Научная статья на тему 'КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
552
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И РОССИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СОПРЯЖЕНИЕ ЕАЭС И ЭПШП / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чу Лин

В данной статье представлен авторский анализ основных причин и побудительных мотивов углубления энергетического стратегического сотрудничества Китая и России. Анализируются внешнеполитические обстоятельства и факторы развития стратегического энергетического сотрудничества между Китаем и Россией с учетом трех аспектов: безопасности, политики и экономики. На основе изучения международной и внутренней конъюнктуры энергетического рынка двух стран выдвигаются стратегические цели российско-китайского энергетического стратегического сотрудничества, выявляются стратегические пути его углубления. Энергетическое сотрудничество, как ключевое направление китайско-российского сотрудничества в целом, рассматривается не только в качестве важной основы национальной стратегии и национальных интересов двух стран в постэпидемическую эпоху, но и оценивается в перспективе всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства между Китаем и Россией в новой эпохе. Такое сотрудничество характеризуется как ориентированное, глобальное, долгосрочное и системное. В контексте глобальной энергетической модели в статье рассматривается углубление китайско-российских отношений как фактор экономического развития Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона, формирования благоприятной энергетической геополитической среды. Значительное внимание наряду с ведущим политическим сотрудничеством уделяется задаче углубления энергетического сотрудничества в рамках сопряжения ЭПШП и ЕАЭС. Подчеркивается, что совместное создание механизма энергетического рынка, защищающего энергетическую безопасность и экономическое развитие двух стран, позволяет предотвращать риски глобального энергетического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA-RUSSIA ENERGY STRATEGIC COOPERATION: CHALLENGES AND PROSPECTS

The present research provides the author's analysis of the main reasons and motivations for the deepening of strategic energy cooperation between China and Russia. There are analyzed the foreign policy circumstances and factors of development of strategic energy cooperation between China and Russia, taking into account three aspects: security, politics and economy. Based on the study of the international and domestic energy market conditions of the two countries, the strategic goals of Chinese-Russian energy strategic cooperation are put forward, and strategic ways to deepen energy strategic cooperation are identified. Energy cooperation, as a key area of Chinese-Russian cooperation in general, is considered not only as an important basis for the national strategy and national interests of the two countries in the “post-epidemic era", but also in the perspective of comprehensive strategic cooperation and partnership between China and Russia in the new era. Such cooperation can be characterized as focused, global, long-term and systemic. In the context of the global energy model, the present research considers the deepening of Chinese-Russian relations as a factor in the economic development of Eurasia and the Asia-Pacific region, the formation of a favorable energy geopolitical environment. Along with leading political cooperation, considerable attention is paid to the task of deepening energy cooperation within the framework of the integration of the SREB and the EAEU. It is emphasized that the joint creation of an energy market mechanism that protects the energy security and economic development of the two countries makes it possible to prevent the risks of the global energy market.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 327(470+571:510):658.26

Чу Лин

кандидат политических наук, доцент,

заведующая кафедрой нравственного воспитания

факультета марксизма

Технологического университета

Внутренней Монголии Китая, эксперт

Российско-Монгольского

исследовательского центра

КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ*

Аннотация:

В данной статье представлен авторский анализ основных причин и побудительных мотивов углубления энергетического стратегического сотрудничества Китая и России. Анализируются внешнеполитические обстоятельства и факторы развития стратегического энергетического сотрудничества между Китаем и Россией с учетом трех аспектов: безопасности, политики и экономики. На основе изучения международной и внутренней конъюнктуры энергетического рынка двух стран выдвигаются стратегические цели российско-китайского энергетического стратегического сотрудничества, выявляются стратегические пути его углубления. Энергетическое сотрудничество, как ключевое направление китайско-российского сотрудничества в целом, рассматривается не только в качестве важной основы национальной стратегии и национальных интересов двух стран в постэпидемическую эпоху, но и оценивается в перспективе всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства между Китаем и Россией в новой эпохе. Такое сотрудничество характеризуется как ориентированное, глобальное, долгосрочное и системное. В контексте глобальной энергетической модели в статье рассматривается углубление китайско-российских отношений как фактор экономического развития Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона, формирования благоприятной энергетической геополитической среды. Значительное внимание наряду с ведущим политическим сотрудничеством уделяется задаче углубления энергетического сотрудничества в рамках сопряжения ЭПШП и ЕАЭС. Подчеркивается, что совместное создание механизма энергетического рынка, защищающего энергетическую безопасность и экономическое развитие двух стран, позволяет предотвращать риски глобального энергетического рынка.

