Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ БЮДЖЕТА / ИНДЕКС ОТКРЫТОСТИ (ПРОЗРАЧНОСТИ) БЮДЖЕТА / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / BUDGET OPENNESS / BUDGET OPENNESS (TRANSPARENCY) INDEX / PARTICIPATORY BUDGET / BUDGET PROCESS / INTERNATIONAL BUDGET PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лунякова Наталья Автандиловна

Результаты исследования направлены на развитие фундаментальных основ повышения открытости (прозрачности) бюджета. В статье систематизированы проблемные аспекты открытости (прозрачности) бюджета Российской Федерации и направления по развитию инструментов ее повышения. Раскрываются вопросы повышения открытости (прозрачности) бюджета, бюджетного процесса в Российской Федерации с имплементацией лучших зарубежных практик, которые должны учитывать национальные особенности в процессах управления общественными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE APPROACHES TO INCREASE THE OPENNESS OF FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The aim of the research is to develop the fundamentals for increasing the openness (transparency) of the budget. The article systematizes the problems of the openness (transparency) of the budget of the Russian Federation and the directions for the development of instruments to increase it one. The issues of increasing the openness (transparency) of the budget, the budgetary process in the Russian Federation with the implementation of the best foreign practices are outlined. It is proposed to consider the national characteristics in the processes of organizing the public finance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Результаты исследования направлены на развитие фундаментальных основ повышения открытости (прозрачности) бюджета. В статье систематизированы проблемные аспекты открытости (прозрачности) бюджета Российской Федерации и направления по развитию инструментов ее повышения. Раскрываются вопросы повышения открытости (прозрачности) бюджета, бюджетного процесса в Российской Федерации с имплементацией лучших зарубежных практик, которые должны учитывать национальные особенности в процессах управления общественными финансами.

Ключевые слова. Открытость бюджета, индекс открытости (прозрачности) бюджета, пар-тисипативный бюджет, бюджетный процесс, Международное бюджетное партнерство.

Lunyakova N.A.

DEVELOPMENT OF THE APPROACHES TO INCREASE THE OPENNESS OF FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The aim of the research is to develop the fundamentals for increasing the openness (transparency) of the budget. The article systematizes the problems of the openness (transparency) of the budget of the Russian Federation and the directions for the development of instruments to increase it one. The issues of increasing the openness (transparency) of the budget, the budgetary process in the Russian Federation with the implementation of the best foreign practices are outlined. It is proposed to consider the national characteristics in the processes of organizing the public finance.

Keywords. Budget openness, budget openness (transparency) index, participatory budget, budget process, International budget partnership.

Введение

Открытость (прозрачность) бюджетного процесса является одним из ключевых направлений повышения эффективности управления общественными финансами. Открытость бюджетного процесса позволяет органам государственной власти и местного самоуправления привлекать внимание граждан (общественности) к существующим проблемам в бюджетной сфере, что, в свою очередь, способствует эффективному использованию средств бюджетов. Поэтому изучение вопросов, связанных с обеспечением открытости (прозрачности) бюджета, является актуальным направлением научных исследований.

Краткий литературный обзор

В Российской Федерации была проведена значительная работа по повышению открытости (прозрачности) бюджетов. Весомый вклад в развитие теоретических, практических основ повышения открыто-

ГРНТИ 06.73.15 © Лунякова Н.А., 2021

Наталья Автандиловна Лунякова - кандидат экономических наук, доцент департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва).

Контактные данные для связи с автором: 125993, Москва, Ленинградский пр., 49 (Russia, Moscow, Leningradsky av., 49). Тел.: +7 499 503 47 80. Е-mail: NALunyakova@fa.ru. Статья поступила в редакцию 26.10.2020.

сти (прозрачности) бюджетов, бюджетного процесса в системе общественных финансов внесли М.З. Алиева, Р.Н. Галямов, Н.В. Голованова, А.М. Лавров, С.П. Солянникова, О.И. Тимофеева, С.М. Толкачев, О.С. Торопченко, В.А. Федосов и др. В своих работах авторы подчеркивают актуальность проблемы повышения открытости (прозрачности) бюджетов в России.

