Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ'

ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международная практика / управление бюджетной системой / эффективность / бюджетирование / государственные финансы. / international practice / budget system management / efficiency / budgeting / public finance.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Экизов Ю., Назарова Г.

В статье рассматривается внедрение международной практики управления бюджетной системой. Обсуждаются различные подходы и инструменты, используемые в мировой практике для повышения эффективности бюджетных процессов. Рассматриваются примеры успешных практик, которые могут быть адаптированы для применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL PRACTICES OF MANAGEMENT OF THE BUDGET SYSTEM

The article discusses the implementation of international practices in managing the budget system. Various approaches and tools used in world practice to improve the efficiency of budget processes are discussed. Examples of successful practices that can be adapted for use are considered.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ»

УДК 336.143

Экизов Ю.

Старший преподаватель,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Назарова Г.

Студент,

Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ

Аннотация: В статье рассматривается внедрение международной практики управления бюджетной системой. Обсуждаются различные подходы и инструменты, используемые в мировой практике для повышения эффективности бюджетных процессов. Рассматриваются примеры успешных практик, которые могут быть адаптированы для применения.

Ключевые слова: международная практика, управление бюджетной системой, эффективность, бюджетирование, государственные финансы.

Внедрение международной практики управления бюджетной системой является актуальной задачей для многих стран, включая Россию. Мировой опыт предлагает множество успешных примеров и инструментов, которые могут помочь улучшить процессы управления государственными финансами и повысить эффективность использования бюджетных средств.

Одним из ключевых аспектов внедрения международной практики является адаптация и применение успешных моделей бюджетирования. Например, в некоторых странах успешно используется модель бюджетирования, ориентированная на результат (БОР), которая предполагает увязку расходов с конкретными результатами.

Другим важным аспектом является повышение прозрачности и открытости бюджетных процессов. Международные стандарты открытости и прозрачности, такие как Инициатива прозрачности в бюджетно -налоговой сфере (ИППБС), могут служить ориентиром для стран, стремящихся улучшить доступность информации о бюджете для граждан.

В современном взаимосвязанном мире национальные экономики не являются изолированными образованиями. Передовой опыт и инновации в сфере государственных финансов легко пересекают границы, влияя на то, как страны управляют своими бюджетами. Использование международной практики управления бюджетом предлагает ряд потенциальных преимуществ: от повышения прозрачности и подотчетности до повышения эффективности и результативности. В этой статье исследуются ключевые способы, с помощью которых международное влияние формирует национальные бюджетные системы, при этом признаются проблемы и соображения для успешной реализации.

Международные стандарты и отчетность. Такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), устанавливают международные стандарты прозрачности бюджета и отчетности. Эти стандарты побуждают правительства публиковать подробную информацию об источниках доходов, распределении расходов и уровнях долга в четком и доступном формате. Это способствует укреплению общественного доверия и позволяет гражданам требовать от своих правительств ответственности за финансовые решения. Приняв эти стандарты, страны могут продемонстрировать свою

приверженность разумному финансовому управлению и привлечению иностранных инвестиций.

Инициативы открытого бюджета. Движение за открытый бюджет способствует участию граждан в бюджетном процессе. Это может включать в себя поощрение общественных слушаний по бюджетным предложениям, публикацию бюджетных документов в удобном для пользователя формате и использование онлайн-платформ, позволяющих гражданам оставлять отзывы. Приняв эту практику, правительства создают более прозрачный и инклюзивный бюджетный процесс, который может способствовать доверию и легитимности решений о государственных расходах. Инициативы открытого бюджета также могут стать мощным инструментом для выявления расточительных расходов или потенциальных областей повышения эффективности, поскольку граждане могут предоставить ценную информацию о своих потребностях и приоритетах.

Повышение эффективности и результативности: повышение эффективности за государственные деньги.

Бюджетирование, основанное на результатах: этот подход связывает бюджетные ассигнования с измеримыми результатами. Это означает привязку расходов к конкретным целям, таким как повышение уровня образования или снижение уровня преступности. Затем политики могут оценить эффективность программ на основе их способности достигать этих заранее определенных целей. Внедрение бюджетирования, основанного на результатах, стимулирует правительственные учреждения сосредоточиться на эффективности и расставить приоритеты в программах, которые приносят наибольшую общественную пользу. Это может привести к более основанному на данных подходу к распределению бюджета, гарантируя, что ресурсы направляются на программы с наиболее очевидным эффектом.

Сравнительный анализ и обучение у коллег: страны могут получить ценную информацию, сравнивая свою бюджетную практику с практикой

других стран со схожими экономическими структурами или целями развития. Изучение успехов и неудач других стран может способствовать проведению бюджетных реформ и определению инновационных подходов к управлению государственными финансами. Международные организации могут сыграть решающую роль в содействии этим обменам, способствуя обмену знаниями и сотрудничеству между странами. Например, развивающаяся страна, стремящаяся улучшить свою систему здравоохранения, могла бы извлечь ценные уроки из опыта страны, которая успешно внедрила систему бюджетирования, основанную на результатах, для расходов на здравоохранение.