Ключевые слова:

энергетическое сотрудничество, энергетический рынок, энергетическая диверсификация, энергетическое стратегическое сотрудничество, отношения Китая и России, стратегические интересы, сопряжение ЕАЭС и ЭПШП, пандемия коронавируса

Chu Ling

PhD in Political Science, Associate Professor, Director of Moral Education Teaching and Research Section, School of Marxism, Inner Mongolia, University of Technology, Expert of Russia-Mongolia Research Center

CHINA-RUSSIA ENERGY

STRATEGIC COOPERATION: CHALLENGES AND PROSPECTS**

Summary:

The present research provides the author's analysis of the main reasons and motivations for the deepening of strategic energy cooperation between China and Russia. There are analyzed the foreign policy circumstances and factors of development of strategic energy cooperation between China and Russia, taking into account three aspects: security, politics and economy. Based on the study of the international and domestic energy market conditions of the two countries, the strategic goals of Chinese-Russian energy strategic cooperation are put forward, and strategic ways to deepen energy strategic cooperation are identified. Energy cooperation, as a key area of Chinese-Russian cooperation in general, is considered not only as an important basis for the national strategy and national interests of the two countries in the "post-epidemic era", but also in the perspective of comprehensive strategic cooperation and partnership between China and Russia in the new era. Such cooperation can be characterized as focused, global, long-term and systemic. In the context of the global energy model, the present research considers the deepening of Chinese-Russian relations as a factor in the economic development of Eurasia and the Asia-Pacific region, the formation of a favorable energy geopolitical environment. Along with leading political cooperation, considerable attention is paid to the task of deepening energy cooperation within the framework of the integration of the SREB and the EAEU. It is emphasized that the joint creation of an energy market mechanism that protects the energy security and economic development of the two countries makes it possible to prevent the risks of the global energy market.

Keywords:

energy cooperation, energy market, energy diversification, energy strategic cooperation, Chinese-Russian relations, strategic interests, integration of the EAEU and the SREB, the coronavirus pandemic

' Данная статья является результатом исследования молодежного проекта Национального фонда социальных наук Китая "Роль и влияние китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства на китайско-российское энергетическое сотрудничество в новой ситуации, № 19CGJ020".

** The present study is the stepwise result of the research of a youth project of the National Fund of Social Sciences of China "The Role and Influence of China-Russia Comprehensive Strategic Partnership on Energy Cooperation Between China and Russia Under Current Conditions» (19CGJ020).

На фоне постоянного углубления китайско-российских политических отношений масштабы экономического сотрудничества между двумя странами продолжают расширяться, обе стороны добились значительного прогресса в торговле энергоресурсами, разведке и разработке нефти и газа, в энергетических технологиях и оборудовании, инвестициях в энергетику и других областях практического сотрудничества. Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о новой эпохе в развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия выдвинуло новые требования к сотрудничеству в области энергетики: «Продолжать углублять всестороннее комплексное энергетическое сотрудничество в сфере разведки, добычи, переработки и сбыта, содействовать обмену и сотрудничеству Сторон в таких областях энергетики, как разработка и использование энергоэффективных технологий, единых стандартов, кадровое и информационное обеспечение. <...> Поддерживать институцио-нализацию Российско-китайского энергетического бизнес-форума» [1].

В сложной ситуации пандемии коронавируса COVID-19 в 2020 г. Китай и Россия поддерживали друг друга и осуществляли тесное сотрудничество. В условиях резкого сокращения мировой торговли энергетика как основная движущая сила двусторонней торговли между Китаем и Россией продолжает сохранять тенденцию роста. Вступая в постэпидемическую эпоху, энергетическое сотрудничество Китая и России будет переведено на стратегический уровень, соответствующий не только двусторонним экономическим потребностям, но и общим стратегическим потребностям двух стран. Таким образом, китайско-российское энергетическое стратегическое сотрудничество имеет характеристики ориентированного, глобального, долгосрочного и системного.