Например, С.П. Солянниковой были «определены проблемы и направления развития современных механизмов взаимодействия граждан и органов публичной власти в рамках бюджетного процесса» [1]. Ею справедливо отмечается, что «прозрачность в государственном управлении обеспечивает выполнение качественной и надежной бюджетной политики» [1]. Вопросы обеспечения открытости (прозрачности) бюджета, оценка содержания интернет-портала «Бюджет для граждан» в различных субъектах Российской Федерации были рассмотрены С.М. Толкачевым, Р.Н. Галямовым, О.С. Торопченко [2].

Одним из действенных способов повышения открытости бюджета является использование зарубежного опыта по обеспечению открытости (прозрачности) бюджетов. Данному вопросу уделяется пристальное внимание со стороны научного сообщества. Например, опыт зарубежных стран по формированию открытой, доступной и прозрачной информации раскрыт в работах У.Н. Кулиева [3], Н.В. Головановой [4]. Механизм обеспечения открытой, доступной и прозрачной информации для управления общественными финансами на примере США рассмотрен Н.А. Гузь [5]. Инструменты обеспечения прозрачности информации при управлении общественными финансами на примере некоторых зарубежных стран освещены С.П. Солянниковой [1]. Зарубежный опыт партисипативной ориентации публичного управления затронут в работе Я.Я. Кайля и В.С. Епининой [6].

Актуальность поднимаемых вопросов и достаточно пристальное внимание научного сообщества к вопросам обеспечения открытости (прозрачности) служит основой для расширения научных исследований. Результаты исследования

Обзор открытости бюджетов является независимым, регулярным и проводится в большинстве стран мира, причем интерес к повышению открытости и прозрачности бюджетов с каждым годом растет, увеличивается количество стран, в которых своевременно публикуются, становятся доступными для граждан (общественности) основные бюджетные документы.

На международном уровне исследование открытости бюджетов проводится неправительственной организацией под названием Международное бюджетное партнерство (International Budget Partnership), которая была основана в конце 1990-х годов. Международное бюджетное партнерство проводит обзор открытости бюджета, который является единственным независимым, сопоставимым, регулярным критерием прозрачности бюджета и подотчетности по всему миру. Обзор составляется Международным бюджетным партнерством, начиная с 2006 года, каждые два года совместно с научно-исследовательскими институтами и общественными организациями. Оценка открытости бюджета осуществляется Международным бюджетным партнерством по трем показателям: индексу открытости бюджета, индексу участия граждан (общественности) в бюджетном процессе, индексу надзора за бюджетом (индексу бюджетного надзора).

Вместе с тем, имплементация лучших зарубежных практик построения бюджетного процесса и достижения высокого уровня открытости бюджета страны возможна с учетом национальных особенностей экономики, ее институциональной структуры. Важным аспектом данного вопроса является изучение практических направлений в гармонизации отечественного законодательства международным стандартам, нормативным документам.

В документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, начиная с 2010-х гг., стала появляться информация о необходимости повышения открытости (прозрачности) бюджетного процесса. С этого момента в Российской Федерации была проведена значительная работа по повышению открытости бюджетов. Прорывом в данном направлении можно считать появление единой системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р - Концепция создания и развития Государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет»).

Кроме этого, Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2593-р была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муници-

пальными) финансами на период до 2018 года. Согласно цели программы, во главу угла ставилась прозрачность и подотчетность использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития за счет завершения формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений, в частности, путем обновления Бюджетного кодекса РФ.

Еще одним документом, определяющим вектор развития в плане повышения открытости бюджета, являлось Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320, которым была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (срок реализации 1 января 2013 г. - 31 декабря 2020 г.). Стратегическим ориентиром данной госпрограммы является достижение к 2020 г. индекса прозрачности (индекса открытости) бюджета в 81 балл. Для сравнения, индекс открытости бюджета для России в 2006 году составлял 47 баллов из 100, в 2008 г. - 58 баллов, в 2010 г. - 60 баллов, в 2012 г. и 2015 г. - 74 балла, в 2017 - 72 балла.

Необходимо отметить, что вопросы, связанные с открытостью и прозрачностью бюджета, находят отражение и в международных документах: Кодексе надлежащей практики прозрачности бюджетно-налоговой сферы Международного валютного фонда (МВФ); Оптимальной практике Организации экономического сотрудничества и развития с целью обеспечения прозрачности бюджета; Руководстве по обеспеченности прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ [7].

