Общество: политика, экономика, право. 2022. № 4. С. 53-57. Society: Politics, Economics, Law. 2022. No. 4. P. 53-57.
Научная статья
УДК 341.24(470+571:510)
https://doi.org/10.24158/pep.2022.4.8
Проблемы в сфере энергетического сотрудничества КНР и РФ
Ли Ин
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. Энергетический вопрос находится в центре внимания современной международной политики и иллюстрирует основное направление экономического сотрудничества между Китаем и Россией. Важность активного взаимодействия двух стран в энергетической сфере очевидна. Однако в последние десятилетия, несмотря на постоянные усилия Поднебесной и РФ по упрочению и интенсификации двусторонних контактов, сотрудничество двух держав в сфере энергетики не лишено сложностей, препятствующих стабильному развитию инфраструктуры, наращиванию объемов поставок энергоносителей и сдерживающих темпы роста энергетической коммуникации государств. Настоящая статья посвящена рассмотрению международных ограничений китайско-российского сотрудничества в области энергетики, анализу существующих проблем и изучению стратегий более эффективного использования имеющихся договоренностей с целью развития дальнейшего взаимодействия в области энергетики между Китаем и Россией. Показано, что оба государства заинтересованы в укреплении энергетических связей, в связи с чем в настоящее время ведется поиск оптимальных решений для преодоления ситуаций напряжения и достижения взаимопонимания России и Китая в энергетике.
Ключевые слова: Китай, Россия, энергетическое сотрудничество, ограничения и проблемы, ответная стратегия
Для цитирования: Ли Ин. Проблемы энергетического сотрудничества КНР и РФ // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 4. С. 53-57. https://doi.org/10.24158/pep.2022A8.
Original article
Problems of Sino-Russian energy cooperation
Li Ying
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The energy issue is at the center of attention of modern international politics and illustrates the main direction of economic cooperation between China and Russia. The importance of active cooperation between the two countries in the energy sector is obvious. However, in recent decades, despite the constant efforts of the Celestial Empire and the Russian Federation to strengthen and intensify bilateral contacts, the cooperation of the two powers in the field of energy is not without difficulties, hindering the stable development of infrastructure, increasing the volume of energy supplies and restraining the growth rates of energy communication of the states. This article is devoted to the consideration of international limitations of Sino-Russian cooperation in the field of energy, the analysis of existing problems and the study of strategies for more effective use of existing agreements in order to develop further cooperation in the field of energy between China and Russia. It is shown that both states are interested in strengthening energy ties, and therefore, optimal solutions are currently being sought to overcome tension situations and achieve mutual understanding between Russia and China in the energy sector. Keywords: China, Russia, energy cooperation, constraints and challenges, preventive solution For citation: Li Ying (2022) Problems of Sino-Russian energy cooperation. Society: Politics, Economics, Law. (4), 53-57. Available from: doi:10.24158/pep.2022.4.8 (In Russian).
Сегодня ситуация в мировом пространстве складывается таким образом, что человечество находится в постоянной зависимости от источников энергии. Современная экономика является довольно энергоемкой, а тотальное распространение цифровизации всех жизненных сфер лишь обостряет мировую потребность в энергоносителях. В этом отношении взаимодействие двух крупных экономических игроков на мировой арене в сфере энергетики представляется закономерным с точки зрения решения ими актуальных своих для государств задач. Территориальное
© Ли Ин, 2022
расположение России и Китая способствует установлению между ними устойчивых связей, в том числе в сфере энергетики. Однако при всех позитивно-определяющих предпосылках русско-китайское энергетическое взаимодействие характеризуется рядом проблем, разрешение которых является условием прогресса в двусторонних отношениях стран. При этом на сегодняшний день существует две точки зрения на существующие проблемы - с позиции Поднебесной и с позиции Российской Федерации. Рассмотрим последовательно каждую из них.
Российская сторона признает, что проблемы в энергетическом сотрудничестве с Китаем существуют, определяя в качестве причин такого положения дел следующие.
В первую очередь следует сказать о том, нормативная база, призванная поддержать обозначенное взаимодействие двух стран, не является однородной, она состоит из разрозненных документов и правовых актов, отражающих обрывочные решения и договоренности, принятые на двустороннем уровне в разное время и не учитывающих содержание друг друга. Отсутствие системы в регламентации и кодификации действий России и Китая в установлении обоюдовыгодного сотрудничества в энергетической сфере приводит к противоречию некоторых документов между собой и их несоответствию национальным целям государств в долгосрочной перспективе, что тормозит коммуникацию двух стран (Чжен Юй, 2007).
