Научная статья на тему 'Проблемы и стратегия улучшения состояния здоровья молодёжи в годы независимости (1992-2005 гг. )'

Проблемы и стратегия улучшения состояния здоровья молодёжи в годы независимости (1992-2005 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ / ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЁЖИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / YOUTH''S HEALTH / TAJIKISTAN REPUBLIC / YEARS OF INDEPENDENCE / NORMATIVE-LEGAL ACTS / HEALTH PROTECTION / SOCIAL-ECONOMIC PLIGHT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Муинова Мавсума

В статье рассматривается состояние здоровья молодёжи в годы независимости Республики Таджикистан (1992-2005 гг.), а также стратегия улучшения и развития состояния здоровья молодёжи. Приведен перечень нормативно-правовых актов принятых Правительством Республики Таджикистан, а также международные нормативно-правовые акты, признанные Таджикистаном, в области охраны здоровья населения, в том числе молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Муинова Мавсума

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Strategy Aimed at the Improvement of Youth s Health in the Years of Independence (1992-2005)

The article dwells on the state of youth's health in the years of independence in Tajikisran Republic (1992-2005); the strategy aimed at its improvement and development being a subject of consideration as well. The author adduces the list of normative-legal instruments adopted by the Government of Tajikistan Republic and of those international ones dealing with population's health protection and recognized by Tajikistan; young people's health being an item of special attention.

Текст научной работы на тему «Проблемы и стратегия улучшения состояния здоровья молодёжи в годы независимости (1992-2005 гг. )»

Мавсума Муинова,

заместитель председателя Комитета по делам молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан

ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ (1992-2005 гг.)

Здоровье является предпосылкой улучшения социально-экономической обстановки и развития личности. Следовательно, стратегия формирования и развития здорового образа жизни является важнейшим фактором ускорения темпов устойчивого развития, смягчения проблем бедности и повышения качества жизни населения.

Стратегия улучшения здоровья населения в Таджикистане, в частности молодёжи, является одним из основных приоритетов государственной политики.

В Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года, принятой постановлением Правительства Республики Таджикистан от 5 ноября 2002 года за №436, было отмечено, что проблема и стратегия улучшения состояния здоровья молодёжи обусловлены особенностями её социальноэкономического статуса, поведения, образа жизни и факторов, влияющих на формирование здоровья.

Процесс социального становления молодёжи Таджикистана происходил в сложных социально-экономических условиях, порождённых катаклизмом переходного периода и гражданской войны, в условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений, что разрывало цепочку преемственности поколений и усложняло сам процесс формирования ориентации. Сложившаяся ситуация не могла не отразиться на формировании жизненных навыков в области здоровья и здоровом развитии молодёжи.

Во второй половине 80-х годов, и особенно в начале 90-х годов, система здравоохранения республики стала приходить в упадок. Одной из главных причин явилось разрушение хорошо налаженной прежней советской модели финансирования здравоохранения. К примеру, в 1990-1991гг. финансирование из госбюджета республики на нужды здравоохранения было сокращено на 34%, в 19911992 гг. - на 52%. Небольшие выделенные деньги были предназначены для выплаты зарплаты, а на приобретение лекарств или медаппаратуры в 1991 г. было выделено только 10,3% из общего бюджета здравоохранения1.

1 Шамолов А.А., Ашуров С.Б. Вопоросы молодёжной политики в Республике Таджикистан. -Душанбе,1998. -С.115.

Хотя в последующие годы ассигнования на здравоохранение за счет госбюджета (статья на здравоохранение и физическую культуру в 1995 г. - 985,0 млн. рублов, в 1996 г. - 4294,2 млн. рублов, в 1997 г. - 8494,0 млн. рублов, в 1998 г. - 12142,4 млн. рублов, в 1999 г. - 14265,3 млн. рублов) относительно увеличились, тем не менее, крепкая финансовая база, надежный и квалифицированный медицинский персонал и хорошо налаженная информационная система периода Советской власти в первые годы независимости государства не была восстановлена, и система здравоохранения республики в 90-годы находилась в состоянии окончательного разрушения1.

