоятельство привело к ограничению конкуренции в сфере ДПО, поскольку документ государственного образца для потребителя образовательной услуга имеет, как правило, определяющее значение.

Следует отметить, что 09 ноября 2011 г. Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала действия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) противоречащими требованиям части I статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». Согласно предписанию по делу № I 15'

155-11 от 09 ноября 201 It .4« ЦА 41654 (3) ФАС предписывает Ро-собрнад юр\ привести в соответствие с требованиями зэконодатснь-ства об образовании, н тч .с учетом требований пункта 9 статьи Закона РФ «Об обраюванин». приказы о государственной аккредн-гании образовательных учреждении (организаций) и научных организации в части аккредитации программ ДПО и проинформировать об пом руководителей органов управления образованием субъектов РФ. образовательные учреждения ВПО, реализующие образовательные программы Bl Ю и программы ДПО. научные орга-нн зацни. а также образовательные учреждения (организации) ДПО.

Стоит отметить, что комиссия ФАС. исходя из сути поступившего заявления от учебного центра «РЕДНОР». обратила внимание только на часть проблемы, сложившейся в секторе ДПО после введения в закон об образовании понятия «федеральные государственные требования». Вторая часть проблемы ошоснтся к программам профессиональной переподготовки трудоемкостью свыше 1000 часов, в отношении которых с 2(Ю0г. разрабатывались и утверждались приказом Минобразования «Государственные требования к минимуму содержания п уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификации». По итогам обучения слушатели таких программ, пройдя итоговую государственную аттестацию, получали дипломы государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании. Статус программ с присвоением дополнительной квалификации п профессиональном сообществе фактически приравнивался ко второму высшему образованию. Диплом о дополнительном (к высшему) образовании, в частности, давал право государственному гражданскому служащему претендовать на замещение должностей гражданской службы. но которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля |4|. В группу про-грамм переподготовки с присвоением дополнительной квалификации была включена и программа «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)» [5].

Многие программы дополнительного (к высшему) образования, исходя из утвержденных Минобразованисм РФ государственных требовании н согласно методическим рекомендациям, доведенным инструктивным письмом Минобразования РФ «О порядке присвоения дополнительных квалификации студентам вузов» от 15 мая 2000 г. № 14-55-341нн 15. реализовались (н продолжают реализоваться) студентам вузов параллельно с основными образовательными программами (при этом период обучения составляет от 3 до 5 лет) [6].

С I января 2011г. Рособрнадзор прекратил принимать к государственной аккредитации все реализуемые в настоящее время программы ДПО от краткосрочного повышения квалификации то программ переподготовки, по которым рапсе Минобразованисм РФ были утверждены государственные требования к содержанию н минимуму подготовки (их более семидесяти). Никаких организационно-распорядительных документов в отношении сохранения (или отмены) правового статуса государственных требований по программам ДПО: порядка завершения обучения н итоговой государственной аттестации слушателей, принятых на обучение по программам дополнительного (к высшему) образования, разработанным в соответствии с гостребованиями. Мннобрилукн РФ и (или) Рособрнадзор более чем за полтора года не подготовило.

14 августа 2012г. своим письмом № АК-51/06 «О выдаче документов государственного образца» Мннобранаукн РФ разъяснило, что «в случае, если слушатель поступал в образовательное учреждение. имеющее государственную аккредитацию по образовательным программам, и во время обучения срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек н к образовательным программам не установлены ФГТ. то государственная аккредитация образовательных программ не может быть осуществлена и по ним не могут быть выданы документы государственного образца» [7].

В связи с вышеизложенным, на российском рынке образовательных услуг в сфере ДПО сложилась сложная правовая проблема.

Одна сторона )топ проблемы затрагивает коммерческие интересы образовательных учреждений (организаций) ДПО. Часть учреждений (организации) ДПО. которые прошли процедуру госак-крелитаинн до 1 января 2011 г. н получили соответствующие записи в приложениях к свидетельству об аккредитации, приобрели необоснованные конкурентные преимущества, т.к. могут участвовать в конку рсных процедурах на размещение заказов по повышению квалификации и переподготовке государственных служащих

безработных и тд. (в конкурсной документации заказчиками ,,„ прежнему указывается на необходимость наличия у образовать, ной организации (учреждения) государственной аккредитации п, соответствующим программам ДПО). использовать аргу мент и ни даче документов государственного образца в рекламе при пропс и-нин набора на свои программы физических лиц, в то время как лр\. nie образовательные учреждения (организации), в г ч. ранее имев, unie госаккреднтацию, не могут подтвердить аккредитациотщ,, статус программ и учебного заведения в целом, что сказывается на их доходах и деловой репутации на рынке.