Китай и Россия выбирают друг друга для углубления энергетического сотрудничества по следующим четырем причинам: во-первых, экономические санкции США против России усиливают стремление к сотрудничеству между Россией и Китаем; во-вторых, для России - энергопроизводящей страны, экономика которой сильно зависит от экспорта энергоносителей, огромный рынок энергопотребления Китая является важным энергетическим фокусом; в- третьих, углубление интеграции двух сторон в области энергетики способствовало ускорению темпов строительства Китаем и Россией «энергетического сообщества»; в-четвертых, Китай и Россия пытаются построить иную систему энергетической безопасности, независимую от Запада [2]. С одной стороны, Китай активно устанавливает партнерские отношения или кооперативные сообщества с крупнейшими поставщиками энергоресурсов по всему миру. С другой стороны, он использует модернизацию политических отношений для обеспечения постоянной стабильности трансграничных сделок, избегания всевозможных рисков и поддержания энергетической безопасности. Китай стремится найти направление и путь для общего развития и создания конструктивной взаимозависимости. Это включает в себя углубление стратегического энергетического партнерства с Россией (традиционным производителем энергии) с демонстрационным эффектом [3].

Обстановка и цели углубления энергетического стратегического сотрудничества. Энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией, основанное на глобальной экономической модели, ситуации регионального развития и ситуации внутреннего развития двух сторон, углубляется. С одной стороны, торговый протекционизм обостряет процесс контрглобализации, вызывая трения в торговле между странами и даже торговые войны, что привело к резкому сокращению международной торговли и прямых международных инвестиций [4]. Негативное воздействие на экономику и общество крупнейших экономик мира оказалось значительно выше, чем ожидалось ранее [5]. Блокадные меры между различными странами мира оказали огромное влияние на глобальную промышленную цепочку с точки зрения спроса и предложения, в результате чего локальное функционирование системы международного разделения труда «внезапно прекратилось» [6]. Внешние условия развития Китая и России усилили взаимозависимость между двумя странами из-за торговой войны, политики экономического сдерживания или подавления, навязанной США против Китая и России, а также вследствие односторонности и протекционизма.

С другой стороны, Китай и Россия сталкиваются с острой необходимостью восстановления экономического развития под воздействием международного финансового кризиса, вызванного эпидемией и экономическими санкциями США. Обе стороны испытывают потребность трансформации экономического развития внутри страны. Совместимость стратегической ситуации между двумя странами позволяет видеть незаменимую роль друг друга в собственном экономическом развитии, а другую сторону рассматривать в качестве приоритетного партнера для повышения собственного экономического уровня [7]. Министр энергетики РФ Александр Новак прямо указал на то, что «есть все основания для формирования российско-китайского энергетического альянса» [8]. Китай и Россия активно взаимодействовали в сфере экономического сотрудничества, чтобы превратить кризис в возможность, укрепить сотрудничество в области энергетики. Более тесная интеграция интересов двух стран стала их общим стремлением в постэпидемическую эпоху. Через ана-

лиз и оценку стратегической обстановки можно лучше изучить проблемы и возможности построения китайско-российской системы энергетического сотрудничества, чтобы избежать отсутствия содержательного наполнения китайско-российского политического сотрудничества.

Под влиянием нынешней новой эпидемии коронавируса на долгосрочное состояние глобальной картины мира яснее становится цель углубления китайско-российского энергетического сотрудничества: внешняя цель - совместное поддержание стабильности и развития мирового энергетического рынка; внутренняя цель - защита собственной национальной энергетической безопасности, содействие качественному развитию национальной экономики. Укрепление всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства между Китаем и Россией не только поможет двум странам справиться с внешним давлением и повысить свой голос на международной арене, но и будет способствовать развитию сотрудничества между двумя странами во всех аспектах, в том числе в области энергетики [9].

Новая эпидемия коронавируса обострила эволюцию глобальной энергетической структуры, способствовала ускорению наклона центра глобального экономического развития к Азиатско-Тихоокеанскому региону, но также сделала положение энергетического рынка в АТР более заметным, что открывает новые возможности для развития энергетического сотрудничества между Китаем и Россией.