Это привело к настоящей катастрофе системы здравоохранения. Перестали функционировать санитарно-эпидемиологические службы, не проводились иммуннопрофилактические работы, не координировалась работа по приобретению и распределению вакцин, качественные медаппараты стали недоступными. Наряду с этим кризис в питании, нищета и голод, а также отъезд специалистов, особенно русскоязычных, из-за катастрофически плохих условий жизни и работы, мизерной зарплаты, отсутствия гарантии соблюдения конституционных прав и, главное, - на человеческую жизнь, а также из-за слабых перспектив на улучшение условий в будущем, обострили кризис в системе здравоохранения. Это в целом негативно отразилось на здоровье всего населения, и прежде всего на здоровье подрастающего поколения.

В первые годы независимости социально-экономическое положение страны привело к снижению жизненного уровня населения, и большая его часть приблизилась к черте бедности. В это же время доходы более 90% населения были ниже уровня бедности.

В 90-е годы 90% населения республики весь свой семейный бюджет тратило на питание. Снизилось до минимума (от случая к случаю) потребление мяса, молока и молочных продуктов, столь необходимых для нормального развития человека, его физического состояния.

Из-за недоедания среди молодежи распространились такие заболевания, как малокровие, туберкулез, педикулез, цинга, увеличилось число кризисных состояний человека, психических и стрессовых расстройств, самоубийств, повысилась общая заболеваемость.

Наряду с заболеваемостью детей отдельными инфекционными болезнями значительную часть заболеваний детей, подростков и молодежи составляли психические расстройства. Наряду с первоклассниками таким отклонениям были подвержены и старшеклассники, у которых была большая нагрузка в учёбе в сочетании с неблагоприятными жизненными условиями, нехваткой элементарных предметов для жизни, быта, слабыми перспективами и ограничением возможностей последующего трудоустройства и т.д.

В 90-е годы наряду с другими формами инфекционно-паразитарных заболеваний имело тенденцию распространение туберкулеза.

1 Рахимов И.Х. Формирование государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан. -Душанбе, 2002. -С. 65-66.

Проблема туберкулеза - одна из самых острых проблем в стране. По сравнению с 1996 годом показатель заболеваемости туберкулезом в 2002г. вырос более, чем в 2 раза, и составил 42,1 на 100000 человек. Смертность от туберкулеза в 1992 году составила 3,0, в 2002г. - 9,7 на 100000 человек1. А в 2008 году -74,1.

Основными причинами неблагополучной эпидемиологической ситуации по туберкулезу являются бедность, нарастающая безработица, стихийные бедствия, рост числа инфекционных заболеваний, низкая обеспеченность медицинскими кадрами, нехватка противотуберкулезных препаратов и диагностических средств. Возникновение этой болезни также обусловлено притоком большого числа беженцев (особенно большого потока граждан из Афганистана), неблагоприятной экологической обстановкой, влияющей на состояние иммунной системы.

В 2002 году Правительство страны утвердило «Программу борьбы с туберкулезом в Республике Таджикистан на 2003-2010 гг». Основой данной программы является внедрение стратегии ДОТС согласно рекомендации ВОЗ и при поддержке международных организаций.

Во времена Советского Союза эпидемические формы малярии были искоренены в Таджикистане. Начиная с 1992г., заболеваемость малярией приняла эпидемический характер и к концу 1997 года достигла почти 3000 официально зарегистрированных случаев малярии. Основными причинами роста заболеваемости малярией явилась миграция населения в 1992 году на территорию Исламского Государства Афганистан через границу, в зону интенсивной передачи инфекции, и возвращение на прежнее место жительства, ранее свободное от малярии. Наряду с этим были полностью прекращены противомалярийные мероприятия, ослаблена деятельность общей и специализированной сети здравоохранения, расширилась практика посевов риса вблизи населенных пунктов.

