Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровая трансформация бюджетного процесса / цифровой бюджет / эффективность государственного управления / региональный и муниципальный уровни. / digital economy / digital transformation of the budget process / digital budget / efficiency of public administration / regional and municipal levels.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашырова Л., Гурбанов М.

в статье рассматриваются современные тенденции развития государственного бюджета в условиях цифровизации экономики. Анализируется переход к цифровому бюджету как инструменту эффективного государственного управления. Выявлены проблемы цифровой трансформации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE STATE BUDGET

the article examines current trends in the development of the state budget in the context of digitalization of the economy. The transition to a digital budget as a tool for effective public administration is analyzed. The problems of digital transformation of the budget process at the regional and municipal levels are identified.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА»

УДК 336

Ашырова Л.

Преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Гурбанов М.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТА

Аннотация: в статье рассматриваются современные тенденции развития государственного бюджета в условиях цифровизации экономики. Анализируется переход к цифровому бюджету как инструменту эффективного государственного управления. Выявлены проблемы цифровой трансформации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация бюджетного процесса, цифровой бюджет, эффективность государственного управления, региональный и муниципальный уровни.

Разработка государственного бюджета является важнейшим аспектом управления, отражающим экономические приоритеты и политические обязательства нации. В последние годы в формировании и управлении государственными бюджетами возникло несколько тенденций, вызванных

экономическими колебаниями, технологическими достижениями и изменением общественных ожиданий. Эти тенденции меняют то, как правительства распределяют ресурсы, управляют расходами и обеспечивают финансовую устойчивость.

Одной из заметных тенденций является растущее внимание к финансовой устойчивости и управлению долгом. Правительства во всем мире сталкиваются с высоким уровнем государственного долга, который усугубляется экономическими последствиями пандемии COVID-19. Акцент сместился в сторону создания бюджетов, которые не только удовлетворяют неотложные экономические потребности, но и обеспечивают долгосрочное финансовое здоровье. Это привело к внедрению более строгих бюджетных правил и основ, направленных на сдерживание чрезмерных заимствований и содействие разумному финансовому управлению. Страны принимают среднесрочные рамки расходов (MTEF), чтобы обеспечить более стратегический подход к составлению бюджета, приводя краткосрочные расходы в соответствие с долгосрочными бюджетными целями.

Еще одной важной тенденцией является растущая интеграция цифровых технологий в процесс бюджетирования. Появление больших данных, искусственного интеллекта и технологии блокчейн меняет способы планирования, исполнения и мониторинга бюджетов. Правительства все чаще используют анализ данных для улучшения прогнозирования доходов и управления расходами, что приводит к более точным и эффективным бюджетным процессам. Технология блокчейн изучается для повышения прозрачности и сокращения мошенничества в управлении государственными финансами. Цифровизация бюджетных процессов также способствует более широкому участию граждан, поскольку онлайн-платформы обеспечивают более интерактивное и совместное составление бюджета, позволяя гражданам иметь право голоса в том, как распределяются государственные средства.

Акцент на вопросах устойчивого развития и охраны окружающей среды также становится все более выраженным в государственных бюджетах. Концепция «зеленого бюджета» набирает обороты, поскольку правительства интегрируют экологические и климатические соображения в свою финансовую политику. Это предполагает оценку воздействия бюджетных решений на окружающую среду и выделение средств на поддержку целей устойчивого развития. Инвестиции в возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и устойчивую инфраструктуру становятся приоритетными для решения проблемы изменения климата и содействия экологической устойчивости. Кроме того, использование оценок воздействия на окружающую среду и методов «зеленого» учета помогает гарантировать, что бюджетные решения способствуют достижению более широких экологических целей.

Социальная справедливость и инклюзивность становятся все более важными в бюджетных дискуссиях. Растет признание того, что бюджеты должны решать проблему социального неравенства и обеспечивать, чтобы экономический рост приносил пользу всем слоям общества. Это привело к внедрению гендерно-ориентированного бюджетирования, целью которого является анализ воздействия бюджетной политики на разные гендеры и обеспечение справедливого распределения ресурсов. Аналогичным образом, бюджеты тщательно проверяются на предмет их воздействия на маргинализированные и уязвимые группы населения, при этом предпринимаются усилия по выделению средств на программы социальной защиты, здравоохранения, образования и другие основные услуги для содействия социальной интеграции и сокращения бедности.

Участие общественности в бюджетном процессе - еще одна тенденция, которая набирает обороты. Демократизация бюджетных решений рассматривается как способ повысить прозрачность, подотчетность и доверие общества к правительству. Инициативы совместного бюджетирования, при

которых граждане непосредственно участвуют в принятии решений о бюджетных ассигнованиях, реализуются в различных странах. Такой подход не только расширяет возможности граждан, но и гарантирует, что бюджетные приоритеты отражают потребности и предпочтения населения. Использование технологий и платформ социальных сетей способствует более широкому участию общественности и делает бюджетные процессы более инклюзивными и прозрачными.

