Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА)'

ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ТЬЮТОР / СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Ирина Юрьевна, Терентьева Ольга Сергеевна

Поступление в вуз человека с инвалидностью чаще всего обусловлено не столько интересом к определенному роду профессиональной деятельности, сколько стремлением к самоактуализации и личностному росту. Право выбора образовательной программы и места обучения остается за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, так как большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных субъектах Российской Федерации.Представлены результаты исследования реального содержания инклюзии в вузовской среде с использованием общественной экспертизы по выявлению лучших практик и «узких» мест, анализа проведения закупок социальных услуг, мониторинг вузов по сравнительным показателям. Обосновано значение тьюторских форм в сопровождении студентов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Ирина Юрьевна, Терентьева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CONDITIONS OF INCLUSION OF DISABLED PEOPLE INTO THE ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (FOLLOWING THE RESEARCH OF TOMSK INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION)

A person with a disability most often enrolls in a higher education institution not so much due to an interest in a certain profession, but rather due to a desire for self-actualization and personal development. The right to choose an educational program and a place of study belongs to the state and educational institutions, but not to applicants themselves, since most of the existing programs are developed for a particular diagnose and located in certain constituent entities of the Russian Federation.The article represents the results of the research showing the true-life content of inclusion in the environment of a higher education institution. The research was carried out using public evaluation of best practices and bottlenecks, as well as analysis of procurement of social services and monitoring of higher education institutions by comparative indicators. The significance of tutor forms in supporting students with disabilities was substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА)»

Научная статья УДК 376

doi: 10.34822/2312-377X-2022-2-42-47

ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА)

Ирина Юрьевна Малкова1, Ольга Сергеевна Терентьеваш

1 Томский государственный университет, Томск, Россия

2Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия 1malkovoi@yandex.ru 2olga_zhigalkovich@mail.ru м

Аннотация. Поступление в вуз человека с инвалидностью чаще всего обусловлено не столько интересом к определенному роду профессиональной деятельности, сколько стремлением к самоактуализации и личностному росту. Право выбора образовательной программы и места обучения остается за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, так как большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных субъектах Российской Федерации.

Представлены результаты исследования реального содержания инклюзии в вузовской среде с использованием общественной экспертизы по выявлению лучших практик и «узких» мест, анализа проведения закупок социальных услуг, мониторинг вузов по сравнительным показателям. Обосновано значение тьюторских форм в сопровождении студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзия, студенты с ограниченными возможностями здоровья, тьютор, сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья

Шифр специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования.

Для цитирования: Малкова И. Ю., Терентьева О. С. Проблемы и условия интеграции инвалидов в образовательную деятельность вуза (по материалам исследования вузов г. Томска) // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 2. С. 42-47. DOI 10.34822/2312-377X-2022-2-42-47.

Original article

PROBLEMS AND CONDITIONS OF INCLUSION OF DISABLED PEOPLE INTO THE ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (FOLLOWING THE RESEARCH OF TOMSK INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION)

Irina Yu. Malkova1, Olga S. Terenteva2!S! 1Tomsk State University, Tomsk, Russia

2Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk, Russia

1malkovoi@yandex.ru

2olga_zhigalkovich@mail.ru M

Abstract. A person with a disability most often enrolls in a higher education institution not so much due to an interest in a certain profession, but rather due to a desire for self-actualization and personal development. The right to choose an educational program and a place of study belongs to the state and educational institutions, but not to applicants themselves, since most of the existing programs are developed for a particular diagnose and located in certain constituent entities of the Russian Federation.

The article represents the results of the research showing the true-life content of inclusion in the environment of a higher education institution. The research was carried out using public evaluation of best

practices and bottlenecks, as well as analysis of procurement of social services and monitoring of higher education institutions by comparative indicators. The significance of tutor forms in supporting students with disabilities was substantiated.

Keywords: inclusion, students with disabilities, tutor, support for students with disabilities

Code: 5.8.7. Methodology and Technology of Vocational Education.

