Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР И РФ'

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР И РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
279
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ И РОССИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Ин

В статье рассматриваются проблемы сотрудничества КНР и РФ в сфере энергетики.Цель и задачи. Выявить основные причины проблем и трудностей в процессе сотрудничества КНР и РФ в контексте современных международных отношений на основе анализа экспертных оценок китайских и российских ученых по вопросу перспектив энергетического взаимодействия КНР и РФ.Методология. В качестве методов исследования был использован сравнительный метод, метод обобщения и экспертного анализа.Результаты. При рассмотрении проблем энергетического сотрудничества КНР и РФ было отмечено, что, несмотря на объективно благоприятные условия взаимодействия, существуют сложности в реализации конкретных проектов энергетического сотрудничества: отсутствие долгосрочного энергетического стратегического планирования, недостаточный уровень взаимного доверия между двумя странами, определенная несогласованность в позиции правительства и конкретных предприятий, а также влияние жесткой конкурентной борьбы на международном энергетическом рынке.Выводы. Для быстрого и стабильного развития китайско-российского энергетического сотрудничества Китаю и России необходимо укрепить взаимное доверие путем расширения всесторонних встреч и консультаций, сближения законодательной базы, что даст возможность укрепить позиции энергетического сотрудничества в условиях нарастающего санкционного давления США и их союзников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SINO-RUSSIAN ENERGY COOPERATION

The article deals with the problems of cooperation between the PRC and the Russian Federation in the energy sector.Aim and tasks. To identify the main causes of problems and difficulties in the process of cooperation between the PRC and the Russian Federation in the context of modern international relations based on the analysis of expert assessments of Chinese and Russian scientists on the prospects for energy cooperation between the PRC and the Russian Federation.Methods. The comparative method, the method of generalization and expert analysis were used as research methods.Results. When considering the problems of energy cooperation between the PRC and the Russian Federation, it was noted that, despite the objectively favorable conditions for interaction, there are difficulties in the implementation of specific energy cooperation projects: the lack of long-term energy strategic planning, the insufficient level of mutual trust between the two countries, a certain inconsistency in the position of the government and specific enterprises, as well as the impact of fierce competition in the international energy market.Conclusions. For the rapid and stable development of Sino-Russian energy cooperation, China and Russia need to strengthen mutual trust through the expansion of comprehensive meetings and consultations, convergence of the legislative framework, which will make it possible to strengthen the position of energy cooperation in the face of growing sanctions pressure from the United States and its allies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР И РФ»

DOI 10.22394/2073-2929-2022-03-58-65

Проблемы и трудности в процессе энергетического сотрудничества КНР и РФ

Ли Ин

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, Китайская

Народная Республика

[email protected]

РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются проблемы сотрудничества КНР и РФ в сфере энергетики. Цель и задачи. Выявить основные причины проблем и трудностей в процессе сотрудничества КНР и РФ в контексте современных международных отношений на основе анализа экспертных оценок китайских и российских ученых по вопросу перспектив энергетического взаимодействия КНР и РФ.

Методология. В качестве методов исследования был использован сравнительный метод, метод обобщения и экспертного анализа.

Результаты. При рассмотрении проблем энергетического сотрудничества КНР и РФ было отмечено, что, несмотря на объективно благоприятные условия взаимодействия, существуют сложности в реализации конкретных проектов энергетического сотрудничества: отсутствие долгосрочного энергетического стратегического планирования, недостаточный уровень взаимного доверия между двумя странами, определенная несогласованность в позиции правительства и конкретных предприятий, а также влияние жесткой конкурентной борьбы на международном энергетическом рынке.

Выводы. Для быстрого и стабильного развития китайско-российского энергетического сотрудничества Китаю и России необходимо укрепить взаимное доверие путем расширения всесторонних встреч и консультаций, сближения законодательной базы, что даст возможность укрепить позиции энергетического сотрудничества в условиях нарастающего санкционного давления США и их союзников.

