Научная статья на тему 'Первые исполнения произведений Ф. Шопена, Ф. Листа и С. Тальберга на петербургской сцене. Антон Августович Герке'

Первые исполнения произведений Ф. Шопена, Ф. Листа и С. Тальберга на петербургской сцене. Антон Августович Герке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
440
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / Ф. ШОПЕН / Ф. ЛИСТ / С. ТАЛЬБЕРГ / А. ГЕРКЕ / КОНЦЕРТ / ИСТОРИЯ ПИАНИЗМА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ / PIANO PERFORMANCE / F. CHOPIN / F. LISZT / S. TALBERG / A. GERKE / CONCERT / HISTORY OF PIANISM / MUSICAL PETERSBURG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шумилин Дмитрий Анатольевич

В статье рассказывается о первых исполнениях музыки Ф. Шопена, Ф. Листа и С. Тальберга в Петербурге. На основе архивных источников, публикаций в периодической печати и других документов эпохи восстанавливается датировка, исторические обстоятельства, общекультурный и музыкально-исторический контекст этих знаковых событий. Анализируется рецепция исполнений петербургской критикой, говорится об особенностях бытования произведений вышеназванных композиторов в концертной жизни российской столицы 1830-х -начала 1840-х гг. Особое внимание уделяется первому исполнителю пианисту и педагогу Антону Августовичу Герке. Тщательно прослеживается его биография в описываемый период, рассказывается о взаимоотношениях с представителями музыкальных кругов и власти, а в дополнение к тому о поездке в Европу, в ходе которой Герке познакомился с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Р. Шуманом, К. Вик и выступал в публичных концертах. В статье упоминаются также все остальные факты исполнения музыки Ф. Шопена, Ф. Листа и С. Тальберга в публичных петербургских концертах вплоть до 1841 г., в том числе гастроли в Петербурге Сигизмунда Тальберга и Леопольда Мейера, концерты Теодора Штейна и незаслуженно забытого ныне пианиста Николая Лебедева. В научный оборот в рамках статьи ряд новых имен и фактов из истории отечественного фортепианного исполнительства вводится впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first performances of works by F. Chopin, F. Liszt and S. Talberg on the St. Petersburg stage. Anton Avgustovich Gerke

The article tells about the first performances of musical compositions by F. Chopin, F. Liszt and S. Thalberg in St. Petersburg. The general cultural and musical-historical context, as well as the dates and historical circumstances of these iconic events, reconstructed from archival sources, articles and other documents of the epoch. The reception of performances by St. Petersburg music critics has been analyzed. The significance and the role of the works of the above-named composers in the daily concert life of the Russian capital of the 1830s-early 1840s are determined. The article particular attention is paid to the first performer pianist and teacher Anton Avgustovich Gerke. His biography is carefully traced during the described period. The author tells about the pianists relationship with the musical establishment and public authorities, and in addition to that about the trip to Europe, during which Gerke met F. Chopin, F. Liszt, R. Schumann, K. Wick and performed in public concerts. The article also mentions all other facts of the performance of F. Chopin’s, F. Liszt’s and S. Thalberg’s music in public concerts in St. Petersburg until 1841. Including the St. Petersburg tour of Sigismund Thalberg and Leopold Meyer, the concerts of Theodor Stein and the now undeservedly forgotten pianist Nikolai Lebedev. A number of new names and facts from the history of Russian piano performance have been introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Первые исполнения произведений Ф. Шопена, Ф. Листа и С. Тальберга на петербургской сцене. Антон Августович Герке»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

УДК 78.03

Д. А. Шумилин

ПЕРВЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф. ШОПЕНА, Ф. ЛИСТА и С. ТАЛЬБЕРГА НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЦЕНЕ. АНТОН АВГУСТОВИЧ ГЕРКЕ

ачало активной исполнительской деятельности в Петербурге Антона Авгус-товича Герке ознаменовало смену эпох в истории русского концертного фортепианного исполнительства. Этому замечательному музыканту провидением была уготована роль главного проводника и выразителя идей «высокого» романтического пианизма в российской столице середины 1830-х гг. Во многом благодаря его стараниям, мастерству, а позднее и репутации романтический стиль пианизма и сочинения его представителей вошли в профессиональный обиход петербургских музыкантов, получили выгодную рецепцию критики и радушный прием публики. Герке стал первым исполнителем с концертных сцен1 российской столицы произведений титанов фортепианного романтизма - Ф. Шопена и Ф. Листа. Открыл он для множества своих учеников и слушателей также музыку Р. Шумана. Однако с концертной эстрады в Петербурге сочинения Шумана зазвучали существенно позднее - в 1844 г., в исполнении Клары Шуман2. За два года до визита в российскую столицу С. Тальберга А. Герке первым в Петербурге начал исполнять произведения и этого, знакового для эпохи расцвета искусства фортепианных виртуозов композитора, не уступавшего в свое время по популярности Шопену и Листу.

Герке был скромным, деликатным и необычайно трудолюбивым человеком. Он исполнял множество музыкальных произведений, различных по стилям, художественным достоинствам и популярности. Сложно сказать, что более служило тому причиной - уважение к достижениям других или профессиональная пианистическая «всеядность». При этом чувствовать шедевр Герке умел как мало кто другой в его профессиональном окружении. И хотя кон-

© Д. А. Шумилин, 2018 108

цертный репертуар пианиста более чем на половину состоял из произведений традиционных, он слыл приверженцем «новой музыки». Герке не просто любил музыку, он ею жил. Его собственные занятия начинались в четыре часа утра, затем шла череда бесконечных уроков, а по выходным -бесплатные концерты для бесчисленных учеников. Такое насыщенное звуками фортепиано бытие было в радость удивительному музыканту. Прерывая игру учеников замечанием, что случалось очень часто, он не выходил из себя и не уставал каждый раз извиняться.

Герке родился 9 августа 1812 г. в селении Пулин Волынской губернии в семье потомственного музыканта Августа Герке3. С младенческого возраста отличался повышенной чувствительностью к звукам, наполнявшим окружавший его мир, и уже в детстве проявил незаурядные музыкальные способности. Игре на фортепиано будущий пианист начал обучаться у своего отца. Дальше следовала череда ученических паломничеств ненасытного в любознательности, пытливого молодого сознания, стремившегося впитать все новое и лучшее, чем была богата европейская фортепианная педагогика. В 1820 г. отец отвез Герке к Дж. Фильду в Москву. Позже пианист совершенствовался у мэтров фортепианного исполнительства того времени: Ф. Калькб-реннера, И. Мошелеса и Ф. Риса. К двадцати годам, когда Герке прибыл в Петербург, его мастерство достигло весьма высокого уровня. И первые же концертные выступления пианиста в столице императорской России привлекли внимание многих музыкантов-профессионалов и просвещенных любителей.

