Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карягина О.В., Хоменко С.М.

В статье анализируются проблемы противодействия экстремизму на современном этапе и предлагаются способы повышения эффективности противодействия этому опасному явлению. Авторы считают, что основные усилия должны быть направлены на выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и ликвидацию последствий проявлений экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карягина О.В., Хоменко С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVING THE CRIMINAL LAW MECHANISM OF COUNTERING EXTREMIST ACTIVITY

The article analyzes the problems of countering extremism at the present stage and suggests ways to increase the effectiveness of countering this dangerous phenomenon. The authors believe that the main efforts should be aimed at identifying and subsequently eliminating the causes of extremist manifestations, as well as at preventing, suppressing, uncovering and investigating crimes of extremist orientation, minimizing and eliminating the consequences of manifestations of extremism.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_306 УДК 343.851

ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Problems and ways of improving the criminal law mechanism of countering extremist activity

КАРЯГИНА Оксана Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовного права и процесса,

Таганрогский институт управления и экономики.

347900, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, пер. Тургеневский, 13.

E-mail: o.karyagina@tmei.ru;

ХОМЕНКО Светлана Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса,

Таганрогский институт управления и экономики.

347900, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, пер. Тургеневский, 13.

E-mail: s.khomenko@tmei.ru;

Karyagina Oksana V.,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Procedure, Taganrog Institute of Management and Economics. 347900, Russia, Rostov region, Taganrog, lane. Turgenevsky, 13. E-mail: o.karyagina@tmei.ru;

Khomenko Svetlana M.,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure,

Taganrog Institute of Management and Economics.

347900, Russia, Rostov region, Taganrog, lane. Turgenevsky, 13.

E-mail: s.khomenko@tmei.ru

Краткая аннотация. В статье анализируются проблемы противодействия экстремизму на современном этапе и предлагаются способы повышения эффективности противодействия этому опасному явлению. Авторы считают, что основные усилия должны быть направлены на выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и ликвидацию последствий проявлений экстремизма.

Abstract. The article analyzes the problems of countering extremism at the present stage and suggests ways to increase the effectiveness of countering this dangerous phenomenon. The authors believe that the main efforts should be aimed at identifying and subsequently eliminating the causes of extremist manifestations, as well as at preventing, suppressing, uncovering and investigating crimes of extremist orientation, minimizing and eliminating the consequences of manifestations of extremism.

Ключевые слова: экстремизм, противодействие экстремизму, экстремистские организации, социальные сети, проблемы квалификации, уголовное наказание.

Keywords: extremism, countering extremism, extremist organizations, social networks, qualification problems, criminal prosecution.

Для цитирования: Карягина О.В., Хоменко С.М. Проблемы и способы совершенствования уголовно-правового механизма противодействия экстремистской деятельности //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 306-309. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_306.

For citation: Karyagina O. V., Khomenko S.M. Problems and ways of improving the criminal law mechanism of countering extremist activity //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 306-309. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_306.

Статья поступила в редакцию: 23.03.2023

Экстремизм - болезнь человечества. У него также есть свои симптомы, проблемные места и способы их лечения. Для России XXI века, как государства, преступления экстремистского характера рассматриваются составной часть посягательства на основы конституционного строя, которые в свою очередь, являются самостоятельным объектом уголовно-политического и уголовно-правового воздействия.

Несмотря на наличие определенных успехов на «антиэкстремистском фронте», в целом на сегодня противодействие экстремизму нельзя признать абсолютно эффективным. Недостаточность эффективности проявляется прежде всего в системе деятельности правоохранительных органов.

6 сентября 2008 года было образовано подразделение по противодействию экстремизму, «в целях совершенствования руководства деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с организованной преступностью и экстремизмом» [1].

На сегодняшний день данное подразделение по противодействию экстремизму являются самостоятельными структурными подразделениями полиции. В процессе реализации своих задач и функций ГУПЭ МВД России:

- организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений террористического характера и экстремистской направленности [2];

- осуществляет организационное и методическое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации [3].

В процессе реализации своих задач и функций для достижения положительного результата, встречаются пробелы в деятельности Центра по противодействию экстремизму, а также в целом в системе МВД.