Ключевые слова: Китай и Россия, энергетическое сотрудничество, международные санкции, экспертные оценки китайских и российских ученых

Для цитирования: Ли Ин. Проблемы и трудности в процессе энергетического сотрудничества КНР и РФ // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 3. С. 58-65.

Problems of Sino-Russian Energy Cooperation Li Ying

St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation, People's Republic of China [email protected]

ABSTRACT

The article deals with the problems of cooperation between the PRC and the Russian Federation in the energy sector.

Aim and tasks. To identify the main causes of problems and difficulties in the process of cooperation between the PRC and the Russian Federation in the context of modern international relations based on the analysis of expert assessments of Chinese and Russian scientists on the prospects for energy cooperation between the PRC and the Russian Federation.

Methods. The comparative method, the method of generalization and expert analysis were used as research methods.

Results. When considering the problems of energy cooperation between the PRC and the Russian Federation, it was noted that, despite the objectively favorable conditions for interaction, there are difficulties in the implementation of specific energy cooperation projects: the lack of long-term energy strategic planning, the insufficient level of mutual trust between the two countries, a certain inconsistency in the position of the government and specific enterprises, as well as the impact of fierce competition in the international energy market.

Conclusions. For the rapid and stable development of Sino-Russian energy cooperation, China and Russia need to strengthen mutual trust through the expansion of comprehensive meetings and consultations, convergence of the legislative framework, which will make it possible to strengthen the position of energy cooperation in the face of growing sanctions pressure from the United States and its allies. Keywords: China and Russia, energy cooperation, international sanctions, expert assessments of Chinese and Russian scientists

For citing: Li Ying. Problems of Sino-Russian Energy Cooperation // Eurasian Integration: economics, law, politics. 2022. Vol. 16. No. 3. P. 58-65.

Введение

Энергетическая политика становится одним из важнейших направлений международных отношений, поскольку глобальная экономика во все возрастающих объемах нуждается в производстве и потреблении энергетических ресурсов. В связи с этим возрастает конкурентная борьба как среди стран, богатых энергетическими ресурсами, так и среди стран, остро нуждающихся в энергоресурсах, но не обладающих ими.

1. Энергетическое сотрудничество КНР и РФ в условиях санкционной политики западных стран

Почти все страны, большие и малые, сталкиваются с энергетическими проблемами, что связано во многом с нестабильностью рыночной ситуации на мировом энергетическом рынке, а потому многие из них активно ищут возможность диверсификации импорта энергоносителей. Россия и страны Ближнего Востока, богатые нефтегазовыми ресурсами, являются важнейшими участниками энергетического рынка, поэтому за возможность получать энергетические ресурсы этих поставщиков идет ожесточенная борьба, в которой Китай принимает активное участие.

1.1. Конкуренция между Китаем и Японией в импорте энергии

В последние годы между Японией и Россией постепенно развиваются экономические и торговые отношения, среди которых более заметное место занимает сотрудничество в области энергетики. Географическая близость Японии и России способствует развитию связей в области энергетики. Традиционно Япония импортирует большое количество энергоресурсов из дальневосточных регионов России, что позволяет сократить транспортные расходы, обеспечить безопасность транспортировки и повысить энергоэффективность [2]. Укрепление энергетического сотрудничества Японии и России помогает Японии, с одной стороны, усилить свое региональное влияние в Северо-Восточной Азии, а с другой стороны, стать более независимой в отношениях с США.

Что касается России, то энергетическое сотрудничество с Японией дает возможность увеличить ее геополитическое стратегическое влияние в регионе и снизить уровень опасений стать «материальным вассалом» экономического развития Китая и усилить свои переговорные позиции с этой страной по энергетическим вопросам. В итоге возрастает экономическое влияние России в Азиатско-Тихоокеанском регионе [1].

