Научная статья на тему 'О перспективах развития туризма в республике Саха (Якутия)'

О перспективах развития туризма в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
620
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС / РЕКРЕАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тарасова О.М.

Рассмотрены проблемы становления и развития туризма на международном и национальном уровнях, а также международный опыт и тенденции развития туризма в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах развития туризма в республике Саха (Якутия)»

23 (206) - 2011

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 379.85(571.56)

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

О. М. ТАРАСОВА, научный сотрудник E-mail: Toksana19@mail.ru Институт региональной экономики Севера

Рассмотрены проблемы становления и развития туризма на международном и национальном уровнях, а также международный опыт и тенденции развития туризма в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: туристская привлекательность, национальная экономика, платежный баланс, рекреация, конкуренция, урбанизация.

Когда туризм стал объектом исследования, делались попытки установления его точной характеристики. Четкое толкование туристских терминов и понятий имеет большое значение для понимания тех процессов, которые происходят в международном туризме. Изначально акцент делался на связи туристской деятельности и транспорта, то есть туризм считался частью транспортных перевозок. По мере развития туризма и превращения его в массовое явление на международном и национальном уровнях появились новые трактовки этого понятия.

Туристская терминология формировалась на основе понятия «международный турист», введенного Советом Лиги Наций в 1937 г., которое характеризовало последнего как лицо, обладающее тремя признаками: передвижением, временным пребыванием в определенном месте, отсутствием связи с трудом и заработком.

Для характеристики международного туризма Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО) использует определение Статистической комиссии ООН, данное в 1993г.: «...туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осу-

ществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями» [3]. Дальнейшие определения туризма выделяют или дополняют его черты.

Понятие «туризм» в России долго ассоциировалось со спортом и укреплением здоровья, а не с отраслью экономики, которая может приносить доход. Но постепенно в процессе развития экономико-производственных отношений и влиянием России на международный туризм выделилась особая сфера труда, основной функцией которой являлась организация разностороннего отдыха населения в форме туризма. Туризм все чаще стали называть отраслью национальной экономики.

В России понятие «туризм» максимально приближено к определению международного туризма ЮНВТО и установленному Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительные поездки с познавательной, профессионально-деловой, спортивной, религиозной и другой целью без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [3].

Сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее в себя предприятия и организации разной отрасле-

вой принадлежности как на международном, так и на национальном уровне.

Главной особенностью туристской услуги на международном и национальном уровнях является ее многогранность, которая создает новую форму спроса потребителей — спрос на целый комплекс товаров и услуг единовременно. Благодаря присущей ей комплексности туристская услуга стимулирует другие отрасли экономики, увеличивая спрос на традиционные товары и услуги.

Анализ существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу, что подавляющее большинство авторов трактуют туризм только с точки зрения потребителя, т. е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью [4]. Туризм, на взгляд автора, необходимо рассматривать и с точки производителя как сферы производства, и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

Представляется наиболее оптимальным следующее определение туризма — это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

Специфика сферы туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики [6].

На микроуровне качественная специфика туризма, определяющая особенности предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется в характере взаимодействия субъекта и объекта туристской деятельности на основе реализации туристских технологий, причем объектом туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребители товара [7].

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода [1]. Этот список, вероятно, может быть дополнен функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народнохозяйственном комплексе страны.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим

отраслям экономики страны, с целью обеспечить пропорциональность развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обосновать политику занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.

В большинстве стран туризм занимает место в числе базовых отраслей, играющих весьма значительную роль в экономике этих стран. Современная туристская индустрия — одна из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. За счет туризма живут как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Италия и др.). Туризм занимает весомую строку в бюджетах этих стран и приносит до 10 % валового национального продукта (ВНП), мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики.

Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм — панорама 2020» увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020 гг. прогнозируется более чем вдвое (см. таблицу) [2].

В2010г. основной показатель — число международных туристских прибытий должен превысить 1 млрд чел., а к 2020 г. — составить 1,56 млрд чел.

Другой важной тенденцией туристской деятельности является то, что 1,18 млрд туристов (76 %) будут путешествовать в пределах своих макрорегионов, а 377 млн чел. будут совершать путешествия в другие регионы мира. Эти прогнозы национальные туристские администрации большинства стран используют и учитывают при определении и проведении государственной политики в сфере туризма.