Заимствование передового опыта: международное влияние на управление бюджетом в меняющемся глобальном ландшафте

В современном взаимосвязанном мире национальные экономики не являются изолированными образованиями. Передовой опыт и инновации в сфере государственных финансов легко пересекают границы, влияя на то, как страны управляют своими бюджетами. Использование международной практики управления бюджетом предлагает ряд потенциальных преимуществ: от повышения прозрачности и подотчетности до повышения эффективности и результативности. В этой статье исследуются ключевые способы, с помощью которых международное влияние формирует национальные бюджетные системы, при этом признаются проблемы и соображения для успешной реализации.

Международные стандарты и отчетность. Такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), устанавливают международные стандарты прозрачности бюджета и отчетности. Эти стандарты побуждают правительства публиковать подробную информацию об источниках доходов, распределении расходов и уровнях долга в четком и доступном формате. Это способствует укреплению общественного доверия и позволяет гражданам

требовать от своих правительств ответственности за финансовые решения. Приняв эти стандарты, страны могут продемонстрировать свою приверженность разумному финансовому управлению и привлечению иностранных инвестиций.

Инициативы открытого бюджета. Движение за открытый бюджет способствует участию граждан в бюджетном процессе. Это может включать в себя поощрение общественных слушаний по бюджетным предложениям, публикацию бюджетных документов в удобном для пользователя формате и использование онлайн-платформ, позволяющих гражданам оставлять отзывы. Приняв эту практику, правительства создают более прозрачный и инклюзивный бюджетный процесс, который может способствовать доверию и легитимности решений о государственных расходах. Инициативы открытого бюджета также могут стать мощным инструментом для выявления расточительных расходов или потенциальных областей повышения эффективности, поскольку граждане могут предоставить ценную информацию о своих потребностях и приоритетах.

Повышение эффективности и результативности: повышение эффективности за государственные деньги

Бюджетирование, основанное на результатах: этот подход связывает бюджетные ассигнования с измеримыми результатами. Это означает привязку расходов к конкретным целям, таким как повышение уровня образования или снижение уровня преступности. Затем политики могут оценить эффективность программ на основе их способности достигать этих заранее определенных целей. Внедрение бюджетирования, основанного на результатах, стимулирует правительственные учреждения сосредоточиться на эффективности и расставить приоритеты в программах, которые приносят наибольшую общественную пользу. Это может привести к более основанному на данных подходу к распределению бюджета, гарантируя, что ресурсы направляются на программы с наиболее очевидным эффектом.

Сравнительный анализ и обучение у коллег: страны могут получить ценную информацию, сравнивая свою бюджетную практику с практикой других стран со схожими экономическими структурами или целями развития. Изучение успехов и неудач других стран может способствовать проведению бюджетных реформ и определению инновационных подходов к управлению государственными финансами. Международные организации могут сыграть решающую роль в содействии этим обменам, способствуя обмену знаниями и сотрудничеству между странами. Например, развивающаяся страна, стремящаяся улучшить свою систему здравоохранения, могла бы извлечь ценные уроки из опыта страны, которая успешно внедрила систему бюджетирования, основанную на результатах, для расходов на здравоохранение.

Укрепление институционального потенциала: создание основы для рационального финансового управления.

Внедрение передового опыта в области государственных закупок. Неэффективные процессы закупок могут привести к напрасной трате ресурсов и созданию возможностей для коррупции. Международные организации, такие как Всемирный банк, предлагают рекомендации и лучшие практики для прозрачных и конкурентных процессов государственных закупок. Эти методы включают процедуры открытых торгов, защиту от конфликта интересов и платформы электронных закупок. Реализация этих реформ может обеспечить эффективное и результативное использование государственных средств, сводя к минимуму возможности растрат и злоупотреблений. Кроме того, для долгосрочного успеха важно развивать культуру добросовестности в отделах государственных закупок.

Наращивание потенциала и обучение: Эффективное внедрение передового международного опыта во многом зависит от квалифицированного персонала в государственных финансовых департаментах. Международные агентства и институты развития могут

предоставить техническую помощь и программы обучения для укрепления потенциала государственных чиновников, ответственных за составление бюджета, его исполнение и надзор. Эти инвестиции в человеческий капитал укрепляют институциональную основу для рационального финансового управления. Программы обучения могут быть сосредоточены на таких областях, как методологии бюджетирования, ориентированного на результат, анализ данных для принятия бюджетных решений и передовой опыт в области государственных закупок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А. М. Александров, И. М. "Бюджетная система Российской Федерации" (Дашков и Ко, Москва, 2007)

2. А. М. Бабича, Л. Н. Павловой "Государственные и муниципальные финансы" (Финансы, Юнити, Москва 1999)

3. А. С. Нешитого "Финансы" (8-е издание, Дашков и Ко, Москва 2010)

4. А. В. Аронова, В. А. Кашина "Налоговая политика и налоговое администрирование" (Магистр Москва 2009)

5. Л. П. Баталовой "Основы налогового администрирования" (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург 2004).

6. М. Ю. Березина "Налоговое администрирование" (Эксмо, Москва

2009)

7. И. В. Горского "Налоговое право" (Проспект, Москва 2015)

Ekizov Yu.

Senior Lecturer, Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Hydyrova G.

Student,

Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL PRACTICES OF MANAGEMENT OF THE BUDGET SYSTEM

Abstract: The article discusses the implementation of international practices in managing the budget system. Various approaches and tools used in world practice to improve the efficiency of budget processes are discussed. Examples of successful practices that can be adapted for use are considered.

Key words: international practice, budget system management, efficiency, budgeting, public finance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.