Функция топливно-энергетического комплекса России по обеспечению стабильного развития экономики страны и максимальному развитию ее долгосрочных интересов в настоящее время реализована не полностью. Проект китайско-российского сотрудничества в области энергетики в основном отражает двусторонние договоренности государств по импорту нефти, природного газа, электроэнергии и других энергоносителей из России в Китай. Его основной целью по-прежнему является получение краткосрочных коммерческих выгод, что в значительной степени ограничивает общее развитие сотрудничества в области энергетики и экономики в целом между двумя странами1. Очевидно, что эта модель взаимодействия ориентирована только на получение сиюминутных рядом российских нефтегазовых компаний, перечисленных в проекте. Налицо еще одно экономическое противоречие, составляющее проблему для прогресса российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики: Россия стремится продать Китаю энергоносители по максимально возможной цене для реализации своих коммерческих интересов, в то же время Китай надеется покупать российские энергетические продукты по максимально низкой цене. Данное противоречие может быть преодолено лишь путем длительного переговорного процесса, целью которого будет достижение компромиссного решения на основе уступок с обеих сторон с прицелом на приобретение большего - расширение объема и географии поставок энергоносителей для России и получение недостающего количества энергии Китаем без серьезного ущерба национальной экономике.
Еще одной проблемой российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере является стремление РФ установить над ним контроль. Так, Правительством страны была выработана стратегия российской государственной политики, согласно которой все экономические процессы, связанные с продажей энергоносителей другим странам, подвергаются регламентированию с российской стороны, была введена система реализации нефтегазопродуктов через предприятия государственного сектора России, что привело к отсутствию альтернативы в выборе Китаем поставщика энергетических товаров, что по сути можно считать монополизацией рынка (Чжао Вей, 2014).
Следует сказать и о том, что принятие российского закона «О минеральных ресурсах» ограничило круг иностранных субъектов, имеющих возможность инвестировать в сферу нефтяной и газовой промышленности РФ, что автоматически повлекло за собой отстранение их от использования российских энергетических ресурсов. В прежних правах остались лишь те иностранные агенты, которые официально подтвердили свою деятельность на территории Российской Федерации и оказались легитимизированы за счет владения определенным процентом акций активов российских предприятий промышленно-энергетического сектора экономики (Ву Эньюань, 2009). В соответствии с принятым законом инвестиции иностранных компаний в разработку природных месторождений нефти и газа на территории России возможны лишь в случае создания ими концерна с российскими предприятиями и соблюдения норм российского налогообложения (Чжоу Юньхэн, Юй Цзяхао, 2018), что нельзя назвать выгодным для инвесторов из Китая, в интересы которых не входит финансовая поддержка экономики России.
С точки зрения китайских аналитиков, «пробуксовывание» российско-китайского взаимодействия» в энергетической сфере обусловлено также рядом причин.
1 ЯП, 2017^о = Ву Сючунь. Китайско-индийское энергетическое сотрудничество:
дис. канд. полит. наук. Сямынь, 2017. 65 с. (на кит. яз.).
В числе первых следует назвать недостаточный уровень межстранового доверия ввиду распространенного в российском обществе мнения о существовании гипотетической китайской угрозы, связанной с убежденностью в претензиях китайской стороны на русские территории. В этом отношении сопряженными оказываются вопросы не только экономического диалога Поднебесной и РФ, но и их политической компромиссной стратегии. Кроме того, в целом международная позиция России по отношению к государствам-партнерам часто преломляется через реализацию им энергоносителей - нефти и газа, что сужает горизонт взаимодействия стран до процесса купли-продажи без стратегической перспективы. Например, при в целом благоприятном политическом фоне сотрудничества с Китаем Россия требует от него компромисса в пограничном вопросе при условии укладки нефтепроводов и экспорта нефти, что также подрывает политическое взаимодоверие между двумя странами (Инь Юйган, 2006). Очевидно, что Россия больше обращает внимание на собственные экономические интересы, однако отношения партнерства предполагают учет позиций всех акторов. Так, проблемным является строительство нефтепровода между Китаем и Россией по маршруту «Ангарск - Дацин». Первоначально страны достигли предварительной договорённости о про-кладке этого энергетического моста, но затем в России возник вопрос о целесообразности финансовой поддержки поставок энергоресурсов лишь в одном направлении, одному потребителю - этот трубопровод идёт только в Китай и в будущем неизбежно будет эксплуатироваться только им. Япония предложила новый план строительства, согласно которому Россия должна построить трубопровод от Ангарска до российского дальневосточного порта Находка (Ши Цзини, 2019). Россия начала колебаться в выборе направления строительства. В таких условиях политическое взаимное доверие между Китаем и Россией было серьёзно подорвано.