В сложившихся условиях для повышения туристической привлекательности Республики Саха (Якутия) необходимо определить свою рекреационную нишу, предпринимать меры по подготовке оригинальных туристских продуктов и активному их продвижению на внешних рынках. Рекламная кампания Якутии должна отвечать тенденциям

Показатели мировых туристских прибытий в 1995—2020 гг.

Страны Прибытия по годам, млн чел. Среднегодовой прирост за 1995—2020 гг., % Доля, %

1995 2010 2020 1995 г. 2020 г.

Всего... 565,4 1 006,4 10561,1 4,1 100 100

Африка 20,2 47,0 77,3 5,5 3,6 5,0

Америка 108,9 190,4 282,3 3,9 19,3 18,1

Восточная Азия и АТР 81,4 195,2 397,2 6,5 14,4 25,4

Европа 338,4 527,3 717,0 3,0 59,8 45,9

Ближний Восток 12,4 35,9 68,5 7,1 2,2 4,4

Южная Азия 4,2 10,6 18,8 6,2 0,7 1,2

Межрегиональные 464,1 790,9 1 183,3 3,8 82,1 75,8

Дальние поездки 101,3 215,5 377,9 5,4 17,9 24,2

увеличения спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт и предлагать продукт, отличный от насыщенных на мировом туристическом рынке форм и видов туризма.

Также необходимо учитывать, что для развитых стран, которые являются лидерами по числу международных прибытий, характерно повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. Повышенное внимание к данному направлению развития туризма в мире создает предпосылки и условия для появления новых туристских продуктов в экологически чистых районах Республики Саха (Якутия).

Немаловажным фактором в развитии регионального туризма является и тот факт, что большинство европейцев, а также жителей Азиатско-Тихоокеанского региона живут в густонаселенных городах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма; кратковременного отдыха; отдыха вне высокого сезона; активных видов туризма; кратковременных поездок в другие города с познавательными целями; выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др.

В перспективе ожидается усиление тенденции к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места. С этой точки зрения Якутия также имеет благоприятные предпосылки с позиции предоставления уникальных возможностей побывать в районах, не имеющих аналогов природных условий, самобытной культуры проживающих здесь народов и особенностей развития человеческой цивилизации.

Это требует от туристских организаций, государственных и муниципальных органов власти постоянных активных действий, направленных на создание приоритетных видов туристского продукта и условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества, обеспечит должный уровень развития сервиса.

Ростуризм на основании данных [8] и прогноза развития туризма в мире, составленного ЮНВТО [9], выделяет следующие тенденции:

• рост количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов;

• усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения;

• усиление внимания к охране окружающей среды;

• усиление тенденции к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места среди жителей урбанизированных районов;

• сохранение в ближайшем будущем у зарубежных туристов предпочтений поездок в туристские центры с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества;

• развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, общественное питание, строительство, способствует созданию значительного количества рабочих мест, поддерживает высокий уровень жизни населения, увеличивает налогооблагаемую базу и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. С этой точки зрения важен масштаб мультипликативного эффекта, который создаст развитие туристской индустрии в республике;

• значительная часть государственных вложений в продвижение своего туристского продукта. Учет этих тенденций развития туризма в мире

приводит к выводу, что необходимо учитывать сложившийся в последние годы рост количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Сама жизнь подсказывает, что туристское предложение Якутии должно учитывать тенденции спроса туристов из соседних стран, преимущественно из стран Азиатско-Тихоокеанского

региона. При этом данная тенденция в ближайшие годы будет усилена из-за влияния мирового финансового кризиса.

Список литературы

1. Балабанов И. Т., Балабанова А. И. Экономика туризма: учеб. пособие. М., 2003. С.31.

2. Всемирнаятуристская организация (ЮНВТО) // URL: www.unwto.org.

3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЭ (с изм. от 10.01.2003, 22.08.2004, 05.02.2007).

4. Пирожник И. И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. Минск: БГУ. 1985.

5. Российский туристский бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ. М., 1995. № 1. С. 9.

6. Саченкова Н. И. Туризм как отрасль народного хозяйства и сферы реализации человеческого потенциала // Тезисы доклада на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития и сохранения человеческого потенциала в Республике Татарстан» от 18-19.11.1999. Казань, 1999. С. 23.

7. Сенин В. С. Введение в туризм. М.: Прогресс, 1993. С. 38.

8. Tourism Highlights. Edition 2007. World Tourism Organization, Madrid, 2007.

9. Tourism 2020 Vision. A new forecast from the WTO/ Madrid, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.