В начале 1830-х гг. bon ton петербургских пианистов было почитание ранних романтиков в лице Дж. Фильда и К. М. Вебе-

H

ра, мода на «новых французов» - Г. Герца, Ф. Калькбреннера, И. П. Пиксиса, и уважительное отношение к «последователям классиков», в первую очередь И. Гуммелю и Ф. Рису. На заре исполнительской карьеры Герке отдал дань последним двум направлениям, но не играл в концертах произведений своего учителя - Фильда - и Ве-бера. Для начала Герке «поклонился» в сторону авторитетного петербургского пианиста и композитора К. Мейера (Майе-ра), исполнив в первом «Большом вокально-инструментальном концерте»4 Великопостного сезона 1833 г., состоявшемся 23 февраля в зале Энгельгардт, его «Блистательное рондо». Затем шли (в порядке появления пьес композиторов в концертном репертуаре) К. Черни, И. П. Пиксис, Ф. Шрейнцер, И. Мошелес, Г. Герц, Ф. Шопен, Д. Ф. Э. Обер5, Ф. Калькбрен-нер, И. Гуммель, Ф. Мендельсон-Бартоль-ди, Г. Куммер, С. Тальберг, Л. Бетховен, Ф. Лист, К. Вик, М. И. Глинка. Чтобы проиллюстрировать исполнительскую активность Герке скажем, к примеру, что в первые две недели Великопостного концертного сезона 1836 г. он исполнил пять фортепианных концертов различных авторов и несколько концертных пьес. В том же 1836 г. Герке вынес на суд публики целый ряд собственных фортепианных произведений, в том числе - Концерт6 для фортепиано с оркестром.

8 марта 1833 г. в зале Энгельгардта в «Большом вокально-инструментальном концерте» Бернхарда Генриха Ромберга Герке исполнил одну из партий в Концертанте для четырех фортепиано7 К. Черни. Партнерами по квартету были Иоганн Рей-нгардт, Жаннета Габлер и Мария Оппель. Менее чем через год — 15 января 1834 г. в том же зале Герке участвовал в исполнении Концертанта К. Черни уже в существенно более профессиональном составе артистов: Иоганн Рейнгардт, Карл Мейер и гастролировавшая в то время в России известная европейская пианистка Луиза Дулькен (Би1скеп). После того, в марте и начале апреля, Герке шесть раз выступил на большой сцене в рамках «Больших во-кально-инструментальных концертов» других музыкантов. В его исполнении звучали: Адажио и Рондо И. П. Пиксиса, Концерт для фортепиано с оркестром (I часть) Ф. Шрейнцера, Концерт для фортепиано с оркестром № 5 С-<1иг, ор. 87 И. Мошелеса,

Блестящее рондо Г. Герца, Большие вариации К. Мейера.

На 10 апреля 1834 г. Герке назначил первый собственный «Благотворительный большой вокально-инструментальный концерт», в котором и состоялось «открытие Шопена» для широкой слушательской аудитории Петербурга. В анонсе «Северной пчелы» отмечалось: «...Не рекомендательные письма доставили ему успех, но собственный его [Герке. - Д. Ж.] талант, единогласно признанный всеми знатоками <...> С какой бы стороны не рассматривали мы его талант, он выдержит самую строгую критику <...> На сей раз он предстанет нам с концертом и вариациями на Моцартову тему, сочинениями Шопена. Сей Сочинитель, уже прославившийся в Париже, еще у нас неизвестен, и нашим меломанам, верно, любопытно будет с ним познакомиться <...> Без Герке нам бы долго не удалось слышать его концерта, требующего, при окончательном механизме, необыкновенного усилия со стороны исполнителя» [19]8. Вот программа этого знаменательного концерта, состоявшегося в зале Энгельгардт.

Первое отделение:

1. Л. Бетховен. Увертюра к опере «Фи-делио».

2. Ф. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром, ор. 11 e-moll (Партия фортепиано - А. Герке).

3. Дж. Россини. Ария (Исполнитель -Ж. Оливье).

4. П. Бальо (Baillot). Адажио и рондо (Исполнитель — Ф. Бём, скрипка).

Второе отделение:

5. Л. Шпор. Увертюра к опере «Йессон-да».

6. Ф. Шопен. Вариации на тему «Lá ci darem la mano» для фортепиано с оркестром, ор. 2 B-dur (Партия фортепиано -А. Герке).

7. [?] Тулу. Фантазия (Исполнитель - [?] Оливье).

8. Г. Герц. Блистательное рондо. (Исполнитель - А. Герке, фортепиано)9.

Характерная особенность: Концерт Шопена Герке исполнял на рояле Тишнера, а его Вариации и Блистательное рондо Герца - на рояле Штрейхера с английским механизмом.

Помимо анонса «Северная пчела» опубликовала обстоятельную рецензию на кон-

церт [17]. Статью В. Фортепианова (В. П. Боткина) с разбором выступления Герке поместил журнал «Сын Отечества и Северный архив» [21, с. 602-605]. Однако прежде чем подвергнуть анализу содержание публикаций необходимо сказать несколько слов о датировке концерта. Вероятно, с «легкой руки» В. П. Боткина в исследовательскую литературу проникла версия, согласно которой концерт состоялся не 10, а 11 апреля. Соответствующую дату Боткин вынес и в заглавие статьи: ♦Концерт г. Герке в пользу бедных (11 апреля)» [Там же, с. 602]. Распространению данной точки зрения немало способствовал факт неизбежного проникновения ошибочной даты в составе заглавия статьи в «Музыкальную библиографию русской периодической печати XIX века»10. Ошибочная датировка опровергается рядом документов и косвенных данных. О том, что концерт состоялся 10 апреля (во вторник), свидетельствуют афиши Дирекции императорских театров11, анонс и рецензия в № 80 и 89 «Северной пчелы» [17, 19]. 11 апреля (в среду), согласно афишам и краткой заметке из № 81 «Северной пчелы»12 в зале Энгельгардт уже проходил следующий по хронологии концерт, в котором принимали участие другие пианисты - Рейнгардт и Шиллер13.

