Научная статья на тему 'Проблемы и технологии управления коммерциализацией инноваций в государственных технических университетах'

Проблемы и технологии управления коммерциализацией инноваций в государственных технических университетах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко С. В.

В статье рассматривается фактор развития инновационной экономики вовлеченность технических университетов в процесс коммерциализации результатов научно-технической деятельности, а также основные законодательные ограничения, препятствующие проведению инновационной деятельности в университетах. Автором представлена организационная структура, разработанная с учетом требований законодательства с целью дать государственным техническим университетам возможность реализации инновационных проектов. Для решения сложившейся проблемы автором предложена организационная структура, позволяющая университетам принимать участие в инновационном процессе, оставаясь в рамках действующего правового поля. Основой данной организационной структуры является фонд развития университета специализированный управляющий орган, проводящий коммерциализацию результатов университетской научно-технической деятельности. Основной целью деятельности фонда является развитие научно-технической и инновационной деятельности университета. Фонд создается при университете и действует исключительно в его интересах. Фонд выполняет функцию коммерциализации разработок, полученных в университете его сотрудниками, студентами и аспирантами. Решение основано на известном механизме эндаументе, примененном в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и технологии управления коммерциализацией инноваций в государственных технических университетах»

ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

С.В. бойко

Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова

В настоящее время широко обсуждаются возможные сценарии дальнейшего развития российской экономики. При всем многообразии вариантов, основное деление проходит по принципу «сырьевая экономика или экономика инноваций?». В подавляющем большинстве исследователи отмечают инновационный путь развития экономики как единственный актуальный в сегодняшней ситуации.

Успешное развитие инновационной экономики находится в зависимости от множества факторов. К ним относятся: подготовка квалифицированных научных кадров, обладающих достаточным набором компетенций в научно-инновационной деятельности; проведение научно-технических исследований должного уровня новизны; наличие государственных, региональных, отраслевых и корпоративных целевых программ развития приоритетных отраслей фундаментальной и прикладной инновационной науки.

Все вышеперечисленные факторы схожи, так как они относятся к классу мотивирующих согласно теории двух факторов. Если следовать положениям той же теории, на развитие инновационной экономики воздействуют и демотивирующие факторы. Самым главным из них можно назвать невозможность для государственных технических университетов (а шире — для всех госбюджетных учреждений) вести инновационную деятельность в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Данное обстоятельство можно назвать одним из главнейших препятствий для вовлечения в хозяйственный оборот научно-технических и технологических результатов, получаемых в технических университетах.

Цель данной статьи — построение организационной структуры, которая даст государственным техническим университетам возможность ком-

мерциализировать результаты научно-технической деятельности.

Ограничения коммерциализации. Препятствия к коммерциализации результатов научно-технической деятельности условно делятся на две части:

1) университет не вправе самостоятельно проводить коммерциализацию;

2) университет не вправе учреждать дочерние организации для проведения коммерциализации или оказания поддержки этому процессу.

Оба набора причин обусловлены действующим законодательством.

Проводить инновационную работу университет может либо сам (через специализированное структурное подразделение), либо через дочерние организации. Оказание поддержки проведению инновационной деятельности (например, в форме бизнес-инкубатора или технопарка) также может быть реализовано либо непосредственно самим университетом, либо через его дочерние организации.

Для реализации вышеперечисленных действий самостоятельно университет должен иметь устав, в котором были бы явно указаны эти виды деятельности.

Проведенный автором анализ опубликованных уставов российских государственных университетов показал, что в подавляющем их большинстве указаны только образовательные виды деятельности [например, 2, 4 —9]. Исключение составляет МГТУ им. Н. Э. Баумана. Статья 1.26 его устава [3] содержит список разрешенных видов деятельности (свыше 30 пунктов); в конце этого списка присутствует пункт «прочие не запрещенные законодательством РФ виды деятельности». Как будет показано в дальнейшем, такая формулировка из-за наличия ограничений , связанных с положениями действующего законодательства, формально также не разрешает

самому университету заниматься коммерциализацией технологий.

Из этого следует, что государственные технические университеты не вправе самостоятельно коммерциализировать результаты научно-технической деятельности и им целесообразно делегировать данные полномочия обособленным юридическим лицам.

К тому, чтобы самостоятельно создать формально независимое юридическое лицо, у государственных университетов (а шире — у всех госбюджетных учреждений) есть следующие ограничения:

• статья 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации запрещает расходовать бюджетные средства на иные цели, кроме перечисленных в данной статье. Университет не может при создании дочерней организации внести учредительный взнос в виде финансов. Также университет не должен допускать нецелевого использования предоставленных государством материальных активов. Университет также не может внести учредительный взнос в виде материальных активов (оргтехники, мебели, зданий и сооружений, оборудования и т. д.);

• статья 108 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 г.», ст. 123 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 г.» запрещают направлять университетскую прибыль на создание обособленных юридических лиц, в том числе — субъектов малого и среднего бизнеса. Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других организаций. Иными словами, университет ограничен как в области создания бизнес-инкубатора в виде обособленной организации, так и в области финансовой помощи малым инновационным предприятиям;

