Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Цзинбо

В статье рассматриваются проблемы концертно-просветительской работы в дистанционных условиях, а также возможности, которые связаны с этим форматом деятельности музыкально-просветительских организаций с точки зрения привлечения новой целевой аудитории. Цель статьи заключается в презентации результатов эмпирического исследования, проведенного автором в период карантина по поводу первой волны пандемии COVID-19. Исследование выполнено на примере Музыкального училища им. Гнесиных. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя группы общенаучных методов (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также группу специальных методов: контент-анализ научной литературы по теме исследования; метод социологического опроса (анкетирование); метод статистического анализа данных. Полученные в ходе эмпирического исследования данные были обработаны с помощью программы расширенной аналитики Neural Designer. Материалами исследования послужили ответы респондентов на три анкеты, содержащие вопросы о качестве концертно-просветительской деятельности в дистанционном формате. По результатам проведенного эмпирического исследования автор статьи пришел к следующим выводам: основной проблемой концертно-просветительской работы музыкальных учреждений в дистанционном формате является низкий уровень осведомленности потенциальной целевой аудитории о проектах просветительского характера, что связано с отсутствием информирования о музыкальных просветительских проектах в социальных сетях, а также с отсутствием онлайн-трансляций на основании подписки в медиа-среде. На основании выявленных проблем автором статьи даны рекомендации практического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF CONCERT EDUCATIONAL WORK IN DISTANCE CONDITIONS

The article discusses the problems of concert educational work in distance conditions, as well as the possibilities that are associated with this format of activities of musical educational organizations in terms of attracting a new target audience. The purpose of the article is to present the results of an empirical study, conducted by the author during the quarantine period on the first wave of the COVID-19 pandemic. The research methodology is based on a systematic approach and includes a group of general scientific methods (analysis, synthesis, deduction, induction), as well as a group of special methods: content analysis of scientific literature on the research topic; sociological survey method (questionnaire survey); method of statistical data analysis. The data obtained during the empirical study was processed using the advanced analytics program Neural Designer. The materials of the research were the answers of respondents to three questionnaires containing questions about the quality of concert and educational activities in a distance format. Based on the results of the empirical study, the author of the article came to the following conclusions: the main problem of the concert and educational work of music institutions in a distance format is the low level of awareness of the potential target audience about educational projects, which is associated with the lack of information about musical educational projects in social networks, as well as with the absence of online broadcasts based on a subscription in the media environment. Based on the identified problems, the author of the article provides practical recommendations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ»

LI Jingb0 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

PROBLEMS AND OPPORTUNITIES ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Научная специальность: 13.00.08

УДК 378.637:78

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0044

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

© Автор(ы) 2021

ЛИ Цзинбо, ассистент-стажер Российская академия музыки имени Гнесиных (121069, Россия, Москва, ул. Поварская д. 30-36, e-mail: legendbobol202@qq.com)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы концертно-просветительской работы в дистанционных условиях, а также возможности, которые связаны с этим форматом деятельности музыкально-просветительских организаций с точки зрения привлечения новой целевой аудитории. Цель статьи заключается в презентации результатов эмпирического исследования, проведенного автором в период карантина по поводу первой волны пандемии COVID-19. Исследование выполнено на примере Музыкального училища им. Гнесиных. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя группы общенаучных методов (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также группу специальных методов: контент-анализ научной литературы по теме исследования; метод социологического опроса (анкетирование); метод статистического анализа данных. Полученные в ходе эмпирического исследования данные были обработаны с помощью программы расширенной аналитики Neural Designer. Материалами исследования послужили ответы респондентов на три анкеты, содержащие вопросы о качестве кон-цертно-просветительской деятельности в дистанционном формате. По результатам проведенного эмпирического исследования автор статьи пришел к следующим выводам: основной проблемой концертно-просветительской работы музыкальных учреждений в дистанционном формате является низкий уровень осведомленности потенциальной целевой аудитории о проектах просветительского характера, что связано с отсутствием информирования о музыкальных просветительских проектах в социальных сетях, а также с отсутствием онлайн-трансляций на основании подписки в медиа-среде. На основании выявленных проблем автором статьи даны рекомендации практического характера.

Ключевые слова: музыкальное просвещение, концертная деятельность, дистанционная работа, целевая аудитория, музыкальные онлайн-проекты.

PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF CONCERT EDUCATIONAL WORK IN DISTANCE CONDITIONS

© The Author(s) 2021

LI Jingbo, trainee assistant The Gnesins Russian Academy of Music (121069, Russia, Moscow, Povarskaya street, 30/36, e-mail: legendbobo1202@qq.com)

Abstract. The article discusses the problems of concert educational work in distance conditions, as well as the possibilities that are associated with this format of activities of musical educational organizations in terms of attracting a new target audience. The purpose of the article is to present the results of an empirical study, conducted by the author during the quarantine period on the first wave of the COVID-19 pandemic. The research methodology is based on a systematic approach and includes a group of general scientific methods (analysis, synthesis, deduction, induction), as well as a group of special methods: content analysis of scientific literature on the research topic; sociological survey method (questionnaire survey); method of statistical data analysis. The data obtained during the empirical study was processed using the advanced analytics program Neural Designer. The materials of the research were the answers of respondents to three questionnaires containing questions about the quality of concert and educational activities in a distance format. Based on the results of the empirical study, the author of the article came to the following conclusions: the main problem of the concert and educational work of music institutions in a distance format is the low level of awareness of the potential target audience about educational projects, which is associated with the lack of information about musical educational projects in social networks, as well as with the absence of online broadcasts based on a subscription in the media environment. Based on the identified problems, the author of the article provides practical recommendations.

Keywords: musical education, concert activity, distance work, target audience, online music projects.

ВВЕДЕНИЕ продолжали активную работу, предлагая своим слуша-

Постановка проблемы в общем виде и ее связь телям «электронный абонемент», формат концертов в с важными научными и практическими задачами. записи, а также дистанционные просветительские лек-Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ции, мастер-классы и вебинары.

на современном этапе развития музыкального искус- В частности, Лондонский филармонический оркестр ства, а также процесса глобализации образовательного в период первой волны пандемии провел 32 мероприя-и публичного пространства возникает необходимость тия в цифровом формате [1, c.225] Токийская филармо-пересмотра некоторых традиционных методов просве- ния предложила своим слушателям 3D концерт с эффек-тительской музыкальной работы в рамках деятельности том «присутствия в зале» и возможностью онлайн-чата музыкальных учреждений просветительского направ- для обмена впечатлениями между слушателями [2, c.34]. ления. В современных условиях пандемии COVID-19 В России концертно-просветительская деятельность музыкальная просветительская деятельность для попу- в период первой волны пандемии также развивалась в ляризации классической музыки перемещается в пло- дистанционном формате, причем эффект от такого вида скость цифровых технологий, в том числе - медиа-ре- работы необходимо оценить с точки зрения масштабов сурсов. привлечения новой целевой аудитории: молодежи, ко-

Анализ последних исследований и публикаций, в кото- торая в большей степени ориентирована на цифровой рых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко- формат прослушивания музыки, а также участия в ее торых обосновывается автор; выделение неразрешен- обсуждении.

ных раньше частей общей проблемы. Просветительская Историография изучаемой темы достаточно обшир-работа музыкальных учреждений во всем мире в период на. Среди отечественных исследований можно выделить первой волны пандемии фактически перешла в цифро- работы таких авторов, как А.А. Ан [3], И.В. Белоносова вой дистанционный формат. При этом большинство [4, 5], Т.В. Букина [6], В.А. Виноградов [7], которые рас-зарубежных концертно-просветительских учреждений сматривают основные проблемы музыкального просве-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЛИ Цзинбо

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ..

щения в современных и исторических условиях России.

МЕТОДОЛОГИЯ

С методологической точки зрения представляют собой интерес исследования таких авторов, как Л.А. Калантарян [8], М.В. Комиссарова [9], Е.Б. Костюк [10, 11]. В зарубежной историографии изучаемой темы интерес представляют работы таких авторов, как Дж. Севедж [12, 13], Л. Торнтон [14], Р. Тилл [15], посвященные проблемам дистанционного формата и его реализации в процессе музыкально-просветительской деятельности в современных условиях. Также интерес представляют работы Тинг Фэй Ли [16], Титан Кван [17], Н. Тревиса и И. Вайтсвотча [1], Ванг Лику [2], в которых представлены результаты эмпирических исследований, иллюстрирующих современный зарубежный опыт музыкальной просветительской деятельности.

Формирование целей статьи. На основании методологии, предложенной в данных работах зарубежных авторов, нами была поставлена цель-сформировать методику оценки эффективности работы Музыкального училища им. Гнесиных на основе отзывов целевой аудитории.