В рецензии обозревателя «Северной пчелы», скрывшего имя под псевдонимом «Русак», можно выделить две основные идеи. Первая: Герке — музыкант в высшей мере наделенный талантом «передавать мысли и чувства свои через гармонические звуки инструмента» [17]. Данный тезис рецензент сопровождает следующим признанием: «Меня не удивляет, не доводит до восторга летучая живость игры, или эти музыкальные фокусы, которые называются чудом искусства, - не удивляет, как и искусство маркера на бильярде» [Там же]. В отношении силы воздействия пианиста на слушателя Русак ставит Герке на одну ступень с Филь-дом: «...Но быть Фильдом, но передавать чувства и мысли свои чрез гармонические звуки инструмента, - это чудесно, это очаровательно, это достойно имени артиста, достойно человеческого удивления и восторга. Таков-то молодой Герке! Послушав его пристально, можно расплакаться, или, по крайней мере, расчувствоваться гораздо более, чем от всех спазматических выражений Бальзака с братиею <...> я смело называю г.

Герке нашим юным Фильдом» [Там же]. В ту пору подобное сравнение было высшей похвалой пианисту - Фильд в музыкальном сообществе России второй трети XIX в. считался непререкаемым авторитетом.

Вторая идея: вопреки традиции, согласно которой петербургская публика не станет высоко ценить музыканта, пока тот не завоюет признания в Европе («Если бы он был хорош, то верно говорили бы о нем в Парижских журналах» [Там же]) слушатели концерта приняли искусство Герке с восторгом: «Что Г. Герке превосходен, это доказала и публика в концерте 10-го числа, доказала двойным, единогласны браво, какого давно не было пианистам. Что он очарователен, это доказала тишина безмолвного внимания публики в самых паузах, которыми обыкновенно добрая наша публика пользуется, чтобы перевести дух и заглушить все рукоплесканиями» [Там же].

В. П. Боткин также отметил, что Герке исключительно собственными усилиями и талантом завоевал признание публики, в чем ему не помогали «ни громкие объявления журналистов, ни рассказы приятелей и покровителей в обществах» [21, с. 602]. Однако во вдохновенности и силе воздействия критик отказывает пианисту: «Если бы у Г-на Герке было поболе огня, если бы природа одарила его пламенным воображением Итальянцев и сильною выразительностью игры их, если бы он постигал прелесть оттенков в музыке, если бы рулады его были жемчужные (perlé), то он, конечно, стал бы наряду с лучшими фортепианистами» [Там же, с. 603]. После этих слов в журнале сделана сноска, где от имени редакции выражается несогласие с мнением «неизвестного нам автора» [Там же]. На эту оговорку тем более стоит обратить внимание, что впоследствии именно Герке, как опытный и признанный в Петербурге педагог «проповедовал jeu perlé, рассыпающиеся жемчугом пассажи, точность и элегантность» [20, с. 262] и слыл большим мастером по части нюансов, звуковых оттенков и тонкости фразировки. Хотя «пламенностью» сдержанная исполнительская манера Герке, в самом деле, не отличалась.

О произведениях Шопена критики отозвались весьма почтительно, отдав должное таланту и мастерству композитора14. Корреспондент «Северной пчелы» говорил о Шопене, как о «вышедшем из ряду обык-

новенных писателей» [17]. В. П. Боткин, сделав несколько проницательных замечаний по сути вопроса («...Творения его отличаются большим изяществом, певкостью в cantabile, оригинальностью в идеях и пассажах...» [21, с. 603]), высказал курьезное замечание, продемонстрировав специфику своего аналитического подхода: «Если Шопен решится когда-нибудь писать человеколюбивее, если он будет хотя несколько щадить физические способности фортепианис-та, то он, конечно, займет почетное место в числе известнейших композиторов» [Там же]. В целом, касательно музыки Шопена, рецензии отличает благожелательная осторожность суждений на фоне констатации значительности нового, яркого и многообещающего явления.

Через два дня - 12 апреля 1834 г. Герке исполнил Вариации Шопена на тему «Lá ci darem la mano» в «Большом вокально-инст-рументальном концерте» Генриэтты Карл, состоявшемся в Михайловском театре. В рецензии на концерт говорилась, что игра пианиста «превосходна; ее отличают чистота, легкость, смелость, и, что можно сказать о весьма немногих, чрезвычайная приятность» [1]. Возможно, Концерт Шопена, ор. 11 был повторно исполнен Герке 8 мая16

1834 г. в «Большом вокально-инструментальном концерте» Марианны Голланд (Holland) в зале Энгельгардт.

После того с большой концертной сцены в Петербурге произведения Шопена зазвучали только в следующем году. В марте

1835 г. Теодором Штейном была повторена шопеновская программа премьерного «Большого вокально-инструментального концерта» Герке 10 апреля 1834 г. 3 марта 1835 г. в Михайловском театре в «Большом вокально-инструментальном концерте» Дирекции императорских театров Штейн исполнил Вариации, ор. 2, а 9 марта, в том же зале, в собственном «Большом вокаль-но-инструментальном концерте» - Фортепианный концерт, ор. 11.5 мая 1835 г. первую часть Фортепианного концерта, ор. 11 в «Большом вокально-инструментальном концерте» помощника капельмейстера Императорских театров Д. А. Шелихова исполнила двенадцатилетняя К. Келлер, на тот момент - ученица Н. И. Морейского16.

Восторженному приему публики и авторитетных фигур музыкального мира контрастировала холодность административной системы. 29 декабря 1833 г. «Жито-

мирского уезда местечка Бердичева житель Антон Герке»17 получил паспорт, дозволявший ему «оставаться на жительстве в Столичном Городе Санкт-Петербург и возвратиться на прежнее жительство сроком от нижеписанного числа [29 декабря 1833 г. -Д. Ж.] в течении Одного года»18. На обороте выданного в Житомире паспорта петербургский оберполицмейстер надписал общую для всех приезжих, но от того не менее многозначительную фразу: «Антон Герке <...> должен в течении написанного в оном паспорте срока избрать род жизни в противном случае будет с ним поступлено по Законам»19.