Анализ инфекционных заболеваний в стране показал, что в последние годы по сравнению с 1997-2000 годами наблюдается снижение роста некоторых инфекционных заболеваний, передаваемых через воду (брюшной тиф, дизентерия, вирусные гепатиты), но, к сожалению, до сих пор в отдельных регионах страны наблюдается рост заболеваемости брюшным тифом, хотя в целом по стране наблюдается тенденция её снижения.

Повышение уровня заболеваемости брюшным тифом, передаваемым через питьевую воду, наблюдается в основном в Хатлонской области и районах республиканского подчинения.

Основной причиной распространения этого заболевания служит недостаточное обеспечение населения доброкачественной питьевой водой.

Другой причиной роста инфекционных заболеваний являлось то, что часто населением, государственными и частными предприятиями, организациями осуществлялось строительство надворных туалетов, помещений для скота, курят-

1 Основные социально-экономические показатели Республики Таджикистан за 1992-1997гг.- / Статистический сборник. -Душанбе, 1998. -С. 16.

ников и других объектов вблизи водоисточников (рек, каналов, арыков), которые являются источниками загрязнения питьевой воды.1

Также в последние годы среди молодежи замечается распространение инфекционных и венерических болезней.

Эти болезни могут иметь социальную почву для дальнейшего распространения. Венерические заболевания среди молодежи республики получили распространение в конце 80-х и в начале 90-х годов. Число больных с установленным диагнозом сифилиса всех форм с 1992 по 1998 гг. выросло в 15 раз. В последнее время эта болезнь намного «помолодела» и имеет большую тенденцию к распространению среди подростков 12-14 лет.

Следует подчеркнуть, что только в 1996 году, в период относительной социальной стабильности в республике, зарегистрирован рост заболеваемости: брюшным тифом - в 8 раз, паратифами А,В,С - в 2 раза; малярией, впервые диагностированной-в 8 раз, педикулезом - в 2 раза.

Только в 1993 году показатели смертности на тысячу человек среди городского населения составили 9,2, в сельской местности 8,6.2 Эти цифры говорят сами за себя. К чему приведет такая тенденция, масштаб трагических последствий, нам предстоит понять и ощутить в недалеком будущем. Этот вывод приобретает еще большую остроту в контексте анализа состояния здоровья детей и молодежи.

В структуре заболеваемости населения ведущее место по последовательности и стабильности занимают такие болезни, как туберкулез, травмы и отравления, болезни органов пищеварения, болезни нервной системы и органов чувств, болезни мочевыводящей системы, болезни эндокринной системы, болезни крови и кроветворных органов, болезни сердечно-сосудистой системы.

Отрадно, что в последние годы государственными структурами, неправительственными и международными организациями активно проводятся целенаправленные мероприятия по охране здоровья населения, в том числе молодёжи.

Вопросы развития и охраны здоровья молодёжи нашли отражение в ряде международных договоров и принятых положений, в частности: в Целях развития тысячелетия, Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), Конвенции по положению женщин (Пекин, 1995), Программе действий международной конференции по народонаселению и развитию (Гаага, 1999) и Декларации о приверженности делу борьбы с вирусом иммунодефицита человека/синдромом приобретенного иммунодефицита, принятой в 2001 годом специальной сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее ООН) и других.

В связи с этим, несмотря на достигнутые успехи, общее положение в области здоровья молодежи нельзя назвать благоприятным. В 1995 - 2005 гг. в республике наблюдался рост таких негативных явлений, как нежелательная беременность, аборты, распространение наркомании, инфекций, передающихся половым путем,

1 Цели развития тысячелетия Таджикистана. - 2003. -С.50.

2 Текущий архив Министерства здравоохранения Республики Таджикистан. - Показатели инфекционных заболеваний за 1995-2002 гг.

