Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции развития терминологии в сфере туризма'

Проблемы и тенденции развития терминологии в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
732
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / CONCEPTS AND VOCABULARY / ТЕРМИНЫ / TERMS / ОПРЕДЕЛЕНИЯ / DEFINITIONS / ТУРИЗМ / TOURISM / ПУТЕШЕСТВИЯ / TRAVEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Путрик Юрий Степанович, Караневский Петр Ильич

Статья посвящена проблеме выбора и использования терминов и понятий в сфере туризма и однозначной формулировки их определений. Пути решения этой проблемы авторы статьи видят в организации регулярной работы коллектива специалистов и ученых по созданию энциклопедического словаря для применения всеми субъектами, работающих в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues and Tendencies in the Development of Tourism Terminology

The article is devoted to the problem of the use and choice of terms and concepts in the sphere of tourism as well as to the issue of their straight for word definition. The authors see a solution of this problem lieing in organization of regular work by a team of experts and scientists to create a glossary for the use of everyone working in tourism.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции развития терминологии в сфере туризма»

ТУРИЗМ: НАУЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Ю.С. Путрик, П.И. Караневский УДК 338.48

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ

В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Статья посвящена проблеме выбора и использования терминов и понятий в сфере туризма и однозначной формулировки их определений. Пути решения этой проблемы авторы статьи видят в организации регулярной работы коллектива специалистов и ученых по созданию энциклопедического словаря для применения всеми субъектами, работающих в сфере туризма.

Ключевые слова, понятийно-терминологическая база, термины, определения, туризм, путешествия.

Yuri S. Putrik , Petr I. Karanevskiy

ISSUES AND TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM TERMINOLOGY

The article is devoted to the problem of the use and choice of terms and concepts in the sphere of tourism as well as to the issue of their straight for word definition. The authors see a solution of this problem lieing in organization of regular work by a team of experts and scientists to create a glossary for the use of everyone working in tourism.

Key words, concepts and vocabulary, terms, definitions, tourism, travel.

Г Т уризм как наиболее высокодоходная и динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства, а для многих стран - важнейший фактор экономического развития, требует к себе более серьёзного отношения, чем это пока принято в России, имеющей предпосылки для развития въездного и внутреннего туризма. Однако государство постепенно реализует свою роль в развитии общей инфраструктуры, за этим следует формирование туристской инфраструктуры, благодаря инвестициям в районы с привлекательными туристскими ресурсами. Чем больше средств направляется на формирование туристской базы, тем острее проблема их эффективного использования. При этом выявляется необходимость проведения научных исследований в сфере туризма, и, как это часто бывает в науке, на первый план выходит проблема взаимопонимания участников этих исследований.

Эффективность научных исследований во многом является следствием корректной и адекватной понятийно-терминологической базы, принятой научным сообществом как язык профессионального общения. В этом плане существуют проблемы, отражающие состояние научного знания в такой многопрофильной сфере как туризм. Выразительным показателем необходимости единого понятийно-терминологического аппарата в туризме является обилие словарей и глоссариев, содержащих различные наборы терминов и понятий с различными их определениями (см. список словарей). Противоречия в них ложатся тяжелым бременем на всю туристскую науку и практику, вызывая споры между специалистами, в основном, именно терминологического характера и внося путаницу в образовательный процесс.

Как ни странно, путаница начинается с определения понятия «туризм».

В соответствии с рекомендациями Всемирной Туристской Организации (ЦЫ^ГО), туризм - это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществля-

ют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды обитания, в течение срока, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, а также с деловыми и прочими целями [Рекомендации по статистике туризма... 1993]. Примерно тот же принцип главенствования путешествий (поездок) физических лиц за пределы своей обычной среды положен в основу определения туризма в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ». Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [О внесении изменений в Федеральный закон... 2007].

В этом определении расширены, по сравнению с определением UNWTO, цели поездок и уточнено важное положение, что пребывание вне своей обычной среды не должно быть связано с занятием оплачиваемой деятельностью. Группой специалистов Национальной академии туризма (НАТ) уточнено, что такое занятие не должно оплачиваться только лишь из местных источников, поскольку иначе из числа туристов (и из статистики) оказываются устранёнными лица, посещающие страну с профессионально-деловыми целями [Азар, Акишин и др. 1996]. В итоге определение туризма в данном варианте выглядит так: туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны, в свободное время, в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью из источника в посещаемом месте.