Приняв участие в семи публичных концертах в течение первых трех месяцев 1834 г. (это довольно много по меркам того времени) Герке смог хорошо себя зарекомендовать в музыкальных кругах Петербурга. 3 апреля Катарино Кавос, исправлявший на тот момент должность инспектора оркестров Дирекции императорских театров, подал рапорт на имя главы Дирекции Александра Михайловича Гедеонова с просьбой принять пианиста на службу. В свою очередь, исполнявший должность директора Гедеонов20 обратился к министру императорского двора Петру Михайловичу Волконскому с той же просьбой, ссылаясь на успешно пройденное Герке испытание21. Тот факт, что рапорт Гедеонова был подан 11 апреля, т. е. на следующий день после исторического «Благотворительного большого вокально-инструментального концерта» Герке, говорит о возможном существовании некоего плана содействия пианисту в его желании попасть на службу. На благотворительных концертах традиционно присутствовали представители высшего света, члены венценосной семьи и нередко - сам император. Газеты всячески рекламировали благотворительные концерты, воздавая почести как их организаторам, так и посетившим мероприятия высокопоставленным особам за проявление милосердия22. Таким образом, артист в весьма благоприятных обстоятельствах попадал в поле зрения власть предержащих, естественно и ненавязчиво обращая на себя их внимание. Активное участие в концертном сезоне, кульминирующее в собственном благотворительном концерте и следующий за этим рапорт Гедеонова: для не имевшего больших финансовых средств и связей при дворе пианиста такой тактики и следовало

придерживаться. Однако ответ министра не оправдал надежд просителей: «...При значительности расходов по здешним Театрам, я не нахожу нужным определить к оным музыканта Герке, и тем более что инструмент его есть фортепиано, которое не необходимо для Театров»23.

Потребовались немалые усилия и время, чтобы добиться возможности принять Герке на службу. Дело довели до государя. И только 17 декабря, за двенадцать дней до окончания срока действия паспорта, по все-подданейшему докладу министра Волконского «Государь Император изъявил Высочайшее соизволение на определение его [Герке. - Д. Ш.] к здешним Театрам без жалования»24. Через два дня, в соответствии с волей Николая I и указанием Волконского «употреблять его [Герке. - Д. Ж.] в концертах Театр.[альной] Дирекции и в других случаях по Вашему усмотрению, а сверх того поручить ему обучение воспитанниц в Театральном училище также без жалования»25, Гедеонов предписывает определить Герке «к здешним Театрам без жалования с употреблением его в концертах Театральной Дирекции и в других случаях, где мною приказано будет»28. Таким образом Герке получил возможность постоянно жить и концертировать в Петербурге в статусе «пианиста его величества», соответствующий вес в обществе и впоследствии -множество учеников.

В 1837 г. на петербургских афишах появляется новое знаменательное имя — Си-гизмунд Тальберг, и рядом с ним имя первого исполнителя - Герке. 23 марта 1837 г. в «Большом вокально-инструментальном концерте» Дирекции императорских театров пианист исполнил Большую фантазию и вариации на темы из оперы «Норма» Беллини, ор. 12 Тальберга. «Наш молодой фор-тепианист Герке явится к слушателям с новым концертом г. Шопена27, новой фантазией г. Тальберга на темы "Нормы", и своим собственным блистательным рондо. Все эти сочинения принадлежат к тем, которые по виду кажутся неисполнимыми и которые слушаем, не доверяя, точно ли они играются на фортепиано, особливо с тою быстротою и точностью, которая отличает игру г. Герке» [15, с. 131], - такими словами предуведомлял публику о предстоящих в Великопостном сезоне 1837 г. выступлениях Герке В. Ф. Одоевский. Однако словам этим суждено было померкнуть на

фоне восторженных выражений, которыми Одоевский охарактеризовал игру гастролировавшего в том же сезоне в Петербурге Леопольда фон Мейера, через два дня после премьеры Герке исполнившего в Большом театре тот же двенадцатый опус, а также Каприччио28 Тальберга: «...Исполнение переступило чрез границы возможного, это было чудное, незаметное глазу сплетение рук, пальцев, аккордов, пения, трелей, брошенных в пламенное клокочущее горнило. Да простят нам странность этого выражения. Здесь действительно пение, разлитое по целой клавиатуре чисто и ясно как особый инструмент, возносилось над бесчисленными прыгающими аккордами, трелями, гаммами; фортепиано стонало под рукою художника и как бы с досадою выдавало скрытую в нем доныне тайну. Но все слова наши слабы, надобно слышать это исполнение, чтоб получить об нем понятие...» [Там же, с. 141].

Л. фон Мейер открыл череду гастролей в Петербруге выдающихся виртуозов фортепиано того времени. Вслед за ним в российскую столицу поехали А. Гензельт, К. Плейель, С. Тальберг, А. Дрейшок, Т. Дёлер, а впоследствии -Ф. Лист и К. Вик. Гастролей пианистов столь же высокого уровня в Петербурге не было с января 1834 г., когда состоялись последний в России концерт А. К. де Бель-виль-Ури29, а также выступление Луизы Дулькен30. Можно сказать, что в концертной фортепианной жизни Петербурга с весны 1834 г. Герке был центральной фигурой31. В 1837 г. он явно уступил это место Л. фон Мейеру.

Впоследствии в Великопостном сезоне 1837 г. оба пианиста сыграли еще по одному произведению Тальберга в общедоступных петербургских концертах. 5 апреля в зале Энгельгардт в собственном «Большом вокально-инструментальном концерте» Мейер исполнил Большую фантазию и вариации на темы из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» ор. 14, а 8 мая в том же зале в рамках «Музыкального утра» Джованни Рубини Герке исполнил «Фантазию»32 Тальберга. Никто другой в том году музыку Тальберга в петербургских концертах не исполнял.

В обзоре мартовских концертов Одоевский следующим образом «похвалил» Герке: ♦Концерт г. Герке удивил многочисленных его слушателей. Талант его известен и оце-

нен петербургскими любителями, но в этот вечер заметили, что к прежней блистательной игре своей г. Герке успел присоединить некоторые приемы новой фортепианной школы, привезенной сюда г. Леопольдом фон Мейером. Дело и долг таланта усваивать себе все прекрасное; мы ожидаем многого от этого обогащения игры г. Герке» [Там же, с. 141]. Пианист специфику ситуации хорошо почувствовал и сделал разумные выводы. К 27 апреля были пройдены все необходимые инстанции и, по рапорту Гедеонова, от министра императорского двора получено разрешение на отпуск Герке с 15 мая «за границу на четыре месяца, для поправления здоровья»33. Едва успел закончиться концертный сезон, как Герке отправился в Европу с целью совершенствования своего мастерства.