Информационной базой для проведения оценки Индекса открытости бюджета являются восемь ключевых документов о бюджете: Pre-Budget Statement - Предварительное бюджетное заявление (Основные направления бюджетной политики); Executive's Budget Proposal - Бюджетное предложение Правительства (Проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период); Enacted Budget - Утвержденный бюджет (Закон о федеральном бюджете); Citizens Budget - Бюджет для граждан (Основные положения Закона о федеральном бюджете в формате, доступном для граждан); In-Year Reports - Текущие отчеты (Ежеквартальные отчёты об исполнении федерального бюджета); Mid-Year Review - Полугодовой отчет (Пояснительная записка к отчёту об исполнении федерального бюджета за I полугодие текущего финансового года); Year-End Report - Годовой отчет (Отчёт об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год); Audit Report - Аудиторский отчёт (Заключение Счетной палаты РФ на отчёт об исполнении федерального бюджета) (см.: https://www.internationalbudget.org/sites/default/files/2020-04/2019_Report_EN.pdf). С 2006 по 2017 гг. доступность указанных документов по годам была неодинакова (см. рис. 1).

Документ 2006 2008 2010 2012 2015 2017

Предварительное бюджетное заявление # • • ft ft

Проект бюджета исполнительной власти

Принятый бюджет

Гражданский бюджет

Текущие отчеты

Полугодовой обзор • • +

Годовой отчет

Аудиторский отчет

• Доступно для общественности • Не производился

• Опубликован с запозданием, не размещена Интернеге или разработан только для внутреннего пользования

Рис. 1. Публичная доступность бюджетных документов с 2006 по 2017 гг. [8]

Анализ рис. 1 позволяет сделать вывод о том, что предварительное бюджетное заявление и полугодовой отчет были опубликованы с временной задержкой, что не могло не отразится на значении Индекса открытости бюджета: в 2017 году он составил 72 балла против 74 баллов, набранных в 2015 году (см. рис. 2). Необходимо отметить, что резкий скачок Индекса открытости произошёл в 2012 году, когда Россия набрала 74 балла из 100 возможных, в то время как еще в 2010 году этот показатель составлял 60 баллов. В 2012 году Россия по Индексу открытости бюджета вошла в группу стран, для которых открытость бюджетного процесса была признана существенной - «Significant», в то время как двумя годами раннее открытость бюджета оценивалась как «Some», информация о бюджете предоставлялась неполная. В одну группу с Россией вошли еще 16 стран, такие как США, Бразилия, Германия, Индия, Португалия и др. (см. рис. 3).

2010 2012 2015 2017 2019

Рис. 2. Динамика Индекса открытости бюджета России [8]

Рис. 3. Место России в рейтинге стран по Индексу открытости бюджета в 2012 году (фрагмент) [10]

Несомненными лидерами по Индексу открытости бюджета на тот момент времени была Новая Зеландия (93 балла), Великобритания (88 баллов), Швеция (84 балла), Норвегия и Франция (по 83 бал-

ла). Эти страны предоставляли обширную бюджетную информацию. В этих странах многие годы внедрялись различные бюджетные новации, такие как бюджетирование, ориентированное на результат, программный бюджет и т.п. [9]. Самым открытым, по мнению международных экспертов, является бюджет Новой Зеландии. Новая Зеландия считается страной с высоким качеством управления общественными финансами.

Анализ показал, что за период с 2008 по 2012 гг. 18 из 59 стран улучшили свои показатели Индекса открытости бюджета на 10 и более пунктов. Тем не менее, только семи странам - Болгарии, Хорватии, Индии, Индонезии, Мексике, России, Уганде удалось пробиться в группу с ИОБ=61 и выше. Оценка прозрачности 61 (из 100) или выше указывает на то, что страна публикует достаточно материалов для общественности. Хотя этот показатель для России в 2012 году мог быть и выше, но полугодовой отчет (обзор) (Mid-Year Review) предоставлялся лишь для внутреннего пользования, кроме этого, отсутствовал Бюджет для граждан (Citizens Budget) (см. таблицу).

Таблица

Доступность бюджетных документов для общественности в 2012 г. (фрагмент) (составлено автором по данным [11])

Страна Документы бюджетного процесса Отчеты

ПБЗ БПП БГ УБ ТО ПО ГО АО

Бразилия

Китай

Индия

Мехико

Новая Зеландия

Норвегия

Филиппины

Польша

Португалия 1

Катар

Румыния

Россия

Примечания:

1. ПБЗ - предварительное бюджетное заявление; БПП - бюджетное предложение Правительства; БГ - бюджет для граждан; УБ - утвержденный бюджет; ТО - текущие отчеты; ПО - полугодовой отчет; ГО - годовой отчет; АО - аудиторский отчёт;

2.