В последние годы в связи с ростом цен на ископаемые энергетические ресурсы происходит корректировка энергетической стратегии Китая и Японии, это означает диверсификацию топливных ресурсов и их поставщиков, что приводит к прямой конкуренции Китая и Японии по вопросу энергетического сотрудничества с Россией. Являясь важными покупателями российской ископаемой энергии, обе стороны надеются получить больше энергии по более выгодной цене. Сотрудничество Японии и России в области энергетики в определенной степени улучшает двусторонние отношения и оказывает положительное влияние на стабилизацию ситуации в области безопасности в Северо-Восточной Азии [5]. Последнее обстоятельство особенно важно для Китая, поскольку геополитическая стабильность в регионе СевероВосточной Азии является залогом успешного развития КНР.

1.2. Влияние китайско-российского энергетического сотрудничества на энергетические позиции США

США — одна из крупнейших стран мира по производству, потреблению и импорту энергии. С увеличением добычи нефти в России и Центральной Азии США стали активно реализовывать диверсифицированную стратегию импорта энергоресурсов, чтобы снизить энергетическую зависимость от стран ОПЕК [3].

США рассматривают китайско-российское энергетическое сотрудничество как препятствие на пути реализации своих глобальных национальных интересов, которые определяются желанием продолжать быть ведущей державой мира. Поэтому США осуществляет стратегию диверсификации импорта энергии, энергетическое сотрудничество с Россией является одной из важных частей этой стратегии. США уже давно участвовала в разработке месторождений нефти и природного газа на Сахалине. Американский энергетический гигант СопосоРЫПрБ держит примерно 19% акций российской компании «Лукойл», которая является крупнейшим производителем сырой нефти в России. Когда Китай захотел купить акции российской компании «Славнефть», российские парламентарии не разрешили китайским компаниям участвовать в торгах [4].

США рассматривают Китай как партнера и как потенциального противника, поэтому проводят политику ограниченного сотрудничества и всеобъемлющего сдерживания в отношении Китая. Если энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией будет успешным, то и политическое взаимное доверие между двумя странами будет укрепляться, а экономические связи станут более тесными [6]. Это затруднит сохранение гегемонии США на мировой арене и усложнит политику сдерживания Китая.

Поэтому стратегия США состоит в том, чтобы ограничить китайско-российское энергетическое сотрудничество, чтобы постоянно провоцировать конфликтные ситуации в отношениях Китая и России. Многие китайские эксперты считают, что США стремятся использовать различные средства, такие как американские и российские академические институты и средства массовой информации, чтобы разрушать отношения между Китаем и Россией. По имеющимся данным, многие статьи по «теории китайской угрозы», опубликованные в российских СМИ, спонсировались соответствующими подразделениями и организациями в США. Из-за исторических причин некоторые россияне относятся к Китаю с предубеждением, мало знают о сегодняшнем Китае, поэтому сомневаются в быстром развитии КНР [8].

1.3. Место европейского фактора в российско-китайском энергетическом сотрудничестве

ЕС является одним из крупнейших в мире регионов потребителей нефти, и около половины объема энергии необходимо импортировать. Россия —крупнейший источник нефти и природного газа для ЕС. Россия и Европа не только устанавливают стратегическое партнерство в области энергетики, но и создают хороший механизм энергетического диалога.

С точки зрения цены, благодаря развитой и плотной сети трубопроводов между Европой и Россией, стоимость транспортировки энергии из России в Европу была снижена. Более того, средняя цена на природный газ в России в 2018 г. составляла на 10% и 17% ниже, чем в Норвегии и США соответственно. И что касается инфраструктуры, то преимущества России также очевидны: годовой объем нефти по трубопроводу «Дружба» достигает 70 млн т, а общая годовая производственная мощность российско-европейского газопровода составляет 257 млрд м3, что достаточно для удовлетворения экспорта в Европу