вируса иммунодефицита человека (далее - ВИЧ) / синдрома приобретенного иммунодефицита (далее - СПИД).

Практика и проведенные исследования показывают, что одним из ключевых факторов, препятствующих развитию жизненных навыков молодёжи в области здоровья, являются:

• низкое качество предоставляемых доброжелательных услуг в области здоровья молодежи;

• слабый уровень участия молодёжи, особенно уязвимых групп, в процессе разработки и реализации профилактических вмешательств;

• неэффективное использование потенциала и возможностей системы образования в развитии жизненных навыков подростков в области здоровья;

• слабая коммуникационная стратегия в развитии жизненных навыков подростков в области здоровья;

• слабое социальное партнерство различных секторов гражданского общества и международных сообществ в процессе развития профилактических вмешательств.

Практика и проведенные в республике исследования Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН, Фонда населения ООН, проекта «Усиление репродуктивного здоровья подростков» Фонда населения ООН, «Снижение спроса на наркотики» Американского агентства по международному сотрудничеству показывают, что причинами наркопотребления, распространения инфекций, передающихся половым путем, и ВИЧ / СПИДа, роста ранних беременностей, абортов среди молодежи является слабая информированность о здоровом образе жизни, низкий уровень жизненных навыков в области охраны собственного здоровья.

Наблюдается тенденция к проявлению сексуальной активности у подростков в более раннем возрасте, что способствует распространению инфекций. Отсутствие или недостаточные знания о половом воспитании могут привести к распространению заболевания и лишают возможности жить здоровой и полноценной жизнью.

В переходном периоде к XXI веку становится очевидным, что некоторые из наиболее сложных проблем охраны здоровья населения могут быть решены только посредством изменения поведения людей и развития жизненных навыков в области здоровья.

Это вмешательство приведет к эффективному результату, если оно первоочередно будет внедрено среди молодёжи на начальном этапе процесса формирования личности и обеспечит её участие в ходе реализации. Кроме того, предоставляемые молодёжи услуги в области здоровья должны рационально учитывать её интересы и нужды и быть доброжелательными по отношению к ей.

Ещё со времён первых лет государственной независимости руководство страны объявило сферу здравоохранения одним из приоритетных направлений государственной политики и предприняло существенные меры по искоренению существующих в республике проблем.

Республика Таджикистан ратифицировала международные документы в области защиты прав женщин и детей, таких как «Конвенция о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин» (1993 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1990 г.).

Законодательная база охраны и улучшения здоровья молодежи получила развитие с принятием соответствующих нормативно-правовых актов Республики Таджикистан: Конституции Республики Таджикистан (1994г.), Трудового кодекса (1997г.), Семейного кодекса (1999г.), законов Республики Таджикистан «О профилактике заболевания СПИДом» (1993г.), «Об охране здоровья населения» (1997г.), «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» (1999г.), «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах» (2002г.), «О молодежи и государственной молодежной политике» (2004г.).

В них предусматриваются такие понятия, как равенство мужчин и женщин в семье, право женщины самой решать вопрос о материнстве, право молодых людей на информацию и услуги в области репродуктивного здоровья, использование по желанию контрацептивных средств, участие молодёжи в образовательных программах и т.д.

В статье 3 закона Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» определены основные принципы привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодёжи. А механизм реализации участия и социальная поддержка молодежи установлены в статьях 22 и 23 данного закона.

Также проблемы охраны и улучшения здоровья молодёжи были отражены в стратегических документах: «Стратегии снижения бедности» (2002 год), «Достижении Целей развития тысячелетия» (2003 год), основные цели которых направлены на ликвидацию неравенства между полами в сфере начального и среднего образования, сокращение материнской и детской смертности, улучшение доступа к службам репродуктивного здоровья и предотвращение угрозы распространения ВИЧ / СПИДа.