Вторая сторона этой проблемы затрагивает интересы слушателей (заказчиков, потребителей образовательных услуг ДПО). как завершивших обучение, так и продолжающих обучаться по долгосрочным программам профпсрсподготовкн с присвоением лопква-лнфнкацнн. Отсутствие у образовательного учреждения (организации) возможности продли гь государственную аккредитацию по программам, на которых есть слушатели, ставит под сомнение воз-можность выполнения договорных обязательств перед ними о выдаче по итогам обучения дипломов гособразиа. С другой стороны, для лиц. завершивших обучение, а также их потенциальных щи реальных работодателей становится неясным последующий статус уходящего из сферы госрегулировання диплома о дополнительном ( к высшему) образовании. I {езависимо от уровня реальной компетентности работника, в большинстве случаев при найме на работу (в т.ч. н при прохождении стадии конкурсного отбора), важно соответствие претендента формальным требованиям к уровню подготовки. подтверждаемое документами об образовании (для российского рынка труда на ближайшие годы безусловно, государственною образца).

По состоянию на дату подготовки настоящей статьи Рособрнадзор не объявлял официально о необходимости переоформления вузами ранее полученных свидетельств об аккредитации в части программ ДПО, в связи с чем предписание ФАС пока не исполнено надлежащим образом. Не отменены противоречащие современному законодательству документы, изданные Минобразованисм и Рособрнадзором.

Ввиду отсутствия официальных разъяснений и организационно-распорядительных документов профильною министерства, образовательные учреждения (организации), имеющие в приложениях к свидетельствам об госаккредитации запись, относящуюся к ДПО. продолжают н в 2012 голу осуществлять набор и обучение слушателей по договорам, предусматривающим выдачу документов государственного образца о повышении квалификации или нрофпереподготовке. На Федеральном образовательном порше «Российское образование» размещены упомянутые выше государственные требования без указаний на то, что они утратили силу.

Из-за отсутствия системной информационно-разьясннтсльнон работы Минобразования и Рособрнадзора с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов федерации, продолжается объявление конкурсных процедур на проведение обучения по программам ДПО с установлением в конкурсной документации необоснованных требовании к исполнителю в части госаккредитации. Хотя ФАС России на своем официальном сайте обращает внимание федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции нормативного правового регулирования в сфере обучения по профилю деятельности федерального органа исполнительной власти, н (или) наделены функциями лицензирования отдельных видов деятельности на то. что нормативные правовые акты, изданные ведомством, не должны содержать требования о необходимости наличия документов государственного образца по результатам освоения программ ДПО. к которым не установлены федеральные государственные требования. Наличие такого требования является признаком нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, на начало 2012г. де-юре по подавляющему большинству программ, включая и программы переподготовки, документы государственного образца выдаваться не должны, а многие образовательные учреждения ДПО в ближайшее время не буду* иметь аккредитации ни по одной программе

В связи с постепенным уходом государства от управления оо разованнем в сфере ДПО, необходимо актуализировать аккрели-таннонные показатели и критерии. Особую значимость приоорем-ет интенсивное внедрение полномасштабной системы обществе" но-профессноналыюй аккредитации образовательных прогр-1"*' ДПО с формированием на ее основе отраслевых и региональных

рейтингов пршрамм дополнительного профессионального образования ">та работа заменит ставшую весьма формальной систему государственной аккредитации образовательных учреждении и про-грамм ДПО.

По мнению автора, назрела необходимость безотлагательно начать работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, методических и других документов, регламентирующих деятельность российской системы дополнительного профессионального образования. Без .того невозможна реализация ¡адач по созданию модели непрерывного профессионального образования. способствующей сохранению и развитию кадрового потенциала национальной экономики.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от I декабря 2007 г. N 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (с изменениями от 18 июля. 10 ноября 2004 г.. 8 ноября 2010 г.. 18 июля 2011 г.)

2 Федеральный такой РФ от 3 нюня 2011г. №121-ФЗ «О внесении изменении в Закон Российской Федерации «Об образовании»

3 Предписание по делу о нарушении антимонопольного >а-конодательства № I 15/155-11 от 04 ноября 2011г № ЦА 41654. -

fas.gov.ru.

