Научная статья на тему 'Реализация стратегии развития информационного общества Российской Федерации как фактор развития социально-экономичеких систем Оренбургской области'

Реализация стратегии развития информационного общества Российской Федерации как фактор развития социально-экономичеких систем Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / AUTOMATED IN-FORMATION SYSTEMS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганеев Иван Владимирович

Рассматривается актуальное состояние развития информационно-коммуникационных технологий в социально-экономических системах Оренбургской области в контексте реализации федеральной стратегии развития информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аганеев Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING THE STRATEGY OF INFORMATION SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS OF ORENBURG REGION

The article considers the current state of development of information and communication technologies in social and economic systems of the Orenburg region in the context of the federal strategy of development of the information society.

Текст научной работы на тему «Реализация стратегии развития информационного общества Российской Федерации как фактор развития социально-экономичеких систем Оренбургской области»

Реализация стратегии развития информационного общества Российской Федерации как фактор развития социально-экономичеких систем Оренбургской области

Автор статьи:

Иван Владимирович Аганеев, научный сотрудник Оренбургского филиала института экономики Уральского отделения РАН

aganeev. [email protected]

Aganeev Ivan Vladimirovich - The Orenburg Branch Office of the Institute of Economics, The Ural Branch of Russian Academy of science, Orenburg, Russia.

IMPLEMENTING THE STRATEGY OF INFORMATION SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS OF ORENBURG REGION

Рассматривается актуальное состояние развития информационно-коммуникационных технологий в социально-экономических системах Оренбургской области в контексте реализации федеральной стратегии развития информационного общества.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, автоматизированные информационные системы, социально-экономическая система.

The article considers the current state of development of information and communication technologies in social and economic systems of the Orenburg region in the context of the federal strategy of development of the information society.

Keywords: information and communication technologies, automated in-formation systems, socio-economic system.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) по-прежнему занимают очень важное место и зачастую играют ключевую роль в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества -государственного и муниципального управления, экономики и бизнеса, общественной и политической жизни, обеспечения безопасности. Соответственно, большинство стран мира связывают дальнейший прогресс с информатизацией, эффективным использованием ее инструментов. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Международным союзом электросвязи, по данным которого почти все 155 стран, для которых рассчитывается индекс электронной готовности, улучшили свои показатели. Выросли величины трех субиндексов - доступа, использования и навыков. Рост субиндекса использования опережает рост двух других субиндексов, что указывает на все более активное использование широкополосной связи и интернета [1]. Россия не является исключением и в настоящее время активно поддерживает глобальный процесс развития информационного общества, в стране принимаются значительные меры по повышению эффективности вложений в ИКТ.

Рассмотрим региональные социально-экономические системы как целостные совокупности связанных и взаимодействующих между собой элементов (субъектов) и их отношений, касающихся потребления или распределения материальных и нематериальных ресурсов, а также производства, распределения, обмена прочих экономических благ. Данный подход предполагает, что та или иная социально-экономическая система обязательно локализована в конкретном экономическом времени и пространстве и, как любая сложная система, характеризуется определенными системными качествами. Рассмотрим влияние реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на качественные характеристики и развитие таких систем в регионе. Международный опыт показывает, что передовые технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития во многих странах мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств [2].

Несмотря на экономическое и политическое давление со стороны западных стран, современное состояние российской экономики и уровень развития российского общества характеризуются всеми признаками продолжающегося процесса модернизации, что подразумевает, в частности, интенсивную информатизацию российского общества. На данном этапе трудно переоценить значение и влияние информационных технологий практически на все сферы экономики и государства, эффективное использование которых давно стало залогом интенсивного развития и прогресса. В то же время развитие региональных социально-экономических систем сопровождается неравенством в потреблении материальных и духовных благ и, как следствие, конкуренцией. Высокая конкурентоспособность системы относительно других означает в первую очередь ее больший потенциал в области социально-экономического развития.

Согласно официальным данным, опубликованным региональным департаментом информационных технологий, Оренбургская область в течение последних трех лет поднялась с 45-го до 44-го места в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу с положительным прогнозом подняться еще на 5 пунктов уже к 2020 г. В рамках реализации государственной стратегии развития информационного общества в Российской Федерации прослеживается положительная тенденция по таким показателям, как:

• доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет, увеличилась с 31% (2010 г.) до 47% (2014 г.) [3];

• количество линий широкополосного доступа увеличилось с 17 шт./100 чел. (2010 г.) до 31 шт./100 чел. (2014г.) [3];

• доля сельских муниципальных образований, имеющих доступ к инфраструктуре электронного правительства, увеличилась с 92% (2010 г.) до 97% (2014 г.) [3];

• доля сотрудников органов исполнительной власти и местного самоуправления, прошедших обучение в области использования информационных технологий, увеличилась с 30% (2010 г.) до 90% (2014 г.) [3];

• количество активных пользователей сети интернет возросло с 360 000 (2010 г.) до 600 000 (2013 г.) [3].