• бюджетный кодекс запрещает университету приобретение (но не владение) акций коммерческих организаций. Это значит, что университет не может выкупить свою долю в бизнес-инкубаторе при университете, не войдя первоначально в состав участников. Более того, пристальный анализ аналогичной схемы, связанной с безвозмездным получением, также вызывает ряд вопросов относительно правовой чистоты подобной сделки;

• статья 298 ГК РФ запрещает бюджетным учреждениям самостоятельно распоряжаться интеллектуальной собственностью, находящейся

у них во владении, в том числе — уступать патенты и заключать лицензионные соглашения по введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

• Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («закон о монетизации льгот»), запрещающий наличие опытного производства у образовательных учреждений, в том числе — университетов;

• статья 39 Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» запрещает университету сдавать площади в аренду на льготных условиях.

Перечисленные нормативные акты не позволяют университету создавать дочерние организации, как занимающиеся непосредственно коммерциализацией инноваций (малые инновационные предприятия), так и оказывающие поддержку в инновационной деятельности (бизнес-инкубаторы, технопарки).

Технологии управления. Итак, государственные технические университеты (равно как и все госбюджетные учреждения) стоят перед дилеммой: университет не может сам вести инновационную деятельность и не может делегировать ее дочерним организациям.

Следует отметить, что в настоящее время рассматриваются возможные законодательные инициативы, способные легализовать инновационный процесс в университетах; но ни их перспективы, ни сроки реализации пока еще не известны.

Для решения сложившейся проблемы автор предлагает организационную структуру, позволяющую университетам принимать участие в инновационном процессе, оставаясь в рамках действующего правового поля (см. рисунок).

Основой данной организационной структуры является фонд развития университета — специализированный управляющий орган, проводящий коммерциализацию результатов университетской научно-технической деятельности.

Основной целью деятельности фонда является развитие научно-технической и инновационной деятельности университета. Фонд создается при университете и действует исключительно в его интересах. Фонд выполняет функцию коммерциализации разработок, полученных в университете его сотрудниками, студентами и аспирантами.

Данное решение основано на известном механизме — эндаументе (в РФ регулируются [10 и 11]), примененном в новых условиях. В зарубежной практике механизм эндаумента широко использует-

Схема работы фонда целевого капитала развития университета

ся для финансирования организаций образования, медицины, культуры. В РФ данный механизм до последнего времени практически не применялся.

Предлагаемый механизм управления коммерциализацией строится исходя из определенных требований, обусловленных критерием практической реализуемости:

• соответствие требованиям современного отечественного законодательства;

• оперативность принятия решений;

• свободное ведение хозяйственной деятельности;

• стимулирование университета к научно-инновационной деятельности.

Приведенная схема управления коммерциализацией обладает следующими характеристиками.

Управление коммерциализацией созданных инноваций выделено из университета в отдельную организацию — фонд развития университета.

Управляющая организация в соответствии со ст. 50 ГК РФ создается в организационно-правовой форме фонда. В названии фонда (фонд развития университета) отражается цель его деятельности (например, фонд при МГТУ им. Баумана может иметь название «Бауманский фонд развития»). Деятельность фонда в первую очередь направлена на развитие научной и инновационной составляющих университета.

Фонд создается в форме некоммерческого партнерства. Деятельность фонда направлена на достижение научных целей (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В таком случае университет может входить в число учредителей фонда.

Помимо университета учредителями фонда являются ассоциация выпускников университета и негосударственные предприятия — стратегические партнеры университета.

Университет не делает взноса в уставной капитал создаваемого фонда, поскольку по закону не имеет такой возможности. Уставный капитал формируют ассоциация выпускников университета — объединение физических лиц, а также негосударственные предприятия, имеющие интерес в проведении исследований в тех областях, в которых специализируется университет — стратегические партнеры университета.

Владелец интеллектуальной собственности оформляет с фондом генеральное соглашение о трансферте инновации.

Владельцем ИС может стать как университет, так и физическое лицо, являющееся автором патентов — сотрудник, аспирант или студент университета.

В первом случае ситуация с трансфертом ИС осложнена рядом обстоятельств. Университет, согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности», может обладать правами на РНТД (результаты научно-технической деятельности). Но в настоящее время не утверждены подзаконные акты, описывающие закрепление прав — типовой договор, методические указания по оценке стоимости.

Кроме того, даже после получения прав на РНТД, университет окажется в ситуации «правового вакуума» — в соответствии со ст. 298 ГК РФ, университет не вправе самостоятельно распоряжаться ИС, находящейся у них во владении, в том числе — уступать патенты и заключать лицензионные соглашения по введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

Поскольку задача отбора инновационных проектов обладает большой значимостью, возникновение ошибки при принятии решения на этом этапе может пагубным образом сказаться на деятельности бизнес-инкубатора. Применение экспертных оценок при отборе проекта ставит задачу формирования независимого экспертного коллектива, составляющего комитет. При этом

комитет должен не зависеть ни от университета, ни от фонда развития. Для выполнения этого условия в комитет по отбору проектов могут быть включены представители среднего бизнеса в регионе, а также венчурного капитала и академических кругов.