Известны рекомендательные письма В. Ф. Одоевского к М. С. Волкову и Б. Г. Глинке-Маврину, в которых князь просит содействовать скромнейшему своему протеже в получении возможности «услышать вблизи лучших музыкантов» [4, с. 804]. «...Робость и застенчивость его погубили, - писал Одоевский, - ему надобно непременно поддавать духу, и я очень боюсь, чтобы он из подтишка не заткнул за пояс многих Ваших Парижских пьянис-тов» [Там же, с. 804-805]. Герке не передал рекомендательные письма адресатам. Но, тем не менее, с выдающимися пианистами Европы того времени общий язык нашел, вступил в творческий контакт с Р. Шуманом, К. Вик, Ф. Листом, Ф. Шопеном, А. Гензельтом и за несколько месяцев многому научился. После того, как Герке окунулся в богатый музыкальный мир Западной Европы 1837 г. «здоровье» его резко пошло на поправку. Пианист побывал в Берлине, Париже, Лондоне и настолько окреп, что, вопреки опасениям Одоевского, выступал в концертах34, и даже исполнял собственные сочинения [27, в. 100].

Петербургская пресса следила за успехами Герке и, в частности, извещала читателей о том, что европейская публика определила Герке к «числу лучших фор-тепианистов новой школы Тальберга» [18]. Сообщалось, что русский пианист «исполняет все трудности новых композиций Шопена, Тальберга и других в совершенстве и с чистотою. Его игра мягка <...> упруга, аккорды его сильны и округлены» [Там же]35.

Надо ли говорить, что по возвращении Герке стал еще более любим петербургской публикой? Тонкий ценитель музыкального инструментария, он привез с собой из Европы новые рояли Эрара и Броудвуда и в самом начале петербургского концертного сезона 1838 г. - 24 февраля в Большом театре устроил собственный «Большой вокально-инструментальный концерт». В первом отделении на рояле Эрара пианист исполнил Большую фантазию на темы «God save the Queen» и «Rule Britannia», op. 27 С. Тальберга, в начале второго - на рояле Броудвуда - Большую фантазию Ф. Листа «Réminiscences des Puritains» LW A34, a завершил концерт Вариациями Тальберга на две русские песни - «2 Airs russes, variés», op. 17. В тот вечер петербургская публика впервые услышала с концертной эстрады произведение композитора, которому суждено было войти в число величайших музыкальных гениев в истории человечества.

«Да, г-н Герке недаром съездил в чужие края» [15, с. 163], - так начиналась рецензия Одоевского на концерт. «До своего отъезда был уже он отличным фортепиани-стом; ныне же, к старой школе, и школе хорошей, прибавил он выдумки новой, более или менее счастливые. Страшно и подумать, что делают теперь руки на фортепиано! Были минуты в игре г-на Герке когда движение рук его делалось столь быстро, что глаз не успевал следить за ними, и они казались вертящимся колесом <...> г-н Герке играет чудесно. Зала Большого театра была полна сверху донизу, а громогласные рукоплескания встречали и провожали каждое появление молодого артиста» [Там же, с. 163-164]. Столь же высоко оценил исполнительское искусство Герке в целом и его новые достижения корреспондент «St. Petersburgische Zeitung», упомянув, в частности, что исполненная Герке пьеса Листа «по бравурности и сложности превосходит все, до сей поры слышанное»36 [26]. Больше о произведении Листа петербургской критикой ничего сказано не было. Значимость свершившегося исторического события осталась незамеченной.

После исторического концерта 10 апреля 1834 г. сочинения Шопена привлекли пристальное внимание целого ряда петербургских пианистов, стали разучиваться, включаться в ученические и концертные программы. Еще более стремительно сфор-

мировалась в петербургском фортепианном мире мода на музыку Тальберга, чьи сочинения с момента первого исполнения в марте 1837 г. и до начала 1840-х гг. свыше сорока раз звучали с петербургской сцены. Кроме упоминавшегося выше Л. фон Мейе-ра их исполняли А. Таузиг, Р. А. Лэйд-лоу, Н. Лебедев и Ю. Гринберг. Правда, больше других в этот период сочинения Тальберга исполнял сам Тальберг, концертировавший в Петербурге в 1839 г. На втором месте был неутомимый Герке.

Иначе обстояло дело с музыкой Листа. Два года - 1838 и 1839 - с большой сцены в Петербурге ее исполнял только Герке. 13 марта 1838 г. он принял участие в «Большом вокально-инструментальном концерте» Александра Жозефа Арто (Artôt), проходившем в зале Энгельгардт37, где исполнил «Фантазию» Листа38. Его же «Новую Фантазию»39 Герке вынес на суд публики 13 февраля 1839 г. во втором отделении собственного «Большого вокально-инструментального концерта», прошедшего в Михайловском театре. В первом отделении вечера им был исполнен Концерт для фортепиано с оркестром № 1 e-moll, op. 11 Ф. Шопена40.

Лишь с 1840 г. сочинения Листа стеши чуть более активно включаться в программы петербургских концертов. 17 марта того года в собственном «Музыкальном утре» Л. фон Мейер исполнил «Большой хроматический галоп» LW А43, а 18 ноября пианист Легран (Legrand) в «Большом вокально-инструментальном концерте» Дж. Паста познакомил широкую петербургскую публику с уникальным для истории музыки произведением - «Hexaméron». Morceaux de concert. Grandes variations de bravoure sur la marche des «Puritains» de Bellini LW A4141.

Не исключительная сложность произведений, вкупе с новаторским подходом к фортепианной технике была причиной относительно скромного внимания к музыке

Листа со стороны выступавших в Петербурге исполнителей. В конце 1830-х гг. в российской столице концертировали выдающиеся виртуозы своего времени: Л. фон Мейер, охотно исполнявший музыку Тальберга; А. Гензельт, включавший в свои концерты, помимо собственных, произведения Ф. Шопена, И. Гуммеля, Л. Бетховена; К. Плейель, впервые в Петербурге исполнившая сочинения Т. Дёлера. Петербургские пианисты также в состоянии были справиться с техническими сложностями произведений Листа. Даже представителей молодого поколения таких, как Юлия Гринберг и Николай Лебедев, соответствующие причины не остановили бы. Лебедев, к примеру, в 1839 г., вслед за концертами Тальберга, исполнил целый ряд его произведений, при этом дважды - 7 и 12 марта 1839 г. - играл с ним в один и тот же день и час (см.: [22, с. 289]), в параллельно проходящих концертах, не боясь увидеть в зале пустые ряды кресел, Гринберг стала исполнять Листа в публичных петербургских концертах с 14 марта 1841 г.