For citation: Malkova I. Yu., Terenteva O. S. Problems and Conditions of Inclusion of Disabled People into the Environment of Higher Education Institutions (Following the Research of Tomsk Institutions of Higher Education) // Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2022. No. 2. P. 42-47. DOI 10.34822/2312-377X-2022-2-42-47.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие инклюзивного производства, формирование инклюзивной городской среды, создание инклюзивной культуры, инклюзивного туризма и инклюзивного здравоохранения в большей степени нашли свое проявление в концепции инклюзивного образования.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками. В педагогической практике содержание инклюзивного образования проявляется через разработку комплекса условий, которые учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося. Одним из базовых условий для связи между индивидуальным началом в образовании и обучающимся выступает тьютор, который сопровождает индивидуальную программу образования [1]. В вузе он занимается организацией учебного процесса, разрабатывает концепцию и содержание обучения, подбирает необходимую литературу и практический материал, составляет индивидуальную образовательную программу и варианты ее освоения [2]. Также тьютор отвечает за создание в учебном заведении благоприятной эмоциональной атмосферы, решает административные и технические вопросы, занимается проблемами информационной поддержки студентов, планирует и участвует в проведении различного рода образовательных мероприятий, проводит мониторинг учебного процесса, контролирует исполнение договорных обязательств [3]. В исследовательской литературе авторы обращают внимание на то, что в тьюторской деятельности используются следующие технологии:

проектные, группового и индивидуального консультирования, информационные, рефлексивных сессий, активного слушания, работы с портфолио, моделирования, тре-нинговые, супервизии, социальных и профессиональных проб [4].

Проблема интеграции инвалидов в образовательную среду получила свое развитие в различных исследованиях и в практике учебных учреждений. Многие исследователи занимаются разработкой и внедрением программ адаптации студентов с инвалидностью.

Е. Р. Ярская-Смирнова была одной из первых, кто обобщил опыт социальной работы с инвалидами на постсоветском пространстве [5]. В ее книге «Социальная работа с инвалидами» рассмотрены наиболее важные теоретические вопросы социальной работы с данной категорией граждан, основные направления и цели социальной политики в отношении инвалидов. В статье С. С. Лебедевой «Актуальные социально-педагогические технологии работы с инвалидами» дана характеристика направлений социального сопровождения инвалидности, применение образовательных технологий работы с инвалидами, участие в реализации конкретных программ коррекционных и реабилитацион-но-образовательных учреждений [6].

Инклюзивное образование в школах помогает преодолеть дискриминацию и сегрегацию, и удовлетворить образовательные потребности всех детей [7]. В России система общего образования не располагает условиями, при которых граждане, имеющие стойкие функциональные расстройства здоровья, могли бы учиться на равных со здоровыми. В основном, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в специальных школах либо на дому.

Это лишает их возможности получить качественное среднее образование, перспективы получить высшее образование и достойную профессию [8]. В обычных школах функции тьютора выполняет классный воспитатель, в вузе должность тьютора занимает куратор. Инклюзия сегодня ориентирована, в первую очередь, на формирование условий для социализации и дальнейшего трудоустройства обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Поступление в вуз человека с инвалидностью чаще всего обусловлено не столько интересом к определенному роду профессиональной деятельности, сколько стремлением к самоактуализации и личностному росту. Право выбора образовательной программы и места обучения остается за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, так как большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных субъектах Российской Федерации, что существенно сужает образовательный выбор инвалида [9]. В связи с этим необходимы процедуры мониторинга и обратной связи при контроле инклюзивного процесса в стране. Такой контроль требует не только непредвзятости в оценке различных аспектов обеспечения инвалидов высшим образованием, но и осторожности в проведении этих исследований, дабы «объективность» не сводилась лишь к поиску недостатков и нагнетания проблем.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В г. Томске сотрудниками Автономной некоммерческой организации «Межвузовский центр социально-культурной адаптации студентов с инвалидностью «Интегро» в рамках проекта «Содействие формированию проак-тивной инклюзивной среды в вузах города Томска» в 2020 г. была проведена общественная экспертиза условий инклюзивного образования в вузах Томска, в том числе с позиции инвалидов [10]. Проект был направлен на изучение взаимодействий в вузовском образовательном пространстве по реализации идеологии и принципов инклюзии. Рассматривалась практика обучения в высшей школе лиц с инвалидностью и ограниченными воз-

