УДК 338:378 Н.А. СИНЕВА
ББК 65:74.58 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ПPOБЛEMЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДOПOЛHИTEЛЬHOГO ПPOФECCИOHAЛЬHOГO OБPAЗOBAHИЯ В УCЛOBИЯX EГO PEФOPMИPOBAHИЯ*
Обозначены проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального образования. Рассмотрены вопросы изменения нормативно-правового регулирования системы дополнительного профессионального образования, вопросы регулирования дополнительного профессионального образования общественно-профессиональными организациями в отличие от ранее действующей системы государственного управления данной сферой.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; федеральные государственные требования; аккредитация и лицензирование.
N.A. SINEVA
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT PROBLEMS AND PROSPECTS OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF ITS REFORMING
Development problems and prospects of further vocational education are outlined in the article. The author studies the issues of changing statutory regulation of the system of further vocational education, the issues of regulating further vocational education by public professional organizations as opposed to the previous system of state management.
Keywords: further vocational education; federal state requirements; accreditation and licensing.
Одним из приоритетных направлений развития России в настоящее время являются вопросы о необходимости реализации концепции непрерывного образования. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — это часть непрерывного образования, которое выполняет важнейшую задачу своевременного и качественного обновления профессиональных знаний, умений и навыков. Переход высшего образования России на двухуровневую систему подготовки увеличивает востребованность и важность функционирования системы ДПО.
В настоящее время перед системой профессионального образования встают новые цели и задачи, решение которых видится в ее реформировании. Однако эти реформирования не должны полностью ломать созданную и успешно функционирующую систему профессионального образования в стране. Действующая модель образования в России имеет уже сложившиеся традиции и желательно лишь ее усовершенствовать. Развитие образования в России предполагает смену самой парадигмы обучения, ставя в центр обучающуюся личность и образование
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта «Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения», реализуемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.
© НА. Синева, 2012
Н.А. СИНЕВА
в течение всей жизни — «life long learning». Необходимость учиться всем и каждому, а также самостоятельно осваивать знания — это одна из целей нынешней системы образования. Компетентностный подход (знания, умения и навыки) становится фактором конкурентоспособности личности.
Внедрение новых технологий и современных методов решения производственных задач способствует освоению сотрудниками новых трудовых приемов, обновлению их теоретических и практических навыков. Об этом и говорит В. Путин в интервью газете «Комсомольская правда»: «Инженер, агроном,
экономист, дизайнер — каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. А значит — постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям» [4].
Дополнительное профессиональное образование сейчас находится на стадии реформирования. Государство делает попытки к стимулированию свободной конкуренции, изменяя его нормативно-правовую базу.
В соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона «Об образовании» к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования [1].
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» [3] и Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» с 2011 г. аккредитация программ ДПО, к которым не установлены федеральные государственные требования (ФГТ), была прекращена [2].
Образовательные учреждения, которые проходили процедуру аккредитации в 2011 г., уже не могли и не могут получить аккредитацию практически по всем программам допол-
нительного профессионального образования, так как по ним не разработаны ФГТ.
Таким образом, в соответствии с законодательством вузы, иные образовательные и научные организации, реализующие программы ДПО, которым федеральным законом не установлены государственные требования, не имеют права выдавать документы государственного образца, а вузы, которые имеют лицензию на образовательную деятельность, могут выдавать документы о соответствующем образовании. Форма документа определяется самим образовательным учреждением. Вопрос о признании документов об образовании, выданных в соответствии с лицензией, решает работодатель. Ответственность за содержание образовательных программ ДПО и качество их реализации непосредственно возложена на образовательные учреждения.
В то же время образовательные учреждения, ранее получившие аккредитацию (до 2011 г. аккредитация программ ДПО осуществлялась), в приложении к свидетельству о государственной аккредитации имеют запись «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю основных образовательных программ вуза». Данное обстоятельство предоставляет образовательным учреждениям формальное право выдачи документов государственного образца по всем программам ДПО (относительно профиля вуза), в том числе и по программам, к которым не установлены ФГТ.
Сохраняющиеся противоречия не позволяют образовательным учреждениям, реализующим программы ДПО в соответствии с лицензией, находиться в равных условиях для заказчиков таких образовательных услуг. Надеемся, что подобные противоречия в ближайшее время будут устранены Министерством образования и науки России.
Меняющиеся подходы к ДПО ведут к снижению государственного регулирования и государственного влияния на содержание программ дополнительного профессионального образования, на формирование перечня самих образовательных программ. Они должны соответствовать интересам потребителей, заказчиков дополнительного профессионального образования, ориентироваться на квалификационные требования, которые в
Известия ИГЭА. 2012. № 4 (84)
настоящее время существуют по должностям служащих, рабочих и специалистов.
В рамках Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» отказ от государственной аккредитации ДПО ориентирует на то, чтобы программы дополнительного профессионального образования в большинстве оценивались работодателями, объединениями работодателей, профессиональным сообществом. Кроме того, предусмотрена возможность создания саморегулируемых организаций в сфере образования. Эта возможность для организаций системы ДПО интересна тем, что они могут самостоятельно разрабатывать требования к содержанию программ ДПО, требования к организациям, которые будут осуществлять образовательную деятельность по ДПО, оценивать эти требования, контролировать их соблюдение.
Союз дополнительного профессионального образования (при Государственной
академии промышленного менеджмента им. Пастухова в г. Ярославле), Международная ассоциация непрерывного образования осуществляют деятельность, направленную на развитие общественно-профессиональной аккредитации подразделений ДПО [2].
Какими должны быть механизмы, обеспечивающие гарантии и качество образовательных услуг дополнительного профессионального образования? Нужна ли общественная аккредитация ДПО? Кто будет проводить общественную аккредитацию? Чем само-регулируемые организации будут полезны обществу, государству, образовательным учреждениям?
Исходя из требований, предъявляемых работодателями , общественно-профессиональная аккредитация должна давать объективную оценку образовательным учреждениям, программам ДПО, технологиям реализации программ, осуществлять единые подходы к оценке содержания и качества обучения. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению требуемого качества образовательного процесса и проведению обоснованной государственной политики в сфере ДПО.
Список использованной литературы
1. Об образовании: федер. закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 1 апр. 2012 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций: постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования: федер. закон от 8 нояб. 2010 г. № 293-Ф3 (в ред. от 3 дек. 2011 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Путин В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февр.
Refeгenses
1. ОЬ obrazovanii: feder. zakon RF ot 10 iyulya 1992 д. № 3266-1 (V red. ot 1 арг. 2012 д.) [Е1еИгоп^ resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. ОЬ utverzhdenii Polozheniya о gosudarstvennoi akkreditatsii obrazovatel'nykh uchrezhdenii i nauchnykh organizatsii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 та^а 2011 д. № 184 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pra-vovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
3. О vnesenii izmenenii V otdel'nye zakonodatel'nye аИу Rossiiskoi Federatsii V svyazi s sovershenstvovaniem kontrol'no-nadzornykh ^п№н i optimizatsiei predostavleniya gosudarstvennykh иБ1ид V sfere obrazovaniya: feder. zakon ot 8 noyab. 2010 д. № 293-FZ (V red. ot 3 dek. 2011 д.) [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».
4. Р^Нп V. Stroitel'stvo spravedlivosti. Sotsial'naya ро!Жка dlya Rossii // Komsomol'skaya pravda. 2012. 13 fevr.
Известия ИГЭА. 2012. № 4 (84)