Прохладный прием музыки Листа в Петербурге в конце 1830-х гг. объясняется, по большей части, причинами эстетического характера. Воспитанным в иных традициях пианистам непросто было передать, а слушателем — воспринять экспрессию музыкальных полотен Листа, написанных для того времени непривычно «широким мазком». К тому же никого из именитых артистов не привлекала идея «соревноваться» с выдающимся виртуозом — Листом — на ♦его же территории», пытаясь столь же искусно и впечатляюще исполнить его музыку, как то делал он сам. Быть в глазах публики «вторым» или «третьим» никому не хотелось. Не боялся этого лишь бесконечно преданный искусству Герке.

Как писал Одоевский: «Наш Петербург богат пианистами, между которыми, без сомнения, первое место занимают Гензельт, Карл Мейер и Герке» [15, с. 173].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концертная жизнь России того времени, как известно, существенно отличалась от укоренившейся в XX в. традиции. Количество публичных общедоступных концертов в 1830-е гг. в Петербурге составляло, в среднем, около 40 в год. Относительная скудость концертной жизни компенсировалась прак-

тикой приватных выступлений артистов в домах состоятельных петербуржцев, салонного и домашнего музицирования, несравненно более распространенной в те времена, чем в XX и XXI вв. Подробнее об этом см., например: [5, 22].

2 Подробный рассказ о визите в Россию в 1844 г. Клары и Роберта Шуман см.: [6, 9, 10].

3 Биографические данные о Герке см.: [2, с. 55-56; 128-134; 4, с. 802-805; 14, с. 253-260; 11; 16].

4 О специфике термина и форматах петербургских концертов в 1830-х гг. см.: [22, с. 222-230].

5 21 февраля 1836 г. Герке стал одним из шестнадцати участников исполнения Увертюры к опере «La Muette de Portici», аранжированной для восьми фортепиано в четыре руки.

6 Возможно, несколько Концертов - см.: [13].

7 У Черни два произведения такого жанра и состава ансамбля: ор. 230 и ор. 816.

8 Здесь и далее в цитатах из периодических изданий и названиях статей сохранены стиль, орфография и пунктуация оригинала.

9 РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3030 «Афиши Дирекции императорских театров», л. 38, 39. Стиль документа изменен в соответствии с современными языковыми нормами. Имена автора и исполнителя Фантазии Тулу не установлены.

10 Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века / сост. Т. Ливанова. Вып. 2: 1826-1840. М.: Музгиз, 1963. 11 апреля датируется концерт и в информационно емкой, содержательной статье Г. Б. Бернандта [3, с. 29], 16 апреля - в подробной и глубокой аналитической статье В. Натансона [14, с. 254].

11 РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3030 «Афиши Дирекции императорских театров», л. 38, 39.

12 Здесь также не обошлось без ошибки. В номере № 81 от 10 апреля (вторник) написано следующее: «Завтра, в среду, 10 апреля дан будет...» (Музыка // Северная пчела. 1834. № 81. 10 апр.). Далее кратко описывается программа «Большого вокально-инструментального концерта» Ф. Бендера, состоявшегося в среду, 11 апреля 1834 г.

13 Подробнее об этом концерте см.: [22, с. 256-257].

14 Тексты рецензий на первые исполнения музыки Шопена неоднократно приводились в исследовательской литературе (см., в частности: [3, с. 29-30; 14, с. 254-255]).

15 Первоначально концерт планировался на 7 мая (понедельник), но был перенесен (см.: [7; 12]). Чей фортепианный концерт исполнял в тот день Герке достоверно неизвестно.

16 В 1839 г. Катерина Келлер была уже ученицей А. Герке и 13 февраля 1839 г. в Михайловском театре выступала в фортепианном дуэте со своим учителем в организованном им концерте.

17 РГИА. Ф. 497. On. 1. Д. 6379 «1834-1844. О службе и увольнении концертиста Герке Антона». Л. 6.

18 Там же. Здесь и далее в цитатах из архивных документов сохранены стиль, орфография и пунктуация оригинала.

19 РГИА. Ф. 497. On. 1. Д. 6379 «1834-1844. О службе и увольнении концертиста Герке Антона». Л. 6 об.

20 А. М. Гедеонов был утвержден в должности директора Дирекции императорских театров 31 декабря 1834 г.

21 РГИА. Ф. 497. On. 1. Д. 6379 «1834-1844. О службе и увольнении концертиста Герке Антона». Л. 2.

22 В частности, анонс концерта Герке в «Северной пчеле» содержал следующие строки: «В заключение упомянем и о прекрасной цели Г-на Герке. В годину бедствия, когда все сословия, следуя примеру своего Правительства, приносили свои пожертвования в пользу неимущих, Г. Герке дает для них концерт. Мы уверены, что все благомыслящие люди порадуются, и пожелают успеха юному артисту» [19].

28 РГИА. Ф. 497. On. 1. Д. 6379 «1834-1844. О службе и увольнении концертиста Герке Антона». Л. 3.

24 Там же. Л. 5.

25 Там же. Л. 5.

26 Там же. Л. 4.

27 В 1837 г. в Петербурге Герке лишь однажды исполнил в рамках концертной программы произведение Шопена. 17 марта 1837 г. в зале Энгельгардт в «Большом вокально-инструментальном концерте» Ф. Бёма он играл «Адажио и Рондо Ф. Шопена» [8; РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3039 «Афиши Дирекции императорских театров», л. 10]. Очевидно, исполнялись II и III части Фортепианного концерта, ор. 21 f-moll.

28 Это могло быть одно из двух «Каприччио»: ор. 15 (№ 1 c-moll) или ор. 19 (№ 2 Es-dur).

29 Подробно об этом см.: [24].

30 Сведения о гастролях Л. Дулькен в Петербурге см.: [22, с. 253-254; 23, с. 35].

31 Замечательный петербургский пианист Карл Мейер (Майер) в тот период выступал в концертах значительно реже Герке, исполняя почти забытые ныне произведения Г. Герца, К. Черни, Ф. Калькбреннера и свои собственные. Молодой Теодор Штейн, начавший концертную деятельность в Петербурге в 1835 г. на тот момент еще не составлял конкуренцию Герке.

32 РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3039 «Афиши Дирекции императорских театров». Л. 62. Ис-

точники умалчивают, какая «Фантазия» исполнялась в концерте.

33 РГИА. Ф. 497. On. 1. Д. 6379 «1834-1844. О службе и увольнении концертиста Герке Антона». Л. 11.

34 См. например: [25, S. 96; 27, S. 100].

