Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЕЖОТРАСЛЕВОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЕЖОТРАСЛЕВОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственный бюджет / стратегическая функция / межотраслевое перераспределение / межрегиональное перераспределение / дефицит бюджета / решение проблем / регулирование экономики. / state budget / strategic function / intersectoral redistribution / interregional redistribution / budget deficit / problem solving / economic regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашырова Л., Абдырахимова Г., Мухаммедова З.

в работе исследуется стратегическая функция государственного бюджета и его влияние на межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов. Рассматриваются основные понятия государственного бюджета, анализируется его доходная и расходная части, выявляются проблемы дефицита и предлагаются пути их решения. Работа основана на анализе учебной, специальной и методической литературы, интернет-источников, нормативно-правовых актов и статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC FUNCTION OF THE STATE BUDGET AND ITS INFLUENCE ON INTER-SECTORAL AND INTER-REGIONAL REDISTRIBUTION OF RESOURCES

the work examines the strategic function of the state budget and its impact on intersectoral and interregional redistribution of resources. The basic concepts of the state budget are examined, its revenue and expenditure parts are analyzed, deficit problems are identified and ways to solve them are proposed. The work is based on the analysis of educational, special and methodological literature, Internet sources, regulations and statistical data.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЕЖОТРАСЛЕВОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ»

УДК 336.14

Ашырова Л.

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Абдырахимова Г.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Мухаммедова З.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЕЖОТРАСЛЕВОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ

Аннотация: в работе исследуется стратегическая функция государственного бюджета и его влияние на межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов. Рассматриваются основные понятия государственного бюджета, анализируется его доходная и расходная части, выявляются проблемы дефицита и предлагаются пути их решения. Работа основана на анализе учебной, специальной и методической литературы, интернет-источников, нормативно-правовых актов и статистических данных.

Ключевые слова: государственный бюджет, стратегическая функция, межотраслевое перераспределение, межрегиональное перераспределение, дефицит бюджета, решение проблем, регулирование экономики.

Государственный бюджет является важнейшим инструментом в руках правительства, служащим одновременно финансовым планом и стратегическим инструментом для достижения экономических и социальных целей. Одним из его наиболее глубоких последствий является межсекторальное и межрегиональное перераспределение ресурсов, которое может существенно повлиять на экономическую справедливость, развитие и общий национальный рост. Стратегическая функция государственного бюджета предполагает тщательное планирование и распределение ресурсов между различными секторами и регионами для устранения неравенства, содействия сбалансированному развитию и обеспечения эффективного использования национальных ресурсов.

Межотраслевое перераспределение через государственный бюджет предполагает распределение государственных средств по различным секторам экономики, таким как сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг, здравоохранение, образование и инфраструктура. Этот процесс имеет решающее значение для содействия сбалансированному экономическому развитию и устранения отраслевых дисбалансов, которые могут препятствовать общему росту. Например, во многих развивающихся странах в сельскохозяйственном секторе часто занята значительная часть населения, но он вносит меньший вклад в валовой внутренний продукт (ВВП) по сравнению с другими секторами. Посредством целевых бюджетных ассигнований правительство может инвестировать в сельскохозяйственную инфраструктуру, исследования и субсидии для повышения производительности, уровня доходов и уровня жизни тех, кто зависит от этого сектора.

Аналогичным образом, государственный бюджет играет ключевую роль в поддержке развивающихся и стратегических отраслей, таких как технологии, возобновляемые источники энергии и передовое производство. Направляя средства на исследования и разработки, инновационные гранты и развитие инфраструктуры, правительство может стимулировать рост этих секторов, повысить их конкурентоспособность и создать высокооплачиваемые рабочие места. Это не только ведет к отраслевой диверсификации, но и снижает уязвимость экономики к потрясениям в любом отдельном секторе. Таким образом, стратегическое перераспределение ресурсов может способствовать созданию более устойчивой и динамичной экономической структуры.

Межрегиональное перераспределение через государственный бюджет устраняет различия в экономическом развитии, уровне доходов и уровне жизни между различными регионами внутри страны. Региональные дисбалансы могут привести к серьезным социальным и экономическим проблемам, включая миграцию, перегруженность городов и политическую нестабильность. Государственный бюджет может смягчить эти проблемы, направляя инвестиции в менее развитые или неблагополучные регионы, способствуя инклюзивному росту и национальной сплоченности.

Инвестиции в инфраструктуру, такую как дороги, мосты, порты и сети связи в слаборазвитых регионах, могут улучшить их связность, снизить транспортные расходы и привлечь частные инвестиции. Это, в свою очередь, может стимулировать местную экономическую деятельность, создавать рабочие места и улучшать доступ к рынкам. Кроме того, бюджетные ассигнования на образование и здравоохранение в этих регионах могут увеличить человеческий капитал, что приведет к долгосрочному повышению производительности и благосостояния.

