v (УС^НТЕРНЕТТРАНСЛЯЦИЯ ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТОВ
КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 7.094+004.9
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-180-188 В. Б. Храмов
Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме современной культуры - онлайн-трансляции «концертов без публики» в карантинных условиях пандемии. Эмпирическая база исследования - интернет-трансляции фортепианных концертов. Метод - сравнительный анализ, выполненный в русле предметного подхода культурологии. Проанализированы особенности современной онлайн-трансляции концертов фортепианной музыки. Выявлены специфические трудности киносъёмки концертного исполнения фортепианной музыки, связанные с продолжительностью и статикой происходящего события. Осмыслены новые проблемы, возникающие в связи с отсутствием в зале непременного участника традиционной концертной практики - публики, а также ресурсы, которые используются создателями онлайн-трансляции (режиссёром и операторами) в деле творческого их решения. Показано, что интернет-трансляция концерта не только позволяет продолжить концертную жизнь в условиях пандемии, но и обогащает художественную культуру. Она, являясь относительно самостоятельным произведением искусства, существенным образом расширяет аудиторию концерта и одновременно предоставляет миллионам зрителей-слушателей новые возможности творческого восприятия фортепианной музыки.
Ключевые слова: музыкальная культура, онлайн-трансляция концерта, творчество, фортепианное исполнительство.
Для цитирования: Храмов В. Б. Интернет-трансляция фортепианных концертов как феномен современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 180-188. https://doi.org/: 10.24412/1997-0803-2020-597-180-188
WEBCAST OF PIANO CONCERTS
AS A PHENOMENON OF CONTEMPORARY CULTURE
Valery B. Khramov
Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to an urgent problem of modern culture - online broadcasting of "concerts without an audience" in the quarantine conditions of the pandemic. The empirical base of the research is the Internet broadcast of piano concerts. Method - a comparative analysis carried out in
ХРАМОВ ВАЛЕРИЙ БОРИСОВИЧ - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета KHRAMOV VALERY BORISOVICH - DPhil, Full Professor, Professor at the Department of Philosophy, the Faculty of History, Sociology and International Relations, the Kuban State University
© Храмов В. Б., 2020
^ Культура в эпоху цифровизации blliil 01 1
line with the subject approach of cultural studies. The features of modern online broadcasting of piano music concerts are characterized. The specific difficulties of filming a concert performance of piano music associated with the duration and statics of the event are revealed. The new problems arising due to the absence in the hall of an indispensable participant in traditional concert practice - the public -are comprehended. The resources that are used by the creators of the online broadcast (director and cameramen) in their creative solution have been analyzed. It is shown that the online broadcast of the concert not only allows continuing the concert life in a pandemic, but also enriches the artistic culture. The broadcast, being a relatively independent work of art, significantly expands the audience of the concert and, at the same time, provides millions of viewers-listeners with new opportunities for creative perception of piano music.
Keywords: musical culture, online broadcast of a concert, creativity, piano performance.
For citation: Khramov V. B. Webcast of piano concerts as a phenomenon of contemporary culture. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 5 (97), pp. 180188. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-180-188
ТВ-интернет-трансляции актуальных событий современной музыкальной культуры сегодня стали уже привычным явлением. Концерты (так называемые мировые премьеры) проходят в самых знаменитых залах, которые посещает, как правило, «избранная публика», а интернет-трансляция делает их почти «всеобщим достоянием», мировым событием не только по художественной значимости, но и по аудитории
- «весь мир» смотрит и слушает концерт вместе с публикой, находящейся в зале.
