Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции развития информационного общества в России'

Проблемы и тенденции развития информационного общества в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5508
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьева М. А., Чурикова С. Ю.

В статье рассматриваются проблемы развития информационного общества в России, анализируются статистические данные, характеризующие информационное общество. Обозначены основные тенденции развития информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лаврентьева М. А., Чурикова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции развития информационного общества в России»

УДК 330.47

Лаврентьева М.А.

Магистр, Южный федеральный университет

Чурикова С.Ю.

К.э.н., доцент, Южный федеральный университет

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы развития информационного общества в России, анализируются статистические данные, характеризующие информационное общество. Обозначены основные тенденции развития информатизации общества.

Ключевые слова: информационное общество, информация, теория информации в экономике.

Значение информации сегодня значительно увеличилось. Информатизация становится одним из главных факторов производства, двигателем экономического развития. Общество, в котором значительная часть работоспособного населения постоянно взаимодействует с информацией (производит, перерабатывает, обеспечивает хранение и занимается реализацией знаний и прочих информационных продуктов и услуг), называется информационным [1].

Для информационного общества характерно [2]:

- повышение значения информации, знаний, технологий в жизни общества;

- возрастает процент населения, занятого развитием информационных технологий, коммуникаций, производящих информационные продукты услуги;

- развитие телефонной связи, радио и телевещания, интернета и СМИ;

- создание обширного информационного пространства, обеспечивающего населению доступ к информационным ресурсам; и удовлетворение потребности в информационных продуктах и услугах;

- развитие информационных продуктов и услуг, обеспечение доступа к знаниям.

Рассматривая деятельность руководства нашей страны в вопросах разработки и

внедрения программ информатизации общества, выделяют ряд этапов [2]:

- на первом этапе (1991-1994гг.) были сформированы основы в сфере информатизации;

- на втором этапе (1994-1998гг.) произошла смена приоритетов от развития к разработке информационного регулирования;

- на третьем этапе, начался процесс формирования политики в направлении становления информационного государства и общества.

Правительство Российской Федерации в 2002 году одобрило реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2010 гг.» [3]. В результате проведения данной программы значительно улучшилась ситуация с информатизацией общества в регионах. В 2008 году была принята «Стратегия развития информационного общества до 2020г» [3].

Руководствуясь существующими концепциями и стратегиями, была подготовлена государственная программа «Информационное общество (2011-2020гг.)» [4], в рамках которой запланирована разработка и реализация ряда проектов для обеспечения эффективной работы с информационными ресурсами и технологиями. Программа создана на основе мирового опыта проведения программ такого рода и текущего состояния информационно-коммуникационного направления.

Данная программа состоит из четырех подпрограмм разработки информационной инфраструктуры общества, услуг, предоставляемых на ее основе, развития информационной среды и обеспечения безопасности, информатизация государственных услуг [3].

Объем финансирования государственной программы из средств федерального бюджета составляет 1155504 млн. рублей, в том числе по годам [3]:

- 2011 год — 113454 млн. рублей;

- 2012 год — 145886 млн. рублей;

- 2013 год — 130618 млн. рублей;

- 2014 год — 116233 млн. рублей;

- 2015 год — 95169млн. рублей;

- 2016 год — 91544 млн. рублей;

- 2017 год — 108786 млн. рублей;

- 2018 год — 113402 млн. рублей;

- 2019 год — 118020 млн. рублей;

- 2020 год — 122391млн. рублей.

На сайте Федеральной службы государственной статистики опубликованы показатели развития информационного общества в Российской Федерации за период с 2010 по 2014 гг. включительно [3].

Основной проблемой распространения информатизации в нашем государстве является обширное пространство, которое необходимо охватить. За период с 2013 по 2014 гг. включительно, степень различия субъектов Российской Федерации по показателям информационного развития снизилась с 2,8 до 2,3 расчетных единиц [3]. Также незначительно снизились показатели по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры и доступа к ней. Прежде всего, это может быть связано с увеличением тарифов на пользование благами информационного общества. Но, исходя из информации по доле внутренних затрат на научные исследования и разработки сектора ИКТ, в общем объеме внутренних затрат на научные исследования и разработки, которая возросла относительно 2013 года, а также, благодаря увеличению инвестиций в развитие информационной инфраструктуры и выделению средств из бюджета, степень дифференциации субъектов РФ по интегральным показателям информационного развития может сократиться.

