УДК 616.9 - 614 (575.3) doi: 10.31712/2221-7355-2018-8-3-356-360
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ
ТАДЖИКИСТАН
ХРУЗИЕВ М.М., 2СОН И.М., 3БАНДАЕВ И.С.
ТУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе с СПИД» МЗиСЗН РТ
2ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации
здравоохранения» МЗ РФ
3ГУ «Республиканский учебно-клинический центр семейной медицины» МЗиСЗН РТ
Цель исследования. Обеспечение устойчивости политики противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Республике Таджикистан.
Материал и методы исследования. Проведен анализ нормативно-правовых документов Правительства Республики Таджикистан, решений Национального координационного комитета по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, приказов Министерства здравоохранения и социальной защиты населения.
Результаты. Меры по противодействию ВИЧ/СПИД-инфекции, принимаемые в республике, основываются на комплексном использовании различных профилактических, лечебно-профилактических и социально направленных программ.
Заключение. Реализация национальных целевых программ и стратегий проводилась с разработкой нормативно-методической базы, совершенствованием организационного и ресурсного обеспечения, направленных на профилактику ВИЧ/СПИДа с учетом специфики восприимчивых к ВИЧ-инфекции разных контингентов населения. Ключевые слова: противодействие ВИЧ-инфекции, целевые программы, комплексные профилактические мероприятия
FORMATION THE POLICY OF COMBATING AGAINST PREVALENCE OF HIV INFECTION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
1RUZIEV M.M., 2SON I.M., 3BANDAEV I.S.
JSI "Republican Center for Prevention and Control of AIDS" of the MHSP RT
2FSBI «Central Scientific Research Institute of Health Organization and Informatization», MH RF
3SI «Republican Educational and Clinical Center for Family Medicine» of the MHSP RT
Study Purpose. To Ensure the sustainability of the policy of combating the prevalence of HIV infection in the Republic of Tajikistan.
Material and Methods. The analysis of legislative documents of the government of the Republic of Tajikistan, decisions of the National Coordination Committee to combat HIV/AIDS, tuberculosis and malaria to counteract a prevalence of HIV infection, orders of the Ministry of health and social protection were conducted.
Results. The measures taken to counteract HIV / AIDS infection in the country are based on the comprehensive use of various preventive, preventive and treatment and socially oriented programs.
Conclusion. The implementation of national target programs and strategies was carried out through formulation of legislative and methodological base, improvement of organizational and resource provision addressed to the prevention of HIV/AIDS, taking into account the specifics of different populations groups susceptible to HIV infection. Key words: combating HIV infection, targeted programs, comprehensive preventive measures
Актуальность
В современном мире одним из самых страшных вызовов прогрессу и стабильности является эпидемия ВИЧ/СПИДа, представляющая реальную угрозу здоровью населе-
ния и национальной безопасности многих стран мира, что требует принятия комплексных мер глобального реагирования [1, 2, 3].
Для Таджикистана, как и для других стран мира, СПИД представляет одну из наиболее
острых и актуальных проблем, поскольку является реальной угрозой социально-экономическому развитию и национальной безопасности страны. Эпидемическая ситуация с ВИЧ-инфекцией в стране является напряжённой и имеет тенденцию к устойчивому развитию [4].
Мировой опыт борьбы с ВИЧ/СПИДом показал, что эффективное противодействие распространению ВИЧ может быть обеспечено при наличии таких основных инструментов, как законодательная база, целевые программы, сотрудничество с международными и общественными организациями в области профилактики данной инфекции. Одним из наиболее важных направлений противодействия распространению ВИЧ-инфекции является разработка и последовательная реализация долгосрочных целевых программ профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом, которые включают в себя меры как первичного воздействия (первичная профилактика), так и вторичного и третичного (вторичная и третичная профилактика). Эти инструменты нашли свое применение и в странах СНГ, включая Таджикистан [5].