можностями здоровья, которые вместе составляют одну целевую группу - лица с ограниченными возможностями (специальными потребностями). Целью исследования являлось изучение перехода от формальной к про-активной инклюзивной среде в вузах г. Томска. Проактивная среда представлялась участниками проекта как развивающая, способствующая личностному росту всех студентов, независимо от степени физических или психосоматических ограничений. В реализации проекта было выделено несколько направлений:

1) стратегия вузов в области инклюзии на основе анализа руководящих документов;

2) состояние архитектурной доступности учебных корпусов;

3) анализ деятельности в первичном звене вузовского управления на основе применения системного и экологического подходов: работы приемных комиссий, оформления контента сайтов, предоставления информации абитуриентам с ограниченными возможностями в других различных формах, а также реализацию права на специальные условия обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Основными методами деятельности стали: общественная экспертиза по выявлению лучших практик и «узких» мест; проведение закупок социальных услуг, мониторинг вузов по сравнительным показателям. В ходе проведения исследования был изучен опыт шести государственных университетов г. Томска:

- Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ),

- Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ),

- Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ),

- Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ),

- Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР),

- Томского государственного педагогического университета (ТГПУ)

На основе собранного материала были выделены критерии инфраструктурной доступности учебных корпусов и показатели

каждого вуза, сравнительные характеристики вузов в формулировании стратегий инклюзии. Обследования состояния внешнего жизненного пространства для целевой группы были проведены в октябре-ноябре 2019 г. Задачами исследования стали выявление степени сформированности доступной, безбарьерной среды в вузах г. Томска, а также возможности ее развития. Исполнители проекта при обработке данных изначально выделили две стороны доступной среды в вузе - инфраструктурную и образовательную. На практическом уровне исследование было проведено по шести направлениям:

1) анализ сайтов вузов с точки зрения их удобства для лиц с ОВЗ;

2) анализ локальной документации вуза относительно лиц с ОВЗ;

3) контрольные закупки в приемных комиссиях с учетом нозологий - обращения в роли абитуриента (очно или заочно) в приемные комиссии вузов с просьбой ответить на ряд вопросов об обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ;

4) интервью с сотрудниками вузов, осуществляющими сопровождение студентов с ОВЗ;

5) анкетирование студентов с ОВЗ;

6) организация посещения абитуриентом на инвалидной коляске тех учебных корпусов вузов, которые согласно паспортам доступности, выложенным на сайтах вузов, были оборудованы элементами безбарьерной среды.

Первоначально исследовали 27 главных и выборочно других учебных корпусов университетов. Практически у всех учебных корпусов, построенных в дореволюционный и советский периоды, отсутствуют лифты -к ним неудобно строить пандусы, тем не менее, здания просторны, в них есть место для разворота человека в инвалидном кресле. В зданиях достаточно комфортная среда для инвалидов, практически во всех обследованных учебных корпусах присутствуют подъемники, которые позволяют человеку в инвалидном кресле перемещаться с этажа на этаж по лестнице при помощи сопровождающего. Проблема доступности существует в городской инфраструктуре - в преодолении без барьеров расстояния от остановки транспорта до учебного корпуса.

При изучении образовательной инклюзии был смоделирован стандартный путь перехода человека с ОВЗ из категории абитуриента в категорию студента. Алгоритм этого перехода содержит следующие этапы: 1) изучение сайтов вузов; 2) получение консультации об условиях приема и обучения в приемных комиссиях вуза; 3) закупка услуги с учетом имеющейся нозологии; 4) получение сведений о наличии в вузе практики по специальным условиям обучения лиц с ОВЗ и специальных служб или ответственных за сопровождение студентов-инвалидов, назначенных по приказу ректора.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Принимая решение о поступлении в вуз, абитуриент прежде всего заходит на сайты вузов, чтобы узнать о направлениях подготовки, условиях обучения, доступности инфраструктуры и т. п. Участники проекта проанализировали содержание сайтов всех университетов города. Результаты исследований показали, что по информационной насыщенности и понятности для абитуриентов выигрывает ТУСУР, у него ссылка на информацию для инвалидов находится на самом видном месте сайта, вверху главной страницы, есть информация о лицах, занимающихся проблемами набора и обучения студентов с инвалидностью, их контактные данные, однако в целом информация недостаточно структурирована. Сайты других вузов менее информативны. Следующим этапом стали закупки социальных услуг, в роли оценщиков выступали участники исследовательской группы, включая двух человек, имеющих инвалидность. По результатам исследования было проведено онлайн-совещание (стратегическая сессия) представителей, ответственных за инклюзию в вузах, общественных организаций, департаментов среднего профессионального и высшего образования г. Томска. Отчеты обследования были доведены до администрации каждого вуза в письменном виде для организации работы по устранению отмеченных недостатков, предложено проводить такие совещания по различным проблемам инклюзии на постоянной основе. Результаты исследования с комментариями представи-