С точки зрения национальных стратегических проектов высшего уровня - сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) - взаимосвязь между спросом и предложением энергоресурсов в Евразии становится все более тесной, географические преимущества Китая и России и взаимодополняющие преимущества энергетической структуры становятся все более очевидными. Укрепление двустороннего энергетического сотрудничества в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП может не только еще больше стимулировать масштаб энергетического сотрудничества и процесс экономической интеграции во всем евразийском регионе, но и придать новый импульс устойчивому экономическому развитию Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

С точки зрения энергетической геополитической стабильности, энергетическая геоэкология Китая сложна, включая риски безопасности на Ближнем Востоке, в Африке и других нефтедобывающих районах, а также на основных маршрутах транспортировки нефти и газа. Российская энергетическая геоэкология относительно стабильна, поскольку большая часть нефтегазовых ресурсов находится в России, но уязвима к влиянию внешней геополитической среды как на Востоке, так и на западе Европы и Азии. В связи с ограничениями энергетической геоэкологии и энергетической структуры Китаю и России необходимо наладить стабильное энергетическое сотрудничество и сформировать более благоприятную энергетическую геополитическую среду.

Общие интересы Китая и России в углублении стратегического сотрудничества в сфере энергетики. Общие интересы государств составляют основу национального сотрудничества. Совершенствование всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства между Китаем и Россией в новую эпоху отражает цели внешней политики Китая, соответствует национальным интересам Китая и России, а также способствует поддержанию мира во всем мире и содействует общему развитию. С точки зрения стратегических интересов двустороннего энергетического сотрудничества между Китаем и Россией, исходя из текущей ситуации и проблем, стоящих перед энергетическим развитием Китая и России, необходимо сосредоточиться на повышении влияния и голоса наших стран в глобальном энергетическом управлении, а также проводить исследования в области безопасности, политики и экономики.

Во-первых, интересы безопасности. Обеспечение национальной энергетической безопасности является важным аспектом энергетической стратегии Китая. Сильная зависимость Китая от импорта энергоносителей является одной из главных угроз национальной энергетической безопасности Китая. В 2018 г. внешняя энергетическая зависимость Китая составила около 21 %, увеличившись на 1 %, годовой чистый импорт нефти составил 440 млн тонн, увеличившись на 11 %, внешняя нефтяная зависимость выросла до 69,8 %, увеличившись на 2,6 %; импорт природного газа составил 125,4 млрд кубометров, увеличившись на 45,3 % [10]. В 2019 г. темпы роста мировой экономики вошли в нисходящую колею, импорт сырой нефти Китаем составил 505,72 млн тонн, рост на 9,5 %, внешняя зависимость от нефти - 70,8 %; импорт природного газа - 96,6 млн тонн, рост на 6,9 %, внешняя зависимость от природного газа незначительно снизилась до 43 % [11]. С усилением конкуренции за капитал отсталые производственные мощности в будущем будут очищены рыночным способом, и после конкуренции на высоком уровне будет сформирована новая промышленная структура. В условиях устойчивого и быстрого развития отечественной экономики и растущего спроса на энергоносители внутреннее противоречие спроса и предложения нефти становится все более заметным, поэтому увеличение импорта энергоносителей из России является одним из наиболее реальных способов избежать многих рисков.

Аналогичным образом укрепление сотрудничества с Китаем в области энергетики также имеет важное значение для диверсификации энергетического экспорта России. Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты топливно-энергетическими ресурсами, близкими к характеристикам азиатского рынка, и азиатский спрос на энергоносители также расширяется. Таким образом, дальневосточные нефтегазовые ресурсы, экспортируемые на азиатский рынок, являются лучшим выбором России. Кроме того, большая часть российского экспорта нефти и газа зависит от трубопроводов, поскольку нефте- и газопроводы уязвимы для международного политического влияния, экспорт российских нефтегазовых ресурсов часто нарушается политическими факторами в транзитных странах. Поэтому согласованность требований энергетической безопасности между Китаем и Россией имеет высокий стратегический интерес для обеих стран. В рамках стратегического торгового партнерства между Россией и Китаем обеспечение экономического развития России и решение вопросов энергетической безопасности между двумя странами рассматривается в качестве приоритетного направления [12].