[7], при этом стоимость транспортировки невысока и риск морской перевозки отсутствует. Более того, с географической точки зрения экспорт нефти и газа из стран Центральной Азии и Кавказа в ЕС почти обязательно идет через Россию, которая подписала долгосрочные контракты с Туркменистаном и другими странами посредством энергетической дипломатии, и, таким образом, она фактически является посредником между Средней Азией и Европой. В. В. Путин не раз отмечал, что европейские страны никогда не отрицали надежность сотрудничества с Россией в энергетической сфере. Партнерские экономические отношения с Европейским союзом всегда были гарантией для развития российской экономики, поэтому китайско-российское сотрудничество в области энергетики было не столь активным. В настоящее время Россия идет на активизацию энергетического сотрудничества с Китаем, несмотря на то что существует устойчивое представление в общественном сознании россиян, что есть опасность экономической экспансии Китая на Дальнем Востоке, поэтому необходимо проводить политику по сближению народов, развитию приграничных связей и других форм сотрудничества.

1.4. Энергетический конфликт между Китаем и Индией

Индия признана растущей мировой державой, ее экономика быстро развивается, поэтому растет ее спрос на энергетические ресурсы, которых в самой Индии крайне мало. Поэтому Индия разработала план по всестороннему расширению импорта энергоресурсов для обеспечения энергетической безопасности. Индийская сторона активно инвестирует капиталы в разведку энергоресурсов на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Каспийском море, но также придает большое значение расширению энергетического сотрудничества с Россией [9].

Традиционно Россия считает Индию своим стратегическим союзником в Южной Азии. Между Индией и Россией установились тесные торговые связи, страны поддерживают друг друга политически, тесно сотрудничают в военной сфере. Для Китая Индия является естественным конкурентом на энергетическом рынке России. В конце 2005 г. был завершен проект «Сахалин-2», совместно разработанный американскими, японскими и индийскими компаниями. Кроме того, Россия пообещала помочь Индии в освоении нефтегазовых ресурсов и строительстве атомных электростанций. Россия придает большое значение энергетическому сотрудничеству с Индией [10].

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в борьбе за нефтегазовые ресурсы России конкуренция и конфликты между Китаем и Индией возможны. В этой конкуренции каждая страна сдерживает и уравновешивает друг друга, чтобы реализовать свои экономические интересы [11].

2. Китайские и российские эксперты о проблемах энергетического сотрудничества РФ и КНР

2.1. Российский экспертный взгляд на основные проблемы энергетического сотрудничества двух стран

Российские эксперты делают акцент на проблеме потенциальной угрозы превращения России в энергетический придаток экономики Китая, особенно в области нефти и газа, что не подходит для социально-экономического развития России, но выгодно для Китая. Российские эксперты подчеркивают, что создание основной добавленной стоимости в процессе использования нефтегазовых ресурсов, увеличение числа новых рабочих мест и развитие технологических областей — все это будет происходить в Китае и принесет ему пользу. Такой тип сотрудничества только приведет к тому, что Россия будет терять все больше и больше капитала, а следовательно, это будет способствовать развитию только экономики Китая. Кроме того, масштабный экспорт российской нефти, природного газа и других ресурсов в другие страны мира привел к постепенному ослаблению отрасли глубокой переработки энергоресурсов в России. Ведь нефтегазовые ресурсы используются не только как топливо для различных отраслей промышленности, но и как промышленное сырье для производства различной продукции. И вся современная промышленность без него не может нормально функционировать.

Такой тип развития энергоотрасли может разрушить технологический инновационный потенциал России, что приведет к ее отставанию во многих аспектах. Например, Россия будет отставать от Китая в производстве продукции в области энергетического машиностроения, а также в органическом синтезе, нефтехимии, производстве синтетических материалов и угольных энергетических технологиях.