Цель исследования
Обеспечение устойчивости политики противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Республике Таджикистан (РТ) путем разработки и последовательной реализации долгосрочных целевых программ профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом.
Материал и методы исследования
Для изучения организационных аспектов противодействия распространению ВИЧ-инфекции проведен анализ нормативно-правовых документов: Постановлений Правительства РТ, решений Национального координационного комитета по борьбе с ВИЧ/ СПИД, туберкулезом и малярией (НКК) по противодействию распространения ВИЧ-инфекции при правительстве РТ, приказов Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РТ, межведомственных документов, нормативно-распорядительных и аналитических материалов Центра СПИД.
Результаты и их обсуждение
Меры по противодействию ВИЧ/ СПИД-инфекции, принимаемые в республике, основываются на комплексном использовании различных профилактических, лечебно-профилактических и социально направленных программ и применении различных методов и способов, доказавших свою эффективность в мировой практике. Среди них: программы, направленные на предупреждение ВИЧ среди населения страны: про-
грамма добровольного консультирования и тестирования, образовательные программы для молодежи, программа профилактики инфекций, передающихся половым путем, программа безопасности крови, программа после контактной профилактики, программа профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку, программы для лиц, живущих с ВИЧ. Сюда же следует отнести программу совместных действий против туберкулеза и ВИЧ-инфекции и т.д.
Начало формирования политики противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Республике Таджикистан заложено принятием Программы по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 гг., утвержденной Постановлением правительства Республики Таджикистан от 02.09.1996 № 737-п.
В Таджикистане первая целевая программа «Стратегический план по предотвращению угрозы распространения вируса иммунодефицита человека (заболевания СПИД) на период 2002-2005гг.», утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан 30.12.2000 № 516, была принята в период, когда в стране были зарегистрированы лишь единичные случаи ВИЧ инфекции. В этой связи план имел только профилактическую направленность. Его приоритетными направлениями являлись профилактические мероприятия по снижению уязвимости к ВИЧ-инфекции среди молодежи, потребителей инъекционных наркотиков и коммерческих секс-работников.
В 2004 г. она была расширена Программой противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа, на 2004-2010 гг., утвержденной Приказом Министерства здравоохранения от 24.03.2004 №145, включающей принципы и основы комплексной диагностики с мониторингом и оценкой эпидемиологической ситуации и проводимых профилактических мероприятий в организациях и учреждениях как внутри сектора здравоохранения, так и других секторов.
Третья Национальная Программа по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа в РТ на период 2007-2010 гг. утверждена постановлением Правительства РТ 03.03.2007г. № 86. Она была разработана на принципах достижения всеобщего доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке по ВИЧ/СПИДу. Ее целью являлось замедление темпов распространения ВИЧ-инфекции путем обеспечения универсального доступа населения к профилактике, лечению, уходу
и поддержке. В ней были изложены ряд приоритетных областей: по предупреждению заражения; лечению и уходу; социальной поддержке; соблюдению законности и прав человека; проведению научных исследований; мониторингу и наблюдению.
В 2010 г. было завершено выполнение третьей Программы по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД в РТ на период 2007-2010 гг. Проведенными исследованиями установлено, что основная ее цель была достигнута. Распространенность ВИЧ-инфекции не превысила 20% среди групп населения, наиболее подверженных высокому риску, и не превысила 1% среди общего населения.
Четвертая Программа была утверждена с детальным бюджетом, планом мониторинга и оценки с ежегодным планом действий (Постановление Правительства РТ № 562 от 30.10. 2010г.). Национальная программа была согласована со всеми международными партнерами и являлась основным документом для определения деятельности доноров в области ВИЧ/СПИД. Особое внимание в ней уделено гендерным вопросам. Впервые в национальную повестку дня были широко включены проблемы женщин и девочек, гендерного равенства в связи с проблемой ВИЧ, исходя из результатов, полученных в исследовании доступа лиц, живущих с ВИЧ, к социальным услугам, с акцентом на гендер-ное равенство.