35 Приведенное свидетельство подтверждается содержанием статьи в Neue Zeitschrift fur Musik [27, S. 100].

36 Перевод с немецкого.

37 В том же концерте была исполнена Третья симфония Л. Бетховена, ор. 55 Es-dur.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3040 «Афиши Дирекции императорских театров». Л. 14, 16,

18. О том, какое именно произведение исполнялось, источники умалчивают.

39 РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3040 «Афиши Дирекции императорских театров». Л. 341. О том, какое именно произведение исполнялось, источники умалчивают. Концерт открывался Allegro симфонии Моцарта (которой - неизвестно), финал той же симфонии прозвучал последним его номером.

40 РГИА. Ф. 497. Оп. 4. Д. 3040 «Афиши Дирекции императорских театров». Л. 341.

41 Как известно, помимо Листа, отдельные вариации для этого произведения написаны С. Тальбергом, И. П. Пиксисом, Г. Герцем, К. Черни и Ф. Шопеном.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Э. Музыка. Концерт г-жи Карл, 12 апреля // Северная пчела. - 1834. - № 90. -20 апр.

2. Алексеев А. А. Русские пианисты: В 2 вып. Вып. 2. - М.; Л.: Музгиз, 1948. - 314 с.

3. Бернандт Г. Б. Шопен в России (Страницы из истории русской музыкальной культуры 1830-1850) // Сов. музыка. - 1960. - № 2. -С. 29-38.

4. Герке А. А. Профессор-пианист Антон Авгу-стович Герке 1812-1870 // Русская старина. - 1880. - Авг. - С. 802-805.

5. Гозенпуд А. А. Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. - СПб.: Сов. композитор, 1992.

6. Житомирский Д. В. Роберт и Клара Шуман в России. - М.: Музгиз, 1962.

7. Зрелища // Северная пчела. - 1834. -№ 101. - 7 мая.

8. Концерты // Северная пчела. - 1837. -№ 58. - 15 марта.

9. Лосева О. В. О русском путешествии Клары и Роберта Шуман // Муз. акад. - 2002. -№ 3. - С. 122-144.

10. Лосева О. В. Роберт и Клара Шуман: Русские пути. К проблеме взаимодействия культур: Дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2012.

11. Милынтейн Я. И. Антон Августович Герке // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М., 1973-1982. -Т. 1. - Стб. 967-968.

12. Музыка // Северная пчела. - 1834. -№ 100. - 5 мая.

13. Музыка // Северная пчела. - 1836. -№52.-4 марта.

14. Натансон В. А. Русские пианисты 40-50-х годов XIX века // Вопросы музыкально-ис-

полнительского искусства. Вып. 3. - М.: Музыка, 1962. - С. 253-260.

15. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / Ред., вступ. ст. и прим. Г. Б. Бернандта. - М.: Музгиз, 1956. - 725 с.

16. Порохина Е. С. Страницы истории фортепианного отдела Санкт-Петербургской консерватории. Антон Августович Герке // Вестн. молодых ученых. Ист. науки. -2007. - № 3. - С. 91-95.

17. Русак. Музыка. О концерте Г. Герке 10 апреля 1834 года // Северная пчела. -1834. - № 89. - 19 апр.

18. Смесь // Северная пчела. - 1837. -№ 202. - 9 сент.

19. Смесь. О концерте г-на Герке // Северная пчела. - 1834. - № 80. - 9 апр.

20. Стасов В. В. Училище правоведения сорок лет тому назад. 1836-1843 гг. // Русская старина. - 1881. - Июнь. - С. 247-306.

21. Фортепианов Василий [В. П. Боткин]. Смесь. Концерт г. Герке в пользу бедных (11 апреля) // Сын Отечества и Северный архив. - 1834. - Т. 42. - С. 602-605.

22. Шумилин Д. А. Фортепианная музыка в концертной жизни Петербурга в 30-х гг. XIX века. Хронограф // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь-исследование. Т. 13: XIX век. 1801-1861 / Отв. ред. и сост. Н. А. Огаркова. - СПб.: Рос. ин-т истории искусств; Композитор - Санкт-Петербург, 2014. - С. 222-291.

23. Шумилин Д. А. Один сюжет из становления русской фортепианной критики // Петербург. XIX век. Ученые, писатели, критики, художники о музыке и музыкантах. (1804-1869): Тез. докл. науч. конф. Санкт-Петербург, 24-25 окт. 2016. - СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 2016. - С. 34-36.

24. Шумилин Д. А. Петербургские гастроли Анны Каролины де Бельвиль-Ури // Муз. акад. - 2018. - № 3 (в печати).

25. Chronik // Neue Zeitschrift für Musik. - 1837. -№ 24. - 22 Sept.

26. St. Petersburgische Zeitung. - 1838. -24 Febr.

27. Vermischtes // Neue Zeitschrift für Musik. -1837. - № 25. - 26 Sept.

REFERENCES

1. A. E. Music. Concert by Ms. Carl, 12 April. Severnaya pchela [Northern bee], 1834, (90), 20 April.

2. Alekseev A. A. Russkie pianisty [Russian pianists]. Moscow; Leningrad, Iss. 2, 1948. 314 p.

3. Bernandt G. B. Chopin in Russia (Pages from the history of Russian musical culture 1830-1850). Sovetskaya muzyka [Soviet music], 1960, (2): 29-38.

4. Gerke A. A. Professor-pianist Anton Avgustovich Gerke 1812-1870. Russkaya starina [Russian antiquity], 1880, August, pp. 802-805.

5. Gozenpud A. A. Dom Engelgardta. Iz istorii kontsertnoj zhizni Peterburga pervoj poloviny XIX veka [Engelhardt's House. From the history of concert life of Petersburg in the first half of the nineteenth century]. Saint Petersburg, 1992.

6. Zhitomirskij D. V. Robert i Klara Shuman v Rossii [Robert and Clara Schumann in Russia]. Moscow, 1962.

7. Sights. Severnaya pchela [Northern bee], 1834, (101), 7 May.

8. Concerts. Severnaya pchela [Northern bee], 1837, (58), 15 March.

9. Loseva O. V. About Russian travel of Clara and Robert Schumann. Muzyhalnaya akademiya [Music Academy], 2002, (3): 122-144.

10. Loseva O. V. Robert i Klara Shuman: Russkie puti. K probleme vzaimodejstviya kultur: Dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Robert and Clara Schumann: the Russian way. To the problem of interaction of cultures. Doctoral thesis]. Moscow, 2012.