а

доступно для общественности (Available To The Public); доступно для внутреннего использования (Available for Internal Use); не доступно (Not Produced).

В этой связи, Правительство продолжило повышать доступность бюджетной информации. В соответствии со статьей 9 «Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса» Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13.06.2013 г.: «Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса. В этих целях необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов - от федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру "Бюджет для граждан". Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств».

Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и

целевом использовании средств. В очередном Обзоре открытости бюджета за 2019 год, который охватывал 117 стран, Россия заняла 14 место, набрав 74 балла, что на 2 пункта больше, чем в 2017 году (см. рис. 4).

q io m w но

New Zealand 97

Africa 37

Sweden 86

Mexico 82

Georgia €1

Brazil 81

Norway - : so

Australia 79

States 7<>

Philippines 76

Peru 76

Republic 75

France 74

Russia ^--' 74

Canada 7i

Bulgaria 71

Italy 71

Рис. 4. Место России в рейтинге стран по Индексу открытости бюджета в 2019 году (фрагмент) [10]

На основе опубликованного рейтинга открытости бюджета международные эксперты готовят рекомендации для каждой страны, направленные на его повышение. Принимая во внимание данные рекомендации, Россия уже повысила уровень доступа к бюджетной информации путем своевременной публикации онлайн предварительного бюджетного заявления, разработки и опубликования бюджета для граждан. В 2019 г. по результатам проверки восьми бюджетных документов на предмет полноты их содержания семь из документов набрали довольно высокие баллы (например, Pre-Budget Statement - 95, Executive's Budget Proposal - 75), а Mid-Year Review, т.е. Полугодовой отчет получил лишь 33 балла («скудная информация»).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Россия, с одной стороны, увеличила доступность бюджетной информации за счет своевременной публикации предварительного бюджетного заявления в сети Интернет, а с другой стороны - уменьшила доступность бюджетной информации в результате сокращения информации, представленной в полугодовом отчете. Поэтому России Международным бюджетным партнерством было рекомендовано в дальнейшем для повышения прозрачности бюджета повысить полноту полугодового отчета за счет предоставления обновленного макроэкономического прогноза на весь текущий бюджетный год, отображения обновленных оценок доходов за весь текущий бюджетный год, а также представления обновленных оценок государственных заимствований и долга.

Так как открытость бюджета - это комплексный показатель, то для ее повышения необходима планомерная работа и по другим направлениям. «Высокий уровень открытости бюджетной информации далеко не всегда соответствует уровню предоставления возможности гражданского участия в бюджетном процессе. Примерами несоответствия между этими двумя показателями могут служить Швеция и Германия, которые имеют высокие показатели индекса открытости бюджета, но невысокие показатели индекса участия общественности в бюджетном процессе» [11].

«Важным направлением модернизации бюджетного процесса является формирование механизмов участия граждан и институтов гражданского общества в управлении бюджетами публично-правовых образований» [1, с. 38]. Таким образом, необходимо делать акцент и на второй составляющей, определяющей в целом открытость бюджета - участии граждан (общественности) в бюджетном процессе. Кроме этого, необходимо не забывать и о третьей составляющей - надзоре за бюджетом, который осуществляют законодательный орган власти и высший орган аудита (в России, соответственно, Федеральное Собрание Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации). Участие общественности в формировании бюджета имеет фундаментальное значение для достижения положительных результатов, связанных с большей прозрачностью бюджета.

В 2019 г. Россия набрала за общественное участие 22 балла из 100 (для сравнения в 2017 г. -13 баллов), по надзору за бюджетом - 85 баллов из 100 (в 2017 г. - 78 баллов). «Основные проблемы низкого рейтинга Российской Федерации по индексу участия общественности в бюджетном процессе связаны с отсутствием механизмов для выявления общественной точки зрения на исполнение бюдже-

та, публикаций материалов по итогам взаимодействия с общественностью, обратной связи органов государственной власти с общественностью на разных этапах бюджетного процесса» [12, с. 19].