Другие исследователи и специалисты туристской отрасли подчеркивают, что туризм - это в первую очередь активный отдых. Именно так определяет туризм Ма-нильская декларация по мировому туризму 1980 года, туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта [Ма-нильская декларация 1980]. Примерно так же определяется туризм рядом российских исследователей - перемещения в пространстве в свободное от работы время с целью отдыха, познания, нравственного и физического развития (См., например, [Васильев 1998]). Аналогичное определение приведено в законе Республики Казахстан, туризм - система и форма проведения человеком активного отдыха с целью познания тех или иных регионов, государств, их культуры и традиций и связанное с этим передвижение за пределами постоянного места жительства [«О туризме». Закон Республики Казахстан 1998]. Республика Бурятия (субъект Российской Федерации!) в своем законодательстве также определяет туризм как вид активного отдыха, что расходится с определением, принятым в Федеральном законе. (Туризм -система проведения отдыха с оздоровительной, познавательной или спортивной целью посредством путешествий и связанное с этим временное пребывание за пределами постоянного места жительства. См. [«О туризме». Закон Республики Бурятия 1996]). И таких расхождений множество. По мере совершенствования регионального законодательства эти противоречия постепенно сглаживаются, однако терминологическое поле туристской деятельности выходит далеко за рамки нормативно-правовых документов и развивается по своим логическим принципам, привнося в оборот новые, или псевдоновые термины, определения и понятия, одни из которых приживаются надолго, а другие исчезают вместе с «модой».

К третьей группе дефиниций следует отнести те, что трактуют туризм как вид

предпринимательской деятельности или как отрасль экономики. Так, по B.C. Сени-ну, туризм - это предпринимательская посредническая деятельность по оказанию посетителю услуг, связанных с планированием и организацией поездки, оптовой покупкой и реализацией пакетов-услуг, обеспечивающих путешествие [Сенин 2003]. Закон Республики Молдова определяет туризм как отрасль национальной экономики с комплексными функциями, включая имущество и услуги, предоставляемые для потребления лицам, путешествующим за пределами своей обычной среды в течение менее одного года с иной целью, нежели осуществление оплачиваемой деятельности в посещаемом месте [«О туризме». Закон Республики Молдова 2008].

Четвертую группу составляют определения, относящие туризм к социальной сфере. так, в проекте федерального закона «о туризме и туристской индустрии» было записано, что туризм - составная часть социальной сферы Российской Федерации, включающая свободные передвижения (путешествия, поездки) физических лиц и / или их пребывание за пределами обычной среды в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями [Проект Федерального закона... 2003].

Другие определения (а всего их более трех десятков), в той или иной степени повторяют основные положения указанных выше четырех групп. Все эти определения можно, в конце концов, объединить в две смысловые категории: 1) Туризм как свободные групповые и индивидуальные передвижения людей (именуемых туристами) с любыми целями (превалируют цели познания и отдыха), кроме поездок с целью заработка; 2) Туризм как предпринимательская деятельность других лиц (не туристов) с целью извлечения прибыли путем обеспечения этого самого передвижения.

обратимся к понятию «турист». основой большинства его определений является характеристика туристов как лиц, до-

бровольно и временно переменивших свое место жительства с любой целью, кроме заработка [Энциклопедия туриста 1993]. В разных документах более или менее полно уточняются цели передвижения туристов (получение удовольствия, отдых, познание новых мест и территорий, лечение, религиозные потребности, деловые интересы и т.д.), устанавливается период, в течение которого такое перемещение можно считать временным (По разным источникам от 24 часов до 6 или 12 месяцев подряд, после чего турист переходит в ранг эмигранта). Но основа любого известного определения понятия «турист» во всех случаях одна -всегда временный и добровольный выезд человека из постоянного места жительства самостоятельно или с помощью предпринимателей (посредников) и не для заработка. Такое понятие вполне корреспондируется с первой частью понятия «туризм», так что вполне обоснованно можно считать, что турист - это лицо, занимающееся туризмом [Словарь иностранных слов 1984]. Но этому, как ранее было отмечено, препятствует вторая часть определения туризма как вида предпринимательской деятельности, поскольку считать туристом лицо, занимающееся организацией поездок никак нельзя.

Выход из этого противоречия указывает определение UNWTO видов деятельности в туризме. «Большинство определений туризма базируется на спросе и рассматривает туризм в качестве совокупности услуг и продуктов, приобретаемых туристами, независимо от того, каким образом определяются туристы. Это означает, что один и тот же продукт или услуга будет или не будет относиться к связанной с туризмом экономической деятельности в зависимости от определений потребителя, а не в зависимости от характера продукта или услуги. При таком подходе все отрасли в некоторой степени являются элементами этой всемирной деятельности, обусловленной расходами туристов. Не существует никакого вида деятельности в туризме, и вид деятельности приобретает туристский характер,

только если использование произведенных им товаров и услуг связано, в основном, с туризмом. Виды экономической деятельности в современных классификациях определяются в соответствии с товарами и услугами, создаваемыми производственными единицами, в то время как экономическая деятельность в области туризма до настоящего времени определяется в соответствии с товарами и услугами, потребляемыми институционными субъектами туризма - посетителями, туристами и однодневными посетителями» [Цит. по: Проект стандартной международной классификации... 1993: 5-6]. Таким образом, UNWTO не считает возможным определять «туризм» как вид предпринимательской деятельности, поскольку эта деятельность относится к туризму лишь постольку, поскольку производимые ею результаты (товары, услуги, работы) потребляются туристами.

