ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2016 г. Выпуск 4 (43). С. 18-22_
УДК 379.85
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ТУРИЗМ»
О. В. Горгоц
Данное исследование посвящено существующим проблемам по формулировке понятий и терминов в сфере туризма.
Остановимся на общих определениях «понятие» и «термин», которые приняты за основу в данном исследовании.
Значение слова «понятие» в Большом российском энциклопедическом словаре: ПОНЯТИЕ, мысль, фиксирующая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Выделение общего - специфич. черта П., отличающая его от единичного созерцания и восприятия (см. также Абстракция). Структура П., его виды, операции с П. изучаются логикой. Различают: содержание П. - совокупность фиксированных в нём признаков предметов; объём П. - множество (класс) предметов, каждому из к-рых принадлежат эти признаки [4].
«Термин» в Энциклопедическом словаре: Термин - (лат. terminus - предел - граница), в римской мифологии бог-хранитель межевых знаков, почитался среди крестьян. Его праздник терминалии отмечался 23 февраля (от лат. terminus - граница - предел), слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве. В современной логике слово «термин» часто употребляется как общее имя «существительных» языка логико-математических исчислений (т. н. термов), выражающих при интерпретации элементы предметной области [9].
Сущность любого явления отражается в его понятии. Совокупность предметов, обобщенных в понятии, называется объемом понятия. Совокупность существенных признаков, по которым выделяются предметы в понятии, отражают его содержание. Развитие понятия предполагает определение критериев и изменение его содержания, объема, структуры.
К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики.
До настоящего времени в России отсутствует сформировавшийся понятийный аппарат в области туризма, туристских кластеров. Так как сфера туризма постоянно развивается, существует множество формулировок аспектов его проявления. Данное положение не может не вызывать известные сложности в изучении туризма.
Следует заметить, что термин «туризм» не имеет корней и истоков в русском языке, он пришел в нашу речь из французской языковой системы - tourisme, от tour (прогулка, поездка) -путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время, один из видов активного отдыха.
Различными туристскими организациями, научными школами и отдельными экспертами «туризм» (tourism) по-прежнему трактуется по-разному. Кроме того, туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития туризма, его секторов, видов и форм, технологий и инноваций, появления и распространения новых туристских реалий.
Понятие туризма отсутствует в Толковом словаре В. Даля (1982 г.), Большой толковый словарь Ларусс (1964 г.) приводит основные характерные черты туризма: 1) путешествие для удовольствия; 2) совокупная деятельность людей, стремящихся реализовать такого типа путешествие; 3) промысел, имеющий целью удовлетворение потребностей туристов [11].
Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму (1989 г.) констатировала: «Туризм... включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений... Он представляет... форму использования свободного времени... и средство межличностных связей... политических, экономических и культурных контактов... Является... следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе» [18]. Рекомендательный акт «О туризме», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников
СНГ 29 октября 1994 г., под туризмом понимает временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания [2].
В настоящее время наиболее распространенным определением туризма, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 г. Статистической комиссией ООН. Согласно ему туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями [3].
Сегодня Всемирная туристская организация (ЮНВТО) как единственная межправительственная организация по туризму системы ООН имеет первоочередное право, соответствующий статус и миссию в унификации, стандартизации и распространении туристских терминов. В этих целях в 2001 г. был издан подготовленный ЮНВТО «Тезаурус по туристской и досуговой деятельности» на трех мировых языках (английском, французском и испанском), в котором даны базовые термины и понятия туризма. Опираясь на официальные термины и их дефиниции, установленные ЮНВТО и представленные в «Тезаурусе», следует сделать вывод, что «туризм» - это категория путешествий, имеющая определенные разграничительные характеристики [16].
Есть и другие определения, каждое из которых отражает те или иные стороны туризма. Разнообразие дефиниций связано с двойственностью внутренней природы самого туризма. С одной стороны, туризм есть частный случай путешествия физического лица, с другой - деятельность по производству услуг и товаров предприятиями индустрии туризма.
Широко известно определение швейцарского специалиста в области туризма К. Каспара, который рассматривает туризм во взаимодействии общества, экономики, природной среды в виде двух субсистем: собственно потребителей туристских услуг, т. е. субъектов туризма, и объектов туризма, к которым относятся туристские предприятия и организации. Большое распространение в научной среде получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы» [4].
Конгрессом США принято следующее, нечеткое в отношении целей поездок, определение: туризм - это взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью, за пределами постоянного проживания [14].
На Уругвайском раунде ГАТТ предложено определение туризма, включающее следующие виды деятельности и услуги: туристских организаций-туроператоров и турагентов; пассажирского транспорта, включая аренду автомобилей и использование транспорта для экскурсий; средства размещения и питания; рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные; дополнительные (вспомогательные) услуги (гидов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги - кредитные карточки, туристские чеки), а также вспомогательные службы, медицинское обслуживание, торговлю товарами туристского назначения (беспошлинная торговля, магазины в туристских центрах) [14].