В течение периода выполнения четвертой Программы был заложен фундамент для интеграции мероприятий по вопросам гендерных отношений и ВИЧ/СПИДа в ряд министерств, ведомств, комитет по делам женщин и семьи при Правительстве РТ, Министерство здравоохранения и социальной защиты населения РТ, Министерство труда, миграции и занятости населения РТ, Министерство обороны РТ. Для повышения осведомленности по вопросам, связанным с ВИЧ/ СПИД и гендерных отношений, были задействованы религиозные лидеры.
В 2015 г. было завершено выполнение четвертой Программы по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД в Республике Таджикистан на период 2011-2015 гг. Проведенными исследованиями установлено, что основная ее цель была достигнута.
В 2014 году в стране была подготовлена и принята Национальная стратегия по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД в Республике Таджикистан на период 2015-2017 годы, утвержденная решением Национального координационного комитета по борьбе
с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией (НКК) протокол № 27 от 18 июля 2014г.
Для выполнения Национальной стратегии по противодействию эпидемии ВИЧ/ СПИД (НСПВ) был разработан детальный оперативный план, где были указаны четкие приоритеты по реализации ключевых мероприятий. Основные усилия были направлены по шести приоритетным областям: 1) профилактика; 2) лечение; 3) уход и поддержка; 4) правовые вопросы; 5) исследования, мониторинг и надзор; 6) расширение доступа, снижение уровня стигмы, а также улучшение качества медицинской помощи.
НСПВ акцентировалась на проведение интервенций, направленных на укрепление системы здравоохранения, в частности на расширение и интеграцию услуг по добровольному и конфиденциальному консультированию и тестированию (ДККТ) в учреждениях первичной медико-санитарной помощи ПМСП. Она также вносила свой вклад в национальную реформу здравоохранения путем наращивания и совершенствования технического и управленческого потенциала специалистов в области здравоохранения, поощрения участия гражданского общества в борьбе с эпидемией.
Реализация НСПВ потребовала необходимость расширения координированного межотраслевого реагирования по вопросам ВИЧ/СПИДа. Каждой отрасли предложено было рассмотреть позитивное или негативное воздействие, оказывающее распространение, и последствия ВИЧ/СПИД на ее деятельность: какие угрозы представляет ВИЧ/СПИД для деятельности, реализации и устойчивости мероприятий; какие мероприятия и интервенции могут быть реализованы для снижения рисков, защиты работников и сообщества; какой вклад можно внести в рамках национальных ответных мер.
Стратегическая цель новой НСПВ (20152017 гг.) заключалась в эффективном реагировании на имеющуюся базу доказательных данных и реализацию координированных, комплексных и качественных мер по профилактике, лечению и уходу, а также мобилизации и повышении уровня осведомленности населения о СПИДе, а также эффективному внедрению проблемы ВИЧ во все секторы. В этой связи были разработаны 4 стратегических направлений и 6 приоритетов.
Стратегическое направление № 1. Обеспечение эффективности профилактики, лечения, ухода и сопутствующих услуг на основании гендерно-ориентированного подхода в целях предоставления всеобщего доступа.
Стратегическое направление № 2. Интеграция проблемы ВИЧ в ключевые отрасли посредством реализации долгосрочных программ, направленных как на коренные причины, так и последствия эпидемии ВИЧ.
Стратегическое направление № 3. Реализация программ под руководством общин в целях содействия достижению всеобщего доступа и социальной трансформации СПИДа в контексте компетентных общин со снижением маргинализации (стигмы и дискриминации) уязвимых групп и ЛЖВ.
Стратегическое направление № 4. Координация действий всех заинтересованных сторон в рамках национальной стратегии и соответствующей рамочной программы действий, основанных на взаимной ответственности, гендерном равенстве и правах человека.