Первое, что стоит выделить это дефицит квалифицированных кадров для проведения экспертиз и исследований для выявления признаков экстремизма в преступлениях. Также, сами экспертизы, а именно религиоведческая, психолого-лингвистическая, психологическая экспертизы проводятся под руководством Управления Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Данные экспертизы опять-таки являются трудоёмкими и длительные по времени. Результат данных экспертиз очень важен, так как с помощью них выявляются признаки экстремистской деятельности в преступлениях.

Проблема заключается в том, что религиоведческая экспертиза проводится не во всех лабораториях судебных экспертиз Министерства юстиции России. Данная ситуация препятствует быстрому реагированию и бесперебойной работы МВД РФ. Так отсутствие этой экспертизы в субъектах РФ даёт более долгую раскрываемость преступлений, которые могут быть отнесены к экстремистским.

Следующей наиболее актуальной проблемой является распространение террористических и экстремистских идей с использованием сети «Интернет». С каждым годом интернет-пространство развивается всё стремительнее и стремительнее. Вместе с интернетом развивается и противоправная деятельность, в том числе, экстремистская. «Наиболее всего совершению подобных действий подвержена именно молодёжь: во-первых, данная группа населения имеет ещё не окрепшую психику, ей легко манипулировать «издалека», а во-вторых, более половины пользователей сети - молодые люди в возрасте до 20 лет» [4, С.38].

Зачастую, причиной привлечения к ответственности по ст. 280, 205.2 УК РФ становится лайк, репост, размещение постов или же комментарий в какой-то из существующих социальных сетей.

В качестве примера выступает уголовное дело по обвинению Юдина А.В. за совершение преступления, предусмотренного ст. 205.2 УК РФ [5].

С недавних пор в перечень экстремистских организаций РФ попала компания «Meta» под руководством которой находятся социальные сети « I nstagram», «Facebook», «Whatsapp».

Проблема заключается в том, что все эти социальные сети невозможно контролировать правоохранительными органами, так как они курируются иностранными компаниями. В отличии от российских социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», к которым есть доступ контроля.

Что касается российской социальной сети, к которой ограничен доступ, то к ней относится «Telegram». Серьезные трудности возникают при идентификации пользователей социальных сетей, находящихся за пределами России. Пример неудачной попытки заблокировать «Telegram» показывает, что на этом пути встречается противодействие со стороны иностранных компаний и государств.

Решением проблемы является разработка российских систем мониторинга социальных сетей для правоохранительных органов.

Системы поиска и мониторинга социальных сетей «СЕУС» «Медиалогия» «Maslo-plus», «Avalanche» — продукты, предназначенный для представителей силовых структур, государственных и муниципальных организаций. Системы выполняют задачи мониторинга и анализа информации, размещенной в открытом пространстве социальных сетей. Продукты зарекомендовали себя в сфере противодействия экстремизму, терроризму, поиску социально-опасных явлений.

В настоящее время в интернет-мессенджере «Telegram» совместными усилиями с ведущими российскими и зарубежными интернет-компаниями еженедельно в среднем удаляется материалов экстремистского и террористического характера - 1 300.

Следующее, что можно выделить это проблема квалификации экстремистских сообществ.

Проблема заключается в том, что легальная дефиниция сообщества сформулирована законодателем весьма противоречиво. С одной стороны, в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ говорится о том, что экстремистское сообщество — это организованная группа лиц, что дает основания считать данное объединение разновидностью организованной группы. С другой стороны, в норме указано, что сообщество имеет части или входящие в него структурные подразделения, что означает наличие у экстремистского сообщества такой же структуры, как у преступного сообщества — либо это объединение нескольких организованных групп, либо одна группа, но имеющая структурные подразделения [6, С.124].

В качестве примера можно выделить экстремистскую организацию «АУЕ», которая долгое время не признавалась всерьёз.

17 августа 2020 года решением Верховного Суда России по иску Генеральной прокуратуры Российской Федерации движение «АУЕ» было признано экстремистской организацией.

Данная организация берёт своё начало в 2010-х годах в районах Забайкальского края. «Арестантский уклад един — это молодежное неформальное движение, участники которого придерживаются уголовных понятий, поддерживая и признавая авторитетов преступного мира, насильно навязывая свое мнение сверстникам» [7, С.155].

