Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2021
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF IMPLEMENTING ANTICORRUPTION POLICY AT THE PRESENT STAGE
УДК 336
Самарина В.Е., магистрант, Дальневосточный государственный университет путей сообщения
V. E. Samarina, neystroew@yandex.ru
Аннотация
Коррупции в большей степени подвержен государственный аппарат. Допускаемые гражданскими служащими нарушения законодательства снижают эффективность государственного управления, препятствуют проведению скоординированной политики противодействия коррупции, дискредитируют систему органов государственной власти. Статья посвящена проблемам и возможностям реализации антикоррупционной политики на современном этапе.
Annotation
The state apparatus is more susceptible to corruption. Violations of the law committed by civil servants reduce the effectiveness of public administration, hinder the implementation of a coordinated anti-corruption policy, and discredit the system of state authorities. The article is devoted to the problems and opportunities of implementing anti-corruption policy at the present stage.
Ключевые слова: коррупция, государство, взаимодействие, государственный аппарат, антикоррупционная политика.
Keywords: corruption, state, interaction, state apparatus, anti-corruption policy.
На современном этапе развития РФ, существуют важные стратегические задачи реформирования и качественного обновления отраслей социальных отношений, для формирования гражданского общества. Основным препятствием является бюрократия и коррупция в самом госаппарате. Из-за этого появляются проблемы, в число которых входит:
1. Сложности в модернизации экономической системы;
2. Расширение теневого рынка;
3. Ущемление малого бизнеса;
4. Снижение инвестиционной привлекательности;
5. Формирование правового отрицания в обществе.
Борьба с коррупцией осуществляется на всех уровнях и в разных сферах
жизни, с применением организационных форм и средств. Для эффективности борьбы, должна быть разработана специальная антикоррупционная политика, с системой мер и приоритетов. На территории РФ такая политика существует с 2008 года. Ее важнейшей составляющей является нормативное и правовое регулирование деятельности, включая профилактику, аналитику и управление.
В настоящее время для борьбы с коррупцией, активно подключаются в процесс и граждане [1, с.38]. В разных регионах страны создаются независимые организации, направленные на борьбу с коррупцией. Здесь стоит выделить несколько групп:
1. Правозащитные организации;
2. Крупные общественные антикоррупционные организации;
3. Организации, созданные по корпоративному признаку;
4. Аналитические;
5. Исследовательские организации.
Теперь исполнительная власть представляет собой структуру бюрократии, которая создает почву для коррупции. Для того, чтобы произвести изменения в такой структуре, нужно проводить кадровую
политику и урегулировать юридические процедуры взаимоотношений граждан с субъектами исполнительной власти, а также нужна защита прав граждан от произвола администрации, социальный-правовой контроль за работой органов исполнительной власти и расширение гласности деятельности чиновников.
В сфере правотворческой деятельности, коррупция одна из наиболее опасных форм. Ее база состоит из правовой, неюридической и идеологической основы, что затрудняет ее преодоление [2]. Чтобы преодолеть угрозы, стоит консолидировать все элементы механизма государственной власти и обязанности по координации возложить на Генеральную прокуратуру РФ.
Существуют и другие примеры недостатков правового регулирования и практики правоприменительной деятельности.
Можно говорить о том, что, коррупция является незаконным, противоправным, общественно-опасным деянием, проявляющемся в сфере экономики, политики, социальной и в других сферах государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Уголовное антикоррупционное законодательство работает не эффективно. Из-за реформы УК РФ, институт конфискации имущества заменили кратными штрафами [3]. Для госслужащего, это наказание придется в самый раз, ведь за годы своей службы он «приобрел» в несколько раз больше. Формирование законодательства происходит исходя из интересов элиты, а не общества и его потребностей. Согласно статье 20 Конвенции ООН: Незаконное обогащение - это ситуация, при который расходы превышают легальные доходы [4]. К сожалению, данную статью Российская Федерация решила исключить из текста ратификации.
Государственная политика и ее эффективность существенно зависит от гражданского общества. Сегодня, необходима поддержка государства, для создания общероссийской сети субъектов гражданского общества для борьбы с коррупцией. Также немаловажным будет поддержать и деятельность
общественных организаций, которые отслеживают и распространяют полученную информацию о коррупции в РФ.
Исследование проблем формирования и осуществления государственной политики в сфере противодействия коррупции должно предусматривать комплексный всеобъемлющий характер, который способен охватывать всю систему антикоррупционного законодательства и весь опыт практики его применения [5, с.38]. В связи с этим, одним из важных направлений политики в борьбе с коррупцией должно стать изменение общественного мнения, восприятия коррупции. Общество должно понимать всю сущность коррупционных проблем и видеть способы ее искоренения. Зарубежный опыт стран показывает, что наступает такой момент, когда элиты (политическая и экономическая) не могут обойтись без мнения общества.