Поэтому фундаментальная цель внешней энергетической политики, заявленная в «Энергетической стратегии России до 2020 года», заключается в следующем: «Превратить Россию из простого поставщика сырья в важного участника, который может проводить независимую политику на международном энергетическом рынке» [7]. Поэтому Россия выразила озабоченность по поводу нынешнего пути энергетического сотрудничества с Китаем и не желает быть только энергетической ресурсной базой для его экономического развития.

2.1.1. Развитие энергетических источников России

В обозримом будущем спрос на нефть, газ и другие источники энергии на внутреннем и внешнем рынках России будет увеличиваться. Согласно энергетической стратегии России, к 2030 г. производство топливной энергии в России вырастет на 25-35%, а внутренний спрос вырастет на 38-57% [12]. В перспективе европейские страны и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай, которые традиционно сотрудничают с Россией в области энергетики, будут продолжать увеличивать свой спрос на энергоресурсы. Поэтому России необходимо активно развивать новые месторождения нефти и газа. Чтобы удовлетворить внутренний и международный спрос на энергию, развитие новых энергетических баз может быть перенесено только в Восточную Сибирь. Однако в настоящее время этот регион имеет отсталую инфраструктуру и суровые природные погодные условия, что препятствует развитию энергетических проектов на Дальнем Востоке [Там же].

Кроме того, в российских экспертных кругах существует точка зрения, что Китай хочет крупномасштабно импортировать нефтяные ресурсы, потому что стремится не только удовлетворить потребности собственного экономического развития, но и экспортировать энергию в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона для получения определенных коммерческих выгод.

2.2. Основные проблемы российско-китайского энергетического сотрудничества, по мнению китайских ученых

К крупнейшим энергетическим компаниям Китая относятся «Синопек», КННК и СШОС. Хотя эти три энергетические компании относительно сильны и очень быстро развиваются, они все еще слабы по сравнению с передовыми энергетическими компаниями мира. Капитал всемирно известной компании «Экссон Мобил» более чем в три раза превышает суммарный капитал этих трех энергетических компаний. Разведка и добыча нефти — это отрасль с огромными инвестициями и чрезвычайно высоким риском. Международные нефтяные транснациональные гиганты обладают преимуществами глобальных ресурсов, технологий, рынка и инвестиций, а уровень разведки и использования энергии большинства китайских нефтяных компаний низкий по сравнению с крупными международными компаниями; их капитал и техническая мощь ограничены, и им не хватает опыта участия в международном энергетическом сотрудничестве. Это привело к слабой международной конкурентоспособности Китая и недостаточной способности выйти на международный рынок. Кроме того, из-за непонимания характерных национальных особенностей России многие китайские компании не проводят опрос и оценку российского рынка, прежде чем принять решение об инвестировании в Россию, что влияет на комплексные долгосрочные планы инвестиций в области энергетики России.

2.2.1. Влияние «теории китайской угрозы» на политическое взаимодоверие между

Китаем и Россией

Сотрудничество в области энергетики является важной частью международного сотрудничества КНР и РФ, потому что формулирование стратегической политики страны зависит от энергетической сферы.

Хотя политическое взаимодоверие между Китаем и Россией в настоящее время стабильно укрепляется, но нельзя отрицать наличие нежелательных факторов. Россия часто рассматривает нефть как разменную монету в международной политике. Например, в процессе сотрудничества с Китаем Россия требует от Китая идти на компромисс в пограничном вопросе при условии укладки нефтепроводов и экспорта нефти, что подрывает политическое взаимодоверие между Китаем и Россией [12].

Кроме того, изменение маршрута пролегания нефтепровода между Китаем и Россией с Ангарск — Дацин на Ангарск — Находка свидетельствует о том, что Россия больше обращает внимания на собственные экономические интересы, но вместе с этим наносит ущерб взаимному доверию. Первоначально Китай и Россия достигли предварительной договоренности о прокладке этого маршрута, однако в России возникло опасение, что этот трубопровод идет только в Китай и в будущем он неизбежно будет ограничен Китаем по вопросу экспорта энергетики. Япония также предложила новый план, согласно которому Россия должна построить трубопровод от Ангарска до российского дальневосточного порта Находка и оказать соответствующую финансовую поддержку. Россия начала колебаться в выборе направления трубопровода. В таких условиях политическое взаимное доверие между Китаем и Россией было серьезно подорвано [13].