Пандемия обострила актуальность данного вида художественной практики. Концертная жизнь во всём мире прекратилась, но выступления музыкантов продолжились
- в пустых залах, при соблюдении строгих «пандемических правил». И стало ясно, что интернет-трансляция концерта является в нынешних условиях не только существенно дополняющим музыкальную культуру элементом. Она становится нормой существования концертной жизни, а временами и единственно возможной формой проведения концертного исполнения музыки. Пусть выступление пианиста проходит в зале без публики, но всё равно - это концерт, ибо играют музыканты не в студии, где можно
сделать «много дублей», где возможен монтаж, серьёзная редакция того, что уже записано. Здесь всё происходит в «режиме реального времени», где есть то, что называют непосредственным созерцанием актуального исполнения. Одним из факторов, обусловливающих притягательность непосредственного восприятия игры музыканта, является именно момент «сиюминутности», ибо в условиях исполнения музыки на глазах у публики возникает особая эмоциональная атмосфера - источник вдохновения, артистических рисков, художественных прозрений и ... неудач. Причём интернет-трансляция увеличивает меру социальной ответственности исполнителя, ибо музыкант играет всему миру.
Итак, волнение музыканта-исполнителя в связи с новой, повышенной мерой ответственности усиливается. Но, играя в пустом зале, он не получает такого, казалось, необходимого для исполнительского творчества элемента, как поддержка зала, точнее - эмоциональной подпитки, идущей от слушателей. Его артистическая способность - умение «ходить перед людьми» [5, с. 227], как образно определил её Г. Г. Нейгауз, - остаётся невостребованной.
Сначала думали, что всё это ненадолго, что всё скоро «вернётся на круги своя». Но сейчас даже оптимисты понимают, что вряд ли удастся полностью восстановить прежнюю практику - жизненные обстоятельства заставляют себя уважать, и нужно приспосабливаться, конечно по мере возможностей и с учётом изменяющейся реальности сохраняя прежнюю «концертную форму» существования музыкальной культуры. Но, пожалуй, при всех вариантах развития реальной ситуации, интернет-трансляция «концерта без публики» будет постоянно действующей практикой.
Признание новых реалий заставляет изменить многое, прежде всего репертуарную политику артистов и концертных организаций, о чём скажем чуть подробнее. Совсем недавно гастрольная форма проведения концертов и спектаклей - в силу новых возможностей логистики - переживала пору расцвета, а радикальный шаг, предпринятый пятьдесят шесть лет назад Глен-ном Гульдом, который полностью отказался от публичных концертов на пике артистической карьеры ради создания аудиозаписей, выглядел всего лишь неким «чудачеством гения» [4, с. 10]. Сегодня же гастрольная концертная деятельность почти невозможна. Ездить по миру с одной-двумя концертными программами нельзя, а удачно записанный концерт или спектакль нет смысла повторять второй раз и вновь записывать - должно пройти время, но тогда уже будет другая жизнь, другие артисты и «мы будем другими». Теперь перед музыкантом стоит новая задача: сыграл «онлайн» и записал одну программу - готовь другую. Запись того же произведения тем же артистом, конечно, возможна, но только в ином «обрамлении», когда оно включено в контекст нового художественного про-
екта. И данное «обрамление» не сводится только к собственно музыкальному аспекту - новой интерпретационной идее [7, с. 101104], например, необходимы новое режиссёрское решение, другой зал или, по крайней мере, иное оформление того же зала. Другими словами, каждое новое транслируемое выступление пианиста требует дополнительных творческих усилий, связанных уже не только с собственно артистическими его способностями.
Кроме указанной проблемы существует ещё одна - и не менее существенная. «Игра без публики», выступление, в котором отсутствует непременный участник музыкального или театрального события - зрители-слушатели, ставит перед исполнителем новые творческие задачи. Раньше его творчество, его вдохновение стимулировались тем обстоятельством, что исполнение произведения проходило на глазах у публики, было импровизацией по своему существу [6, с. 10-14]. Этому искусству пианистов учили, по мере возможностей, конечно, ибо по большому счёту вдохновенной игре научить нельзя, но можно развивать данную способность. По названному критерию оценивали игру музыкантов, отбирали «способных» к участию в конкурсах. Да и победа на соревнованиях исполнителей доставалась именно тому, кто, обладая даром «ходить перед людьми», мог творить на глазах у восхищённой публики, отзываясь на игру её настроений тонкой импровизацией, в той или иной степени затрагивающей подготовленный ранее интерпретационный план исполняемого произведения. Это, повторим ещё раз, ценилось всеми и прежде всего людьми, определяющими артистическую судьбу пианиста. В новых же условиях ему нужно искать иные источники вдохновения: идти по пути Гленна Гульда, реаги-
ровать своим вдохновением на включённый микрофон, на одиноко стоящую кинокамеру [4, с. 10-11]. Пианисты должны поражать, увлекать слушателей иными формами артистизма, иным поведением на сцене, иной выразительностью, использовать приёмы, которые раньше были, мягко говоря, «не-одобряемы педагогами».
