Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственный бюджет / дотации / бюджетная политика / планирование / проблемы / вызовы / финансовая устойчивость / региональные бюджеты / дефицит бюджета / государственный долг / инвестиции / налоговый контроль. / state budget / subsidies / budget policy / planning / problems / challenges / financial stability / regional budgets / budget deficit / public debt / investments / tax control.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бяшимова Г.А., Атаев Дж., Йегенов Ы.Д.

в статье рассматриваются проблемы и вызовы, стоящие перед бюджетно-финансовой политикой в современных условиях. Анализируются проблемы бюджетной системы РФ, такие как дефицит государственного бюджета, расширение собственной доходной базы бюджетов, снижение роли парораспределительных процессов, размер государственного долга и эффективность управления им. Предлагаются пути решения этих проблем для укрепления финансовой устойчивости государства и сбалансированного развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CHALLENGES FACING FISCAL POLICY IN MODERN CONDITIONS

the article examines the problems and challenges facing fiscal policy in modern conditions. The problems of the budget system of the Russian Federation are analyzed, such as the state budget deficit, expansion of the budget's own revenue base, reducing the role of steam distribution processes, the size of public debt and the efficiency of its management. Ways to solve these problems are proposed to strengthen the financial stability of the state and the balanced development of the regions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 336.02

Бяшимова Г.А.

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Атаев Дж.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Йегенов Ы.Д.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и вызовы, стоящие перед бюджетно-финансовой политикой в современных условиях. Анализируются проблемы бюджетной системы РФ, такие как дефицит государственного бюджета, расширение собственной доходной базы бюджетов, снижение роли парораспределительных процессов, размер государственного долга и эффективность управления им. Предлагаются пути решения этих проблем для укрепления финансовой устойчивости государства и сбалансированного развития регионов.

Ключевые слова: государственный бюджет, дотации, бюджетная политика, планирование, проблемы, вызовы, финансовая устойчивость, региональные бюджеты, дефицит бюджета, государственный долг, инвестиции, налоговый контроль.

Налогово-бюджетная политика, краеугольный камень экономического управления, использует государственные расходы и налогообложение для воздействия на экономическую деятельность. Хотя его цели остаются неизменными - содействие экономическому росту, поддержание стабильности цен и обеспечение справедливого распределения ресурсов -современный мир представляет собой уникальный набор проблем, которые усложняют эффективность традиционных инструментов налогово-бюджетной политики.

Одной из наиболее серьезных проблем, стоящих сегодня перед органами бюджетной политики, является бремя суверенного долга. Годы экспансионистской фискальной политики, особенно после финансового кризиса 2008 года, привели к резкому увеличению государственных долгов во многих странах. Это создало деликатный баланс: реализация мер стимулирования во время экономических спадов становится затруднительной, когда экономика уже обременена высоким уровнем долга.

Более того, растущие затраты на обслуживание долга и процентные выплаты по существующему долгу отвлекают ресурсы от других важных областей государственных расходов, таких как инфраструктура, образование и здравоохранение. Это создает порочный круг, в котором важные инвестиции для обслуживания долга игнорируются, что потенциально препятствует долгосрочному экономическому росту и тем самым налоговым поступлениям, необходимым для погашения долга.

Еще одна проблема заключается в решении проблемы неравенства доходов. Фискальная политика традиционно использовалась для содействия

перераспределению богатства и сокращению неравенства в доходах. Однако эффективность традиционных инструментов, таких как прогрессивное налогообложение, все больше подвергается сомнению. Глобализация и технологический прогресс способствовали увеличению разрыва между богатыми и бедными, причем некоторые утверждают, что прогрессивные налоги могут сдерживать инвестиции и предпринимательство, потенциально препятствуя экономическому росту.

Поиск правильного баланса между содействием экономическому росту и обеспечением справедливого распределения богатства остается сложной проблемой для политиков. Кроме того, рост экономики свободного заработка и автоматизации создают дополнительные проблемы, поскольку традиционные налоговые структуры могут не в полной мере получать доходы от этих новых форм работы. В этом случае политики могут изучить альтернативные решения, такие как:

Отрицательный подоходный налог: эта система обеспечит гарантированный минимальный доход всем гражданам, потенциально сокращая бедность и стимулируя потребление.

Налоговые льготы на заработанный доход. Расширение существующих программ налоговых льгот на заработанный доход может стимулировать трудовую деятельность и дополнять доходы лиц с низкой заработной платой.

Универсальный базовый доход (UBI): UBI обеспечит всем гражданам периодические, безусловные денежные выплаты, независимо от статуса занятости. Хотя этот подход все еще обсуждается, он потенциально может решить проблему неравенства в доходах и расширить возможности людей.

Взаимосвязь глобальной экономики представляет как возможности, так и проблемы для налогово-бюджетной политики. Хотя это позволяет странам получить доступ к более широким рынкам и получать выгоду от эффекта масштаба, оно также ограничивает эффективность изолированной национальной налогово-бюджетной политики. Экспансионистская политика

в одной стране может иметь непредвиденные последствия для других, потенциально приводя к колебаниям валютных курсов и торговому дисбалансу.