Постановка задания. В рамках проведенного исследования необходимо разработать методику оценки эффективности работы Музыкального училища им. Гнесиных на основе отзывов целевой аудитории.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Методология проведенного эмпирического исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, дедукция, индукция); а также специальные методы: контент-анализ научной литературы, метод социологического опроса, метод анализа статистических данных. Обработка полученных результатов опроса производилась с помощью программы Neural Designer, включающей инструменты для расширенной, описательной, диагностической, предсказательной и предписывающей аналитики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Материалами исследования послужили результаты социологического опроса с помощью площадки онлайн-опросов социальной сети ВКонтакте, в группе подписчиков страницы Музыкального училища им. Гнесиных, а также в социальной сети Twitter среди более широкой (в том числе - англоязычной) аудитории. В качестве основы для онлайн-опроса использовалась анкета с 10 вопросами (для сети Twitter анкета была представлена в переводе на английский язык).

Генеральная выборка респондентов составила 150 человек: 75 человек в сети ВКонтакте и 75 человек в сети Twitter. Участники опроса оценивали качество каждого онлайн-мероприятия по 10 бальной шкале, на основе которых был выведен средний балл по каждому мероприятию: 1-3 балла -низкий уровень, 4-6 средний уровень, 7-10 - высокий уровень (чем выше балл, тем выше уровень эффективности просветительского эффекта мероприятия). Сбор данных для эмпирического исследования проводился в период первой волны пандемии COVID-19: с 16 по 30 апреля 2020 года.

Критерии эффективности каждого мероприятия в рамках проекта «Цикл лекций - концертов «Беседы о музыке и не только...» были выбраны с точки зрения просветительской деятельности: 1) доступность 2) эстетические свойства 3) информативность.

Анкета включала следующие вопросы (оцените по 10-бальной шкале):

1.Насколько эстетически приятным является мероприятие?

2.Насколько доступным было изложение вводного материала в каждом мероприятии?

3.Насколько информативным было мероприятие: новизна информации, актуальность информации, подача

информации?

4.Насколько интенсивной была ваша эмоциональная реакция на полученную информацию?

5.Насколько внимательно вы слушали предлагаемую программу?

6.Насколько возможно рекомендовать данное мероприятие к семейному просмотру?

7.Насколько, на ваш взгляд, мероприятие было доступно для понимания среди детской аудитории?

8.Насколько вам запомнилось мероприятие?

9.Насколько интересен был формат мероприятия?

10.Насколько вы рекомендовали бы мероприятие к просмотру друзьям и знакомым?

По всем трем критериям был выведен средний балл по каждой анкете онлайн-опроса. Результаты проведенного опроса в группе подписчиков в ВКонтакте представлены на рисунке 1.

7 7 7 7 7

Online Отчетный концерт отдела народных инструментов

Цикл лекций -

Конкурс-фестиваль

национальной

■Доступность ■ Эстетические свойства "Информативность

Рисунок 1 - Оценка онлайн-просветительских мероприятий Музыкального училища имени Гнесиных подписчиками в группе ВКонтакте

Как видно по данным, представленным на рисунке 1, большинство респондентов оценили уровень просветительской деятельности Музыкального училища имени Гнесиных в условиях карантина в период первой волны пандемии COVID-19 на средний балл «6».

Вероятно, этот факт связан с тем, что для постоянных слушателей, чей средний возраст составляет 35-40 лет (в основном родители и родственники обучаемых), и данная целевая аудитория привыкла к «живому» исполнению музыки в зале, то есть не смогла адаптироваться к цифровому формату мероприятий.

Тем не менее, следует отметить, что ни по одному из выделенных нами критериев респонденты данной группы (подписчики ВКонтакте) не проставили низкий балл.

Более позитивную оценку мероприятия Музыкального училища им. Гнесиных в онлайн-форма-те получили в сети Twitter среди случайной выборки, то есть новой целевой аудитории. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Hill

■ Доступность ■ Эстетические свойства ■ Информативность

Рисунок 2 - Оценка онлайн-просветительских мероприятий Музыкального училища им. Гнесиных респондентами случайной выборки в сети Twitter

Как видно по данным, представленным на рисунке 2, новая аудитория, получившая возможность ознакомить-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

177

LI Jingbo

PROBLEMS AND OPPORTUNITIES .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ся с просветительской деятельностью Музыкального училища имени Гнесиных, очень высоко оценила все проекты по трем ключевым критериям: средний балл «10». При этом необходимо отметить, что 67% данной аудитории - иностранцы, проживающие вне переделов Российской Федерации, что позволяет сделать вывод: более привычные к цифровому формату респонденты были очень довольны знакомством с русским классическим музыкальным наследием в рамках онлайн-проек-тов Музыкального училища им. Гнесиных.