Нельзя не учитывать того, что практика видеотрансляций выступления пианистов имеет уже долгую историю. Студийные ТВ-трансляции стали организовываться в 1960-е годы, в период широкого распространения ТВ в нашей стране. Были они недолгими - от силы сорок минут, и носили, скорее, экспериментальный, просветительский характер. Конечно, осуществлялись попытки сделать их художественно значимыми, что в той или иной степени удавалось, но подлинным искусством, точнее, относительно самостоятельным видом искусства ТВ-трансляции из студий не стали.
В эти же годы стала развиваться практика ТВ-трансляций концертов классической музыки из зала. Первоначально эстетически значимыми были, пожалуй, лишь фильмы о концертах. Их снимали по сценарию, качество съёмки обеспечивали подготовительной работой и «послеконцерт-ным» редактированием полученного аудио-и видеоматериала. Прямые же ТВ-трансляции концертов, создавая «эффект присутствия», соучастия событию у «потребителя» видеопродукции и выполняя серьёзную коммуникативную функцию, по художественному, эстетическому критерию существенно уступали и реальному концерту, и грамзаписи.
В 1990-х годах стали появляться так называемые интернет-трансляции концертов классической музыки, в том числе и форте-
пианной. В отличие от прежних «фильмов о концертах» они воспроизводили событие в прямом режиме, создавая эффект непосредственного присутствия зрителя-слушателя на концерте. Современная техника позволила кардинально изменить положение дел с качеством трансляции. Сегодня звукорежиссёрам удаётся достичь такого качества звукового сигнала, который вполне соответствует студийной звукозаписи. Кроме того, с помощью нескольких кинокамер, обеспечивающих многоплановость и разнообразие ракурсов съёмки, интернет-трансляция даёт, благодаря виртуозной работе режиссёра, импровизирующего в актуальных условиях прохождения концерта, яркую и, несомненно, художественно значимую «визуальную картинку» события. Таким образом, прямая интернет-трансляция концерта фактически перерастает в фильм, то есть становится относительно самостоятельным художественным произведением, ценность которого возрастает в связи со значимостью самого концертного события.
Современная режиссура прямых трансляций ранее была известна в нашей стране в основном по показу спортивных соревнований. Они в ряде случаев были выполнены на высочайшем профессиональном уровне. Но осуществить интересную трансляцию спортивного соревнования сравнительно несложно, ибо спорт динамичен, в спорте движение осуществляется ярко, зримо, а движение - специфический существенный признак, отличающий кино от других видов искусства. Иное дело игра музыканта - здесь перед объективом камеры находится «статичный объект». Динамизм при съёмке подобных объектов добавляет тот, кто организовывает трансляцию, используя «картинки», полученные несколькими камерами, ритмично меняя крупный,
средний, общий план изображения, ракурс съёмки и пр.
Из музыкальных событий самым трудными для кинопоказа являются сольные концерты пианистов. Относительно проще осуществлять трансляцию концерта симфонического оркестра: тут много музыкантов - разные лица, разнообразные и весьма красивые инструменты, тут есть дирижёр, исполняющий «танец рук». Игра оркестра - красивое зрелище, позволяющее режиссёру, переключая камеры, меняя планы и ракурсы в соответствии с инструментовкой звучащей музыки, создавать динамичную картинку события. Пианист - один, сидит в статической позе, он виден только в профиль, если смотреть из зрительного зала, его движения целесообразны и, откроем маленькую профессиональную тайну, минимальны. Поэтому создать в прямом эфире, импровизируя, «интересный фильм» о концерте пианиста - задача наитруднейшая, требующая и таланта, и высочайшего мастерства. Но ряд творческих групп (например, МеёгаЛу) вполне удовлетворительно справляется с данной задачей. Сегодня он-лайн-трансляция концерта становится относительно самостоятельным эстетическим событием, дополняющим и обогащающим художественную культуру.