Однако, принимая во внимание сложившуюся динамику, можно сделать вывод об эффективной работе Минфина России по обеспечению открытости (прозрачности) бюджета. В 2016 г. при Минфине России был образован Общественный совет. «Целью деятельности Общественного совета является осуществление общественного контроля за деятельностью Министерства, участие в мониторинге качества предоставления государственных услуг, реализации контрольно-надзорных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, оценке эффективности государственных закупок, рассмотрение ежегодных планов деятельности Министерства и отчета об их исполнении, а также иных вопросов, предусмотренных действующим законодательством» (цит. по: Приказ Минфина России от 07.09.2016 г. № 357 Положение об Общественном совете при Министерстве финансов Российской Федерации).

В Обзоре открытости бюджета, публикуемом для каждой страны, рассматривается какую роль в бюджетных процессах играют законодательные, исполнительные органы власти, высшие контрольные органы власти, насколько они способны обеспечить эффективный надзор за бюджетом. Эти органы власти играют решающую роль в планировании бюджета и надзоре за его исполнением. Для дальнейшего расширения участия общественности в бюджетном процессе необходимо уделить внимание созданию механизмов для участия общественности в мониторинге за исполнением бюджета, наращивать потенциал её взаимодействия с исполнительными органами власти, так как именно на данном этапе бюджетного процесса Россия не набирает необходимых баллов (см. рис. 5).

слабый: о - 40; ограниченный; 41 - 60; достаточный: 61 -100 Рис. 5. Потенциал возможностей для участия общественности в бюджетном процессе [13]

Для решения проблем в области финансовой прозрачности и содействия участию общественности в бюджетном процессе, в Международном бюджетном партнерстве была создана Глобальная инициатива по прозрачности в налогово-бюджетной сфере (GIFT). В 2016 году GIFT ввела в действие новый набор принципов - Принципы участия общественности в налогово-бюджетной политике [14]. В 2019 г. России были даны рекомендации, затрагивающие принцип инклюзивности: активное взаимодействие с социально уязвимыми группами населения и недостаточно представленными сообществами напрямую или через представляющие их организации гражданского общества; активное взаимодействие с социально уязвимыми группами населения и меньшинствами напрямую или через представляющие их организации гражданского общества.

«Важно понимание органами государственной власти, что только открытые и доверительные отношения с гражданами смогут перевести на новый качественный уровень бюджетные отношения и содействовать повышению общественного благосостояния» [12, с. 20]. Обобщение международного опыта реализации принципов лучшей практики на различных этапах бюджетного процесса, подходов международных организаций к открытости и прозрачности в бюджетной сфере осуществляется Минфином России [11]. Россия быстро развивается в данном направлении.

Начиная с 2015 года в целях выявления и распространения лучшей практики представления бюджета публично-правового образования в формате, обеспечивающем открытость и доступность для граждан информации об управлении общественными финансами, федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правитель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стве Российской Федерации» совместно с Минфином России проводит ежегодный открытый публичный конкурс проектов по представлению бюджета для граждан для физических и юридических лиц, с привлечением к участию конкурсных проектов победителей региональных и муниципальных конкурсов проектов по представлению бюджета для граждан.

В настоящее время действует несколько информационных ресурсов, предоставляющих информацию о бюджете (например, сайт Минфина России, сайт Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», сайт Федерального казначейства). «Основная проблема заключена в точном определении способа представления информации для граждан. За рубежом на региональном и муниципальном уровне широко используются интерактивные формы, например, разрабатываются электронные программы, в которых граждане могут проголосовать за формат бюджета и бюджетных решений» [15].

На наш взгляд, необходим взвешенный подход при увеличении степени вовлеченности граждан в бюджетный процесс. Так как любая информационная перегрузка нежелательна, если даже информация поступает более или менее стабильно, равномерно.

Во многих странах разрабатывается партисипативный бюджет (participate - принимать участие). Институт партисипативного (в разных источниках «инициативного», «народного», «партиципаторно-го») бюджетирования успешно развивается и реализуется уже 30 лет более чем в 80 странах мира. В рассматриваемом контексте партисипация - это добровольное участие населения в правительственных проектах и мероприятиях местного самоуправления [6]. В Российской Федерации применение партисипаторного бюджетирования было начато с 2007 г. Данное бюджетирование предполагает государственное финансирование реализации проектов, которые отбираются «на основе согласительных процедур, за счет средств граждан, региональных и местных бюджетов» [1].