В процессе своей деятельности фонд преследует как локальную цель — поддержка университетских инновационных проектов, так и более общую и долгосрочную цель — развитие научно-инновационной деятельности в университете.

Поддержка университетским инновационным проектам, авторами которых выступает как сам университет, так и его студенты, аспиранты сотрудники и выпускники, оказывается в бизнес-инкубаторе, организованном при фонде развития. Оказание поддержки является основным источником расходов фонда. Расходы связаны с оказанием проектам вспомогательных услуг—административных, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых и т. д. В обмен на получение услуг, разработчики предоставляют фонду долю в инновационном проекте.

На практике, в зависимости от оказываемых услуг, стадии проекта, его масштаба и степени риска, доля может составлять от 1 — 10 % до 50 — 60 %.

На основе проекта в бизнес-инкубаторе создаются дочерние предприятия, которые проводят ОКР, отлаживают технологии, организуют производство, осуществляют продажи. Фирма создается в организационно-правовой форме ООО — общество с ограниченной ответственностью. Это связано с тем, что регистрация ООО — один из наименее затратных вариантов по сравнению с другими организационно-правовыми формами.

Если проект успешно проходит через перечисленные фазы, то на его основе формируется малое инновационное предприятие, в организационно-правовой форме ОАО — открытое акционерное общество. Малое инновационное предприятие может дальше развиваться по одному из трех сценариев:

1) продолжить пользоваться услугами бизнес-инкубатора;

2) воспользоваться услугами технопарка (как стороннего профильного, так и технопарка, организованного фондом с этой целью);

3) развиваться на открытом рынке.

В таком режиме малое инновационное предприятие существует от 1 до 3 лет. В случае, если и эта фаза проходит успешно — осуществляется завершение инновационного проекта — получение прибыли.

Получение прибыли от инновационного проекта может происходить различными способами:

• выкуп созданного предприятия коллективом его менеджеров;

• продажа предприятия стратегическому инвестору;

• продажа предприятия на открытом рынке, через процедуру первичного размещения акций;

• «долгосрочный» способ получения прибыли — через отчисления от регулярной деятельности созданного предприятия (в форме роялти или паушального платежа).

Исполнительная дирекция фонда, являясь одним из совладельцев проекта, получает соответствующую часть прибыли — и, за вычетом расходов по проекту и накладных расходов, передает ее в распоряжение фонда. Средства, полученные фондом развития университета, направляются на развитие научно-инновационной деятельности в университете.

Механизм эндаумента, лежащий в основе представленного решения, широко используется за рубежом, в том числе — и для поддержки научных учреждений. Например, эндаумент Гарвардского университета составляет более 24 млрд долл., Йельского — 12,7 млрд долл, Принстонского и Стэнфордского — свыше 10 млрд долл. каждый [1]. По этим данным можно судить о том, насколько эффективным средством развития научно-исследовательских организаций (в том числе — университетов) может быть эндаумент.

В России приняты законы (Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [10], Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [11], определяющие порядок функционирования механизма эндаумента.

Данные законы определяют порядок формирования фондов целевого капитала (русскоязычное официальное название эндаумента), а также регулируют их деятельность.

Указанные законы дают возможность государственным техническим университетам принимать непосредственное участие в инновационной деятельности (во всех стадиях жизненного цикла инновационных проектов). Автором предложены дополнения к известному механизму — эндаументу, расширяющие его сферу применения на отечественные бюджетные организации (в первую очередь — университеты). Предложенная организационная

схема управления инновационном деятельностью университета полностью соответствует действующему законодательству, а также учитывает возможности, предоставляемые указанными законами.

Можно надеяться, что с учетом данных изменений в отечественном правовом поле представленный механизм управления коммерциализацией научно-технических достижений государственных технических университетов позволит отечественным университетам занять достойное место в инновационной экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоги, 8 мая 2006 г., стр. 25 — 27.

2. Устав Воронежского государственного университета, http://www.vsu.ru/university/constitution/ part1.html

3. Устав МГТУ им. Н.Э. Баумана. Утвержден Министерством образования Российской Федерации 20 февраля 2004 г. принят конференцией педагогических работников, научных работников, представителей других категорий работников и обучающихся Университета 09 февраля 2004 г.

4. Устав Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, http://www.mrsu. ru/university_regulations.php

5. Устав Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, http://www. gubkin.ru/general/order.php

6. Устав Самарского государственного технического университета, http://www.samgtu.ru/common_ info/charter/index.html

7. Устав Санкт-Петербургского государственного университета, http: //www. spbu. ru/Structure / Documents/Ustav/l.html

8. Устав Университета города Переславля им. А.К. Айламазяна, http://up.botik.ru/?page=ustav_1

9. Устав Уральского государственного университета им. А.М. Горького, http://www.usu.ru/docs/official/ ustav.doc.

10. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Принят Государственной Думой 22.12.2006. Одобрен Советом Федерации 27.12.2006.

11. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (с изменениями от 19 июля 2007 г.). Принят Государственной Думой 22.12.2006. Одобрен Советом Федерации 27.12.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.