• количество государственных и муниципальных услуг, переведенных в электронный вид, увеличилось с 16 (2012 г.) до 76 (2013 г.) [3];

• государственное финансирование мероприятий по развитию информационных технологий увеличилось в среднем на 5% [3].

Методология построения индексов основана на концептуальной схеме оценки «электронной готовности». В табл. 1 приведены показатели, характеризующие три ключевых фактора использования ИКТ для развития региона.

Таблица 1

Показатели развития ИКТ в некоторых социально-экономических системах Оренбургской области [4]

Показатель Значение Место в общероссийском рейтинге

Индекс-компонент факторов электронного развития региона 0,345 54

Подындекс «ИКТ-инфраструктура» 0,349 48

Телефонная плотность фиксированной электросвязи (число ТА на 100 чел. населения), шт. 28,7 44

Проникновение подвижной сотовой связи (абонентов на 100 чел. населения), шт. 156,5 46

Число персональных компьютеров на 100 чел. населения, шт. 36,7 44

Доля взрослого населения, использующего интернет (трехмесячная аудитория), % 35,2 58

Подындекс «Человеческий капитал» 0,261 53

Доля занятого населения, имеющего высшее образование, % 21,5 74

Число студентов вузов на 1000 чел. населения, чел. 39,9 49

Число исследователей на 10000 чел. населения, чел. 2,7 70

Численность выпускников по направлениям подготовки (специальностям) в сфере ИКТ на 10000 чел. населения, чел. 8,7 35

Подындекс «Экономическая среда» 0,426 34

БИЗНЕСА № 5(7) 2014

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономический журнал стр 4

Валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения, тыс. руб. 223,8 26

Среднегодовые темпы прироста физического объема ВРП, % 104,0 38

Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения, тыс. руб 33,7 46

Доля продуктов питания в структуре потребительских расходов домохозяйств, % 34,3 36

В табл. 2 отражены показатели доступа и использования ИКТ в четырех сферах деятельности - в государственном и муниципальном управлении, бизнесе, медицине и домохозяйствах.

Таблица 2

Показатели развития ИКТ в некоторых социально-экономических системах Оренбургской области [4]

Показатель Значение Место в общероссийском рейтинге

Индекс-компонент использования ИКТ для развития региона 0,427 33

Подындекс «Использование ИКТ в домохозяйствах и населением» 0,584 42

Доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон, % 93,6 36..38

Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер (ПК), % 47,7 54

Доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет, % 42,0 46

Подындекс «ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления» 0,515 29

Доля ОМС, имеющих ЛВС, % 85,9 26

Доля ОМС, имеющих доступ к интернету, % 94,4 38

Доля ОМС, использующих средства электронной цифровой подписи, % 92,8 40

Подындекс «ИКТ в бизнесе» 0,477 10

Доля предприятий, имеющих ПК, % 99,3 7

Доля предприятий, имеющих ЛВС, % 89,8 2

Доля предприятий, имеющих доступ к интернету, % 92,6 10

Подындекс «ИКТ в медицине» 0,416 21

Доля ЛПУ, имеющих доступ к интернету, % 99,3 15

Доля ЛПУ, имеющих, доступ к интернету со скоростью 256 Кбит/сек и выше, % 78,1 8

Доля ЛПУ, имеющих ЛВС, % 95,6 9

Доля ЛПУ, имеющих веб-сайты, % 25,6 24

В табл. 3 отражены показатели доступа и использования ИКТ в образовании и культуре, что в совокупности определяет второй индекс-компонент использования ИКТ для развития региона.

Таблица 3

Показатели развития ИКТ в некоторых социально-экономических системах Оренбургской области [4]

Показатель Значение Место в общероссийском рейтинге

Подындекс «ИКТ в образовании» 0,410 32

Число ПК, используемых в учебном процессе на 100 учеников в школах, шт. 8,2 30

Число ПК, используемых в учебных целях в составе ЛВС на 100 учеников в школах, шт. 5,5 26..27

Число ПК, используемых в учебных целях, подключенных к интернету на 100 учеников в школах, шт. 5,4 24

Доля школ, имеющих доступ к интернету, % 92,9 65

Доля школ, имеющих веб-сайты, % 82,9 48

Доля школ, имеющих электронную библиотеку, % 37,6 41

Доля школ, в которых ведется электронный дневник, % 43,5 19

Доля школ, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий, % 7,5 51

Подындекс «ИКС в культуре» 0,158 55

Доля библиотек, имеющих ПК, % 21,1 68

Число ПК, на 100 занятых в библиотеках, шт. 34,5 61

Доля библиотек, имеющих доступ к интернету, % 11,2 54

Число ПК на 100 занятых в музеях, шт. 26,8 57

Доля музеев, имеющих доступ к интернету, % 60,0 33..34

Объем электронных каталогов музеев (в % к общему объёму фондов) 4,7 64

Индексы строятся на основе агрегирования значений показателей, причем агрегирование происходит на нескольких уровнях, позволяя построить рейтинг региона по отдельным направлениям и факторам развития информационного общества с различной степенью детализации.