В связи с быстрым развитием экономики Китая и повышением совокупной мощи государства теория об «экономической угрозе Китая» продолжает распространяться в России. Особенно в регионах Дальнего Востока сохраняются устойчивые стереотипы в общественном мнении о «китайской экспансии» и «китайской бизнес-иммиграции». Некоторые россияне опасаются, что быстрое развитие Китая приведет к «экспансии китайского капитала» и «увеличению китайской части населения». Эти представления связаны с ошибочной интерпретацией форм сотрудничества в области энергетики между двумя странами («разграбление российских энергетических ресурсов»), что оказывает отрицательное влияние на китайско-российские отношения.

Заключение

Китай и Россия должны рассматривать вопросы сотрудничества в нефтегазовых и угольных областях в комплексе со всеми другими направлениями экономического сотрудничества. Так, необходимо ускорить реализацию ряда «замороженных» проектов в энергетике, что требует решительных шагов в переговорах о ценах на нефть и газ. Кроме того, общемировой тенденцией является развитие альтернативной энергетики, в частности, разработка и использование сланцевого газа. Китай обладает богатыми запасами сланцевого газа, поэтому энергетическое сотрудничество в этой сфере между Китаем и Россией является перспективным направлением.

Для развития экономических связей двух стран важно сблизить законодательную базу, чтобы создать условия для успешного функционирования трансграничного инвестиционного механизма, который полезен для обеих сторон. Например, Россия обладает огромными запасами нефти и газа, но их очень трудно разрабатывать. В частности, освоение новых российских нефтегазодобывающих районов в отдаленных регионах будет сопряжено с огромными рисками и потребует огромных финансовых средств. Самой России сложно завершить столь масштабную разработку быстро. Для достижения лучших результатов правительства обеих стран должны осознать, что коммерческие сделки в области энергетики способствуют взаимной выгоде и обоюдному выигрышу [10]. Обе стороны должны укреплять диалог, взаимное доверие и обмены, устранять препятствия и сформировать эффективный механизм трансграничных инвестиций, чтобы расширить масштабы сотрудничества, защищая интересы обеих сторон в условиях санкционного давления США и их союзников.

Литература

1. Ву Эньюань. Текущее состояние и перспективы энергетического сотрудничества между Китаем, Россией, США, Европой и странами Центральной Азии // Международное сотрудничество, 2009. № 11.

С. 31-33. (На китайском яз.)

2. Ву Сючунь. Китайско-индийское энергетическое сотрудничество: дис. к. полит. н. 2017, Сямынь. С. 25-30. (На китайском яз.)

3. Ван Люин, Сунь Хаоюань. Влияние противоречий между глобальными державами на энергетическое сотрудничество государств Евразии // Современные гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 114-119. (На китайском яз.)

4. Инь Юйган. Китайско-индийско-российская конкуренция и сотрудничество в Центральной Азии // Мировой и экономический форум. 2006. № 3. С. 70-74. (На китайском яз.)

5. Кашулин Д. А. Энергетическая безопасность государства в современном политическом процессе: отечественный и зарубежный опыт: автореф. дис. к. полит. н. М., 2016. 29 с.

6. Левинзон С. В. Экология и энергетическая безопасность (законодательная и нормативная база) // Энергия: экономика, техника, экология. 2017. № 3. С. 65-73.

7. Ли Цинцин. О японо-российском энергетическом сотрудничестве: дис. к. полит. н. Шань Дун, 2018. С. 35-37. (На китайском яз.)