Приоритет 1. Расширение охвата, пользование услугами профилактики ВИЧ и снижение опасного поведения среди общин в целом, лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, и уязвимого населения.
Приоритет 2. Увеличение количества лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, имеющих право доступа к услугам лечения, уходу и смягчению последствий.
Приоритет 3. Укрепление систем здравоохранения в предоставлении пакета услуг по ВИЧ, обеспечивающего непрерывность ухода в соответствии со Стратегическим планом.
Приоритет 4. Включение вопросов по ВИЧ/СПИДу в стратегии и политику конкретных отраслей.
Приоритет 5. Поддержка общин в реагировании на ВИЧ/СПИД в разрезе местного контекста.
Приоритет 6. Эффективный ввод в действие НСПВ.
Наличие в республике имеющейся нормативно-правовой базы является необходимым, но не единственным условием для эффективной реализации политики по предотвращению ВИЧ. Важным условием является также фактическая правоприменительная практика, которая существенно отличается от изначально запланированной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Онищенко Г.Г. ВИЧ-инфекция - проблема человечества // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. - 2009.
- №1. - С. 5-9
2. Покровский В.В. ВИЧ-инфекция и СПИД. Клинические рекомендации. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010.
- 192 с.
Резюмируя результаты исполнения Национальных программ и стратегии по противодействию ВИЧ/СПИДа, необходимо отметить, что в них не только представители групп риска являются основным объектом воздействия в сфере профилактики ВИЧ-инфекций, но и остальной контингент населения необходимо рассматривать как группу риска по имевшимся критериям информированности. Так как социологические исследования показывают, что при достаточно высоком уровне знаний как о путях передачи, так и о средствах индивидуальной профилактики ВИЧ-инфекции у представителей различных социальных групп часто имеет место отсутствие должной настороженности в плане инфицирования ВИЧ.
Заключение
В основу принятых документов заложен унифицированный комплексный подход по реализации мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики ВИЧ/ СПИДа, регламентированные нормативными и методическими документами.
Реализация национальных целевых программ и стратегий проводилась с разработкой нормативно-методической базы, совершенствованием организационного и ресурсного обеспечения, направленных на профилактику ВИЧ/СПИДа с учетом специфики восприимчивых к ВИЧ-инфекции разных контингентов населения.
Приказами Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан утверждены более 20 нормативно-методических документов, в которых определен порядок проведения мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики. Важно отметить, что ряд документов утвержден на межведомственном уровне для обеспечения взаимодействия Министерства здравоохранения и социальной защиты населения, Министерства образования и науки, Министерства труда и занятости населения, МВД, Министерства юстиции и др.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
REFERENCES
1. Onishhenko G.G. VlCh-infekcija - problema chelovechestva [HIV Infection - Humanity Problem]. VICh-infekcija i Immunosupressii ( HIV infection and Immunosuppression). 2009; 1:5-9.
2. Pokrovskij V.V. VICh-infekcija i SPID. Klinicheskie rekomendacii [HIV infection and AIDS. Clinical recommendations]. - M.:GJeOTAR-Media, 2010;192p.
3. Хоффман К., Рокштро Ю.К. Лечение ВИЧ-инфекции. - М.: Р.Валент, 2010. - 648 с.
4. Мирзоев А.С., Нуров Р.М., Рафиев Х.К. и др. Детерминанты ВИЧ-инфекции в Таджикистане // Здравоохранение Таджикистана.- 2011.- № 11.- С. 34-40.
5. Нуров Р.М., Рафиев Х.К., Рузиев М.М. Эпидемиологические особенности ВИЧ-инфекции в пенитенциарных учреждениях Республики Таджикистан // Вестник педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 91-92.
3. Hoffman K., Rokshtro Ju.K. Lechenie VICh-infekcii [Treatment of HIV infection].- M.: R.Valent, 2010;648 p.
4. Mirzoev A.S., Nurov R.M., Rafiev H.K. i dr. Deter-minanty VICh-infekcii v Tadzhikistane [Determinants of HIV infection in Tajikistan]. Zdravoohranenie Tadzhikistana (Health Care in Tajikistan). 2011; 11:34-40.
