Тютюнник И. Г.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
1.16. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Тютюнник Игорь Георгиевич, научный сотрудник Института промышленной политики и институционального развития Место работы: Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
tytynnik. igor@rambler. ru
Аннотация: противодействие коррупции в промышленной политики в настоящее время для развития России, является одним из важнейших направлений деятельности государства.
Цель и задачи. В статье проведен анализ правового обеспечение противодействие коррупции. К основным задачам исследования относится выявление пробелов законодательного регулирования и формулирования предложения по повышению эффективному применению противодействия коррупции в промышленной политики.
Методология. Использован системный метод исследования путем юридического анализа правого регулирования противодействия коррупции в промышленной политики. При этом рассматриваются коррупционные элементы в нормативных правовых актах в сфере промышленной политики.
Результаты. Определены пути совершенствования противодействия коррупции в промышленной политике. Выводы. Предлагается система совершенствования правового регулирования противодействия коррупции в промышленной политике.
Ключевые слова: правовое регулирования, коррупция, промышленная политика, государственное регулирование.
LEGAL REGULATION OF COMBATING CORRUPTION IN INDUSTRIAL POLICY
Tyutyunnik Igor G., Researcher at the Institute of Industrial policy and institutional development Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation
tytynnik. igor@rambler. ru
Annotation: anti-corruption in industrial policy is currently for the development of Russia, is one of the most important activities of the state. Goal and tasks. The article analyzes the legal provision of anti-corruption. The main objectives of the study include identifying gaps in legislative regulation and the formulation of proposals for improving the effective use of anti-corruption in industrial policy.
Methodology. The system research method is used by legal analysis of the legal regulation of anti-corruption in industrial policy. At the same time, corruption elements are considered in regulatory legal acts in the field of industrial policy.
Results. The ways of improving the anti-corruption policy in industrial policy are identified.
Findings. A system for improving the legal regulation of countering corruption in industrial policy is proposed.
Keywords: legal regulation, corruption, industrial policy, government regulation.
Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене1.
По мнению С.Ю. Глазьева: «Искоренение коррупции при широком вовлечении общества в борьбу со взяточниками. Для этого целесообразно исполнение трех принципов. Во-первых, каждый гражданин обладает реальным правом требования отставки любого чиновника в ситуации ненадлежа-
1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685 // СПС «КонсультантПлюс».
щего исполнения им своих должностных обязанностей. Во-вторых, в случае сообщения о вымогательстве взятки, иметь право на автоматическое получение требуемой от государства услуги. В-третьих, необходимое введение сквозной ответственности исполнительных органов власти за повышение уровня жизни населения»2.
В две тысячи восьмом году был принят основополагающий документ по противодействию коррупции - Федеральный закон от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции», который расставил некоторые акценты в вопросе нормативного оформления попытки государства в противодействие коррупции. В 2018 году исполняется 10 лет антикоррупционному пакету документов, однако «воз и ныне там».
Национальным планом противодействия коррупции на 20182020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378, определены конкрет-
2 Глазьев С. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Изборского клуба»). - М: Книжный мир, 2018. - С. 734.
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
ные мероприятия и ответственные исполнители по реализации Национального плана по противодействию коррупции3.
Для решения поставленных задач Национальный план предусматривает конкретные направления деятельности для государственных органов власти.
Обозначим ряд критериев коррупционной направленности, определенных в Национальном плане применительно к закону о промышленной политике4, принятому в России в декабре 2014:
А. Избыточное государственное регулирование:
- дублирующие полномочия государственных служащих разных государственных органов (ст. 5 Закона № 488)).
Б. Широта административного усмотрения:
- определение компетенции по формуле «вправе»56.