телей вузов включены в выпущенные для абитуриентов с инвалидностью пособия по поступлению в томские вузы. Также в рамках исследования были организованы две онлайн-встречи для лиц этой категории населения, но только в одной из них принял участие всего один человек. Это свидетельствует о том, что это группа, сложно поддающаяся на призывы, работу с которой следует проводить более серьезно, постепенно устраняя в их сознании мысль о недоступности для них высшего образования. В целом, в результате выполнения проекта были уточнены представления об инклюзии в томских вузах, создано сообщество ответственных за инклюзию в высшем образовании г. Томска, которое предстоит развивать.

Анализ реального состояния инклюзии показал, что практически во всех вузах г. Томска имеется минимальный, в виде отдельных элементов, уровень доступности внешней среды для лиц с ограниченными возможностями, и есть исключительные примеры со 100 %-й доступностью зданий -учебно-лабораторный корпус ТУСУРа. Общим слабым местом остается городская инфраструктура - путь от остановок транспорта до учебных корпусов университетов. Исполнители проекта пришли к выводу, что во всех вузах, за исключением ТУСУРа, слабо развита социальная и образовательная инклюзия, в большинстве вузов недостаточно организована помощь таким абитуриентам и студентам, при том что назначены сотрудники, отвечающие за предоставление образовательных услуг в соответствии с Законом «Об образовании в РФ». Только в ТУСУРе направление образовательной инклюзии институционализировано - еще в 2011 г. организован Центр доступности образования (ЦеДО) и утверждено Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (2018). Задачами в деятельности в каждом вузе на новом этапе развития инклюзии должны стать организация процессов координации между абитуриентами и студентами с ограниченными возможностями здоровья - с одной стороны, и деятельности первичных (приемные комиссии, службы/центры сопровождения)

и средних структур (деканаты) управленческого звена вуза - с другой.

Проведенные исследования и полученный опыт работы над проектом позволяют сделать вывод о необходимости продолжения формирования системы сопровождения студентов с ОВЗ в вузах, постепенно расширяя число сторонников инклюзивного образования, обустраивая безбарьерную среду и активно изменяя с помощью различных мероприятий общественное мнение. Кроме того, эта деятельность должна включать в себя индивидуальное и психологическое сопровождение студентов с инвалидностью. Формирование общегородской инклюзивной среды улучшит возможности доступа студентов-инвалидов в вузы, что повлечет за собой дальнейшие изменения в общественном сознании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе становится успешным при условии эффективного сопровождения и развития их личностной активности. Первоочередными задачами инклюзивной системы становится разработка принципов сопроводительного педагогического процесса, обоснование способов выявления проблем самих студентов, а также методик практической деятельности.

Центр доступности образования в ТУСУРе помогает студенту-инвалиду преодолеть психологические барьеры, решает проблемы коммуникации, организует поддержку со стороны студентов без ограничений, регулярно проводит исследования, планирует мероприятия, разрабатывает документы сопроводительного процесса, методические материалы и их распространение.

Вполне вероятным и желательным последствием инициатив по внедрению системы сопровождения студентов с инвалидностью в высшей школе должно стать создание позитивного общественного мнения по отношению к инвалидам и инвалидности, инклюзивному образованию, а также разветвленной сети общественных организаций. В дальнейшем преобразование общественного сознания приведет к осознанию данной проблемы на государственном уровне и созданию соответствующих подразделений

и должностей в администрациях муниципальных образований, в задачи которых должна входить разработка преобразований городской среды с учетом специальных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Таким образом, данные рекомендации позволяют начать формирование системы сопровождения студентов-инвалидов в вузе

Список источников

1. Вяльцева М. В. Тьюторская модель в системе подготовки бакалавра социальной работы в вузах США // Ученые записки РГСУ. 2014. № 1. С. 90-96.