Более того, транснациональные корпорации могут легко перенести свою деятельность в страны с более низкими налоговыми ставками, разрушая налоговую базу стран с более высокими корпоративными налогами. Это требует международного сотрудничества в области налогово-бюджетной политики, чтобы обеспечить равные условия игры и предотвратить гонку на убыль в плане ставок корпоративного налога. Возможные решения включают в себя:

Международные налоговые соглашения: Гармонизация ставок корпоративного налога в разных странах или установление минимальных налоговых ставок может помешать налоговым убежищам привлекать бизнес исключительно за счет более низкого налогового бремени.

Глобальный налог на цифровых гигантов. Рост технологических гигантов со сложными международными операциями требует новых налоговых моделей. Глобальный налог на цифровые транзакции или прибыль может гарантировать, что эти компании будут платить свою справедливую долю налогов в странах, где они генерируют доход.

После финансового кризиса 2008 года центральные банки внедрили нетрадиционную денежно-кредитную политику, такую как количественное смягчение (QE), чтобы стимулировать экономику. Эта политика, искусственно снижая процентные ставки, усложнила задачу обеспечения эффективности налогово-бюджетной политики.

При низких процентных ставках традиционный кейнсианский подход к стимулированию экономики посредством увеличения государственных расходов становится менее привлекательным, поскольку стимулы для бизнеса и потребителей брать кредиты и инвестировать уже низки. Это требует переоценки оптимального сочетания инструментов налогово-

бюджетной и монетарной политики в современном экономическом ландшафте. Политики могли бы рассмотреть:

Целевой бюджетный стимул. Сосредоточение государственных расходов на сферах с высокими мультипликаторами, то есть они обеспечивают больший импульс общей экономической активности, может быть более эффективным способом стимулирования роста в условиях низких процентных ставок. Инфраструктурные проекты или инвестиции в инициативы в области чистой энергетики могут быть примерами таких целевых расходов.

Структурные реформы. Фискальная политика может использоваться для стимулирования структурных реформ, которые ускоряют долгосрочный экономический рост. Это может включать в себя политику, способствующую конкуренции, совершенствованию систем образования и обучения или поощрению инноваций, исследований и разработок.

Рост популистских движений в некоторых странах поставил новую задачу перед налогово-бюджетной политикой. Популистские правительства могут отдавать предпочтение краткосрочным политическим достижениям над долгосрочной экономической устойчивостью. Это может привести к политике, которая будет отдавать приоритет снижению налогов и увеличению расходов в краткосрочной перспективе, даже если эта политика приведет к увеличению дефицита и уровня долга в долгосрочной перспективе.

В современную эпоху разработчики налогово-бюджетной политики сталкиваются со сложной и постоянно меняющейся ситуацией. Проблемы управления долгом, решения проблемы неравенства, управления глобализацией и адаптации к нетрадиционной денежно-кредитной политике требуют детального подхода. Поиск правильного баланса между стимулированием экономического роста, обеспечением справедливого распределения ресурсов и поддержанием долгосрочной финансовой

устойчивости будет иметь первостепенное значение для плавания в мутных морях налогово-бюджетной политики в ближайшие годы.

Это потребует международного сотрудничества, инновационных политических решений и приверженности долгосрочному экономическому благополучию, а не краткосрочным политическим выгодам. Применяя прозрачность, подотчетность и принятие решений на основе фактических данных, политики могут гарантировать, что налогово-бюджетная политика останется мощным инструментом содействия процветанию и общему успеху в быстро меняющемся мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жоромская Н.Н., Дикова Н.Ю. О совершенствовании бюджетной классификации// Налоговый вестник. — 2002. — № 7. — С. 87-93.

2. Жуков А.Д. Социально-экономические условия и перспективы бюджетной реформы // Пробл. прогнозирования. — 2007. — № 6. — С. 4657.

3. Журавлёв С., Ивантер А., Рубченко М. Бухгалтерская стратегия // Эксперт. — 2010. — № 42. — С. 52-56.

4. Низкая инфляция, медленный экономический рост и нулевой дефицит к 2015 году — доминанты бюджетной политики Минфина на ближайшую перспективу // Эксперт. — 2011. — № 48. — С. 66-72.

5. Клисторин В.И. Экономические обоснования бюджетного федерализма // Регион: экономика и социология. — 2001. — № 4. — С. 18-34

6. Князева Е.А. Новые правовые акты, регулирующие бюджетный процесс // БиНО: Бюджетные учреждения. — 2008. — № 12. — С. 12-39.

7. Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы её развития // Финансы. — 2003. — № 8. — С. 7-10.

Bashimova G.

Lecturer,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Atayev J.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Yegenov Y.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

PROBLEMS AND CHALLENGES FACING FISCAL POLICY IN

MODERN CONDITIONS

Abstract: the article examines the problems and challenges facing fiscal policy in modern conditions. The problems of the budget system of the Russian Federation are analyzed, such as the state budget deficit, expansion of the budget's own revenue base, reducing the role of steam distribution processes, the size of public debt and the efficiency of its management. Ways to solve these problems are proposed to strengthen the financial stability of the state and the balanced development of the regions.

Key words: state budget, subsidies, budget policy, planning, problems, challenges, financial stability, regional budgets, budget deficit, public debt, investments, tax control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.