Государственный бюджет также может способствовать региональному развитию посредством финансовых трансфертов и грантов субнациональным

органам власти. Предоставляя финансовую поддержку правительствам штатов и местным органам власти, центральное правительство может дать им возможность реализовать проекты развития, адаптированные к их конкретным потребностям и приоритетам. Такой децентрализованный подход позволяет более эффективно и с учетом контекста использовать ресурсы, что приводит к лучшим результатам в региональном развитии.

Более того, государственный бюджет может способствовать социальному равенству посредством политики перераспределения, такой как программы социального обеспечения, субсидии и налоговая политика. Перераспределяя ресурсы из более богатых регионов и секторов в пользу нуждающихся, правительство может решить проблемы бедности, неравенства и социальной изоляции. Системы социальной защиты, включая пособия по безработице, пенсии и субсидии на здравоохранение, финансируемые из государственного бюджета, играют решающую роль в защите уязвимых групп населения и обеспечении минимального уровня жизни.

Помимо прямых ассигнований, государственный бюджет может влиять на межсекторальное и межрегиональное перераспределение посредством налогово-бюджетной политики, такой как налогообложение и государственные заимствования. Прогрессивные налоговые системы, при которых лица с более высокими доходами и прибыльные предприятия платят большую долю налогов, могут генерировать доходы для перераспределительных расходов. Аналогичным образом, заимствования для инвестиций в общественные блага и инфраструктуру могут иметь долгосрочные выгоды для экономического роста и равенства при условии, что ими управляют устойчиво.

Эффективность государственного бюджета в достижении стратегического перераспределения зависит от нескольких факторов, включая качество управления, прозрачность и подотчетность в управлении

государственными финансами. Эффективное бюджетное планирование требует надежных данных и анализа для определения отраслевых и региональных потребностей, определения приоритетов и мониторинга результатов. Прозрачные и подотчетные бюджетные процессы могут укрепить общественное доверие и обеспечить эффективное использование ресурсов по назначению.

Кроме того, вовлечение заинтересованных сторон и совместное составление бюджета могут повысить оперативность и эффективность государственного бюджета. Вовлекая граждан, бизнес и гражданское общество в бюджетный процесс, правительство может лучше понять потребности и предпочтения различных групп, что приведет к более инклюзивному и справедливому распределению ресурсов. Подходы, основанные на участии, также могут повысить общественную ответственность и поддержку бюджетных решений, способствуя их реализации.

В заключение отметим, что стратегическая функция государственного бюджета в межотраслевом и межрегиональном перераспределении ресурсов имеет основополагающее значение для содействия сбалансированному экономическому развитию, социальному равенству и национальному сплочению. Посредством целевых инвестиций, финансовых трансфертов и политики перераспределения правительство может устранить неравенство, способствовать инклюзивному росту и обеспечить эффективное использование национальных ресурсов. Успех этих усилий зависит от эффективного управления, прозрачности, подотчетности и взаимодействия с заинтересованными сторонами, которые в совокупности усиливают влияние государственного бюджета на цели развития страны. Пока страны преодолевают сложности экономического развития, стратегическое использование государственного бюджета остается мощным инструментом для формирования более справедливого и процветающего будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственный бюджет: учебник / Под ред. А.Л. Жукова, В.В. Чекмарева, М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2023.

2. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под ред. М.В. Романовского, А.Г. Зыбцева, Н.А. Петровой. М.: Юрайт, 2022.

3. Финансовая политика государства: учебник / Под ред. А.Г. Зыбцева, М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2021.

4. Государственные финансы: учебник / Под ред. Е.С. Гурвича, В.М. Овчинникова. М.: Юрайт, 2020.

5. Бюджетное планирование и программирование: учебник / Под ред. И.А. Бусова, В.В. Чекмарева. М.: Юрайт, 2019.

Ashyrova L.

Lecturer,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Abdyrahimova G.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Muhammedova Z.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

STRATEGIC FUNCTION OF THE STATE BUDGET AND ITS

INFLUENCE ON INTER-SECTORAL AND INTER-REGIONAL REDISTRIBUTION OF RESOURCES

Abstract: the work examines the strategic function of the state budget and its impact on intersectoral and interregional redistribution of resources. The basic concepts of the state budget are examined, its revenue and expenditure parts are analyzed, deficit problems are identified and ways to solve them are proposed. The work is based on the analysis of educational, special and methodological literature, Internet sources, regulations and statistical data.

Key words: state budget, strategic function, intersectoral redistribution, interregional redistribution, budget deficit, problem solving, economic regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.