В течение 10 лет было сформировано мнение: «Не существовало организатора, лидера «АУЕ», не было никакой финансовой поддержки, в конце концов не было единой расшифровки этих букв, исходя из всего делался вывод о том, что «АУЕ», как движение не существует, больше, наверное, это образ жизни».

Почему данное движение не воспринималось всерьёз? В отличие от организованной преступной группировки, «АУЕ» носит массовость, то есть распространение в обществе путём самой молодёжи, интернета, различных социальных сетей. В данное движение может вступить любой человек, в отличие от ОПГ, в которую посторонним запрещено вступать. Так же играл фактор, что в основном в данное движение входили подростки, которыми было легко манипулировать взрослыми сторонниками.

Согласно п. 1 ст. 20 УК РФ «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста» [8]. В отдельных случаях с четырнадцати лет наступает уголовная ответственность. Но суть такова, что молодёжь не воспринимает всерьёз всю ответственность за совершенные действия.

Достаточно ярким примером можно назвать активизацию молодежной группы «ЧВК Редан», которая не имеет никакого отношения к военизированным формированиям. Это подростковая субкультура, возникшая под влиянием аниме-комиксов Hunter x Hunter, где есть клан под названием «Редан». Его участников косплеят (то есть подражают им) российские и украинские подростки, нося чёрную одежду российского субкультурного бренда hikikomori kai с изображениями паука и цифрой «4» (коллекция вышла в 2020 году), а также клетчатые брюки.

За несколько дней (фактически с 22.02.2023г.) новая субкультура стала молодежным трендом.

В аниме «Редан» - это отряд элитных бойцов, которых еще называют «пауками» из-за символики. Сами «редановцы» объясняют свое движение точно также - «боевые неформалы». Однако многие уже замечают, что группа, которая изначально должна была защитить тех, кого бьют за внешний вид, сама стала теми, кто теперь нападает на людей.

- Теперь в отрядах «Редан» такие же люди, как «оффники», которые бьют всех непохожих на них и тоже толпой, - признают сами анимешники.

В итоге появление ЧВК «Редан», призванное защитить неформалов, привело к еще большей агрессии к любителям аниме. После нескольких

нападений в торговых центрах против них ополчились другие подростки, которые теперь массово обещают ловить всех, кто носит символику «Редан». Самые же радикальные представители анимешников в свою очередь теперь ставят своей целью силой «сменить власть» среди подростков [9].

Безусловно, сейчас не стоит вопрос о признании данной молодежной группы экстремистской организацией, однако можно отчетливо проследить общие черты с теми неформальными молодежными движениями, которые в настоящее время признаны экстремистскими.

Считается, что основной проблемой является, отсутствие в УК РФ статьи «вовлечение несовершеннолетних в криминальную/экстремистскую деятельность». В УК РФ входит статья 150 «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» - считаю, что она носит одноразовый характер преступления. «Обязательным является наличие последствий преступления: несовершеннолетний должен совершить любое преступление, которое закреплено в особенной части УК РФ, либо приготовление/покушение» [10, С.7]. То есть, совершение преступления является окончательным и несёт за собой ответственность.

Что касается предложенной статьи для решения проблемы, то она будет нести продолжительный характер преступления. Обязательным условием будет участие несовершеннолетнего в преступной/экстремисткой организации. Ответственность несёт, как человек, который вовлёк в эту организацию, так и сам организатор данной деятельности.

Также проблемами восприятия всерьёз являлись оценка преступности, криминальная история, шкала противоправной деятельности.

Организация деятельности указанного криминального объединения, склонение, вербовка, иное вовлечение лица в его деятельность, участие в нем, предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности движения образуют признаки составов преступлений, предусмотренных ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 282.2, ч. 1 ст. 282.3 УК РФ.

В 2020 году движение «АУЕ» запрещено и признано экстремистской организацией. Деятельность движения, основанная на криминально-экстремистской идеологии, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, обществу и государству.

Следующим примером можно привести экстремистскую организация «Свидетели Иеговы».

Так, «Организация как централизованная религиозная организация является координирующим и направляющим деятельность входящих в нее местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы центром, ввозит на территорию Российской Федерации литературу, как уже признанную экстремистской, так и впоследствии признаваемую экстремистской, предоставляет в силу положений собственного устава литературу религиозного содержания местным религиозным организациям Свидетелей Иеговы, участвует в финансировании деятельности местных религиозных организаций, которые в том числе в последующем признаются экстремистскими» [11].