Во-вторых, экономические интересы. В 2019 г. товарооборот между Китаем и Россией увеличился на 3,4 % до 110,75 млрд долл., в том числе экспорт России в Китай вырос на 3,2 % до 61,05 млрд долл., импорт из Китая в Россию увеличился на 3,6 % до 49,7 млрд долл., из которых торговля энергоносителями является важным аспектом российского торгового экспорта в Китай [13]. Из-за эпидемии коронавируса и снижения мировых цен на нефть в январе-июле 2020 г. объем торговли Китая и России составил 58,83 млрд долл., снизившись на 4,3 %. Торговля энергоресурсами остается ведущей в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве, которое в целом стабильно и по-прежнему составляет прочную основу сотрудничества между двумя сторонами. Экономические интересы в укреплении политических отношений между Китаем и Россией в то же время в значительной степени стимулируют устойчивость их энергетического сотрудничества. Правительства обоих государств работают над тем, чтобы обеспечить достижение цели увеличения двусторонней торговли между Китаем и Россией до 200 млрд долл. к 2024 г. Экономическое сотрудничество между ними в новой эпохе позволит заложить прочную основу для более глубоких связей в будущем.

В-третьих, политические интересы. Углубление китайско-российской энергетической стратегии не только занимает важное место в поддержании национальной энергетической безопасности и содействии экономическому развитию между двумя странами, но и играет важную роль в стабилизации политического сотрудничества между двумя странами. Как современные страны с переходной экономикой, Китай и Россия также сталкиваются с проблемой формирования национальной идентичности. Обе страны находятся в важном периоде национального развития, национального возрождения, а народы очень похожи в плане национального самосознания и патриотизма. Углубление двусторонних отношений и укрепление политического взаимного доверия придали приоритетное значение общей дипломатической ситуации двух стран. Таким образом, энергетическое сотрудничество является не только важной частью всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства между Китаем и Россией в новой эпохе, но и соответствует политическим интересам новых отношений между двумя великими державами.

Пути к всестороннему углублению энергетического стратегического сотрудничества Китая и России. В рамках ранее уже обозначенного всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства Китай и Россия должны играть ведущую роль в новом типе отношений великих держав, придерживаться концепции «сотрудничества, беспроигрышного и совместного использования» взаимодействия в области энергетики, его всестороннего развития и углубления.

Во-первых, укрепить энергетическую стратегию на высшем уровне руководства. Политика всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства - это не только новый скачок в политическом и экономическом сотрудничестве между двумя странами, но и принцип отношений двух стран перед лицом общего внешнего давления для совместного поддержания международного политического и экономического порядка. Укрепление энергетической стратегии двух стран является ведущим ключевым направлением углубления китайско-российского энергетического сотрудничества. Китай и Россия должны придерживаться концепции «взаимной выгоды и беспроигрышности» как основы, продолжать укреплять сотрудничество и диалог между высшими правительственными органами власти, совместно создавать политическую среду для национальной энергетической безопасности и стабильности, добиваться стыковки китайско-российского энергетического стратегического взаимодействия. Кроме того, Китай и Россия должны ускорить создание регионального механизма энергетической интеграции и сохранить геополитический энергетический баланс между Китаем и Россией в Азиатском регионе.

Во-вторых, содействовать развитию двустороннего энергетического сотрудничества в рамках сопряжения ЭПШП и ЕАЭС. 8 мая 2015 г. между Китаем и Россией было подписано «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического

пояса Шелкового пути (ЭПШП) и ЕАЭС». За прошедшие пять лет проект благодаря совместным усилиям Китая и России достиг значительных и определенных результатов. С помощью инвестиционных и финансовых систем, таких как Фонд Шелкового пути и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Китай и Россия могут эффективно интегрировать энергетические ресурсы, капитал, науку и технологии в АТР и Центральной Азии, достичь баланса между региональным предложением и спросом на энергоносители и укрепить национальную энергетическую безопасность. Китай и Россия должны ускорить реализацию строительства новых энергетических каналов между двумя сторонами, стимулировать строительство энергетической инфраструктуры в других странах вдоль сопряжения ЭпШп и ЕАЭС, добиться взаимодополняющих преимуществ рынков энергоснабжения и спроса в Евразии.

В-третьих, совместно создать механизм энергетического рынка. Цены на энергоносители, определяемые соотношением спроса и предложения, являются основными показателями энергетической системы и элементами энергетического сотрудничества. Пандемия коронавируса обострила рыночные потрясения в контексте глобальных энергетических изменений и энергетической трансформации, а также привела к игре интересов и жестокой ценовой конкуренции между странами-производителями. Поскольку поведение стран-производителей может угрожать энергетической безопасности стран-потребителей, последние в свою очередь стремятся диверсифицировать источники энергоресурсов, чтобы избежать потенциального риска одностороннего ценообразования или нарушения поставок одной или доминирующей страной-поставщиком [14]. Таким образом, с ростом масштабов энергетического сотрудничества между Китаем и Россией обе стороны должны активно задействовать капитальный потенциал энергетического рынка, продолжать ускорять расчеты по торговле энергоносителями в юанях, хеджировать курсовые риски, снижать всплеск энергетических рисков Китая и России с учетом финансовых санкций США против Китая.