В связи с быстрым развитием экономики Китая и повышением совокупной мощи государства в России продолжает распространяться убежденность в «экономической угрозе со стороны Китая». На Дальнем Востоке до сих пор говорят о риске китайской экспансии для региона и росте бизнес-иммиграции граждан Поднебесной (Пан Чан-вей, 2019). Некоторые россияне опасаются, что быстрое развитие Китая приведёт к «расширению его капитала» и «увеличению населения», что потребует нового жизненного пространства, они ошибочно интерпретируют сотрудничество в области энергетики между двумя странами как разграбление российской энергии и смешивают деловую активность с политикой, что оказывает отрицательное влияние на китайско-российское сотрудничество в области энергетики.
В качестве проблемы в российско-китайских отношениях следует обозначить действие объективных факторов, тормозящих реализацию договоренностей в энергетической сфер. Одним из них является высокая стоимость проектов создания необходимой инфраструктуры для поставок российских энергоносителей в Китай. Использовать уже существующие сети не всегда возможно в условиях современных потребностей Китая и необходимости перекачки значительных объемов энергоресурсов. Инфраструктура прошлых лет не рассчитана на такой уровень перекачки и требует как минимум модернизации, а как максимум - замены. Альтернативой может стать строительство автономной российско-китайской ветки нефтегазопровода (Ван Люин, Сунь Хаоюань, 2018). Однако финансовая сторона этого вопроса не находит пока компромиссного решения.
Помимо высокой стоимости создание инфраструктуры для обеспечения сотрудничества России и Китая в энергетической сфере тормозится за счет ТОО, что Дальний Восток как основная платформа для размещения трубопровода является традиционно малонаселенным вследствие удаленности от развитых центральных регионов страны, что негативно сказывается на его экономике, финансировании и возможностях о реализации крупномасштабных проектов1.
Логистическая структура региона ограничена железнодорожными путями, что также удорожает строительство нефтегазовой инфраструктуры для Китая.
Другим аспектом проблемности российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере является то обстоятельство, что трубопровод между странами территориально частично располагается на пограничных с ними государствах, которые находятся между собой в сложных отношениях, что создает условия для затягивания строительства.
Нельзя не учитывать и сложные географические и климатические условия размещения нефтегазопровода из России в Китай: низкие температуры, высокая сейсмологическая активность региона, рельеф и т.д.
1 EU Imports of Energy Products-Recent Developments // EUROSTAT. URL: https://clck.ru/frAjG (дата обращения: 20.11.2019).
В настоящее время поставки энергоносителей осуществляются в Китай с территории России с использованием старой инфраструктуры, однако ее возможности не соответствуют запросам растущей экономики Поднебесной, что требует скорейшего решения вопроса по строительству новой ветки в рамках обеспечения энергетического сотрудничества двух стран1.
Рассмотренные проблемы российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере требуют своего разрешения в кратчайшие сроки, что обусловлено заинтересованностью обеих стран в долгосрочном взаимодействии. С этой целью необходимо разработать комплексную стратегию продвижения энергетических договоренностей государств.
В первую очередь Китай и Россия должны укреплять сотрудничество в различных областях общественной жизни, в экономке, политике, культуре и т. д., чтобы способствовать созданию атмосферы доверия и взаимопонимания. Сказанное напрямую касается «теории китайской угрозы» и «теории экономической экспансии Китая» в России, необходимо избавиться от убеждений, не соответствующих действительности2. Для Поднебесной важно активно сотрудничать с Россией в различных областях, сделать прозрачной внешнюю политику, чтобы рассеять все сомнения на предмет своих намерений и целей сотрудничества с РФ. Кроме того, быстро развивающийся Китай готов предоставить емкий потребительский рынок для экономического развития России. Могущественный Китай не только не угрожает России, но и обеспечивает стабильную окружающую среду для её экономического развития. (Дун Ифань, 2020).