2. Бочкарева С. И. Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С.71-72.

3. Косоплечев А. В. Роль тьютора в условиях реформирования системы высшего образования // Социал. политика и социология. 2012. № 4. С. 221-229.

4. Разуваев И. С. Тьюторские технологии в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения студентов бакалавриата // Вестн. высш. шк. 2018. № 2. С. 46-49.

5. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. СПб : Питер, 2004. 316 с.

6. Лебедева С. С. Актуальные социально-педагогические технологии работы с инвалидами // Учен. записки СПбГИПСР. 2011. Т. 15, вып. 1. С. 7-10.

7. Зиновьева В. И. Формирование модели саморазвивающейся системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в ТУСУРе // Социальная работа: образование и практика. Томск : Изд-во ТУСУРа, 2001. С. 129-137.

8. Зайцев Д. В. В центре внимания - студент-инвалид // Высш. образование в России. 2009. № 5. С. 134-140.

9. Жигарева Н. П. Трудовое обучение инвалидов в контексте образовательной среды в реабилитационном пространстве // Вестн. УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2010. № 2. С. 63-69.

10. Сильные люди. Группа АНО. Томский межвузовский центр социальной и культурной адаптации студентов с инвалидностью «Интегро» // ВКон-такте : сайт. URL: https://vk.com/integro.tomsk.

Информация об авторах

И. Ю. Малкова - доктор педагогических наук, профессор.

О. С. Терентьева - старший преподаватель.

с отдельного подразделения (кафедры, факультета и т.д.), постепенно расширяя число сторонников инклюзивного образования, втягивая в эту работу студентов с инвалидностью, обустраивая безбарьерную среду и активно изменяя с помощью различных мероприятий общественное мнение.

References

1. Vialtseva M. V. Tiutorskaia model v sisteme podgo-tovki bakalavra sotsialnoi raboty v vuzakh SShA // Scientific notes of RSSU. 2014. No. 1. P. 90-96. (In Russian).

2. Bochkareva S. I. Model tiutorskoi deiatelnosti kak sredstvo soprovozhdeniia individualnoi traektorii razvitiia studentov // Higher education today. 2011. No. 2. P. 71-72. (In Russian).

3. Kosoplechev A. V. The role of the tutor in the learning process in higher education reform // Social Policy and Sociology. 2012. No. 4. P. 221-229. (In Russian).

4. Razuvaev I. S. Tiutorskie tekhnologii v pedagog-icheskom soprovozhdenii professionalnogo samoo-predeleniia studentov bakalavriata // Higher school herald. 2018. No. 2. P. 46-49. (In Russian).

5. Iarskaia-Smirnova E. R., Naberushkina E. K. Social work with persons with disabilities. Saint Petersburg : Peter, 2004. 316 p. (In Russian).

6. Lebedeva S. S. Socio-pedagogical technologies of social work with disabled people // Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. 2011. Vol. 15, Is. 1. P. 7-10. (In Russian).

7. Zinoveva V. I. Formirovanie modeli samorazviva-iushcheisia sistemy soprovozhdeniia studentov s ogra-nichennymi vozmozhnostiami zdorovia v TUSURe // Sotsialnaia rabota: obrazovanie i praktika. Tomsk : Publishing house of TUSUR, 2001. P. 129-137. (In Russian).

8. Zaitsev D. V. Pedagogic support for students with disabilities // Higher Education in Russia. 2009. No. 5. P. 134-140. (In Russian).

9. Zhigareva N. P. Trudovoe obuchenie invalidov v kontekste obrazovatelnoi sredy v reabilitatsionnom prostranstve // Vestnik UMO vuzov Rossii po obra-zovaniiu v oblasti sotsialnoi raboty. 2010. No. 2. P. 63-69. (In Russian).

10. Silnye Liudi. Gruppa ANO Tomskii mezhvuzovskii tsentr sotsialnoi i kulturnoi adaptatsii studentov s in-validnostiu "Integra" // VKontakte : website. URL: https://vk.com/integro.tomsk. (In Russian).

About the authors

Irina Yu. Malkova - Doctor of Sciences (Pedagogy),

Professor.

Olga S. Terenteva - Senior Lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.