5. Nurov R.M., Rafiev H.K., Ruziev M.M. Jepidemi-ologicheskie osobennosti VICh-infekcii v penitenciarnyh uchrezhdenijah Respubliki Tadzhikistan[Epidemiological features of HIV infection in penitentiary institutions of the Republic of Tajikistan]. Vestnik pedagogicheskogo universiteta (Bulletin of pedagogical University). 2012; 5:91-92.
Сведения об авторах: Рузиев Муродали Мехмондустович - научный консультант ГУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД», к.м.н.; 734016, Таджикистан, г. Душанбе, ул. Дехоти -48; e-mail: [email protected] Сон Ирина Михайловна - заместитель директора по науке ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, д.м.н., профессор; 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11; e-mail: [email protected] Бандаев Илхомджон Сироджидинович - директор ГУ «Республиканский учебно-клинический центр семейной медицины» МЗиСЗН РТ, д.м.н.; 734025, Таджикистан, г. Душанбе, ул. Нарзикулова, 8; e-mail: [email protected]
Information about authors: Ruziev Murodali Mehmondustovich - The Republican Center for Prevention and Control of AIDS, the Ministry of Health and Social Protection of the Republic Tajikistan; 734016, Tajikistan, Dushanbe, Dehoti Str., 48
Son Irina Mikchailovna - Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation; 127254, Russia, Moscow, Dobrolubova Str., 11 Bandaev Ilhomdzhon Sirodzhidinovich - The Republican Training and Clinical Center of Family Medicine of Ministry of Health and Social Protection; 734025, Tajikistan; Dushanbe, Narzikulov Str., 8
ТАШАККУЛИ СИЁСАТИ МУКОВИМАТ ОИД БА ПА^НШАВИИ СИРОЯТИ ВНМО ДАР ЧУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН
РУЗИЕВ М.М., 2СОН И.М., 3БАНДАЕВ И.С.
1МД «Маркази чумдуриявии пешгирй ва мубориза бар зидди ВНМО» ВТ ва Х,ИА Ч,Т 2МДФБ «Пажудишгоди марказии илмию тадк,ик,отии ташкилотй ва маълумотии содаи тандурустй» Вазорати тандурустии Федератсияи Россия
3МД «Маркази чумдуриявии таълимию клиникии тибби оилавй» ВТ ва Х,ИА ЦТ
Мацсади тадкццот. Таъмини шаткими сиёсати му^овиматй оид ба пацншавии сирояти ВНМО дар Чумцурии Тоцикистон.
Мавод ва усул;ои тадцицот. Тащили цуццатцои амалкунандаи меъёрию цуцуции Хукумати Ч,умцу-рии Тоцикистон, хулосацои Кумитаи цамоцангсозии миллй оид ба мубориза бар зидди ВНМО, сил ва табларза ва фармоишцои Вазорати тандурустй ва цифзи ицтимоии ацолй гузаронида шуд. Натица;о. Чорабинщои дар цумцурй истифодашуда доир ба муцовимат бар зидди сирояти ВНМО дар заминаи истифодаи мацмуавии барномацои гуногуни пешгирй, табобатй ва ицтимой асос ёфтаанд. Хулоса. Амалишавии барнома ва стратегиями мацсадноки миллй дар асоси коркарди заминаи цуцукию методй ва мукаммалсозии таъминоти моддию ташкилй, ки бар зидди пешгирии ВНМО бо назардошти цасосияти цишрцои гуногуни ацолй асос ёфтаанд, гузаронида шудааст.
Калимщои асоси: муцовимат бар зидди сирояти ВНМО, барномацои мацсаднок, чорабиницои мацму-авии пешгирикунанда