Респонденты Вконтакте Респонденты в сети Twitter

■ Значение классической музыки в мире Важность знаний о клаиссеческой музыке Значение классической музыки для личного развития Степень комфорта онлайн-формата мероприятий

Рисунок 3 - Оценка мотивации слушателей к он-

лайн-мероприятиям Музыкального училища им. Гнесиных в период первой волны пандемии COVID-19

Таким образом, можно говорить о том, что в целом мотивация респондентов к просмотру просветительских онлайн-мероприятий Музыкального училища имени Гнесиных в период первой волны пандемии и вынужденной самоизоляции носила в большей степени осознанный, а не случайный характер. При этом в отношении респондентов случайной выборки можно отметить, что, посмотрев мероприятие, они в последующем хотели бы еще раз посетить или увидеть дистанционно просветительские проекты Музыкального училища имени Гнесиных. Таким образом, на основании результатов проведенного эмпирического исследования, можно говорить о том, что, с одной стороны, дистанционный формат просветительской работы является непривычным для постоянных слушателей. С дрогой стороны, он-лайн-формат мероприятий позволяет существенно расширить целевую аудиторию, выйти за рамки традиционных форм и методов просвещения, а также получить доступ к зарубежной аудитории. Все приведенные выше данные, полученные в ходе опросов в сетях ВКонтакте и Twitter, подтверждают вышеизложенные тезисы.

С целью верификации полученных данных нами также было проведено исследование среди потенциально новой целевой аудитории для концертно-музыкальной деятельности. В качестве основы для онлайн-опроса использовалась анкета с 10 вопросами.

Анкета содержала следующие вопросы (оцените по 10-балльной шкале):

1.Насколько важно в современном мире прослушивание классической музыки?

2.Насколько значимым для вас является знание о классической музыке?

3.Насколько необходимым вы считаете прослушивание классической музыки для личного развития?

4.Насколько необходимым вы считаете изучение классического музыкального наследия для детской аудитории?

5.Насколько важной частью культуры страны является классическая музыка?

6.Насколько необходимы онлайн-мероприятия классической музыки в период пандемии COVID-19?

7.Насколько вы оцениваете обучающий потенциал таких мероприятий?

8.Насколько необходима просветительская работа в

онлайн-формате?

9.Насколько комфортным является онлайн-формат мероприятий в период пандемии COVID-19?

10.Насколько вас заинтересовала возможность посещения концертов в режиме реального времени?

Генеральная выборка респондентов составила 150 человек: 75 человек в сети ВКонтакте (русскоязычная потенциальная аудитория), не являющиеся подписчиками группы), и 75 человек в сети Twitter (англоязычная потенциальная аудитория). Как можно увидеть по представленным на рисунке 3 данным, англоязычная часть респондентов гораздо выше оценивает значение классической музыки, как в аспекте личностного развития, так и в мировой культуре в целом.

Вероятно, данная тенденция связана с тем, что в сфере концертно-просветительской деятельности развитых стран онлайн-формат мероприятий уже давно принят в качестве не только просветительского аспекта, но и в качестве инструмента продвижения своей деятельности в массы.

В рамках проводимого нами исследования была также получена информация об уровне полезности официального сайта Музыкального училища им. Гнесиных, по мнению респондентов ВКонтакте и социальной сети Twitter (генеральная выборка 1500 человек).

Анкета включала следующие вопросы (оцените по 10-балльной шкале):

1.Насколько информативны материалы сайта?

2.Насколько необходим онлайн-формат мероприятий в режиме предпросмотра?

3.Насколько вы готовы оплатить подписку на он-лайн-мероприятия и записи концертов, размещенные на сайте?

4.Насколько удобным был бы доступ с сайта на официальный канал Музыкального училища им. Гнесиных на видео-платформе YouTube?

5.Насколько необходимо проведение дистанционной работы на сайте?

Результаты опроса приведены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Оценка эффективности работы сайта Музыкального респондентами ВКонтакте и Twitter

Судя по данным, приведенным на рисунке 4, информативность сайта оценена большинством респондентов на низком уровне, что связано с отсутствием каких-либо видео- или аудио-материалов, имеющих целью привлечь новую целевую аудиторию. При этом очень высоко оценивается необходимость онлайн-трансляций мероприятий через сайт, причем 97 % респондентов отмечают свою готовность к просмотру таких мероприятий в дистанционном формате с помощью платной подписки.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Интересно, что на дополнительные вопросы 80% респондентов в сети Twitter ответили, что могли бы участвовать в комментировании онлайн-мероприятий, «с удовольствием поделились бы мнением о мероприятии в комментариях на канале YouTube, если бы такой канал существовал».