В России насчитывается 175 тысяч активных верующих данной организации, объединённых в 2 547 общин. Данная организация, как и её вся структура в России признана экстремистской и с признанием проблем нет.

В качестве сравнения нужно привести экстремистскую организацию «Союз Славянских Сил Руси».

Идеологической основой, объединяющей членов «СССР», является «отрицание распада Союза Советских Социалистических Республик как государства; восприятие Российской Федерации исключительно как наименования коммерческой организации, из чего следует противодействие органам государственной власти Российской Федерации по причине их нелегитимности, а также подконтрольности лицам еврейской национальности; отрицание частной собственности» [12].

Проблема заключается, в том, что существуют различные аналоги данной организации, с немного измененным названием и деятельностью, но их часто тяжело признать экстремистскими. Такие как «Граждане СССР», «Домой в СССР», «Правительство СССР» представители этих движений, которые уже является экстремистским и внесены в соответствующий федеральный список.

В 2018 году образовалась новая организации «Верховный Совет СССР».

В мае 2020 года в Северной Осетии было возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве в отношении группы лиц, называвших себя «Верховным Советом Осетинской АССР» и продававших «паспорта СССР», обещая, что эти «документы» избавят покупателей от налогов и позволят им не оплачивать услуги ЖКХ Исходя из анализа деятельности организации следует, что она подрывает финансовую составляющую государственного строя России.

Статистика показывает, что численность аналогов таких организаций возрастает. Весьма часто деятельность данных организаций совпадает с уже признанными экстремистскими организациями, но проблема в том, что она не существенно подрывает государственный строй России.

По мнению политолога Андрея Гусия: «названия могут меняться, но суть будет оставаться прежней, и если сейчас некоторые из них признали экстремистскими, то через несколько лет мы увидим новых протестующих» [13].

Для решения данной проблемы предлагается расширить предложенное в УК РФ понятие организации экстремистского сообщества. В ч. 1 ст. 282.1 УК РФ добавить: создание экстремистского сообщества, «а также сообществ, имеющих непосредственное отношение к существующим экстремистским организациям». Также ввести в примечание статьи 282.1 УК РФ полное понятия данного сообщества. «Сообщество, которое имеет непосредственное отношение к существующим экстремистским организациям — это сообщество имеет практически аналогичное название, структуру, символику, уставы, (религиозную) литературу, а также осуществляют схожую экстремистскую деятельность, но не признаны подразделением существующей экстремисткой организации».

Данное понятие будет распространяться на сообщества, которые повторно нарушили ст. 20.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а также совершают преступления, подрывающие конституционный строй страны.

Проанализировав вышеперечисленные проблемы открывается возможность повышения эффективности противодействия этим опасным проявлениям [14, С.447]. Основные усилия должны быть направлены на выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и ликвидацию последствий проявлений экстремизма.

Библиогра фия:

1. Указ Президента РФ от 06.09.2008 N 1316 (ред. от 05.09.2011) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» -Текст документа опубликован не был.

2. Положение о Главном управлении по противодействию экстремизму МВД России. Утверждено приказом МВД России от 21.06. 2011 г. № 698дсп - Текст документа опубликован не был.

3. Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 31. - Ст. 4705.

4. Габлудхаков, М. Ф. Проблема экстремизма в интернет-пространстве / М. Ф. Габлудхаков, Е. А. Кровякова, А. Л. Санченко // StudNet - 2021. Т. 4. -№ 12. - С. 38.

5. Приговор Дальневосточного окружного военного суда г. Магадан от 7 мая 2018 г. по делу № 1 -8/2018 // "Sud Praktika.ru" : интернет-портал. URL: https://sud-praktika.ru/precedent/371045.html (дата обращения: 08.02.2023).

6. Клименко Ю. А. Организация экстремистского сообщества: проблемы квалификации / Ю. А. Клименко // Lex Russica (Русский закон) - 2017. - № 3 (124). - С. 123-132.