Поэтому Китай и Россия должны комплексно рассматривать вопросы сотрудничества в традиционных нефтегазовых и угольных областях, а также расширять торговые направления взаимодействия. Реализация энергетического сотрудничества предусматривает интенсификацию переговорного процесса по созданию необходимой инфраструктуры, решение финансовых вопросов на основе учета взаимных интересов и согласия на приемлемые уступки (Кашулин, 2015). Что касается естественных условий окружающей среды, которые объективно не могут быть изменены, Китай и Россия должны занять прагматичную позицию и выбрать такой маршрут строительства энергетической инфраструктуры, чтобы максимально снизить производственные затраты на нее.
По мере того как Россия выходит на азиатский рынок природного газа, а страны Центральной Азии экспортируют все больше природного газа в Китай, повышается вероятность, что центром энергетической геополитики в Азии скоро станет Китай. Общие нефтегазовые трубопроводные сети и транспортные коридоры могут сблизить страны, поддерживающие инициативу Пекина «Один пояс - один путь», на фоне использования производственных мощностей новых источников энергии.
С другой стороны, требуется разработка новых логистических маршрутов между Китаем и Россией, в частности, позволяющих экспортировать электроэнергию. Потребность Китая в энергоносителях велика, и нефтегазопровод не сможет обеспечить ее удовлетворение на 100 %. Требуется разгрузить его альтернативными способами получения энергии, в том числе экологически безопасными, что находит отклик и в намерениях России.
Рассмотрев сотрудничество между Китаем и Россией в области энергетики на современном его этапе, мы можем сделать несколько выводов.
Китай и Россия на протяжении многих лет прилагают усилия для поступательного развития сотрудничества в области энергетики. И главы государств, и отдельные энергетические компании внесли свой вклад в сотрудничество между двумя странами в области как традиционной энергетики, так и «зеленой» (Левинзон, 2017).
Однако по-прежнему существуют некоторые проблемы в ходе реализации проектов двустороннего энергетического сотрудничества: отсутствие долгосрочного стратегического планирования, невысокий уровень взаимного доверия между двумя странами, недружелюбная инвестиционная среда в России, обострение конкуренции на международном энергетическом рынке и т.д. Эксперты и ученые из Китая и России считают, что у двух стран есть свои специфические интересы в энергетическом сотрудничестве, однако выработка компромиссных решений вполне реальна.
В качестве комплексной двусторонней стратегии по преодолению имеющихся сложностей во взаимодействии мы предлагаем использовать практические стратегические планы энергетического сотрудничества: укрепить взаимное доверие между двумя странами, активно участвовать в строительстве энергетической инфраструктуры, для решения спорных вопросов использовать метод взаимных консультаций.
1 2018^о Ли Цинцин. О японо-российском энергетическом сотрудничестве : дис. канд. полит. наук. Шань Дун, 2018. 47 с. (на кит. яз.).
2 ш-о dis0 шё» щФ» дая, 2020^ 120^ = Цзин Да-ньи. Энергетический неореализм США и его влияние на энергетические отношения между США и Китаем : дис. канд. полит. наук. Чже Цзян, 2020. 120 с. (на кит. яз.).
В целом энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией является взаимовыгодным и взаимовыигрышным аспектом двусторонних отношений и имеет широкие перспективы развития. Оно важно не только для установления прочных экономических и торговых отношений, но и для укрепления всеобъемлющего стратегического партнерства двух стран.
Список источников
Ван Люин, Сунь Хаоюань. Влияние противоречий между глобальными державами на энергетическое сотрудничество государств Евразии // Современные гуманитарные исследования. 2018. № 2 (81). С. 114-119.
Кашулин Д.А. Энергетическая безопасность как исследовательская задача политиче-ской науки // Тренды и управление. 2015. № 4. С. 348-358. https://doi.org/10.7256/2307-9118.2015.4.16887
Левинзон С.В. Экология и энергетическая безопасность (законодательная и норма-тивная база) // Энергия: экономика, техника, экология. 2017. № 3. С. 65-73.