Влияние глобальных экономических условий на государственные бюджеты нельзя игнорировать. Взаимосвязь глобальной экономики означает, что экономические потрясения, такие как финансовые кризисы или пандемии, имеют далеко идущие последствия для национальных бюджетов. Правительства все чаще принимают антициклическую налогово-бюджетную политику, чтобы смягчить последствия экономического спада и стимулировать восстановление. Это предполагает увеличение государственных расходов и инвестиций во время экономического спада для повышения спроса и создания рабочих мест, а также ужесточение налогово-бюджетной политики в периоды экономического роста для создания бюджетных буферов и сокращения долга.

Помимо этих тенденций, роль международных институтов и сотрудничества в формировании государственных бюджетов становится все более заметной. Такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Европейский Союз, предоставляют финансовую поддержку и техническую помощь странам в разработке и управлении их бюджетами. Эти учреждения часто выступают за финансовую дисциплину, структурные реформы и передовой опыт управления государственными финансами, влияя на национальную бюджетную политику. Кроме того, международные соглашения и обязательства, такие как Парижское соглашение по изменению климата, побуждают страны привести свою бюджетную политику в соответствие с глобальными целями и стандартами.

Более того, политическая динамика и структуры управления играют решающую роль в разработке бюджета. Политические идеологии, партийные программы и структуры управления влияют на то, как распределяются ресурсы и расставляются их приоритеты. В демократических системах избирательные циклы могут влиять на бюджетные решения, при этом политики часто сосредотачиваются на краткосрочных выгодах, чтобы получить голоса. Напротив, более централизованные или авторитарные режимы могут реализовывать долгосрочные проекты с меньшим политическим давлением. Взаимодействие между политическими интересами и бюджетной политикой подчеркивает важность прозрачных и подотчетных систем управления, которые могут сбалансировать краткосрочные потребности с долгосрочными стратегическими целями.

Еще одним ключевым фактором является рост нетрадиционных источников доходов. Правительства изучают инновационные способы диверсификации своих потоков доходов помимо традиционных налогов и сборов. Это включает в себя использование государственных активов посредством государственно-частного партнерства (ГЧП), выпуск зеленых облигаций для финансирования экологически устойчивых проектов и использование суверенных фондов благосостояния для управления национальным богатством. Эти альтернативные механизмы финансирования призваны уменьшить зависимость от традиционных налоговых поступлений, распределить финансовые риски и поддержать стратегические инвестиции в инфраструктуру и проекты развития.

В заключение отметим, что развитие государственного бюджета развивается в ответ на множество проблем и возможностей. Акцент на финансовой устойчивости, цифровой трансформации, экологической устойчивости, социальной справедливости, участии общественности и глобальных экономических условиях меняет то, как правительства планируют и управляют своими бюджетами. Эти тенденции отражают более

широкий сдвиг в сторону более стратегической, инклюзивной и прозрачной налогово-бюджетной политики, направленной на содействие экономической стабильности, социальному благополучию и экологической устойчивости. Поскольку правительства продолжают ориентироваться в этой сложной динамике, государственный бюджет останется важнейшим инструментом для достижения национальных и глобальных целей развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Государственный бюджет: Учебное пособие", Алексей Лавров

(2023)

2. "Бюджетное право Российской Федерации: Учебник", Оксана Стародубцева (2022)

3. "Бюджетный менеджмент: Учебное пособие", Владимир Головченко (2021)

4. "Государственные финансы: Учебник", Майя Обухова (2020)

5. "Фискальная политика: Учебное пособие", Андрей Швец (2019)

6. "Бюджетные проблемы и перспективы их решения в условиях глобализации", Ирина Самойлова (2022) (https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-razvitie-rossiyskoy-natsюnalnogosudarstvennoy-ekonomicheskoy-sistemy)

7. "Роль бюджетной системы в обеспечении устойчивого развития экономики", Дмитрий Чумаченко (2021) (https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sbalansirovannosti-byudzhetnoy-sistemy)

Ashyrova L.

Lecturer,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Gurbanov M.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE STATE BUDGET

Abstract: the article examines current trends in the development of the state budget in the context of digitalization of the economy. The transition to a digital budget as a tool for effective public administration is analyzed. The problems of digital transformation of the budget process at the regional and municipal levels are identified.

Key words: digital economy, digital transformation of the budget process, digital budget, efficiency of public administration, regional and municipal levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.