8. Пан Чанвей. Гегемония США и движущая сила американо-китайского энергетического сотрудничества // Народный форум. 2019. № 34 С. 112-115. (На китайском яз.)

9. Фэнь Найкан, Ли Ян. Анализ китайско-индийского энергетического сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь» // Современный мир. 2015. № 11.С. 50-53. (На китайском яз.)

10. Чжен Юй. Китай, Россия и США в Центральной Азии: сотрудничество и конкуренция. Пекинское издательство социальной литературы, 2007. С. 326. (На китайском яз.)

11. Чжан Синьхуа. Энергетическая стратегия Китая в Центральной Азии: дис. к. полит. н. Урумчи, 2009. 109 с. (На китайском яз.)

12. ЧжоуДань. Влияние новой энергетической политики Трампа // Китайская и зарубежная энергетика. 2019. № 24. С. 39. (На китайском яз.)

13. Ши Цзини. Энергетическое сотрудничество ЕС и России в 21 веке: анализ проблем и перспектив: дис. к. полит. н. 2019, Пекин. 130 с. (На китайском яз.)

Об авторе:

Ли Ин, аспирант кафедры международных отношений и мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Российская Федерация; Китайская Народная Республика); [email protected]

References

1. Wu Enyuan. Current Situation and Prospects of Energy Cooperation between China, Russia, USA, Europe and the Countries of Central Asia. International Cooperation, 2009. No. 11. P. 31 -33. (In Chin.)

2. Wu Xiaochun. Sino-Indian Energy Cooperation : diss. PhD in Political Sciences. Xiamen, 2017. P. 25-30. (In Chin.)

3. Wang Luying, Sun Haoyuan. Influence of contradictions between global powers on the energy cooperation of the Eurasian countries. Modern humanitarian research, 2018. No. 2. P. 114-119. (In Chin.)

4. Yin Yugang. The Competition and Cooperation between China, India and Russia in Central Asia. World and Economic Forum, 2006. No. 2. P. 70-74. (In Chin.)

5. Kashulin D. A. Energy security of the state in the modern political process: domestic and foreign experience : author. diss. PhD in Political Sciences. Moscow, 2016. P. 29. (In Rus.)

6. Levinzon S. V. Ecology and energy security (legislative and regulatory framework). Energy: economics, technology, ecology [Energiya: ekonomika, tekhnika, ekologiya]. 2017. No. 3. P. 65-73. (In Rus.)

7. Li Qingqing. On Japan-Russian Energy Cooperation : diss. PhD in Political Sciences. Shan Dong, 2018. P. 3537. (In Chin.)

8. Pang Changwei. U. S. Hegemony and the Power of China's Energy Cooperation. People's Forum, 2019. No. 34. P. 112-115. (In Chin.)

9. Feng Naikang, Li Yang. A Brief Analysis of Sino-Indian Energy Cooperation under the "One Belt, One Road" Initiative. Modern World. 2015, No. 11. P. 50-53. (In Chin.)

10. Zheng Yu. China, Russia and the US in Central Asia: Cooperation and Competition. Beijing Social Literature Publishing House, 2007. P. 326. (In Chin.)

11. Zhang Xinhua. China's Central Asian Energy Strategy : diss. PhD in Political Sciences. Urumqi : Xinjiang University School of Economics and Management, 2009. P. 109. (In Chin.)

12. Zhou Dan. Impact of Trump's new energy policy. Chinese and foreign energy. 2019. No. 24. P. 39. (In Chin.)

13. Shi Jingyi. Energy Cooperation between EU and Russia in the 21st Century: Analysis of Problems and Prospects : diss. PhD in Political Sciences. 2019, Beijing. P. 113. (In Chin.)

About the author:

Li Ying, Postgraduate student at the Department of International Relations and World Politics of St. Petersburg State University (Saint Petersburg, Russian Federation; People's Republic of China); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.