Нередко исследователями для обозначения понятия «туризм» используются такие разные термины, как «индустрия гостеприимства», «сфера туризма», «международный туризм», «рекреационная деятельность», «дестинация», «туристическая отрасль» и так далее.
Как справедливо отметил ученый Д. В. Гиринчук, выбор термина, конечное определение совокупности услуг, видов деятельности, объединяемых этим термином, являются основой для понимания места туризма в экономике [7]. Это требует соответствующих научных исследований.
Развитие регионального туристского комплекса должно опираться на научные исследования, учитывающие мировой опыт функционирования различных отраслей в условиях глобализации, программно-целевое планирование, развитую законодательную базу, что, в свою очередь, требует наличия единого понятийного аппарата в этой сфере.
В процессе формирования рекреационного района роль природного фактора не вполне однозначна, во многих случаях природная среда играет главную роль. В целом рекреационные районы могут сформироваться и на основе природных ресурсов, неблагоприятных для развития туризма, пример - Лас-Вегас, который является одним из крупнейших мировых центров развлечений, расположенный на западе США, в пустыне Невада.
Н. И. Панов использует понятие «туристско-рекреационные ресурсы» и трактует его следующим образом: «Под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, архитектурные, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребность человека в процессе и в целях туризма и создающие материальную и организационно-экономическую базу для развития туризма», это толкование понятия основано на положениях федерального закона. Туристско-рекреационные ресурсы имеют первостепенное значение при управлении туризмом и определяют развитие предприятий индустрии туризма в том или ином регионе. Именно они являются основой успешного развития индустрии туризма [13].
Считаем, что кроме вышеперечисленных ресурсов туристов при выборе региона для посещения привлекают и другие условия региона: количественные и качественные характеристики материально-технической базы предприятий индустрии туризма, доступность объектов для потока туристов, профессиональная подготовка персонала индустрии туризма, уровень цен, личная безопасность, инфраструктура региона, стабильное политическое и социальное состояние [8].
Понятие «туристская дестинация» введено в оборот отечественной туристики сравнительно недавно и является заимствованным из английского языка (англ. destination), означает «местонахождение, место назначения». В зарубежной литературе данное понятие, как правило, применяется в научных и практических целях. В научных источниках российских исследователей этот термин находится на стадии разработки, и до настоящего времени самая разная трактовка дается российскими учеными в диссертационных работах и монографиях. Известным, однако, чрезмерно условным определение туризма, данное профессором Нейлом Лейпе-ром (Новая Зеландия), в котором он рассматривает туризм как систему из следующих элементов: географические, туристы, туристская индустрия. Лейпер ввел термин «туристская дести-нация» в середине 1980-х гг. и системно рассмотрел туризм с отраслевой точки зрения [10].
В ряде определений частично раскрывают двойственность внутренней природы туризма.
В ФЗ РФ № 132 - ФЗ от 04.10.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дано следующее определение туризма: туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1].
Данное определение построено на признаках, связанных с перемещениями граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, их целями, исключением получения ими доходов от источников в стране (месте) временного пребывания.
В ряде вышеприведенных определений туризм рассматривается не как отрасль, а как группа связанных отраслей: совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Следует также заметить, что данный закон, который в большей части повторяет положения закона РФ от 04.10.1996 г. № 132, не может эффективно работать, так как имеет ряд недостатков. Так, по мнению действительного члена Академии туризма М. Маринина, «...в российском законе нет ни целей, ни задач развития туризма, зато много декларативных и формальных статей. По сути, это не что иное, как популистские лозунги о мнимой государственной поддержке абстрактной туристской деятельности, как «одной из основных отраслей экономики РФ» [12]. Данное высказывание свидетельствует об общих недостатках зако-
на. Кроме того, в законе дано определение восемнадцати понятиям в сфере туризма, хотя в деловом обороте их гораздо больше, нет формулировок категорий, которые использует закон, нет конкретики и четкости. Закон не защищает отечественных туроператоров от деятельности иностранных туристских компаний, которые не платят налогов в российский бюджет и создают конкуренцию российским турфирмам.
В научной литературе, по мнению А. Ю. Александровой, существующие дефиниции туризма могут быть объединены в две группы. Одни из них, рабочие, носят узкоспециальный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, определение туризма в целях статистики). Другие, концептуальные, дефиниции охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма [4].
Во многих определениях смешиваются и стираются различия между такими понятиями, как «туризм» и «индустрия туризма». И. Т. Балабанов и А. И. Балабанов считают: туризм -это индустрия, развивающаяся в тех регионах, которые обладают естественными или искусственными особенностями, привлекающими приезжих посетителей (туристов) разнообразным характером деятельности [6]. Это определение трактует туризм как индустрию туризма.