Следовательно, у нас остается следующее определение: туризм - это временные и свободные передвижения человека, или групп людей, именуемых туристами, с любыми целями, кроме заработка в месте временного пребывания. Данное определение может быть дополнено положениями о периоде временного отсутствия туриста в месте постоянного жительства, указаниями на источники средств для поездок и конкретизировано перечислением целей такого отсутствия. (Определение путем перечисления свойств в системах классификации используется, но зачастую сделать это затруднительно. К примеру, ни по одному определению нельзя отнести к категории туристов лиц, выезжающих для посещения больных родственников. Правильнее поэтому, ограничиться перечислением только тех свойств, которыми предмет не обладает.) Что же касается предпринимательской деятельности в сфере туризма, то она легко вписывается в понятие «индустрия туризма».

При определении понятия «индустрия туризма» (туристская индустрия, туристская отрасль и проч.) могут быть применены два подхода. Один из них основан

на перечислении всех элементов индустрии, что не всегда эффективно, поскольку полнота определения зависит от обоснованности и тщательности перечисления. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности», туристская индустрия представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [О внесении изменений в Федеральный закон... 2007]. На первый взгляд, в приведенном определении много спорных моментов. К примеру, вряд ли справедливо включать в индустрию (Индустрия (от лат. industria - деятельность) — промышленность. См. [Словарь иностранных слов... 1984]) туризма объекты познавательного назначения (к примеру, египетские пирамиды или Кремль), которые ничего не производят. Вместе с тем средства транспорта, объекты развлечения и торговли, являющиеся средствами привлечения туристов, традиционно относятся к инфраструктуре туризма (Инфраструктура - составная часть экономического устройства экономической или политической жизни, носящая подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающая деятельность экономической или политической системы в целом.).

С приведенным выше определением индустрии туризма можно согласиться только в случае, если принять, что объекты индустрии (гостиницы, средства транспорта, объекты познавательного и прочего назначения) производят нечто, некий товар, который туристами потребляется и что, таким образом, позволяет использовать для их

характеристики понятие индустрия. И такой товар действительно есть. Причем, поскольку этот товар уже по определению потребляется туристами, то, как следствие из вышеприведенного определения ЦЫ^ГО, деятельность по производству этого товара, несомненно, относится к туристской. Ничто не мешает назвать этот товар туристским продуктом.

Следовательно, туристский продукт - это все производимые туристской индустрией и потребляемые туристами услуги, работы и товары, а также природно-климатические, рекреационные, познавательные, социально-бытовые ресурсы, объекты культурного наследия и иные объекты туристского показа, включая особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты, способные удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию нормальной жизни и деятельности.

таким образом, под туристским продуктом будем понимать, во-первых, потребляемые туристами услуги, работы и товары, то есть все то, что производится объектами туристской индустрии; во-вторых, все то, что привлекает туристов, ради чего, собственно, они и отправляются вдаль из родных мест, все природно-климатические, рекреационные, познавательные, социально-бытовые ресурсы, объекты культурного наследия и иные объекты туристского показа, способные удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию нормальной жизни и деятельности, включая особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты. Первая часть приведенного определения относится к потребляемой части туристского продукта (назовем ее активной частью), вторая - к пассивной, поскольку при, так сказать, «ее потреблении» она остается не-

изменной. Пассивная часть туристского продукта - это то, что обычно называют туристскими ресурсами.

Тогда туристская индустрия - это сфера активной части производства туристского продукта; туристские ресурсы составляют пассивную часть, а туризм - сфера потребления туристского продукта туристами.

Как видим, многоликость туризма порождает многообразие подходов к пониманию и толкованию базовых и сопутствующих терминов и дефиниций. Определенный терминологический прогресс происходит и в законодательной базе туризма в Российской Федерации, когда на определенном этапе был расширен и существенно уточнен туристский понятийный аппарат. Так, в результате поправок, внесенных в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» произошло кардинальное изменение в определении понятия «туристский продукт», который, наконец, перестал быть пресловутым «правом на тур, предназначенным для реализации туристу» и обрел свое более близкое к истине определение как «комплекс услуг по перевозке и размещению...» [О внесении изменений в Федеральный закон... 2007]. Впервые в Российском туристском законодательстве появились профессии «экскурсовод», «гид-переводчик», «инструктор-проводник». Расширены понятия «туристская индустрия» и «социальный туризм» [Там же].