На анализе упомянутых «обогащающих культуру» элементов остановимся подробнее. Начнём с констатации уже отмеченного выше факта: посещающий концерт слушатель является непосредственным участником события. Актуальная история создания уникальной исполнительской интерпретации рождается на глазах у слушателей, существуя однократно, неповторимо. Аплодисменты, настроение слушателя и пр. в той или иной степени влияют на игру артиста, поэтому «включаются в исполнение». И чем
талантливей артист, тем лучше он улавливает «творческие импульсы», идущие из зала. Как писал по данной проблеме М. Чехов: «Спектакль состоит не только из актёров, но и из публики» [8, с. 90-91]. Это своеобразное соучастие в неповторимом творческом процессе исполнения произведения искусства является специфической характеристикой эстетического впечатления, которое получает посетитель концерта. Тот, кто смотрит интернет-трансляцию, имеет иное впечатление от того же музыкального события. Он не участвует в нём прямо и непосредственно, но присутствует, соучаствует, получая сходные с публикой художественные впечатления, хотя и не оказывая ответного влияния, эмоционального воздействия на исполнителя. Правда, благодаря возможности повторного просмотра, он может осваивать концерт творчески: смотреть-слушать интернет-трансляцию, выбирая куски-фрагменты произведения, динамику, аппаратуру (разное качество звучания), экспериментируя с тембрами. Кроме того, у него появляется возможность анализировать, изучать запись - с научной и педагогической целью.
Необходимо учитывать, что присутствие зрителей в зале не только существенно помогает пианисту, но и облегчает работу режиссёрско-операторской группы, создающей интернет-трансляцию. Лица зала - вдохновенные, индивидуально неповторимые - дают режиссёру возможность обогатить картинку трансляции. В отличие от трансляций спортивных соревнований, «обращение камеры» к залу, к публике не только не отвлекает от главного - от исполнения музыки, но и усложняет, «эстетизирует кадр», добавляя новые образы-лица индивидуально переживающих музыку слушателей. Конечно, для того чтобы реализо-
вать данную возможность, нужны и талант, и мастерство, и понимание музыки. Но условия для реализации названных режиссёрских талантов публичный концерт создаёт.
Таким образом, перед творческой группой, создающей онлайн-трансляцию в «карантинных условиях», стоит новая задача - создать художественно значимое произведение, где пианист вдохновенно будет творить уникальную интерпретацию на «глазах у всего мира», где операторы и режиссёр, находясь в соседнем помещении, будут импровизировать, создавая соответствующую уникальному исполнению столь же уникальную картину (видеоряд) события. До сегодняшнего дня такой задачи не было. Но время пришло. И первый опыт, дающий материал к осмыслению, получен.
Выше были перечислены трудности, которые возникли у пианистов и режиссёров трансляций в связи с новыми обстоятельствами проведения концертов. Какими же возможностями располагают пианист и режиссёр для создания полноценной художественной трансляции концерта без публики? Сначала перечислим те обычные, которые использовались и раньше, но сегодня их значение выросло.
Начнём с того, что открытый рояль, стоящий на сцене как статуя на постаменте, весьма эстетичен. Ещё есть красивый зал, имеющий уникальный исторически сложившийся интерьер, сцена, оформленная дизайнером в соответствии с характером музыки. Рояль, сцена, зал - объективные условия для трансляции, претендующей на художественную ценность. Предваряя звучание музыки, они создают то, что лучше всего назвать «состоянием ожидания вдохновенной игры», что, несомненно, должно стимулировать творчество и пианиста, и ре-
жиссёра, и интернет-аудитории. «Сопровождая» концерт, они способствуют продолжению вдохновения. Примером оформления сцены, в котором была «поэзия», может послужить интернет-трансляция XV и XVI конкурсов П. И. Чайковского, осуществлённая творческой группой МеШеМу.