7. Семочкина, А. А. АУЕ - как фактор криминализации несовершеннолетних и их активного противопоставления государству и обществу / А. А. Се-мочкина // Вестник экономической безопасности - 2020. - № 6. - С. 154-158.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 25. - Ст. 2954.

9. WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27470/4726359/(дата обращения: 02.03.2023).

10. Закутина, Л. О Проблемы толкования и применения ст. 150 УК РФ / Л. О. Закутина // Вестник науки и творчества - 2021. № 10 (70). - С. 5-10.

11. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 апр. 2017 г. N АКПИ17-238 - URL: https://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-akpi17-238/ (дата обращения: 13.02.2023).

12. Решение Верховного Суда Республики Коми № 3А-202/2019 3А-202/2019~М-181/2019 М-181/2019 от 11 июля 2019 г. дело № 3а-202/2019 // База судебных и нормативных актов РФ "СудАкт": интернет-портал. URL: https://sudact.ru/regular/doc/imFKSZtYQGdl/ (дата обращения: 13.02.2023).

13. Смотрим, к чему приводит игра в Советский Союз спустя 30 лет после его распада / Город. информ. сайт // Новости Волгограда: [сайт]. - URL: https://v1.ru/text/gorod/2021/12/26/70341362/ (дата обращения: 13.02.2023).

14. Вуйич И. Причины экстремизма: современные реалии / И. Вуйич, А. В. Татьянина // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: МАТЕРИАЛЫ ХХ1 I I НАЦИОНАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (с международным участием), Таганрог, 15-16 апреля 2022 года. - Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2022. - С. 446-449.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation of 06.09.2008 N 1316 (ed. of 05.09.2011) "On certain issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" - The text of the document was not published.

2. Regulations on the Main Directorate for Countering Extremism of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Approved by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 21.06.2011 No. 698dsp - The text of the document was not published.

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 988 dated 26.07.2011 "On the Interdepartmental Commission on Countering Extremism in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 31. - St. 4705.

4. Gabludkhakov, M. F. The problem of extremism in the Internet space / M. F. Gabludkhakov, E. A. Krovyakova, A. L. Sanchenko // StudNet - 2021. Vol. 4. - No. 12. -

p. 38.

5. Verdict of the Far Eastern District Military Court of Magadan of May 7, 2018 in case No. 1-8/2018 // "Sud Praktika.ru " : internet portal. URL: https://sud-praktika.ru/precedent/371045.html (date of appeal: 08.02.2023).

6. Klimenko Yu. A. Organization of extremist community: problems of qualification / Yu. A. Klimenko // Lex Russica (Russian Law) - 2017. - № 3 (124). - Pp. 123-132.

7. Semochkina, A. A. AUE - as a factor of criminalization of minors and their active opposition to the state and society / A. A. Semochkina // Bulletin of Economic Security - 2020. - No. 6. - pp. 154-158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ (ed. of 29.12.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 25. - St. 2954.

9. WWW.KP.RU : https://www.kp.ru/daily/27470/4726359 /(accessed: 02.03.2023).

10. Zakutina, L. O. Problems of interpretation and application of Article 150 of the Criminal Code of the Russian Federation / L. O. Zakutina // Bulletin of Science and Creativity - 2021. № 10 (70). - Pp. 5-10.

11. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation of April 20, 2017 N AKPI17-238 - URL: https://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-akpi17-238 / (accessed: 02/13/2023).

12. Decision of the Supreme Court of the Komi Republic No. 3A-202/2019 3A-202/2019~M-181/2019 M-181/2019 dated July 11, 2019 case No. 3a-202/2019 // Database of judicial and regulatory acts of the Russian Federation "SudAkt": Internet portal. URL: https://sudact.ru/regular/doc/imFKSZtYQGdl / (accessed: 02/13/2023).

13. We look at what the game of the Soviet Union leads to 30 years after its collapse / City. inform. website // Volgograd News: [website]. - URL: https://v1. ru/text/gorod/2021 /12/26/70341362 / (accessed: 02/13/2023).

14. Vuyich I. The causes of extremism: modern realities / I. Vuyich, A.V. Tatyanina // Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, law enforcement issues and personnel training: MATERIALS of the XXIII NATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE (with international participation), Taganrog, April 15-16, 2022. - Taganrog: Taganrog Institute of Management and Economics, 2022. - pp. 446-449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.