Исходя из анализа приведенных выше данных и показателей, можно сделать вывод о том, что, несмотря на невысокие места в общероссийском рейтинге, качественно и в абсолютных величинах ИКТ достаточно хорошо развиты в различных региональных социально-экономических системах. Это говорит о достаточно серьезном уровне конкуренции в этой сфере и гораздо более высокой конкурентоспособности регионов, возглавляющих список (Москва и Санкт-Петербург). Нетрудно проследить зависимость между уровнем развития социально-экономических систем региона и уровнем развития информационного общества.

В целях повышения эффективности расходования государственных бюджетных средств на осуществление мероприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий правительством Оренбургской области в рамках реализации федеральной стратегии было принято постановление № 717-П от 6 октября 2010 г. «О финансировании мероприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий». В соответствии с данным постановлением было создано электронное правительство Оренбургской области, сформированы и успешно функционируют информационные ресурсы и системы общего пользования; населению и организациям предоставлен доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области через сеть интернет; обеспечена работоспособность единой информационно-телекоммуникационной сети правительства Оренбургской области и областной телерадиосети; создана система межведомственного электронного взаимодействия; организована централизованная закупка программно-аппаратных средств для органов исполнительной власти Оренбургской области. Министерством финансов Оренбургской области обеспечено финансирование этих мероприятий. Анализ данных по финансированию мероприятий позволяет нам сделать вывод о том, что наибольшими статьями расходов

являются расходы на приобретение оборудования и предустановленного программного обеспечения и на разработку (доработку) программного обеспечения (в т.ч. приобретение исключительных прав), а также эксплуатационные расходы на информационно-коммуникационные технологии, что в полной мере коррелирует с критериями интенсивного развития информационного общества в регионе. Общие расходы консолидированного областного бюджета на финансирование развития информационного общества с 2013 г. увеличились примерно на 5%.

Не будет преувеличением сказать, что важную роль в процессе развития информационных систем в Оренбургской области сыграло и внедрение новых автоматизированных информационных систем, созданных в соответствии с современными парадигмами информационных технологий, разработанных научно-производственным объединением «Криста», чья миссия состоит в содействии развитию информационного общества в России и в мире путем создания на основе современных информационных и коммуникационных технологий качественного программного обеспечения автоматизированных информационных систем, применяемых в различных организациях для повышения эффективности их деятельности [5]. В основу этих проектов заложены парадигмы единого информационного пространства, распределения вычислительных нагрузок по обработке и анализу данных, а также их хранение и репликация и др. В министерстве финансов и подведомственных организациях, а также различных бюджетных учреждениях внедрены и успешно работают АИС, являющиеся элементами «регионального электронного бюджета».

Исполнение бюджета

Бюджетное планирование

Стратегическое планирование программно-целевой бюджет

Г

Управление имуществом

Управление долгом и финансовыми активами

Местное самоуправление

Управление доходами

Аналитический центр руководителя

Управление закупками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бухгалтерский и управленческий учет Паспортизация учреждений Консолидация информации по 86н

Электронные услуги МФЦ

Консолидированная отчетность

Общая структура проекта «Региональный электронный бюджет» [5]

Таким образом, развитие информационного общества в соответствии с федеральной стратегией является очень важным фактором повышения эффективности развития региональных социально-экономических систем и региона в целом. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий как неотъемлемой части современных социально-экономических систем и развитие соответствующей инфраструктуры зачастую является ключевым фактором реализации внутреннего потенциала системы, повышения качества межсистемного взаимодействия и, как следствие, их высокой конкурентоспособности.

БИЗНЕСА № 5(7) 2014

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономический журнал стр 7

Список источников и литературы

1. Батов Г.Х., Иванов Т.Х., Губжоков А.Л. Информатизация в системе устойчивого развития региона // Информационное общество. 2013. Вып. 5. С. 59-66.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 27.10.2014).

3. Официальный сайт департамента информационных технологий Оренбургской области. URL: http://www.dit.orb.ru/ (дата обращения: 27.10.2014).

4. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011. Анализ информационного неравенства субъектов РФ / под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.,2012. 462 с.

5. Официальный сайт научно-производственного объединения «Криста». URL: http://www.krista.ru/ (дата обращения: 27.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.