При существующих понятийно-терминологических проблемах, работа в туризме не останавливается, ценой определённых усилий в каждом конкретном случае [Путрик, Костяев, Караневский 2006: 27-28]. Практики, не имея однозначно понимаемых терминов, должны подробно объяснять каждую позицию в туристской документации. Авторы научных работ прилагают к ним словари, не беспокоясь о том, что коллега публикует иное определение тех же терминов. Законодатели используют рекомендации известных им специалистов, фактически повторяя ситуацию с публикацией научных работ. Студенты используют противоречивые определения из научных работ и учебников, в результате чего новое поколение специалистов воспринимает, аккумулирует и передаёт следующему поколению большее количество проблем.

Накопленный опыт в области терминологического обеспечения сферы туризма с его разночтениями и противоречиями, как отражение многосложности туристского процесса, требует дальнейшего осмысления, а каждый термин - специальной и всесторонней проработки. Такая работа может быть проведена на уровне создания туристского энциклопедического словаря силами Международной Туристской Академии, с привлечением широкого круга ученых и специалистов, при поддержке государства.

Литература

Азар В.И., Акишин В.Н., Биржаков М.Б., Маринин М.М., Путрик Ю.С. Туристские дефиниции // Туристские фирмы. 1996. Вып.11.

Васильев А.Л. Туризм - понятие и сущность // Туристские фирмы. - СПб, 1998. Вып.15.

Путрик Ю.С., Костяев Н.П., Караневский П.И. Найти общий терминологический язык. // Национальный туристский журнал «Туристские фирмы» Международной Туристской Академии (МТА). Выпуск 39 (7). - СПб., Издательство «Невский фонд», 2006. - C. 208, 27-28 с.

Манильская декларация по мировому туризму. Принята Всемирной конференцией по туризму. Манила (Филиппины), 1980.

«О туризме». Закон Республики Казахстан № 1508-XII 1992 г. с изменениями, внесенными Законом № 259 от 1.07.1998.

«О туризме». Закон Республики Бурятия // Российский туристский бюллетень М.,1996. № 3(9). Сенин В.С. Краткий толковый словарь основных профессиональных терминов, понятий и определений, применяемых в туризме. - М., 2003.

«О туризме». Закон Республики Молдова. Международное туристское право. Законодательство государств-участников СНГ в сфере туризма / М.Б. Биржаков, К.А. Пшенко. - СПб.: Невский Фонд, 2008.

Проект Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» // Туризм: Право и экономика 2003. № 2.

Рекомендации по статистике туризма. Всемирная туристская организация. WTO -Madrid - Spain. 1993. С. 2.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ // Российская газета, 9 февраля 2007.

Проект стандартной международной классификации видов деятельности в туризме. / Секретариат ООН, Distr. GENERAL PROVISIONAL ST/ESA/STAT/SER.M/83 8 September 1992 RUSSIAN ORIGINAL. Принят Статистической комиссией ООН в качестве временной классификации, март 1993 г. С. 5-6.

Словари и энциклопедии

Краткий словарь международной туристкой терминологии. - М., 1980.

Англо-русский толковый словарь по бизнесу / под общ. ред. П.Ф. Петроченко. - М.,

1992.

Энциклопедия туриста / Редкол.: Тамм Е.И. (гл. ред), Абуков А.Х., Александров ЮН. - М., 1993.

Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. - М.-Афины, 1994.

Выезжающему за границу. Справочник. - М., 1997.

Большой Глоссарий терминов международного туризма / The Great Glossary of Terms for the International Turism / под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова. - СПб., 2002.

Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / под ред. Л.П. Воронковой. -М., 2002.

Сенин В.С. Краткий толковый словарь основных профессиональных терминов, понятий и определений, применяемых в туризме. - М., 2003.

Сенин В.С. Туризм: мини-словарь. - М., 2004.

ПростаковИ.В. Иностранные термины в турбизнесе: краткий толковый словарь. - М.,

2005.

РябоваИ.А., Исмаев Д.К., Путилина С.Н. Словарь международных туристских терминов (русско-английско-французско-немецкий). - М., 2005. Словарь иностранных слов. - М., 1984.

Энциклопедия туриста / Редкол.: Е.И. Тамм (гл. ред.), А.Х. Абуков, Ю.Н. Александров и др. - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.