Для соблюдения антикоррупционного законодательства в госоргане должны быть:
1. Урегулированию конфликта интересов:
- о проверке сведений, которые подают претенденты на должности, и служебного поведения госслужащего (только для органов власти субъектов России);
2. Перечни должностей госслужащих:
- которые должны представлять сведения о доходах и имуществе как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних;
- которым запрещено иметь личные счета, хранить деньги и ценности в зарубежных банках, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
- категории «руководители», по которым предусмотрена ротация и которые выполняют контрольные или надзорные функции, если вы контрольный или надзорный федеральный орган;
- по которым предусмотрена ротация, если перечень утвердил Президент России, Правительство России, губернатор в зависимости от вашей подчиненности;
3. План проведения ротации при наличии должностей, подлежащих ротации;
4. План противодействия коррупции;
5. Порядки:
- уведомления при возникновении конфликта интересов;
- сообщения о получении подарка (п. п. 5 и 6 Постановления о получении госслужащим подарка);
- уведомления о склонении госслужащего к коррупции;
- принятия решения о контроле за расходами госслужащего и членов его семьи (ч. 6 ст. 5 Закона о контроле за расходами).
Также должен быть назначен сотрудник, который отвечает за направление информации в реестр лиц, которые уволены в связи с утратой доверия.
Например, Рособрнадзор для минимизации коррупционных рисков предусмотрел в своем плане противодействия коррупции такие положения, как повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, внесение уточнений в перечень должностей госслужбы, замещение которых связано с
коррупционными рисками (п. п. 2.9, 4.1 Плана противодействия коррупции на 2018 - 2019 годы, утвержденного Приказом Рособрнадзора от 28.12.2017 № 2165).
Перечисленные нормативные правовые акты и меры способствуют эффективному противодействию коррупции в сфере промышленной политики в России.
Для оценки эффективно противодействия коррупции в промышленной политики, целесообразно внести изменения:
- в статье 1 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее - Закона № 488-ФЗ) уточнить перечень субъектов, осуществляющих поддержку деятельности в сфере формирования и промышленного развития;
- в статье 2 Закона № 488-ФЗ необходимо ввести нормативное правовое регулирование государственной промышленной политики в Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции России, федеральными конституционными и другими законами регулирующих деятельность в сфере промышленного развития в рамках реализации промышленной политики;
- следует исключить из всех (без исключения) предусмотренных в Законе № 488-ФЗ мер господдержки приставку «может оказываться», чтобы их реализация была обязательной и вменялась в обязанность соответствующим органам исполнительной власти.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,50%.
Список литературы:
1. Глазьев Сергей, Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Изборского клуба»). - М: Книжный мир, 2018. - 768 с.
2. Пархоменко С.В., Седых Д.А. Мировоззренческие основы противодействия коррупции // Российская юстиция. 2018. № 10. - С. 26-29.
3. Тютюнник И.Г. Правовые основы в борьбе с коррупцией в сфере промышленной политики Российской Федерации // Юрист. 2015. № 16. С. 42-46.
4. Симаева Е.П., Тютюнник И.Г. Правовая эффективность реализации промышленной политики России в условиях антисанкций // Предпринимательское право. 2017. № 4. С. 23-29.
5. Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С. Проблемы совершенствования нормативно-правовых инструментов реализации промышленной политики // Экономика и управление: проблемы и решения. 2017. № 9, том 4. - С. 27.
6. Aiginger K. Industrial Policy for a sustainable growth path // WWW for Europe. Policy Paper №1. June 2014.
7. Better regulation: why and how [электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/info/law/law-making-process/planning-and-proposing-law/better-regulation-why-and-how_en (ОРВ) (Дата доступа: 25.06.2018)
3 Приказ от 11 июля 2018 г. № 25 «Об утверждении плана противодействия коррупции в аппарате конституционного суда российской федерации на 2018 - 2020 годы» / СПС «КонсультантПлюс».
4 Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» урегулированы отношения, возникающие между субъектами при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.
5 Ст. 8 Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере промышленной политики: «... органы местного самоуправления вправе осуществлять меры стимулирования деятельности...».
6 Тютюнник И.Г. Правовые основы в борьбе с коррупцией в сфере промышленной политики Российской Федерации // Юрист. 2015. № 16. - С. 42 - 46.