В-четвертых, в полной мере использовать стратегическую точку соответствия диверсификации и энергетической трансформации стратегическому позиционированию. Обе стороны должны в полной мере использовать преимущества энергетического рынка, расширить уровень энергетического диверсификационного сотрудничества, диверсифицировать спрос на энергоносители и энергоснабжение, а также сформировать двустороннюю диверсифицированную систему безопасности и охраны. В то же время Китай и Россия должны «поддерживать роль предприятия как субъекта и соблюдать коммерческие принципы в поисках возможностей и сотрудничества» [15], ускорить сотрудничество в области интеллектуального производства энергии, интеллектуальной добычи и разведки полезных ископаемых, а также содействовать разработке и внедрению цифровых технологий, таких как облачные вычисления, большие данные и информационные технологии в области двустороннего энергетического сотрудничества. Наконец, Китай и Россия должны укреплять инновационное сотрудничество в области возобновляемых чистых источников энергии и низкоуглеродной энергетики, а также углублять сотрудничество между двумя странами в области высокотехнологичного инновационного оборудования и инжиниринговых услуг в области возобновляемых источников энергии.

Энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией прошло длительный процесс развития. За это время накоплен богатый опыт и уровень энергетического сотрудничества продолжает повышаться. Практика показала, что энергетическое сотрудничество между двумя странами не случайно, а является следствием политики, экономики, безопасности и других факторов. Китай и Россия имеют большой потенциал для нефтегазовой взаимодополняемости и сотрудничества, энергетического сотрудничества на стратегическом уровне, не только отвечающего стратегическим интересам Китая и России, но и способствующего поддержанию стабильности Евразийского региона и мирового энергетического рынка.

Ссылки:

1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 20.10.2020).

2. тшж шжти^тж'к^^ьъ // лй&й. 2019. № 12. р. 112-115. на кит. яз.

3. ш. ЩЯЛ^ёЛШа^ЗШТЙФШяЖ^Х // ж2018. № 3. р. 110-111. На кит. яз.

4. // ЖРШШ. 2020. № 1. р. 29. На кит. яз.

5. Щ&1&. ШнТ^ЙШЬ^-Ф*^ // ЖРШШ. 2020. № 3. P. 1. На кит. яз.

6. •Й'ГнЯФТШ^гШ^ФВДЖ // 2020, №.3. р. 43-44. На кит. яз.

7. ШШ^ШЯЖ-. // 2017. № 1. р. 26. На кит. яз.

8. Александр Новак: «Есть все основания для формирования российско-китайского энергетического альянса» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14972 (дата обращения: 30.10.2020).

9. К&й. // ИЬЖ&Й. 2017. № 3. P. 69-70. На кит. яз.

10. ФЯШ®:КШЙ^2018 : [Электронный ресурс] // ШШ. URL: http://www.xinhuanet.com/energy/2019-04/30/c_1124438427.htm (дата обращения: 05.11.2020). На кит. яз.

11. 2019 [Электронный ресурс] // URL: http://news.cnpc.com.cn/sys-tem/2020/03/31/001769303.shtml (дата обращения: 07.11.2020). На кит. яз.

12. Захаров А.Н., Русак Н. А. Стратегия энергетической безопасности КНР - внешнеторговый аспект // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 10. С. 23-28.

13. 2019 ^ФЯШ^ШШШШМ107.57{АШЛ [Электронный ресурс] ШВШШ. URL: http://cn.dailyeconomic.com/busi-ness/2020/01/16/12243.html (дата обращения: 10.11.2020). На кит. яз.

14. ЖШМ. // ИЬЖ&Й. 2020. № 4. P .106-108. На кит. яз.

15. Встреча с участниками Второго Российско-китайского энергетического форума [Электронный ресурс] // официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60706 (дата обращения: 12.11.2020).

Редактор: Грицай Екатерина Анатольевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.