Были приняты и реализованы Национальная программа «Молодежь Таджикистана» на 2004 - 2006 годы (на 2010-2012 гг.)1, Программа развития здоровья молодёжи Республики Таджикистан на 2006-2010 гг. (на 2011-2013 гг.), Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года (2002 г.), Стратегический план Республики Таджикистан по репродуктивному здоровью населения на период до 2014 года, Программа формирования здорового образа жизни в Республики Таджикистан до 2010 года (2003 год), Национальная программа комплексных мер по усилению борьбы с незаконным оборотом наркотиков, контролем за законным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, профилактике и лечению наркомании и социальной реабилитации больных наркоманией на 1999-2002 годы, Национальная программа профилактики и борьбы с вирусом иммунодефицита человека / синдром приобретенного иммунодефицита и инфекций, передающихся половым путем, на 1997-1998 годы. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2000 года

1 Миралиев К. Развитие молодёжной политики в Таджикистане на рубеже XXI века. - Душанбе, 2010. -С.54.

№516 утвержден новый вариант Национальной программы на период до 2007 года, Стратегический план «Предотвращение угрозы распространения вируса иммунодефицита человека (заболевания СПИД) в Республике Таджикистан на период 2002-2005 годов» и Стратегическая программа противодействия эпидемии ВИЧ /СПИД в системе Министерства здравоохранения Республики Таджикистан на период 2004-2006 годов. А также на уровне соответствующих министерств и ведомств были реализованы следующие программы и проекты: план действий Комитета по делам молодежи при Правительстве Республики Таджикистан в области профилактики инфекций, передающихся половым путем, вируса иммунодефицита человека/ синдрома приобретенного иммунодефицита и наркомании на 2002-2004 годы, программа Министерства образования по профилактике наркомании, токсикомании, ВИЧ/СПИДа, других вредных привычек и формированию здорового образа жизни в образовательных учреждениях на 20022007 годы.

В настоящее время Комитетом по делам молодежи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан в целях активизации участия молодёжи и повышения ответственности молодых людей в целевых программах, направленных на здоровое развитие, содействие защите прав молодых людей, в том числе уязвимых групп, социально-правовой поддержке, гендерному равенству, улучшение доступа молодых людей к качественным и доброжелательным услугам в учреждениях социальной защиты ведется работа по постепенному расширению сети волонтерских клубов по всей республике.

При поддержке Фонда населения ООН в 2002 году на базе молодежных волонтерских клубов в городах Душанбе, Худжанд, Курган-тюбе и Куляб созданы четыре ресурсных центра молодежи по репродуктивному здоровью, которые обеспечены оргтехникой, офисной мебелью и начальными средствами для обучения юных волонтеров. Более 80 молодых мастеров-тренеров охватили информированностью 27 тысяч подростков, и продолжается подготовка и обучение волонтеров по здоровому образу жизни и репродуктивному здоровью молодежи. Данные центры в настоящее время преобразованы в молодежные информационные центры, основным направлением деятельности которых является развитие здорового образа жизни, профилактика инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа, наркопотребления и снижение рискованного поведения молодых людей по принципу обучения «Равный равному».1

В рамках реализации «Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2010 года» и Программы формирования здорового образа жизни в Республике Таджикистан до 2010 года в областях, городах и районах республики организованы сеть и структура служб здорового образа жизни.

Этими центрами осуществляется санитарное просвещение в общеобразовательных школах, налажено сотрудничество с международными организациями,

1 Программа развития здоровья молодежи в Республики Таджикистан на 2006 - 2010 годы. -Душанбе, 2006. - С.50-51.

проводится большая работа через средства массовой информации по пропаганде здорового образа жизни.

В стране по инициативе Министерства образования были организованы и проведены детский форум «Чистая вода», медицинские осмотры учеников, различные конкурсы (на лучшее сочинение, на лучшую оценку, на лучшее стихотворение, самый опрятный школьник и т.д.), способствующие изменению поведения и отношения к своему здоровью.

Регулярно проводятся широкомасштабные акции по пропаганде снижения роста употребления вредных веществ.