В некоторых субъектах РФ - например в Московской и Ростовской областях - уже приняты региональные законы, регламентирующие применение инициативного бюджетирования, а 20 июля 2020 г. подписаны федеральные законы о внесении изменений в Бюджетный кодекс и закон о местном самоуправлении, направленные на закрепление правовых основ инициативного бюджетирования в Российской Федерации. «О росте интереса к практикам инициативного бюджетирования свидетельствуют результаты 2019 года. Число субъектов Российской Федерации, заявивших о реализации на их территории практик инициативного бюджетирования, достигло 69 регионов, а некоторые из них реализуют одновременно две и более практики инициативного бюджетирования» [16].

В условиях дефицита бюджетных средств тот курс, который был взят Россией на повышение открытости бюджета, оказывает положительное влияние на систему управления общественными финансами, «что в целом способствует повышению эффективности бюджетных расходов и ответственности органов власти за результаты своей деятельности» [2]. Заключение

Чтобы повысить открытость (прозрачность) бюджета, необходимо продолжать изучение международного опыта реализации принципов лучшей практики в части обеспечения открытости (прозрачности) государственных и муниципальных финансов. Продолжать активно использовать инструменты открытости информации о бюджетном процессе, такие как, например, публикация исторических, актуальных, прогнозируемых данных, публикация отчетов о проверках контролирующих органов, а также инструменты обеспечения прозрачности в форме «Бюджета для граждан». Привлечение граждан (общественности) к участию в бюджетном процессе также является важным элементом повышения открытости и прозрачности общественных финансов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Солянникова С. П. Развитие механизмов взаимодействия государства и граждан в управлении общественными финансами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mehanizmov-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-grazhdan-v-upravlenii-obschestvennymi-finansami/viewer (дата обращения 25.10.2020).

2. Толкачев С.М., Галямов Р.Н., Торопченко О.С. Обеспечение открытости и прозрачности бюджета в системе государственных финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32269620 (дата обращения 25.10.2020).

3. Кулиев У.Н. Управление общественными финансами: зарубежный опыт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_36824671_72960946.pdf (дата обращения 25.10.2020).

4. Голованова Н.В. Оценка открытости (прозрачности) бюджетной системы: обзор международного и российского опыта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-otkrytosti-prozrachnosti-byudzhetnoy-sistemy-obzor-mezhdunarodnogo-i-rossiyskogo-opyta (дата обращения 25.10.2020).

5. Гузь Н.А. Формирование открытой и прозрачной информации об управлении общественными финансами: опыт США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-otkrytoy-i-prozrachnoy-informatsii-ob-upravlenii-obschestvennymi-finansami-opyt-ssha/viewer (дата обращения 25.10.2020).

6. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Зарубежный опыт партисипативной ориентации публичного управления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-partisipativnoy-orientatsii-publichnogo-upravleniya/viewer (дата обращения 25.10.2020).

7. Официальный сайт Международного бюджетного партнерства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://institutiones.com/general/3266-svyaz-byudzhetnoi-otkrytosti.html (дата обращения 25.10.2020).

8. Официальный сайт Международного бюджетного партнерства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.internationalbudget.org/wp-content/uploads/russia-open-budget-survey-2017-summary-russian.pdf (дата обращения 25.10.2020).

9. Климанов В.В., Михайлова А.А. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irof.ru/i/publications/184b.pdf (дата обращения 25.10.2020).

10. Официальный сайт Международного бюджетного партнерства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.internationalbudget.org/sites/default/files/2020-04/2012_Ranking_EN.pdf (дата обращения 25.10.2020).

11. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/04/main/Sbornik.pdf (дата обращения 25.10.2020).

12. Федосов В.А. Повышение открытости бюджетов и общественного участия в бюджетном процессе в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-otkrytosti-byudzhetov-i-obschestvennogo-uchastiya-v-byudzhetnom-protsesse-v-rossiyskoy-federatsii-1/viewer (дата обращения 25.10.2020).

13. Официальный сайт Международного бюджетного партнерства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.internationalbudget.org/ru/open-budget-survey/country-results/2019/rossiya (дата обращения 25.10.2020).

14. Официальный сайт GIFT. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fiscaltransparency.net/pp_princip-les (дата обращения 25.10.2020).

15. Круглый стол «Повышение открытости и прозрачности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kruglyy-stol-povyshenie-otkrytosti-i-prozrachnosti-byudzhetov-byudzhetnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения 25.10.2020).

16. Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.udmurt.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=325349 (дата обращения 25.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.