Анализируя показатели развития информационного общества в Российской Федерации за период с 2010 по 2014 гг. включительно [3], можно сделать вывод о том, что динамика информатизации общества в России за указанный период в целом положительная. Произошли видимые изменения в вопросе предоставления государственных услуг и услуг в сфере здравоохранения, посредством сети интернет:

- доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, увеличилась с 30,8 % в 2013 г. до 35,2 % в 2014 г.;

- доля домохозяйств, использующих доступ к сети Интернет для получения информации, оформления документов на сайтах органов государственной власти, госучреждений и ведомств в общем числе домохозяйств возросла с 13,6 %в 2013 г. до 15,4 % в 2014г.

В целом, с 2010 года доля граждан, пользующихся электронными государственными услугами, выросла, и, благодаря этому, Российская Федерация поднялась в международном рейтинге организации объединенных наций с 59 места в 2010 году на 27 место 2014 году [1].

Информация выступает в роли действительно социального ресурса. Благодаря информации, человек быстрее и легче адаптируется к жизни в условиях неопределённости, подстраивается под постоянные изменения, выбирает новые принципы поведения, которые

соответствуют изменяющимся обстоятельствам. Развитие информационного общества — это способ кардинально решить вопрос занятости населения для всех категорий граждан, что может помочь разрешению одной из острейших социально-экономических проблем — безработице.

Таким образом, информационные возможности обладают огромным потенциалом для оптимизации качественных показателей жизни всего общества и каждого индивида в отдельности, об этом свидетельствует и увеличение показателей статистики, в частности, использование информационных технологий домохозяйствами и населением [3]:

- доля домохозяйств, использующих доступ к сети Интернет с целью поиска информации, заказа товаров, бронирования мест, подачи собственных объявлений о продаже личных вещей и имущества, в общем числе домохозяйств выросла с 31,7 % в 2013 г. до 35,8 % в 2014 г.;

- доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения увеличилась с 61,4 % в 2013 г. до 64,9 % в 2014г.;

- доля организаций, использующих Интернет, в общем числе обследованных организаций также повысилась с 88,1 % в 2013 г. до 89,0 % в 2014 г.

Существует зависимость между образованием, обучением и развитием, в связи с этим, для любой отрасли становится важным эффективный доступ к образованию и непрерывное обучение. Уровень образования и профессиональной подготовки населения, согласно приведенной статистике на сайте Федеральной службы государственной статистики [3], численность студентов, принятых в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлению «Информатика и вычислительная техника» на 10 000 населения в 2014 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 1,3 человека. Это может быть связано с экономической ситуацией в стране в этот период.

Несмотря на очевидные преимущества информатизации общества, важно признать, что кроме раскрывающихся возможностей, информатизация влечет за собой существенные проблемы и риски. Любое общество несовершенно, и использование информационно-коммуникационных технологий полностью зависит от этических и правовых установок общества.

Процент населения, не использующего сеть Интернет из соображений собственной безопасности, в общей численности населения, согласно исследованию, также увеличился. Сеть интернет свободный для доступа и наполнения источник информации. Соответственно, возникает вопрос контроля информации в сети, которую принято считать социально и экономически опасной. Также важным вопросом является проблема безопасности персональных и других данных, соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации [1].

Информационная безопасность выражается способностью нейтрализовать действие опасных, дестабилизирующих, деструктивных, ущемляющих интересы общества и отдельных его индивидов информационных воздействий на уровне внедрения и извлечения информации. Именно поэтому информационная безопасность является базовой составляющей национальной безопасности России, рассматриваемой в рамках программы «Информационное общество (2011-2020годы)».

Литература

1. Смирнов А.А. Приоритеты обеспечения безопасности информационного общества: сравнительно-правовой анализ программ России и Европейского союза // Административное право и процесс, 2012, N 7

2. Занозина Е.Н. Госпрограммы — это витрина государственной политики Российской Федерации, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/34167/. Дата обращения: 05.12.2015г.

3. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации / Показатели развития информационного общества в Российской Федерации, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_t еЛпо^у/. Дата обращения: 06.12.15г.

4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020годы)», [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181433;fld=134;from=162184-6;гЫ=180312.4064523088745773;^=01803122771944410633296. Дата обращения: 04.12.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.