11. Milshtejn Ya. I. Anton Avgustovich Gerke. Muzyhalnaya entsiklopediya [Musical encyclopedia]. Moscow, 1973-1982, Vol. 1, Column 967-968.

12. Music. Severnaya pchela [Northern bee], 1834, (100), 5 May.

13. Music. Severnaya pchela [Northern bee], 1836, (52), 4 March.

14. Natanson V. A. Russian pianists of the 40-50-ies of the XIX century. Voprosy muzykalno-ispolnitelskogo iskusstva [Questions of musical and performing arts]. Moscow, 1962, Iss. 3, pp. 253-260.

15. Odoevskij V. F. Muzykalno-literaturnoe nasledie [Musical and literary heritage]. Moscow, 1956. 725 p.

16. Porokhina E. S. Pages of the history of the piano Department of the St. Petersburg Conservatory. Anton Avgustovich Gerke. Vestnik molodykh uchenykh. Istoricheskie nauki [Bulletin of young scientists. A series of Historical science], 2007, (3): 91-95.

17. Rusak. Music. On concert G. Gerke 10 April 1834. Severnaya pchela [Northern bee], 1834, (89), 19 April.

18. Mix. Severnaya pchela [Northern bee], 1837, (202), 9 September.

19. Mix. About Mr. Gerke's concert. Severnaya pchela [Northern bee], 1834, (80), 9 April.

20. Stasov V. V. School of law forty years ago. 1836-1843 gg. Russkaya starina [Russian antiquity], 1881, June, pp. 247-306.

21. Fortepianov Vasilij [V. P. Botkin]. Mix. Concert of Gerke in favor of the poor (April 11). Syn Otechestva i Severnyj arkhiv [Son of the Fatherland and the North archive], 1834, Vol. 42, pp. 602-605.

22. Shumilin D. A. St. Petersburg tour of Anna Caroline de Belleville-Oury. Muzykalnaya akademiya [Music Academy], 2018, (3) (in print).

23. Shumilin D. A. Piano music in the concert life of St. Petersburg in the 30s of the XIX century. Chronograph. Muzykalnyj Peterburg. Entsiklopedicheskij slovar-issledovanie. T. 13: XIX vek. 1801-1861 [Musical Petersburg. Encyclopedic dictionary-research. Volume 13: the nineteenth century. 1801-1861]. Saint Petersburg, 2014, pp. 222-291.

24. Shumilin D. A. One story from the formation of Russian piano criticism. Peterburg. XIX vek. Uchenye, pisateli, kritiki, khudozhniki o muzyke i muzykantakh. (1804-1869) [Petersburg. XIX century. Scientists, writers, critics, artists about music and musicians. (1804-1869)]. Saint Petersburg, 2016, pp. 34-36.

25. Chronik // Neue Zeitschrift für Musik. 1837. № 24. 22 September.

26. St. Petersburgische Zeitung. 1838. 24 Februar.

27. Vermischtes // Neue Zeitschrift für Musik. 1837. № 25. 26 September.

Первые исполнения произведений Ф. Шопена, Ф. Листа и С. Тальберга на петербургской сцене. Антон Августович Герке

В статье рассказывается о первых исполнениях музыки Ф. Шопена, Ф. Листа и С. Тальберга в Петербурге. На основе архивных источников, публикаций в периодической печати и других документов эпохи восстанавливается датировка, исторические обстоятельства, общекультурный и музыкально-исторический контекст этих знаковых событий. Анализируется рецепция исполнений петербургской критикой, говорится об особенностях бытования произведений вышеназванных композиторов в концертной жизни российской столицы 1830-х -начала 1840-х гг. Особое внимание уделяется первому исполнителю - пианисту и педагогу Антону Августовичу Герке. Тщательно прослеживается его биография в описываемый период, рассказывается о взаимоотношениях с представителями музыкальных кругов и власти, а в дополнение к тому - о поездке в Европу, в ходе которой Герке познакомился с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Р. Шуманом, К. Вик и выступал в публичных концертах.

В статье упоминаются также все остальные факты исполнения музыки Ф. Шопена, Ф. Листа и С. Тальберга в публичных петербургских концертах вплоть до 1841 г., в том числе гастроли в Петербурге Сигизмунда Тальберга и Леопольда Мейера, концерты Теодора Штейна и незаслуженно забытого ныне пианиста Николая Лебедева.

В научный оборот в рамках статьи ряд новых имен и фактов из истории отечественного фортепианного исполнительства вводится впервые.

Ключевые слова: фортепианное исполнительство, Ф. Шопен, Ф. Лист, С. Тальберг, А. Герке, концерт, история пианизма, музыкальный Петербург.

The first performances of works by F. Chopin, F. Liszt and S. Talberg on the St. Petersburg stage.

Anton Avgustovich Gerke

The article tells about the first performances of musical compositions by F. Chopin, F. Liszt and S. Thalberg in St. Petersburg. The general cultural and musical-historical context, as well as the dates and historical circumstances of these iconic events, reconstructed from archival sources, articles and other documents of the epoch. The reception of performances by St. Petersburg music critics has been analyzed. The significance and the role of the works of the above-named composers in the daily concert life of the Russian capital of the 1830s-early 1840s are determined.

The article particular attention is paid to the first performer - pianist and teacher Anton Avgustovich Gerke. His biography is carefully traced during the described period. The author tells about the pianists relationship with the musical establishment and public authorities, and in addition to that - about the trip to Europe, during which Gerke met F. Chopin, F. Liszt, R. Schumann, K. Wick and performed in public concerts.

The article also mentions all other facts of the performance of F. Chopin's, F. Liszt's and S. Thalberg's music in public concerts in St. Petersburg until 1841. Including the St. Petersburg tour of Sigismund Thalberg and Leopold Meyer, the concerts of Theodor Stein and the now undeservedly forgotten pianist Nikolai Lebedev.

A number of new names and facts from the history of Russian piano performance have been introduced into scientific circulation for the first time.

Keywords: piano performance, F. Chopin, F. Liszt, S. Talberg, A. Gerke, concert, history of pianism, musical Petersburg.

Шумилин Дмитрий Анатольевич, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе Российского института истории искусств, член Санкт-Петербургского союза ученых E-mail: deputy@artcenter.ru

Shumilin Dmitry Anatolievich, Candidate of Art Criticism, Deputy Director at the Russian Institute of the Art History, member of the St. Petersburg Union of scientists E-mail: deputy@artcenter.ru

Получено 21.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.