ФЗ.ВЯ'И' юдаФЖИМьКи^М^МШ/Ш^и^- 2009. = Ву Эньюань. Текущее состояние и перспективы энергетического сотрудничества между Китаем, Россией, США, Европой и странами Центральной Азии // Международное сотрудничество. 2009. № 2. С. 31-33 (на кит. яз.).
Mbm£«o 2018. = Чжоу Юньхэн, Юй Цзяхао. Энергетическая поли-
тика администрации Трампа и её влияние на Китай // Исследование проблем США. 2018. № 1. С. 67-80 (на кит. яз.).
til - ФЕпвйФЖМЯФ^и2006. = Инь Юйган. Китай-ско-индийско-российская конкуренция и сотрудничество в Центральной Азии // Ми-ровой и экономический форум. 2006. № 3. С. 70-74 (на кит. яз.).
ШшШ- 2019 = Пан Чанвей. Гегемония США и движущая сила американо-китай-
ского энергетического сотрудничества // Народный форум. 2019. № 1. С. 112-115 (на кит. яз.).
—ЖШ. 2019^„ 130Ш- = Ши Цзини. Энергетическое сотрудничество ЕС и России в XXI веке: анализ проблем и перспектив. Пекин, 2019. 130 с. (на кит. яз.).
Ж—До = Дун Ифань. Великодержавная игра в европей-ско-российском энергетическом сотруд-
ничестве // Исследование по международным вопросам. 2020. № 4. C. 89-107. (на кит. яз.).
ШШ- 2014. = Чжао Вей. Влияние политики России и США в
Центральной Азии на энергетическую безопасность Китая // Сибирское исследование. 2014. № 3. С. 48-51 (на кит. яз.).
ФЖМФИ ЖШ. 2007^о 326 p. = Чжен Юй. Китай, Россия и США в Центральной Азии:
сотрудничество и конкуренция. Пекин, 2007. 326 с. (на кит. яз.).
References:
Dong Yifan (2020) [The Great Power game in European-Russian Energy Cooperation]. [Research on International Issues]. (4), 89-107 (in Chinese).
Zhou Junchen & Yu Jiahao (2018). [The Energy Policy of the Trump Administration and Its Impact on China]. [Study of the Problems of the USA]. (1), 67-80 (in Chinese).
Kashulin, D. A. (2015) Energeticheskaya bezopasnost' kak issledovatel'skaya zadacha politicheskoi nauki [Energy Security as a Research Task of Political Science]. Trendy iupravlenie. (4), 348-358. Available from: doi:10.7256/2307-9118.2015.4.16887 (in Russian).
Levinzon, S. V. (2017) Ekologiya i energeticheskaya bezopasnost' (zakonodatel'naya i normativnaya baza) [Ecology and energy security (legislative and regulatory framework)]. Energiya: ekonomika, tekhnika, ekologiya. (3), 65-73 (in Russian).
Pan Canva (2019). [The Hegemony of the USA and the Driving Force of the US-China Energy Cooperation]. [People's Forum]. (1), 112-115 (in Chinese).
Shi Csini (2019). [Energy Cooperation between the EU and Russia in the XXI Century: Analysis of Problems and Prospects]. Beijing. 130 p. (in Chinese).
Van, Lyuin & Sun,' Khaoyuan' (2018). Vliyanie protivorechii mezhdu global'nymi derzhavami na energeticheskoe sotrudnich-estvo gosudarstv Evrazii [The Influence of Contradictions between Global Powers on the Energy Cooperation of the Eurasian States]. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. (2 (81)), 114-119 (in Russian).
Wu Enyuan (2009). [Current State and Prospects of Energy Cooperation between China, Russia, the USA, Europe and Central Asian Countries]. [International cooperation]. (2), 31-33 (in Chinese)
Yin Yugang (2006). [Sino-Indian-Russian Competition and Cooperation in Central Asia]. [World and Economic Forum]. (3), 70-74 (in Chinese).
Zhao Wei (2014). [The Impact of Russian and US Policies in Central Asia on China's Energy Security]. [Siberian Research]. (3), 48-51 (in Chinese).
Zheng Yu (2007). [China, Russia and the USA in Central Asia: Cooperation and Competition]. Beijing. 326 p. (in Chinese).
Информация об авторе
Ли Ин - аспирант кафедры международных отношений и мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.
Information about the author Li Ying - PhD Student, Department of International Relations and World Politics, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 19.04.2022.