Пришло время обратиться - в разрезе проблемы интернет-трансляции фортепианных концертов - к осмыслению тех артистических данных, которыми располагает главный участник художественного события - пианист. Внешний облик артиста - грация, мимика, жестикуляция -является чрезвычайно важным фактором художественного впечатления. На пианиста нужно смотреть, ибо созерцание вдохновения артиста, выражаемого в мимике, жестикуляции и пр., доставляет слушателям подлинную эстетическую радость, дополняющую, точнее - обогащающую собственно музыкальное впечатление от его выступления [3, с. 269].
Нужно признать, что знаменитая - и заслуженно знаменитая - отечественная школа фортепианной игры весьма осторожно относится к тому, что называется «мимика и жест». Мимику - естественную в игре пианиста - осуждают и в неофициальной обстановке называют «кривлянием» (правда, сегодня уже и в официальной так же называют, что делать - «ужасный век...»). В педагогической среде бытует, как видится, ошибочное мнение о том, что сильное чувство может «расплескаться» в грации и пластике внешних, «нецелесообразных» движений («балет»), в мимике «кривляющегося» лица. А нужно, чтобы чувства выразились в музыке, стали эмоционально насыщенной музыкой. Если образно представить тот идеал, к которому стремятся педагоги, организуя поведение своего воспитанника на сцене, то
лучше всего подойдёт античная скульптура, в тех её характеристиках, которые даны в «Лаокооне» Г. Лессингом: спокойствие и благородство [2].
«Мимическая» составляющая интерпретации была ярко продемонстрирована знаменитым канадским пианистом Гленном Гульдом, гениальность которого признали сразу. Того, что в его игре «участвуют» и живая выразительная мимика, и жестикуляция (дирижирует, как только появляется возможность, как только освобождается от игры рука), и пение (он чуть-чуть подпевает во время игры), нельзя было не заметить. Однако Гленн Гульд у нас в стране выступал совсем мало. Его знают в основном по грамзаписям. Поэтому главным предметом обсуждения стало именно «подпевание», а мимика и жест ушли в тень - их при прослушивании грамзаписи не видно. К пению артиста отнеслись критически, дескать, «увлекаясь, контроль над собой теряет во время игры», как говорили многие (писать, конечно, не решались, ибо понимали - гений).
Думаем, что сложившее мнение является ложным, а «подпевание» не является проявлением «маленькой слабости гения». Гульд, будучи замечательным звукорежиссёром, мог без труда и дополнительных артистических усилий исправить данный «дефект» записи [1, с. 240]. Но он не стал, потому что, вероятно, видел в этом «подпе-вании» дополнительный выразительный элемент, особенно ценный в грамзаписи, ибо вносил в запись живую нотку неофициального музицирования. Гленн Гульд говорил, что его идеал исполнения - играть для себя в одиночестве, «но пусть дверь в студию будет чуть приоткрыта» [4, с. 84]. Грамзапись позволила сохранить созданную им уникальную атмосферу вдохновен-
ной игры, и дверь для желающего послушать осталась приоткрытой на века.
Сегодня, когда концерт часто существует как исполнение музыки без публики в зале, но для всего мира, вышеприведённые «требования школы» вряд ли уместны. Ведь около полутора часов зритель-слушатель будет видеть только одно «застывшее в фотографическом спокойствии лицо» и окаменелую фигуру пианиста. Когда только один пианист так играет (С. В. Рахманинов, например) - это хорошо и для режиссёра, и для искусства, и для публики. Когда же «скульптурная бесстрастность» становится всеобщим требованием школы, тогда ... у создателей интернет-трансляций возникают серьёзные трудности. И в связи с этим, с учётом новых обстоятельств концертной жизни, наша критика и педагогика, как видится, должны скорректировать свои требования к организации «пианистического аппарата».
Возвращаясь к проблеме, отметим, что организаторы трансляции «концерта без публики» могут идти по простому пути: оставить всё как есть, как было, продолжать делать всё то, к чему привыкли, -только без публики в зале. Но, как показали «карантинные трансляции» концертов пианистов, такой путь целесообразен лишь как временная мера. Как скоро выяснилось, и пианисты ждут живого общения с публикой, и публика скучает по непосредственному восприятию музыки.