Уровень коррупции является важным критерием успешной реализации мер, направленных на борьбу с коррупцией. Существуют несколько видов количественных оценок, которые стоит определить по направлениям:
1. На основе статистики правоохранительных органов (возбужденные дела по УК);
2. Аналитические и экспертные оценки (на основе более подверженных коррупции секторов экономики, выявление теневых доходов в различных отраслях, а также доли доходов, которая идет на выплаты коррумпированной «верхушке»);
3. Социологические оценки.
Реализовывать программы, направленные на борьбу с коррупцией, затрудняет обыденность данного явления в системе государственного управления. Для эффективности программ используются следующие способы:
- Принимаются нормативно-правовые документы, для обнародования госслужащими деклараций о доходах, а также принимаются ведомственные приказы, для проверки правдивости этих сведений;
- В органах государственной власти создаются специальные комиссии, направленные на соблюдение требований к поведению на госслужбе. Также такие комиссии начинают создаваться и на местном уровне;
- Прозрачность для государственных закупок, путем онлайн-торгов;
- Вводятся административные регламенты исполнения государственных функций и услуг. Актуальными являются регламенты в сферах:
1. лицензирования предпринимательской деятельности;
2. проведения массовых мероприятий (публичных);
3. строительных работ;
4. экологического контроля.
При успешной реализации общественного контроля, данные работы способны принести хороший результат в борьбе с коррупцией [6, а35]. Касаемо программ, направленных на борьбу с коррупцией, они будут приносить результаты при условии разрешения некоторых вопросов, связанных с личностью и культурой государственной политики.
> Морально-эстетические нормы не понимают неправовых решений вопросов (Вопросы граждан, обратившихся в госорганы);
> Низкие уровни ответственности, разоблачения и контроля со стороны гражданских институтов за обогащением госслужащих;
> Ожидание общества не сходится с реальностью «кормления» на госслужбе;
> Госслужащие осознают свою субъективную роль, поэтому идет разделение на «элиту» и «низы»;
> Вопрос ценности законов. Как они «должны» действовать и как они «действуют».
В настоящее время нет никакого системного понимания и причин возникновения коррупции в органах государственной власти. Вопрос о снижении уровня коррупции в регионах стоит остро и нужны меры, способные повлиять на данное явление. Для этого нужно создать силовой орган власти региона, направленный на борьбу с коррупцией, а затем:
> Способствовать взаимодействию органов власти с гражданским обществом, посредством обмена информацией;
> Повысить заработную плату, гарантии и вознаграждения чиновникам;
> Внедрить систему обновления госслужащих в органах власти;
> Регламентировать взаимодействие процедур органов власти, как внутри, так и при взаимодействии с гражданским обществом и предпринимателями;
> Усилить контроль за деятельностью госслужащих, их декларациями о доходах и законности получения этих доходов;
> Усилить общественный контроль;
> Прозрачность и гласность решений, принятых государственными органами;
> Ужесточение наказания за коррупцию.
Предложенные меры, в целом показывают поверхностное понимание и
причины коррупции, а также желание избавления от рассматриваемого явления. В основном первые места занимают меры краткосрочного характера и никак не влияющие на исключение коррупции из жизни государства в долгосрочном времени.
Список использованной литературы
1. Мишин, Г. К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. - М., 2013.
2. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70499600/
3. Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699
4. Конвенция ООН [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //base.garant.ru/2563049
5. Меньшенина Н.Н. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие: монография. - Изд-во Урал. ун-та, 2014.
6. Корниенко, В. Т. О несовершенстве действующего антикоррупционного законодательства применительно к органам местного самоуправления / В. Т. Корниенко // Адвокат.- 2016.- № 1.
References
1. Mishin, G. K. Corruption: concept, essence, measures of restriction. - M., 2013.
2. Methodological recommendations for the development and adoption by organizations of measures to prevent and counteract corruption [Electronic resource] - Access mode: http://base.garant.ru/70499600/
3. Criminal Code of the Russian Federation [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699
4. The United Nations Convention [Electronic resource] - Mode of access: http: //base.garant.ru/2563049
5. Menshenina N. N. Corruption in the Russian Federation: genesis, forms, technologies, counteraction: monograph. - Ural Publishing House.
6. Kornienko, V. T. On the imperfection of the current anti-corruption legislation in relation to local self-government bodies / V. T. Kornienko // Advocate.-2016.- № 1.