Г. А. Яковлев выделил 5 критериев туризма [15]:
- изменение места, находящегося за пределами обычного места пребывания;
- перемещения людей в достаточно короткие промежутки времени;
- пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания;
- выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях
туризма;
- отсутствие оплаты труда из источника в посещаемом месте.
При этом Г. А. Яковлев нечетко определил критерий туризма - «короткие промежутки времени», не указал размер этих промежутков. К тому же есть пешеходные маршруты, морские и речные круизы, которые, как правило, длятся продолжительное время. Кроме того, в определении дублируются первый и второй критерии.
При формулировании понятия «туризм» авторы включают те или иные туристские потребности и мотивировки, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, взаимодействия сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими средами. Кроме того, важнейшими отличительными особенностями туризма являются следующие: изменение места пребывания, само временное пребывание в этом месте, отсутствие занятий оплачиваемой деятельностью.
На микроуровне качественная специфика туризма, определяющая особенности предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется в уникальном характере взаимодействия субъекта и объекта туристской деятельности на основе реализации туристских технологий, причем, объектом туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребитель товара.
В результате анализа источников, содержащих существующие определения понятия «туризм», авторы пришли к выводу, что большинство исследователей трактуют туризм только с точки зрения потребителя услуг - туриста. Полагаем, что следует включить в понятие «туризм» вторую составную - производство и реализацию услуг и товаров для туристов.
В вышеприведенных определениях отсутствует указание на предприятия индустрии туризма, с помощью которых человек передвигается с постоянного места жительства, средства размещения, предприятия питания и т. д.
Авторы предлагают определять туризм, исходя из двойственности его внутренней природы.
Туризм является совокупностью как деятельности физических лиц (туристов) для достижения различных целей, связанных с отдыхом: лечебно-оздоровительных, познавательных, физкультурно-спортивных, религиозных и иных, в месте постоянного проживания или временного пребывания, не относящегося к миграции, так и деятельности предприятий, предоставляющих для туристов товары и услуги.
В данном понятии критериями являются:
- совокупность двух видов деятельности - туристов и предприятий;
- временное пребывание, не относящееся к миграции [19].
Таким образом, в понятии прежде всего выделяется и фиксируется общее, которое не учитывает всех особенностей структуры данного класса (туризма), но не исключает конкретного (признаков, являющихся критериями и определяющими сущность этого понятия).
Литература
1. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации от 04.10.1996 г. № 132-Ф3 (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня, 27 декабря 2009 г., 30 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 3 мая 2012 г.)
2. Постановление Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств от 29 октября 1994 г. «О рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма».
3. Система национальных счетов - 1993; Концепции, определения и классификации для статистики туризма («Рекомендации по статистике туризма» Всемирной туристической организации ООН); Технические пособия ВТО по сбору и обработке статистических данных по внутреннему и внешнему туризму; «Единая система показателей функционирования туристической сферы в странах Содружества» (Статкомитет СНГ, 2000 г.).
4. Большой Россиийский Энциклопедический Словарь [Текст] : словарь. - Изд.-во : Большая Российская энциклопедия, 2003.
5. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст] : учебное пособие для вузов / А. Ю. Александрова. - Москва : Аспект Пресс, 2001.
6. Балабанов, И. Т. Экономика туризма [Текст] : учебное пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. - Москва : Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
7. Гиринчук, Д. В. Формирование механизма управления территориальным туристско-рекреационным комплексом в условиях рынка [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д. В. Гиринчук. - Сочи, 2003.
8. Горгоц, О. В. Развитие сферы услуг, как фактор развития региона [Текст] : монография / О. В. Горгоц, В. В. Котилко, А. В. Красильников. - Курган : ООО «Типография «Дам-ми», 2013. - 222 с.
9. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации [Текст] / М. А. Жукова. -Москва : Финансы и статистика, 2004.
10. Лейпер, Н. Новые подходы к туризму [Текст] / Н. Лейпер. - Москва : Классика, 1990.
11. Ларусс. «Большой энциклопедический Ларусс в 10 томах» (1960-64, дополнительный том - в 1968) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovar.cc/rus/bse/500433.html.
12. Маринин, М. России нужен Закон «О развитии туризма» [Текст] / М. Маринин // Туристическая деловая газета. - 1999. - № 9/67.
13. Панов, Н. И. Туристские ресурсы Ленинградской области и их оценка [Текст] / Н. И. Панов, A. M. Чибинев. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2004.
14. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме [Текст] / Г. А. Папирян. - Москва : Финансы и статистика, 2000.
15. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма [Текст] : учебное пособие / Г. А. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : РДЛ, 2004.
16. Thesaurus on Tourism and Leisure Activities [Text]. - Madrid : WTO, 2001.
17. Горгоц, О. В. «Развитие регионального туристского кластера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)» [Электронный ресурс] : автореф. дисс. ... канд. экон. наук / О. В. Горгоц. - Режим доступа: https://www [email protected].
18. Межпарламентская конференция по туризму Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/abro/10787.