Удачные концерты тоже были. В качестве примера назовём «Концерт за закрытыми дверями в Фонде Полиньяка в Париже», который дал французский пианист Люка Дебарг 22 июня 2020 года. Здесь замечательная игра пианиста, артистический его облик гармонично сочетались с великолепием зала, творческой режиссурой, по-
разившей зрителя рядом оригинальных находок (волшебной «игрой отражений», «репортёрскими приёмами» предконцерт-ной съёмки и пр.). Результатом совместного творчества стал замечательный фильм, созданный в новом синтетическом жанре, который можно назвать «онлайн-трансля-ция фортепианного концерта без публики». Подобного рода произведения искусства открывают новую содержательную грань фортепианного исполнительства: специфическую поэзию музицирования - перед камерой в пустом зале. В то же время в них ярко выявляются удивительные артистические способности пианистов, способных к вдохновенной игре без публики,
но для всего мира, чувствующих «дыхание Интернета».
Резюмируя сказанное выше, отметим, что онлайн-трансляция концерта не только позволяет продолжить концертную жизнь в условиях пандемии, но и обогащает художественную культуру. Она, являясь новым самостоятельным жанром синтетического искусства, существенным образом расширяет аудиторию концерта и одновременно предоставляет миллионам зрителей-слушателей новые возможности творческого восприятия фортепианной музыки, сочетая возможность соучастия в актуальном художественном событии с возможностью повторного его просмотра-прослушивания.
Список литературы
1. Баззана К. Очарованный странник : жизнь и искусство Глена Гульда / [перевод с английского :
Н. Гугина, С. Грохотов]. Москва : Классика-XXI, 2007. 479 с. : ил.
2. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Избранные произведения / [перевод
с немецкого под редакцией А. В. Фёдорова] ; [вступительная статья, с. III-XXXV, и примечания Г. М. Фридлендера]. Москва : Гослитиздат, 1953. С. 385-516.
3. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты : основы эстетики / [предисловие и примечания
П. Б. Шалимова]. Москва : Прогресс-Традиция, 1998. 412 с. : ил., портр.
4. Монсенжон Б. Гленн Гульд. Нет, я не эксцентрик! / перевод с французского М. Аннинской. Москва :
Классика-XXI, 2008. 272 с.
5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е издание. Москва : Музыка,
1988. 240 с.
6. Храмов В. Б. Импровизация как форма художественной деятельности // Культурная жизнь юга
России. 2011. № 4 (42). C. 10-13.
7. Храмов В. Б. Исполнение как интерпретация идеи музыкального произведения // Культурная
жизнь Юга России. 2016. № 4 (63). С. 101-104.
8. Чехов М. А. Путь актёра : Жизнь и встречи. Москва : АСТ, 2007. 456 с.
References
1. Bazzana K. The Enchanted Wanderer. The life and art of Glenn Gould. Moscow, Publishing House
"Qassica 21", 2007. 479 p.
2. Lessing G. E. Laocoon, or About the Boundaries of Painting and Poetry. In: Lessing G. E. Selected works.
Moscow, 1953. Pp. 385-516.
3. Losskii N. O. Peace as an exercise of beauty. Foundations of aesthetics. Moscow, Publishing house "Progress-
Tradition", 1998. 412 p.
4. Monsaingeon B. Glenn Gould. No, I'm not an eccentric! Moscow, Publishing House "Qassica 21", 2008,
272 р.
5. Neigauz G. G. About the art of piano playing: Notes of a teacher. 5th edition. Moscow, Music publishing
House, 1988. 240 p.
6. Khramov V. B. Improvisation as a form of artistic activity. The cultural life of the South of Russia. 2011,
no. 4 (42), pp. 10-13.
7. Khramov V. B. Performance as interpretation of the idea of musical imposition. The cultural life of the
South of Russia. 2016, no. 4 (63), pp. 101-104.
8. Chekhov M. A. The path of an actor: Life and meetings. Moscow, Ast Press Publishing House, 2007. 456 p.
*