Проведенный анализ позволил выявить следующие перспективы совершенствования концертно-просве-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЛИ Цзинбо . ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ...

тительской деятельности Музыкального училища им. Гнесиных в дистанционном формате:

1.В условиях перехода на дистанционный формат, просветительская работа требует новых каналов для информирования целевой аудитории, в том числе - канала YouTube, на которых организация могла бы размещать видео и аудио-материалы ознакомительного характера.

2.Для привлечения новой аудитории, цифровой формат работы является очень перспективным с точки зрения доступности и привлекательности среди молодежи.

3.При отсутствии возможности проводить выездные мероприятия, дистанционный формат работы может содержать онлайн-трансляции по подписке на сайте Музыкального училища им. Гнесиных.

В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены следующие проблемы концертно-про-светительской деятельности в дистанционном формате:

4.Сайт учреждения требует модернизации для трансляции онлайн-мероприятий в качественном цифровом формате.

5.Необходимо создание страниц в социальных сетях международного характера (Twitter и Face Book) c целью расширения охвата потенциальной новой аудитории слушателей.

6.Необходимы новые проекты для онлайн-форма-та просветительской работы с возможностью обратной связи со слушателями.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. По сравнению с концертно-просве-тительской деятельностью музыкальных организаций, имеющих мировую известность (Токийский оркестр, Лондонская филармоническая группа, Нью-Йоркский оркестр и т.п.), для которых прямые трансляции, записи концертов, а также онлайн-трансляции в социальных сетях давно являются обыденной частью просветительской работы, российским музыкальным учреждениям еще предстоит борьба за огромную часть потенциальной целевой аудитории в первую очередь в самой России.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Поскольку общий тренд глобализации в российских условиях приобретает характер «затворничества индивидуалистов», походы в филармонию или концертные залы, равно как и посещение мероприятий учреждений культуры, становятся все большей редкостью для новых поколений. В силу этого, онлайн-фор-мат мероприятий позволяет охватить данную потенциальную аудиторию просветительскими мероприятиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Travis N., White-Schwoch I. The Argument for Music Education. American Scientist. 2020. Vol. 108(4). P. 210 - 224.

2. Wang Liqiu. The Function of Music Education. Conference: 2017 7th International Conference on Social Network, Communication and Education. SNCE. 2017. P. 33-56.

3. Ан А.А. Роль музыкальной культуры в современном обществе //Проблемы современной науки и образования. 2020. № 7. С.103-106.

4. Белоносова И.В. Деятельность сибирских филармоний: история и современность //Концепт. 2016. № 2. С.1-8.

5. Белоносова И.В. Организация деятельности филармоний в североазиатском регионе на рубеже ХХ-ХХ1 столетий // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3. С.1-5.

6. Букина Т.В. Б.В. Асафьев и музыкальное просвещение послереволюционной эпохи: музыкознание на службе у социалистического строительства //Художественная культура. 2020. № 3. С.13-27.

7. Виноградов В.А. Музыкальное образование и Просвещение в Барнауле во второй половине XVIII века // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1. С. 178-180.

8. Калантарян Л.А. Основные тенденции формирования музыкального пространства региона в русле становления музыкального просвещения на Ставрополье в 20-40-х годах XX века // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 15. С. 1-13.

9. Комиссарова М. В. О музыкальном просвещении в России во второй половине XIX начале ХХ вв. / Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74. С. 34-36.

10. Костюк Е.Б. Концерт-лекция как образовательный проект // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. № 2. С. 4-10.

11. Костюк Е.Б. Особенности музыкального просвещения в контексте современной культуры России // European Journal of Arts.

2017. № 2. С. 58-61.

12. Savage J. The Gendering of Music Education. Music education in England, 2010-2020. British Educational Research Journal. 2020. Vol.10 (73). P. 29-35.

13. Savage J. The policy and practice of music education in England, 2010-2020: Music education in England, 2010-2020. British Educational Research Journal. 2020. Vol.10 (73). P. 36-48.

14. Thornton L. Music Education at a Distance. Journal of Music Teacher Education. 2020. Vol. 29 (3). P. 3-6.

15. Till R. Popular music education. In book: The Routledge Research Companion to Popular Music Education. 2020. P. 14-30.

16. Ting-Fei Li, Jia-Yu Li. The Enlightenment of American Music Education Mode to the Chinese Music Education. DEStech Transactions on Social Science Education and Human Science. 2017. Vol.3. P. 14-27.

17. Titan Quann. Benefits of Music Education. Musica Hodie. 2019. Vol. 7(34). P.77-99.

Статья поступила в редакцию 26.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.