Необходимость проведения реформы в стране, включая сектор здравоохранения, была провозглашена в 1994 году Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном. Реформа сектора здравоохранения внедряется во всех областях страны, а также в Согдийской области поэтапно. Согласно постановлению Правительства Республики Таджикистан от 4 марта 2002 года №94 и решения председателя хукумата Согдийской области от 10 октября 2006 года №260, начаты поэтапные преобразования в сфере здравоохранения. Действие проекта было рассчитано до 2010 года. По Согдийской области проект был реализован в 12 районах и 4 городах. Пилотными районами были выбраны Ашт и Спитамен, где было проведено строительство и капитальный ремонт медицинских учреждений и, соответственно, их полное оборудование, а точнее, проведён капитальный ремонт и строительство 20 домов и Центров здоровья.

Проведение мероприятий в рамках данной реформы финансировалось Всемирным Банком и Шведским Агентством по Международному развитию (SIDA) и Швейцарским Агентством по Развитию и Сотрудничеству (SDC). В Согдийской области с 2006 года работает группа консультантов Центра Реализации Проекта (ЦРП).

Таким образом, можно сделать вывод, что за годы независимости, несмотря на все трудности в социально-экономической жизни, в стране были предприняты серьёзные меры в области охраны здоровья населения, в том числе детей и молодёжи. За этот период Республика Таджикистан ратифицировала важные международные документы и приняла ряд нормативно-правовых актов и стратегических программ в области охраны здоровья населения, одной из целевых и приоритетных групп которых являются молодые люди. В последние годы правительственными и неправительственными структурами, а также международными организациями активно проводятся целенаправленные мероприятия по охране здоровья населения, в том числе молодых людей, что постепенно приводит к улучшению здоровья будущих поколений.

Список использованной литературы:

1. Миралиев К. Развитие молодёжной политики в Таджикистане на рубеже ХХ века.

- Душанбе, 2010.

2. Рахимов И.Х. Формирование государственной молодёжной политики в Республике

Таджикистан. - Душанбе, 2002.

3. Шамолов А.А., Ашуров С. Вопросы молодёжной политики в Республике Таджикистан. - Душанбе, 1998.

4. Основные социально-экономические показатели Республики Таджикистан за 19921997гг./ Статистический сборник. - Душанбе, 1998.

5. Программа развития здоровья молодёжи Республики Таджикистан на 2006-2010 годы. - Душанбе, 2006.

6. Текущий архив Министерства здравоохранения Республики Таджикистан. - Показатели инфекционных заболеваний за 1995-2002 гг.

7. Цели развития тысячелетия Таджикистана. - Душанбе, 2003.

М. Муинова

Проблемы и стратегия улучшения состояния здоровья молодёжи в годы независимости (1992-2005 гг.)

Ключевые слова: Республика Таджикистан, годы независимости, здоровье молодёжи, нормативно-правовые акты, охрана здоровья, здравоохранение, социальноэкономическое положение

В статье рассматривается состояние здоровья молодёжи в годы независимости Республики Таджикистан (1992-2005 гг.), а также стратегия улучшения и развития состояния здоровья молодёжи. Приведен перечень нормативно-правовых актов принятых Правительством Республики Таджикистан, а также международные нормативно-правовые акты, признанные Таджикистаном, в области охраны здоровья населения, в том числе молодых людей.

M. Muinova

Problems and Strategy Aimed at the Improvement of Youth s Health in the Years of

Independence (1992-2005)

Key words: Tajikistan Republic, years of independence, youth s health, normative-legal acts, health protection, social-economic plight

The article dwells on the state of youth's health in the years of independence in Tajikisran Republic (1992-2005); the strategy aimed at its improvement and development being a subject of consideration as well. The author adduces the list of normative-legal instruments adopted by the Government of Tajikistan Republic and of those international ones dealing with population's health protection and recognized by Tajikistan; young people's health being an item of special attention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.