4 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 февраля 2008 г. N 40 «О государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)» .

6 Письмо Минобразования РФ «О порядке присвоения дополнительных квалификации студентам вузов» от 15 мая 2000 г. № 14-55-341нн/15.

7. Письмо Минобрнаукн РФ «О выдаче документов государственного образца» от 14 августа 2012г. № АК-51/06.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ РИСКОВЫХ

СИТУАЦИЙ

Егорова Т.Н., к. т.н.. доцент ОрелГИЭТ Самотина С.Д., аспирант ОрелГИЭТ Домогатская Е.В.. аспирант ОрелГИЭТ

читывая. что риски связаны с преобразующей деятельностью человека в процессе познания природы, действительности, их непознанными сторонами, проявляющимися в виде вреда для человека, то наиболее часто риск связывают с понятиями опасности и/нли угрозы. В рамках vnou концепции рассматривают негативные события, причиняющие вред человеку и организациям, а под рискам понимают вогиожность наступления событий с негативными последствиями, т.е. возможность реализации предполагаемой опасности.

Ключевые слова: риск, неопределенность, инновационно-инвестиционная деятельность, управление.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE TAKING INTO ACCOUNT

BRAVE SITUATIONS

Egorova Т., Ph.D., lecturer, OrelGiEt Samotina S.. the post-graduate student. OrelGiEt Domogatskaja E.. the post-graduate student. OrelGiEt

Considering that risks are connected with reformative activity of the person in the course of knowledge of the nature, the validity, their not learnt parties shown in the form of harm for the person most often risk connect with concepts of danger and-or threat Within the limits of this concept consider the negative events harming the person and the organisations, and as risk understand possibility of approach of events with negative consequences, i.e. possibility ofivalisation of prospective danger

Keywords: risk, uncertainty, is innovative-investment activity, management.

Известно, что жизнеспособность любого предприятия, во многом зависит от эффективности инвестиционной деятельности, которая рискованна по определению. Не всегда возможно просчитать и учесть все возможные обстоятельства, ожидающие инвестора и получить прибыль согласно планам.

За рубежом проблеме исследования и оценки риска уделяется особое внимание. ">то связано с тем. что в условиях жесткой конкуренции. своевременная адекватная реакция на изменения, происходящие во внешней или внутренней среде, залог успеха. Если же рассматривать экономику переходного периода, то проблема усложняется и это вызванно тем, что в этот период невозможно применить накопленный западный опыт исследования рисков и рисковых ситуаций в силу специфики протекающих процессов. Кроме того, трансформация институтов или заимствование методов регулирования рисковых ситуаций из одной сраны в другую всегда сопряжено с проблемой дисфункции и. в конечном итоге порождает новые проблемы.

Изменившиеся условия функционирования предприятий в России породили новые подходы к анализу и оценке факторов, влияющих на эффективность их деятельности. Все разработки экономистов. связанные с данными исследованиями в той или иной степени касаются вопроса оценки и управления рисками. Идеи и разработки ученых-теоретиков дают возможность руководителям предприятий принимать обоснованные рисковые решения, особенно в сфере инвестиционной деятельности, поэтому развитие теории

риска продолжается. Значение се в современном мире трудно переоценить. что связано с усложнением всех сфер функционирования современного общсства-чсм выше уровень организации, тем многомернее понятие риска и специфичнее методы анализа и управления риском

Риск - это проявление фундаментального свойства природы-индетерминизма. неполной определенности. В процессе познания и в стремлении полнее удовлетворить свои потребности люди постоянно пытаются расширить границы предсказуемости представляющих интерес процессов и явлений, углубляясь в них. Однако параллельный процесс усложнения антропосферы вновь отодвигает решение этой задачи. Платон человечества за повышение качества жизни в процессе познания мира и практического использования новых знаний, которые в значительной мере неопределенны, является риск. Поэтому задача состоит не в уклонении от рисков, а в их оптимизации по отношению к тем задачам, которые ставит перед собой человек или организация. Риск проявляется в различных формах практически во всех областях деятельности человека, функционирования и развития организаций, их взаимодействия с окружающей средой. Проявление риска в различных сферах деятельности человека повлекло за собой многочисленные его трактовки. Значительная часть определений понятия «риск» связана с двумя утверждениями: риск обусловлен случайными событиями или процессами; последствия >тнх событии или процессов являются нежелательными Однако для полноты картины необходимо по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.